Основные формы признания юрисдикции международного суда

Обновлено: 13.05.2024

Ключевые слова

Об авторах

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Россия
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права

Список литературы

1. Вылегжанин А.Н. 2004. Решения Международного Суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. М.: Юридическая литература. 222 с.

2. Вылегжанин А.Н., Алферьева К.Е. 2016. Вклад Международного Суда ООН в развитие международного экономического права. – Московский журнал международного права. № 3 (103). С. 31–48.

3. Вылегжанин А.Н., Чурилина Н.А. 2015. Международно-правовые основания юрисдикционного иммунитета государств. – Московский журнал международного права. № 2 (98). С. 35–51.

4. Кожевников Ф.И., Шарманазашвили Г.В. 1971. Международный Суд ООН: организация, цели, практика. М.: Международные отношения. 160 с.

5. Крылов С.Б. 1958. Международный Суд Организации Объединенных Наций. М.: Госюриздат. 167 с.

7. Полянский Н.Н. 1951. Международный Суд. М.: Изд-во Академии Наук СССР. 235 с.

8. Тимохин К.В. 2007. Рассмотрение споров относительно островных территорий Международным Судом ООН. – Московский журнал международного права. 2007. № 2 (66). C. 199–215.

9. Akande D. 2016. Selection of the International Court of Justice as a Forum for Contentious and Advisory Proceedings (Including Jurisdiction). – Journal of International Dispute Settlement. Vol. 7. Issue 2. P. 320–344. DOI: 10.1093/jnlids/idw011

10. Alexandrov S. 1995. Reservations in Unilateral Declarations Accepting the Compulsory Jurisdiction of the International Court of Justice. Dordrecht: Martinus Nijhoff. 164 p.

11. Alexandrov S. 2001. Accepting the Compulsory Jurisdiction of the International Court of Justice with Reservations: An Overview of Practice with a Focus on Recent Trends and Cases. – Leiden Journal of International Law. Vol. 14. Issue 1. P. 89–124. DOI: 10.1017/S092215650100005X

12. Collier J., Lowe V. 2000. The Settlement of Disputes in International Law. Institutions and Procedures. Oxford: Oxford University Press. 395 c.

13. Crawford J. 2012. Brownlie's Principles of Public International Law. 8th ed. Oxford: Oxford University Press. 888 p.

14. Devaney J.J. 2016. Fact-Finding before the International Court of Justice. Cambridge: Cambridge University Press. 306 p. DOI: 10.1017/ CBO9781316498972

16. Higgins R. 1995. Problems and Process: International Law and How We Use It. Oxford: Oxford University Press. 304 p.

17. Lee L.T., Quigley J. 2008. Consular Law and Practice. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press. 684 p.

18. Mackenzie R. [et al.]. 2010. The Manual on International Courts and Tribunals. 2nd ed. New York: Oxford University Press. 500 p.

19. Pineda A.C.R. 2015. Recourse to International Dispute Settlement Mechanisms, Including Recent International Court of Justice Decisions. – ILSA Journal of International & Comparative Law. Vol. 21. Issue 2. P. 385–394.

20. Rosenne S. 1997. The Law and Practice of the International Court: 1920–1996. Vol. II. Dordrecht: Martinus Nijhoff. 1960 p.

21. Shaw M. 2017. International Law. 8th ed. Cambridge: Cambridge University Press.1033 p.

22. Simma B. 2013. Human Rights before the International Court of Justice: Community Interest Coming to Life? – The Development of International Law by the International Court of Justice. Ed. by C. Tams, J. Sloan. Oxford: Oxford University Press. P. 301–326. DOI: 10.1093/acprof:o so/9780199653218.003.0013

23. The Statute of the International Court of Justice: A Commentary. 2nd ed. 2012. Ed. by A. Zimmermann [et al.]. Oxford: Oxford University Press.1745 p.

24. Thirlway H. 2016. The International Court of Justice. New York: Oxford University Press. 224 p.

25. Törber G. 2015. The Contractual Nature of the Optional Clause. Oxford: Hart Publishing. 410 p.

26. Waldock H. 1956. Decline of the Optional Clause. – British Yearbook of International Law. Vol. 32. P. 244–287.

Для цитирования:

For citation:


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 году. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются:

- рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами,

- принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание.

Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Юрисдикция. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

2. Государства — участники Статута Международного суда ООН могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

a) толкования договора;

b) любого вопроса международного права;

c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

Процедура.

Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

Стороны выступают через представителей. Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

Представители, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.

Слушание дела ведется под руководством Председателя или, если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни тот, ни другой не могут председательствовать, председательствует старший из присутствующих судей.

Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.

Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт.

Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.

При слушании дела все относящиеся к делу вопросы предлагаются свидетелям и экспертам.

После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу.

Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства, удостовериться не только в подсудности ему дела, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование.

Когда представители, адвокаты и поверенные закончили под руководством Суда свои объяснения по делу, Председатель объявляет слушание законченным. Суд удаляется для обсуждения решений.

Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес.

В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии.

Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое мнение.

Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления представителей сторон.

Правовая природа решений. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию. В случае спора о смысле или объеме решения толкование его принадлежит Суду по требованию любой стороны.

Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

Суд не является последней инстанцией в процессе разрешения споров. Государства могут обращаться к нему, используя одновременно другие методы разрешения споров, понимая, что такие действия могут дополнять работу Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, а также двусторонние переговоры.

Суд не может заниматься рассмотрением дел по своей собственной инициативе. Статут Суда не наделяет его правом проводить расследования и выносить по своей инициативе решения, касающиеся действий суверенных государств, или рассматривать их внутренние дела. Он также не может предъявлять обвинения.

Однако это не означает, что действия Международного суда малоэффективны. Результаты работы Суда фиксируют исторически сложившуюся реальность и расстановку сил на геополитической арене. В современном динамичном мире наиболее ценным является сдерживающее воздействие Суда на международные отношения. Так, в 1973 году Австралия и Новая Зеландия по отдельности возбудили дела против Франции в связи с ее предложением проводить ядерные испытания в атмосфере южной части Тихого океана. Франция не признала юрисдикцию Суда и не участвовала в разбирательстве. Однако после того как Суд принял соответствующее решение, Франция объявила о своем намерении прекратить ядерные испытания. В своих решениях (1974) Суд постановил, что заявления Австралии и Новой Зеландии утратили силу в связи с изменившимися обстоятельствами.

Выполняя свои задачи, Суд способствует развитию международного права. Суд не вправе формулировать новые договоры, однако может разъяснять, совершенствовать и толковать нормы международного права с учетом современных условий и констатировать формирование новых правовых направлений. Поскольку решения Суда представляют собой наиболее авторитетное толкование международного права, государства и международные организации обязаны руководствоваться ими и учитывать решения Суда при разработке проектов новых норм международного права и внутригосударственного законодательства.

Читайте также: