Органы содействующие осуществлению судебной власти это

Обновлено: 16.05.2024

К лицам, содействующим осуществлению правосудия, относятся:

    • ; ; ;
    • переводчики;
    • судебные представители (спорно, некоторые относят их к сторонам).

    Гражданские процессуальные отношения возникают между судом - с одной стороны, и всеми участниками процесса - с другой. Одни лица сами, по своей инициативе обращаются в суд, другие - привлекаются или назначаются судом (например, ответчики, свидетели, специалисты, эксперты, переводчики).

    Закон не называет свидетелей, переводчиков, экспертов, секретарей судебных заседаний в качестве лиц, участвующих в деле , так как они

      1. не могут иметь никакого юридического интереса в деле, не затрагивает их прав и законных интересов.

      Свидетели

      Свидетель — источник, носитель сведений о фактах, положенных в основание иска или возражений против него.

      В качестве свидетелей в процесс могут быть привлечены должностные лица и иные работники организаций, граждане, если им известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела.

      Судебным доказательством являются сведения о фактах, содержащиеся в свидетельских показаниях. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого судом дела :

        • должностное лицо,
        • иной работник организации,
        • гражданин.

        В отличие от сторон и третьих лиц свидетель не имеет юридической заинтересованности в исходе дела , так как не участвует в материально-правовых отношениях. Наличие особых отношений свидетеля (дружеских либо, напротив, неприязненных) с лицами, участвующими в деле, обязывает суд тщательно оценить его показания, но не служит основанием для исключения такого показания из числа доказательств.

        Закреплены две основные обязанности свидетеля:

          1. явиться по вызову суда;
          2. сообщить известные ему сведения об обстоятельствах дела.

        Свидетелю разъясняются его права и обязанности, о чем он дает подписку, которая приобщается к делу (ст. 176 ГПК РФ). За дачу заведомо ложных показаний и отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность в соответствии со ст. 181-182 УК РФ.

        Эксперты

        Эксперт - это лицо, обладающее специальными познаниями в какой-либо отрасли науки, техники, искусства и ремесла. Для разъяснения вопроса, требующего специальных познаний, суд назначает экспертизу, даже если в составе суда есть лица, обладающие такими специальными познаниями, ибо совмещение функций эксперта и судьи недопустимо.

        Вопросы права составляют исключительную компетенцию суда и по ним экспертиза не может быть назначена.

        Любое лицо, участвующее в деле, имеет право предложить вопросы, которые оно желает поставить перед экспертом . Но в конечном итоге эти вопросы окончательно формулирует суд в выносимом им определении о назначении экспертизы. В нем излагаются и мотивы, по которым отклоняются поставленные сторонами и другими участвующими в деле лицами вопросы эксперту.

        Основная процессуальная обязанность эксперта состоит в даче объективного заключения по тем вопросам, которые поставлены на его разрешение, в соответствии с новейшими достижениями науки, техники, ремесла.

        Отказ эксперта от дачи заключения возможен, если причины отказа были признаны судом уважительными (например, недостаточность представленных материалов, отсутствие необходимой квалификации эксперта, болезнь и т. п.). Эксперт подвергается штрафу при даче заведомо ложного заключения. Кроме того, к эксперту в этих случаях могут быть применены нормы ст. 181, 182 УК РФ. Участвуя в судебном разбирательстве, эксперт вправе задавать вопросы сторонам, другим лицам, участвующим в деле, свидетелям для более точного выяснения обстоятельств, относящихся к предмету экспертизы.

        Переводчики

        Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и назначенное судом в случаях, предусмотренных ГПК РФ.

        Переводчик может быть назначен из числа предложенных участниками процесса лиц.

        Иные участники гражданского процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, даже если они владеют необходимыми для перевода языками.

        Переводчик обязан явиться по вызову суда и полно, правильно и своевременно осуществлять перевод. Помимо обязанностей переводчика, названных в ст. 162 ГПК РФ, переводчик несет обязанность заявить самоотвод при наличии обстоятельств и в порядке, указанных в ст. 18, 19 ГПК РФ.

        Переводчик вправе задавать присутствующим при переводе лицам вопросы для уточнения перевода.

        Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процесс организации и деятельности судов.

        Основными задачами органов судейского сообщества являются:

        -содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

        -защита прав и законных интересов судей;

        -участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

        -утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

        Органы судейского сообщества включают:

        -Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;

        -конференции судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между конференциями избираемые ими советы судей;

        -общее собрание судей судов;

        -Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

        -Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

        Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, который представляет интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.

        Органы судейского сообщества:

        1) обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

        2) проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

        3) рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

        4) представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

        5) избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов);

        6) осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведению федеральными законами.

        По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок деятельности органов судейского сообщества, регулируется актами, принимаемыми этими органами.

        Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

        Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, в составе 29 членов коллегии, формируется из числа судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, судей арбитражных судов (окружных, апелляционных и судов субъектов Российской Федерации), судей судов общей юрисдикции субъектов Федерации, включая и окружные (флотские) военные суды – 18 членов коллегии; 10 членов коллегии – представителей общественности назначаются Советом Федерации и один – Президентом Российской Федерации.

        Высшая квалификационная коллегия решает вопросы, связанные с отбором кандидатов на должности руководителей (председателя и заместителей) высших судов Российской Федерации, судей этих судов, руководителей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также о приостановлении, возобновлении, прекращении их полномочий. Осуществляет квалификационную аттестацию упомянутых судей, присвоение им первого и высшего квалификационного класса; принимает решение о представлении судей к государственным наградам и присвоению почетных званий; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.

        Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации формируется из представителей судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации из 13 членов коллегии, избираемых на конференциях судей тайным голосованием; 7 членов коллегии – представителей общественности, назначаемых законодательным (представительным) органом субъекта РФ и один – Президентом РФ.




        Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации рассматривает вопросы и принимает решения в отношении судей судов субъектов Российской Федерации; судей районных судов (в том числе председателей и заместителей); гарнизонных военных судов и мировых судей.

        Квалификационная коллегия объявляет в средствах массовой информации об открытии вакансий на должность судей, утверждает состав экзаменационной комиссии по приему экзаменов у кандидатов и с учетом результатов дает заключение о рекомендации (или отказе в рекомендации) претендентов на должность судьи. Коллегия приостанавливает, возобновляет, либо прекращает полномочия судьи соответствующего уровня, осуществляет квалификационную аттестацию, назначает дисциплинарные взыскания и принимает иные решения согласно полномочиям, установленным федеральными законами.

        Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывает методическую помощь соответствующим органам судейского сообщества.

        Создание надлежащих условий для деятельности органов судейского сообщества, в том числе для содержания их аппарата, учреждения печатных изданий органов судейского сообщества, а также финансовое и материально-техническое обеспечение их деятельности возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и вносящие в его систему органы.

        Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы.

        Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить ее упоминание. Ее статус регулируется спе-циальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законо-дательством.

        Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

        страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;

        страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах;

        страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;

        - страны, где прокуратура вообще отсутствует.

        К первой группе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша, Япония. Так, в США и Польше министр юстиции (в США - Генеральный атторней) - это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторнеи), причем в США наряду с системой федеральной прокуратуры в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Прези-

        дентом по представлению генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.

        Примечательно, что в Японии, где прокуроры обладают широкими дискреционными полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями существует и общественный: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами.

        Ко второй группе стран относятся, в частности, Испания, Италия.

        Так, в Испании, согласно Закону, 1981 г., которым регулируется органический статут Прокуратуры (Ministerio Fiscal), прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом поличного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости и, во всяком случае, с принципами законности и беспристрастности (imparcialidad, что означает и непринадлежность к по-литическим партиям). Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их Генеральный про-курор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушивания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.

        Пример страны четвертой группы - Великобритания, где прокуратуры нет. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо - директор публичных слушаний.

        Адвокатура. Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юри-дическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения.

        Адвокатура обычно представляет собой общественный инсти- 1.9. Судебная власть Для замечаний тут, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре.

        Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления юридической помощи полностью за государственный счет. В некоторых странах есть для этого институт публичных адвокатов (не смешивать с государственными адвокатами - наименованием прокуроров в некоторых странах, например в Германии, Хорватии).

        Иные органы, содействующие правосудию, обычно не упоминаются конституциями. Их статус регулируется текущим законодательством. Это, в первую очередь, следственные органы, а также нотариат.

        Таковы основные функции и система построения судебной власти.

        1.9. Судебная власть Тренировочные задания Ответ/Решение Гражданин США С. В., обвиненный в 1996 г. в совершении пре-ступления, потребовал очной ставки со свидетелями, показавшими против него. Суд отказал ему.

        Правомерно ли поступил суд?

        Гражданин США Р. Б. в 1998 г. обратился в суд с гражданским ис-ком ценой в 35 долларов и при этом потребовал, чтобы его дело раз-биралось с участием присяжных.

        Обоснованы ли претензии Р. Б.?

        В 1996 г. гражданин США Д. Г. был привлечен к ответственности за тяжкое уголовное преступление (разбой) по обвинению, исходившему от судьи штата. На первом же заседании суда присяжных адвокат Д. Г. заявил, что судебный процесс над его подзащитным является грубым нарушением конституционных прав.

        Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процесс организации и деятельности судов.

        Основными задачами органов судейского сообщества являются:

        -содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

        -защита прав и законных интересов судей;

        -участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

        -утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

        Органы судейского сообщества включают:

        -Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;

        -конференции судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между конференциями избираемые ими советы судей;

        -общее собрание судей судов;

        -Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

        -Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

        Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, который представляет интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.

        Органы судейского сообщества:

        1) обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

        2) проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

        3) рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

        4) представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

        5) избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов);

        6) осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведению федеральными законами.

        По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок деятельности органов судейского сообщества, регулируется актами, принимаемыми этими органами.

        Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

        Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, в составе 29 членов коллегии, формируется из числа судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, судей арбитражных судов (окружных, апелляционных и судов субъектов Российской Федерации), судей судов общей юрисдикции субъектов Федерации, включая и окружные (флотские) военные суды – 18 членов коллегии; 10 членов коллегии – представителей общественности назначаются Советом Федерации и один – Президентом Российской Федерации.

        Высшая квалификационная коллегия решает вопросы, связанные с отбором кандидатов на должности руководителей (председателя и заместителей) высших судов Российской Федерации, судей этих судов, руководителей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также о приостановлении, возобновлении, прекращении их полномочий. Осуществляет квалификационную аттестацию упомянутых судей, присвоение им первого и высшего квалификационного класса; принимает решение о представлении судей к государственным наградам и присвоению почетных званий; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.

        Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации формируется из представителей судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации из 13 членов коллегии, избираемых на конференциях судей тайным голосованием; 7 членов коллегии – представителей общественности, назначаемых законодательным (представительным) органом субъекта РФ и один – Президентом РФ.




        Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации рассматривает вопросы и принимает решения в отношении судей судов субъектов Российской Федерации; судей районных судов (в том числе председателей и заместителей); гарнизонных военных судов и мировых судей.

        Квалификационная коллегия объявляет в средствах массовой информации об открытии вакансий на должность судей, утверждает состав экзаменационной комиссии по приему экзаменов у кандидатов и с учетом результатов дает заключение о рекомендации (или отказе в рекомендации) претендентов на должность судьи. Коллегия приостанавливает, возобновляет, либо прекращает полномочия судьи соответствующего уровня, осуществляет квалификационную аттестацию, назначает дисциплинарные взыскания и принимает иные решения согласно полномочиям, установленным федеральными законами.

        Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывает методическую помощь соответствующим органам судейского сообщества.

        Создание надлежащих условий для деятельности органов судейского сообщества, в том числе для содержания их аппарата, учреждения печатных изданий органов судейского сообщества, а также финансовое и материально-техническое обеспечение их деятельности возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и вносящие в его систему органы.

        Читайте также: