Какие позиции судов существуют по вопросу квалификации договора на ремонт транспортного средства

Обновлено: 11.05.2024

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Правовая основа применения профессиональных стандартов

Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:

Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля

В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.

Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.

Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:

  • ремонт агрегатов, систем, узлов АТС;
  • проведение диагностики систем АТС;
  • устранение неисправностей в системах АТС.

Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.

В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.

По функциям в нём содержится следующая информация:

  • специалисты, которые готовы к их выполнению;
  • требуемые от них уровни опыта и образования;
  • предъявляемые к ним особые требования;
  • дополнительные характеристики;
  • названия специалистов по справочникам профессий.

Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:

  • Наименования 9 специалистов – слесарь по ремонту автомобилей и т.д.
  • Требуемый уровень образования – среднее профобразование.
  • Опыт работы – от года в сфере техобслуживания и ремонта АТС.
  • Дополнительно специалисту рекомендуется принимать меры по поддержанию уровня квалификации.
  • Названия специалистов даны по следующим справочникам: ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.

По простым трудовым функциям дана следующая информация:

  • выполняемые специалистом трудовые действия;
  • теоретические знания;
  • умения практического характера;
  • дополнительные характеристики.

Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:

  • 6 действий – проверка агрегатов, систем и узлов АТС, выполнение работ по их тестированию и т.д.
  • 14 умений – применение специальных приспособлений для поисков неисправностей в АТС, проведение необходимых измерений узлов и деталей и т.п.
  • Знания в 16 областях – технология слесарных работ, особенности систем и деталей АТС и пр.

В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.

Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.

Параметры использования системы профстандартов

Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?

Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:

Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.

Когда профстандарты являются обязательными для применения?

Они необходимы для сотрудников, если:

  • Специалист работает в государственном секторе экономики (госкомпании, бюджетные учреждения и т.п.).
  • Для специальности имеются особо прописанные в законодательстве требования квалификационного характера.
  • Сотрудник имеет право на получение льгот/компенсаций или для его позиции имеются нормативные ограничения.

В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.

Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?

Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:

  • Проведение переаттестации работников на основе объективных показателей.
  • Улучшение качества документов в сфере кадровой деятельности. Помимо прочего, это снижает риски возникновения конфликтов с проверяющими организациями (ФСС, трудовая инспекция и т.п.).
  • Оценка степени профессиональной подготовки претендентов на должности.
  • Создание критериев, с помощью которых можно оценивать результативность сотрудников.

Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.

Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?

Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.

Договор каршеринга заключается в письменной форме, в том числе путем составления электронного документа. Это возможно и посредством использования мобильного приложения оператора каршеринга.
Организация может заключить договор с оператором, по условиям которого ее сотрудники получат право пользоваться каршеринговыми автомобилями. Однако и в этом случае сотрудникам может потребоваться лично зарегистрироваться в сервисе оператора, принять условия соглашения каршеринговой компании.
Договор каршеринга можно заключить один раз, а пользоваться автомобилями многократно. Однако каждое использование автомобиля может оформляться как разовый договор аренды.

1.1. Квалификация договора каршеринга и нормы, которые к нему применяются
От квалификации договора будет зависеть, какие нормы к нему можно применить. В законе нет специальных норм о каршеринге.
По виду наиболее близкими к договору каршеринга являются договоры аренды транспортного средства и проката.
В судебной практике встречается позиция, что нормы о прокате не должны применяться к каршерингу, поскольку в силу ст. 625 ГК РФ для аренды транспортных средств без экипажа предусмотрены специальные нормы подраздела 2 § 3 гл. 34 ГК РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.04.2019 по делу N 33-19520/2019).
Полагаем, что в некоторых случаях договоры с каршеринговыми компаниями могут признать смешанными, например содержащими элементы договора аренды транспортного средства без экипажа и возмездного оказания услуг (по предоставлению возможности пользоваться сервисом, заправке автомобиля с использованием топливных карт и т.д.).
Представляется, что нет оснований причислять договор каршеринга к непоименованным договорам, поскольку он обладает главными (квалифицирующими) признаками договора аренды транспортного средства без экипажа, а именно: транспортное средство передается во временное пользование за плату, без услуг по управлению (ст. 642 ГК РФ).
Если договор заключается с гражданином-потребителем, то применяться должны еще и нормы о защите прав потребителей (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
По способу заключения договор каршеринга могут признать договором присоединения, поскольку его условия определяются каршеринговой компанией и принимаются арендатором-водителем (пользователем) путем присоединения к договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). Однако при заключении договора каршеринга с юридическим лицом (корпоративный каршеринг) условия договора могут согласовываться индивидуально, а не путем присоединения к договору в целом.

2. При каких условиях может быть заключен договор каршеринга
У гражданина, который будет пользоваться сервисом (даже если это сотрудник организации, с которой заключен договор каршеринга), как и у любого другого водителя, должно быть действительное водительское удостоверение с правом управлять автомобилем соответствующей категории или подкатегории и не должно быть медицинских противопоказаний для управления автомобилем (п. п. 1, 4 ст. 23.1, п. 4 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения).
Иные условия рекомендуем выяснить у оператора, с которым вы намерены заключить договор. В частности, у некоторых каршеринговых компаний можно встретить требования к возрасту или стажу водителя. В судебной практике встречается позиция о том, что договор каршеринга не является публичным, а потому каршеринговая компания вправе устанавливать для арендаторов требования и ограничения для заключения договора, в том числе по возрасту и стажу вождения (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.04.2019 по делу N 33-19520/2019).
Специальные требования к водителю могут быть установлены для аренды определенных категорий или марок транспортных средств. Например, для аренды автомобиля премиум-класса могут быть установлены повышенные требования к стажу вождения.

3. В какой форме заключается договор каршеринга
Он должен быть заключен в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161, ст. 643 ГК РФ). Это можно сделать (п. 2 ст. 434 ГК РФ):
в виде единого документа, в том числе электронного. В частности, сделку можно совершить с помощью электронных либо иных технических средств, которые позволяют в неизменном виде воспроизвести ее содержание на материальном носителе. При этом по общему правилу подписать договор можно любым способом, позволяющим достоверно определить лицо, выразившее волю (п. 1 ст. 160 ГК РФ);
путем обмена письмами, электронными документами и т.д. Это допускается, поскольку закон не требует заключать договор каршеринга именно в виде единого документа.

4. Что нужно сделать организации для заключения договора с каршеринговой компанией
Точный порядок заключения договора корпоративного каршеринга рекомендуем уточнить в компании, с которой вы намерены заключить договор.
Обычно для заключения договора нужно:
запросить проект договора у каршеринговой компании и выяснить условия соглашений, которые будут принимать ваши работники при подключении к сервису этого оператора;
подписать договор с каршеринговой компанией, если вас устроили предложенные условия, или провести переговоры на предмет корректировки условий;
получить доступ к личному кабинету, с помощью которого можно будет управлять поездками, в том числе устанавливать бюджет и лимиты по времени использования. Конкретные возможности, которые вам предоставляются через личный кабинет, нужно уточнять у оператора каршеринга, они могут отличаться у разных операторов;
обеспечить оформление отношений между каршеринговой компанией и работниками, которые будут пользоваться автомобилями. Для этого работникам может потребоваться, в частности, установить специальное приложение, пройти электронную регистрацию, предоставить необходимые сведения и документы, принять условия пользовательского соглашения, подключиться к корпоративному тарифу. Если работник уже использует сервис оператора для личных целей, ему может быть достаточно переключиться на корпоративный тариф.

5. Какие условия являются существенными для договора каршеринга
К существенным условиям любого договора относятся (п. 1 ст. 432 ГК РФ):
предмет договора. Под предметом обычно понимаются основные действия сторон в отношении определенного объекта (имущества), которые определяют цель заключения договора. Исходя из этого предметом договора каршеринга можно считать предоставление каршеринговой компанией возможности брать автомобили в краткосрочную аренду за определенную плату;
условия, которые названы в правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. В отношении договора каршеринга такие условия не предусмотрены. Для договора аренды закон требует указывать в договоре данные, позволяющие определить предмет аренды, то есть транспортное средство, подлежащее передаче арендатору (п. 3 ст. 607, ст. 625 ГК РФ). Учитывая специфику каршеринга, полагаем, что, если это не разовый договор в отношении конкретного автомобиля, в договоре можно не указывать его уникальные признаки (VIN, госномер). Это связано с тем, что каршеринговые автомобили могут находиться в любой точке в границах действия сервиса и заранее не известно, какой из них выберет пользователь. Тем не менее, в договоре можно определить опознавательные знаки автомобилей или установить минимальные требования к ним (класс, модельный ряд, год выпуска и т.п.). Тогда конкретный предмет аренды будет согласован в момент начала сессии по аренде автомобиля;
условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

6. На какие условия обратить внимание при заключении договора
Помимо существенных условий договора, для вас могут быть важны и некоторые иные условия договора. Перечень таких условий для каждого свой в зависимости от различных факторов.
Например, стоит обратить внимание на следующие условия:
территория действия сервиса (границы дозволенного использования автомобиля). В частности, убедитесь, что интересующие вас адреса начала аренды охватываются ею. Иначе автомобили, доступные для бронирования, могут оказаться далеко от вас;
способ подачи автомобиля. Это может быть вариант, когда гражданин (пользователь) сам находит удобный свободный автомобиль, или же возможна доставка автомобиля в нужное место самой каршеринговой компанией;
цена и порядок оплаты. Например, договор может предусматривать, что при предварительной оплате определенного периода цена аренды снижается;
период бесплатного бронирования. Пользователю интересно, чтобы этого времени было достаточно для того, чтобы добраться до автомобиля, осмотреть его и начать аренду;
территории, где можно завершить аренду. Это могут быть территории многоуровневых парковок, закрытых или специализированных стоянок. Например, могут быть ограничения по отдельным стоянкам вблизи аэропортов. Кроме того, завершение аренды в некоторых зонах может быть платным;
ограничения по пробегу автомобиля, например суточному;
размеры штрафов. В частности, за наступление страхового случая (обычно ДТП) по вине арендатора, обоюдной вине, или когда виновник не установлен. Возможно, чтобы уменьшить бремя ответственности, вы можете оплатить дополнительную страховку автомобиля — некоторые операторы предоставляют такую возможность.

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Постановление содержит ряд ключевых разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, приведем их.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

  • Взимание платы за оформление билета. Перевозчик не правомочен требовать уплаты клиентом дополнительного вознаграждения за оформление проездного билета. Такую плату вправе взимать только агент в случае заключения договора перевозки с использованием его услуг.
  • Ответственность перевозчика:

o Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.

o Перевозчик несет ответственность за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.

o Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа, если он принял на себя обязанность упаковать багаж или в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику. Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден ввиду ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика. Такой же подход применяется в отношении ответственности перевозчика/экспедитора за утрату, недостачу или повреждение груза.

o Убытки, причиненные пассажиру просрочкой доставки багажа, возмещаются в полном объеме сверх суммы неустойки, подлежащей уплате перевозчиком.

o Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира, вследствие неудовлетворительного состояния салона транспортного средства, предоставленного для перевозки.

  • Ответственность агрегаторов такси. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора, отвечает за вред, причиненный пассажиру в процессе перевозки, если данное лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что такой договор заключается непосредственно с агрегатором такси, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

o Экспедитор, принявший груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, отвечает за риски, связанные с возможной утратой либо повреждением груза, возникшие ввиду этого обстоятельства.

o Неустойка (штраф[3]) подлежащая уплате перевозчиком за просрочку доставки груза, имеет штрафной характер и взыскивается сверх суммы убытков, вызванных просрочкой доставки груза.

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА И ЭКСПЕДИТОРА

  • Экспедитор несет ответственность за повреждение или утрату груза в случаях, если экспедитор является фактическим перевозчиком либо экспедитор каким-либо образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза (в том числе, если положения договора не дают клиенту права выбирать кандидатуры конкретных перевозчиков; цена услуг экспедитора выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов).
  • Иск о возмещении реального ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения груза клиент может предъявить как перевозчику, так и экспедитору, если последний по условиям заключенного с клиентом договора обязался обеспечить сохранную транспортировку груза. В этом случае перевозчик и экспедитор отвечают перед клиентом солидарно.
  • Экспедитор, заключивший от своего имени договор перевозки, правомочен требовать с перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного повреждением или утратой груза, независимо от того, возмещен ли вред экспедитором клиенту за поврежденный или утраченный груз.

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ПЕРЕВОЗКОЙ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ГРУЗА, А ТАКЖЕ С ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

  • Порядок исчисления срока исковой давности. Срок исковой давности по иску экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но при этом отвечающего за сохранную перевозку груза, к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту и течет аналогично случаям, когда экспедитор является грузоотправителем (со дня события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска).

О чем подумать, что сделать

Поскольку ряд содержащихся в Постановлении положений направлен на усиление ответственности перевозчиков, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке, а также агрегаторам такси, осуществляющим деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа, рекомендуется ознакомиться с новыми разъяснениями и учитывать их в работе с потребителями (пассажирами) и контрагентами.

Помощь консультанта

[3] В размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза.

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Читайте также: