На морских судах используются 3 вида систем внутрисудовой служебной телефонной связи

Обновлено: 04.05.2024

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Аппаратура ГМССБ

Рис. 2.7. Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ и ПВ/КВ диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ диапазона:


Звуковые средства связи и сигнализации

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон (рис. 2.8), колокол, туманный горн и гонг.

Судовой тифон

Рис. 2.8. Судовой тифон

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Панель прибора для подачи туманных сигналов

Рис. 2.9. Панель прибора для подачи туманных сигналов

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные.

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Бортовой огонь левого борта

Рис. 2.10. Бортовой огонь левого борта

Ратьер

Рис. 2.11. Ратьер

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины. Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

Сигнальные фигуры

Рис. 2.12. Сигнальные фигуры

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Флаги МСС-65

Рис. 2.13. Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Однобуквенные сигналы






Цифровые вымпелы




Заменяющие вымпелы


Вымпел свода и ответный вымпел


Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся: аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT, радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder - SART) и УКВ носимые радиостанции. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

  • судовые аварийные радиобуи (АРБ);
  • геостационарные и низкоорбитальные спутники, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационные центры (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Система КОСПАС - SARSAT

Рис. 2.13. Система КОСПАС - SARSAT

Аварийные радиобуи

АРБ устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство - гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи.

Радиолокационный маяк – ответчик (AIS - SART)

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна, он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна, находящегося на высоте 1 км - 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты..

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль. Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

  1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
  2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
  3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
  4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков . - - -. (SOS) по азбуке Морзе;
  5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";
  6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
  7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
  8. пламя на судне;
  9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
  10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
  11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
  13. радиотелефонный сигнал тревоги;
  14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
  15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;
  16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);
  17. цветное пятно на воде.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

Аппаратура двусторонней громкоговорящей связи

Аппаратура двусторонней громкоговорящей связи АДС-131 выполняет задачу по обеспечению громкоговорящей связи между абонентами системы. В системе доступны следующие режимы связи: парная связь, конференц-связь, циркулярная связь. Также реализована возможность сопряжения системы с внешней АТС и КВУ.

Система комплектуется различными видами абонентских устройств, периферийными и вспомогательными приборами, предназначенными для эксплуатации в том числе на объектах с высоким уровнем шумов, в условиях сильной запыленности и высокой влажности. Система также может комплектоваться взрывозащищенными сигнализирующими устройствами и громкоговорителями.
Все абонентские устройства подключаются к центральному блоку системы двухпроводным кабелем длиной до 700 метров.

Цифровая связь, заложенная в основу системы, обеспечивает высокое качество сигнала, помехозащищенность и позволяет значительно расширить возможности системы по конфигурированию связи между абонентами и выставлению приоритетов между ними.

Аппаратура командной и трансляционной связи

Командное трансляционное устройство / система авральной сигнализации

Система TPA-1907 / АКТС-1907 строится на базе коммутационной стойки (металлического шкафа 19” с набором модулями, обеспечивающими заданное функционирование) и подключением к ней различных приборов трансляции и сигнализации.

Система допускает сопряжение с устройствами следующих систем и приборов: АДС-131, АТС-1004, тифоном, системой приёма внешних звуковых сигналов, при наличии в составе системы генератора тревог с РДР и пожарной сигнализацией.

Конструктивно система строится на базе коммутационной стойки (металлического шкафа 19” с набором модулями, обеспечивающими заданное функционирование) и подключением к ней приборов трансляции (микрофонных панелей, громкоговорителей и пр.), устройств авральной сигнализации и прочих дополнительных устройств.

Система приёма внешних звуковых сигналов

Система приема внешних звуковых сигналов NS-201 предназначена для ретрансляции принятого звукового сигнала в рубку судна с одновременной визуальной индикацией направления на источник этого сигнала относительно носа судна.

Универсальное компьютеризированное рабочее место

УКРМ–1 представляет собой современное обособленное рабочее место оператора с широкими функциональными возможностями.

Аппаратура безбатарейной телефонной связи

Система безбатарейной телефонной связи БТС-1006 (BTS-1006) предназначена для обеспечения аналоговой телефонной связью различных помещений корабля, как в штатном режиме, так и в аварийных ситуациях, обусловленных выходом из строя основных систем внутрикорабельной связи, а также при отключении электропитания.

Система вызывной (звонковой) сигнализации

Система СВП-1002 предназначена для использования на морских и речных судах для обеспечения подачи вызывных сигналов с кнопочного поста на пост дежурного из помещений холодильных установок, судового госпиталя, и других аналогичных помещений, ограничивающих возможность свободного передвижения людей и угрожающих безопасности экипажа.

Судовая автоматическая телефонная станция

Судовая автоматическая телефонная станция АТС-1004 (ITS – 1004) предназначена для обеспечения внутрисудовой телефонной связи между помещениями и постами пассажирских, грузовых судов, а также установки соединения и ведения связи с подводных лодок и надводных кораблей всех классов, абонентами береговых телефонных сетей, во время стоянки судна. Система так же пригодна для применения в промышленности.

Цифровая интегрированная система внутрисудовой связи

Цифровая интегрированная система внутрисудовой связи ITS-1010 / ЦИСВС-1010 предназначена для обеспечения двухсторонней громкоговорящей связи между постами управления, каютами и служебными помещениями морских и речных судов. В системе применяются цифровые каналы передачи данных, что гарантирует высокую помехозащищённость и обеспечивает связь между абонентами, удаленными на расстоянии более 500 м, при этом питание абонентских устройств осуществляется от центрального блока.

Всё это значительно упрощает процесс пуско-наладки, сокращает расходы, а при модернизации позволяет использовать имеющиеся кабельные трассы. Система комплектуется различными абонентскими устройствами, предназначенными для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе на объектах с высоким уровнем шумов, запыленности и влажности.

Система обогрева антенн

Система обеспечивает автоматический обогрев антенн, устанавливаемых на открытой палубе, для защиты их от воздействия низких температур. Обогрев производится по предустановленным параметрам, заданным пользователем или предприятием-изготовителем.

DVS-2003 / СОТ, цифровая II − 2003/1

Система охранная телевизионная

Система предназначена для использования на наземных объектах, морских и речных судах для обеспечения дистанционного визуального наблюдения за охраняемыми зонами и помещениями с возможностью автоматической регистрации и хранения видеоинформации для ее последующего просмотра и анализа.

Специфика мореплавания состоит в невозможности поддержания непосредственных контактов между отдельными подвижными объектами (МПО) и береговыми службами. Особую важность приобретают в этих условиях современные электронные средства связи, действующие мгновенно и на огромные расстояния.

Что такое морская связь и ее назначение

Радиосвязь – один из наиболее оперативных и вместе с тем экономичных видов морских коммуникаций, в полной мере отвечающий особенностям мореплавания. Посредством радио удается поддерживать контакт с судами, порой удаленными от стационарных береговых баз на сотни миль. Хорошо отлаженная радиосвязь гарантирует безопасность мореплавания и позволяет осуществлять руководство крупными морскими соединениями, а также входящими в его состав подразделениями.

В последнем случае (диспетчерская функция) электронные средства связи позволяют:

  • создать надежный канал передачи и приема оперативных сведений о местоположении судов в море;
  • информировать о времени приема их портовыми службами;
  • сообщать данные о ходе погрузочно-разгрузочных работ, а также о возможных задержках и простоях.

Кроме того, посредством этого вида связи персонал морских компаний способен отправлять на суда деловые распоряжения, а также контролировать их выполнение в режиме реального времени. С помощью этого средства удается предупреждать моряков об опасных для мореплавания внештатных ситуациях (о нарушениях в текущей навигационной обстановке, например).


Радиосвязь занимает особое место в мероприятиях по оказанию экстренной помощи в случае поломки или пожара. Воспользовавшись ей, можно узнать точное местонахождение судна, терпящего бедствие, а также получить полную информацию о характере требуемой помощи.

Виды связи и выделенные частоты

В соответствие с характером хозяйственной или иной деятельности на море можно выделить несколько видов связи, а именно:

  • Промысловая.
  • Любительская (частная).
  • Береговая охранная.
  • Военно-морская.
  • Портовая (лоцманская).
  • Спасательная связь, используемая службами МЧС и другие виды

Частотная организация (разбивка на поддиапазоны)

Дополнительная информация: Частота 71-го канала, например, равна 156,575 МГц, а 11-го – 156,550 МГц, так что разница между ними и будет составлять указанную выше величину (25кГц).

Оборудование для морской связи

При организации связи на море используется специальное многофункциональное оборудование, адаптированное к условиям работы в сложных метеорологических и климатических условиях.

Обратите внимание: Благодаря компактному исполнению данное оборудование и аппаратура могут устанавливаться как на габаритных судах, так и на небольших по размерам яхтах, моторных лодках и катерах.

Радиостанции, используемые для обеспечения морской связи, традиционно подразделяются на портативные и стационарные модели. Первые из них в качестве основного связного средства применяются на малых судах (на крупном флоте они используются как вспомогательные, обеспечивающие оперативную связь в пределах судна). Их характерная особенность – полная водонепроницаемость и даже плавучесть (у некоторых моделей). Они отличаются сравнительно невысокой мощностью (порядка 2-6 Ватта) и небольшой по морским стандартам, дальностью действия.

Стационарные радиостанции имеют встроенный передатчик относительно высокой мощности (до 25-ти Ватт) и обеспечивают уверенную связь на расстояниях порядка 60 морских миль, что соответствует 111-ти км. Основное условие допустимости их эксплуатации на морских судах – надежная фиксация на месте установки. Кроме того, приемо-передающие устройства дальней связи нуждаются в использовании внешних (выносных) антенн и имеют следующий дополнительный функционал:

Также отметим, что дальность уверенной связи на море в значительной степени зависит от высоты установки приемо-передающей антенны и мощности стационарного передатчика.

Известные марки морских радиостанций

Наиболее распространенными на российском рынке марками морских раций считаются японские Standard Horizon и Icom. Модельный ряд этих производителей включает в себя как портативные, так и стационарные изделия в простейшем исполнении или с повышенной функциональностью.

Помимо этого качественное оборудование данного класса выпускается такими известными компаниями, как Entel, Samyung, а также Cobham Sailor. Под этими популярными брендами на рынке представлены не только стационарные, но и портативные радиостанции. Рассмотрим некоторые модели, выпускаемые этими производителями, более подробно.

Среди портативных моделей компании Standard Horizon особо выделяются:

Это список завершает плавающая 6-ти ваттная модель с GPS и ЦИВ с обозначением HX870E.

К числу популярных стационарных радиостанций, широко применяемых в морской связи, относят целый ряд бортовых моделей мощностью 25 Ватт с ЦИВ и GPS. Их перечень представлен ниже:

  • GX1300E (только с ЦИВ).
  • GX1700E – с ЦИВ и GPS.
  • GX2200E – то же плюс AIS-приемник.

Дополнительная информация: Некоторые модели от Standard Horizon, начиная с 2018 года, не поставляются на российский рынок. К ним следует отнести такие образцы, какHX100 и HX290.

Модельный ряд портативных изделий производителя ICOM представлен следующими рациями:

  1. IC-M24 – пользующаяся большой популярностью и удерживающаяся на плаву 5-ти ваттная радиостанция.
  2. IC-M25 – ее улучшенная версия.
  3. IC-M36 – удерживающаяся на плаву 6-ти ваттная модель с возможностью подключения микрофона.
  4. IC-M73 – то же что и предыдущая рация, но с активным шумоподавлением (на воде не удерживается).
  5. IC-M88 – компактная 5-ти ваттная станция с возможностью программирования в полосе 136-174МГц.

Последнее место в этом перечне занимает 2-х ватная IC-GM1600E – образец рации для аварийной ГМССБ.

К стационарным моделям от того же производителя традиционно относятся 25-ваттые модели радиостанций с расширенным функционалом (с ЦИВ и GPS). Их перечень может быть представлен следующим образом:

В заключение отметим, что посредством стационарных радиостанций МПО разрешено устанавливать связь и обмениваться посылками не только с отдельными судами, но и с авиационными диспетчерскими службами и плавучими средствами других государств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС-САРСАТ) используется в практике мирового спасения с 1982 года. За это время с ее помощью было спасено около четырех тысяч человек, оказавшихся в бедственном положении. Выпускается и используется несколько типов аварийных спутниковых радиобуев, работающих в системе КОСПАС-САРСАТ на частотах 121,5 МГц и 406,025 МГц. Буй "АРБ-406" Время непрерывной работы - не менее 24 ч. Включение осуществляется вручную или автоматически при погружении в воду. Через каждые 50 с буй передает сигнал, позволяющий определять координаты места аварии с точностью до ±15 км. Для обнаружения факта бедствия достаточно двухминутного приема сигнала В системе КОСПАС-САРСАТ на частоте 121,5 МГц работает ряд радиобуев, используемых в гражданской и военной авиации и иногда применяемых самодеятельными путешественниками. Точность определения координат подобными радиобуями составляет 20 - 25 км.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23

Тема: Пути эвакуации, системы внутрисудовой связи и аварийно -предупредительная сигнализация на судне.

_________________________________________________________________________________________

Цель работы 1. Знать назначение и порядок применения радиотехнических средств по всем видам тревоги.

2.радиооборудование спасательных средств, спутниковые аварийные радиобуи (АРБ)

3. принцип построения ГМССБ, систем связи и оповещения судового оборудования, для обеспечения безопасности.

4. обеспечение внутренней связи на судах ( (АТС), судовая система громкоговорящей связи, машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанци)

5. маршруты движения людей в случае покидания судна в аварийном состоянии

Материальное обеспечение:

2. Мультимедийные средства обучения тушению пожара

3.Методическое пособие по практической работе.

Ход выполнения лабораторной работы:

1. Пути эвакуации, системы внутрисудовой связи и аварийно -предупредительная сигнализация на судне.

2.Задание: В схематичном или табличном формате описать радиотехнические средства входящие в систему ГМССБ

3. Задание: В схематичном или табличном формате описать радиотехнические средства, входящие в систему внутренней связи на судне.

Контрольные вопросы:

1. Использование внутрисудовой связи на судне.

2. Назначение машинного телеграфа

3. Назначение громкоговорящая связь

4. Использование переговорное устройство судна

6. Какое радиооборудование и системы входят в состав аварийно -предупредительная сигнализация на судне.

7.Требование к маршрутам эвакуации при покидании судна.

Используемые источники:

1. Крымов И.С. Борьба за живучесть судна и спасательные средства: учеб. пособие для курсантов учеб. заведений вод. трансп. и спец. мор. и реч. трансп. / Крымов Илья Семёнович; И. С. Крымов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТрансЛит, 2011.

2. В.Ф. Чернышев, Ю.В.Канатов, А.П. Ремнев, Б.Г.Демидов. Начальная подготовка по безопасности на море (в вопросах и ответах).

3. Начальная морская подготовка Издательство Колос 2009г.

4. Витченко А.Г. Морское дело. М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1984-288с.

ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Пути эвакуации, системы внутрисудовой связи и аварийно -предупредительная сигнализация на судне.

2.Задание: В схематичном или табличном формате описать радиотехнические средства входящие в систему ГМССБ

3. Задание: В схематичном или табличном формате описать радиотехнические средства, входящие в систему внутренней связи на судне.

Теоретическая часть практического занятия №1

Пути эвакуации, системы внутрисудовой связи и аварийно -предупредительная сигнализация на судне.

Системы аварийно -предупредительная сигнализация на судне.

Радиотехнические средства аварийной сигнализации.


Радиотехнические средства аварийной сигнализации.

Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС-САРСАТ) используется в практике мирового спасения с 1982 года. За это время с ее помощью было спасено около четырех тысяч человек, оказавшихся в бедственном положении.
Выпускается и используется несколько типов аварийных спутниковых радиобуев, работающих в системе КОСПАС-САРСАТ на частотах 121,5 МГц и 406,025 МГц.

Время непрерывной работы - не менее 24 ч. Включение осуществляется вручную или автоматически при погружении в воду.
Через каждые 50 с буй передает сигнал, позволяющий определять координаты места аварии с точностью до ±15 км.
Для обнаружения факта бедствия достаточно двухминутного приема сигнала
В системе КОСПАС-САРСАТ на частоте 121,5 МГц работает ряд радиобуев, используемых в гражданской и военной авиации и иногда применяемых самодеятельными путешественниками. Точность определения координат подобными радиобуями составляет 20 - 25 км.




 Автоматический буй

 Корпус цилиндрический плавающий

 Время непрерывной работы - 48 ч

 Автоматический буй, по характеристикам аналогичный "Поиск-Б", но в отличие от него в конструкции предусмотрена возможность ведения связи с поисковыми службами.

 Ресурс работы - 48 ч

При возможности переговоров со спасателями в радиотелефонном режиме надо постараться сообщить им :

 о предположительном местонахождении потерпевших бедствие и их количестве, а в море - о скорости и направлении дрейфа судна или коллективного средства спасения;

 об опознавательных знаках места аварии: наиболее заметных с воздуха и земли ориентирах, используемых потерпевшими знаках-сигналах и других способах привлечения внимания. Для судна или любого другого транспортного средства - его тип, цвет корпуса, флаг, название;

 о виде требуемой помощи;

 о наличии средств связи и сигнальных средств;

 о местных метеорологических условиях;

 о состоянии потерпевших бедствие (количестве раненых, нетрудоспособных и т.п.);

Задание: В схематичном или табличном формате описать радиотехнические средства входящие в систему ГМССБ

системы внутрисудовой связи на судне


Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов.

По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

К средствам внешней связи судна относятся:

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами. К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи,машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы,предусмотренные МППСС-72.

Задание: В схематичном или табличном формате описать радиотехнические средства, входящие в систему внутренней связи на судне.

Пути эвакуации при оставлении судна

По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей, которые должны там собраться. Места сбора указываются при объявлении тревоги. Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства.

К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Маршруты движения людей должны быть заранее определены с учетом того, что выходу к месту сбора может предшествовать перемещение из того места, где человек находился в момент объявления тревоги, к каюте, где хранится закрепленный за ним спасательный жилет или гидротермокостюм. Необходимо принимать во внимание три типичных ситуации, которым должны одновременно удовлетворять назначенные маршруты эвакуации:

Три типичных ситуации, которым должны одновременно удовлетворять назначенные маршруты эвакуации:

1.обычное рабочее время, когда большинство членов экипажа находится на своих рабочих местах;

время приема пищи и культурно-массовых мероприятий, когда большинство членов экипажа сосредоточено в общем помещении;

2.ночное время, когда весь экипаж, кроме вахтенных, находится в жилых помещениях судна.

3.Безопаснейший путь к месту сбора должен отвечать следующим требованиям:

нигде не пересекаться с другими маршрутами;

исключать движение во встречных направлениях;

не допускать скопления людей на трапах, у выходов и т. п.;

с учетом предыдущих требований вести к местам сбора по кратчайшему расстоянию.

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств, выхода из помещения и т. п.

Читайте также: