Обязанности моториста на судне

Обновлено: 15.05.2024

Моторист заступающий на вахту должен явиться в машинное отделение за 15 минут до начала вахты, обратить внимание на общий фон шума от работы главных и вспомогательных механизмов. При приеме вахты моторист обязан проверить: уровень топлива в расходной цистерне, слит отстой, подзарядку аккумуляторов, наличие воздуха в пусковых баллонах, уровень воды в питьевой цистерне, станцию озон, давление на фильтре, давление и температуру в утиль котле, уровень воды под сланями, наличие воздуха и воды в гидрофорах, наружный осмотр машинного отделения, наличие инструмента на щите, чистоту в машинном отделении; у главного дизеля: масло в картере, в газотурбине, в опорных подшипниках, температуру дейдвудной втулки, температуру масла в опорном подшипниках, воду в расширительном баке. Параметры: давление масла, температура масла, температуру отработавших газов, температуру воды; у дизель – генератора: масло в картере, регуляторе, воду в расширительном бачке; в румпельном отделении: уровень масла в рулевой машине, давление масла, уровень воды под сланями. При несении вахты вахтенный моторист не имеет право без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. Вахтенный моторист через каждые полчаса проверяет работу главных дизелей и вспомогательных механизмов. И через каждые два часа снимать параметры с главных дизелей и дизель – генераторов по контрольно измерительным приборам. Производить подачу смазки к объектам смазывающихся в ручную, проверять на ощупь температуру дейдвудных втулок. Вахтенный моторист обязан поддерживать в исправном техническом состоянии механизмы закреплённые за ним согласно заведованию. В случае обнаружения неисправности механизмов или возникновении аварийной ситуации вахтенный моторист обязан немедленно сообщить вахтенному механику. Если аварийная ситуация грозит человеческой гибелью или к серьезным последствиям вахтенный моторист обязан остановить механизм. При сдачи вахты вахтенный моторист обязан заявить вахту следующей вахте за 30 минут до начала их вахты, после этого приготовить к сдачи машинное отделение и механизмы: спустить отстой из расходной цистерне и заполнить ее топливом, далее пополнить при необходимости запаса масла в картерах главных дизелей и дизель – генераторах, в газотурбинах, в опорных подшипниках. Дополняет воду в расширительных бачках охлаждающих систему главных дизелей и дизель – генераторов до требуемого уровня. Обтирает насухо с наружи главные дизеля и вспомогательные механизмы. Наводит порядок в машинном отделении.

РАЗДЕЛ №3.

Эксплуатация судового

Электрооборудования.

Эксплуатация судовых электростанций.

Основные технические данные вспомогательных дизелей (генераторов).

На судах проекта Р – 77 вспомогательные входят в состав дизель – генераторных агрегатов. На судах установлены два дизеля типа 6Ч18/22 и один 6Ч12/14.

2. Описать состав судовой электростанции.

Число Д.Г.А. судовой электростанции:

Три дизель – генератора типа: ДГР 100/750 (два дизель – генератора) и ДГА 50 – 9.

Мощность: общая мощность Д.Г.А. судовой электростанции 250 кВт (два дизель генератора по 100 кВт и один аварийный дизель – генератор мощностью 50 кВт).

Состав: в состав судовой электростанции входят:

· ДГР 100/750 с дизелем типа 6Ч18/22 и числом оборотов коленчатого вала 750 об./мин. И типом генератора ГСС – 103 – 8 – МЭ.

· ДГА – 50 – 9 с дизелем типа 6Ч12-14, с числом оборотов коленчатого вала 1500 об./мин. и типом генератора МСК – 83 – 4.

Тип тока ДГА судовой электростанции: переменный 3 – х фазный.

Частота тока: 50 Гц.

Напряжение: 230 В.

Описать методы включения генераторов на параллельную работу,

Системы ручного и автоматического регулирования напряжения.

Схемой главного распределительного щита (ГРЩ) электростанции обеспечивается параллельная работа или одиночная работа генераторов. Длительная синхронная работа предусматривается только для дизель – генераторов по 100 кВт в режиме стоянки с грузовыми операциями. В остальных режимах работы судна в зависимости от загрузки используется один из генераторов 100 или 50 кВт. Включение генераторов в параллель для длительной совместной работы и при нагрузки предусматривается методом автоматической трубой (через реактор) и ручной точной (с помощью синхроноскопа) синхронизации.

Автоматическая грубая синхронизация (основной вариант выполняется согласно прилагаемой схеме главного распределительного щита 220 В в следующем порядке).

Предположим, что генератор Г1 работает, а генератор Г2 подключается. Переключатель пакетный 2 КП установлен в положение АС (автоматическая синхронизация). После запуска дизель – генератора с местного или дистанционного пульта управления в рулевой рубке и достижения рабочих оборотов, напряжение генератора подводиться к реле разности частот 2 РРЧ.

При отличии частот генератора и шин +-1 Гц реле 2РРЧ срабатывает и своим замыкающим контактом подает питание на катушку контактора 2К. Контактор 2К через главные замыкающие контакты подключает генератор на шины через реактор Р и замыкающими контактом подает питание на реле времени 2РВ, а размыкающими блок контактами рвет цепи катушек 2РРЧ, 1К и 3К. Реле времени 2РВ с выдержкой времени 3 – 5 сек. своим замыкающим контактом 2РВ1 соединяет цепь включения генераторного автомата 2АВ. Генератор после окончания процесса синхронизации включается непосредственно на шины. Одновременно блокконтактом автомата 2АВ разбивается цепь питания узла автоматической синхронизации и генератор отключается от реактора.

При включении питания с берега на шины ГРЩ блокконтактом промежуточного реле 1РН разрывает цепь включения любого генераторного автомата, чем исключается синхронизация любого генератора с берегом и следовательно, подключение на шины ГРЩ.

Схемой ГРЩ предусматривается прямое включение любого из генераторов на обесточенные шины станции. Это выполняется через размыкающий контакт реле напряжения РН. При внезапном исчезновении напряжения на шинах ГРЩ для быстрого его восстановления через размыкающий контакт реле напряжения РН подается команда на запуск дизель – генератора 50 кВт. Если он до этого не работал.

Отключение от шин ГРЩ происходит после подачи команды на остановку любого из работающих дизель – генераторов и снижении его скорости до 500 – 450 об/ мин. При этом центробежное реле в схеме автоматики дизель – генератора разрывает цепь питания реле отключения (1РПО – 3РПО), через размыкающий контакт которого получает питание независимый расцепитель НР генераторного автомата.

Распределение нагрузки между работающими дизель – генераторами или перевод ее с одной машины на другую выполняется серводвигателями подачи топлива, включаемыми посредствам ключей (9КП – 11КП) с ГРЩ или кнопок управления, расположенных на пульте управления вспомогательными механизмами в рулевой рубке.

Распределение реактивной мощности при параллельной работе дизель – генераторов 100кВт обеспечивается трансформаторами тока 3ТТ и 6ТТ блоками управления генераторов и уравнительными соединениями между ними.

Для предупреждения работы генераторов 100 кВт в двигательном режиме при их совместной работе установлены реле обратной мощности (1РОМ, 2РОМ) воздействующие на промежуточное реле (7РПО, 8РПО).

Последнее своими размыкающими контактами рвет цепь питания реле отключения (4РПО, 3РПО) через размыкающий контакт которого подает питание на независимый расцепитель автомата от ЭРЩ.

Принятые в схеме селективные автоматы (1АВ – 3АВ) обеспечивают максимальную с выдержкой времени защиту генераторов от токов короткого замыкания и защиту генераторов от перегрузки. Для защиты отходящих фидеров применяются автоматические выключатели серии А, комбинированными расцепителями (кроме линии рулевого электропривода). Тепловые расцепители автоматов используются для повышения надежности, действия защиты при неглухих коротких замыканиях.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность моториста-матроса [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Моторист-матрос назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Моторист-матрос относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность моториста-матроса назначается лицо, имеющее среднее образование, профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности моторист-матрос должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Моторист-матрос должен знать:

  • правила технической эксплуатации судовой техники;
  • устройство и правила технического обслуживания главных энергетических установок и вспомогательных механизмов;
  • нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;
  • правила технической эксплуатации судовой техники;
  • правила плавания;
  • расположение и назначение трубопроводов, арматуры судовых систем;
  • расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб;
  • правила проведения замеров воды в танках и температуры в грузовых помещениях, глубины ручным лотом;
  • правила снятия показаний приборов своего заведования;
  • правила приема и передачи зрительных и звуковых сигналов.

1.7. В период временного отсутствия моториста-матроса его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Моторист-матрос осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Управление судном под руководством вахтенного начальника.

2.2. Обслуживание и ремонт судовой техники.

2.3. Техническое обслуживание механизмов, закрепленных расписанием по заведованию.

2.4. Проведение замеров воды в танках, температуры в грузовых помещениях, глубины водоема ручным лотом.

2.5. Управление палубными механизмами, гребными спасательными шлюпками и моторными лодками.

2.6. Выполнение судовых такелажных, малярных, швартовых, слесарно-ремонтных работ.

2.7. Отдача и выборка якоря, подъем шлюпок на палубу и спуск на воду.

2.8. Уборка палубы, служебных палубных и бытовых помещений.

При отсутствии в штатном расписании профессии “рулевой” моторист-матрос выполняет его работу.

В случае служебной необходимости моторист-матрос может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Моторист-матрос имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Моторист-матрос несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы моториста-матроса осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы моториста-матроса является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы моториста-матроса определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью моторист-матрос обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

1. Вахта -это специальный вид выполнения своих обязанностей членами судового экипажа, требующий повышенного внимания и непрерывного нахождения на рабочем месте или на посту. Вахта обеспечивает безопасность, живучесть и производственную деятельность судна.

2. Вахта контролирует посещение судна посторонними лицами, обеспечивает сохранность имущества и груза, находящегося на судне.

3. Ответственность за организацию вахтенной службы в целом возлагается на капитана, а по судовым службам – на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.

4. Никто из вахтенных без разрешения начальника по вахте не имеет права оставлять пост или передавать другому лицу исполнение своих обязанностей.

5. При обнаружении ненормальностей, отклонения параметров и прочего, необходимо немедленно доложить вахтенному начальнику.

6. Очередная вахта должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно.

7. Судовые вахты подразделяются на ходовые и стояночные. Ходовая вахта – 4 часа, а при двухсменке – 6 часов. Продолжительность стояночной вахты для комсостава – 24 часа, для судовой команды – 8 часов.

8. Каждый член вахты должен знать свои обязанности по несению вахты:

- Уметь пользоваться системами внутрисудовой связи.

- Знать аварийные выходы, место расположения аварийного и противопожарного имущества, спасательных средств и уметь ими пользоваться.

- Знать сигналы судовых тревог.

Обязанности вахтенного моториста.

1. Вахтенный моторист подчиняется вахтенному механику.

2. Вахтенный моторист обязан:

- Получит инструктаж от вахтенного механика перед заступлением на вахту.

- Получить от сдающей вахты сведения о работе технических средств распоряжениях по вахте.

- Убедиться в исправности технических средств.

- Доложить вахтенному механику о приемке вахты.

- Обеспечить эксплуатацию технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями.

- Немедленно докладывать обо всех неисправностях и неполадках и принимать меры к их устранению.

- Поддерживать порядок в МО.

Организация обеспечения живучести судна.

Государственный флаг Украины, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества.

Организация обеспечения живучести судна.

1. Основой организации борьбы за живучесть судна и спасения человеческой жизни на море является расписание по тревогам. Расписание по тревогам определяют обязанности всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне, составляются на каждом судне и утверждаются капитаном.

2. Устанавливаются следующие расписания по тревогам: по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака, разливом нефтепродуктов.

5. При любой тревоге с помощью колоколов громкого боя объявляется сигнал общесудовой тревоги. Сигнал общесудовой тревоги – семь коротких и один длительный звонок (короткий сигнал – 1 с., продолжительный 5-6 с.); сигнал повторяется 3-4 раза. После звонков голосом объявляется вид тревоги.

6. При пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол.

7. Каждый член экипажа должен знать правила индивидуального выживания. Оказания первой помощи, места расположения аварийно-спасательного имущества и уметь применить знания на практике.

8. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан, а непосредственное руководство возложено на старшего помощника капитана. В отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.

Государственный флаг Украины, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества.

1. Государственный флаг Украины указывает на принадлежность судна Республику Украина. Государственный флаг Украины поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке поднимается нести флаг на гафеле.

2. Государственный флаг Украины на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 часов по судовому времени и спускается с заходом солнца.

3. За полярным кругом зимой Государственный флаг ежедневно должен быть поднят в 8 часов и находится в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время с 8.00 до 20.00.

4. Государственный флаг поднимается ранее установленного времени (до 8.00), а также не спускается после захода солнца в следующих целях:

- При выходе судна из порта и входе в него.

- При встрече в море с военными кораблями и торговыми судами, плавающими под флагом Украины. До расхождения с ними.

5. При нахождении на судне президента, глав законодательной и исполнительной власти, а также глав дипломатических представительств Украины, с согласия указанных лиц, кроме Государственного флага Украины, поднимаемого на кормовом флагштоке, на носовой мачте дополнительно поднимается Государственный флаг.

6. При нахождении на судне Председателя Госрыбхозпрома Украины, с его согласия на носовой мачте поднимается вымпел рыбного флота Украины.

7. При плавании в иностранных территориальных водах и вовремя стоянок судна в иностранном порту, одновременно с Государственным флагом Украины на носовой мачте поднимается флаг государства. В водах которого находится судно.

8. При встрече с кораблем ВМС Украины судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Украины.

9. При встрече с военными кораблями государства, состоящего в дипломатически отношениях с Украиной, или при прохождении мимо такого корабля, стоящего на якоре или швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага.

10. При встрече с военными кораблями государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Украиной, приветствие Государственным флагом производится только при плавании в территориальных водах этого государства.

11. В траурные дни на судне производиться подъем Государственного флага держится приспущенным на 1/3 длины флага.

12. В праздничные дни на судне производиться подъем и флагов расцвечивания Международного Свода Сигналов.

Повседневный распорядок и быт.

1. Распорядок дня для судового экипажа устанавливает капитан применительно к конкретным условиям работы.

2. Экипаж судна размещается в каютах согласно расписанию, составленному старшим помощником капитана и согласованному со вторым механиком.

3. В каждой каюте назначается старший, который отвечает за:

- Отсутствие в каюте взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых веществ и нештатной электропроводке.

- Сохранность имущества и оборудования.

- Выполнение санитарных правил и правил личной гигиены.

4. Ответственными за производственные, служебные и бытовые помещения назначаются лица, в заведовании которых находятся указанные помещения.

5. Прием пищи лицами, находящимися на борту судна, производится в установленное распорядком дня время в столовой команды и кают-компании.

6. Старший в столовой – боцман, в кают-компании – старший помощник.

7. Спортивные мероприятия на судна, проводятся с разрешения капитана или старшего помощника. Ответственный – организатор спортивного мероприятия.

При составлении конспекта использовалась литература:

Главная картинка статьи Моторист-рулевой: что это за профессия?

Пусть на сегодняшний день водные виды транспорта предназначены больше для транспортировки грузов, а пассажирские перевозки направлены в основном на туристов, суды не потеряли свое значение и профессии, связанные с судоходством продолжают оставаться весьма востребованными. Например, на флоте уже давно существуют такая специальность, как моторист-рулевой. Данный специалист несет ответственность за то, чтобы корабль выполнил рейс и вовремя добрался до пункта назначения.

Описание профессии

Моторист-рулевой – это специалист, который выполняет на судне функции матроса и техника. Иными словами, ему необходимо управлять водным транспортным средством и обеспечивать исправность работы двигателя, а также всех вспомогательных механизмов.

В число обязанностей судового моториста можно отнести:

запуск и остановка двигателя;

настройка и корректировка режимов работы;

отслеживание сигналов навигационных приборов;

отслеживание и корректировка в случае необходимости курса следования;

техническое обеспечение механизмов;

проведение профилактических осмотров и ремонтных работ;

выявление и устранение неполадок.

Для осуществления своих должностных обязательств мотористу-рулевому необходимо иметь представление о том, как происходит регулировка движения судна, по каким принципам работают средства для автоматизации управления машинным отделением, а также система дистанционного управления.

Поскольку данный специалист находится в непосредственном подчинении у боцмана и первого штурмана, он должен сообщать им обо всех обнаруженных неисправностях и изменениях как в работе двигателя, так и курсе судна. В случае возникновения внештатной или спорной ситуации моторист должен предварительно обсудить свое решение с руководством, заручиться его поддержкой.

Работа моториста-рулевого строится по вахтовому методу. При этом продолжительность смены и длина вахты зависит от типа и назначения судна. Таким образом, специалист может работать от восьми до двенадцати часов.

Вопреки расхожему мнению, профессия моторист-рулевой все еще одна из самых актуальных. Просто с развитием навигационных систем от специалиста требуются знания в новых областях и умение работать с техникой.

Если во время рейса возникла внештатная ситуация, которая привела к тому, что необходимо покинуть судно, то рулевой должен будет управлять шлюпкой. А при необходимости быть способным спасти утопающих и применить приемы первой помощи.

Моторист-рулевой: что это за профессия?

Источник фото Maël BALLAND/Pexels

Где можно выучиться профессии моторист-рулевой?

Для того, чтобы стать мотористом-рулевым необходимо получить профильное образование в среднем специальном образовательном учреждении по одному из перечисленных направлений:

техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

механик маломерного судна;

судоводитель – помощник механика маломерного судна.

Каждое из этих направлений позволяет получить необходимый объем знаний и навыков для работы с судовым двигателем и управления водным транспортом.

На сегодняшний день эта специальность востребована на всех видах речных и морских судов, поэтому при необходимости специалист может пройти курсы переподготовки по морским специальностям, а также получить командную должность на судне.

Разряды профессии моторист-рулевой

Принято выделять у специальности два квалификационных уровня – это пятый и шестой. Стоит отметить, что вне зависимости от разряда специалист должен проводить запуск и остановку двигателя, следить за его работой, вносить корректировки и проводить ремонтные работы. Отличие же в полномочиях мотористов состоит в мощности двигателя, с которым они могут работать.

Моторист-рулевой 5 разряда

Управляет судном с мощностью двигателя менее 850 кВт.

Моторист-рулевой 6 разряда

Работает с двигателем, мощность которого больше 850 кВт.

Личностные качества профессии моторист-рулевой

От отношения к работе рулевого зависит не только прохождение маршрута, но и безопасность всего экипажа, а также пассажиров. Поэтому данная работа подходит только людям с высокой ответственностью и дисциплинированностью. Моторист должен быть готов при возникновении внештатной ситуации взять на себя принятие решений и координировать действия судна и команды. Следовательно, работник должен обладать стрессоустойчивостью, хладнокровием и коммуникабельностью.

Моторист-рулевой также должен обладать:

развитым пространственным мышлением;

Уровень заработной платы профессии моторист-рулевой

Размер заработной платы представителя данной профессии зависит от того, в каком регионе он работает и на каком типе судна. Таким образом, уровень оклада может варьироваться от 15 000 до 30 000 рублей.

Но необходимо отметить, что для компенсации относительно небольшой заработной платы специалисту предоставляют премии, оплачиваемый отпуск и другие социальные гарантии.

Читайте также: