Когда появились кассационные суды общей юрисдикции

Обновлено: 16.05.2024

Аннотация. Статья посвящена анализу ряда положений судебной реформы в Российской Федерации, направленных на создание апелляционных и кассационных судов, выявлению их положительных аспектов и недостатков. Моменты для защиты, защита прав и свобод граждан, образование оптимальных условий для независимости судов от региональных органов власти. Кроме того, реформа способствует борьбе с коррупцией. Но, правда в том, что минусов тоже хватает. Однако, определенные недостатки и противоречия законодательного оформления реформы вполне исправимы при взвешенном и обстоятельном подходе к дальнейшему законодательному совершенствованию работы вновь образуемых судов.

Основная мысль закона – создать апелляционные и кассационные суды, работающие на территории отдельных округов, за пример бралась система арбитражных судов.

И вследствие этого всего, для чего задумывалась данная реформа, стало повышение судебной системы от властей регионов, также целю было лишить чиновников чувства вседозволенности и уменьшить на всех уровнях коррупцию в государстве.

Как и планировалось, суды рассматривают различные дела в качестве апелляционной инстанции по заявлениям, жалобам, которые поданы на решения, определения областных и приравненных к ним судов, где принимались в качестве суда первой инстанции и естественно не вступившие в законную силу. А кассационные суды рассматривают жалобы и заявления, представления также на судебные акты, которые вступили в законную силу, и по вновь открывшимся обстоятельствам


Так как арбитражные суды работали определенное время по данной системе, раздельных апелляционных и кассационных судов, Верховный Суд взял пример и внедрил для того, чтобы обе реформируемые инстанции не присутствовали в одном и том же суде, это был положительный опыт и явно хорошее решение.

Не секрет, что коррупция среди судейского корпуса время от времени всплывает, и данная реформа призвана бороться с ней. До реформы первая инстанция, как и остальные апелляционная и кассационная находились в одном здании суда, что способствовало распространению и процветанию коррупции, а данная реформа убрала кассационную и частично апелляционные инстанции из одного суда, что способствует здоровой судебной атмосфере.

Уже давно сложилось так, что апелляционные и кассационные жалобы рассматривались в том же регионе, в котором вынесли и решение суда по первой инстанции. Региональные чиновники в результате данной реформы смогут меньше влиять на суд и в меньшей степени смогут оказывать давление на судей, и для недопропорядочных чиновников это может помешать для реализации их планов, что положительно влияет на авторитет правосудия

Областные и приравненные к ним суды оказались перегружены, что способствовало большой текучке кадров аппарата суда, а реформирование в свою очередь решило эту проблему, т.к. результативность при большом количестве инстанции в одном суде влияет на эффективность и результативность отправления правосудия, и приведет к повышению качества и всецелой вовлеченности, и погружения судей в рассматриваемое дело.

Если сделать небольшой вывод из вышеуказанного, в целом создание обособленных инстанций, а именно кассационной и апелляционной, содействует самостоятельности судей областных судов и естественно несёт положительный момент для судебной системы, так как мы увидели, что данная реформа напрашивалась уже давно.

В то же время данная реформа вызывает также и некоторые вопросы.

К основным проблемам можно отнести удаленность образованных судов от нижестоящих, т.е. гражданам чтобы обжаловать решение суда первой инстанции областного суда, нужно будет ехать в апелляционный суд в округ которого входит регион где вынесли решение, на что требуются лишние расходы, которые кстати сторона в случае положительного решения по делу может взыскать их с противоположной стороны, это увеличило количество заявок, ходатайств граждан о проведении судебного заседания путем проведения видеоконференц – связи, однако не всегда есть возможность у областных судов проводить видеоконференц-связь по заявке граждан и вышестоящих инстанций т.к. процессы проходят в залах, которые приспособлены для проведения видеоконференц-связи и нередко бываю заняты. Но нужно дать время и проследить как данная ситуация будет влиять на доступ к осуществлению правосудия.

Также присутствует проблема, изначально озвученная при разработке реформы — это распределение между судами нагрузки.

Вот к примеру кассационные новообразованные суды рассматривают все жалобы, заявления, частные жалобы на решения, определения нижестоящих судов, сюда входят и мировые, районный, областные и равные им суды, а свою очередь 5 судов апелляционных судов рассматривают апелляционные жалобы на решения только областных судов, где решения были приняты в качестве суда первой инстанции

Рассмотрим статистику по рассмотрению дел в связи с разным количеством созданых апелляционных и кассационных, где в первой инстанции рассмотрено всего дел 18 985, сюда входят гражданские, уголовные и административные, а вот судьи мировых судов за то же время провели 12 659 575328 дел, районные – 5 234 643 дела. Из этих цифр отобразилась загруженность кассационных судов в отличие от апелляционных.

Ну вот и подошли к интересному вопросу реформы судов, это потраченные деньги на финансирование новых судов, конечно положительные моменты реформы хорошо повлияли на функционирование областных судов и вообще судебной системы в целом, но избежать этой темы мы не может, исходя из разных источник можно оценить расходы примерно в 5 миллиардов рублей, сюда вошли и аренда или покупка зданий, зарплата судей и сотрудников аппарата суда, и для обеспечения деятельности суда.

Если принять во внимание недочёты и проблемы, нельзя е согласиться, что, Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ показал себя во все красе и затронутые вопросы вполне приемлемо разрешил, оказал положительный эффект.

И все-таки теплится надежда, что изменение системы судов не прекратится и будет закономерно развиваться в дальнейшем

Сделав анализ, изучение ряда положений данной судебной реформы проявились ее хорошие и плохие стороны. Но не нужно в свою очередь хаять реформу, т.к. все недочеты и противоречия законодательства естественно исправимы при разумном и обстоятельном подходе к дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности вновь образуемых судов и надеясь, что в дальнейшем только можно ждать улучшения и качественного отправления правосудия и авторитет судебной власти.

Список литературы

3. Коршунов, Ю.А. Судебные округа судов общей юрисдикции - хорошо забытое старое / Ю.А. Коршунов // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 3А. С. 148.

4. Латухина К. Фемида в новом формате / К. Латухина // Российская газета. 2020. С. 2 - 3.

5. Нововведение в судебной системе // Судебно-юридическая газета. 2020. № 7. С. 33 - 40.

Кассационный суд – что это такое, чем занимается, основные виды и особенности, как подать жалобу?

Что такое кассационный суд?

Система органов правосудия построена по принципу инстанционности и образует вертикаль. Кассация – это третья ступень в ее структуре, расположенная над апелляцией и первой инстанцией. Она предназначена для проверки законности и обоснованности решений, которые вступили в силу. В этом состоит ключевое отличие кассационного суда от апелляционного, уполномоченного пересматривать постановления до начала их действия. Инициировать пересмотр решений третьей инстанцией может либо сторона судебного спора соответствующей жалобой, либо прокурор специальным представлением.

что такое кассационный суд

Чем занимается кассационный суд?

Лицо, считающее, что его права нарушены, подает соответствующий иск. Принятое по результатам его рассмотрения решение может быть обжаловано в апелляции. Казалось бы, для чего нужен еще и суд кассационной инстанции, и чем третья ступень отличается от второй? Дело в том, что апелляция заново рассматривает обстоятельства спора по существу и выясняет, все ли было учтено и правильно истолковано при принятии обжалуемого решения. Третья же инстанция не имеет полномочий рассматривать доказательства по делу и изучать описанные сторонами факты.

Виды кассационного суда

Ветвь органов правосудия имеет свои разветвления по предметной юрисдикции, и для каждого из них есть твоя третья инстанция. Кассационный суд – это общее название для большого количества органов, которые обеспечивают равный доступ к возможности обжалования во всех категориях дел для граждан по всей стране. Все их можно разделить на такие виды:

  1. Кассационные суды общей юрисдикции. Рассматривают жалобы на решения по гражданским, уголовным и административным делам. На сегодняшний день их 9, каждому из которых подведомственны суды определенных областей, краев и округов.
  2. Арбитражные окружные суды. Являются третьей инстанцией в системе органов правосудия, разрешающих споры в сфере экономической деятельности.
  3. Кассационный военный суд. Существует в единственном числе. В его компетенции – пересмотр решений военных судов, которые вступили в силу.

Особенности кассационного суда

Помимо того, что третья инстанция пересматривает только те решения, которые уже вступили в законную силу, ее отличают и другие характеристики. Есть ряд факторов, демонстрирующих, что кассационный суд – это отдельно стоящая часть системы правосудия со своими особенностями, например:

  • собственной структурой;
  • особым составом;
  • уникальными полномочиями.

Структура кассационного суда

структура кассационного суда

Храмы Фемиды по большому счету похожи своим внутренним строением. Кассационная инстанция имеет схожую с остальными структуру, хоть и с некоторыми особенностями, и состоит из:

  1. Президиума. В него входит председатель суда и его заместители, которые решают организационные вопросы внутри суда и отвечают за обобщение практики.
  2. Коллегий. В них объединяются судьи в зависимости от специализации. На третьей ступени в общей юрисдикции действуют коллегии по гражданским, административным и уголовным спорам. Кассационный военный суд может и не иметь их в своей структуре.
  3. Аппарата. Это та часть суда, которая обеспечивает его функционирование: систематизацию и хранение дел, фиксацию судебного процесса, материально-техническую базу.

Состав кассационного суда

Рассмотрение жалоб в третьей инстанции осуществляется судьями в составе коллегий. Кассационное производство ведется ими коллективно, решения принимаются большинством голосов. Формирует коллегии председатель суда, причем один и тот же судья может быть членом нескольких коллегий. Кроме того, на заседаниях всегда присутствует секретарь, а ведением дел опекается еще и штат помощников. Каждая коллегия возглавляется председательствующим судьей, который и ведет процесс, опрашивает стороны и оглашает решения.

Полномочия кассационного суда

Любой государственный орган может действовать только в рамках, определенных законом. Так, в пределы прав суда кассационной инстанции входит узкий круг полномочий, и, рассмотрев жалобу, они могут:

Как подать жалобу в кассационный суд?

Чтобы оспорить решение, вступившее в законную силу, необходимо придерживаться четких правил. Участие в суде кассационной инстанции предполагает предварительную подачу прокурорского представления или жалобы. Деятельность прокуратуры регулируется отдельно, а мы разберемся, что нужно другим участниками процесса для обращения в третью инстанцию:

  1. Соблюдать сроки. Подать кассацию в суд из ветви общей юрисдикции можно до истечения трех месяцев со дня вступления оспариваемого решения в силу, а в окружной арбитражный – не позднее двух месяцев.
  2. Придерживаться правил оформления. Жалоба оформляется в письменном виде или в электронном. Она должна содержать всю установленную законом информацию о номере дела, судье, реквизитах оспариваемого решения, сторонах по делу. К ней прилагаются документ об уплате госпошлины и доказательства отправки копий жалобы другим участникам процесса.
  3. Знать о порядке подачи жалобы. С 1-го октября 2019 года жалобы подаются не напрямую в кассационный суд, а через суд, принявший оспариваемое решение, который и направляет ее вместе с материалами дела компетентному органу.

Порядок рассмотрения дел в кассационном суде

Процессуальное законодательство регулирует каждый этап рассмотрения жалоб. Вот, как проходит кассационный суд по установленным правилам:

  1. Председатель или судья, получивший жалобу изучает ее и приложенные материалы, после чего принимает решение о передаче или об отказе от передачи ее для рассмотрения в судебном заседании.
  2. Назначается дата рассмотрения. На заседание приглашаются участники процесса, которые должны получить копии всех документов.
  3. В судебном заседании жалоба рассматривается коллегией из двух судей и председателя, который кратко докладывает суть дела, описывает принятые другими судами постановления и освещает доводы полученной жалобы. Заслушиваются пояснения сторон. Дело рассматривается строго в рамках тех доводов, что приведены в жалобе.
  4. Большинством голосов коллегия судей выносит постановление, которое публично оглашается участникам процесса.

Как выиграть кассационный суд?

На практике очень малый процент решений третьей инстанции принимается в пользу подавшего жалобу. Виной тому и несовершенство системы, и ошибки участников. Чтобы повысить шансы получить желаемое решение суда кассационной инстанции, нужно:

  • грамотно составить жалобу, проследив за наличием всех необходимых реквизитов;
  • тщательно обосновать свои доводы с отсылками к законодательству и судебной практике;
  • подать жалобу в правильный орган и с соблюдением установленных сроков;
  • явиться в судебное заседание и активно отстаивать свою позицию;
  • в идеале – обратиться за правовой помощью к профессионалам.

Обжалование решения кассационного суда

Стоит отметить, что третья – не последняя инстанция в системе правосудия. Решения, принимаемые судом кассационной инстанции могут быть пересмотрены по соответствующей жалобе в судебной коллегии Верховного Суда. Он проверяет наличие нарушений норм закона судом третьей инстанции и может отменить незаконное решение, если такие нарушения существенно повлияли на его справедливость. При этом, Верховный Суд не ограничен доводами жалобы, оттого имеет больше рычагов для защиты законных прав граждан.

Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе.

Конституционный суд является высшим судебным органом в стране, в основе которого положена защита прав и свобод граждан. Он обладает особой структурой и полномочиями, порядком рассмотрения обращений и их силой.

Суд присяжных имеет свои особенности, функции и историю появления. Стоит выяснить, кто может быть заседателем и каким образом формируется коллегия, как проходит совещание и голосование и на что влияет решение этого судебного органа.

Кто такой терапевт, какие заболевания лечит и когда к нему нужно обращаться – вопросы пациентов, редко бывающих в поликлинике. Специалисты данного профиля ведут первичный прием и направляют при необходимости к врачам узкой специализации.

Полномочия суда кассационной инстанции - это итоговый результат его процессуальной деятельности по рассмотрению и разрешению кассационной жалобы, в котором реализуются задачи этого проверочного производства.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, обязан дать оценку законности оспариваемого судебного акта и либо признать его законность и отказать в удовлетворении жалобы, либо отменить судебный акт и принять предусмотренные законом меры по устранению выявленной судебной ошибки, либо изменить его.

Полномочия суда кассационной инстанции несколько больше полномочий суда апелляционной инстанции, поскольку он наделен правом направления дела на новое повторное рассмотрение в суды нижестоящих инстанций и оставления в силе одного из ранее принятых по делу судебных актов.

Положения ст. 390 ГПК предусматривают следующие полномочия суда кассационной инстанции:

1) оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

3) отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 ГПК, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 ГПК.

Приведенные полномочия позволяют разделить их на три группы в зависимости от того, выявлены ли судом кассационной инстанции судебные ошибки в применении норм материального и процессуального права и являются ли они существенными.

Первую группу составляет полномочие оставить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Если нарушений норм права не выявлено либо допущенные судами нарушения признаны несущественными (формальными), не оказавшими влияния на правильность выводов судов нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции оставляет оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Вторая группа полномочий предусматривает самостоятельное устранение судом кассационной инстанции выявленных судебных ошибок.

В случае, если суд первой и (или) суд апелляционной инстанций спор по существу разрешил правильно, но оспариваемые судебные акты необходимо уточнить, не меняя кардинально их содержание, то применяется такое полномочие, как изменение решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. Необходимо разграничивать отмену и изменение судебного акта. Отмена решения производится только тогда, когда допущенные судом недостатки столь существенны, что его выводы относительно существа спора не могут быть признаны законными и обоснованными, т.е. суд сделал неправильные или необоснованные выводы относительно материально-правового отношения. Изменение решения суда производится в случае, когда спор по существу разрешен правильно, но в решение нужно внести определенные уточнения, поправки.

К этой же группе относится полномочие оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. Оно применяется в случае оспаривания в кассационном порядке постановления суда апелляционной инстанции, которым было отменено решение суда первой инстанции. Если по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что постановленное судом первой инстанции решение отвечало требованиям законности и обоснованности и было безосновательно отменено судом апелляционной инстанции, он оставляет в силе ранее отмененное решение суда первой инстанции.




Самостоятельным устранением судебной ошибки следует рассматривать отмену оспариваемых актов с прекращением производства по делу либо оставлением заявления без рассмотрения. Это полномочие применяется, если судом кассационной инстанции будут установлены обстоятельства, исключавшие продолжение производства по делу в суде первой или апелляционной инстанции. Основанием для отмены оспариваемых актов с прекращением производства по делу может являться заключение сторонами мирового соглашения при утверждении его судом кассационной инстанции. В этом случае отмена судебных актов не связана с оценкой их законности и полностью обусловлена волеизъявлением сторон спорного материального правоотношения на внесудебное урегулирование конфликта. Отказ от иска в суде кассационной инстанции не допускается, он не может быть принят и не влечет прекращение производства по делу.

Суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. Это полномочие применяется в случае, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется судом кассационной инстанции..

Третья группа полномочий применяется в случаях, когда суд кассационной инстанции установил незаконность оспариваемого акта, но не имеет возможности самостоятельно устранить выявленную судебную ошибку.

К этой же группе относится полномочие отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части. Оно применяется, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

При отмене оспариваемого акта с направлением дела на новое рассмотрение суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, обязан не только указать нижестоящим судам на допущенные ошибки, но и дать указание о том, как эти ошибки должны быть устранены. Указания суда кассационной инстанции не должны нарушать принцип независимости судей и подчинения их только закону и не должны выходить за пределы кассационного разбирательства, исключающего вмешательство в фактическую сторону дела. В связи с этим при направлении дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела.

Причин у этой проблемы много, это общая деградация всей судебной системы страны из-за некомпетенции, непрофессионализма, жуткой коррупции и полной, абсолютной зависимости, так называемых судей от председателей судов и прочих начальников.

Про, так называемых мировых судей, не имеет смысла даже говорить, поскольку они не являются никакими судьями, как и все их акты, так как назначают их на должности не граждане в соответствие с Основным законом, а так называемые местные депутаты. Эти депутаты, как мы знаем, сами являются нелегитимными, поскольку занимают должности по результатам заведомо фальшивых выборов.


У граждан нашей страны все эти проблемы в судебной системе вызывают справедливое возмущение, поэтому Европейский суд по правам человека на протяжении многих лет завален делами с заведомо неправосудными актами, принятыми некомпетентными российскими судьями.
Ну и поскольку проблемы в отечественной судебной системе уже начали влиять на коррумпированные интересы государственных чиновников, они были вынуждены что-то поменять в этой системе.


С 1 октября 2019 года ожидается, что в Российской Федерации будет изменён порядок рассмотрения дел в так называемых судах общей юрисдикции.

Должны появиться так называемые Апелляционные и Кассационные суды общей юрисдикции. Предполагается, что эти новые судебные инстанции будут работать примерно также, как сейчас работает система Арбитражных судов. В которых, после рассмотрения дел в первой инстанции все апелляционные и кассационные жалобы подаются в соответствующие самостоятельные арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции.

На самом же деле в системе судов общей юрисдикции эти новые апелляционные и кассационные инстанции НЕ будут работать также, как сейчас работает система апелляционных и кассационных арбитражных судов.

Порядок подачи апелляционных жалоб на акты мировых судей и на акты районных судов общей юрисдикции не изменятся.
То есть, основная проблема пересмотра необоснованных и часто заведомо незаконных судебных актов всех судов общей юрисдикции первой инстанции остаётся нерешенной.

Таким образом, можно считать, что в этой, так называемой реформе, имеются все признаки распила бюджетных средств нашей страны. Когда на дорогостоющую систему новых судов будет затрачено много народных денежных средств.
Но по факту, основное количество апелляционных жалоб, как и раньше, будут рассматриваться всё теми же инстанциями, которые уже давно исчерпали кредит доверия граждан.

В новые апелляционные суды общей юрисдикции можно будет подавать жалобы на решения, которые в первой инстанции принимают Областные и равные им суды ( ч. 1 ст. 23.10 ФКЗ о судах общей юрисдикции ). В основном это решения по административным делам. Сейчас жалобы на такие решения подают в коллегию Верховного суда.

В новые кассационные суды , которых появится девять штук ( ст. 23.1 ФКЗ о судах общей юрисдикции ), можно будет подавать все кассационные жалобы на акты судов общей юрисдикции. Сейчас эти функции выполняют президиумы областных и равных им судов.
Этим попытаются отделить первую кассацию от других судебных инстанций.
Новые кассационные суды создадут по экстерриториальному принципу. Для военных судов создадут отдельный кассационный суд. Такие кассационные инстанции будут вышестоящими по отношению к апелляционным, областным и равным им судам.

После первой кассации, роль которой будут выполнять девять новых судов, кассационные жалобы можно будет подавать в Верховный суд. Кассационные суды общей юрисдикции будут работать по модели окружных арбитражных судов.
В первой кассации не будет предварительного этапа отбора жалоб. И для того, чтобы попасть в кассацию, достаточно подать правильно составленную кассационную жалобу со всеми необходимыми документами.

Вторая кассация, как и сейчас (надзор), будут рассматриваться коллегией Верховного суда, в которой будет предварительный отбор жалоб до того, как дела попадут на пересмотр.


  1. Аудиозапись во всех открытых судебных заседаниях станет обязательной для судов.
  2. Запретить вести аудиозапись в закрытых судебных заседаниях по гражданским и арбитражным делам
  3. Суды смогут переходить из предварительного судебного заседания в основное при наличие четырёх условий,

  • суд посчитал, что дело готово к разбирательству;
  • дело не нужно рассматривать коллегиально;
  • участники процесса, которые не явились в заседание, извещены и просят суд рассмотреть дело в их отсутствие;
  • участники процесса, которые присутствуют в заседании, согласились начать рассматривать дело по существу.

  1. Проекты судебных актов будут готовить помощники судьи. Тем самым, законодатель разрешил сторонам представлять проект судебного акта не только судье, но и помощнику судьи.
  2. Гражданам будет запрещено самим непосредственно обращаться с заявлениями в суды общей юрисдикции без представителей с юридическим образованием.

Первый апелляционный суд общей юрисдикции Москва, Московской городской суд; Белгородский, Брянский, Владимирский, Воронежский, Ивановский, Калининградский, Калужский, Костромской, Курский, Липецкий, Московский, Новгородский, Орловский, Псковский, Рязанский, Смоленский, Тамбовский, Тверской, Тульский и Ярославский областные суды

Второй апелляционный суд общей юрисдикции Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский городской суд; Архангельский, Вологодский, Курганский, Ленинградский, Мурманский, Свердловский, Тюменский и Челябинский областные суды; верховные суды республик Карелия и Коми; суды Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов; суд Ямало-Ненецкого автономного округа

Третий апелляционный суд общей юрисдикции Сочи Астраханский, Волгоградский и Ростовский областные суды; верховные суды республик: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Крым, Северная Осетия – Алания, Чеченская; Краснодарский и Ставропольский краевые суды; Севастопольский городской суд

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, Нижний Новгород Кировский, Нижегородский, Оренбургский, Пензенский, Самарский, Саратовский и Ульяновский областные суды; Пермский краевой суд; верховные суды республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик

Пятый апелляционный суд общей юрисдикции Новосибирск Амурский, Иркутский, Кемеровский, Магаданский, Новосибирский, Омский, Сахалинский и Томский областные суды; верховные суды республик Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский и Хабаровский краевые суды; суды Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа

Апелляционный военный суд Городской округ Власиха Московской области Все окружные (флотские) военные суды

Первый кассационный суд общей юрисдикции Саратов, Суды Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Тульской областей, Республики Мордовия, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

Второй кассационный суд общей юрисдикции Москва, Суды города Москвы, Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Ярославской областей, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

Третий кассационный суд общей юрисдикции Санкт-Петербург, Суды города Санкт-Петербурга, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областей, республик Карелия и Коми, Ненецкого автономного округа, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции Краснодар, Суды республик Адыгея, Калмыкия, Крым, Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, города Севастополя, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов.

Пятый кассационный суд общей юрисдикции Пятигорск, Суды республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Ставропольского края, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

Шестой кассационный суд общей юрисдикции Самара, Суды Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Челябинск, Суды Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кемерово, Суды Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей, республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Владивосток, Суды Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

Кассационный военный суд, Новосибирск, Апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды

Читайте также: