Основные причины пожаров электро и радиооборудования и тактика их тушения на судах

Обновлено: 31.05.2024

Некоторые пожары могут возникнуть случайно, их причиной могут стать обстоятельства, которые невозможно контролировать. Но большинство пожаров является результатом неправильных действий членов экипажа. Небрежность, безответственность, непродуманные действия, игнорирование необходимых профилактических мер – это факторы, способствующие возникновению пожаров, которые могут привести к гибели людей и судов. Поэтому очень важно, чтобы члены экипажа каждого судна проявляли особую осторожность в ситуациях, которые могут привести к пожару.

Причины пожаров:

- Самая распространенная причина судовых пожаров – небрежность при курении и обращении с горящими сигаретами, папиросами и спичками.

- Самовозгорание.

Многие применяемые на судах материалы, а также перевозимые грузы подвержены этому опасному химическому давлению.

Основное правило предотвращения самовозгорания груза – отделение волокнистых материалов от масел.

- Поврежденные электрические цепи и оборудование.

Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара.

- Добавочные самодельные конструкции.

Известны случаи, когда пожары возникали в результате ослабления креплений этих конструкций, особенно полок. Материалы с полок падали, повреждая механизмы, электрооборудование и трубопроводы, что в результате приводило к пожарам.

- Нарушение правил перевозки грузов.

Даже самый опасный груз может перевозиться вполне безопасно, если он правильно размещен. В то же время считающийся безопасным груз может стать причиной возникновения пожара, если при его размещении проявлена небрежность. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за погрузочно-разгрузочными операциями.

- Перекачка топлива и техническое обслуживание топливных систем.

До начала перекачки необходимо тщательно проверить трубопроводы и надежность затяжки фланцевых соединений, чтобы избежать утечки топлива.

Воспламенение горючих жидкостей и газов.

Нарушение правил производства работ с применением открытого огня, особенно сварочных работ. Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.

Небрежность при работе на камбузе.

Наличие всех видов пожарной опасности (открытого пламени, топливных трубопроводов, скопления мусора и жиров) увеличивает опасность возникновения пожара на камбузе. Поэтому очень важно, чтобы в часы работы камбуз никогда не оставался без надзора.

Разряды атмосферного и статического электричества.

Поражению молнией особенно подвержены мачты, надстройки, антенны.

Надежным средством защиты от разрядов атмосферного электричества являются молниеотводы, а от статического – заземление.

Столкновение судов.

Пожары в результате столкновений, особенно пожары на танкерах, приводят к большим повреждениям судна, потере имущества и гибели людей.

1.7 Особенности пожара на судах.

Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;

быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации по­жара;

вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

большое количество электрооборудования и элект­рических цепей, обесточивание которых нарушает ра­боту средств пожаротушения;

ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям, 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением.

Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание по­жара выходит из-под контроля.

Предотвращение пожаров на судне имеет большое значение для безопасности мореплавания. Борьба с пожаром на судне может быть обречена на неудачу, если к ней не готовиться заранее и не иметь в своем распоряжении различные противопожарные средства. Противопожарные средства, это оружие в борьбе с пожаром, были описаны выше. Теперь следует обратить внимание на готовность к борьбе с пожаром.

При тушении любого пожара необходимо, чтобы в действиях команды были отработаны четыре основные операции: обнаружение, оповещение, ограничение и, наконец, ликвидация очага пожара.

Пожар обнаруживается при срабатывании специальных средств, установленных на судне в различных местах, или просто по появлению запаха или дыма. Любой член команды судна, независимо от того, находится ли он на вахте или свободен от нее, должен хорошо понимать опасность пожара и знать его признаки. Некоторые помещения судна особенно опасны с точки зрения возникновения пожара, их нужно регулярно посещать и осматривать.

Конструкция судна такова, что пожар может быть ограничен в том помещении, в котором он возник. На определенных расстояниях по длине и высоте судна располагаются пожаростойкие переборки и палубы, препятствующие распространению пожара, и те, кто участвует в борьбе с огнем, должны обеспечить, чтобы эти пожаростойкие барьеры не были преодолены огнем. Все двери и люки должны быть закрыты, вытяжную и нагнетательную вентиляцию необходимо выключить, а горючие материалы следует удалить из помещения. Нужно помнить, что пожар распространяется в трехмерном пространстве, т. е. во всех направлениях. Это надо учитывать при возникновении пожара.

Небольшой пожар потушить легко, но он может неожиданно превратиться в большой пожар. Поэтому даже небольшое загорание нужно тушить быстро, чтобы не дать ему распространиться. Вообще же тушение пожара в различных группах помещений ведется по-разному, и ниже будут рассмотрены особенности тушения пожара в различных группах помещений.

Тушение пожара в жилых помещениях. Оборудование жилых помещений выполнено в основном из материалов класса А, при тушении которых можно применять воду или использовать содовокислотные огнетушители. Однако электропроводка в тех случаях, когда при тушении пожара применяется в большом количестве вода, должна быть обесточена. Необходимо отключить всю нагнетательную и вытяжную вентиляцию и закрыть противопожарные заслонки. Если пожар тушится водой, то пожарный ствол должен использоваться в режиме распыливания, с тем чтобы достигнуть максимального охлаждающего эффекта. Помещения в большинстве случаев будут задымлены, поэтому нужно иметь наготове дыхательные аппараты.

При пожаре в районе камбуза возникают другие трудности. Здесь имеются материалы класса Б, такие как пищевое масло, сало, жиры, для тушения которых необходимо применять пенные средства тушения (порошковые и углекислотные огнетушители). В некоторых случаях разрастание пожара можно предотвратить быстрым набрасыванием одеяла на горящие пищевые продукты.

Тушение пожара в машинных отделениях. При пожаре в машинном отделении горят в основном материалы класса Б, для тушения которых нужны пенные средства. Ручным огнетушителем можно погасить лишь небольшое загорание. При пожаре в машинном отделении немедленно объявляется пожарная тревога и сообщается на ходовой мостик. Останавливается нагнетательная вентиляция и закрываются противопожарные заслонки. Цистерны с топливом и смазкой, находящиеся вблизи места пожара, должны быть отключены и охлаждаться компактной струей воды. Для тушения пожара применяют пенные средства. Пеной покрывают крыши цистерн и льяла. Можно также для снижения температуры применять распыленную воду. Компактную струю воды для тушения пожара класса Б применять нельзя из-за того, что она может вызвать разбрасывание горящего топлива и дальнейшее распространение пожара. Эвакуировать людей из машинного отделения и использовать стационарную углекислотную установку можно лишь тогда, когда станет ясно, что дальнейшая борьба с огнем безнадежна. Ведь в машинном отделении сосредоточено много противопожарных средств и там находится энергетическая установка.

Если принято решение об эвакуации людей из машинного отделения, то об этом оповещается весь экипаж судна. Машинное отделение следует тщательно загерметизировать, чтобы туда не попадал воздух, необходимо перекрыть все клапаны на топливных и масляных трубопроводах, ведущих в машинное отделение. Только после этого можно пускать углекислый газ, и если переборки смогут воспрепятствовать распространению пожара, то он быстро прекратится. Охлаждение переборок машинного отделения снаружи следует продолжать и во время пуска углекислого газа.


А — содержание кислорода в смеси (%); Б — содержание углеводорода в смеси (%); 1—концентрация кислорода в воздушно-углеводородной смеси; 2 — верхний взрывоопасный предел (11.5%); 3 — нижний взрывоопасный предел (1,3%); I — не воспламеняется (слишком мало кислорода); II — не воспламеняется (очень богатая смесь); II — воспламеняется; IV — не воспламеняется (очень бедная смесь) электрооборудование не обесточено, должно производиться ручными углекислотными и порошковыми огнетушителями.

Тушение пожара в грузовых трюмах. Если пожар возникает в трюме, оборудованном средствами обнаружения дыма и системой углекислотного тушения, то тушение пожара сводится к ряду простых действий, изложенных выше. Необходимо лишь перед тем, как начать заполнение трюма углекислым газом, убедиться, что все возможные места подвода и отвода воздуха в трюм и из трюма закрыты, а вентиляторы отключены.

Танкеры, как заполненные нефтью, так и с пустыми нефтяными цистернами, особенно опасны в пожарном отношении. Пожар в одной цистерне с большой вероятностью может привести к взрыву, а любой взрыв может вызвать пожар на всем судне. В этих случаях без промедления использовать пенные средства тушения, охлаждать водой близлежащие участки и всеми способами ограничивать распространение огня.

Поэтому на танкерах предупреждение взрывов и пожаров является главным требованием. Необходимо знать об опасности, которую представляют пары углеводородов, содержащиеся в нефтяных цистернах (рис. 13.15). На графике показано соотношение этих паров и кислорода, опасное с точки зрения взрыва или пожара. Если в воздушном пространстве нефтяной цистерны это соотношение будет поддерживаться в пределах, находящихся вне опасной зоны, то взрыва и пожара в цистерне не произойдет. В настоящее время практикуется заполнение воздушного пространства цистерн инертными газами, благодаря чему предотвращается возникновение взрывов и пожаров.

Противопожарная подготовка команды. Где находится ближайший огнетушитель? Какого он типа? Как им пользоваться? Эти вопросы нужно задавать на судне любому члену команды в любое время и на эти вопросы ответы всегда должны быть правильными. Если отвечающий на вопрос, лишь взглянув на огнетушитель, знает как им пользоваться, то, значит, тренировки имеют положительные результаты и члены команды подготовлены для борьбы с пожарами.

Пожарные тревоги часто называют профессиональным спортом, но к противопожарной подготовке нужно относиться более серьезно, чем к ней часто относятся сейчас на судах. Учения и тревоги очень полезны, к ним надо тщательно готовиться и проводить их на должном уровне. Противопожарное оборудование следует периодически проверять и испытывать, чтобы в случае необходимости оно работало исправно. Регулярному осмотру и проверке должны подвергаться огнетушители, пожарные насосы, пожарные рожки, шланги и т. д. Все механики должны знать правила проверки и перезарядки огнетушителей, а те, кто за них отвечает, должны следить, чтобы эти проверки и перезарядки производились своевременно. Ежегодные инспекторские проверки способствуют тому, что противопожарное оборудование содержится на должном уровне, но в течение всего года между такими проверками нужно, чтобы противопожарное оборудование было на высоком уровне готовности.

Дыхательные аппараты. Во многих случаях при тушении пожара могут использоваться дыхательные аппараты разных типов. Основное их назначение — обеспечить подачу кислорода, необходимого для дыхания человека. На практике встречаются дыхательные аппараты двух типов — противодымный шлем и автономный дыхательный аппарат с воздушными баллонами.


Рис. 13.16. Автономный дыхательный аппарат:

1 — воздушный шланг; 2 — клапан вдоха; 3 — шлем-маска со смотровым стеклом широкого обзора; 4 — грудной ремень; 5 — каркас; 6 — клапан манометра; 7 — сигнальный свисток; 8 — баллон с вентилем; 9 — запасной штуцер; 10— редуктор; 11 — система ремней; 12—манометр

Противодымный шлем покрывает голову человека и снабжен шлангом для подвода воздуха. Воздух в шланг поступает от ручного воздушного насоса. Для обеспечения безопасных и правильных действий разработана система сигналов между тем, кто работает в аппарате, и тем, кто обеспечивает подачу воздуха.

Автономный дыхательный аппарат (рис. 13.16) состоит из одного или двух баллонов со сжатым воздухом, которые при помощи системы ремней удерживаются на спине человека. Воздух высокого давления из баллона через редукционный клапан подводится к клапану вдоха, который располагается в маске. Подача воздуха обеспечивается в количестве, требуемом для дыхания. Выдох осуществляется в атмосферу через невозвратный клапан. Когда давление воздуха в баллоне снижается до предельного, звучит предупреждающий свисток. При использовании стандартного баллона человек может работать в автономном дыхательном аппарате от 20 до 30 мин.

3.1. Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело ло­кализуется, чему способствуют следующие факторы:

• наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

• наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высо­ких температур;

• быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещест­ва, что затрудняет действия экипажа по ликвидации по­жара;

• вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

• большое количество электрооборудования и элект­рических цепей, обесточивание которых нарушает ра­боту средств пожаротушения;

• ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

• загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением. Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание по­жара выходит из-под контроля.

3.2. Нарушение установленного режима курения. Горя­щая сигарета имеет температуру около 500 °С, что до­статочно для воспламенения многих горючих материа­лов и особенно воспламеняющихся жидкостей.

На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всег­да чревато опасностью и поэтому должно быть исклю­чено. На танкере курение разрешается в одном-двух по­мещениях, установленных приказом по судну. На химовозах не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газо­возах курение запрещено полностью.

Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламе­няющимися и взрывоопасными грузами. Запрещается курение в машинных помещениях, в трюмах судна и кладовых, где хранятся горючие вещества. В иностран­ных портах курение на судне регламентируется порто­выми правилами, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт.

Небрежность при курении — причина мно­гих пожаров на судах.

3.3. Самовозгорание. Свойством самовозгорания об­ладают некоторые материалы, применяемые в повсе­дневных судовых работах, а также отдельные грузы.

Возможно самовозгорание ветоши, пакли, паруси­ны, постельных принадлежностей, одеял и других аб­сорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках или связках. Вероят­ность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, расти­тельными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветоши в теплом плохо проветриваемом помещении масло начинает окислять­ся, выделяется теплота, которая активизирует процесс окисления. Температура ветоши растет, она воспламе­няется — возникает очаг пожара.

Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы подкласса 4.2. Правил МОПОГ.

Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и деревянных конструкций при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты. В начальной стадии дерево посте­пенно обугливается, а затем воспламеняется образовав­шийся древесный уголь, температура воспламенения ко­торого значительно ниже, чем у дерева.

Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окис­ляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.

Перед укладкой на хранение все самовозго­рающиеся материалы должны быть очищены и просушены. Промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевре­менно удалять из машинного помещения.Свежеокрашенную парусину нельзя хранить в сложенном виде или в плохо проветриваемом помещении.

3.4. Неисправность электрических цепей и оборудова­ния. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях: вибрация судна; влажный, пропитанный солью воздух; блуждающие токи, образующиеся в стальном корпусе. Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара. Наиболее легко повреждается изоляция электрических кабелей, которая со временем становится хрупкой и растрескивается. При повреждении изоляции один оголенный провод может вызвать явление электрической дуги с любым металлическим предметом. При оголении обоих прово­дов может произойти короткое замыкание, что сопро­вождается выделением теплоты. Открытая электричес­кая лампочка при соприкосновении с горючим матери­алом может вызвать его воспламенение. Перегрузка электрической цепи вызывает нагрев проводов, что может привести к воспламенению изоляции. Особую опасность представляют временные электрические выводы ("времянки"), особенно в жилых помещениях. При неисправном состоянии может наблюдаться искрообразование в коллекторах электрических машин и в пускорегулирующей аппаратуре.

Необходимо своевременно проверять и под­держивать сопротивление изоляции электро­оборудования не ниже минимальных норм, ус­тановленных правилами эксплуатации. При уходе из помещения все электронагре­вательные, осветительные приборы и теле­-радио-приборы должны быть выключены. При перерывах в работе переносной электроинструмент следует выключать из сети.

Основными причинами пожаров на маломерных судах являются: неосторожное и небрежное обраще­ние с открытым огнем; воспламенение и взрывы топлива; неисправность электрооборудования и наруше­ние правил его эксплуатации. Нередко причиной пожара служит брошенная спичка, непотушенный оку­рок, оставленный без присмотра огонь.

Решающим фактором спасения судна при возникновении пожара является немедленное тушение оча­га возгорания.

Выбор способа тушения пожара зависит от характера пожара и имеющихся средств его тушения.

Если пожар возник в помещении, то для ограждения притока воздуха помещение необходимо герметизировать и после этого применять средства тушения.

Существует два основных способа тушения: поверхностный и объемный.

Поверхностный способ тушения предусматривает действие огнегасительных веществ на поверхность горючего материала.

При объемном способе огнегасительные вещества вводятся в герметизируемое помещение, в котором возник или может возникнуть пожар.

Наибольшее распространение на судах имеют пенные и углекислотные огнетушители Заряд химических пенных огнетушителей (рис. 8) состоит из щелочной и кислотной частей. При приведении в действие огнетушителя щелоч­ная и кислотная части заряда сливаются вместе, вступают в химическую реакцию и образуют пену.


Рис. 8.Разрез химического пен­ного огнетушителя

1 - шток клапана;

2- руко­ятка с

эксцентриком;

4 - пружина клапа­на;

5 - корпус огнетушите­ля;

7 - кислотный цилиндр;

9 - пре­дохранитель;

Рис. 9. Углекислотный огнетушитель.

1 - запорный вентиль;

4 - бал­лон;

5 - сифонная трубка;

6 - предохранитель.

Углекислотный огнетушитель (рис. 9) заря­жен углекислотой, которая выходя из насадки, быс­тро испаряется.

Для выпуска углекислоты присоединяется рас­труб, свободно вращающийся в вертикальной плос­кости и служащий для лучшего снегообразования.

Огнетушитель приводится в действие путем от­крывания запорного вентиля до отказа и направле­ния струи снега к очагу пожара. При этом огнетуши­тель держится вертикально и как можно ближе к оча­гу пожара.

В порошковых огнетушителях в качестве заряда используются порошковые составы, которые выбрасываются под давлением через сопла.

Применение воды при тушении пожаров известно хорошо. Маломерные суда в отличии от больших морских и речных судов не оборудуются стационарными системами пожаротушения, поэтому основным способом доставки воды к очагу возгорания на катере и лодке служит зачерпывание ее ведром и заливание огня.

Современные большие прогулочные суда и яхты имеют как переносные средства, так и стационарные противопожарные системы водотушения, пенотушения, паротушения и даже системы с применением инерт­ных газов и легкоиспаряющихся жидкостей.

К недостаткам использования воды при тушении пожаров следует отнести то, что водой нельзя тушить загоревшееся электрооборудование под напряжением, а также порча от воды некоторых предметов и судо­вого оборудования.

При возгорании электрооборудования его необходимо немедленно обесточить. Для тушения горяще­го генератора и иного электрооборудования, находящегося под напряжением, используются углекис­лотные огнетушители, другие средства не рекомендуются. Углекислый газ не влияет на снижение со­противления изоляции электрооборудования. В случае если для тушения обесточенного электрообору­дования использовалась воздушно-механическая пена, то после ее применения электрооборудование требует просушки. После использования воды (особенно морской) или химической пены электрооборудо­вание может быть выведено из строя на длительное время. Если тушение пожара осуществлялось объемным способом с использованием стационарных систем пожаротушения, то помещение может быть вве­дено в эксплуатацию только после его разгерметизации.При возникновении очага возгорания на маломерном судне судоводителю рекомендуется:

· Немедленно заглушить двигатель и расположить судно так, чтобы огонь и искры ветром относило в сторону от легковоспламеняющихся и горючих материалов, находящихся на судне.

· Отдать команду находящимся на борту людям одеть спасательные жилеты.

· Четко отдавать указания находящимся на борту людям (если этого требуют обстоятельства) по оказанию помощи в тушении пожара и не допустить среди них паники.

· В случае невозможности локализовать и потушить пожар отдается команда покинуть судно, подает­ся сигнал бедствия и запрашивается помощь по радио (если есть радиостанция). При этом, учитывая вли­яние ветра, нужно постараться отплыть как можно дальше от покинутого судна и стараться держаться в воде недалеко друг от друга. Это позволит оказывать необходимую помощь друг другу до подхода спаса­телей или во время самостоятельного движения к берегу (острову, отмели и т.п.).

· При оставлении горящего катера (мотолодки), яхты необходимо позаботиться о том, чтобы за борт своевременно были брошены спасательные круги, свободные жилеты и другие плавающие предметы, ко­торые можно использовать для спасения. Кроме того, судоводителю следует обеспечить взятие с судна хо­тя бы спичек, медицинской аптечки (рекомендуется хранить на судне в водонепроницаемой упаковке) и ножа, которые могут пригодиться в дальнейшем.

Читайте также: