Можно ли ознакомиться с материалами дела до суда по административному делу

Обновлено: 29.04.2024

Судебные дела выдаются для ознакомления по письменному заявлению лиц, участвующих в деле. Рекомендуемая форма заявления об ознакомлении с делом/материалом (форма № 62).

Работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) при выдаче судебного дела для ознакомления в помещении судебного участка проверяет наличие письменного заявления с соответствующей резолюцией мирового судьи и следующих документов:

а) у обвиняемых, подсудимых, осужденных, оправданных, лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевших, сторон по делу, третьих лиц, законных представителей по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, заявителей и других заинтересованных лиц по административным делам, гражданских истцов, ответчиков по уголовным делам – документа, удостоверяющего личность, а у их представителей, защитников – также доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства;

б) у адвокатов, выступающих по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, – ордера соответствующего адвокатского образования и удостоверения личности и (или) удостоверения адвоката;

в) у других заинтересованных лиц, выступающих по уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, – документов, удостоверяющих личность и полномочия;

г) у прокуроров – служебного удостоверения;

д) у иных должностных лиц при наличии законного основания – мотивированного письменного запроса.

Заявление об ознакомлении подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

Ознакомление с делами (иными материалами) должно проходить в помещении судебного участка в присутствии уполномоченного на то работника аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

Об ознакомлении с судебным делом ставится отметка в справочном листе.

После ознакомления с судебным делом (иными материалами) работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) в присутствии лица, которое ознакомилось, проверяет состояние дела и наличие всех документов в нем, делает отметку в заявлении об ознакомлении о том, что дело возвращено. В случае если после возвращения дела работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом незамедлительно сообщается мировому судье.

Инструкция по судебному делопроизводству
на судебном участке мирового судьи

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

пункты 15.1, 15.2.

Порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и аудиозаписью судебного заседания

Протокол судебного заседания по уголовным делам должен быть изготовлен и подписан в течение трех суток со дня окончания судебного заседания (ч. 6 ст. 259 УПК РФ).

По гражданским делам протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее трех дней после его окончания, протокол отдельного процессуального действия – не позднее следующего дня после дня его совершения (ч. 3 ст. 230 ГПК РФ).

Об использовании технических средств для фиксирования хода судебного заседания в протоколе судебного заседания делается отметка, а соответствующие носители информации (один электронный носитель информации по каждому делу отдельно) приобщаются к материалам дела (протоколу судебного заседания).

По уголовным делам, при наличии письменного ходатайства сторон, иных участников судебного разбирательства об ознакомлении с протоколом судебного заседания, возможность ознакомления должна быть обеспечена в течение трех суток со дня получения ходатайства. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет (ч. 8 ст. 259 УПК РФ).

Лица, участвующие в гражданском деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и подать на него замечания в письменной форме в течение пяти дней со дня его подписания.

Ознакомление лиц, участвующих в деле, с аудиозаписью судебного заседания, приобщенной к протоколу судебного заседания, осуществляется по их письменному заявлению в указанном выше порядке, предусмотренном для ознакомления с материалами дела .

Ознакомление вышеперечисленных лиц с аудиозаписью судебного заседания осуществляется в специально оборудованном для этой цели помещении судебного участка, строго в присутствии уполномоченного на то работника аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей). Указанным лицам предоставляется возможность прослушивания соответствующей аудиозаписи с использованием необходимых технических средств.

Право на снятие копии аудиозаписи судебного заседания с использованием технических средств предоставлено обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, их защитникам и представителям, потерпевшим, (гражданскому истцу, его представителю – в части копий процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску, гражданскому ответчику и его представителю – в части материалов уголовного дела, которые касаются гражданского иска, сторонам и иным лицам, участвующим в гражданском деле, а также их представителям, лицам, участвующим в административном деле.

Изготовление и выдача копии аудиозаписи судебного заседания осуществляется по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей (сторон, иных участников судебного разбирательства) и за их счет с разрешения мирового судьи.

На письменном заявлении мировой судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии – мировой судья, на которого возложено исполнение обязанностей отсутствующего мирового судьи, делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) изготовить и выдать копию аудиозаписи судебного заседания. Рекомендуемая форма заявления о выдаче копии аудиозаписи судебного заседания (форма № 68).

Копия аудиозаписи судебного заседания может быть изготовлена на оптическом диске или ином материальном носителе информации уполномоченным работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) только после подачи соответствующего заявления и при наличии соответствующей отметки мирового судьи, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии – мирового судьи, на которого возложено исполнение обязанностей отсутствующего мирового судьи.

Уплата государственной пошлины для изготовления копии аудиозаписи судебного заседания действующим законодательством не предусмотрена.

Изготовление копии аудиозаписи осуществляется на материальном носителе информации (флеш-карта, диск CD-R, DVD и другие носители информации, техническая возможность записи на которые имеется на судебном участке). Представленные на судебный участок материальные носители информации не должны содержать какую-либо информацию.

В целях безопасности перед записью аудиопротокола судебного заседания представленный на судебный участок материальный носитель может быть отформатирован уполномоченным работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей), ответственным за изготовление и выдачу копии аудиозаписи, с предварительным уведомлением лица, подавшего соответствующее заявление.

Запись аудиофайла на материальный носитель лица, подавшего заявление, производится уполномоченным на то работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) на локальном компьютере, не присоединенном к локальной сети судебного участка, и не имеющем доступа в сеть Интернет.

Копию аудиозаписи судебного заседания мировой судья не заверяет.

После выдачи копии аудиозаписи судебного заседания на письменном заявлении об изготовлении и выдаче уполномоченный работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) делает отметку об изготовлении и выдаче, а лицо, получившее копию аудиозаписи, делает соответствующую запись о получении. Данное заявление приобщается к материалам дела, при этом уполномоченный работник аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) делает соответствующую отметку в справочном листе по делу.

Инструкция по судебному делопроизводству
на судебном участке мирового судьи

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
пункты 9.14, 9.15

Порядок выдачи из судебных дел письменных вещественных доказательств, документов и их копий

Подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдают уполномоченные работники аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) на основании письменного заявления, а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция мирового судьи, рассмотревшего дело, а при его отсутствии – мировым судьей, на которого возложены обязанности временно отсутствующего мирового судьи.

Взамен выданного подлинника к делу приобщается его копия, заверенная подписью мирового судьи и его гербовой печатью.

При выдаче подлинников документов из судебного дела на их заверенных копиях должны указываться фамилия, имя, отчество лица, получившего документ, его процессуальное положение по делу, данные документа, удостоверяющего личность. При получении документа это лицо ставит свою подпись и дату получения. Лицо, выдавшее документ, должно указать свою фамилию, должность и поставить подпись. При предъявлении доверенности ее копия и подшивается в дело.

Документы, на основании которых из судебного дела выданы подлинники, а также их заверенные копии, подшиваются в дело. В случае направления подлинного документа заказной почтой в дело подшивается копия сопроводительного письма с исходящим номером и датой.

Письменные доказательства из дела с разрешения мирового судьи могут быть возвращены представившим их лицам и до вступления решения суда в законную силу (ст. 72 ГПК РФ).

Копии судебного акта (приговора, решения, определения, постановления) мирового судьи по делам выдаются (направляются) в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством.

Копии запрашиваемых судебных актов изготавливаются уполномоченным работником аппарата мирового судьи (единого аппарата мировых судей) в день поступления заявления, а при невозможности – в срок не более пяти рабочих дней с указанной даты.

Изготовленные, но не полученные заявителем копии судебных актов, письменных справок передаются для отправки по почте.

Лицо получает копию судебного акта под расписку. В случае направления копии документа по почте в дело подшивается копия сопроводительного письма с исходящим номером и датой. Также делаются соответствующие отметки в справочном листе.

Копии судебных актов, вступивших в законную силу, могут быть выданы (направлены) иным лицам, чьи интересы непосредственно затрагиваются судебным актом, с разрешения мирового судьи по письменному заявлению, в котором должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица затронуты этими судебными актами. Рекомендуемая форма заявления о выдаче копии судебного акта (форма № 63).

Право на снятие копий документов с материалов дела за свой счет, в том числе с использованием технических средств, предоставляется следующим лицам:

обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, их защитникам и представителям (п. 13 ч. 4 ст . 47 , п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ);

потерпевшим (п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК РФ);

гражданскому истцу, его представителю – в части копий процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску (п. 13 ч. 4 ст. 44 УПК РФ);

гражданскому ответчику и его представителю – в части материалов уголовного дела, которые касаются гражданского иска (п. 9 ч. 2 ст. 54 , ч. 2 ст. 55 УПК РФ);

сторонам и иным лицам, участвующим в гражданском деле, а также их представителям (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ);

лицам, участвующим в административном деле (ч. 1 ст. 45 КАС РФ).

Все перечисленные лица снимают копии по письменному заявлению с разрешающей резолюцией мирового судьи, которое подшивается в судебное дело.

Снятые перечисленными лицами за свой счет копии с материалов судебного дела, в том числе с помощью технических средств, не заверяются подписями и печатями.

Повторная выдача копий судебных актов осуществляется по письменному мотивированному заявлению указанных выше лиц.

Инструкция по судебному делопроизводству
на судебном участке мирового судьи

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
пункты 15.4 - 15.6

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.К. Попова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судами, гражданин И.К. Попов был привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (часть 1 статьи 12.8 КоАП Российской Федерации).

По мнению заявителя, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует ряду статей Конституции Российской Федерации, поскольку замечания на протокол судебного заседания рассматриваются вышестоящим судом, только если такие замечания непосредственно отражены в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, притом что само ходатайство о внесении дополнений в такой протокол не разрешается судом, рассмотревшим дело; допускают ознакомление защитника с материалами дела, содержащими непереведенный с иностранного языка документ; позволяют отказывать защитнику в ознакомлении с материалами дела после начала рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и позволяют выносить решение по делу без разрешения ходатайства защитника об ознакомлении его с материалами дела.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений органов государственной власти, в том числе судебной (статья 46, части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации указанного права; конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного обжалования, - они определяются федеральными законами на основе Конституции Российской Федерации, ее статей 46, 123 и 128 (определения от 25 октября 2016 года N 2297-О, от 20 декабря 2016 года N 2600-О, от 28 марта 2017 года N 712-О, от 25 мая 2017 года N 963-О и др.). К числу таких законов относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие порядок составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, не предусматривают подачу на него замечаний (статья 29.8). Вместе с тем лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при обжаловании постановления (решения) по делу об административном правонарушении (статьи 30.1 и 30.12) не лишено возможности в самой жалобе привести замечания и возражения на протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении непосредственно. Именно из этого исходит Верховный Суд Российской Федерации, давая разъяснения по вопросам судебной практики (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 года). Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (Определение от 16 июля 2013 года N 1061-О).

Гарантии надлежащего рассмотрения ходатайств лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, определены статьей 24.4 КоАП Российской Федерации. Согласно части 2 указанной статьи ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению; решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. Приведенные законоположения носят общий характер и подлежат применению при разрешении любых ходатайств, в том числе содержащих просьбу участника производства по делу об административном правонарушении об ознакомлении с материалами дела, причем независимо от того, на какой стадии производства такое ходатайство заявляется, что, однако, не предполагает обязательного удовлетворения каждого заявленного ходатайства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2012 года N 271-О-О, от 23 апреля 2013 года N 577-О, от 2 июля 2015 года N 1536-О, от 9 февраля 2016 года N 214-О и др.).

Что касается возможности ознакомления участников производства с материалами дела, содержащими непереведенный с иностранного языка документ, то, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, необходимость привлечения к участию в производстве по делу об административном правонарушении переводчика для перевода имеющегося в материалах дела документа на иностранном языке определяется в том числе исходя из разумных оснований полагать, что содержащаяся в таком документе информация позволит установить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (Определение от 18 июля 2017 года N 1764-О). Между тем, как следует из представленных материалов, суды не усмотрели такой необходимости при разрешении дела заявителя.

Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанных им аспектах.

Проверка же законности и обоснованности вынесенных по делу заявителя судебных актов, в том числе в части того, подлежал ли переводу с иностранного языка документ, содержащийся в материалах дела, как связанная с исследованием фактических обстоятельств, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не отнесена (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова Ивана Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Как можно ознакомиться с истребованной судом записью с видеорегистратора ГИБДД?

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Таким образом, дело об административном правонарушении возбуждается на основании фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и эта запись может являться доказательством по делу. В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ это доказательство не должно содержать следы монтажа, склейки иных нарушений целостности записи, особенно во фрагменте, содержащем признаки состава правонарушения.

При этом закон предоставляет лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его защитнику (ст. 25.5 КоАП РФ) право знакомиться со всеми материалами дела, в том числе с представленной ГАИ видеозаписью, прибегая к помощи специалиста (ст. 25.8 КоАП РФ), а также давать по поводу просмотренного объяснения.

А поскольку на суд возлагается обязанность всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства каждого дела, то суд (судья) в первую очередь заинтересован в том, чтобы не только внимательно отсмотреть представленную видеозапись, но и показать ее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и выслушать объяснения об увиденном.


Ознакомление с материалами дела – это одна из важных процедур в гражданском процессе. Мотивы зависят от конкретной ситуации. Ответчику эта процедура необходима для построения позиции защиты. Истцы изучают контраргументы ответчиков и других участников процесса.

О том, кто именно может ознакомиться с материалами дела, а также о нюансах процедуры, рассказывает эксперт Анастасия Чекмарева.

Что говорит закон

Ознакомление с материалами дела доступно для участников процесса. Об этом говорится в ст. 35 ГПК РФ . Также они имеют право делать выписки из документов и снимать копии.

Порядок ознакомления прописан в следующих инструкциях по делопроизводству судов:


Кто может знакомиться с материалами дела

С материалами дела могут ознакомиться участники гражданского процесса. Согласно ст. 34 ГПК РФ , к ним относятся:

  • истец;
  • ответчик;
  • третьи лица;
  • прокурор;
  • лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц;
  • лица, вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4 , 46 и 47 ГПК РФ ;
  • заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства.

Участники гражданского процесса могут ознакомиться с материалами лично либо через представителей.

Законные представители

Если в гражданском процессе должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, то его представителем будет лицо, которому передано в доверительное управление его имущество ( ч. 2 , 3 ст. 52 ГПК РФ ).

Уполномоченные представители

Участник процесса может поручить ознакомление своему уполномоченному представителю.

В ст. 49 ГПК РФ перечислены требования к лицам, которые могут быть представителями.

Основные требования – дееспособность и наличие доверенности от участника процесса.

Обратите внимание, согласно ч. 2 ст. 49 ГПК РФ представителями, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут быть адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо учёную степень по юридической специальности. Соответственно, за исключением указанных случаев, представителю необходимо подтвердить наличие юридического образования. В противном случае в ознакомлении может быть отказано.

Как написать ходатайство

Ознакомление с материалами дела возможно как до, так и после судебного заседания на основании заявления.

В п. 14.2 Инструкции от 29.04.2003 № 36 приведена форма заявления ( форма № 62 ). Но она не является обязательной, это примерный образец. На это указал Верховный Суд в Апелляционном определении Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.11.2014 № АПЛ14-575. Соответственно, для ознакомления можно использовать любой бланк, в котором содержатся необходимые отметки и реквизиты.

Заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности приобщается также её копия.

Как подать заявление

Существует несколько вариантов подачи заявления:

  • через канцелярию суда;
  • посредством почтовой связи;
  • по электронной почте или путём заполнения формы заявки на официальном сайте суда (если такой канал связи предусмотрен судом для подачи процессуальных документов).

График ознакомления доводится до сведения посетителей суда путём размещения его на информационных стендах и на официальных сайтах судов.


Как происходит ознакомление

Ознакомление с материалами дела должно происходить в специально оборудованном помещении в присутствие работника суда, в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу ( п. 14.2 Инструкции от 29.04.2003 № 36 , п 16.2 Инструкции от 15.12.2004 № 161 , п. 13.2 Инструкции от 01.10.2019 № 225 ).

При ознакомлении можно делать копии документов, в том числе используя собственные технические средства. На практике чаще всего используют фотосъёмку документов.

После ознакомления работник суда проверяет материалы на предмет исправлений, дописок, отсутствия листов и делает отметку в заявлении о том, что оно возвращено. Если после возвращения дела уполномоченным работником аппарата суда выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом сообщается председателю суда либо его заместителю.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Вопрос

Можно ли заверить в суде копии материалов дела, представленные для ознакомления?

Ответ

Нет. Процессуальное законодательство даёт возможность ознакомиться с материалами дела и самостоятельно сделать копии, а не получить их. Сотрудники суда не несут ответственность за соответствие копий документов оригиналам и не заверяют такие документы на предмет их соответствия. Это следует из п. 14.6 Инструкции от 29.04.2003 № 36 , п. 13.6 Инструкции от 01.10.2019 № 225 .

Заявитель запросил заверить копии материалов дела, представленные для ознакомления. Ему отказали. Заявитель обратился в суд с административным иском, требуя признать частично недействующими ( п. 7.12 , абз. 10 п. 14.6 Инструкции от 29.04.2003 № 36).

В требованиях заявителю отказали. Суды отметили: действующим законодательством обязанность суда по заверению копий протоколов судебных заседаний по гражданским делам, снятых лицами, участвующими в деле, их представителями за свой счент, в том числе с помощью технических средств, не предусмотрена.

Изучив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, может возникнуть несколько ситуаций. Первая - все понятно, правильно и справедливо в данном случае можно просто оставить постановление на память. Вторая - по Вашему мнению, ничего непонятно и неправильно. Третья - когда все понятно, но неправильно и имеется необходимость обжаловать постановление.

Во втором и третьем случаях, чтобы понять, насколько объективно и полно проведена проверка, будет целесообразно ознакомиться с материалами проведенной проверки на основании которых принято такое решение. Для возможности последующего детального изучения этих материалов, используйте при этом технические средства фиксирования (фотоаппарат).

Для этого необходимо подготовить и подать заявление об ознакомлении с материалами проверки. В заявлении необходимо сослаться на нормативные документы, на основании которых Вас должны ознакомить с материалами. Образец заявления смотрите 1. Конституция РФ - ч. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. ФЗ- 59 от 02.05.2006 - п. 2 ст. 5. Права гражданина при рассмотрении обращения.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3. Приказ МВД РФ № 707 от 12.09.2013 - п. 9, 9.2, 91 Инструкции

9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

91. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

4. Приказ СК № 17 от 19.09.2007 - п. 4.16, 5.1 Инструкции

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5.1. Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Ссылка в заявлении на приказ МВД или следственного комитета в зависимости от того кем принято решение.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Читайте также: