Кто являлся главным лицом в суде как это отражено в правде ярослава
Обновлено: 15.05.2024
Русская правда ( древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ , или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней - это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.
Статья 1 гласит:
Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.
Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.
Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - кровной мести . Но уже введены первые юридические понятия: муж - свободный мужчина; русин - младший княжеский дружинник: гридин - представитель боевой дружины; купчина - дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом; мечник - сборщик штрафов; изгой - человек, потерявший связь с общиной; словенин - житель словенской, т.е. новгородской земли , в данном контексте - рядовой житель.
Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.
Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное - денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.
Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.
Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.
Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.
Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов , в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.
Русская правда — это свод законов (кодекс) Киевской Руси. Был составлен при правлении Ярослава Мудрого. Правда русская вмещает в себя уголовные, процессуальные, торговые, наследственные законы. По этой настольной книге державы и строились социальные, экономические и правовые отношения в Древней Руси. Все последующие поколения брали за основу Русскую правду в составлении новых законов и правовых норм.
1016 г. — дата появления Русской Правды. До появления этого свода законов все основывались на религиозных соображениях. Церковные правовые тексты имеют определённые сходства с содержанием текста в статьях, написанных в Русской Правде, однако, не идентичны ему.
Эта книга должна была появиться из следующих соображений:
- Судьи Древней Руси не были знакомы с русскими обычаями и традициями, т.к. в большинстве своём являлись выходцами из других стран.
- Языческое право, на котором были основаны все предыдущие правовые нормы, шло вразрез с новыми религиозными убеждениями.
Таким образом, принятие христианства послужило основным толчком к созданию Русской правды.
Содержание
- Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава.
- Краткое содержание и основные положения древнерусского документа читать онлайн.
- Три основных редакции Русской правды.
- Краткая правда и Пространная правда.
- Система штрафов в древнерусском государстве.
- Какое значение имеет первый сборник кодексов для современного мира?
Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава
Ответ на этот вопрос очень прост до правления Ярослава, никто не составлял письменных документов с кодексом правовых, уголовных и административных норм. Это стало одной из весомых причин, за которые Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрый. На тексте этого документа базируется всё последующее законодательство Киевской Руси.
Краткое содержание и основные положения
Русская правда в первоначальном виде, к сожалению, не дошла до наших дней. Однако, поздние списки тоже можно рассматривать как вариации этого документа.
В книге были нормы законов:
- уголовные,
- правовые,
- процессуальные,
- административные,
- гражданские,
- семейные.
Три основных редакции Русской правды
Существует три основных редакции этого документа:
- Краткая. Это древнейший вариант изложения.
- Пространная. Вторая редакция книги.
- Сокращённая. Более поздний вариант, сформировавшийся в XV веке на Краткой и Пространной Правде.
Все три редакции публиковались множество раз и вы можете с ними ознакомиться в полном академическом издании.
Краткая и Пространная правда
Краткую принято делить на две части:
Экземпляр, дошедший до современников, датируется 1280 годом. Это древнейшая копия свода законов, который только удалось отыскать. Напечатал впервые эту книгу российский историк Василий Никитич Татищев.
Документы, входящие в древний вариант редакции, посвящены кровной мести, ответственности за убийства, порядка взимания штрафов и их уплаты.
Статьи в Правде Ярославичей об охране частной собственности и защите населения способствовали стабилизации в государстве.
Пространная — это второе полное изложение первоначального источника. Состоит из двух частей:
- Устав Ярослава Мудрого.
- Устав Владимира Мономаха.
Эти уставы также входили в Краткую, но претерпели ряд изменений и дополнений. Датируется XII веком. Состоит из 121 статьи, в которых отражаются: разделения на социальные слои, преимущества и развития владельцев земельных участков, общие положение холопов, наследственное право собственности и много других аспектов.
Сокращённая — самая поздняя вариация. Датируется XV веком. Была создана на основе Краткой и Пространной в Московском княжестве. Написана — в Великой Перми. В неё содержится 50 статей.
Социальный статус при назначении наказания играл ключевую роль. Намного жёстче наказывались холопы, чем княжеские приближённые.
Система штрафов
Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.
Вира — так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.
Полувирье — плата за увечья тяжкой степени.
Продажа — штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния .
Какое значение имеет первый древнерусский сборник кодексов для современного мира
- Это первый правовой документ, доступный для чтения современному человеку, благодаря которому мы имеем представление о судебных процессах в Киевской Руси.
- Это основа, опираясь на которую и составлялась вся дальнейшая законодательная система.
- Мы имеем представление о традициях и обычаях в Киевской Руси.
Из этой статьи вы узнали о первом древнерусском своде законов и норм, теперь вы имеете представление о кратком содержании текста этого документа и понимаете его значение для современников.
Русская Правда – первый свод законов на Руси, а также уникальнейший памятник древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает обширную сферу тогдашних отношений.
Она содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.
*Составные части:1)Древнейшая Правда; 2)Правда Ярославичей; 3)Устав Мономаха.
Уголовное право
Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, от умышленного. Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести.
Частное право
По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение. Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное возвращалось с процентами, или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию.
Процессуальное право
За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.
*Потеря значения
С начала 14 века Русская Правда начала терять своё значения из-за многих непонятных терминов, которые в переводе искажали текст. А в начале 15 века Русскую правду перестают включать в юридические сборники, что говорит об утрате её нормами правовой силы. И в то же время, её текст стали вписывать в летописные своды - она стала историей.
*Влияние
Русская Правда легла основой для многих юридических источников. Таких как , Судебник Казимира(1468) и Судебник (1497) Ивана III.
Закрепила соц.неравенство среди населения, всесторонне защитив права господствующего класса и откровенное провозгласив бесправие несвободных тружеников.
Посмотрел по поиску на сайте. http://istoriarusi.ru - там саазано что 80 рублей - штраф за убитого князя, а не "Свободного мужа", как у вас написано.
И ещё :
Что-то не так по смыслу в вашем абзаце "Потеря значения" :
Термины здесь конечно, ни при чём. А дело скорее всего в смене идеологии. Предполагаю : процесс аналогичный четырём векам начала христианства (есть много мнений, что это - один и тот же процесс) , когда была преодолена соборность, как мы её сейчас называем, и заменена устремлением к капиталистическим отношениям.
Или вот ещё пример из современного, как бы "по-небрежности" изменения Библии :
В Притчи 9.9 "Даждь премудрому вину" - на церковно славянском. А в переводе в библию на современный русский, который хоть и размещен на сайте Патриархия.ру, но взят с библий западных, во времена патриарха Крилла - слова "вина" - уже нет.
Как бы начальник (премудрый) - не может в принцыпе иметь вину. Ведь начальник !
- это и есть основное отличие соборности от католической позицыи :
В католичестве "не начальники" - не имеют прав - и именно по уставу, - в этом как бы честнее католичество - не обманывает мнимыми надеждами.
В этом направлении властвующие прилагают усилия переформировать остатки психик от советского времени : соборность и хищность - противоположности, принцыпиально не могут ужыться. Усилия пока имеют успех .
И ещё к Уставу : в одной из первых его опубликованых книг 1990-х годов Ю.И.Мухин отмечал : штраф за убитого кота был высок, равен штрафу за вола.
Потому что : кошек тогда было ещё мало, а от мышей урожай надобно беречь. иначе - потери урожая велики. Ныне мы плохо понимаем, что такое "кошек мало". Но всё имеет своё начало.
Рад, что у Вас с резюме присутствует фраза о приветствии критики, да ещё с превеликим удовольствием. Удовольствие - в конструктив !
Приветствую, Георгий Сотула!
Благодарю вас за уделенное время моему тексту и корректировки к нему.
Данная информация была изложена мной на этом сайте довольно давно, источники, которыми я пользовалась тогда сейчас мне не найти, к сожалению.
Однако ваши замечания я учту!
Еще раз спасибо.
Приветствую и Вас, о, Луция !
Успешности нам всем в борьбе со стеснением признаваться о своём прежнем!
-актуальнейшая проблема.
Архиважная.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Русская Правда – первый свод законов на Руси, а также уникальнейший памятник древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает обширную сферу тогдашних отношений.
Она содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.
*Составные части:1)Древнейшая Правда; 2)Правда Ярославичей; 3)Устав Мономаха.
Уголовное право
Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, от умышленного. Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести.
Частное право
По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение. Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное возвращалось с процентами, или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию.
Процессуальное право
За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.
*Потеря значения
С начала 14 века Русская Правда начала терять своё значения из-за многих непонятных терминов, которые в переводе искажали текст. А в начале 15 века Русскую правду перестают включать в юридические сборники, что говорит об утрате её нормами правовой силы. И в то же время, её текст стали вписывать в летописные своды - она стала историей.
*Влияние
Русская Правда легла основой для многих юридических источников. Таких как , Судебник Казимира(1468) и Судебник (1497) Ивана III.
Закрепила соц.неравенство среди населения, всесторонне защитив права господствующего класса и откровенное провозгласив бесправие несвободных тружеников.
Посмотрел по поиску на сайте. http://istoriarusi.ru - там саазано что 80 рублей - штраф за убитого князя, а не "Свободного мужа", как у вас написано.
И ещё :
Что-то не так по смыслу в вашем абзаце "Потеря значения" :
Термины здесь конечно, ни при чём. А дело скорее всего в смене идеологии. Предполагаю : процесс аналогичный четырём векам начала христианства (есть много мнений, что это - один и тот же процесс) , когда была преодолена соборность, как мы её сейчас называем, и заменена устремлением к капиталистическим отношениям.
Или вот ещё пример из современного, как бы "по-небрежности" изменения Библии :
В Притчи 9.9 "Даждь премудрому вину" - на церковно славянском. А в переводе в библию на современный русский, который хоть и размещен на сайте Патриархия.ру, но взят с библий западных, во времена патриарха Крилла - слова "вина" - уже нет.
Как бы начальник (премудрый) - не может в принцыпе иметь вину. Ведь начальник !
- это и есть основное отличие соборности от католической позицыи :
В католичестве "не начальники" - не имеют прав - и именно по уставу, - в этом как бы честнее католичество - не обманывает мнимыми надеждами.
В этом направлении властвующие прилагают усилия переформировать остатки психик от советского времени : соборность и хищность - противоположности, принцыпиально не могут ужыться. Усилия пока имеют успех .
И ещё к Уставу : в одной из первых его опубликованых книг 1990-х годов Ю.И.Мухин отмечал : штраф за убитого кота был высок, равен штрафу за вола.
Потому что : кошек тогда было ещё мало, а от мышей урожай надобно беречь. иначе - потери урожая велики. Ныне мы плохо понимаем, что такое "кошек мало". Но всё имеет своё начало.
Рад, что у Вас с резюме присутствует фраза о приветствии критики, да ещё с превеликим удовольствием. Удовольствие - в конструктив !
Приветствую, Георгий Сотула!
Благодарю вас за уделенное время моему тексту и корректировки к нему.
Данная информация была изложена мной на этом сайте довольно давно, источники, которыми я пользовалась тогда сейчас мне не найти, к сожалению.
Однако ваши замечания я учту!
Еще раз спасибо.
Приветствую и Вас, о, Луция !
Успешности нам всем в борьбе со стеснением признаваться о своём прежнем!
-актуальнейшая проблема.
Архиважная.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также:
- Что такое судебная практика по гражданским делам
- Жалоба в суд на отказ нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство
- Обжалование решения органов опеки и попечительства в суде
- Улица галочкина какой судебный участок по адресу
- Когда добиться справедливости невозможно дело отдают на высший суд кирьянова