Кто являлся главным лицом в суде как это отражено в правде ярослава

Обновлено: 15.05.2024

Русская правда ( древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ , или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней - это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - кровной мести . Но уже введены первые юридические понятия: муж - свободный мужчина; русин - младший княжеский дружинник: гридин - представитель боевой дружины; купчина - дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом; мечник - сборщик штрафов; изгой - человек, потерявший связь с общиной; словенин - житель словенской, т.е. новгородской земли , в данном контексте - рядовой житель.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное - денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов , в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.

Ярослав Мудрый

Русская правда — это свод законов (кодекс) Киевской Руси. Был составлен при правлении Ярослава Мудрого. Правда русская вмещает в себя уголовные, процессуальные, торговые, наследственные законы. По этой настольной книге державы и строились социальные, экономические и правовые отношения в Древней Руси. Все последующие поколения брали за основу Русскую правду в составлении новых законов и правовых норм.

1016 г. — дата появления Русской Правды. До появления этого свода законов все основывались на религиозных соображениях. Церковные правовые тексты имеют определённые сходства с содержанием текста в статьях, написанных в Русской Правде, однако, не идентичны ему.

Эта книга должна была появиться из следующих соображений:

  1. Судьи Древней Руси не были знакомы с русскими обычаями и традициями, т.к. в большинстве своём являлись выходцами из других стран.
  2. Языческое право, на котором были основаны все предыдущие правовые нормы, шло вразрез с новыми религиозными убеждениями.

Таким образом, принятие христианства послужило основным толчком к созданию Русской правды.

Содержание

  1. Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава.
  2. Краткое содержание и основные положения древнерусского документа читать онлайн.
  3. Три основных редакции Русской правды.
  4. Краткая правда и Пространная правда.
  5. Система штрафов в древнерусском государстве.
  6. Какое значение имеет первый сборник кодексов для современного мира?

Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава

Ответ на этот вопрос очень прост до правления Ярослава, никто не составлял письменных документов с кодексом правовых, уголовных и административных норм. Это стало одной из весомых причин, за которые Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрый. На тексте этого документа базируется всё последующее законодательство Киевской Руси.

Краткое содержание и основные положения

Русская правда в первоначальном виде, к сожалению, не дошла до наших дней. Однако, поздние списки тоже можно рассматривать как вариации этого документа.

В книге были нормы законов:

  • уголовные,
  • правовые,
  • процессуальные,
  • административные,
  • гражданские,
  • семейные.

Три основных редакции Русской правды

Документ Русская правда

Существует три основных редакции этого документа:

  1. Краткая. Это древнейший вариант изложения.
  2. Пространная. Вторая редакция книги.
  3. Сокращённая. Более поздний вариант, сформировавшийся в XV веке на Краткой и Пространной Правде.

Все три редакции публиковались множество раз и вы можете с ними ознакомиться в полном академическом издании.

Краткая и Пространная правда

Краткую принято делить на две части:

Экземпляр, дошедший до современников, датируется 1280 годом. Это древнейшая копия свода законов, который только удалось отыскать. Напечатал впервые эту книгу российский историк Василий Никитич Татищев.

Документы, входящие в древний вариант редакции, посвящены кровной мести, ответственности за убийства, порядка взимания штрафов и их уплаты.

Статьи в Правде Ярославичей об охране частной собственности и защите населения способствовали стабилизации в государстве.

Пространная — это второе полное изложение первоначального источника. Состоит из двух частей:

  • Устав Ярослава Мудрого.
  • Устав Владимира Мономаха.

Эти уставы также входили в Краткую, но претерпели ряд изменений и дополнений. Датируется XII веком. Состоит из 121 статьи, в которых отражаются: разделения на социальные слои, преимущества и развития владельцев земельных участков, общие положение холопов, наследственное право собственности и много других аспектов.

Чтение Русской правды

Сокращённая — самая поздняя вариация. Датируется XV веком. Была создана на основе Краткой и Пространной в Московском княжестве. Написана — в Великой Перми. В неё содержится 50 статей.

Социальный статус при назначении наказания играл ключевую роль. Намного жёстче наказывались холопы, чем княжеские приближённые.

Система штрафов

Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.

Вира — так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.

Полувирье — плата за увечья тяжкой степени.

Продажа — штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния .

Какое значение имеет первый древнерусский сборник кодексов для современного мира

  1. Это первый правовой документ, доступный для чтения современному человеку, благодаря которому мы имеем представление о судебных процессах в Киевской Руси.
  2. Это основа, опираясь на которую и составлялась вся дальнейшая законодательная система.
  3. Мы имеем представление о традициях и обычаях в Киевской Руси.

Из этой статьи вы узнали о первом древнерусском своде законов и норм, теперь вы имеете представление о кратком содержании текста этого документа и понимаете его значение для современников.

Русская Правда – первый свод законов на Руси, а также уникальнейший памятник древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает обширную сферу тогдашних отношений.
Она содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

*Составные части:1)Древнейшая Правда; 2)Правда Ярославичей; 3)Устав Мономаха.

Уголовное право
Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, от умышленного. Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести.

Частное право
По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение. Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное возвращалось с процентами, или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию.

Процессуальное право
За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.

*Потеря значения
С начала 14 века Русская Правда начала терять своё значения из-за многих непонятных терминов, которые в переводе искажали текст. А в начале 15 века Русскую правду перестают включать в юридические сборники, что говорит об утрате её нормами правовой силы. И в то же время, её текст стали вписывать в летописные своды - она стала историей.

*Влияние
Русская Правда легла основой для многих юридических источников. Таких как , Судебник Казимира(1468) и Судебник (1497) Ивана III.
Закрепила соц.неравенство среди населения, всесторонне защитив права господствующего класса и откровенное провозгласив бесправие несвободных тружеников.

Посмотрел по поиску на сайте. http://istoriarusi.ru - там саазано что 80 рублей - штраф за убитого князя, а не "Свободного мужа", как у вас написано.
И ещё :
Что-то не так по смыслу в вашем абзаце "Потеря значения" :
Термины здесь конечно, ни при чём. А дело скорее всего в смене идеологии. Предполагаю : процесс аналогичный четырём векам начала христианства (есть много мнений, что это - один и тот же процесс) , когда была преодолена соборность, как мы её сейчас называем, и заменена устремлением к капиталистическим отношениям.

Или вот ещё пример из современного, как бы "по-небрежности" изменения Библии :
В Притчи 9.9 "Даждь премудрому вину" - на церковно славянском. А в переводе в библию на современный русский, который хоть и размещен на сайте Патриархия.ру, но взят с библий западных, во времена патриарха Крилла - слова "вина" - уже нет.

Как бы начальник (премудрый) - не может в принцыпе иметь вину. Ведь начальник !
- это и есть основное отличие соборности от католической позицыи :
В католичестве "не начальники" - не имеют прав - и именно по уставу, - в этом как бы честнее католичество - не обманывает мнимыми надеждами.
В этом направлении властвующие прилагают усилия переформировать остатки психик от советского времени : соборность и хищность - противоположности, принцыпиально не могут ужыться. Усилия пока имеют успех .

И ещё к Уставу : в одной из первых его опубликованых книг 1990-х годов Ю.И.Мухин отмечал : штраф за убитого кота был высок, равен штрафу за вола.
Потому что : кошек тогда было ещё мало, а от мышей урожай надобно беречь. иначе - потери урожая велики. Ныне мы плохо понимаем, что такое "кошек мало". Но всё имеет своё начало.

Рад, что у Вас с резюме присутствует фраза о приветствии критики, да ещё с превеликим удовольствием. Удовольствие - в конструктив !

Приветствую, Георгий Сотула!
Благодарю вас за уделенное время моему тексту и корректировки к нему.
Данная информация была изложена мной на этом сайте довольно давно, источники, которыми я пользовалась тогда сейчас мне не найти, к сожалению.
Однако ваши замечания я учту!
Еще раз спасибо.

Приветствую и Вас, о, Луция !

Успешности нам всем в борьбе со стеснением признаваться о своём прежнем!
-актуальнейшая проблема.
Архиважная.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Русская Правда – первый свод законов на Руси, а также уникальнейший памятник древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает обширную сферу тогдашних отношений.
Она содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

*Составные части:1)Древнейшая Правда; 2)Правда Ярославичей; 3)Устав Мономаха.

Уголовное право
Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, от умышленного. Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести.

Частное право
По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение. Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное возвращалось с процентами, или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию.

Процессуальное право
За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.

*Потеря значения
С начала 14 века Русская Правда начала терять своё значения из-за многих непонятных терминов, которые в переводе искажали текст. А в начале 15 века Русскую правду перестают включать в юридические сборники, что говорит об утрате её нормами правовой силы. И в то же время, её текст стали вписывать в летописные своды - она стала историей.

*Влияние
Русская Правда легла основой для многих юридических источников. Таких как , Судебник Казимира(1468) и Судебник (1497) Ивана III.
Закрепила соц.неравенство среди населения, всесторонне защитив права господствующего класса и откровенное провозгласив бесправие несвободных тружеников.

Посмотрел по поиску на сайте. http://istoriarusi.ru - там саазано что 80 рублей - штраф за убитого князя, а не "Свободного мужа", как у вас написано.
И ещё :
Что-то не так по смыслу в вашем абзаце "Потеря значения" :
Термины здесь конечно, ни при чём. А дело скорее всего в смене идеологии. Предполагаю : процесс аналогичный четырём векам начала христианства (есть много мнений, что это - один и тот же процесс) , когда была преодолена соборность, как мы её сейчас называем, и заменена устремлением к капиталистическим отношениям.

Или вот ещё пример из современного, как бы "по-небрежности" изменения Библии :
В Притчи 9.9 "Даждь премудрому вину" - на церковно славянском. А в переводе в библию на современный русский, который хоть и размещен на сайте Патриархия.ру, но взят с библий западных, во времена патриарха Крилла - слова "вина" - уже нет.

Как бы начальник (премудрый) - не может в принцыпе иметь вину. Ведь начальник !
- это и есть основное отличие соборности от католической позицыи :
В католичестве "не начальники" - не имеют прав - и именно по уставу, - в этом как бы честнее католичество - не обманывает мнимыми надеждами.
В этом направлении властвующие прилагают усилия переформировать остатки психик от советского времени : соборность и хищность - противоположности, принцыпиально не могут ужыться. Усилия пока имеют успех .

И ещё к Уставу : в одной из первых его опубликованых книг 1990-х годов Ю.И.Мухин отмечал : штраф за убитого кота был высок, равен штрафу за вола.
Потому что : кошек тогда было ещё мало, а от мышей урожай надобно беречь. иначе - потери урожая велики. Ныне мы плохо понимаем, что такое "кошек мало". Но всё имеет своё начало.

Рад, что у Вас с резюме присутствует фраза о приветствии критики, да ещё с превеликим удовольствием. Удовольствие - в конструктив !

Приветствую, Георгий Сотула!
Благодарю вас за уделенное время моему тексту и корректировки к нему.
Данная информация была изложена мной на этом сайте довольно давно, источники, которыми я пользовалась тогда сейчас мне не найти, к сожалению.
Однако ваши замечания я учту!
Еще раз спасибо.

Приветствую и Вас, о, Луция !

Успешности нам всем в борьбе со стеснением признаваться о своём прежнем!
-актуальнейшая проблема.
Архиважная.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: