Особенности военной юстиции в целом и военных судов

Обновлено: 03.05.2024

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено - Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС . Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка . Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

Денис Давыдов, судья Северо-Кавказского окружного военного суда, г. Ростов-на-Дону.

Военные суды в современном понимании возникли в России с появлением регулярной армии, требующей поддержания в ней определенного правопорядка несения военной службы, реализации прав, обязанностей и ответственности личного состава.

Военные историки выделяют четыре основных периода развития военно-уголовного законодательства и военного суда.

Военные суды при Петре I

Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.

Военные историки выделяют четыре основных периода развития военно-уголовного законодательства и военного суда: реформы Петра I, судебная и военная реформы 1864 - 1867 годов (Александра II), советский период, а также современный период новой российской государственности, продолжающийся в настоящее время.

В 1715 - 1716 годах поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав. Он сыграл важную роль в деле становления российской государственности и армии, а также создания новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов.

Согласно названному уставу были предусмотрены коллегиальные военные суды 3 видов:

  • высший (генеральный) суд, которому были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;
  • низший (полковой) суд, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;
  • "скорорешительный суд" - для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Руководство военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы - Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем структурные подразделения. В их компетенцию входили: конфирмация приговоров (утверждение приговоров с правом изменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность .

Глава 50 Воинского устава. См.: Российское законодательство X - XX веков / Под ред. А.Г. Манькова. М.: Юридическая литература, 1986. Т. 4.

В 1711 году был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства.

Указом 1717 года о замене Военной канцелярии Военной коллегией последняя, по признанию историков, получила значение высшего военно-судебного места. Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции коллегия не наделялась, хотя ее представители делегировались в Сенат для осуществления правосудия по делам военнослужащих. Эти военно-административные органы фактически занимались судебной деятельностью, и их можно считать прообразом современной Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит право окончательного утверждения приговоров подведомственных судов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную функцию выполнял Генерал-аудиторат. По замыслу императора Генеральный аудиторат должен был представлять собой "суд высший, учреждение. независимое от Военной коллегии. и подчиненное непосредственно верховной власти" .

При каждом военном суде, от полкового до генерального, имелся аудитор, наблюдавший за правильным применением и точным исполнением законов в суде, других судебных установлений, ходом подготовки дел к рассмотрению и вынесением справедливых приговоров, чтобы "процессы порядочно и надлежащим образом отправлялись". Даже вынесенный приговор подлежал проверке аудитора и подписывался аудитором до его оглашения.

Институт аудиторов окончательное законодательное закрепление получил в Воинском уставе 1716 года. Аудитор сочетал в себе полномочия следователя, судьи и прокурора. В институте аудиторов воплотилась идея Петра I о создании в России специального органа для охраны прав военнослужащих, поддержания твердого правопорядка в армии. Основным назначением данного института было "судить все преступления, какого б звания ни были преступники" .

Сутормин Г.М. Военная прокуратура России. Три века истории // За права военнослужащих. 2002. N 7 - 18.

Военно-судебная реформа 1867 года

В 1867 году в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе.

Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за "охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами".

При военных судах (не входя в их состав) находились военные прокуроры - главный военный прокурор и военные прокуроры с помощниками.

Военные прокуроры осуществляли в основном две функции: прокурорского надзора за соблюдением законов при судебном рассмотрении дел и обвинительную - обличение подсудимого. Однако сами суды не входили в сферу прокурорского надзора. Прокуроры лишь могли в случае необходимости информировать "по инстанции" о ставших им известными тех или иных недочетах в деятельности военных судов.

Общий надзор за военно-судебными местами лежал на военном министре, который мог лично произвести ревизию в любом военном суде либо поручить это подчиненному ему главному военному прокурору или одному из должностных лиц военно-судебного ведомства .

Согласно Указу Александра II от 26.12.1868 все генералы, штаб- и обер-офицеры, занимавшие штатные должности по военно-судной части, составили особое Военно-судебное ведомство.

Непосредственным органом военно-судебного управления являлось Главное военно-судное управление, основные задачи которого были определены Положением о Военном министерстве от 01.01.1869. В числе главных из них назывались "поддержание в войсках нравственности и дисциплины", "преследование поступков и преступлений", "усовершенствование военного законодательства".

Советский период

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24.11.1917 N 1 "О суде" были упразднены институты судебных следователей, прокурорского надзора, все ранее действовавшие общие судебные установления, в том числе "военные и морские суды всех наименований", а взамен были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих.

В то же время требовалось принятие особых мер по укреплению дисциплины и правопорядка в армии. Поэтому в войсках по инициативе реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые стали называться военными трибуналами .

Петухов Н.А. Становление и развитие военных судов как органов осуществления судебной власти в условиях военной службы // Информационный бюллетень военных судов. 1998. N 171; Петухов Н.А., Липко В.Б., Толкаченко А.А. Военные суды в судебной системе России // Российская юстиция. 2003. N 1.

Для организации единого управления военными трибуналами Реввоенсовет Республики (РВСР) Приказом от 14.10.1919 N 94 учредил Военно-революционный трибунал, переименованный в ноябре 1919 года в Революционный военный трибунал Республики (РВТР).

РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу.

В 1921 году военные суды фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. В соответствии с Постановлением ВЦИК от 23.06.1921 в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный трибунал. Одновременно функции тыловых военных трибуналов были переданы "военным" отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел.

В целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью в декабре 1921 года в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура, а в ноябре 1922 года - Государственная военная прокуратура.

ЦИК СССР 23 ноября 1923 года утвердил Положение "О Верховном Суде Союза ССР", в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав.

Рассмотрению Военной коллегией подлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного Суда СССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. В этот список входили должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейского уровня. С принятием положений о военных трибуналах и военной прокуратуре (1926) Военная коллегия стала кассационной и надзорной инстанцией для всех военных трибуналов.

На Военную коллегию была возложена и роль одного из органов чрезвычайной юстиции, выполнявших функцию политической репрессии в отношении так называемых врагов народа. В 1934 году Постановлениями ЦИК СССР от 10.07.1934 "Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел" и от 10.07.1934 "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами" на Военную коллегию возлагалась обязанность по рассмотрению дел об измене Родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах, об иных видах диверсий и подобных им.

Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов существенно расширилась, что непосредственно отразилось и на деятельности Военной коллегии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 "О военном положении" устанавливалось, что "в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов". Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.

Принципиальные изменения в деятельности военных судебных органов произошли по окончании периода культа личности Сталина, когда в 1953 году в стране начался процесс переосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок.

С принятием Положения о Верховном Суде СССР от 12.02.1957, а в 1958 году нового Положения о военных трибуналах компетенция военных судов строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.

Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу.

Закон СССР от 30.11.1979 "О Верховном Суде СССР" закрепил полномочия Военной коллегии на рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также дел о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно за Военной коллегией остались функции надзора за деятельностью военных трибуналов.

В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 года функции Военной коллегии оставались прежними. Положение просуществовало вплоть до принятия в 1999 году ФКЗ от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

Наше время

В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в 1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов и Военной коллегии. Постановлениями Президиума Верховного Совета от 28.12.1991 N 3037-1 "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" и от 13.01.1992 N 2182-1 "О военных трибуналах" Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России, были включены в судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия входит в состав Верховного Суда Российской Федерации.

Съезд народных депутатов России по предложению Верховного Суда РФ Постановлением СНД от 21.04.1992 N 2709-1 внес дополнения в Конституцию РСФСР (ст. ст. 163 и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное, название "военные суды".

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, где по-иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию.

Одними из первых шагов на этом пути стали Постановление Пленума ВС РФ от 18.11.1992 N 14 "О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц" и Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", предоставляющие военнослужащим право обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.

С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства жалобы военнослужащих. Военная коллегия, соответственно, стала выполнять функцию надзорной инстанции по этим делам.

С принятием в 1995 году новой редакции Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" завершается правовое оформление органов прокуратуры РФ. Отдельной главой в этом Законе закреплено правовое положение органов военной прокуратуры как самостоятельных структурных подразделений в составе прокуратуры России.

Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" был принят 31 декабря 1996 года. В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды.

С принятием 23 июня 1999 года Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба.

До принятия федерального конституционного закона о судебной системе Российской Федерации и федерального закона о военных судах Российской Федерации в отношении военных судов применяется Положение о военных трибуналах (в редакции Закона СССР "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" от 25 июня 1980 года) в части, не противоречащей действующему законодательству.

Статья 2. Порядок прохождения военной службы в военных судах и органах военной юстиции

Военнослужащие военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, входят в их штатную численность, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", другими нормативными актами и настоящим Федеральным законом.

Пункт 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г. N 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" в части, касающейся прикомандирования военнослужащих военных судов к конкретным военным судам, отменить.

До внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" приостановить действие статьи 30 указанного Закона, предусматривающей заключение контракта о прохождении военной службы, в отношении судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Приравнять судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по правам и льготам, установленным Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Статья 3. Материальное обеспечение военнослужащих военных судов и органов военной юстиции

Месячные должностные оклады и надбавки за квалификационный класс судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, надбавки за классный чин военнослужащим и гражданскому персоналу аппаратов военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации выплачиваются в размерах, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 февраля 1993 года "О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты".

Месячные должностные оклады военнослужащим и гражданскому персоналу аппаратов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, а также военных судов устанавливаются на уровне должностных окладов, предусмотренных для аналогичных должностей соответственно главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, войсковых частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выплата месячных окладов в соответствии с присвоенным воинским званием, производство всех годовых, ежемесячных и единовременных дополнительных денежных выплат, выдача всех видов натурального и другого довольствия и обеспечения военнослужащим военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, а также гражданскому персоналу соответствующих аппаратов осуществляются по основаниям и в размерах, установленных действующим законодательством для военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья 4. Финансирование и материально - техническое обеспечение военных судов и органов военной юстиции

Финансирование и материально - техническое обеспечение военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации осуществляются за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета.

Финансирование и материально - техническое обеспечение, обеспечение транспортом, средствами связи, служебными помещениями, всеми видами довольствия, а также охрана помещений и хранение архивных материалов военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации осуществляются соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации. Всеми видами довольствия Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации и Управление военных судов Министерства юстиции Российской Федерации обеспечиваются на уровне главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.

Статья 5. Охрана и конвоирование лиц

Охрана и конвоирование в военных судах лиц, содержащихся в дисциплинарных частях, под стражей на гауптвахтах, осуществляются силами и средствами соответствующих воинских частей или военных комендатур гарнизонов.

Конвоирование лиц, находящихся в иных местах содержания под стражей, а также в тюрьмах и исправительно - трудовых колониях, к месту рассмотрения дел военными судами (за исключением случаев конвоирования подсудимых на судебные заседания Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации) осуществляется силами и средствами органов внутренних дел Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 13.04.98 N 61-ФЗ)

Конвоирование подсудимых на судебные заседания Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется силами и средствами внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 13.04.98 N 61-ФЗ)

Статья 6. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

  1. Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
  2. Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
  3. Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
  4. Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.

Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Статус Конституционного Суда РФ подробнее , в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.

При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.

Сфера компетенции военных судов

Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:

  • Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
  • Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
  • Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).

Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.

Система и виды военных судов

Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих По данной теме мы уже выполнили решение задач Задачи по ГП РФ подробнее .

Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.

Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.

Военная коллегия Верховного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:

Читайте также: