Определите какое из положений не предусматривалось судебной реформой 1864

Обновлено: 05.07.2024

Судебная реформа 1864 г. примечательна тем, что она оставила после себя бесценное научное и культурное правовое наследие, а также богатейший научный опыт проведения радикальных судебно-правовых преобразований.

Следующей за Сенатом инстанцией должны были стать судные палаты, которые учреждались бы по одной на две губернии и имели в своем составе два департамента — уголовного и гражданского суда. Члены судных палат должны были назначаться императором пожизненно.

Затем в проекте Балугьянского следовал уездный суд, создававшийся на один, два или три уезда. В состав уездного суда входили два департамента — тяжебных и уголовных дел. Члены уездного суда должны были избираться на собраниях дворян и чиновников уезда пожизненно и утверждаться монархом.

В проекте был довольно тщательно определен порядок расследования должностных преступлений, которым была посвящена почти половина статей, содержащихся в данном документе. Расследование в соответствии с существовавшим в то время законодательством делилось на две части: предварительное следствие и следствие формальное. Кроме того, в проекте вводилась еще и ревизия следствия.

Процесс рассмотрения дела в суде должен был состоять из чтения доклада, получения объяснения обвиняемого, заключения прокурора и вынесения приговора, который оглашался при закрытых дверях.

В пояснительной записке Блудов подчеркивал, что готовившееся освобождение крестьян от крепостничества повлечет за собой передачу большого количества мелких дел, решавшихся до этого помещиками, в специально создаваемые мировые суды.

Получив одобрение Александра II, проекты были опубликованы и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда, его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 г., когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердивший четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В последующем эти акты стали именоваться судебными уставами.

С принятием уставов реформировалась одновременно вся система судопроизводства и судоустройства России. Судебные уставы ввели стройную систему судебных органов со строго отчерченной компетенцией. Параллельно действовала система мировых судов и система общих судебных установлений. Высшей судебной инстанцией, объединяющей мировые и общие суды, был Сенат.

В гражданском судопроизводстве вводились новые правила, такие как:

— полицейская власть отделялась от судебной;

— вместо следственного процесса учреждался процесс состязательный;

— сторонам предоставлялось право на получение квалифицированной юридической помощи;

— предусматривалось участие в гражданском процессе прокурора, как представителя государственной власти;

— гражданские дела подлежали рассмотрению не более, чем в двух инстанциях и т.д.

Уголовное судопроизводство носило публичный характер. В уголовный процесс вводились такие принципы, как гласность, состязательность, право на защиту, а также понятие презумпции невиновности. Изменялось право обжалования приговоров, вступивших в законную силу, вводился суд присяжных заседателей.

Фактически же реформа началась задолго до указанной даты. Она коснулась не только судов, но и других взаимодействующих с судами органов — прокуратуры и следственного аппарата. Она также выразилась в крайне запоздалом учреждении института адвокатуры, которого серьезно побаивались предшественники Александра II.

Основами судебной реформы были: почти полное отделение власти судебной от административной; уничтожение канцелярской тайны; введение адвокатуры и гласности; введение состязательного процесса и учреждение сословия присяжных поверенных. Это все касалось гражданского процесса. В уголовном предполагалось следующее: устранение полиции от судебного следствия; введение гласности и состязательного процесса; упразднение следственного начала; предоставление свободы судейского суждения; уничтожение сословных судов и тому подобное.

С падением крепостного права вчерашние рабы обратились в граждан, имеющих все права, поэтому появилась потребность в новом суде.

Были составлены уставы и положения, в которых были разработаны основные положения судебной реформы. Разработка велась в трех комиссиях: гражданской — с председателем С.И. Зарудным, уголовной — с председателем Н.А. Буцковским и судоустройство — с председателем А.М. Плавским.

После подписания документов Александром II уже к 1866 г. новый суд действовал более чем в десяти губерниях.

Как отмечали современники: «В суде поражало все: и гуманное отношение, и торжественность тона, и свобода защиты, и торжество общественной совести в приговорах присяжных. Недоверие к суду исчезло сразу. Сознание гражданского чувства пред законом проникло во все слои общества.

Последним введением реформы было открытие института мировых судей, первое заседание которых состоялось в Петербурге и в Москве 17 мая 1866 г.

Новые судебные уставы существенно дополнили проходившие изменения в судебной системе. Они явились правовой основой Судебной реформы 1864 г.

Хотя судебную реформу императора Александра II постигла та же участь, что и земскую реформу, и реформу городского самоуправления, она была самой последовательной и завершенной в истории России.

К 1914 г. прошлого столетия, когда отмечалось пятидесятилетие Судебной реформы 1864 г., по уровню развития юридической науки, уровню подготовки юридических кадров и их правовой культуры Россия вряд ли уступала передовым странам Европы. А по некоторым показателям (количеству и уровню подготовки маститых ученых и практиков-правоведов, количеству и качеству подготовленных и изданных фундаментальных исследований по важнейшим отраслям правоведения, а также общетеоретических правоведческих трудов) она, пожалуй, начала превосходить многие из них.

Автор: Лялина Людмила Анатольевна

Населенный пункт: Челябинская область, г. Миасс

Правление Александра 2. Эпоха Великих реформ.

Вариант 1

1.Какие годы вошли в историю как эпоха великих реформ?

  1. 1810—1820-е гг. 2) 1830—1840-е гг.
  2. 1860—1870-е гг. 4) 1880—1890-е гг.

2. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к

1) ликвидация барщины

2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки

3) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков

4) освобождение всех крестьян без земли

4. В ходе военной реформы 1874 г.

1) введена рекрутская система комплектования армии

2) срок службы увеличивался до 25 лет

3) введена всеобщая воинская повинность

4) созданы стрелецкие полки

5. Прочтите фрагмент из текста и укажите, о ком идёт речь.

1) М. А. Бакунин 2) П. Л. Лавров 3) П. Н. Ткачёв 4) Н. Г. Чернышевский

6. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.

1) увеличение российских владений в Европе

2) создание антифранцузской коалиции

3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора

4) расширение российских территорий в Маньчжурии

7. Какие положения относятся к характерным чертам внутренней политики Александра II в начале его правления? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) объявление амнистии политическим заключённым

2) ограничительные меры против периодической печати

3) ликвидация военных поселений

4) ослабление цензуры, издание новых журналов

5) бескомпромиссная борьба с революционным движением

6) кодификация Российского законодательства

8. Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти

положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ ПРИНЦИПЫ

А) О делах, производившихся в публичных заседаниях су- 1) независимость суда

  • мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения. 2) всесословность суда

Б) Судебная власть… распространяется на всех и на все 3) гласность суда

  • как гражданские, так и уголовные. 4) состязательность процесса

В) В судебном разбирательстве участвуют представители за-

щиты и обвинения.

9. Как называлось особое, переходное состояние крестьян после освобождения их от крепостной

1) срочнообязанное 2) временнообязанное 3) выкупное 4) номинально свободное

10. Отметьте один из недостатков Крестьянской реформы 1861 г.

1) сохранение крупных помещичьих земельных владений

2) быстрое разрушение крестьянской общины

3) отсутствие личной свободы у крестьян

4) невозможность для крестьянина перейти в другое сословие

12. В каком году Российская империя продала территорию, Аляски Соединённым Штатам Америки?

13. Какое событие европейской внешней политики позволило русской дипломатии отменить нейтрализацию Чёрного моря?

1) Франко-прусская война 2) объединение Италии

3) начало Первой мировой войны 4) образование Тройственного союза

14.Одним из итогов Судебной реформы 1864 г. стало введение

1) суда присяжных 2) военно-полевых судов

3) высшего Арбитражного суда России 4) Конституционного суда России

15.Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров?

1) бунтарское; 2) пропагандистское; 3) заговорщическое; 4) либеральное.

1) познакомиться с жизнью крестьян; 2) обучить крестьян разным специальностям;

3) вызвать революционный взрыв в деревнях;

4) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права.

17. Какие три из перечисленных положений характеризуют общественное движение в России в 1860-х—начале 1890-х гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) ведущая роль разночинцев

2) славянофильство как теоретическая основа

3) активное участие женщин

4) нарастание интереса к марксизму

5) превращение революционных кружков в политические партии

6) неучастие студентов в политической борьбе

18. Работа с текстом

Прочтите отрывок из исторического документа и выполните задания.

Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

  1. Используя текст источника, укажите, о каком историческом событии идёт речь. Точно укажите дату.
  2. Назовите предполагаемое название революционной организации, причастной к этому событию, и её лидеров.
  3. Предположите причины появления в России терроризма.

Правление Александра 2. Эпоха Великих реформ.

Вариант 2

1. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.

1) отмена телесных наказаний для крестьян

2) участие в судебном процессе присяжных заседателей

3) введение сословных судов

4) отмена высшей судебной власти Сената

2. Что из названного ниже является результатом либеральных реформ 60-70-х гг.

1) укрепление сословного строя 2) увеличение количества чиновников

3) ограничение монархической власти 4) развитие предпринимательства

2) жёсткое преследование как революционеров, так и либералов

3) отказ от каких-либо преобразований ради спокойствия в стране

4) шаги навстречу либералам при бескомпромиссной борьбе с революционерами

4. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии бунтов было свойственно взглядам

1) П. Н. Ткачёва 2) П. Л. Лаврова 3) Г. В. Плеханова 4) М. А. Бакунина

5. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.

1) реформа городского самоуправления

2) отмена крепостного права

3) введение всеобщей воинской повинности

4) судебная реформа

6. Кто возглавил Редакционные комиссии при Главном комитете, которые занимались подготовкой крестьянской реформы?

1) Я.И. Ростовцев 2) М.М. Сперанский 3) С.С. Ланской 4) Д.А. Милютин

7. Что из перечисленного получили крестьяне по реформе Александра II?

1) право на все земли помещиков 2) право избирать государя

3) право избирать депутатов Государственной думы 4) личную свободу

8. Какое событие европейской внешней политики позволило русской дипломатии отменить нейтрализацию Чёрного моря?

1) Франко-прусская война 2) объединение Италии

3) начало Первой мировой войны 4) образование Тройственного союза

9.Что было одной из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?

1) предоставление дворянству новых привилегий

2) ужесточение преследования либералов

3) смягчение цензуры

4) отказ от преобразований из-за страха перед революционным движением

10.Причины отмены крепостного права (выбрать неправильный ответ)
1) участившиеся крестьянские волнения.

2) поражение в Крымской войне, показавшее отсталость России.
3) осознание обществом безнравственности крепостничества.

4) это одно из условий Парижского мира.

11.Прочтите отрывок из записок современника и укажите год, пропущенный в тексте.

12. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г….

1) провозглашалась независимость Болгарии; 3) предоставлялась независимость Герцеговине;

2) Россия получила контрибуцию с Турции; 4) России отходили города Ардаган, Батум, Карс, Баязет.

13.В разработке крестьянской реформы 1861 г. и земской реформы 1864 г. участвовал

14.Соотнесите событие и дату:

1. Манифест об освобождении крестьян; А) 1874 г.

3. Русско-турецкая война; В) 1 января 1864 г.

4. Земская реформа; Г) 19 февраля 1861 г.

1) подготовки народного восстания; 2) пропаганды необходимости реформ;

3) создания фермерских хозяйств; 4) разрушения крестьянских общин.

16. Установите соответствия

Суждения

Имена

1. Русские крестьяне – прирождённые бунтари. Они готовы к восстанию, надо лишь их организовать и возглавить. Любое государство – зло, оно должно быть уничтожено.

2. Интеллигенция должна долго и тщательно вести среди крестьян агитационную работу, готовя их к революции

3. Надо создать сплочённую и тщательно законспирированную организацию революционеров, захватить власть путём государственного переворота, а потом создавать справедливое общество..

17.Горный перевал в Болгарии, который в ходе русско-турецкой войны русские войска удерживали в течение нескольких месяцев.

1) Шипка; 2) Плевна; 3) Карс; 4)Сан-Стефано.

18. Работа с текстом

Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым:

«Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою.

Следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий. Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшей волею (царем) лица из представителей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний. а так же от некоторых значительных городов.

Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра. Работа не только подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное.

Правление Александра 2. Эпоха Великих реформ.

Вариант 3

1.Укажите изменения в жизни крестьян, которое произошло в ходе проведения реформы 1861 г.:

2.Определите, какое из положений не предусматривалось судебной реформой 1864 г.:

1) введение адвокатуры; 3) введение единого всесословного суда;

2) учреждение суда присяжных; 4) отмена телесных наказаний для крестьян.

3.Итог русско-турецкой войны 1877-78 гг.:

1) победа России навсегда освободила балканских славян от османского ига.

2) Россия одержала блестящую победу, но под угрозой новой войны согласилась на некоторое ухудшение положения балканских народов.

3) Россия одержала блестящую победу, но под угрозой новой войны полностью отказалась от своих претензий.

4) Россия одержала блестящую победу, но экономика страны была подорвана, что едва не привело к революции.

4.С именем М.Г. Лорис-Меликова в истории России XIX в. связан(о)…

  1. создание III отделения, корпуса жандармов;
  2. проект о созыве выборных от земств с правом совещательного голоса;
  3. проект создания законодательного органа – Государственной Думы;
  4. проведение судебной, военной и крестьянской реформ.

5.Д.В. Каракозов, А.К. Соловьёв, С.Н. Халтурин – это

1) генералы, участники войны 1877-78 гг.

2) выдающиеся юристы.

4) террористы, неудачно покушавшиеся на Александра II.

6.В ходе проведения реформ 1860-1870-х гг. возникли понятия

А) присяжные заседатели

Г) Негласный комитет

Д) выкупные платежи

В) подворная подать

Е) всеобщая воинская повинность

Укажите верный ответ.

7. Верны ли суждения? Ответ запишите (да, нет)

1) Народники считали крестьянскую общину зародышем социализма.

2) Император Александр II был племянником Николая I.

3) М.А. Бакунин был творцом теории анархизма.

4) Берлинский договор был более выгоден для России, чем Сан-Стефанский.

5) Согласно Санкт-Петербургскому договору 1875 г. Сахалин отходил к России, а Курильские острова – к Японии.

8. Соотнесите военные события и исторические факты

Война

Событие

А) оборона Шипки;

Б) захват Ташкента;

3. завоевание Средней Азии

В) захват аулов Ведено и Гуниб;

Г) Балаклавское сражение.

9.Согласно реформе, в области просвещения в 60-е гг. XIX в.

  1. вводилось обязательное начальное образование;
  2. началось развитие среднего и высшего женского образования;
  3. отменялась автономия университетов;
  4. прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения.

11 . Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

А) «Ваше Императорское Величество. Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников. Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет - этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется. Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий и поколеблет сердца всех Ваших подданных. Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и что требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, да не проникнет в сердце Вам голос лести.

1) Данный текст содержит отрывок из отчета департамента исполнительной полиции за 1858 г.

2) В отрывке речь идет о кончине императора при котором Россия потеряла Аляску.

3) Документ относится к первой половине XIX в.

4) Автор данного документа впервые учредил министерства в России.

5) В отрывке речь идет о кончине императора, осуществившего отмену крепостного права.

Для эффективного управления Петр I меняет Земскую Думу на команду своих сторонников, сам изучает политическую ситуацию, ставит государственные интересы выше личных, при неограниченной власти. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 году был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов

В 1721 году он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 года надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.


  1. Укажите чертыуголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.

первый – царствование Петра I до 1740-х гг- это самый репрессивный и жестокий период в истории России

второй – с 1740-х гг. по середину XIX в. - смягчение уголовно-карательной политики

В XVIII веке уголовное законодательство было открыто сословным. Хотя ответственность за преступления несли все слои , законы закрепляли преступления, связанные с неповиновением частновладельческих крестьян помещикам.


  1. В 1740-х гг., Елизавета приостановила применение смертной казни, ограничила пытки.

  1. Во второй половине XVIII в. началось постепенное ограничение телесных наказаний и уже определялось наказание по возрасту наказуемого.

  1. начался возврат к исправительным целям и средствам в уголовной политике, но последняя всё ещё оставалась жестокой в XVIII в.;

  2. с момента правления Екатерины II основным признаком преступления стала противоправность, преступлением прямо признавалось нарушение закона; активно развивались теоретические уголовные положения.

  1. К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?

Это официальные уверения, что власть перешла к рабочему населению страны. Или что существует свобода собраний, шествий и митингов.
Для всех трудящихся Конституция закрепляла право участвовать в выборах, отменить их или настоять на отзыве депутата. Кроме тех, кто пользовался трудами наемных рабочих или имел нетрудовые доходы, церковные служители, бывшие работники жандармерии, люди, принадлежавшие царской семье. Они не имели права голосовать или быть избранными в Советы депутатов. (очень хочется вставить сарказм к настоящей ситуации, просматривая биографию современных депутатов- большинство привлекались к уголовной ответственности, но это не мешает им решать административно-правовые вопросы)
У рабочих было преимущество перед крестьянами: в городе депутат мог быть избран меньшим количеством избирателей.

власть принадлежит только Советам, рабочему классу, а общедемократическая концепция, утверждающая, что народ является основой государства, даже не упоминается. Выделяя из всех рабочий класс, конституция лишала другие социальные слои их интересов.


  1. В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?

Создание правовых основ для существование семьи в новом обществе было необходимым, так как в дореволюционном периоде и начале советского периода институт семьи и записи церковных актов были ликвидированы. Необходимо было создавать новую модель семьи. И по мнению исследователей, необходимо было для решения задачи социального обеспечения. Т.е. нуждающийся супруг имел право на содержание от другого супруга, согласно ст. 107 Кодекса

Поэтому ввелись положения:

- юридическое значение имел только гражданский брак, заключенный в спец. гос. органах

-развод по согласию сторон/стороны

-заключение брака не порождало общности имущества

-усыновление/удочерение запрещалось (почему интересно, ведь бездомных детей было много)

А. приказы;

Б. органы сословного представительства;

В. органы наместников и волостелей.
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III:

А. гражданско-правовая;

Б. гражданско-правовая и судопроизводство;

В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам:

А. сильное влияние римского права;

Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;

В. многочисленность судебников.
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:

А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;

Б. Соборное Уложение 1649 г.;

В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I:

А. она получила международное признание;

Б. была ограничена Сенатом;

В. самодержавие было подменено самовластием.
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:

А. зарубежный фактор;

Б. Указ о престолонаследии 1722 г.;

В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.:

Б. три; (местных, общих, коммерческих (военных, духовных)

В. четыре.
8. Манифест от 17 октября 1905 г.:

А. учреждал Государственную думу;

Б. предоставлял политические права подданным;

В. вводил ограничения в избирательной системе.
9. В России после учреждения парламента:

А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный совет – верхней;

Б. Государственный совет являлся нижней палатой, а Государственная дума – верхней;

В. лишь Государственная дума составляла отечественный парламент.
10. В какой форме проходила февральская революция:

А. в форме политического переворота;

Б. в форме национальных столкновений;

В. в форме военного переворота.


  1. Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение:

Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа?

Расширить волю монарха и дать возможность проявить себя окружению, т.е. создавая конкуренцию в борьбе за власть (хотя он этого и добился, но уже не управлял социальным процессом)

Раскройте его основные положения.

Указ отменял передачу престола прямым потомкам по мужской линии и предусматривал наследника по воле монарха.

Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?

Дальнейшая борьба за престол и дворцовые перевороты и бюрократизм. Т.к. Петр не успел воспользоваться указом и оставить преемника.


  1. Смерд Иван купил косу. Однако его сосед заявил, что эта коса является его собственностью, и была у него украдена, в подтверждение этого сосед представил свидетелей. Как можно решить дело по Русской Правде?

Записью оформлялись договоры купли-продажи. Документ нельзя было оспорить. В данном случае оформление договора на незначительную сумму осуществлялось при помощи доски. Доска была доказательством, которое можно было оспорить. Договор предположительно заключился в устной форме. Вероятно, наиболее распространенной она была в сельской местности (коса в городе не нужна).

В случае устного оформления договора требовалось 4-5 свидетелей. Сколько представил истец свидетелей, на сколько они имеют вес в обществе. Но это было важным обстоятельством.

Учитывая, что Судебный процесс по Русской Правде был только состязательным. Это означает относительное равенство сторон в суде и их активность в сборе материалов по делу. Доказательствами по Русской Правде выступали: показания свидетелей (видоков и послухов), улики (поличное), присяга (рота), ордалии (испытания водой и железом). Послух, должен был защищать свои показания против ответчика в поединке. Его неявка на суд вела к проигрышу дела стороной, опиравшейся в доказательстве своей правоты на его показания. На практике существовали также судебные поединки.

Но, если истец заявляет о краже (своей, то должен доказать, что она его).

Ответчик (непонятно, у кого купил, у соседа или у другого лица) тоже должен предоставить доказательства.

Доказательством служило также собственное признание.

Остается нерешенная проблема, если одна сторона доказала о краже личного имущества, то хоть и конкретные виды смертной казни в законе не определялись. Но из летописи известно, что воров обычно вешали (этот вид смертной казни был традиционным для таких преступников, пришел на Русь из Византии. Одновременно с уплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб.
По делам о воровстве в качестве доказательства выступало "полишное", т.е. краденая вещь, найденная у лица, заподозренного в совершении кражи. Поличное обнаруживалось во время обыска, проводимого должностным лицом-приставом (здесь же присутствовал и истец). Судебный поединок ("поле"), а также присяга использовались тогда, когда иных, более веских доказательств не было. Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде. При его выдаче взимались судебные пошлины.


  1. Почему Новгородская и Псковская республики, в отличие от других русских земель, избежали дробления в период политической раздробленности?

Новгород заключил договор с Псковом (о военной помощи).

Бояре, как в Московской Руси, не превращались в чистых землевладельцев, которые развивали только свои владения


  1. Какая ответственность предусматривалась согласно Псковской судебной грамоте для судей, выносивших неправосудные решения? Соответствовали ли санкции характеру правонарушения?

  1. Плотник Кузьма нанялся на работу к боярину Всеславу на полтора года. В течение года он исправно выполнял свои обязанности, а затем решил уйти к другому боярину, предложившему Кузьме более выгодные условия. Узнав об этом, Всеслав отказался выплачивать Кузьме заработанные деньги, так как тот не отработал у него положенный срок. Более того, по мнению боярина, Кузьма должен был вернуть ему деньги за проживание и питание.

Согласно анализу ст. 39-41ПСГ, условия договора был: срок выполнения работы или объем работы. Принимая во внимание, что с плотниками заключался письменный договор (но мог и в устной форме). Претензия возникла со стороны нанимателя- спор решался в судебном порядке.

Если работник покидал раньше установленного срока, то получал плату только за проделанную работу. Деньги за проживание и питание не возвращал.

Читайте также: