Правило шести месяцев в деятельности европейского суда по правам человека это условие которое

Обновлено: 04.05.2024

Анализируя содержание Конвенции, нетрудно прий­ти к выводу, что ее ценность и значение состоит не толь­ко в закрепленных правах и свободах, а главным образом в механизме рассмотрения индивидуальных и групповых жалоб. По сути дела этот механизм является наднациональ­ным, выражающим чаяния и надежды простого человека, ущемленного в своих правах.

На основании Конвенции были образованы два орга­на — Европейская Комиссия по правам человека и Евро­пейский Суд по правам человека.

В конце 1998 г. в связи с реорганизацией контрольного механизма Конвенции Комиссия прекратила свое суще­ствование, и отныне, как уже отмечалось, функционирует только Суд. Поэтому читателю следует внимательно озна­комиться с критериями приемлемости индивидуальных жалоб и порядком их приема к рассмотрению в Суде.

Для того, чтобы Ваше заявление было принято к рас­смотрению Европейским Судом, необходимо хорошо знать, понимать и соблюдать следующие правила.

1. Суд рассматривает петиции, направленные в его адрес от любого лица, неправительственной организации или группы лиц,которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).

При этом не имеет значения, назовете ли Вы свое обращение в Суд заявлением, петицией или жалобой.

2. Суд рассматривает только те жалобы, которые на­правлены против государства, подписавшего и ратифици­ровавшего Конвенцию, и которые относятся к событиям, наступившим после ратификацииКонвенции этим государ­ством. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительствен­ная организация не имеют права настаивать на удовлетво­рении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции и не выполнены условия, изложенные в пункте 5.

3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушени­ем только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней.В остальных случаях жалобы откло­няются. Россиянам надо иметь при этом в виду, что боль­шинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, граж­данские и политические права.

4. В качестве определяющего условия принятия жа­лоб к рассмотрению Конвенция, а вслед за ней и Протокол формулируют требование об исчерпании всех внутриго­сударственных правовых средств защиты(ст. 35 Конвен­ции). Смысл этого важного процессуального требования Ев­ропейский Суд по правам человека разъяснил в одном из первых своих решений. Он указал, что система защиты прав человека, предусмотренная Конвенцией, по своей при­роде является субсидиарной, т. е. вспомогательной, что воп­лощено в установленном ею процессуальном правиле: лицо вправе подать жалобу в Совет Европы, лишь исчерпав все доступные внутригосударственные средства правовой за­щиты. Это значит, что защиту прав человека должны обес­печивать прежде всего государственные органы, включая национальные суды, которые обязаны признавать принци­пы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. Европейский же Суд должен содейство­вать национальным судам, являясь для них важной опорой в деятельности по толкованию и применению конвенцион­ных норм, а также осуществлению контроля за соблюде­нием прав человека на национальном уровне. Правило об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты тре­бует и одновременно способствует тому, чтобы государства постоянно совершенствовали свою правозащитную систе­му, добиваясь ее функционирования в соответствии с об­щепризнанными нормами международного права и процес­суальными стандартами, предусмотренными Европейской конвенцией. Отныне такая задача становится актуальной и для России.

В то же время в практике Суда сложился достаточно гибкий подход к применению требования об исчерпании правовых средств. По Конвенции, а затем и согласно Про­токолу № 11 это процессуальное условие принятия жало­бы к рассмотрению сопровождается оговоркой, которая до­пускает отступление от него, если обжалование по внут­ригосударственным инстанциям не является эффективным согласно общепризнанным нормам международного права. Суд выработал несколько критериев для решения вопроса о том, какие внутренние средства защиты в каждом конк­ретном случае подлежат исчерпанию и мог ли податель жалобы добиться при их использовании успеха. К таким критериям относятся доступность, целесообразность и эф­фективность обращения. Например, если национальная пра­вовая система предусматривает возможность подачи инди­видуальной жалобы о нарушении прав и свобод в Консти­туционный Суд, то этот орган признается одним из необхо­димых средств правовой защиты, т. е. должен быть задей­ствован до обращения в Совет Европы, но только в том случае, если данная жалоба подведомственна Конституци­онному Суду. В отдельных случаях Комиссия и Суд не при­знавали в качестве средства правовой защиты институт омбудсмена из-за низкой его эффективности в деле защиты прав человека.




При решении вопроса о процедуре исчерпания опре­деленное значение придается также критериям, выявля­ющим бессмысленность или бесполезность обращения в су­дебные или административные органы конкретного госу­дарства, когда сложившаяся в них практика правоприменения не оставляет никаких шансов на удовлетворение жалобы. Такое же значение имеют критерии определения адекватности и эффективности средств правовой защиты, когда жалоба направляется в государственные органы, об­ладающие лишь консультативной компетенцией, или в ин­станции, не способные приостановить исполнение обжа­луемых судебных или административных решений.

Следует отметить, что принцип эффективности средств правовой защиты утверждается в ст. 13 Конвенции как уни­версальный. Эта статья гарантирует их любому лицу, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, были наруше­ны. Кроме того, и это важно подчеркнуть, в этой статье говорится, что средства правовой защиты должны быть эффективными и в том случае, когда нарушение прав и свобод человека было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Оценка контрольными органами состояния средств правовой защиты по названным призна­кам часто приводит к заключению об отсутствии эффек­тивных средств защиты на национальном уровне.

6. Суд не рассматривает жалобы, которые:

— являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержат относящейся к делу новой информации;

— являются несовместимыми с положениями Конвен­ции или Протоколами к ней;

— представляют собой злоупотребление правом пода­чи петиции (ст. 35 Конвенции).

7. Поскольку Суд рассматривает жалобы только про­тив действий или решений государственных органов влас­ти, он не принимает жалобы, направленные против част­ных лиц или негосударственных учреждений.

По указанным выше критериям Суд ежегодно отвер­гает подавляющее большинство жалоб. Поэтому, чтобы Ваша жалоба, уважаемый читатель, не была отвергнута сразу же, нужно обратить самое серьезное внимание на соблюдение правил ее приемлемости.

Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т. е. определить ее как неприемлемую,если обстоятельства приводят его к выводу о том, что:

— жалоба не соответствует вышеназванным правилам, и потому является неприемлемой для рассмотрения;

— заявитель более не намерен добиваться рассмотре­ния своей жалобы;

— вопрос был решен или по любой другой причине, если Суд посчитает неоправданным продолжать рассмот­рение петиции.

Суд может принять решение восстановить жалобу в списке дел, если он сочтет, что обстоятельства оправды­вают такой шаг.

Решения Суда относительно приемлемости жалоб яв­ляются окончательными и не подлежат обжалованию. Од­нако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятель­ства.

Вопрос о приемлемости жалобы решается комитета­ми, образуемыми Судом в составе трех его членов. Коми­тет принимает решение о неприемлемости жалобы, если все его члены единогласно проголосуют за это. Если такое решение не принято, то тогда дело рассматривается Па­латой Суда, состоящей из семи членов. Она выносит реше­ние о приемлемости индивидуального заявления и по су­ществу дела (ст. 29 Конвенции). В тех случаях, когда дело, находящееся на рассмотрении Палаты, поднимает серьез­ный вопрос толкования Конвенции или Протоколов к ней, либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий пе­ред Палатой вопрос будет противоречить ранее вынесен­ному Судом решению, Палата до того, как она вынесет свое решение по существу, и если ни одна из сторон в деле не возражает против этого, может передать дело в Большую Палату (ст. 30 Конвенции). Большая Палата обра­зуется Судом и состоит из семнадцати его членов.

В случае принятия дела к рассмотрению Суд прово­дит расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дру­жественного решения спора.

Важная роль в справедливом и дружественном разре­шении жалоб принадлежит представителю Российской Фе­дерации в Европейском Суде. Он должен не только отстаи­вать интересы государства, но искать пути и способы дру­жественного урегулирования разногласий между участни­ками спора. Ведь в Суде обязательно кто-то проиграет. Поэтому уже в самой начальной стадии судебного разби­рательства нужно приложить максимум усилий для дости­жения соглашения между гражданином и государством. Это соглашение должно быть достигнуто на основе уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Прото­колах к ней (ст. 38 Конвенции). Дружественное урегулиро­вание споров — скорейший и кратчайший путь к урегули­рованию разногласий. И лишь в том случае, когда стороны не приходят к согласию, их спор разрешается Судом.

Если усилия по дружественному урегулированию спо­ра увенчаются успехом, Суд исключает дело из своего спис­ка, вынося решение, в котором дается лишь краткое изло­жение фактов и суть достигнутого урегулирования (ст. 39 Конвенции).

Если дружественного урегулирования дела достичь не удалось, Суд рассматривает его в Палатах, заседания ко­торых являются открытыми.

Заявитель, если его жалоба принята, может выразить желание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском Суде. Если необходимо, а это случается весь­ма часто, заявитель может быть представлен адвокатом.

Процесс рассмотрения жалобы Европейским Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура явля­ется бесплатной и не требует обязательного участия адвоката(тем не менее это участие рекомендуется). Бла­годаря финансовым средствам, предоставляемым Сове­том Европы, Суд при определенных условиях может ока­зывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не располагающему достаточными финансовыми средствами. Это может происходить в том случае, когда для разреше­ния дела необходим обмен замечаниями по существу жа­лобы между государством, против которого подана жало­ба, и заявителем. В этом случае заявитель должен доку­ментально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.

Вынося решение в пользу заявителя, Палаты, как правило, предоставляют справедливое удовлетворение потерпевшей стороне, возмещая ущерб, нанесенный ей го­сударством.

Решение Палаты считается окончательным:

— если стороны заявляют, что они не собираются по­давать прошение о рассмотрении спора в Большой Пала­те; или

— если прошло три месяца со дня вынесения Палатой решения по существу, и за это время от сторон не посту­пило требований о направлении дела в Большую Палату; или

— если камера Большой Палаты, состоящая из пяти членов, отказала в просьбе о рассмотрении спора.

Решения Большой Палаты являются окончательными и не подлежат пересмотру. Если решение по существу дела в целом или его части не выражает единогласного мнения судей, то любой из них вправе представить отдельное мнение.

Государства — участники Конвенции обязаны выпол­нять окончательные решения Суда, а надзор за их испол­нением осуществляет Комитет Министров Совета Европы.

Число судей в составе Суда равно числу государств — участников Конвенции. Члены Суда избираются Парла­ментской ассамблеей из числа трех кандидатов, представ­ленных каждым государством, на срок шесть лет. Судья может быть переизбран на новый срок, но он должен уйти в отставку по достижении им 70 лет. Возрастные ограниче­ния для судей были введены ввиду возрастающей нагрузки на них и увеличения объема работы.

Системе рассмотрения жалоб в Европейском Суде уго­тована долгая жизнь. Такие жалобы неизбежны. В любом государстве, даже самом демократическом, нарушаются права и свободы. Так, каждый год только из Великобрита­нии в Совет Европы поступает свыше тысячи жалоб. А ведь эту страну многие представляют как образец западной де­мократии. Неизбежен поток жалоб и из России, которая по численности населения значительно превосходит Велико­британию. Этот поток предопределен не только характе­ром нарушений прав и свобод человека и гражданина, но и наличием пробелов в российском законодательстве и его несоответствием европейским стандартам.

Однако мы хотим повторить наши советы читателю: не торопитесь, внимательно изучите Конвенцию и в осо­бенности правила приемлемости петиции, и лишь в случае уверенности в своей правоте направляйте заявления в Ев­ропейский Суд по правам человека.

При решении вопросов, связанных с оплатой расходов Суда, он учитывает финансовые возможности заявителя. Если Вы не имеете средств оплатить предполагаемые рас­ходы Суда, то Вам необходимо представить соответствую­щие документы, подтверждающие ограниченность Ваших финансовых средств (сведения об общей сумме Ваших до­ходов и имеющихся финансовых накоплениях).

В этом случае Суд может решить оплатить лицам, вызываемым для дачи показаний, суточные и транспорт­ные расходы.

Ваше обращение должно быть направлено в Суд по следующему адресу:

Council of Europe. European Court of Human Rights. 67075 Strasbourg Cedex France.

Несмотря на то, что официальными языками Суда яв­ляются английский и французский, заявителю предостав­ляется право подать индивидуальную жалобу на своем род­ном языке, который с разрешения Суда может быть ис­пользован и при дальнейшем рассмотрении дела.

Жалобы направляются в Европейский Суд непосред­ственно заявителем. Государственные учреждения и Ко­миссия по правам человека при Президенте Российской Федерации не могут быть использованы в качестве посред­ников для их пересылки адресату.

После получения Вашей жалобы секретариат Суда направит Вам необходимую информацию о Ваших даль­нейших действиях.

Национальные власти государств - членов Совета Европы должны обеспечить всем своим гражданам права и свободы, установленные в соответствии с положениями Европейской Конвенции о защите прав и свобод человека, которая выполняет функции дополнительного защитного механизма. Государственные органы обязаны во внутреннем законодательстве обеспечить права и свободы своих граждан. Когда средства правовой защиты на национальном уровне недостаточны, то группы граждан, отдельные лица, организации, считающие, что со стороны государственных властей нарушены права человека, гарантированные Конвенцией, могут обращаться в Европейский суд за правовой защитой.

Ратификация Россией Европейской Конвенции позволила всем гражданам находящимся под ее юрисдикцией, обратиться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что предусматривает часть 3 статьи 46 Конституции РФ, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

Право каждого человека на обращение за защитой в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека вызвано двумя факторами: 1) наличием соответствующего международного договора РФ; 2) исчерпанием всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты.

Иначе говоря, Европейский суд принимает жалобы любых физических лиц, любой направленности организации или любой группы частных лиц. Жалобы могут подаваться только против действий государств или против органов власти. Жалобы против отдельных лиц, негосударственных организаций, объединений не попадают под полномочия Европейской Конвенции о правах человека.

Для того чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо строго соблюдать следующие условия:

I. Суд принимает к рассмотрению жалобы поступающие от :

- любых физических лиц, неправительственных организаций или группы частных лиц, которые считают, что их права были нарушены, предусмотренные Европейской Конвенцией. При этом неважно, назовет ли заявитель свое обращение заявлением, жалобой или петицией.

III. Рассмотрению подлежат только те жалобы, которые связаны с нарушением прав, гарантированных Конвенцией и протоколами к ней. В других случаях жалобы отклоняются. В жалобе должно быть указанно утверждение о нарушении одним из государств - участников права, закрепленного в Европейской Конвенции о правах и свободах человека.

IV. Особенно следует обратить внимание на "правило шесть месяцев". Это условие является наиболее строгим. Заявление в Европейский Суд нужно подавать в течение шести месяцев со дня вынесения окончательного решения государственными органами власти на национальном уровне. Дата, с которой начинается отсчет времени, означает дату, когда заявитель узнал об решении суда и в результате смог подать заявление в Европейский Суд. При всем при этом ни Конвенция, ни Протоколы не предусматривают право лиц, чьи права были нарушены, на постановку вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы по каким либо уважительным причинам.

Действия течения шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд первого письменного обращения, которое ясно обозначает предмет жалобы, либо поступление заполненного формуляра жалобы.

Способы правовой защиты должны быть реальными, эффективными и доступными заявителю. Регламент Суда возлагает обязанность доказать исчерпание всех методов защиты на заявителя при представлении жалобы.

Самым эффективным правовым средством в Европейском Суде может быть признано только кассационное обжалование судебного акта, результаты которого являются окончательным принятием внутреннего решения.

Из этого следует, что под исчерпыванием соответствующих общепризнанным нормам международного права внутренних средств защиты, можно считать обычное судебное разбирательство, которое предусматривает возможность кассационного обжалования, если результат его был безуспешным, после чего судебное решение вступило в силу. Не владея данной информацией, многие граждане после отклонения их кассационной жалобы обращаются с надзорными жалобами во все инстанции, тем самым пытаясь исчерпать и эту возможность пересмотра судебного решения и в результате пропускают 6-месячный срок на обращение в Европейский Суд.

VI. В статье 35 Конвенции изложенны дополнительные условия приемлемости жалобы, в которых Суд не рассматривает жалобу если она:

- анонимна. Это объясняется тем, если заявители опасаются давать о себе точные данные из-за боязни гонений и каких-либо последствий в Суде, то Совет Европы гарантирует конфиденциальность рассмотрения направляемой ему жалобы и в случае необходимости примет меры, для того чтобы никакая информация заявителя, позволяющая установить или догадаться о его личности не стала достоянием гласности;

- нарушает положение Конвенции или Протоколы к ней;

- представляет правом злоупотребления правом подачи жалоб. Необходимо отметить, что в практике Суда жалобами крайне редко дается подобная квалификация. Часто это происходит тогда, когда жалобы составляются в грубых, оскорбительных и агрессивных формах. Суд, восстанавливает, прежде всего, индивидуальные права и свободы, если доказано, что они были нарушены или ущемлены.

Для того чтобы жалоба была принята к рассмотрению необходимо также учитывать определенные требования к ее составлению.

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Форма и содержание жалобы в Европейский Суд по правам человека

Форма и содержание жалобы в Европейский Суд по правам человека

Европейский суд по правам человека — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года. Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство в случае подачи предварительной жалобы либо полной жалобы на формуляре. В Европейский Суд по правам человека можно сразу обратиться с полной жалобой на формуляре, не подавая предварительную жалобу.

Если заявитель начинает разбирательство с подачи предварительной жалобы, то в течение восьми недель с даты, указанной в письме из Европейского Суда по правам человека, которым он уведомляется о ее поступлении, ему необходимо подать полную жалобу на формуляре. Вместе с указанным письмом заявитель получает пакет документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека. В данный пакет входит, в частности, бумажный формуляр жалобы. В соответствии с пунктами 1 и 2 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека полная жалоба в Европейский Суд по правам человека должна включать:

1. имя, дату рождения, гражданство, пол, профессию и адрес заявителя;

2. имя, профессию и адрес представителя заявителя, если жалоба подается им;

3. указание на Высокую договаривающуюся сторону, против которой подается жалоба, то есть на государство-ответчика;

4. краткое изложение фактов;

5. краткое заявление об имевших место нарушениях конвенционных прав с соответствующими аргументами;

6. краткое заявление о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

7. существо требований;

8. сведения о том, являются ли требования заявителя предметом какого-либо иного международного разбирательства; и сопровождаться

9. копии соответствующих документов, в том числе решений судебных или иных органов, касающихся существа жалобы, а также решений, позволяющих сделать вывод о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции.

В соответствии с Правилом 45 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба в Европейский Суд должна быть подписана заявителем или его представителем. В последнем случае к жалобе должна быть приложена доверенность на представительство интересов в Страсбургском Суде.

Язык жалобы в Европейский Суд по правам человека

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба может быть подана на любом из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон, то есть стран — членов Совета Европы. Таким образом, жалоба может быть подана как на официальном языке соответствующего государства-ответчика, так и на официальном языке других стран — членов Совета Европы.

Пошлина за обращение в Европейский Суд по правам человека

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается какой бы то ни было пошлиной. Другими словами, Страсбургский Суд не берет никаких денег за обращение в него и (или) рассмотрение жалоб.

Почтовый адрес Европейского Суда по правам человека

На английском языке:

European Court of Human Rights, Council of Europe

На французском языке:

Monsieur le Greffier

Cour europeenne des droits de l’homme, Conseil de l’Europe

Телефон Европейского Суда по правам человека

Если Вы звоните в Европейский Суд по правам человека из России, то на телефонном аппарате необходимо набрать следующий номер (непосредственно с момента поднятия трубки): 8 (гудок) 10 33 388 412 018.

Официальный сайт Европейского Суда по правам человека

Срок для подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека

Пункт 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает период времени, равный шести месяцам, в течение которого заявитель должен подать жалобу в Европейский суд, а также определяет дату, с которой следует отсчитывать этот срок: "суд может принимать дело к рассмотрению только. в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу". Под окончательным решением по делу заявителя Европейский суд применительно к России понимает решение кассационной инстанции, вступившее в законную силу. При этом шесть месяцев отсчитываются не со дня оглашения решения в суде, а со дня вручения заявителю копии этого решения, поскольку между датой оглашения судебного решения и днем получения этого решения заявителем может пройти значительный период времени. Нарушение правила "шести месяцев" ведет к признанию жалобы неприемлемой. Этот срок восстановлению не подлежит.

Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд Вашего первого письменного обращения, обозначающего предмет Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы.

Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека

Критериями приемлемости называют условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу.

Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Прежде чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких условий.

1. Предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами.

2. Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников Конвенции их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней.

3. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года.

4. Для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций.

5. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и проч.) одного из Государств. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

6. Необходимо ясно и четко изложить факты, являющиеся предметом Вашей жалобы. Если Ваши жалобы касаются нескольких вопросов (например, ряда различных судебных разбирательств), Вы должны описать каждый из них в отдельности. Также необходимо указать, к каким положениям Конвенции Вы апеллируете, и объясните, почему Вы считаете, что изложенные Вами факты повлекли за собой нарушения этих положений и каких результатов Вы ожидаете, подавая Вашу жалобу в Европейский суд. Необходимо приложить к Вашей жалобе документы, которые, по Вашему мнению, Суд мог бы принять в качестве доказательств (протоколы слушаний, заявления свидетелей и т.д.).

7. Согласно пункту 1 статьи 35 Конвенции Суд может принимать жалобы к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все доступные средства внутренней правовой защиты, и не позднее шести месяцев после принятия окончательного решения. Суд не сможет принять к рассмотрению жалобы, не соответствующие данным требованиям приемлемости. Исчерпание средств внутренней правовой защиты означает, что до обращения в Суд Вы должны попытаться получить решение по предмету Вашей жалобы в судах соответствующего государства, вплоть до высшей судебной инстанции, которой подсудно данное дело. В противном случае Вы должны будете доказать, что такие средства защиты были бы неэффективными.

При обращении за защитой на внутригосударственном уровне Вами должны быть соблюдены государственные процессуальные правила, включая сроки исковой давности. Если, например, Ваша кассационная жалоба не была принята по причине пропуска срока на обжалование, или по причине несоблюдения правил подведомственности, или ввиду нарушения соответствующих процедур, Суд не сможет принять Ваше дело к рассмотрению.

Как узнать судьбу жалобы

Если информация о жалобе отсутствует (не может быть Вами найдена) в интернет базах Европейского Суда по правам человека и Вы не получили необходимую Вам информацию из Секретариата Европейского Суда по правам человека по почте, сведения о судьбе жалобы можно получить только по письменному запросу, направляемому бумажной почтой в Секретариат Европейского Суда по правам человека.

Надзор за исполнением решений Европейского Суда по правам человека

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

Читайте также: