Особенности правового статуса судей конституционного суда рф

Обновлено: 19.05.2024

Правовой статус судьи конституционного суда включает права, обязанности, запреты (?негативные обязанности?) лица, избранного или назначенного на эту должность, а также принципы, выражающие взаимоотношения судьи, общества и государства (несменяемость, самостоятельность, независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав и обязанностей судей и др.).

Принципы правового статуса судьи имеют двоякое значение.

Во-первых, из них вытекают определенные права и обязанности судей, также они опосредуют наличие защищаемых конституцией и законом интересов судей, не охватываемых их правами и обязанностями.

Во-вторых, принципы правового статуса одновременно играют роль гарантий его основных структурных элементов — прав и обязанностей судей.

К статусу судьи непосредственно примыкают юридические гарантии, обеспечивающие использование прав, исполнение обязанностей и соблюдение запретов. В совокупности правовой статус и его юридические гарантии определяют правовое положение судьи.

Статус судей всех видов судов (конституционных, судов общей, административной и арбитражной юрисдикции) в своей родовой основе един. Все судьи в Российской Федерации, как установлено в ст. 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г., обладают единым статусом. Особенности правового статуса отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также законами субъектов Российской Федерации1.

Статус судьи конституционного суда имеет свои особенности, обусловленные его местом, ролью и назначением в судебной системе. Статус судьи конституционного суда по отношению к единому статусу судей в государстве является специальным статусом. В федерациях при наличии конституционных судов в субъектах федерации следует различать статус судьи федерального конституционного суда и статус судьи конституционного суда субъекта федерации.

С точки зрения нормативно-правового регулирования статус конституционного судьи является конституционно-правовым и определяется по содержанию конституцией, законами и подзаконными актами (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации).

Следует различать статус действующего судьи конституционного суда и статус судьи, пребывающего в отставке. Можно выделить и статус судьи, полномочия которого приостановлены.

Если рассматривать статус судьи конституционного суда как конкретного лица, то в этом случае статус конституционного судьи индивидуален.

По структуре статус судьи Конституционного Суда РФ состоит из прав, обязанностей, запретов. Содержание статуса конституционных судов существенно расширяется за счет прав, обязанностей, запретов и конституционных (законных) интересов судей, опосредующих действие статусных принципов (независимости и неприкосновенности судей, равенства их прав и обязанностей).

Конституционные судьи не являются государственными служащими, и их статус существенно отличается от статуса государственных служащих. Статус конституционных судей имеет свои особенности и в сравнении с общим статусом судей, который определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. Указанный Закон согласно его ч. 1 ст. 2 указывает на то, что особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом. Предписания Закона РФ от 26 июня 1992 г. распространяются на судей федерального Конституционного Суда только в тех случаях, когда эти предписания согласуются с особым правовым статусом названных судей, установленным Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г.

Судьи Конституционного Суда РФ обладают равным правовым статусом. Они пользуются равными правами, включая право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Судом, несут равные обязанности.

В субъектах Российской Федерации, где действуют конституционные и уставные суды, судьи этих судов имеют свой специфический статус, устанавливаемый конституцией или уставом, а также законами субъекта Российской Федерации.

В случаях приостановления полномочий или ухода и удаления в отставку судьи Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации приобретают специфический статус судей, полномочия которых приостановлены, либо статус судей, пребывающих в отставке. Статус конкретного конституционного судьи индивидуален. Так, судья, пребывающий в отставке, может получать государственную пенсию на общих основаниях либо пожизненное материальное (денежное) содержание.




11) Принципы статуса судьи КС РФ, их гарантии. Международное право, судебная мировая практика, национальное законодательство демократических правовых государств в качестве принципов статуса судей конституционных судов признают их несменяемость, самостоятельность, независимость, неприкосновенность.

Несменяемость судьи Конституционного Суда РФ и ее гарантии. Согласно ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы (ч. 1), а полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и на основании установленным федеральным законом. Статья 14 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. устанавливает принцип несменяемости судьи Конституционного Суда РФ. Несменяемость согласно отечественной доктрине и смыслу Конституции РФ и указанного Закона означает, что судья Конституционного Суда РФ действует в пределах срока своих полномочий и не может быть лишен своего статуса без достаточных правовых оснований, а также то, что он не может быть назначен (избран) или переведен на другую должность без его согласия.

Несменяемость не исключает приостановления или прекращения полномочий судьи. Однако полномочия судьи Конституционного Суда РФ, в отличие от других судей, могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом (см. § 4 настоящей главы).

Самостоятельность и независимость судьи Конституционного Суда РФ и ее гарантии. Судья Конституционного Суда РФ самостоятелен в осуществлении своих полномочий, прав и обязанностей. При этом согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Принцип независимости судей Конституционного Суда РФ и гарантии его осуществления установлены ст. 13 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными законом, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Гарантией независимости судьи Конституционного Суда РФ является и то, что он не может быть привлечен к ответственности за мнение, высказанное им при разрешении дел в Суде, за принятое Судом решение.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, соответствуют гарантиям, предусмотренным законодательством

Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

В случаях если другими правовыми актами для судей кс РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Неприкосновенность судьи Конституционного Суда РФ . Положения ст. 122 Конституции РФ о том, что судьи неприкосновенны и не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом, распространяются и на судей Конституционного Суда РФ.

Принцип неприкосновенности судьи Конституционного Суда РФ закреплен в ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Как сказано в указанной статье (в редакции от 15 декабря 2001 г.), судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен, а гарантии такого статуса устанавливаются указанным Федеральным конституционным законом и Законом РФ от 26 июня 1992 г. (ч. 1).

Из текста статьи 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. исключено положение о том, что судья не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других граждан.

В соответствии с федеральными конституционными законами от 15 декабря 2001 г. и от 5 апреля 2005 г. ст. 15 в новой редакции включает положение о том, что судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями (ч. 2).

Порядок рассмотрения обращения о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда РФ определен Регламентом Конституционного Суда РФ.

Ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. дополнена положением о дисциплинарной ответственности судьи Конституционного Суда РФ за совершение дисциплинарного проступка.

В постановлении от 28 февраля 2008 г. № 3-П КС РФ относительно возможности наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка признал:

•недопустимым привлечение судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий за судебную ошибку, а также за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение;

•не соответствующим требованиям Конституции РФ регулирование, предоставляющее квалификационным коллегиям судей — органам судейского самоуправления право оценивать судебные решения на предмет правильного (или неправильного) применения судьей соответствующего закона;

•неконституционным положение, в соответствии с которым судьи привлекались к ответственности за критику судебных постановлений и поведение своих коллег;

•неприемлемой ситуацию, в которой квалификационные коллегии судей выносили свои решения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в отсутствие законодательно установленных критериев, без учета тяжести дисциплинарного проступка и других заслуживающих внимания обстоятельств;

•досрочное прекращение полномочий председателя суда в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им

своих должностных обязанностей не может служить самостоятельным основанием для досрочного прекращения его полномочий судьи;

•при рассмотрении квалификационной коллегией судей вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи председатель суда не вправе участвовать в голосовании и само это голосование должно быть тайным.

Правовой статус судьи Конституционного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее – это юридические обязанности и права, принципы и социальные гарантии, запреты и ограничения, связанные с осуществлением полномочий судьи Конституционного Суда По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее . Правовой статус судьи является специальным, особым, вытекающим из юридической природы, особенностей задач и целей, предназначения Конституционного Суда, места, которое он занимает в судебной системе России.

На судей Суда распространяются только общие требования законодательства 1992 года о статусе судей РФ и в той степени, в какой соответствуют специфическим особенностям правового статуса судей Конституционного Суда. Отдельно выделяется правовой статус судей Суда, находящегося в отставке и действующего судьи.

Первоначально в Российском законодательстве предельный срок нахождения в должности судьи Конституционного Суда равен 12 лет, позже он был продлен до 15 лет. В 2001 году было введено правило о предельном возрасте – он был увеличен с 65 лет до 70 лет. Предельный возраст не распространяется на председателя Конституционного Суда. Он может переназначаться на свою должность по представлению Президента. По общему правилу полномочия судьи прекращается в последний день того месяца, когда судья достиг предельного возраста, в котором он может находиться в своей должности. Если судья участвует в рассмотрении начатого дела, он продолжает исполнять возложенные обязанности до вынесения решения Суда по этому делу.

Готовые работы на аналогичную тему

Права и обязанности судьи Конституционного Суда предполагают его обязательное участие в судебных процессах Конституционного Суда, участие в принятии решений по итогам рассмотрения дел, которые находятся в производстве данного Суда, выполнение других, установленных Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , законом о Конституционном Суде По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности ведения дел в Конституционном Суде РФ. подробнее , должностных обязанностей.

Запреты, действующие для судей Суда:

  • запрет о повторном назначении на должность судьи;
  • запрет на совмещение обязанностей члена парламента и другого законодательного органа субъекта Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , муниципального органа управления;
  • запрет являться членом правительства, исполнительного органа государственной власти;
  • запрет на занятие предпринимательской, другой коммерческой деятельностью;
  • запрет на участие в партийной или другой политической деятельности;
  • запрет заниматься общественной деятельностью (исключение составляют занятия научной, преподавательской, другими видами творческой деятельности.

Судьям Конституционного Суда, согласно с законом о Конституционных Судах, запрещено высказывать собственное публичное мнение по конституционно-правовым вопросам в средствах массовой информации, выступают предметом рассмотрения дела в Конституционном Суде По данной теме мы уже выполнили реферат Организация суд. деят. подробнее , не давать публичных оценок до вынесения решения по юридическому делу.

Гарантии независимости и неприкосновенности судьи Конституционного Суда

Закон о Конституционном Суде (ст. 13, 15) предусматривает гарантии независимости и неприкосновенность судьи Конституционного Суда. Независимость судьи обеспечивается его неприкосновенностью, несменяемостью, равенством прав судей, определенные Федеральным конституционным законом правом на отставку, порядком прекращения и приостановления полномочий, обязательностью процедуры конституционного производства, гарантией безопасности, предоставлением судье социального и материального обеспечения, недопущения вмешательства в судебную деятельность.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда: достойная оплата труда; социальное обеспечение; предоставление обязательного ежегодного отпуска; обеспечение социально-бытовом обслуживанием, жильем, обязательным государственным страхованием здоровья и жизни судей, страхование собственности, принадлежащей судье или членам его семьи (ст. 13). Согласно ст. 15 судья Конституционного Суда обладает неприкосновенностью. Гарантии неприкосновенности устанавливаются Федеральным конституционным законом, федеральным законом о статусе судей.

Судья не может привлекаться к ответственности (включая прекращение его полномочий) за мнение, которое он выразил при рассмотрении дела в Суде, если приговором суда не установлена виновность этого судьи в злоупотреблении полномочиями. Судье за нарушение норм Федерального конституционного закона По данной теме мы уже выполнили реферат О полиции подробнее , положения кодекса судейской этики, федерального закона, то есть совершение дисциплинарного проступка, может быть наложено дисциплинарное взыскание, имеющее вид предупреждения или прекращения полномочий судьи.

Особенности правового регулирования статуса судей Конституционного суда субъектов РФ

Необходимо, чтобы нормы федерального законодательства в вопросах правового положения судей согласовывались с нормами уставов, конституций юстиции субъектов Федерации. Органы конституционной юстиции субъектов РФ входят в судебную систему Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , на них распространяются положения о статусе судей в РФ, Конституционным Судом. Суды в субъектах Федерации действуют на основе Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и федеральных законов, они не могут рассматриваться, как самостоятельная система судебной власти субъекта РФ, не входящей в судебную систему РФ.

Предоставлять большую свободу в правовом регулировании, отдавать приоритеты субъектам федерации неверно. Это ставит под сомнение единство статуса судей и единство судебной системы во всей стране. На федеральном уровне важно предусмотреть четкие границы законодательной свободы в регулировании вопросов статуса судей Конституционных Судей.

Уровень и характер правовой защиты статуса судьи определяется объемом предоставляемых прав, местом актов, обеспечивающих правовое регулирование статуса судей, закрепление статусных гарантий в Конституции РФ, во взаимосвязанных нормах Федерального конституционного закона и законов РФ о судебной системе и статусе судей РФ.

Кряжкова Ольга

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

Напомню, что новой редакцией Конституции:

  • уменьшено общее число судей КС (до 11);
  • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
  • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
  • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

Устройство КС

Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

Правовое положение судьи

Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

Процедуры конституционного судопроизводства

В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

Конкретизация компетенции КС

Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина О.Л. Толмачева,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.Л. Толмачев оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации":

абзаца тридцать пятого пункта 1 статьи 19, согласно которому ежемесячное денежное вознаграждение судьи и ежеквартальное денежное поощрение судьи, замещающего соответствующую должность судьи, не могут быть уменьшены;

приложения 7 "Размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и ежемесячного денежного поощрения" к данному Закону в той части, в которой им устанавливаются размеры соответствующих выплат для судей верховных судов республик, краевых, областных судов, Севастопольского городского суда, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации (раздел 2) и судей Московского и Санкт-Петербургского городских судов, Московского и Ленинградского областных судов, судей верховных судов республик, краевых, областных судов, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации с численностью населения свыше 1 миллиона человек, судей окружных (флотских) военных судов (раздел 4).

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2000 года N 1287 О.Л. Толмачев был назначен судьей Курганского областного суда без ограничения срока полномочий. В соответствии с разделом 4 приложения 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" должностной оклад ему был установлен в размере 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку численность населения Курганской области в тот период превышала 1 миллион человек. В дальнейшем О.Л. Толмачев дважды назначался заместителем председателя Курганского областного суда на 6-летний срок полномочий (указы Президента Российской Федерации от 27 апреля 2004 года N 565 и от 19 апреля 2010 года N 474).

После прекращения в 2016 году полномочий по должности заместителя председателя Курганского областного суда заявителю как лицу, сохраняющему полномочия судьи данного суда, был установлен должностной оклад в размере 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, что в номинальном выражении составило 26 073 руб. 96 коп.

Постановлением президиума Курганского областного суда от 27 февраля 2017 года и изданным на его основании приказом председателя названного суда от 28 февраля 2017 года О.Л. Толмачев с 1 марта 2017 года утвержден в должности председателя судебной коллегии по уголовным делам данного суда с должностным окладом 24 719 руб. 47 коп., установленным исходя из 73 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку к этому моменту численность населения Курганской области составила менее 1 миллиона человек.

Полагая, что обусловленное этим снижение уровня оплаты труда (включая размер зависящих от должностного оклада выплат, таких как оклад за квалификационный класс, ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная доплата за выслугу лет) - а в перспективе также установление ему в меньшем размере ежемесячного пожизненного содержания после выхода в отставку либо ежемесячной надбавки в размере 50 процентов от указанной выплаты при продолжении работы судьей после возникновения права на ее получение - противоречит закону, О.Л. Толмачев предъявил в Курганский городской суд Курганской области иск к Курганскому областному суду о признании упомянутого приказа незаконным в части установления ему должностного оклада в таком размере и возложении обязанности произвести перерасчет, исходя из размера должностного оклада по должности председателя судебной коллегии областного суда в субъекте Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек, составляющего 78 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 31 июля 2017 года заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований. Это решение не было обжаловано и вступило в законную силу 5 сентября 2017 года. Мотивируя свою позицию, суд указал, что назначение О.Л. Толмачева на должность председателя судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда предопределяет изменение должности, которую он замещает в данном суде согласно штатному расписанию, а гарантии сохранения ранее установленного должностного оклада действуют только в период замещения конкретной должности. Суд сослался также на то, что истцом не представлены доказательства уменьшения размера его денежного вознаграждения в период замещения им только должности судьи или только должности председателя судебной коллегии.

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 19, 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают уменьшение должностного оклада председателя судебной коллегии областного и равного ему суда в связи со снижением численности населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, составившей менее 1 миллиона человек, если такое снижение произошло после назначения лица на должность судьи, но до назначения на должность председателя судебной коллегии указанного суда.

2. Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118, часть 1). Судьи как носители судебной власти реализуют публично-правовые цели правосудия, чем предопределяется закрепление в Конституции Российской Федерации независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, а также необходимости их надлежащего материального содержания (статьи 119, 120, 121, 122 и 124) в качестве элементов конституционного статуса судьи.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия; конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (постановления от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 31 января 2008 года N 2-П, от 19 ноября 2012 года N 27-П, от 14 мая 2015 года N 9-П и др.).

Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Данный вывод вытекает в том числе из требований статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

3. Закрепленные Конституцией Российской Федерации основы правового статуса судей конкретизированы в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и базовых нормах Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", что соответствует рекомендациям Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, согласно пункту 1.2 которой основные принципы статуса судей должны излагаться во внутригосударственных нормах высшего уровня, с тем чтобы ими определялось все содержание законодательства в данной области.

К числу гарантий независимости судей при осуществлении правосудия статья 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" относит предоставление судьям за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего их высокому статусу (пункт 1), что обусловлено не только предъявляемыми к ним высокими требованиями, но и установленными для судей запретами и ограничениями, предопределенными спецификой их профессиональной деятельности.

В период осуществления судьей своих полномочий основной формой его материального обеспечения выступает ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (должностного оклада), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (оклада за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет и ряда других выплат. Должностные оклады судей устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу председателя Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (абзацы первый и пятый пункта 1 статьи 19 данного Закона).

Устанавливая процентные величины окладов судей областных и равных им судов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, положения Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают их дифференциацию в зависимости от численности населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (свыше 1 миллиона человек или менее этого количества) (приложение 7 к названному Закону). Такое правовое регулирование предполагает учет различий нагрузки судей в разных субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.5.1 Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 апреля 2010 года N 61) в штатных расписаниях соответствующих судов размер должностного оклада работающего судьи указывается согласно приказу о зачислении в штат суда, а в отношении вакантных должностей - в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". При назначении на судейские должности после снижения численности населения размеры окладов устанавливаются по нормам, предусмотренным для регионов с численностью населения меньше 1 миллиона человек.

Тем самым в отношении судей, которые были назначены на должность судьи в период, когда численность населения в субъекте Российской Федерации превышала 1 миллион человек, несмотря на уменьшение численности населения (менее 1 миллиона человек), реализуется предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и абзацем тридцать пятым пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" принцип запрета снижения уровня материального обеспечения судей при осуществлении судейских полномочий.

4. К числу должностей судей областного и равного ему суда относится также должность председателя судебной коллегии.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" судебная коллегия в областном и равном ему суде формируется из числа судей данного суда в составе его председателя и членов судебной коллегии; состав судебной коллегии утверждается президиумом суда. Статья 31 названного Закона предусматривает, что председатель судебной коллегии наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда выполняет определенный объем дополнительных обязанностей процессуального, а также административного характера по организации работы коллегии. В связи с этим размер его должностного оклада в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" выше по сравнению с размерами окладов судей этого суда: если полномочия осуществляются в регионе с численностью населения более 1 миллиона человек, указанные размеры составят соответственно 78 и 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а при численности населения менее обозначенной величины оклады по указанным должностям устанавливаются в размерах 73 и 72 процентов.

При этом председатель судебной коллегии не только фактически осуществляет полномочия судьи, но и формально сохраняет за собой этот статус, приобретенный в силу Указа Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи, что в полной мере отвечает конституционному принципу несменяемости судей.

Следовательно, при назначении судьи областного и равного ему суда на должность председателя судебной коллегии этого суда размер должностного оклада по названной должности подлежит определению исходя из тех условий, которые действовали на момент приобретения им статуса судьи данного суда, и не может быть уменьшен в связи с сокращением численности населения субъекта Российской Федерации.

5. Таким образом, с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации абзац тридцать пятый пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и приложение 7 к данному Закону, действующие во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими статус судей в Российской Федерации, не содержат неопределенности и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же по конкретному делу законности и обоснованности судебного решения, которое заявитель не обжаловал в установленном порядке, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать жалобу гражданина Толмачева Олега Леонидовича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Читайте также: