Мировые суды заменены на местные суды в каком году

Обновлено: 16.05.2024

Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Особенность положения мировых судей в качестве структурного звена судебной системы Российской Федерации связана с тем, что они, являясь первичным (низшим звеном) судебной системы судов общей юрисдикции, одновременно относятся в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе РФ к судам субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие во всех субъектах Российской Федерации.

Мировые судьи избирались на 3 года уездными земскими собраниями и рассматривали единолично как гражданские, так и уголовные дела в зависимости от цены иска и размера уголовного наказания.

Решения мировых судей могли быть обжалованы или опротестованы в апелляционном порядке в вышестоящую судебную инстанцию – съезд мировых судей.

В современной России институт мировых судей воссоздан в процессе реализации Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. в целях повышения доступа граждан к правосудию, максимального приближения суда к населению, снижения нагрузки федеральных судов.

В соответствии с российским законодательством мировые судьи призваны осуществлять правосудие в пределах своей компетенции по уголовным, гражданским и административным делам. Вступившие в законную силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о мировых судьях в Российской Федерации).

Полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей определяется также законами субъектов Российской Федерации.




Судебные участки мировых судей создаются из расчета численности населения на одном участке - от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Мировым судьей может быть - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, прошедший предварительное медицинское обследование, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

В стаж работы по юридической профессии, необходимый для назначения (избрания) на должность мирового судьи, включается время работы:

- на государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ иных государственных органах, в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

- на требуемых юридического образования должностях в юридических службах организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

- в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования;

- в качестве адвоката и нотариуса.

Не вправе претендовать на должность мирового судьи лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законом порядке, судимые либо страдающие заболеваниями, препятствующими назначению на должность судьи.

Мировой судья не праве быть депутатом представительных органов власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Мировой судья назначается на должность законодательным или представительным органом государственной власти субъекта РФ либо избирается на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Срок полномочий мирового судьи, впервые назначаемого (избираемого) на должность, устанавливается законом субъекта РФ, но не должен превышать 5 лет. Так, в городе Москве для мировых судей, которые назначаются на должность впервые, устанавливается срок полномочий 3 года. По истечении указанного срока лицо, занимающее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи, срок его полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи 70 лет.

Мировой судья осуществляет правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия у мирового судьи устанавливается федеральным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ).

Мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела единолично и только в качестве суда первой инстанции, то есть по существу. Кроме того, мировой судья вправе возобновлять производство дел по вновь открывшимся обстоятельствам, по которым он принимал решение, и которые вступили в законную силу.

В компетенцию мировых судей входит:

- рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Указанные уголовные дела подсудны мировому судье в том случае, если преступление совершено на территории судебного участка, в котором мировой судья осуществляет правосудие.

В 2013 году в мировые судьи поступило 431 133 уголовных дел. Окончено производством 429 948 уголовных дел.

С вынесением приговора рассмотрено 271 814 уголовных дел, или 63.2 % от общего числа оконченных производством дел мировыми судьями. Оправдано 4 253 человека.

Прекращено производством по различным основаниям 157 731 уголовных дел, или 36,6 % от числа оконченных производством дел.

Возвращено прокурору для устранения недостатков в порядке ст. 237 УПК РФ 1814. дел, или 0,4 % от общего числа оконченных производством дел.

Основную часть поступивших дел составили: дела по обвинению в краже (ст. 158 УК РФ) – 63 788 дел, или 14.8 %; дела по обвинению в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и ч. 1 ст. 112 УК РФ) – 10 948 дел, или 2.5 %; дела, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ по обвинению в мошенничестве (ст.222 - 233 УК РФ) – 116 872 дел, или 27.1 %.

- рассмотрение уголовных дел частного обвинения (ст. 318 УПК РФ).

- рассмотрение гражданских дел (ст. 23 ГПК РФ):

- о выдаче судебного приказа;

- о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

- иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

- дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

- дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

- дела об определении порядка пользования имуществом;

В 2013 г. мировые судьи рассмотрели 9 003 833 гражданских дел, в том числе: трудовые споры об оплате труда - 352 863 дела; о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло, электроэнергию - 1 869 532 дела; о взыскании налогов и сборов с физических лиц - 2 861 843 дела; жилищные споры - 1 883 985 дел.

- рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи (ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Примечание. В 2013 г. мировые судьи рассмотрели 5 135 538 дел об административных правонарушениях, в том числе: за правонарушения, связанные с избирательным правом - 1479 дел; за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков - 94 521 дел; за нарушения в области дорожного движения - 1 417 390 дел; за нарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг - 311 661 дело.

- рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) судебного пристава исполнителя.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

Судопроизводство и делопроизводство у мирового судьи ведутся на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий судебный участок.

В зале судебных заседаний мирового судьи должны быть символы государственной власти – Государственный флаг Российской Федерации, изображение Государственного герба РФ, а также флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

Для обеспечения работы мирового судьи по осуществлению правосудия, обобщения судебной практики и иной деятельности действует аппарат мирового судьи. Аппарат мирового судьи включает помощника мирового судьи, секретаря суда, секретаря судебного заседания и технический персонал. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Характеристика системы судебных органов в России до XVIII века. Анализ содержания судебных реформ XVIII–ХІХ веков и формирования института мировых судей. Анализ предпосылок возрождения и особенностей развития мировой юстиции в современной России.

Рубрика Государство и право
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 30.10.2017
Размер файла 35,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Институт подготовки государственных и муниципальных служащих

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Студентка 141 уч. гр.

Специальности 40. 03. 01.

Шибанова Валерия Олеговна

Легостаев Сергей Валентинович

Глава 1. История института мировой юстиции в России

Глава 2. Мировые суды в современной России

Список используемой литературы

Главной целью создания мировой юстиции в России является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению.

Глава 1. История института мировой юстиции в России

Для российской правовой системы институт мировых судей не является новым. Он был известен еще праву царской России.

В России до XVIII века не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XVII в.- начале XVIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов. Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Судебная реформа подготавливалась свыше пяти лет. После рассмотрения в Государственном совете императором были утверждены и 20 ноября 1864 года вступили в силу четыре фундаментальных акта реформы, которые по-новому организовали судебную власть:

1) Учреждение судебных установлений;

2) Устав гражданского судопроизводства;

3) Устав уголовного судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Реформа провозгласила новые принципы функционирования судов в империи: гласность, независимость суда, несменяемость судей, презумпцию невиновности, принцип свободной оценки доказательств судьей. В России была учреждена адвокатура. Одним из важнейших нововведений реформы стало введение новых судов - мировых судей.

Кроме участковых на тех же условиях избирались и почетные мировые судьи, которые пользовались одинаковыми правами с участковыми мировыми судьями, но не имели постоянного участка, не получали жалования и могли заменять участковых судей на время их отсутствия либо решать дела при добровольном обращении к ним обеих сторон.

«1. состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданны судебными приговорами;

2. лица, исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

Мировой судья пользовался популярностью у простого народа, в мировые суды пошли с жалобами на притеснения и обиды, на мелкие кражи и мошенничество, которые раньше оставались вне поля зрения правоохранительных органов. Это объяснялось доступностью, отсутствием обременительных формальностей и быстротой разрешения дел. Производство в мировых судах было освобождено от сборов, прошения принимались в любой час, где бы проситель ни встречал судью и в любой форме.

Исковое заявление, в отличие от общих судов, могло подаваться мировому судье не только в письменной форме, но и устно, причем подобные устные исковые просьбы должны были приниматься как от безграмотных, так и от грамотных. Устная просьба заносилась в протокол, зачитывалась истцу и подписывалась им. Исключениями являлись апелляционная жалоба и заявление об отмене решения, которые подавались только в письменном виде. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократический институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Необходимо отметить, что судебная реформа, а значит, и создание мировой юстиции проводилось далеко не на всей территории России одновременно. Первые мировые судебные учреждения открылись 17 мая 1866 года в Петербурге и Москве. Постепенно мировые учреждения были открыты во всех земских губерниях. В 1867 году мировые суды были созданы на Кавказе (мировые судьи здесь не выбирались, а назначались министром юстиции по согласованию с наместником), в 1872 году мировые судьи по назначению от правительства введены в девяти западных губерниях, позднее на территории Урала и в некоторых губерниях Западной Сибири. Разница их появления в Европейской части и восточных окраинах государства составляла десятки лет.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года № 1.

В советский период истории России, когда судебная система страны была подвергнута кардинальной трансформации, мировым судам в ней места не нашлось.

Глава 2. Мировые суды в современной России

Спустя 80 лет институт мировых судей возродился. Введение института мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время имеет целью возрождение общедемократических принципов осуществления правосудия и развитие судебной системы. О необходимости введения в России мировых судей заговорили официально и открыто в конце 1991 года, когда постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в РСФСР. В ней предусматривалось создание мировых судов как судов первой инстанции, в которых мировой судья рассматривает дела единолично. В Концепции предполагалось избрание мирового судьи населением и наделение его следующей компетенцией:

1) рассмотрение материалов об административных правонарушениях;

2) рассмотрение дел об уголовных проступках (Уголовный Кодекс РФ, принятый позже утверждения Концепции, в 1996 году, такого понятия не знает), дел частного обвинения; судебный мировой юстиция

3) рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговора;

4) рассмотрение малозначительных гражданских дел;

5) судебный контроль над следствием.

Предпосылки необходимости возрождения мировой юстиции возникли в связи с развитием в стране демократии, рыночных отношений, возникновением социальных проблем в условиях молодого российского законодательства. Всё это порождало много споров и конфликтов и требовало быстрого цивилизованного разрешения возросшего количества споров. Следует отметить, что с начала судебной реформы районные (городские) суды были перегружены уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. Большие нагрузки негативно влияли на сроки и качество рассмотрения дел.

Потребность учреждения мировой юстиции в современной России обосновывалась, по крайней мере, тремя обстоятельствами: сокращение в определенной степени весьма значительной нагрузки на федеральных судей; возможность приближения суда к населению и тем самым обеспечение доступа граждан к правосудию; создание предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства. В основе идеи, также как и при введении мировых судов, учрежденных судебной реформой 1864 года, было создание простого и доступного для населения правосудия.

Создание мирового суда, его роль и место в судебной системе исторически осуществлялось двумя путями. В соответствии с первым - мировой суд создавался в качестве нижнего звена системы общих судов, являясь его составной частью. Второй путь состоял в признании мирового судьи представителем местного суда, который хотя и входил в единую судебную систему государства, но представлял собой ее особенную часть, имеющую свои задачи. Российский законодатель пошел по пути объединения указанных направлений.

Создание мировой юстиции Ростовской области на современном этапе началось с принятия закона Ростовской области "О мировых судьях в Ростовской области" от 26.04.99 г.).

Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои полномочия в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации. Количество и границы судебных участков определяются также органом законодательной власти субъекта Федерации. Общее число мировых судей субъекта устанавливается федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ.

Срок полномочий, на который назначаются (избираются) мировые судьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не более чем пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующем назначениях срок полномочий устанавливается также законом субъекта РФ, но не менее чем пять лет.

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50-ти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50-ти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Нетрудно заметить, что современным законодательством частично воспринят опыт дореволюционной России.

Разбирательство дел в судебном заседании должно производиться по общим правилам судопроизводства. На решение мирового судьи может быть принесена жалоба в районный суд, который по отношению к мировым судам является судом второй инстанции и проверяет законность приговоров и решений мировых судей. Процессуальным законодательством предусматривается апелляционный порядок обжалования сторонами судебных постановлений.

По результатам апелляции районный суд либо утверждает вынесенные мировым судьей приговор или решение, либо выносит новый, отменяя решение мирового судьи. Этот приговор или решение могут быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке в вышестоящий областной или приравненный к нему суд.

Становление института мировых судей в Российской Федерации с первых шагов не проходит легко и безболезненно, как и любой реформаторский шаг. Главная проблема - это несовершенство законодательства о мировых судьях.

Важнейшим принципом деятельности мировых судей является то, что большая часть вопросов их организации и полномочий регламентируется федеральными законами, а к ведению субъектов Федерации относится лишь определение порядка назначения (избрания) мировых судей, наделения их полномочиями и установление некоторых процедурных правил, касающихся организации их деятельности.

Институт мировых судей имеют сложную, своеобразную правовую природу, обусловленную двойственностью положения мирового судьи. Относясь к судам общей юрисдикции, входя в единую судебную систему Российской Федерации, руководствуясь при осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам федеральными законами, вынося решения именем Российской Федерации, они при этом остаются судьями субъектов Российской Федерации. При такой конструкции возникают внутренние противоречия, которые отражаются и будут отражаться в дальнейшем на всех сторонах деятельности этого звена судебной власти.

Мировая юстиция делает первые шаги, в ряде регионов еще предстоит приложить немалые усилия, чтобы институт заработал в полную силу. Даже создание и принятие законодательства о деятельности мировых судей еще не завершено. Так, до сих пор нет материально-правовой и процессуальной нормативной базы производства у мировых судей по дела об административных правонарушениях. Многие другие аспекты нормативного регулирования еще будут изменяться и дополняться.

Судебная система Российской Федерации призвана осуществлять правосудие. Основной гарантией правильной работы судебных органов является установление особого статуса судей. Без четких правовых норм, регламентирующих положение судей, судебная власть не сможет осуществлять свои функции.

Несмотря на многочисленные проблемы, мировые судьи играют важную роль в обеспечении защиты прав граждан. Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов. Насколько идея возрождения мировых судей оправдала себя, уже показало время. Сегодня с уверенностью можно сказать, что нынешние мировые судьи столь же популярны, как и их коллеги в XIX веке.

Список используемой литературы

5. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 г. (с изм. и доп. от 14.04.93, 24.12.93, 21.06.95)// правовая система ГАРАНТ.

6. Областной закон "О мировых судьях в Ростовской области" от 26.04.99 г.// "Наше время" №76 от 06.05.99

8. Областной закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О мировых судьях в Ростовской области" от 04.11.2000г.// "Наше время" №229-230 от 14.11.2000 г.

9. Постановление Законодательного собрания РО от 15.06.2000 N 291 "Об избрании мировых судей в Ростовской области"// "Наше время", N 141 от 13.07.2000

10. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 18.09.2000 г. "Об образовании департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области"

11. Проект ФКЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"// "Юрист", №4, 1997.

12. Хрестоматия по истории государственного управления в России с древнейших времен до начала XX века. / Под ред. к.и.н. Л.И. Горбуновой. Хабаровск: ДВАГС, 1999. 158 с.

13. Настольная книга мирового судьи. / Под ред. Проф. В.М. Лебедева. М.: БЕК,

14. Гусак В.Л. Мировая юстиция Камчатки // П-К.: 2009. 152 с.

15. Власов В. Мировой суд как форма народного самоуправления // Российская юстиция. 1995. № 7.

16. Воропаева М. Судам помогут мировые судьи // Домашний адвокат. 1999. № 3.

17. Шаркова И.Г. На правовом поле появились мировые судьи // Российская юстиция. 1999. № 1.

Подобные документы

Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации, формирования и развития мировой юстиции в современной России. Закономерности организации и функционирования мировых судей. Характеристика условий осуществления правосудия в Сибири.

курсовая работа [56,5 K], добавлен 23.04.2016

Мировой суд и его компетенция. Правовое регулирование места института мировых судей в судебной системе РФ. Особенности правового статуса мировых судей в РФ. Принципы формирования судебных участков мировых судей. Правоспособность и дееспособность судьи.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 12.06.2015

Сущность судебной реформы в России 1864 г. и контрреформы 80-х-90-х годов ХIХ в., их роль в становлении института мировых судей. Создание и особенности применения законодательной базы института мировых судей. Воссоздание института мировых судей в России.

курсовая работа [56,2 K], добавлен 02.10.2011

Особенности правового регулирования института мировых судей, его место и роль в системе органов судебной власти России. Информатизация деятельности мировых судей как мера повышения эффективности судопроизводства, обеспечения доступности правосудия.

дипломная работа [130,7 K], добавлен 27.06.2016

Характеристика института мировых судей, история его становления и современное состояние в России. Анализ подсудности гражданских дел мировым судьям, процессуальный порядок рассмотрения и разрешения, пути улучшения. Обжалование актов мировых судей.

дипломная работа [152,7 K], добавлен 24.01.2010

Сущность и содержание института мирового судьи, история его становления и развития, современные тенденции и оценка значения. Структура и роль мировых судебных учреждений, их функциональные особенности. Деятельность мировых судей в Санкт-Петербурге.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 15.12.2012

Исследование вопросов современного строительства мировой юстиции России необходимо начинать с изучения истоков наименования и смыслового значения понятий о местном правосудии. Аспекты институционализации модели мировых судей на концептуальном уровне.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О мировых судьях в Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ (Российская газета, N 51, 15.03.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Принят
Государственной Думой
11 ноября 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
2 декабря 1998 года

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2004 года Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 50-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

6_1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

(Подпункт дополнительно включен с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ)

7) подпункт утратил силу с 30 июля 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 147-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2005 года Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

1_1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела (пункт дополнительно включен с 28 февраля 2005 года Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ).

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

(Пункт дополнительно включен с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 июля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

(Статья в редакции, введенной в действие с 5 июля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2005 года Федеральным законом от 5 апреля 2005 года N 33-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

(Пункт дополнительно включен с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 284-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7_1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(Абзац дополнительно включен с 7 января 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 370-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

(Абзац дополнительно включен с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ)

(Статья в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2004 года Федеральным законом от 30 ноября 2004 года N 142-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Судебные акты мировых судей Российской Федерации. Полная база решений, определений и постановлений мировых судей по всем категориям, статистика судебных дел. Адреса и контактная информация всех судебных участков по субъектам Российской Федерации.

Деятельность Мировых судей Российской Федерации

  • Уголовные дела в соответствии с ч. 1 ст.31 УПК РФ, при этом наказание за совершение подобных деяний не должно превышать трёх лет лишения свободы;
  • Категории специальных дел о выдаче судебного приказа;
  • Расторжение брачных отношений, в том случае если, если между супругами отсутствует споры в отношении несовершеннолетних детей;
  • Дела, связанные с разделом нажитого в брачном периоде имущества, при этом цена иска не должна превышать пятидесяти тысячам рублей;
  • Дела об определении порядка пользования совместным имуществом;
  • Другие дела, возникающие из семейных отношений, за исключением дел об оспаривании материнства либо отцовства, принудительная процедура лишения родительских прав, также ограничение в осуществлении родительских прав и удочерение либо усыновление, признание брака фиктивным (незаконным);
  • Категории других дел относящихся к имущественным спорам. Не рассматриваются дела о наследовании определённых имущественных обязательств, дела о пользовании интеллектуальной собственностью;
  • Категории дел об административных правонарушениях, которые отнесены КОАП РФ к компетенции мирового судьи;
  • Дела, в которых имеются вновь открывшиеся обстоятельства, в отношении ранее вынесенных судьей решений, принятых им в ходе рассмотрения в первой инстанции и вступившими в законную силу.

История создания мировых судов в России

Институт мировых судей в Российской Федерации был воссоздан после 1996 года, после принятия Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в статье 28 которого закреплялся статус мирового судьи, как суда первой инстанции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в пределах своей компетенции.

Территориальная подсудность дел мировых судей

Мировые судьи рассматривают гражданские дела (имущественного и не имущественного характера, при имущественном споре цена иска не должна превышать пятидесяти тысяч рублей), уголовные дела (категории дел сроком лишения свободы не выше трех лет) и административные дела. Территориальная подсудность мировых судей, заключается в рассмотрении дел мировыми судьями в рамках территории своих судебных участков. Число мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте РФ определяются федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации.

Количество судебных участков на территории субъектов рассчитывается по численности населения в административно-территориальном образовании. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Председатели районных судов обеспечивают равномерное распределение уровня загрузки на судебном участке. Если нагрузка, возлагаемая на одного мирового судью выше среднего значения, то в таком случае председатель районного суда вправе передать часть дел и исковых заявлений мировому судье другого участка, но в том же судебном районе. Как показывает практика, судебные участки на территории России всегда загружены, и это является существенной проблемой для осуществления судопроизводства.

Порядок рассмотрения дел мировыми судьями

Мировые судьи рассматривают споры на основании поступившего искового заявления. Форма гражданского иска, сроки подачи искового заявления определены в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса России. В случаях, определенных действующим законодательством, судья может отказать в принятии искового заявления, вернуть исковое заявление, или оставить исковое заявление без движения. При подаче искового заявления необходимо собрать всю доказательственную базу, предоставить копии и оригиналы документов, рассчитать госпошлину, которая рассчитывается от суммы иска при имущественных спорах либо имеет установленную налоговым законодательством определенную сумму при делах неимущественного характера.

На стадии предварительного рассмотрения, а также в ходе рассмотрения дела по существу между сторонами судебного процесса возможно заключение мирового соглашения, по определенным категориям дел. При этом судья не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При заключении мирового соглашения стороны судебного процесса должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Как и в районных судах, так и в судах мировых существует понятие предварительного судебного заседания. Это специфическая процедура, благодаря которой решаются некоторые аспекты дела. Ведение судебного разбирательства мирового судьи регулируется нормами гражданского судопроизводства России. Дело в среднем (если не имеется иных обстоятельств, влияющих на сроки) рассматривается судьей в течение двух месяцев непосредственно с момента поступления иска в суд. В ходе судебного заседания участники имеют права делать ходатайства и отводы судье, участвовать как самостоятельно, так и предоставляя вместо себя лицо, защищающее их интересы по доверенности, истребовать протоколы судебных заседаний для ознакомления и внесения замечания в них, просить судью о привлечении свидетелей или приобщении материалов, имеющих значение для своевременного и юридически правильного рассмотрения дела с точки зрения требований действующего процессуального законодательства.

Судебные решения мировых судей

Деятельность мирового суда в Российской Федерации осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих процессуальных кодексах. Итогом рассмотрения судебного дела является принятие судебного решения мирового судьи, изданного в форме постановления. Кроме этого, мировые судьи могут принимать распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, которые являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановление мирового судьи, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ. Постановление, принимаемое судьей, издается в письменной форме, с выделением в нем резолютивной и мотивировочной частей. В документе обязательно указывается наименование суда, вынесшего решение, имя судьи и лиц участвующих в деле. В резолютивной части кратко описывается название иска, итог по делу, указываются нормативно-правовые акты, на которые ссылается судья, в мотивировочной части решения приводится аргументация принятого решения. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Процессуальное законодательство выделяет и разделяет виды актов, принимаемых судьей, а также виды и порядок осуществления процессуальных действий, проводимых судом. Определение и постановления по делу подлежат вручению всем сторонам, участникам рассмотрения дела.

Предварительное заседание мирового суда протоколируется секретарем судебного заседания. Статьей 229 ГПК РФ определен порядок ведению протокола в суде по определенным категориям дел. В ходе судебного разбирательства также ведется протокол, окончательный которого готовится в течении трех дней. По итогам судебного заседания мировой судья подписывает протокол, лица участвующие в рассмотрении дела имеют право затребовать копии протоколов для ознакомления с ними. Ведение участниками диктофонных записей в суде не законодательно не запрещено, при этом официальное ознакомление с любым материалом по делу возможно лишь на основании письменного заявления на имя председательствующего судьи.

Апелляционная жалоба на решение мирового судьи

Обжалование решения мирового судьи осуществляется путем подачи апелляционной жалобы, Апелляционную жалобу можно подавать не только на решение суда, но и на процессуальные судебные акты. Обжалование осуществляется в установленные процессуальным законодательством сроки. Также, в определенных случаях обжалование судебного решения или судебных действий может осуществляться представителем прокуратуры. В апелляционной жалобе также указывается данные суда апелляционной инстанции и лица, подавшего жалобу. В тексте жалобы приводится аргументация с обоснованием и ссылками на соответствующие правовые нормы, с указанием оснований неправомерности, по мнению автора жалобы, вынесения судебного решения, приводится соответствующая аргументация и доводы. Подать жалобу может непосредственно как участник процесса, так и лицо, действующее за него по доверенности. По итогам предварительного рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией, принимается решение по возбуждению производства по жалобе и рассмотрению ее по существу, возврату или оставления ее без движения.

Рассмотрение жалоб на решения мировых судей осуществляется районными судами, которые являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Читайте также: