Можно ли подать в суд на государство из за коронавируса

Обновлено: 20.05.2024

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Штрафы за нарушение санитарных правил

В статью КоАП о санитарных правилах добавили еще два состава. Если раньше статья была общей, состав — один, а штрафы для граждан не превышали 500 Р , то теперь даже за незначительные нарушения могут оштрафовать на 15 тысяч.

Новые нарушения и штрафы в статье 6.3 КоАП РФ

Состав Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
Невыполнение требований санэпиднадзора 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает 150 000—300 000 Р 300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте. То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы. Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Получить штраф можно даже за несоблюдение дистанции: это правило установлено главным санитарным врачом для всех регионов. Такие случаи тоже уже есть. Хотя есть и случаи отмены штрафов из-за неправильной квалификации нарушения.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого. Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать. Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Штраф за несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

За что и на сколько штрафуют по статье 20.6.1 КоАП РФ

Вид нарушения Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП 1000—30 000 Р или предупреждение 10 000—50 000 Р 30 000—50 000 Р 100 000—300 000 Р
То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу 15 000—50 000 Р 300 000—500 000 Р , или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Берегите здоровье и кошелек

Пока юристы продолжают спорить, а адвокаты раздают советы насчет незаконности ограничений и неправильной квалификации нарушений, помните о своей безопасности и беспокойтесь о личном бюджете.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий. Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе. А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

Уголовная ответственность за нарушение санитарных правил

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц. Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза. В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Виды уголовной ответственности и наказаний по ст. 236 УК РФ

Нарушение Варианты наказаний
Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза Штраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет
То же самое, если умер один человек Штраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет
Если умерли два человека и более Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Штраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет

Штраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок. Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании. Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам больных курьеров, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Нарушение Варианты наказаний
Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты Штраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет
Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека Штраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет
То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия Штраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты

Штраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет

Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека

Штраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет

Штраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.



Красиво. Если не можешь бороться с вирусом, борись с населением.

семен, много вас таких умников, как посмотрю. А население ни хрена не понимает даже со штрафами, не то что просто с "рекомендациями". Все же профессора диванные.


Изменения, внесённые 01.04.2020 в ст. 20.6.1 КоАП незаконны:
"Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации"
В новом изложении некий режим повышенной / пониженной / обычной готовности вводится на основании угрозы. И вот почему я считаю, что закон сырой:
- нет законодательно закреплённого термина "УГРОЗА возникновения ЧС";
- нет законодательно определённой методики определения наличия либо отсутствия "УГРОЗЫ", нет градации её степеней;
- законом не обозначены лица, уполномоченные принимать решение относительно наличия "УГРОЗЫ", а также зона их ответственности за возможные последствия.
С режимом ЧС и карантином всё чётко и понятно: он либо есть, либо его нет, на основании соответствующих указов и положений от конкретно определённых лиц.
Поскольку определение УГРОЗЫ не закреплено законодательно, её наличие является субъективным мнением, а субъективный фактор не может быть положен в основу какого бы то ни было закона. Как следствие, все штрафы и ограничения нелегитимны.

Ущемлять данное Основным законом право (на свободу передвижения) ради другого права (на здоровье) можно только в особых режимах (ЧС, например).
Прокуратура, подмахнув законодательной власти, реагируя на заявления общественников, в материалах проверок признаёт законность ущемления данных Конституцией основных прав вне особых режимов, то есть, создаёт прецедент: народ можно загонять в стойло в любое время по одному лишь желанию властей.

Митрополиты в регионах пропагандируют экстремизм, продолжая призывать к посещению церквей. Неплохо бы привлекать их к ответственности как лиц, призывающих к массовым нарушениям санитарного режима по ст.236 ч.1 УК РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий". Именно как физические лица, а не должностные, поскольку они действуют на основе личных убеждений, нарушающих Закон, а не на основании должностных полномочий (таких полномочий у них нет).

Я работаю в школе, тех. персонал. 26 апреля 2021 г. нашу школу закрыли на карантин!. 27 апреля 2021 г. приехал Роспотребнадзор и провел проверку, на тот момент дети находились и учились в школе, хотя не должны были там находиться. 30 апреля нас весь персонал вызвали на работу, провести уборку перед сан обработкой специалистами. Которой так и не было. На 26 апреля у нас болел учитель который не был отстранён от работы и с 13 апреля когда болела по признакам ОРВИ находилась на рабочем месте. Тест на ковид сделали позже и он подтвердился. Так как территория у нас распределена, два педагога с ковидом оказались моей территорией и убирала у них, не зная об их болезни. 30 апреля после выдужденной уборкой в школе (без спецодежды, у нас ее нет), к вечеру стала плохо себя чувствовать. 6 мая была госпитализирована. Вообщем весь тех персонал 6 человек и 2 учителя оказались в больнице. У меня имеется запись о том, что нам пришлось идти на работу в период карантина и понимаю, что незаконно, но у меня есть фото выписного эпикриза больного учителя, что она болела с 13 апреля, а 27 апреля в день приезда Роспотребнадзора ее повезли в больницу. Так случилось, что мои и ее документы передали мне. Директор ее не отправил на больничный, хотя с признаками простуды и ОРВИ должны отстранять! Так же позже у меня начались проблемы с тем, что на момент пока я была в больнице, у меня просрочилась санкнижка. Так как я месяц была на больничном и в больнице средств на прохождения медкомиссии у меня не оказалось. Мы ее проходим за свой счёт и потом через суд возмещаем. Сразу после больничного меня попросили написать заявление за свой счёт до прохождения мед комиссии. Обьясняя директору, что я не по своей вине оказалась в больнице и вынужденна одна с ребенком сидеть за свой счёт без средств к существованию. Вот хотелось бы узнать могу ли я через суд возместить моральный и материальный ущерб?


Полагаю, что привлечь работодателя к ответственности не получится.

К административной ответственности можно попробовать привлечь заболевшего учителя, продолжающего посещать школу, но это тоже мало вероятно и вам это ничего не даст.

А вот по оплате медосмотра, можно побороться.

Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" руководителям высших исполнительных органов в субъектах РФ предписано обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вместе с тем на основании п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) временному отстранению подлежат лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, на котором они заняты, или выполняемой ими работой, при невозможности их перевода на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Отстранение этих лиц осуществляется на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей. За время такого отстранения этим работникам выплачивается пособие по социальному страхованию. Что же касается контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, то они в силу п. 1 ст. 33 Закона N 52-ФЗ подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом закон позволяет главным государственным санитарным врачам и их заместителям при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым относится и коронавирус*(2), выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных такими заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания, а также граждан, находившихся в контакте с ними (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).

Главный государственный санитарный врач РФ поручил также руководителям территориальных органов Роспотребнадзора давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывшим в контакте с больными инфекционным заболеванием (п. 3.2 постановления от 31.01.2020 N 3).

Таким образом, из приведенных норм следует, что работодатель только при наличии предписания (требования) Роспотребнадзора должен отстранить от работы лиц, заболевших коронавирусом либо с подозрением на такое заболевание, а также работников, находившихся в контакте с ними. Не допускать к осуществлению рабочей деятельности сотрудников организации, в том числе и отдела, где работал заболевший, у которых нет повышенной температуры тела и (или) признаков инфекционного заболевания, и в отношении которых также отсутствуют соответствующие предписания Роспотребнадзора, работодатель не вправе.

Обязанности переводить на дистанционную (удаленную) работу сотрудников, осуществлявших работу в одном отделе с заболевшим COVID-19 работником, на наш взгляд, у работодателя нет. Такая обязанность, вне зависимости от наличия или отсутствия в организации заболевших коронавирусом, как уже отмечалось, установлена в отношении работников, указанных в п. 4.3 Постановления N 364-пр. Поэтому, если работодатель считает необходимым перевести таких работников на дистанционную работу, он вправе это сделать.

Аналогичным образом решается вопрос о проведении всем работникам организации и оплате работодателем тестирования на коронавирус. Поскольку региональными нормативными актами при указанных в вопросе обстоятельствах не установлено обязательное тестирование работников за счет работодателя, то, соответственно, такая оплата осуществляется на его усмотрение.

Согласно абзацу седьмому части первой статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.

В целях определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний работодатель обязан обладать информацией о состоянии здоровья работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта, в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружения, лечебно-профилактических и детских учреждениях. В этой связи при приеме на работу с определенной спецификой претендент обязан пройти предварительное медицинское обследование и представить документ о состоянии здоровья и с последующими периодическими медицинскими обследованиями (статьи 65, 69 и 213 ТК РФ).

Таким образом, работодатель не вправе требовать от работника прохождения теста на коронавирус, если таковой не является обязательным элементом медицинского осмотра.

Кроме того, существует перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Так, например, это работы с больными инфекционными заболеваниями, работы с кровью и биологическими жидкостями человека, работы по отлову и содержанию безнадзорных животных, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др. Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.

Из Порядка проведения профилактических прививок в соответствии с Календарем профилактических прививок, утвержденного приказом Минздрава России от 21.03.2014 г. N 125н на основании ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ, следует, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включая новую коронавирусную инфекцию, главные государственные санитарные врачи субъектов федерации (их заместители) вправе выносить мотивированные постановления о дополнительных противоэпидемических мероприятиях, в том числе о проведении профилактических прививок.

После вынесения соответствующего постановления, граждане вправе отказаться от прививок, но в этом случае актом должностного лица Роспотребнадзора они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия (пп. 6 п. 1 ст. 51, ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

Приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 г. N 47н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения в части коронавирусной инфекции.

За разъяснениями о порядке реализации приказа обращайтесь в Минздрав России.

Согласно ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

- не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

- в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

- по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

О применении законодательства об административных правонарушениях.

Здесь в числе прочего Верховный суд разъяснил, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таких правонарушений составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения. Местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

Относительно лиц, которые подлежат административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ВС РФ пояснил, что это лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Протоколы по таким делам вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Если прохождение медицинского осмотра для Вас является обязательным, то действия работодателя незаконны. Он обязан за свой счет организовывать прохождение Вами обязательных медицинских осмотров.

Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В соответствии с ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 213 ТК РФ).

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ч. 5 ст. 213 ТК РФ).

Предусмотренные статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ).

Роспотребнадзор обязал россиян, которые возвращаются домой из-за рубежа, заполнять анкету на портале госуслуг и сдавать тесты на коронавирус. Исключение — те, кто переболел в течение последних 6 месяцев или вакцинировался от COVID-19 в течение года. С 24 сентября 2020 года путешественники обязаны еще и самоизолироваться до того, как получат результаты анализов. Если не загрузить тест на коронавирус на госуслуги в течение трех дней, возможен штраф 15 000 Р .

У туристов требования Роспотребнадзора вызывают очень много вопросов. К нашему удивлению, даже сами сотрудники ведомства по-разному толкуют один и тот же документ. Мы подробно разобрали постановление главного санитарного врача. В ответ получили почти 170 комментариев от читателей. Многие просили, чтобы этот документ прокомментировал юрист.

Мы изучили комментарии читателей и выделили важные вопросы:

  1. Может ли Роспотребнадзор требовать от туристов заполнять анкету и сдавать тест на коронавирус? Вправе ли ведомство заниматься законотворчеством?
  2. Что делать, если надо загрузить результат теста на коронавирус, а госуслуги не работают?
  3. Сколько есть дней, чтобы сдать тест и загрузить результат на госуслуги? В постановлении написано непонятно. Одни трактуют, что три дня дается только на сдачу теста. Другие считают, что за три дня надо успеть и сдать тест, и загрузить результат на портал.
  4. Как сдать тест, чтобы не нарушить режим самоизоляции?
  5. Можно ли отказаться сдавать анализы? Ведь медицинские манипуляции без согласия человека невозможны.

Редакция путешествий Т⁠—⁠Ж

У многих туристов действительно возникает вопрос: насколько требования Роспотребнадзора соответствуют нормам действующего законодательства? Давайте разбираться.

Что нужно сделать по возвращении из-за границы по требованиям Роспотребнадзора:

  1. Сдайте тест на коронавирус в течение трех дней по прилете из-за границы.
  2. Загрузите тест на госуслуги.
  3. Уплатите штраф 15 000 Р , если не сделаете этого в течении трех дней.

Теперь о том, насколько все это законно.

Главный государственный санитарный врач РФ обязал россиян, которые прибывают на самолете, заполнить анкету на госуслугах для возвращения из-за границы. Сделать это нужно до вылета в страну, не позднее регистрации на рейс. Еще одну анкету Роспотребнадзор требует заполнить на борту самолета.

Постановление главного санитарного врача распространяется на всех граждан России, которые прилетают из-за рубежа. Поэтому те, кто отказывается заполнить анкету или забывает это сделать, нарушают установленные нормы. За такое нарушение предусмотрен штраф от 15 до 40 тысяч рублей, а если нарушитель кого-то заразит — от 150 до 300 тысяч рублей.

Бывают случаи, когда граждане отказываются заполнять анкеты и не попадают в базу тех, кто должен в течение трех дней сдать тест и предъявить его результат Роспотребнадзору. Но есть риск, что ведомство сравнит списки прилетевших в страну с перечнем тех, кто заполнил анкету и разместил результаты теста, и начнет выписывать штрафы всем, кто окажется в первом списке и будет отсутствовать во втором.

Так получилось с жителем Альметьевска в Татарстане. На его примере можно увидеть, что будет, если не сдать тест на коронавирус после пересечения границы. Он прилетел в Россию из Турции 1 сентября, анкету на госуслугах не заполнил, тест не сдал и, соответственно, результат не разместил. Суд признал его виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и оштрафовал на 15 тысяч рублей.

Механизм реализации требований Роспотребнадзора не проработан и в некоторых моментах противоречит действующим законам. Например, в законодательстве не указано, что гражданин обязан зарегистрироваться на госуслугах. А ответа на вопрос, как загрузить тест на коронавирус на госуслуги, если у человека нет личного кабинета на этом портале, пока не существует. Поэтому, когда Роспотребнадзор обязывает размещать информацию только там, он нарушает права и законные интересы граждан.

Возникает дилемма: само требование Роспотребнадзора заполнить анкету укладывается в рамки действующего законодательства, а вот механизм его реализации в некоторых моментах законы нарушает. Это дает россиянам повод искать обходные пути.

Несмотря на то что есть противоречие, нельзя сказать, что требования Роспотребнадзора незаконны. На это можно ссылаться, только если, например, Конституционный суд вынесет соответствующее постановление. Пока нет заключения компетентного органа, мы можем говорить только о том, что Роспотребнадзор нарушает права граждан, закрепленные другими актами. При этом его требования законны, потому что установлены в рамках компетенции.

Ссылаться на то, что сайт не открывался, не было доступа к интернету или на другие технические причины, тоже не лучший вариант. На госуслугах указан способ решения этой проблемы: если нет возможности самостоятельно заполнить анкету, нужно проследовать по специальным указателям и обратиться за помощью к сотруднику аэропорта.

Как путешествовать во время пандемии

Нужно ли выполнять предписания санитарного врача, если Роспотребнадзор не может заниматься законотворчеством?

У главного государственного санитарного врача есть полномочия заниматься нормотворчеством — утверждать правила, обязательные для всех. Он вправе принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы об организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В полномочия Роспотребнадзора входит федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства. И как раз эти полномочия реализует ведомство, когда контролирует исполнение требований главного санврача. Поэтому Роспотребнадзор вправе просить в суде штрафовать тех, кто такие требования не соблюдает.

Россияне обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе постановления и предписания должностных лиц, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор. По закону никто не должен нарушать права других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. За это можно получить штраф. Основание — то самое постановление главного государственного санитарного врача.

Формулировки в постановлении главного санитарного врача расплывчаты — отсюда и сложность в трактовке. Дословно текст пункта 2.2 постановления звучит так:

Из этой формулировки неясно, отводятся эти три дня на все — и сдачу теста, и загрузку результата — или только на сдачу, а разместить результат можно позднее.

Увы, но на это у меня нет однозначного ответа. Власти сами не могут определиться с толкованием этой нормы. В одном случае Роспотребнадзор говорит, что тест на COVID-19 необходимо сдать в течение трех суток со дня пересечения внешней границы Российской Федерации, а результат загрузить через портал госуслуг, когда он будет готов, но не позднее семи дней со дня пересечения границы.

В другом ответе Роспотребнадзор утверждает, что сдать анализ и разместить информацию о результате ПЦР в ЕПГУ надо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию России.

Более того, даже суды никак не могут прийти к единому мнению на этот счет.

Например, один путешественник прилетел в Санкт-Петербург из Стамбула 2 августа и к 00:01 6 августа не разместил результат на портале госуслуг. В отношении него составили протокол об административном нарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Суд признал петербуржца виновным в нарушении требований санитарного врача. В то же время суд принял во внимание, что гражданин прошел обследование 4 августа и в 11:30 6 августа разместил полученный результат на госуслугах.

В результате суд освободил петербуржца от административной ответственности, потому что правонарушение было малозначительным: тест путешественник сдал, результат оказался отрицательным, пропуск срока размещения сведений на портале был незначительным. То есть турист не представлял опасную угрозу для личности, общества или государства.

В другом деле женщина прилетела в Санкт-Петербург из Антальи 25 августа. Она сдала тест 26 августа, 28 получила результат, который разместила на портале госуслуг только 29 августа. Еще путешественница не представила документы, которые подтверждали бы , что ее сын тоже сдал тест на коронавирус. Суд посчитал, что нарушения не было, и постановил прекратить производство по делу.

В третьем деле жительница села Усть-Кулом Республики Коми прилетела на территорию России из-за рубежа, заполнила анкету на сайте, сдала тест, но срок размещения результата нарушила — загрузила его позднее трех дней с момента возвращения в страну. В итоге суд признал ее виновной в совершении правонарушения и оштрафовал на 7500 Р .

Я рекомендую трактовать эту норму как три дня на все: сдать тест, получить результат и разместить его на портале госуслуг. Поскольку территориальные органы Роспотребнадзора и суды пока сами никак не могут договориться о единообразном прочтении нормы, лучше исходить из худшего варианта, чтобы потом не отстаивать свою правоту в суде. Высока доля риска, что суд усмотрит нарушение и назначит штраф.

С 17 ноября 2020 года начали действовать изменения в постановление главного государственного санитарного врача от 22.05.2020 № 15, где сказано, что срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 48 часов от поступления биоматериала в лабораторию до выдачи результата пациенту. Возможно, теперь туристам будет проще уложиться в трехдневный срок со сдачей и размещением результатов на госуслугах.

Роспотребнадзор обязал туристов самоизолироваться до получения результатов теста. Появляется закономерный вопрос: как сдать тест, не нарушая самоизоляцию?

Мнения сотрудников Роспотребнадзора расходятся. Одни говорят, что есть всего два варианта: сдать анализ в аэропорту или на дому. Другие, что можно пойти в лабораторию или поликлинику и сдать анализы там, а потом уже самоизолироваться.

По общему правилу граждане соблюдают самоизоляцию, если временно не ходят на работу, учебу и минимизируют посещение общественных мест. То есть вы можете выйти из дома, чтобы сдать анализ, при условии что примете меры предосторожности: наденете маску и поедете на своем автомобиле или такси, чтобы свести к минимуму контакты с окружающими людьми.

Закон действительно предусматривает право отказаться от любой медицинской манипуляции. Но из этого правила есть исключение: медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается, если гражданин страдает заболеванием, которое представляет опасность для окружающих.

С 11 февраля 2020 года в перечень таких заболеваний входит коронавирусная инфекция — 2019-nCoV . Так что в данной ситуации граждане, которые прилетели из-за границы, не могут отказаться от лабораторного исследования: они должны доказать, что не представляют опасности для окружающих.

При этом россиянам приходится нести дополнительные затраты на тесты, поскольку не во всех регионах анализы можно сдать бесплатно, а тем более бесплатно и быстро. Средняя стоимость теста — 2—3 тысячи рублей. Это недоработка надзорного ведомства, которое не смогло обеспечить граждан возможностью соблюсти требование закона и при этом не нести дополнительных финансовых и временных затрат. Но нежелание нести дополнительные затраты не освобождает от ответственности: не хотите платить за тест, придется заплатить штраф за несдачу теста на коронавирус по прилете из-за границы. Другой вариант: можно отказаться от поездок, тогда не придется платить за исследование.

Санкции, которые грозят гражданам по этой статье:

  1. Штраф от 500 до 700 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 18 месяцев.
  2. Ограничение свободы на срок до 2 лет.
  3. Принудительные работы на срок до 2 лет.
  4. Лишение свободы до 2 лет.

Если из-за нарушения погибнет человек, санкции серьезнее:

  1. Штраф от 1 до 2 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет.
  2. Ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет.
  3. Принудительные работы на срок от 3 до 5 лет.
  4. Лишение свободы от 3 до 5 лет.

За нарушение, которое повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, грозят принудительные работы на срок от 4 до 5 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Что в итоге

Не стоит отказываться заполнять анкету на госуслугах или на борту самолета. Роспотребнадзор может проверить списки пассажиров, и тогда грозит штраф от 15 до 40 тысяч рублей.

Ссылаться на то, что сайт госуслуг не открывался, не было доступа к интернету или произошли другие технические проблемы, не лучший вариант. Если вы не можете заполнить анкету, обратитесь к сотруднику аэропорта.

Постановление о сдаче тестов и самоизоляции туристов издал главный санитарный врач. У него есть полномочия издавать такие постановления, и туристы должны им следовать. Иначе — штраф.

Сдать тест и загрузить результат лучше в течение трех дней. Норму постановления сотрудники Роспотребнадзора и суды толкуют по-разному . Пока они не могут договориться, лучше не рисковать.

Понятие самоизоляции в законах не закреплено, и надзорные органы могут толковать его по-разному . В теории вы можете пойти в клинику в маске и перчатках и сдать анализы. Но посчитают ли это нарушением режима самоизоляции, неизвестно.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении тех, кто страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. К ним относится и коронавирусная инфекция.

Если дело дошло до суда, попробуйте доказать, что вы совершили все необходимые действия, но не смогли выполнить требования в срок по не зависящим от вас причинам. Если вы сами виноваты в том, что нарушили требования, попросите суд освободить вас от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.




Здравый смысл подсказывает, что следовало бы организовать сдачу теста в аэропорту организованно, поголовно, бесплатно и без очередей, с последующей автоматической загрузкой результатов, а гражданину рекомендовать эти три дня сидеть дома и ждать результатов теста, которые ему придут на почту/телефон. Потому что, оставляя в стороне юридическую неграмотность постановления, я могу себе представить следующее - человек прилетел с вирусом, сдал анализ, но при этом из аэропорта, в клинику, из клиники ездил на автобусе и кучу народа позаражал. Я видел и очереди на сдачу анализа в частной клинике на Бауманской, внутрь пускают по одному, а на улице и в предбаннике стоит толпа, частично без масок. Опять же, допустим, результаты задержали/не прислали вообще. Идти лично разбираться в клинику? В пределах трёх дней, мда. На Госуслугах зарегистрироваться, конечно, несложно (если не учитывать подтверждение личности. Кстати, оно нужно для анализа? А то можно и чужой личный кабинет открыть, и анализ чужой выложить), но для пожилого человека это не так и просто, и он, допустим, попросил внука придти и помочь, и нарушил тем самым режим самоизоляции..


Алексей, жаль, что такие мысли и вопросы не появляются у авторов подобных норм и постановлений.


"Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении тех, кто страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. К ним относится и коронавирусная инфекция." А если гражданин, в данной ситуации, не страдает короной, например? У нас что теперь презумпция виновности что ли? Поясните, пожалуйста.


Константин, презумпция невиновности - это понятие, применимое к преступлениям и административным правонарушениям. Его смысл в том, что по умолчанию считается, что лицо совершило вменяемые ему действия без умысла, и этот умысел еще надо доказать. То есть человек, например, уронил пианино на прохожего и тот умер. Нужно в суде доказать, что у человека был умысел уронить пианино, прямой или косвенный (небрежность или легкомыслие). Презумпция невиновности тесно связана с запретом объективного вменения.

к сфере административного права в целом этот принцип не имеет отношения

Григорий, ну тогда клевета.


Сам прошел через все эти манипуляции вместе со всей семьей после поездки в Турцию. Сказать, что вся эта система тестов по прилету сделана "на отвали", это не сказать ничего. Так как из всей большой семьи на бесплатные анализы в поликлинике смогли зарегистрироваться только двое (остальным не хватило талонов), остальные трое человек решили как примерные граждане воспользоваться услугой сдачи теста в аэропорту, потому что это рекламировалось как официальный, более быстрый и удобный путь, пусть и чуть дороже других вариантов. То, что из себя представляла эта сдача анализов в аэропорту, надо было видеть. Огромное помещение, куда согнали прилетевших со всех рейсов — из Турции, из союзных республик и прочих открытых на тот момент направлений. В масках были единицы, санитайзеров не было ни одного — только толпа людей, которая постепенно превращалась в очередь, тянувшуюся к загородке, за которой сидела одна(!) одна, черт возьми, на несколько тысяч человек медсестра, принимающая эти анализы. Поговорив с людьми, которые прилетели транзитным рейсом и ждали вылета в регионы, мы узнали, что некоторые ждут своих результатов по 12 с лишним часов, просто потому что у них нет альтернативы сдать тесты где-то в Москве, они просто вынуждены сдавать их в аэропорту. У нас такая альтернатива была, и мы поехали домой.

С женой и тещей, которым "повезло" получить бесплатные талоны на тесты в поликлинике, получилось вообще весело. Придя в поликлинику и отстояв очередь, они с удивлением узнали, что в поликлинике делают тесты, но не те, которые нужны для анкеты роспотребнадзора. В итоге им все равно пришлось идти в частную контору для сдачи ПЦР. Но это, на минуточку, был уже второй день по прилету, а результаты приходили через два-три дня. Мы решили, будь что будет, и загрузили результаты где-то уже день на пятый, и, судя по всему, все обошлось. Но нервов лично я из всей этой истории потратил на несколько лет вперед.

Ну и самое забавное, что после Турции никто даже насморк не схватил, семейство разболелось куда позже, через пару месяцев — один с работы притащил, другой из детского сада.

коронавирус

Выплаты в расчете на месяц по больничным листам должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Новые правила оформления больничных

Покупка лекарств через интернет

У граждан появляется возможность купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или ЧС.

Правительство РФ утвердило правила дистанционной продажи и доставки лекарств — онлайн можно будет приобрести безрецептурные препараты. Кабмин подписал соответствующее постановление 16 мая. Им утверждаются порядок выдачи разрешений на дистанционную торговлю медикаментами, требования к аптекам, порядок торговли, а также доставки лекарств.

Ответственность при обороте некачественных лекарств

Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс. рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц. Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Подробнее

Какие выплаты положены врачам и социальным работникам

Как контролируют цены на лекарства

Упрощение регистрации новых лекарств

Какие выплаты положены семьям с детьми

Увеличивается размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Штрафы за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

Борьба со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

(Обновление 16.11.2020)

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий для лечения коронавируса был продлен. Процедура позволяет получить все необходимые документы для применения лекарств или использования медицинских изделий в максимально короткие сроки. Такой порядок был введен из‑за коронавируса до 1 января 2021 года. Теперь он продлевается еще на год.

Поддержка семей с детьми

Ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет введены Указом Президента с 1 января 2020 года. Выплаты начались с 1 июня. Их получают семьи с низкими доходами. Размер пособия составляет 50% регионального прожиточного минимума на ребенка. Это примерно 5,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона. Оформить выплату можно, подав электронное заявление на портале Госуслуг, при личном визите в МФЦ или органы соцзащиты.

Еще одна принятая инициатива даст возможность семьям, оказавшимся в затруднительном материальном положении из‑за временной потери работы, получить адресные пособия и выплаты, в том числе на детей в возрасте от трех до семи лет, без учета дохода за прошлый период (по действующему порядку нуждаемость в социальных пособиях рассчитывается на основании доходов семьи в период от трех до шести месяцев в зависимости от вида пособия). Выплаты будут производиться исходя из доходов семьи на момент подачи заявления. Это позволит поддержать людей, пострадавших из‑за особого порядка работы предприятий в период коронавируса.

  • Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Смотрите также

Как государство узнает, кто остался без работы и нуждается в помощи

Где регионы возьмут средства для борьбы с COVID-19

Обновление (22.10.2021)

Законом предусматривается единый размер пособия по уходу на ребенком для неработающих граждан. Пособие будет выплачиваться на каждого ребенка, вне зависимости от очередности рождения. С тем, сколько составляет пособие в 2021 году, можно ознакомиться тут.

Особый порядок подачи работодателем сведений о работниках

Приняты поправки, которые могут обязать ПФР чаще запрашивать данные о занятости граждан в пандемию.Они позволят Правительству в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением коронавируса, установить для работодателей особый порядок предоставления в органы Пенсионного фонда сведений о работниках — приеме на работу, увольнении, переводе на другую работу. Это позволит осуществлять оперативный мониторинг и учет граждан, потерявших работу.

Штрафы за нарушение карантина

Дополнительно

Что грозит тем, кто умышленно нарушает правила безопасности в период распространения коронавируса

В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Читайте также: