Объединение судов как называется

Обновлено: 13.05.2024

1. Правительство РФ имеет право издавать:

+ постановления и распоряжения;

– постановления и указы;

– распоряжения и протоколы.

2 - Тест. Правом толкования Конституции РФ обладает:

+ Конституционный Суд РФ;

– Президент РФ и Правительство РФ;

– Федеральное Собрание РФ.

3. Что входит в предмет конституционного права РФ?

+ Общественные отношения, связанные с конституционным строем и устройством государства, правовым статусом личности, организацией и деятельностью органов государства и местного самоуправления;

– Общественные отношения, возникающие по поводу приобретения гражданства РФ, трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ и несения ими уголовной ответственности в случае совершения преступлений;

– Общественный отношения в области экономики с участием госкорпораций, их взаимодействия с иностранными компаниями и заключения международных соглашений в различных сферах сотрудничества.

4. Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участия в выборах, является:

+ нормой конкретного (непосредственного) действия;

5. По характеру содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы можно разделить на:

+ управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

– императивные и диспозитивные;

– постоянные и временные.

6. Какое утверждение неверно?

+ Конституция обладает такой же юридической силой, как и любой закон в РФ.

– Для принятия конституционных поправок используется особый порядок.

– Конституция РФ закрепляет основы всех иных отраслей права.

7. Устои и важнейшие принципы, целью которых является обеспечение конституционного характера государства – это:

+ основы конституционного строя;

– верховенство Конституции РФ над другими законами;

– содержание конституционно-правовых отношений.

8. Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?

+ Человек, его права и свободы;

– Целостность и неприкосновенность территории РФ;

– Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.

9. Что понимается под государственным суверенитетом?

+ Выраженные в праве независимость, автономность и признание верховенства государственной власти, а также возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику государства по своему усмотрению;

– Закрепленные в Конституции РФ: отсутствие официальной религии государства, отделение от него религиозных организаций и их равноправие перед законом;

– Деление государственной власти РФ на законодательную, исполнительную и судебную, что обеспечивает демократический режим правления.

10. Конституционная правоспособность – это:

+ признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;

– закрепленное Конституцией РФ право гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

– предусмотренный Главой 9 Конституции РФ особый порядок принятия поправок и пересмотра ее положений.

11. Устойчивой правовой связью лица с государством, которая выражена в их совокупных правах и обязанностях, называют:

12. Право на защиту своей чести и доброго имени относится:

+ к личным правам и свободам;

– к политическим правам;

– к социальным правам.

13. По территориально-политическому устройству все государства делятся на:

+ унитарные, федеративные и конфедерации;

– монархии, республики и теократии;

– тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тест - 14. Если Указ Президента РФ противоречит Конституции РФ, будут действовать нормы:

– Указа Президента РФ;

– На усмотрение правоприменительного органа.

15. Сколько судей входят в состав Конституционного Суда РФ?

16. Решение вопроса о доверии Правительству РФ относится к ведению:

17. Если избранным становится кандидат, который получил простое большинство голосов, т. е. больше, чем его конкуренты по отдельности, то это:

+ мажоритарная система относительного большинства;

– мажоритарная система квалифицированного большинства;

– мажоритарная система абсолютного большинства.

18. Территориальная единица, созданная для организации проведения голосования и подсчета голосов – это:

19. Как называется вступительная часть Конституции РФ?

20. Кому или чему, согласно Конституции РФ, подчиняются судьи?

+ Конституции РФ и федеральному закону;

– Президенту РФ и его указам;

21. Какое из утверждений неверно?

+ Референдум не является формой реализации местного самоуправления;

– Население само определяет структуру органов местной власти;

– Местные органы власти вправе самостоятельно формировать местный бюджет.

22. Кем утверждается военная доктрина РФ?

– Федеральным Собранием РФ.

23. За какие категории преступлений в качестве исключительной меры наказания может устанавливаться смертная казнь?

+ За особо тяжкие преступления против жизни;

– За тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья;

–За особо тяжкие преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

24. Что гарантируется каждому Конституцией РФ?

+ Оплачиваемый ежегодный отпуск;

– Ежеквартальная премия по результатам работы;

– Бесплатное высшее образование при окончании средней школы.

25. Какое из указанных утверждений верно, исходя из прямого толкования норм Конституции РФ?

+ Вид и характер республиканской формы правления в России Конституцией РФ не определены;

– Россия – президентская республика;

– России – парламентская республика.

26. Какие субъекты РФ имеют свою конституцию и законодательство?

– Республики и автономные округа;

– Республики, автономные округа и автономные области.

27. Создание каких условий является целью политики социального государства?

+ Которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;

– Которые направлены на эффективное расходование бюджетных средств на социальную сферу;

– Которые создают предпосылки для экономического роста государства.

28. Какое условие называет Конституция РФ для возможности применить закон?

+ Официальное опубликование закона для всеобщего сведения;

– Принятие его квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы;

– Факт подписания закона Президентом РФ.

29. Кем образуется счетная Палата РФ?

+ Советом Федерации и Государственной Думой;

30. Что из перечисленного относится к ведению Совета Федерации?

+ Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

– Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

31 - тест. Источники конституционного права

+ действующие в настоящий момент нормативные правовые акты (конституционно-правовой обычай, акты органов судебного конституционного (уставного) контроля, нормативно-правовой акт, нормативный договор)

- исключительно Конституция РФ и решения Конституционного суда.

- Референдумы, выборы, непосредственное волеизъявление народа

Тест. 32. Предметом конституционного права является:

+ фундаментальные правовые отношения, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства, связь личности, общества и государства, а также относящиеся к сфере организации государственной и местной властей;

- Основной Закон государства – Конституция Российской Федерации, ее действие и практика применения;

- общественные, политические и экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами.

33. Конституционное право РФ как отрасль – это:

+ система норм права, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права;

- право уполномоченных законом субъектов вносить поправки в Конституцию РФ;

- комплекс упорядоченных норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере реализации государственной федеральной власти и ее взаимоотношений с региональной и муниципальной.

34. Всенародное голосование называется:

35. Каково второе название конституционного права?

36 - тест. Основным конституционным правом человека является право:

- на свободу слова.

37. К источникам конституционного права относится:

+ нормативный правовой акт;

- практика системы арбитражных судов;

38. Объявление амнистии относится к компетенции:

+ Государственной Думы РФ;

39. Конституционный Суд имеет право:

+ толковать Основной Закон государства;

- осуществлять помилование и объявлять амнистию;

- вносить поправки в Конституцию РФ.

40. Субъектом конституционного права РФ не является:

+ административно-территориальная единица другого государства;

- лицо без гражданство, проживающее на территории РФ.

Тест. 41. Отношения, регулируемые конституционным правом:

+ составляют его предмет;

- являются его источниками;

- служат его функциями.

42. Действия граждан или их объединений, состоящие в подготовке и распространению сведений, имеющих целью побудить избирателей проголосовать тем или иным образом, – это:

43. Организованное публичное выражение мнения группы граждан, которые во время движения несут плакаты или транспаранты, называется:

44. Высшим коллегиальным органом исполнительной власти в РФ является:

45. Какой государственный орган призван осуществлять надзор за исполнением принятых на территории РФ законов?

- Министерство внутренних дел РФ;

- Верховный Суд РФ.

46. Какой документ выдается иностранному гражданину с целью подтверждения его права на проживание на территории России и беспрепятственный въезд/выезд из нее?

+ Вид на жительство;

- Разрешение на работу;

- Паспорт гражданина РФ.

47. Как называется специальный правовой режим, который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?

48. Лицо, которое кроме гражданства России имеет подданство/гражданство другого государства, называется:

49. Какой из указанных документов обладает высшей юридической силой?

- Постановление Правительства РФ.

50. Какой этап законодательного процесса является первым?

- Рассмотрение в первом чтении;

51. Связь государства и гражданина, обусловливающая наличие между ними обоюдных прав и обязанностей, называется:

52. Какое количество субъектов входит в состав России в настоящее время?

53. Каким статусом субъекта РФ обладает Саха (Якутия)?

- Город федерального значения.

54. Государственный аппарат является частью:

- Администрации Президента РФ;

- правового статуса субъекта конституционного права.

55. Кем может заполняться избирательный бюллетень?

+ Только самим избирателем;

- Членом избирательной комиссии;

- Кандидатом на выборную должность.

56. Фальсификация итогов референдума – это нарушение закона, за которое предусмотрена:

57. Минимальный возраст гражданина для того, чтобы он прошел регистрацию в качестве кандидата на пост Президента РФ, составляет:

Суды в России 俄羅斯法院 Courts in Russia. Судебная система РФ – тема очень большая и сложная, одной заметкой её не охватить. Сперва надо разобраться в видах судов и судопроизводства, а также выяснить смысл базовых терминов и принципов.

俄羅斯法院。 俄羅斯聯邦的司法系統是一個非常龐大和復雜的話題,不能用一張紙條來涵蓋。 首先,您需要了解法院和法律程序的類型,以及了解基本術語和原則的含義。

Courts in Russia. The judicial system of the Russian Federation is a very large and complex topic, it cannot be covered with one note. First, you need to understand the types of courts and legal proceedings, as well as find out the meaning of basic terms and principles.

В России существует четыре вида судов.

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции, но с отдельной структурой и особой сферой деятельности. В них, в основном, разбирают споры, связанные с прохождением военной службы (например, дела о преступлениях военнослужащих или конфликты между военными и их начальством).

Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

Над всеми этими судами, кроме конституционных и уставных, стоит Верховный суд РФ.

Перечисленные выше суды – это российские государственные суды. Помимо них, в российской правовой системе действуют третейские суды и Европейский суд по правам человека. О том, что это такое, расскажу позже.

Суд в судебной системе РФ

Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний. У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день.

В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон. А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.

Виды судопроизводства судебной системы РФ

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс). Суть дела – государство обвиняет человека в совершении преступления. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). За что судить и как наказывать – читаем Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Во-первых, у нас почему-то появилась вторая кассационная инстанция – решения, которые уже рассматривала кассационная инстанция, можно обжаловать в том же порядке в одну из коллегий Верховного суда РФ. Во-вторых, решение можно обжаловать в надзорную инстанцию – это президиум Верховного суда РФ.

Обе эти инстанции ещё менее доступные, там почти все жалобы отсеиваются на этапе подачи. Но если вторая кассация – это просто не очень доступная инстанция (она рассматривает в лучшем случае несколько процентов из поступивших жалоб), то надзор – это, можно сказать, космическая инстанция. Туда попадает дай бог одна из тысячи жалоб.

Так что последние две инстанции для большинства людей выполняют скорее символическую роль. Соотношение звеньев и инстанций зависит от вида суда.

Так, в судах общей юрисдикции (в т.ч. в военных судах) предусмотрены условия, в зависимости от которых первой инстанцией может стать одно из звеньев судебной системы – мировой судья, районный суд, областной или Верховный. В арбитражных судах всё проще – там каждая инстанция закреплена за одним из звеньев.

Первая инстанция – это арбитражный суд субъекта РФ, апелляционная – арбитражный апелляционный суд, кассационная – арбитражный суд округа, ну а вторая кассация и надзор – это, соответственно, коллегия по экономическим спорам и президиум Верховного суда РФ.

Принципы деятельности органов судебной власти

В своей работе суды должны действовать на основе ряда принципов. Большинство из них прописаны в российской Конституции.

Осуществление правосудия только судом

Но суды занимают особое место, поскольку любое решение, принятое любым другим органом, можно обжаловать в суде, и именно решение суда будет окончательным. А в ряде случаев спор вообще не может разрешить никто, кроме суда: например, когда человека обвиняют в преступлении.

Принцип осуществления правосудия только судом возник в противовес тем временам, когда правовой спор разбирали обычные чиновники, никак не отделённые от исполнительной власти. Опасности такого порядка, думаю, объяснять не надо. Если люди, расследующие преступление, и люди, которые выносят по нему решение, подчинены одному и тому же человеку (например, президенту), тогда, скорее всего, первые будут больше преследовать реальных и мнимых врагов президента, а второй – признавать их всех виновными.

Например, глава СССР Иосиф Сталин в 1930-е годы создал разного рода внесудебные органы, близкие к правоохранительным. Всё это привело к массовому беззаконию и произволу при вынесении решений. Поэтому в Конституции и прописали данный принцип, чтобы он помог сделать разрешение правовых споров более объективным и справедливым.

Независимость судей

Судьи образуют отдельную ветвь власти, и представители других ветвей власти не вправе вмешиваться в деятельность суда.

Официально ни президент, ни министр, ни губернатор не могут приказать или даже попросить судью принять то или иное решение. Даже судьи вышестоящих судов не должны давить на нижестоящих судей. Этот принцип прописан в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, но, к сожалению, не всегда соблюдается.

Законность

Во-первых, это означает, что при расхождении закона и другого правового акта дело нужно решить на основании закона. Если распоряжение губернатора, приказ чиновника, постановление правительства или указ президента противоречат закону, суд обязан соблюдать закон.

На практике, впрочем, не всегда ясно, противоречит какой-то акт закону или нет. Для этих целей Верховный суд разбирает споры о соответствии подзаконных актов закону. Во-вторых, принцип законности означает, что судебные решения должны быть основаны не на личном мнении судьи, а на нормах права.

Сочетание коллегиальности и единоличности

Состязательность и равноправие сторон

Принцип состязательности (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) означает, что суд не поддерживает ни одну сторону в правовом споре и не должен работать за неё. Сам судья не обвиняет человека в преступлении, не ищет доказательства его вины или невиновности, не разбирается самостоятельно, кто и почему нарушил договор. Судья лишь изучает аргументы и доказательства сторон и решает, какие из них более весомы. При этом судья не может решать, что человек виновен в том, в чём его не обвиняет прокурор, и не может взыскать с должника больше, чем требует кредитор.

То есть судебный процесс должен выглядеть как рыцарский турнир. Каждая сторона приносит своё оружие (доказательства и аргументы), пытается поразить им другую сторону, а суд решает, кто из них сильнее, не помогая никому из участников.

В гражданском судопроизводстве принцип состязательность более или менее соблюдается, а вот в уголовном есть заметный перекос в сторону обвинения. Например, судья по уголовному делу может дать подсудимому больше, чем просит прокурор. Такая норма явно нарушает принцип состязательности и превращает судью не в арбитра, а одного из участников процесса.

Это не значит, что права совершенно идентичны, но они часто близки по смыслу. Обе стороны могут давать объяснения, вызывать свидетелей, представлять доказательства и др.

Обязательность судебных решений

Если суд что-то решил – например, что гражданин Смирнов совершил преступление, или что некий дом принадлежит гражданину Кузнецову, или что ребёнок гражданки Ивановой должен остаться с ней после развода – во всех этих случаях никто в стране не может игнорировать это решение.

Органы власти должны исполнить его в рамках своих обязанностей или действовать, исходя из того, что решение суда правильное и законное.

Гласность судебного разбирательства

Разбирательство дел во всех судах по умолчанию открытое и гласное (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ), на него может прийти и посмотреть любой желающий. То есть вы может прийти в суд, зайти в любой зал заседаний и послушать дело, которое там разбирают.

На практике это вызывает удивление судьи и участников процесса. Но если вежливо объяснить причину визита (например, что вы студент юрфака и хотите посмотреть на реальный процесс), проблем обычно не возникает.

Зритель может фиксировать всё происходящее в заседании в письменном виде или посредством аудиозаписи. А вот фото- и видеосъемка, а также телетрансляция допускаются только с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ).

Ход и результаты судопроизводства можно свободно освещать в СМИ, а судебные решения – распространять и публиковать безо всяких ограничений. В последнее время в России, правда, увеличилось число процессов, происходящих в закрытом режиме.

Многие из них связаны с обвинениями в шпионаже и государственной измене. Это резко понижает и так не очень высокое доверие к судебной системе. Ведь в случае открытого процесса мы по репортажам из зала суда можем оценить аргументы участников и решить для себя, насколько судебное решение справедливо или нет. И когда судья выносит несправедливый приговор, мы хотя бы можем пристыдить его. Конечно, слабое утешение, но хоть какое-то.

Равенство перед законом и судом

Участие граждан в осуществлении правосудия

Язык судопроизводства – русский

Важные термины

Подведомственность – это разграничение полномочий судебных органов, то есть распределение дел между судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами. Подведомственность зависит от характера спора и статуса его участников. В процессуальных кодексах прописаны условия, в зависимости от которых дело должен разбирать суд того или иного типа. Ну а если мы уже определились с подведомственностью, нам нужно разобраться с подсудностью.

Подсудность – это установление суда, который должен разрешить дело в первой инстанции. Различают родовую и территориальную подсудность.

Родовая подсудность указывает на то, какое звено судебной системы должно рассматривать данный спор (например, мировой судья или районный суд).

А территориальная подсудность указывает на местонахождение суда, который должен разбирать дело. Дело в том, что вся территория России поделена на участки, за каждый из которых отвечает тот или иной суд. И этот суд может разбирать дело, если на его участке либо что-то произошло (например, заключение договора или нарушение закона), либо находится спорное имущество, либо живёт человек, участвующий в процессе, либо находится организация – участник процесса.

Преюдиция – это обязанность всех судов принять без проверки факты, ранее установленные решением по другому делу.

Представим, что один суд в порядке уголовного судопроизводства установил, что Фёдоров совершил преступление и нанёс Михайлову тяжкие телесные повреждения.

Если Михайлов пропустил разбирательство, то он всё ещё может взыскать с Фёдорова компенсацию в порядке гражданского судопроизводства. При этом ему не нужно доказывать, что преступление действительно произошло и что виноват в нём Фёдоров.

Считается, что раз суд вынес решение, нет нужды снова всё доказывать. Это и есть преюдиция или преюдициальность. Михайлову нужно лишь доказать наличие убытков и аргументировать размер компенсации морального вреда.

Резюме

Суд – это госорган, который на основании закона разрешает правовые споры между гражданами или организациями (включая само государство). Все вместе российские суды образуют судебную систему России. В России существует четыре вида судов.

Суды общей юрисдикции (СОЮ) занимаются подавляющим большинством дел (всеми, которые не отнесены к компетенции других судов).

Военные суды разбирают споры, связанные с военной службой. Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. А конституционные и уставные суды рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

Судопроизводство (процесс) – это порядок действия суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводств, которые отражают пять типов правовых конфликтов.

Суды общей юрисдикции занимаются: уголовным судопроизводством (государство обвиняет человека в совершении преступления); гражданским судопроизводством (один субъект считает, что другой субъект нарушил его права, и требует компенсацию); административным судопроизводством (спор о привлечении к административной ответственности либо об оспаривании действий госоргана).

В арбитражном суде происходит арбитражное судопроизводство – это когда спорят два бизнесмена, либо бизнесмен спорит с государством.

Наконец, в Конституционном суде РФ и конституционных и уставных судах регионов происходит конституционное судопроизводство – это дело о соответствии законов конституции.

Звено судебной системы – это суды соответствующего уровня. Звенья системы судов общей юрисдикции (снизу вверх): мировые судьи; районные суды; областные и иные региональные суды; Верховный суд.

Звенья системы арбитражных судов:

арбитражные суды субъектов РФ;

апелляционные арбитражные суды;

окружные арбитражные суды;

Звенья системы военных судов:

флотские и окружные суды;

Конституционные и уставные суды не образуют единую систему, а действуют независимо друг от друга.

Инстанция – это определённая стадия судопроизводства, а также суд, который разбирает спор на этой стадии.

Суд первой инстанции должен рассмотреть дело, изучить документы, выслушать стороны и свидетелей и вынести своё решение.

Суд апелляционной инстанции проверяет решения, не вступившие в законную силу, как с фактической, так и с правовой точки зрения.

Суд кассационной инстанции проверяет судебные решения, вступившие в законную силу, с правовой точки зрения.

В России также есть вторая кассационная инстанция и надзорная инстанция, которые не очень доступны для населения. В своей работе суды должны действовать на основе ряда принципов.

Главные принципы судебной системы РФ

  • осуществление правосудия только судом;
  • независимость судей; — законность;
  • сочетание коллегиальности и единоличности;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • обязательность судебных решений;
  • гласность судебного разбирательства;
  • равенство перед законом и судом;
  • участие граждан в осуществлении правосудия;

— использования русского языка в судопроизводстве.

Подведомственность – это разграничение полномочий судебных органов, то есть распределение дел между судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами.

Подсудность – это установление суда, который должен разрешить дело в первой инстанции. Родовая подсудность указывает на то, какое звено судебной системы должно рассматривать данный спор (например, мировой судья или районный суд). А территориальная подсудность указывает на местонахождение суда.

Преюдиция – это обязанность суда принять без проверки факты, ранее установленные решением по другому делу.

Даниелян Даниель Рафикович, соискатель кафедры права Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Статья посвящена вопросу объединения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Автором проанализированы цели создания высшей судебной инстанции и приведен их критический анализ, в частности цели создания единой непротиворечивой судебной практики. Создание единой высшей судебной инстанции рассматривается во взаимосвязи с последними тенденциями развития судебной системы, такими как унификация и дифференциация.

Ключевые слова: объединение, координация, судебная практика, компетенция, специализация, структура, организация судебной деятельности.

Unification of the Supreme Court of the RF and the Higher Arbitrazh Court of the RF: purposes, tasks and perspectives

The article concerns the issue of unification of the Supreme Court of the RF and the Higher Arbitrazh Court of the RF. The author analyses purposes of creation of the higher judicial instance and makes a critical analysis thereof in particular the purpose of creation of the single uncontroversial judicial practice. Creation of a single higher judicial instance is considered in interconnection with the recent tendencies of development of judicial system, such as unification and differentiation.

Key words: unification, coordination, judicial practice, competence, specialization, structure, organization of judicial activities.

Выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 21 июня 2013 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин озвучил предложение об объединении Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В.В. Путин поручил Администрации Президента Российской Федерации разработать в кратчайшие сроки соответствующий законопроект, а также обратился к судейскому сообществу, депутатам Государственной Думы Российской Федерации с просьбой принять участие в его подготовке.

Решение об объединении двух высших судебных инстанций имеет большое политико-правовое значение, требующее внесения изменений не только в действующее законодательство, но и в ст. ст. 125, 126, 128 главы 7 ("Судебная власть") Конституции Российской Федерации, а также признания утратившей силу ст. 128 Конституции Российской Федерации. Иными словами, объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может стать наиболее важным преобразованием в судебной системе за последние годы и необходимым импульсом для нового этапа в реформе всей судебной системы.

На сегодняшний день на повестке не стоит вопрос реформирования подсистем арбитражных судов и судов общей юрисдикции, однако создание единой высшей судебной инстанции должно повлечь, на наш взгляд, реформу всей судебной системы. И прежде всего необходимо определить внутреннюю структуру объединенного суда, разграничить полномочия в рамках судебной системы, решить кадровый вопрос в связи с объединением двух высших судебных инстанций. "Кроме того, необходим анализ современной практики судопроизводства, преследующей целью выявление слабых элементов действующей в нашей стране судебной системы. Вместе с тем требуется рассмотрение опыта функционирования судов и судебных норм в развитых западных государствах. Необходимо, наконец, озаботиться созданием системы подготовки квалифицированных и достойных по своим личным качествам кадров для судебных органов" .

Томсинов В.А. Вопросы судебной реформы в творчестве К.П. Победоносцева // Закон. 2010. N 2. С. 254.

При решении вопроса об объединении ВАС РФ и ВС РФ важно учитывать и основные направления, по которым развивается судебная система России, - унификация и дифференциация. Объединение судов - это явное проявление унификации в вопросе организации судебной системы, хотя последние десятилетия отмечалась тенденция к дифференциации. К примеру, последовательно проводился в жизнь принцип специализации: воссозданы мировые суды, созданы подсистема самих арбитражных судов и, конечно, суд по интеллектуальным правам - специализированный суд в подсистеме специализированных арбитражных судов.

Тенденция к дифференциации отчетливо проявляется в странах бывшего СССР. Конституциями стран СНГ предусматривается раздельное функционирование всех ветвей судебной системы: общих, арбитражных и конституционных судов. Так, согласно ст. 107 Конституции Узбекистана судебная власть состоит из Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики . И на межгосударственном уровне тенденцию к дифференциации в организации судебной системы подтверждает Модельный кодекс о судоустройстве и статусе судей для государств - участников СНГ . Глава 6 Кодекса посвящена вопросам создания, структуры и компетенции Высшего экономического суда государства.

Чернов А.Е. Принципы осуществления правосудия в странах СНГ // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 34.
Принят в г. Санкт-Петербурге 16 мая 2011 г. Постановлением N 36-12 на 36-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ.

Только правильный выбор пути развития судебной системы (унификация либо дальнейшая дифференциация) обеспечит последовательность и успех проводимых преобразований. На наш взгляд, верным будет сбалансированное решение: не стоит отказываться от создания специализированных судов в судебной системе России и в дальнейшем, но в высшей (объединенной) судебной инстанции могут быть созданы соответствующие судебные коллегии, специализирующиеся на спорах, подведомственных соответствующим судам. При таком подходе на первый план выступает проблема координации.

В Германии, к примеру, осуществлена беспрецедентная специализация судебных ветвей: суды общегражданские, финансовые, социальные трудовые, административные, но они дополняются хорошо продуманной координацией высших судов между собой (каждый из них включает несколько структурных единиц - сенатов). Принципиально важно, что с целью взаимодействия между верховными судами созывается Общий сенат верховных судов: обычно он состоит из президентов пяти верховных судов, председательствующих судей и по одному члену от заинтересованных в данном вопросе сенатов (в составе подобного органа должно быть не менее девяти судей) .

Малько А.В., Саломатин А.Ю., Терехин В.А. Судебный федерализм в условиях глобализации (сравнительный анализ) // Российская юстиция. 2013. N 7. С. 32.

Таким образом, в Германии сделан выбор в пользу координации высших судов (ее можно назвать внешней координацией), в России подобная координация (только "внутренняя") вполне может существовать между судебными коллегиями в рамках высшей судебной инстанции.

Допустим, структура объединенного суда может быть представлена следующим образом: Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам (включающая в себя состав, специализирующийся на социальных и трудовых спорах; состав, специализирующийся на спорах, вытекающих при осуществлении предпринимательской деятельности), Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия, Судебная коллегия по административным делам.

Среди аргументов в пользу объединения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации приводятся следующие: повышение эффективности работы всей судебной ветви власти; оптимизация судебной системы России в целом; обеспечение единства судебной практики; обеспечение независимости судебной власти. Главным опасением является сложность учета той позитивной судебной практики и практики организации судебной деятельности, которую наработал ВАС РФ.

Рассмотрим основной довод в пользу объединения высших судебных инстанций - обеспечение единства судебной практики.

Эта проблема неоднократно поднималась на всех уровнях власти. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин, рассуждая о достоинствах отечественной судебной системы, не обошел вниманием и некоторые ее дефекты, среди которых - противоречивость решений разных судебных ветвей власти, в связи с чем "гражданин идет в один суд, а потом, получив решение, которое его не устраивает, тут же идет в другой и получает прямо противоположное" .

Материалы VIII всероссийского съезда судей: выступление Президента России В.В. Путина // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 4.

Отметим, что единый подход к определению "судебная практика" до сих пор не выработан. К.С. Загайнова разделяет все существующие позиции на две группы. Первая объединяет сторонников отнесения к понятию судебной практики всех судебных решений всех судебных инстанций, в т.ч. Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Вторая включает в себя приверженцев определения судебной практики как судебных решений и разъяснений высших судебных инстанций, которые формулируют правоположения . На наш взгляд, наиболее верным представляется второй подход в понимании судебной практики.

Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002.

ВАС РФ широко использует свои полномочия по формированию правовых позиций и в конечном счете всей судебной практики системы арбитражных судов. В этой связи Председатель ВАС РФ А.А. Иванов отмечает, что "наше законодательство вышло на очень высокий уровень абстрактности, вместе с тем депутатский корпус, во всяком случае российский, не способен формулировать правовые позиции на таком уровне" . По его мнению, переход к прецедентной системе - это правильное направление движения, потому что в такой системе много серьезных достоинств .

Иванов А.А. Роль судебных актов высших судов в развитии судебного права // Судебное решение и правотворчество: Сборник статей. М., 2010. С. 10.
Будылин С.Л. Что творит суд? Правотворчество судов и судебный прецедент в России // Закон. 2012. N 10. С. 94.

В свою очередь, Верховный Суд Российской Федерации не использует столь часто, как ВАС РФ, свои полномочия по формированию своих правовых позиций. "Верховный Суд. фактически работает по прежней континентальной модели, с добавлением Постановлений Пленумов. Главное в том, что этот суд, как мне кажется, не преследует цель создания прецедентов, хотя его организационная структура позволяет их формировать" , - отмечает А.А. Иванов.

Там же. С. 95.

Исходя из указанных противоречий, главным из них нам видится именно отсутствие единой позиции председателей высших судов в направлении развития всей судебной системы. Как следствие этого, различные подходы в разрешении схожих гражданских дел. В связи с этим можно только приветствовать создание единой высшей судебной инстанции по гражданским спорам. Однако станет ли судебная практика менее противоречивой? Нам кажется, что нет. Конфликт мнений может периодически возникать между Конституционным Судом Российской Федерации и вновь созданным высшим судом, так же как между тремя высшими судебными инстанциями. Конституционный Суд Российской Федерации периодически в своих решениях выходил за пределы своей компетенции и "давал оценку конкретных судебных решений (действовал как вышестоящая судебная инстанция)" . Это связано с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации, как и ВАС РФ, зачастую использует подходы, характерные для системы общего права. Поэтому наряду с объединением двух высших судов необходимо внимательно отнестись и к вопросу его взаимодействия с Конституционным Судом Российской Федерации.

Курбатов А.Я. Конституционный Суд РФ: проблемы с компетенцией требуют решения // Закон. 2011. N 8. С. 115.

С учетом сложности процесса объединения высших судебных инстанций и необходимости переходного периода в деятельности новой высшей судебной инстанции логичным выглядит создание специальных отделов по гармонизации судебной практики по гражданским делам. В дальнейшем эти отделы могут работать в направлении прогнозирования и развития законодательства. О.В. Журавлева отмечает также необходимость вменить в обязанности работникам подобных отделов выявление противоречий и несоответствия в судебных актах, вынесение спорных вопросов для обсуждения и принятия соответствующих разъяснений и рекомендаций компетентными органами. Отделы могут готовить аналитические справки, публиковать соответствующие научно обоснованные рекомендации, инициировать обсуждения с привлечением различных специалистов и ученых.

Журавлева О.В. К вопросу о единообразии судебной практики при рассмотрении гражданских дел // Российская юстиция. 2013. N 4. С. 45.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Чрезвычайные суды представляют собой одну из версий самосуда, к которому граждане обращаются при нестабильной ситуации в стране. Чрезвычайный суд позволяет определенной группе лиц добиться выгодного для них решения в отношении обвиняемой стороны. Как правило, такие решения связаны с репрессивными действиями, будь то ссылка или убийство. Силовые методы, лежащие в основе чрезвычайных судов, идут вразрез с законодательствами большинства стран. О том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ и как работает судебная власть в России рассказываем далее.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Чрезвычайные суды

Чрезвычайные суды представляют собой особые судебные органы, которые имеют место при чрезвычайных происшествиях, среди которых значатся:

  • войны;
  • чрезвычайное положение;
  • революции;
  • государственные перевороты.

Впрочем, история России знает чрезвычайные суды, которые действовали и в мирное время. В тридцатых годах прошлого века были образованы так называемые тройки НКВД, чьей основной деятельностью стало осуществление внесудебных репрессий. Участники троек НКВД имели полномочия для приговора к расстрелу или ссылке в лагеря и тюрьмы на срок до десяти лет (с целью избавления от антисоветских элементов).

Тройка НКВД принимала непосредственное участие в расстреле обвиняемых без суда и следствия

Тройка НКВД принимала непосредственное участие в расстреле обвиняемых без суда и следствия

Все чрезвычайные суды, вне зависимости от того, в какой части мира они происходят, объединены двумя общими чертами:

  • использование террористического подхода;
  • карательный характер действий;
  • отсутствие общих черт с судебными разбирательствами.

В большинстве случаев участники чрезвычайных судов (т.е. обвинители) пренебрегают самыми базовыми принципами правосудия, к числу которых можно отнести:

  • презумпцию невиновности;
  • право обминаемого на защиту.

Также для подавляющего количество чрезвычайных судов характерны закрытое рассмотрение дел и невозможность обжалования принимаемых решений.

На данный момент чрезвычайные суды запрещены в России

На данный момент чрезвычайные суды запрещены в России

В современной России, как и в большинстве стран, чрезвычайные суды не допустимы, поскольку они противоречат не только Конституции РФ, но и всем основным принципам, на которых основываются права человека (в первую очередь, право на жизнь).

Судебная система в России

Федеральные суды представлены на территории РФ в следующем виде:

  • Конституционный суд – главной функцией этого суда является осуществление конституционного характера. Все решения, выносимые конституционным судом, обязательны к исполнению, а сам суд не имеет довлеющих над ним инстанций;
  • суды общей юрисдикции, выступающие под руководством Верховного Суда;
  • Арбитражные суды, выступающие под руководством Высшего Арбитражного Суда.

Структура судебной власти в России

Структура судебной власти в России

  • охрана конституционных норм;
  • поддерживание стабильной политической и экономической ситуации в государстве;
  • препятствование беззаконию и беспорядкам;
  • защита интересов россиян.

Основной задачей всех судебныв органов России является охрана норм, прописанных в Конституции РФ

Основной задачей всех судебныв органов России является охрана норм, прописанных в Конституции РФ

Согласно законодательству, объединение судов, представленных в России, осуществляется также и за счет общих требований, которые распространяются на работу упомянутых органов. К таким требованиям относятся следующие:

  • соблюдать правила производства, действующие на территории России;
  • во время работы отталкиваться от Конституции РФ и прочих законов федерального уровня;
  • признавать обязательный характер принимаемых судом решений на всей территории страны;
  • поддерживать единство статуса судей;
  • осуществлять финансирование судебных органов средствами, находящимися в федеральном бюджете.

Также на законодательном уровне предусматриваются суды, распространяющиеся на те или иные субъекты РФ. В их число входят:

  • Конституционный (уставной) суд;
  • Мировой суд.

Мировые суды охватывают вопросы административного, уголовного и гражданского характера

Мировые суды охватывают вопросы административного, уголовного и гражданского характера

Судебное звено

  • направленности;
  • внутреннему строению;
  • позиции, занимаемой в судебной системе.

Судебное звено позволяет сгруппировать судебные органы, исходя из территории из влияния

Судебное звено позволяет сгруппировать судебные органы, исходя из территории из влияния

Классификация

На сегодняшний день насчитывается три судебных звена:

  • первое звено включает в себя мировых судей, а также районные городские суды. При этом районные суды по количеству своих полномочий стоят над мировыми судьями, поскольку представляют вышестоящую судебную инстанцию;
  • второе звено состоит из областных судов, а также судов им соответствующих;
  • третье звено состоит из одного элемента – Верховного суда России.

Верховный суд России является третьим наивысшим судебным звеном

Верховный суд России является третьим наивысшим судебным звеном

Как нетрудно понять, в системе судебных звеньев увеличение порядкового номера связано с увеличением полномочий. В связи с этим третье звено также называется высшим, поскольку Верховный суд России занимает исключительное положение по отношению к областным и районным судам.

Функции звеньев

На суды, входящие в первое звено, рассчитана самая большая часть всех судебных разбирательств. В свою очередь, суды последующих двух звеньев выступают своеобразными ревизорами по отношению к первому. Их главной задачей является осуществление контроля над деятельностью, практикуемой районными судами и мировыми судьями, а их деятельность может быть обобщена двумя функциями:

  • проверка законности решений, принимаемых судами первого звена;
  • оценка обоснованности решений нижестоящих судов.

Суды высших звеньев осуществляют контроль над решениями судов низших звеньев

Суды высших звеньев осуществляют контроль над решениями судов низших звеньев

В большинстве случаев рассмотрение дел ограничивается двумя инстанциями – первой и второй. Третья инстанция вовлекается в процесс разбирательства лишь в крайних ситуациях, когда вторая инстанция не смогла вынести исчерпывающего заключения.

Судебная инстанция

Судебная инстанция также позволяет классифицировать судебные органы, сближаясь в этом смысле с судебным звеном, однако важно понимать, что эти понятия не тождественны. Инстанция разделяет суды согласно их процессуальным компетенциям, вследствие чего появляются вышестоящие и нижестоящие суды. А различия между этими терминами заключаются в следующем:

  • звено действует в сфере судоустройства. Оно обозначает место того или иного органа в судебной системе, исходя из его деятельности на обозначенной территории;
  • инстанция действует в сфере судопроизводства. Она выстраивает иерархию из судебных органов, исходя из задач, которые ставит перед собой судебное разбирательство в конкретной инстанции.

Всего выделяют три судебных инстанции

Всего выделяют три судебных инстанции

Вышестоящие суды имеют право на коррекцию решений, принимаемых нижестоящими в тех случаях, когда эти решения являются необоснованными или противоречат действующему законодательству. В случае грубого превышения нижестоящими судами своих полномочий, вышестоящие суды могут и вовсе отменить принятое решение. В общей сложности, насчитывается три судебных инстанции:

  • первая;
  • вторая (кассационная);
  • третья (надзорная).

Первая инстанция

Суды первой инстанции специализируются на судебных делах, основывающихся на:

  • уголовном деле: при осуждении или оправдании подсудимого;
  • гражданском деле: при удовлетворении или отказе в иске.

Дела, которые относятся к первой инстанции, доступны всем судам без исключения (с учетом компетенции того или иного органа). Однако на практике делами данной категории занимаются преимущественно районные суды. По мере усложнения специфики судебных разбирательств они могут переходить в сферу интересов вышестоящих судов. При этом учитываются сложность дела, а также степень его общественной значимости. Если эта степень велика, то поучаствовать в разбирательстве может и Верховный суд РФ.

Первая судебная инстанция выносит решения по гражданским и уголовным делам

Первая судебная инстанция выносит решения по гражданским и уголовным делам

Само разбирательство включает в себя два основных этапа: рассмотрение доказательной базы и установление истины. В зависимости от сферы, в которой находится конкретное дело, судья может вынести два вида заключений:

  • приговор – если иск предполагает уголовную ответственность;
  • решение – если иск распространяется на вопросы гражданского характера. При этом сам суд не сможет ни изменить, ни отменить принятого решения.

Для того, чтобы приговор/решение вступили в законную силу, требуется определенное количество времени с момента их вынесения. В случае приговора этот срок насчитывает семь дней, а в случае решения – десять дней. На протяжении данных временных промежутков приговор или решение подлежат обжалованию следующими лицами:

  • подсудимый;
  • потерпевший;
  • истец;
  • ответчик;
  • прокурор.

Кассационная жалоба по гражданскому делу

Кассационная жалоба по гражданскому делу

Само обжалование происходит с привлечением второй инстанции. О том, в каких случаях возможна подача кассационной жалобы можно прочесть ниже.

Когда можно подавать кассационную жалобу

Когда можно подавать кассационную жалобу

Вторая инстанция

Как уже было сказано ранее, вторая или кассационная инстанция занимается рассмотрением заявлений, целью которых является обжалование приговора/решения, вынесенного судебным органом первой инстанции. Жалоба может поступить как от заинтересованного гражданина, так и от прокурора, направившего кассационный протест.

Среди полномочий судов второй инстанции значатся два основных действия:

  • признание вынесенного приговора/решения корректным. В таком случае заключение судьи первой инстанции сохраняет свою законную силу, а жалоба или протест отклоняются;
  • признание вынесенного приговора/решения некорректным. Если соответствия между итоговым решением и материалами дела не выявляется, судья второй инстанции принимает решение о передаче этого дела на повторное рассмотрение.

Кассационная инстанция рассматривает жалобы, касающиеся решений судей первой инстанции

Кассационная инстанция рассматривает жалобы, касающиеся решений судей первой инстанции

Коррекция решения, принятого в первой инстанции, может принимать разные формы:

  • передача дела на повторное рассмотрение;
  • прекращение дела и направление уголовного дела на доп. расследование;
  • внесение поправок в приговор/решение. При этом поправки касаются некоторых частных вопросов, а не меняют все его содержание;
  • вынесение нового решения по гражданскому вопросу.

Если по окончанию разбирательства суд второй инстанции вносит исправления в прежнее решение, то оно обретает законную силу немедленно. Обжалование и опротестование отныне становятся недоступны для заинтересованных сторон. Остается лишь одна возможность опротестования – через надзорную инстанцию.

Если вмешательства кассационной инстанции оказывается недостаточно, привлекается надзорная инстанция

Если вмешательства кассационной инстанции оказывается недостаточно, привлекается надзорная инстанция

Третья инстанция

Проверка решения суда первой и второй инстанции на предмет обоснованности и соответствия законам РФ осуществляется третьей надзорной инстанцией, а именно Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Повторный пересмотр дел, предварительно рассмотренных кассационной инстанцией, осуществляется только в контексте:

  • президиумов судов субъектов РФ;
  • судебных коллегий;
  • президиумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

В заседаниях надзорной инстанции не участвуют заинтересованные стороны

В заседаниях надзорной инстанции не участвуют заинтересованные стороны

В судебном разбирательстве не задействуются как народные заседатели, так и лица, имеющие непосредственную заинтересованность в рассматриваемом деле. Как и вторая инстанция, третья может как отвергнуть претензии, направленные заинтересованными лицами или прокурором, так и удовлетворить их. То есть, надзорная инстанция может принять одно из трех решений:

  • оставить судебный акт, принятый судьей предыдущей инстанции, без изменений;
  • передать дело на повторное рассмотрение, взяв за точку отсчета любую состоявшуюся стадию судопроизводства (например, на стадии рассмотрения дела судьей первой инстанции).
  • прекратить дело в случае обнаружения грубых ошибок со стороны судей.

Высшие инстанции не имеют права оспаривать работу, проделанную низшими инстанциями

Высшие инстанции не имеют права оспаривать работу, проделанную низшими инстанциями

Следует учитывать, что несмотря на то, что суд надзорной инстанции имеет достаточные полномочия для отмены решения суда кассационной инстанции, он не имеет права давать комментарии, учитывающие:

  • квалификацию содеянного;
  • меру наказания;
  • оценку доказательств;
  • характер решения.

Заключение

В завершении обобщим все, что мы успели рассказать об иерархии судебных органов в России в таблице.

Таблица 1. Структура судебной системы в России

Конституционные судыСуды общей юрисдикцииВоенные судыАрбитражные суды
3 инстанцияКонституционный суд РФВерховный суд РФВысший Арбитражный суд РФ
2 инстанцияКонституционный суд субъекта РФСуды субъектов РФВоенные окружные суды-Федеральные арбитражные суды округов;
-Арбитражные апелляционные суды
1 инстанция--Городские и районные суды;
-Мировые судьи
Гарнизонные военные судыАрбитражные суды субъектов РФ
КомпетенцияСоответствие нормативных и правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, - КС РФ-уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
-уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
Судебные разбирательства, затрагивающие экономические вопросы

Видео: Судебная система в России

Читайте также: