Заявление прокурора в суд о ликвидации и запрете деятельности общественной организации

Обновлено: 05.05.2024

Специфика применения полномочия: буквальное толкование указанной нормы позволяет констатировать отсутствие права на применение полномочия заместителями Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ.

Основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации (Минюстом России) или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

Энский краевой суд

Прокурор Энского края

Заинтересованные лица:

г. Энск, ул. Советская, д. 96

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Энскому краю,

г. Энск, ул. Дзержинского, д. 114

Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Энскому краю

г. Энск, ул. Ленина, д. 293

о ликвидации общественного

объединения

(в порядке ст. 44 Федерального закона

В соответствии с п. 1.1 Устава Комитета общественная организация является региональным общественным объединением. Основной целью его деятельности является объединение инвалидов, получивших травмы при исполнении своего служебного долга в период службы в рядах Минобороны России, МВД России и ФСБ России, взаимодействие с органами местного самоуправления, организациями Минобороны России, МВД России и ФСБ России по вопросам социальной защиты инвалидов.

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями председателя Комитета Ковалева В.В., начальника отделения Комитета по Заречному району Серого М.Ю., начальника отделения Комитета по Лесному району Панова Д.Н., членов Комитета Васина А.В., Зуева Ш.З. и Кондакова В.В., согласно которым общественное объединение деятельностью, предусмотренной Уставом, не занимается и не занималось.

Руководством Комитета неоднократно допускались иные грубые нарушения федерального законодательства.

В связи с этим 24.11.2008 прокурором г. Энска в отношении председателя общественного организации Ковалева В.В. и прокурором Лесного района в отношении начальника отделения Комитета по Лесному району Панова Д.Н. возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.10 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Энска от 01.12.2008 председатель общественной организации Ковалев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.10 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 500 рублей. Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Лесного района от 01.12.2008 начальник отделения по Лесному району Панов Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.10 КоАП РФ, ему назначен штраф в размере 500 рублей.

Опрошенные по указанным обстоятельствам Ковалев В.В., Серый М.Ю., Панов Д.Н., Васин А.В., Зуев Ш.З., Кондаков В.В., Зуева И.Ю. и Мамонов Ю.В. пояснили, что в целях избежания административной ответственности члены Комитета предъявляли сотрудникам ГИБДД указанные выше удостоверения. Данное обстоятельство позволяло избегать административной ответственности за совершение правонарушений в сфере дорожного движения. Удостоверения членов общественного объединения выдавались за плату.

В нарушение требований ст. 29 Закона № 82-ФЗ Комитет ежегодно не информировал орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Более того, постоянно действующий руководящий орган общественной организации не находится и не находился по месту его государственной регистрации, чем нарушены требования ст. 21 Закона № 82-ФЗ. Данное обстоятельство подтверждается информацией и.о. заместителя начальника ОВД по г. Энску от 01.08.2008 № 5/6061.

Опрошенный по указанным обстоятельствам Маслов О.Б., избранный 12.12.2008 на общем собрании общественной организации её председателем, пояснил, что он согласен с тем, что Комитетом допущены неоднократные, в том числе существенные, нарушения федерального законодательства. По его мнению, данное обстоятельство является основанием для принятия судом решения о ликвидации общественного объединения. Перспектив для дальнейшего существования общественной организации он не видит, поскольку её члены не занимались и не занимаются оказанием помощи инвалидам правоохранительных органов и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, Комитетом допущены неоднократные, в том числе грубые, нарушения федерального законодательства, что на основании абзаца третьего части первой ст. 44 Закона № 82-ФЗ является основанием для принятия судом решения о ликвидации общественного объединения.

Приложение: копии 3 заявлений, копии материалов в 1 т. на л.

Прокурор Энского края

юстиции 2 класса П.Т. Пухов

2.2.5. Заявление о запрещении деятельности профессионального союза

Специфика применения полномочия: согласно п. 3 ст. 10 Закона № 10-ФЗ, в случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Энский областной суд

Прокурор Энской области

в защиту интересов Российской Федерации

Заинтересованные лица:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Энской области,

г. Энск, ул. Дзержинского, д. 114

о запрещении деятельности профессионального союза

(в порядке ст. 10 Федерального закона «О профессиональных союзах,

Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 10-ФЗ каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах (п. 3 ст. 2 Закона № 10-ФЗ).

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Закона № 10-ФЗ).

Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что необходимыми условиями для наличия права на вступление в профсоюз являются только достижение лицом 14 лет и осуществление им трудовой (профессиональной) деятельности.

Иных условий для вступления в профсоюз указанным Законом не предусмотрено.

Частью 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу ст. 3 Закона № 10-ФЗ член профсоюза – лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Следовательно, лицо не может являться членом профсоюза, не являясь членом первичной профсоюзной организации.

В соответствии с п. 3 ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (ст. 28 вышеуказанного Федерального закона).

Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 10-ФЗ в случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приложение: копия заявления;

Устав общественной организации «Территориальный

профессиональный союз работников организаций,

выписка из ЕГРЮЛ

Прокурор Энской области

юстиции 3 класса А.В. Борисов

2.2.6. Заявление о признании забастовки незаконной

Основание применения полномочия: ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Специфика применения полномочия: ст. 413 ТК РФ предусмотрено, что по заявлению прокурора решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов.

Энский областной суд

Прокурор Энской области

Забастовочный комитет в лице Сысина И.В. и Носова С.В. г. Энск, ул. Профсоюзная, 10

о признании предупредительной забастовки незаконной

(в порядке ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации)

По мнению прокурора, конференция работников по утверждению требований к работодателю проведена в неправомочном составе, в связи с чем отклонение требований работодателем не может считаться началом коллективного трудового спора; забастовка объявлена с пропуском установленного законом срока; конференция, на которой принято решение об объявлении предупредительной забастовки, проведена неуполномоченными на то лицами; забастовка организована и проведена в отсутствии согласованного или установленного минимума необходимых работ, выполняемых работниками в период забастовки.

Частью 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации за гражданами признано право на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) среди основных прав работника предусмотрено право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Делегаты на конференцию избирались на общих собраниях смен А, В, С и Д в период с 24 по 26 сентября 2011 г. Собрания работников смен в указанный период по избиранию делегатов на конференцию для выдвижения требований к работодателю действительно проводились.

По итогам рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией 14 ноября 2011 г. согласия между сторонами коллективного спора достигнуто не было, в связи с чем был подписан протокол разногласий. При этом стороны не прибегли к помощи посредников и не создавали трудового арбитража, что в силу положений ст. ст. 402 и 403 ТК РФ свидетельствовало о завершении примирительных процедур.

В соответствии с требованиями ст. 410 ТК РФ (в редакции, действовавшей на день возникновения спорных правоотношений) после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. В то время как часовая предупредительная забастовка была объявлена на 27 ноября 2011 г., то есть после завершения примирительных процедур.

Таким образом, ответчиками не был соблюден установленный действующим трудовым законодательством порядок проведения мероприятий по разрешению возникшего коллективного трудового спора, в частности решение об объявлении предупредительной забастовки принято неуполномоченным составом работников, предупредительная забастовка проведена работниками после завершения примирительных процедур, а также в отсутствии согласованного или установленного минимума необходимых работ, выполняемых работниками в период забастовки.

В силу части третьей ст. 413 ТК РФ забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных названным Кодексом.

Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 299-ФЗ)

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 421-ФЗ)

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

(Пункт в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 211-ФЗ)

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы; (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 280-ФЗ)

4) символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. (Пункт введен - Федеральный закон от 25.12.2012 № 255-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Статья 3. Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Статья 31. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов

Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. (Статья введена - Федеральный закон от 23.11.2015 № 314-ФЗ)

Статья 4. Организационные основы противодействия экстремистской деятельности

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности;

устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию экстремистской деятельности.

Правительство Российской Федерации:

определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия экстремистской деятельности;

организует разработку и осуществление мер по предупреждению экстремистской деятельности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий ее проявлений;

организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию экстремистской деятельности необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц. Для реализации решений этих органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

(Статья в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 179-ФЗ)

Статья 5. Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статья 6. Объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Статья 7. Вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его соответствующим территориальным органом. (В редакции Федерального закона от 29.04.2008 № 54-ФЗ)

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Статья 8. Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

По указанным в части второй настоящей статьи основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа. (В редакции Федерального закона от 29.04.2008 № 54-ФЗ)

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 24.07.2007 № 211-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ, от 15.10.2020 № 337-ФЗ)

Порядок ведения перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральным органом государственной регистрации. (Часть введена - Федеральный закон от 15.10.2020 № 337-ФЗ)

Статья 10. Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения

В случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

рассмотрела в судебном заседании 14 мая 2002 г. по кассационной жалобе Г. на решение Приморского краевого суда от 14 марта 2002 г. дело по заявлению прокурора Приморского края о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации "Независимая общественная прокуратура".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации "Независимая общественная прокуратура" в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", ссылаясь на неоднократное и грубое нарушение закона указанной общественной организацией. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что в нарушение ч. 2 ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях" в названии Владивостокской общественной организации "Независимая общественная прокуратура" использовано наименование органа государственной власти.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений - органы прокуратуры; создание общественной прокуратуры данным Федеральным законом не предусмотрено.

Кроме того, прокурор указал на то, что в нарушение закона ВОО "Независимая общественная прокуратура" в своем уставе в разделе о целях и задачах указала на "содействие общественному контролю за соблюдением законности в Управлении исполнения наказаний, в органах Прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, правосудия РФ без вмешательства в их деятельность. ".

По мнению прокурора, эти положения противоречат ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", в которой предусмотрено, что вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается. Ранее в уставе ВОО "Независимая общественная прокуратура" было предусмотрено, что целью и задачей данной общественной организации является общественный контроль за соблюдением законности в вышеперечисленных органах. Хотя редакция устава и была изменена после отказа в регистрации, однако внесенное изменение и ссылка на осуществление контроля без вмешательства в деятельность государственных органов не свидетельствуют о соблюдении указанных норм Федерального закона "Об общественных объединениях", поскольку любой контроль подразумевает и фактически означает вмешательство в деятельность государственных органов.

Решением Приморского краевого суда от 14 марта 2002 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Г. поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

нарушения требований статьи 16 настоящего Федерального закона;

виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений по указанным в данной статье основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации".

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Судом установлено, что Владивостокская общественная организация "Независимая общественная прокуратура" в своем наименовании использовала термин "прокуратура", указывая на характер своей деятельности, как это предусмотрено ст. 54 ГК РФ.

Между тем в соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях" в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях".

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Статья 5 этого Закона запрещает воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности.

Статья 11 Закона предусматривает:

1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально - бытового и хозяйственного назначения.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Вывод суда о том, что в названии ВОО "Независимая общественная прокуратура" незаконно использовано название "прокуратура", является правильным.

Правильным является и вывод суда о противоречии закону указания в уставе ВОО "Независимая общественная прокуратура" на такие ее цели и задачи, как содействие общественному контролю за соблюдением законности в Управлении исполнения наказаний, в органах прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, правосудия РФ. Содействие общественному контролю без вмешательства в деятельность перечисленных органов противоречит ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", в которой содержится запрет на вмешательство как органов государственной власти, так и общественных объединений в деятельность друг друга. Доводы прокурора о том, что контроль в любых формах подразумевает вмешательство в деятельность того или иного органа, учреждения, объединения, суд правильно признал обоснованными.

Статьей 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться федеральными законами.

Действующим законодательством общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов в той форме, которую избрала ВОО "Независимая общественная прокуратура", не предусмотрен, а федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации", "О милиции", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", содержат прямое указание на недопустимость вмешательства в их деятельность по осуществлению прокурорского надзора , по выполнению работником милиции возложенных на него обязанностей, в служебную деятельность сотрудников ФСБ и персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания. В Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" закреплен принцип самостоятельности и независимости судебной власти.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Г. не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Приморского краевого суда от 14 марта 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.

Чуряев Александр Владимирович, преподаватель Академии ФСО России, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются предусмотренные в нормативных актах особенности участия прокуроров в процедуре принудительной ликвидации юридических лиц, а также анализируются связанные с этим вопросы правоприменения.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, принудительная ликвидация юридических лиц, некоммерческие организации.

The activities of the Public Prosecution Service on enforced liquidation of legal entities

The article considers particularities of participation of public prosecutors in the procedure of forced liquidation of legal entities provided for in normative legal acts and also analyzes its law enforcement related issues.

Key words: the Public Prosecution Service, prosecutorial supervision, forced liquidation of legal entities, non-profit organizations.

Согласно ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Это право прокурора не абсолютно и может быть реализовано лишь в пределах, предусмотренных законом. Такие ограничения, во-первых, обусловлены нормами процессуального законодательства (ст. 45 ГПК, ст. 52 АПК, ст. 44 УПК) и, во-вторых, следуют из специальных законов, устанавливающих особенности применения соответствующих способов защиты права.

Эти положения, в частности, надо учитывать при реализации прокурорами права на обращение в суды с заявлениями о принудительной ликвидации юридических лиц.

Согласно ст. 61 ГК требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В настоящее время право прокуратуры на принудительную ликвидацию юридических лиц предусмотрено ФЗ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", ФЗ от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму", ФЗ от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Из анализа этих нормативных актов с учетом соответствующих положений процессуального законодательства следует, что прокуроры могут подавать в суды заявления о принудительной ликвидации всех некоммерческих организаций, за исключением политических партий, в случае:

  • допущенных при их создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • осуществления ими деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществления ими запрещенной законом деятельности;
  • осуществления ими деятельности с нарушением Конституции РФ, с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • систематического осуществления ими деятельности, противоречащей уставным целям;
  • в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях" и иными законами.

При этом следует учитывать, что правом подачи в суд заявления о принудительной ликвидации некоммерческой организации в любом из этих случаев наделен только прокурор субъекта РФ.

В отношении отдельных видов некоммерческих организаций законами устанавливаются дополнительные основания их ликвидации, а также специальные правила определения уполномоченного прокурора для обращения в суд.

Например, согласно ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения являются: а) нарушение им прав и свобод человека и гражданина; б) неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; в) неустранение в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления его деятельности. При наличии хотя бы одного из указанных оснований заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором РФ, а заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения - прокурором субъекта Федерации.

Более широкий перечень оснований предусмотрен для ликвидации религиозного объединения. Согласно ст. 14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" к таким основаниям относятся: а) нарушение им общественной безопасности и общественного порядка; б) совершение действий, направленных на осуществление экстремистской деятельности; в) принуждение к разрушению семьи; г) посягательство на личность, права и свободы граждан; д) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; е) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; ж) воспрепятствование получению обязательного образования; з) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; и) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; к) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Правом на обращение в суд с требованием о ликвидации религиозного объединения обладают прокуроры всех уровней.

Кроме того, любой прокурор вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации некоммерческой организации в случае осуществления ею экстремистской деятельности. Это право закреплено в ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и может быть реализовано при наличии следующих оснований: 1) некоммерческая организация в установленный срок не устранила допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности при условии, что такое предупреждение не было обжаловано в суд или не признано судом незаконным; 2) в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности некоммерческой организации; 3) некоммерческая организация осуществляет экстремистскую деятельность, повлекшую за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающую реальную угрозу причинения такого вреда.

Тесно с указанными основаниями соприкасаются основания для ликвидации некоммерческой организации, обладающей признаками террористической организации. Согласно ст. 24 ФЗ "О противодействии терроризму" организация признается террористической и подлежит ликвидации по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от ее имени или в ее интересах осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 282.2 и 360 УК, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

И, наконец, Генеральная прокуратура вправе инициировать судебное разбирательство по делу о ликвидации некоммерческой организации, причастной к незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ. Согласно ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" такое заявление может быть подано при наличии следующих оснований: а) если некоммерческой организацией не исполнено обязательное для исполнения предписание, выданное в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях некоммерческой организации либо иным неоднократным нарушением законодательства РФ об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях некоммерческой организации; б) при наличии достаточных оснований полагать, что некоммерческая организация осуществила финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.

В ходе реализации прокурорами рассмотренных норм следует иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П, в котором содержатся рекомендации по применению оснований для принудительной ликвидации юридических лиц. Конституционный Суд обратил внимание на недопустимость использования при этом формального подхода. Поскольку эта санкция является для юридического лица крайней мерой, следует учитывать ее соразмерность допущенному нарушению. Суд подчеркнул, что исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Иными словами, по мысли Конституционного Суда, ликвидация юридического лица возможна лишь в том случае, когда нет иных юридических возможностей защиты нарушенных прав граждан, интересов общества и государства.

Эта правовая позиция активно применяется в практике судов общей юрисдикции. Например, Верховный Суд РФ в Определениях от 14 декабря 2010 г. N 49-Г10-86, от 16 ноября 2010 г. N 49-Г10-75, от 16 ноября 2010 г. N 49-Г10-74, от 15 декабря 2009 г. N 44-Г09-41 выработал несколько принципиальных позиций по этому поводу:

а) исходя из конституционно-правового смысла, некоммерческую организацию нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности;

б) характер допущенных некоммерческой организацией нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем ее ликвидации;

в) ликвидация некоммерческой организации как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным некоммерческой организацией нарушениям и вызванным ими последствиям.

Самостоятельного внимания заслуживают особенности подачи прокурором заявления в суд. Как следует из приведенных правовых норм, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

При реализации этого права необходимо учитывать правовую позицию, сформулированную Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.). Суд указал, что прокурор вправе обратиться с заявлением о ликвидации юридического лица без указания в нем конкретного органа государственной власти - материального истца.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: