Особенности рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Обновлено: 28.06.2024

1. Обязательные платежи, которые возлагаются законом на лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность, и санкции за их несвоевременное перечисление, отличаются большим разнообразием. Налоговые платежи и сборы, в свою очередь, устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. ст. 13 - 15 НК).

Обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды являются составной частью единого социального налога (ст. 243 НК). К правоотношениям, связанным с их оплатой, применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено специальным законом .

См.: ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Налоговые органы, имеющие ярко выраженные фискальные функции, применительно к каждому субъекту экономической деятельности проводят систематические выездные и невыездные (камеральные) проверки, по результатам которых принимают решения о взыскании недоимок по обязательным (налоговым и неналоговым) платежам, пени и штрафу.

Недоимки и пени принято относить к одной группе требований, заявляемых в арбитражном суде (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47 НК), штрафы - к другой (ст. 114 НК). Это объясняется тем, что взыскание недоимок направлено на возмещение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, предъявленные ко взысканию пени - на компенсацию потерь, вызванных задержкой в перечислении платежа, в то время как начисленные штрафы всегда представляют собой санкции за нарушение срока своевременного перечисления обязательных платежей, иные правонарушения (несоблюдение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, несоблюдение кредитной организацией установленных для нее нормативов обязательных резервов, предоставление ею недостоверной информации, неисполнение предписания антимонопольного органа и др.).

Недоимки отличаются от исков тем, что предъявляются властным государственным органом. От иных дел, возникающих из публичных правоотношений, они отличаются имущественным характером.

Формирование законодателем специальной комментируемой главы о порядке рассмотрения арбитражным судом дел, связанных со взысканием обязательных платежей и санкций, направлено на закрепление специфики налоговых и близких к ним иных неналоговых правоотношений, которая направлена на повышение гарантий правосудия при рассмотрении экономических споров и эффективности судебной защиты нарушенного права.

В основе производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций находится базовое исковое производство, общие правила которого здесь широко применяются. Из этого факта вовсе не следует, что налоговый орган и налогоплательщик должны называться истцом и ответчиком.

Процессуальные особенности порядка рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций, которые отличают его от искового производства, закреплены в комментируемой главе.

Названные особенности связаны со следующими обстоятельствами:

- большинство взысканий по обязательным платежам производится с предприятий во внесудебном порядке. Для этого достаточно решения налогового органа в целях списания денежных средств с расчетного счета хозяйствующего субъекта либо его же постановления для обращения взыскания на имущество должника;

- основания для взыскания недоимки, пени и штрафа в судебном порядке предусмотрены в налоговом законе (п. 3 ст. 46, ст. 60 НК);

- налоговые и неналоговые взыскания с индивидуальных предпринимателей производятся только в судебном порядке (ст. 48 НК).

2. Судопроизводство по делам о взыскании недоимок по обязательным платежам и санкций начинается с принятия к производству заявления от контрольного органа (налогового органа, органа социального страхования, Пенсионного фонда, иного государственного органа, органа местного самоуправления, которым переданы функции по взысканию обязательных платежей).

В заявлении контрольного органа должно содержаться требование о взыскании с должников по обязательным платежам обнаруженных недоимок и пени. В этом же заявлении могут быть указаны штрафные санкции за нарушение закона об обязательных платежах.


В Российской Федерации с ведением в 2015 году нового кодекса КАС (Кодекса Административного Судопроизводства) дифференцировался порядок судебного взыскания обязательных платежей и санкций. В своей работе мы попробуем рассмотреть основные проблемы, которые возникли в связи с дифференцированным по субъектам порядком взыскания обязательных платежей и санкций.

Ключевые слова: дифференциация, подведомственность, обязательные платежи и санкции, судопроизводство, иностранный опыт.

С Ведением в 2015 году нового кодекса Административного Судопроизводства (КАС) взыскание обязательных платежей стало носить дифференцированный характер, теперь взыскание по судебному приказу штрафов недоимок и пеней по налогам осуществляется районными судами в рамках КАС с физических лиц, в рамках АПК с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При вынесении решения в рамках судебного разбирательства о взыскании обязательных платежей и санкций применяются общие требования к порядку принятия, форме и содержанию решения суда. В случае, если судом принято решение об удовлетворении исковых требований о взыскании обязательных платежей и санкций, в резолютивной части решения суда должны быть указаны: — фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; — общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций. Особенностью решения данной категории дел является то, что при разрешении спора суд не вправе по своему усмотрению назначить санкцию за неуплату обязательных платежей и санкций. Для того, чтобы не допустить превышение полномочий контрольного органа, суд должен проверить правильность размера расчета взыскиваемой суммы, кроме этого выяснить существуют ли обстоятельства, которые могут послужить основанием для снижения размера санкции.

В соответствии с положениями п/п. 14 п. 1 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации (Далее — НК РФ) налоговые органы вправе обращаться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающиеся к уплате суммы налога, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

Взыскание задолженности в судебном порядке (в зависимости от оснований или суммы заявленных требований) возможно в порядке приказного производства либо по правилам искового производства.

Из положений подпункта 3 п. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), подпункта 3 п. 3 ст. 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Далее — АПК РФ), следует, что судом может быть отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. О спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений относительно данных требований, в том числе до вынесения судьей судебного приказа.

В данном случае в силу положений пунктов 1, 2 ст. 286 КАС РФ, пп. 1, 2 ст. 213 АПК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям в порядке искового производства.

Налоговые органы обращаются с заявлениями о вынесении (о выдаче) судебного приказа по требованиям, рассматриваемым в порядке приказного производства, которое в силу ст. 123.5 КАС РФ и ст. 229.5 АПК РФ осуществляется без вызова взыскателя и должника, а также без проведения судебного разбирательства по результатам исследования представленных доказательств. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ, п. 4 ст. 229.5 АПК РФ, судебный приказ подлежит отмене судом, если от должника поступили возражения относительно его исполнения: по делам, рассмотренным в порядке главы 26 АПК РФ — в десятидневный срок со дня его получения; по делам, рассмотренным в порядке главы 11.1 КАС РФ — в двадцатидневный срок со дня направления копии судебного приказа должнику.

В этом случае ценным смотрится европейский и американский опыт взыскания денежных сумм в качестве обязательных платежей и санкций, а именно:

  1. Введение презумпции виновности за налоговые преступления и неуплаты (лицо в течение 14 дней с момента получения денежных средств обязано по распоряжению банка США представить письменные документы подтверждающие легальность данных денежных средств и их целевое назначение, в ином случае деньги подлежат немедленному аресту, активы компании замораживаются как и все переводы данной компании);
  2. Усиление налогового мониторинга за вновь созданными юридическими лицами, в том числе в таких крупных сферах как (строительство, страхование, банковская сфера);
  3. Введение налога на вывоз капитала (введение прогрессивной шкалы за перевод активов в оффшоризированные зоны или зоны свободной торговли);
  4. Введение уголовной ответственности юридического лица.

С физическими лицами обстоит все ещё сложнее. Если физическое лицо не оплачивает налог, то он подлежит взысканию с доходов физического лица, исходя из ст. 99–10 Федерального закона об исполнительном производстве, однако, если физическое лицо не имеет дохода или имеет теневой доход, или единственное жилье, взыскать с него платеж фактически невозможно, даже несмотря на введение налоговой амнистии по списанию страховых платежей и налогов до 2017 г., количество лиц с 2017 г. по неуплате налога растет, и в 2020 г. в связи с истечением сроков взыскания за периоды 2017–2020 возможно снова придется списывать данные долги.

Таким образом, судебное административное взыскание в России обязательных платежей и санкций существует в довольно развернутом виде в виде кодифицированных актов и отдельных Федеральных законов, разъяснений ФНС, писем и тому подобное, но далеко не все методы взыскания в РФ работают эффективно на сегодняшний день. Налоговый кодекс нуждается в редактировании, в обязательном устранении коллизий между разъяснениями Министерства Финансов и письмами Федеральной Налоговой службы по применению одних и тех же норм права, в понятной трактовке применения налогов и сборов.

Похожие статьи

Исполнение решений по делам о взыскании обязательных.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций может возбуждаться как в арбитражном суде, так и в судах общей юрисдикции.

Рассмотрим исполнение решений арбитражных судов по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ).

Анализ приказного производства в арбитражном процессе

Судебный приказ — это судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по

Рассматривая основные цели внесения данных изменений в АПК РФ, можно выделить следующие: снижение нагрузки на суды, сокращение.

Приказное производство в российском гражданском.

судебный приказ, приказное производство, РФ, Российская Федерация, взыскание задолженности, должник, принятие заявления

Законодательство Российской Федерации предусматривает две формы подачи заявления в суд о. Судебный приказ — это судебное.

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская.

РФ, административное судопроизводство, административное исковое заявление, дело, суд, Российская Федерация, судебное заседание, норма, упрощенное производство, лицо.

Упрощенное судопроизводство в гражданском процессе

Преюдиция в гражданском процессе Российской Федерации. РФ, дело, суд, лицо, арбитражный суд, Российская Федерация

судебный приказ, приказное производство, АПК РФ, упрощенное производство, суд, арбитражный процессуальный кодекс, исковое.

судебный приказ, приказное производство, РФ, Российская.

2 ГПК РФ дела, возникающие из административных правоотношений, не подлежат

Приказное производство как форма судопроизводства. судебный приказ, приказное.

РФ, Российская Федерация, Федеральный Арбитражный суд.

О некоторых негативных аспектах вынесения судебных приказов

В отдельных регионах Российской Федерации существовала практика, когда суды запрашивали сведения о месте и дате рождения

Внесение изменений в статьи 127 ГПК РФ и 229.6 АПК РФ, в части, касающейся обязательного указания в содержании судебного приказа.

АПК РФ, судебная защита, Российская Федерация, Европейский.

РФ, административное судопроизводство, АПК РФ, злоупотребление, истец издержек, заседание суда, Верховный Суд РФ, судебный акт, современный этап, качество основного начала. право, процессуальные права, пределы.

Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для формы и содержания административного искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ), подписано руководителем контролирующего органа, от имени которого подано заявление, и в нем должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, содержащие наименование суда, в который подается административное исковое заявление, сведения об административном истце или его представителе, об административном ответчике, содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, а также содержать подпись с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем;

2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; а также уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении указанных административных дел суд проверяет полномочия органа, обратившегося с таким иском, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ст. 289 КАС РФ).

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда, помимо иных сведений, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

9 декабря 2016, 00:00

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций

Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для формы и содержания административного искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ), подписано руководителем контролирующего органа, от имени которого подано заявление, и в нем должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, содержащие наименование суда, в который подается административное исковое заявление, сведения об административном истце или его представителе, об административном ответчике, содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, а также содержать подпись с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем;

2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; а также уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении указанных административных дел суд проверяет полномочия органа, обратившегося с таким иском, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ст. 289 КАС РФ).

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда, помимо иных сведений, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.


  1. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

Рассмотрение осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

Производство возбуждается на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Контрольные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если ФЗ не предусмотрен иной (бесспорный) порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы ФЗ и иного НПА, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Дело о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает следующие фактические обстоятельства:

1) наличие основания для взыскания суммы задолженности;

2) полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании;

3) правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена по таким делам на контрольный орган-заявитель.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 АПК.

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:

1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;

2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Глава 26. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ВЗЫСКАНИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ

Статья 212. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Статья 213. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

2. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Статья 214. Требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

2. К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Статья 215. Судебное разбирательство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.

Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размере, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

5. В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

6. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Статья 216. Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:

1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;

2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Читайте также: