Ми 8 вертолет список воздушных судов бундесвера

Обновлено: 04.05.2024

Российская авиация сегодня имеет полное право гордо носить имя ведущей вертолетной державы. В стране имеются не только необходимые технические и технологические возможности для осуществления производственного цикла винтокрылых машин, но и прекрасно подготовленная инженерно-конструкторская школа. Традиции современного вертолетостроения в России сформировались более полувека назад, продолжая оставаться фундаментом всей вертолетостроительной отрасли и в наши дни. Советские винтокрылые машины, созданные в 60-х годах XX века, продолжают сегодня летать и выполнять возложенные на них задачи. Особое и почетное место в модельном ряду парка винтокрылых машин занимает вертолет Ми 8 – надежная и универсальная машина.

МИ 8 гражданский

Благодаря своим уникальным летно-техническим данным и особенностям конструкции – этот вертолет, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает эксплуатироваться и выпускаться. На базе основной модели создано 130 модификаций этого летательного аппарата, что делает его самым массовым вертолетом в истории. С 1965 года, с момента первого появления машины, на советских авиационных заводах и за рубежом было выпущено более 13 тыс. экземпляров. Трудягу Ми -8 можно увидеть в небе за полярным кругом и над раскаленными песками африканских пустынь, в Гималаях и в Антарктиде. Машина поражает своей универсальностью. Одинаково успешно вертолет используется в гражданских и военных целях. Те модификации Ми 8, которые летали и продолжают летать говорят о том, насколько получилась удачной, созданная советскими авиаконструкторами машина.

Ми 171А2

Последняя модификация вертолета – опытная машина Ми 171А2 – внешне мало чем отличается от хорошо знакомой нам базовой материнской модели Ми 8. В новых машинах сохранились присущие первыми модификациям вертолета основные технические параметры. В новой модификации легко читается традиционная для всех милевских машин компоновка основных узлов и агрегатов. Сохранились размеры фюзеляжа и полетная масса. Очередная модификация – это вертолет с уже новой авионикой и с мощными двигателями. Нутро вертолета – это совершенные системы, узлы и агрегаты, существенно повышающие летно-технические характеристики винтокрылой машины. По мнению экспертов в области вертолетостроения обновленный и модернизированный вертолет Ми 8, уже под новыми именами, может еще долго оставаться на боевой и гражданской службе.

Предпосылки создания вертолета МИ 8

После окончания Второй Мировой войны в мире наступила эра авиации и ракет. Эти технические средства за счет высокой скорости позволили существенно сократить огромные расстояния, сделав наш мир меньшим и более доступным. Самолеты могли действовать больше в линейной плоскости, преодолевая большие расстояния, обеспечивая быструю доставку грузов, средств вооружения и перевозку пассажиров. Вертолетам, обладавшим уникальными летными качествами, отводилась роль транспортного средства для точечного обслуживания потребностей человека.

Первый вертолет

Первые вертолеты и автожиры, сконструированные перед войной и в годы войны, создавались по инициативе военных. Именно военные усмотрели в конструкции этих летательных аппаратов уникальные летные качества. Винтокрылые машины могли взлетать и садиться на ограниченной площадке, зависать в воздухе. В тактическом плане такие летательные аппараты становились для военных настоящей находкой, способной увеличить военный потенциал вооруженных сил. Однако отсутствие четкого понимания сферы применения винтокрылых машин, особенностей их конструкции и опыта строительства существенно сдерживали развитие этого направления авиации.

Только с окончанием Второй Мировой войны, которая дала толчок стремительному развитию новых технологий, появились необходимые технологические условия для создания более мощных и надежных летательных аппаратов этого класса. Практически одновременно в США и в СССР, В Англии и во Франции стали появляться опытные образцы винтокрылой техники. В те времена основными заказчиками конструкторских бюро являлись военные. Такая же ситуация сложилась и в Советском Союзе, где после войны сформировалась мощная авиационно-конструкторская школа. Высшее руководство страны делало ставку на новые виды и средства вооружений. Параллельно с созданием новых самолетов, шла разработка и создание вертолетной техники. Наибольших успехов и прогресса в данной области достигло КБ Михаила Леонтьевича Миля, созданное в опытном порядке на базе авиационного завода №383.

М.Л. Миль

Уже в сентябре 1948 года в воздух поднялся первый опытный образец машины, который через полтора года был запущен в серию. Вертолет Ми-1 ознаменовал рождение целого семейства советских вертолетов, одним из которых стала винтокрылая машина МИ 8.

Свидетельство о рождении Ми 8

Ми-4 и Ми-8

Вместо поршневых двигателей на свои детища М.В. Миль решил устанавливать куда более мощные газотурбинные двигатели. Менялась и концепция самой конструкции винтокрылой машины. Требовалось создать универсальную машину, которая бы одновременно смогла удовлетворять и военных и Министерство гражданской авиации. Уже в стадии проектирования новая машина получила индекс Ми 8, летные и технические характеристики которого формировались на основании новых технических требований.

Вертолет получил свои очертания весной 1960 года. Новая машина разрабатывалась в двух версиях: в пассажирском исполнении и в транспортном варианте. Сначала на машину ставился один двигатель, приводящий в движение четырехлопастный винт. Первый опытный образец уже в июле 1961 года поднялся в воздух, однако по результатам первых полетов стало ясно, что одного двигателя явно недостаточно. Вторая опытная машина имела уже два газотурбинных двигателя и пятилопастный винт. Значительно выросла грузоподъемность машины, улучшились ее летные характеристики.

Военно-транспортный вариант сначала не получил особой поддержки у военных. Пассажирский вариант вертолета Ми 8П, наоборот, высоко оценили в Министерстве гражданской авиации. Вертолет обладал необходимыми качествами, которые прекрасно подходили для доставки пассажиров и грузов в труднодоступной местности. В условиях интенсивного освоения необъятных просторов Западной Сибири и Дальнего Востока такая машина была просто незаменима. Именно с подачи МГА СССР вертолет был запущен в серийное производство, которое осуществлялось на Казанском авиационном предприятии, позже переименованном в Казанский вертолетный завод. После к производству машины подключился вертолетный завод в Улан-Удэ.

В 1965 году на авиационном салоне в Ле-Бурже СССР впервые продемонстрировал образцы вертолетной техники, где одно из мест в экспозиции занимал Ми-8. Этот год стал решающим в судьбе Ми восьмого. Первые результаты применения новой машины в гражданской сфере и успех советской техники на международном авиасалоне убедили советских военных в необходимости принятия новой машины на вооружение.

С этого момента началась долгая и плодотворная боевая служба этой винтокрылой машины.

Краткое описание машины

Вертолет представляет собой классический вариант винтокрылой машины с одновинтовой схемой. Для стабилизации машины в полете использовался рулевой винт. Оба движителя приводились в движение двумя двигателями. Для взлета и посадки машина оснащалась трехстоечным шасси.

Схема Ми-8

Важно отметить! В конструкции новой машины советскими авиаконструкторами были впервые использованы гидроусилители, обеспечивающие работу системы управления. На Ми-8 была установлена система, препятствующая обледенению лопастей несущего винта и самой машины. Двигательная установка обеспечивала вертолету высокий запас энерговооруженности. При отказе одного из двигателей вертолет мог продолжать горизонтальный полет без потери рабочей высоты. Конструкцию винтокрылой машины оснастили автопилотом, средствами радиосвязи и приборами навигации, обеспечивающими полет в условиях ограниченной видимости и при сложных метеоусловиях.

Основные летные характеристики вертолета Ми 8 выглядят следующим образом:

  • масса машины в снаряженном состоянии – 13000 кг;
  • длина вертолета – фюзеляж 18,4 м, фюзеляж в хвостовой балкой – 25,35 м;
  • высота корпуса машины с несущим винтом – 5,5 м;
  • двигательная установка – два газотурбинных двигателя конструкции Климова – по 1500 л/с;
  • крейсерская скорость – 225 км/ч;
  • дальность полета составляла 450 км;
  • практический потолок составлял 4500 м.

Вертолет в пассажирском варианте мог перевозить до 26 человек, исключая экипаж машины, состоящий из 3-х человек. Максимальная грузоподъемность Ми-8 составляла 4000 кг. На внешней подвеске винтокрылая машина могла поднимать в воздух груз массой до 3 тонн.

Ми-8

Вертолеты Ми-8 выпускались в военно-транспортном варианте и в пассажирском варианте. Позже проявились военные модификации машины, которые имели специальное оборудование для установки бортового вооружения (неуправляемые ракеты и бомбы на пилонах, пулеметы на турели). Наиболее распространенной модификацией машины стал военно-транспортный вертолет Ми 9ТВ. На этой модификации в носовой части пилотской кабины стали устанавливать курсовой пулемет. На фюзеляже появились крепления и пилоны для более мощного ракетно-бомбового вооружения.

В армии и на флоте вертолет Ми-8ТВ использовался в качестве санитарного вертолета, средства доставки и огневой поддержки десанта и летающего командного пункта. В гражданской сфере машина массово использовалась в санитарной и в гражданской авиации. Геологи, спасатели, строители, полярники и нефтяники своими успехами и достижения целиком и полностью обязаны этой винтокрылой машиной.

Военный вариант вертолета Ми-8ВТ. Хорошо видна арматура подвески вооружения

20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР предписывающее начать разработку нового вертолета на его замену, не с поршневым, а с газотурбинным двигателем. Рабочее название нового вертолета было В-8, но в историю он вошел как многоцелевой вертолет Ми-8. Новая машина должна была проектироваться сразу в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.

Ведущим конструктором по В-8 (Ми-8) был назначен Г.В.Ремезов (позже — В.А.Никифоров), общее руководство по проекту осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов.

Чешский пассажирский вертолет Ми-8П.

В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Сразу оказалось, что использовать наработки по Ми-4 фактически невозможно в силу технических особенностей. Специально для Ми-8 в ОКБ-117 был спроектирован новый двигатель мощностью 1250 л.с. Однако, по решению генерального конструктора, таких двигателей на вертолете должно было быть сразу два.

Конструкция Ми-8 вообще, была чрезвычайно передовой. Дюралюминиевая штамповка крупных деталей, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей — все это было реализовано впервые именно для него.

Первый прототип Ми-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года.

Второй прототип Ми-8 с двумя двигателями ТВ2-117 и новым пятилопастным винтом взлетел 2 августа 1962 года. Совместные государственные испытания обеих машин начались в марте 1963 года и завершились в пользу двухдвигательного варианта вертолета.

Прототип пассажирского вертолёта В-8АП был изготовлен на заводе №329 к маю 1964 года, а затем до марта 1965 года, проходили его всесторонние испытания.

Вертолет Ми-8Т. Обратите внимание на иллюминаторы — у транспортных вариантов Ми-8 они круглые, у пассажирских — квадратные

Сразу по их завершению, вертолет под обозначением Ми-8П был запущен в серийное производство на Казанском авиазаводе №387. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4, а в 1970 году к его производству приступил и завод в Улан-Удэ. Транспортный вариант, Ми-8Т был принят на вооружение ВВС СССР в 1968 г.

В 1968 году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии СССР.

На момент появления в эксплуатации, на Ми-8 было установлено 7 международных рекордов. Всего, за годы серийного производства с 1968 по 1996 г.г., было произведено около 8200 вертолетов Ми-8, что делает этот вертолет самым массовым в мире. При этом как минимум половина из всех произведенных машин в настоящее время исправны и трудятся также, как 20 и 30 лет назад.

Вертолет постоянно модернизируется и актуальные на данный момент модели по характеристикам заметно превосходят вертолеты более ранних годов выпуска.

Чертеж-схема вертолета Ми-8

Конструкция вертолета Ми-8

Вертолёт Ми-8 имеет одновинтовую схему с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж каркасный, для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора.

Шасси трёхопорное, не убирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой.

Силовая установка состоит из 2х газотурбинных двигателей ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А. Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л (в грузовом варианте).

Пассажирский Ми-8П отличается от транспортного Ми-8Т прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В его салоне установлены 28 мягких пассажирских кресел (как вариант, существовали модели с 20, 24 и 26 местами). Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного, перевозящего грузы в том числе на внешней подвеске.

В транспортном варианте Ми-8Т в салоне вертолета вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира. Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь. На полу кабины расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части — электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грухов и техники в задней части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.

На военных вариантах Ми-8 может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в носовой подвижной установке. На внешних сдвоенных/строенных боковых держателях могут устанавливаться блоки неуправляемых снарядов, пулемётные контейнеры, или подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг.
Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 противотанковых управляемых ракет. В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.

Характеристики Ми-8

Характеристики приведены для модели Ми-8П

Модификации вертолета Ми-8

Ми-8ППА с аппаратурой постановки помех

Ми-8ППА с аппаратурой постановки помех

Модернизированный вариант армейского Ми-8, Ми-17

Модернизированный вариант армейского Ми-8, Ми-17

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Я никогда не летал на вертолете, более того, я не очень понимал эстетику винтокрылых машин, отдавая предпочтение самолетам. Но впервые ощутив, что такое вертолет в действии, я полностью изменил свое мнение. Может это сложно описать словами, но степень свободы и маневренности в разы больше, а с точки зрения пилота - управление этой машиной намного сложнее.
Вертолет Ми-8 разработан в СССР в начале 60-х годов. До настоящего времени выпущено уже более 12тыс машин и этот вертолет является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых в истории авиации! Это советская разработка, но летает он на всех континентах планеты. От рейсовых гражданских направлений на крайнем севере до миссий ООН в Африке и на Ближнем Востоке, от заданий спасения МЧС до военных спецопераций. Теоретически вертолет может достичь уровня восьмитысчников, на Ми-8МТ даже установлен мировой рекорд: за 14 минут 09 секунд поднялся на высоту 8100 метров!

Сегодня я приглашаю вас на борт Ми-8, ведь даже салоны пассажирской и грузо-пассажирской модификации могут быть кардинально разными!

История создания:

К концу 1950-х годов в составе ВВС Советского Союза насчитывалось уже несколько вертолётных дивизий. Стоявший на вооружении многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или же принять на борт 8 носилок, одно орудие или автомобиль. Военные были довольны этой машиной, однако её конструктор считал, что настало время машин с газотурбинными двигателями.

В 1964 году, после отстранения Хрущёва, командование ВВС не стало принимать на вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации. Однако Ми-8 был высоко оценён Министерством Гражданской Авиации, сделавшим заказ на массовую серию. И вскоре после этого винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.

В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолёты КБ Миля Ми-8, Ми-6 и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военного командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолёт, летающий командный пункт, постановщик мин.

19 мая 2010 года в Конотопе прошли лётные испытания вертолёта Ми-8МТВ с двигателями новейшей модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Был установлен мировой рекорд, когда вертолёт за 14 минут 09 секунд поднялся на высоту 8100 метров. При этом максимальная мощность двигателя — 2000 л. с. поддерживалась в течение 30 минут. Показанные характеристики позволят многоцелевому вертолёту Ми-8 уверенно летать в горах на самых предельных высотах.

В России самым крупным эксплуатантом вертолетов Ми-8 является авиакомпания ЮТэйр, она же является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок. В парке авиакомпании находится более 220 вертолетов Ми-8 разных модификаций! Стоимость Ми-8 - от 14-17 миллионов долларов, а стоимость вертолето/часа - 80-100 тыс. рублей;

Это грузо-пассажирский вариант. Здесь посадка пассажиров (22-24 человека) осуществляется на боковые или откидные сидения. В салоне во время полета шумно, поэтому обязательно нужно надеть наушники:

А это пассажирский салон на 28 мест, здесь есть звуко и теплоизоляция, поэтому наушники не нужны:

А какие иллюминаторы! Почти как в А380!

Экипаж состоит из трех человек:

Какой все-таки большой уровень обзора в кабине, если сравнивать с кабиной в самолете.

Река Обь в Сургуте:

Подлетаем к аэропорту Сургут:

Стоянка Ми-26, самого большого в мире серийно производимого вертолета:

А это вертолет иностранного производства во флоте ЮТэйр - Eurocopter AS350В3 – легкий однодвигательный вертолет. Эта быстрая и комфортабельная машина идеально подходит для использования в корпоративных целях, а также для выполнения аэровизуальных полетов, мониторинга трубопроводов, ЛЭП и пр. Вертолет может подниматься с полной коммерческой загрузкой на высоту 7010 м и адаптирован для полетов в экстремальных условиях, в т.ч. в высокогорной местности и жарком климате.

…и много знакомых лиц :)

Но это еще не все…

В следующий раз я расскажу о том, как делают капитальный ремонт вертолета и как часто нужно проводить обслуживание, мы побываем в гостях у ЮТэйр-инжиниринг в Тюмени:

А также отдельный репортаж о том, что нужно, чтобы стать пилотом вертолета. Среди них есть даже женщины!

Благодарю пресс-службу авиакомпании "UTair" и лично Лену Галанову!
Авиакомпания продуктивно сотрудничает с ЖЖ, блогерами и споттерами, и не только в Москве, а и во всех городах маршрутной сети компании.

Другие мои репортажи на авиационную тематику смотрите по тегу aviation


Тип:

Время:

Производитель:

Масса (кг):

5 726 - 7 550 кг (пустой)
11 100 - 11 878 кг (нормальная взлётная)
12 000 - 13 000 кг (максимальная взлётная)

Длина (м):

Высота (м):

Двигатели:

Скорость:

Потолок:

Дальность полёта:

Экипаж:

Пользователи:

Ми-8 или Hip — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач.

Содержание

История

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение Конструкция

Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта — шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта — совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Трансмиссия вертолёта Ми-8 аналогична вертолёту Ми-4. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеены 24 отсека (на некоторых версиях 23) с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующих профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. Ми-8 оборудован электрической противообледенительной системой лопастей, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах, и питается переменным напряжением 208 вольт. При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой — 1445 мин-1. В системе управления вертолётом используются гидроусилители — три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом.

Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора. Система внешней подвески вертолёта позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг. Ми-8 оборудован четырёхканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полёта (±50м). В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места. Для поддержания комфортной температуры в кабине экипажа и грузовой кабине, вертолёт оборудован системой обогрева, используется керосиновый обогреватель КО-50, и вентиляцией. Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.

Вертолёты различных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т) оснащены двумя двигателями ТВ2-117 мощностью 1500 лс, с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При запуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя — от стартёр-генератора уже запущенного двигателя, и трех аккумуляторов. При работающих двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в пилотской кабине под этажерками электро и радиооборудования, по два с каждой стороны, остальные два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3000 м, при этом отдают ток 600 - 800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.

Трёхфазное напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный), однофазный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол — установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2, питающий радио- и навигационное оборудование, а от него — трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 — питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.

Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (2250 лс) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В, стартёр-генератор СТГ-3 которой может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут. Основная система электроснабжения напряжением 208 В частотой 400 Гц питается от двух генераторов СГС-40ПУ, стоящих на главном редукторе. В системе 27 В для запуска ВСУ и аварийного питания установлены две аккумуляторных батареи 12САМ-28, для основного питания при работающих двигателях — три выпрямительных устройства ВУ-6А. От первого генератора питаются ВУ № 1, элементы обогрева винтов и трансформатор ТС310С04Б (мощностью 1 кВт) питания трёхфазной сети 36 В, от правого генератора — ВУ № 2 и № 3, обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей, трансформатор ТС/1-2.

При отказе генератора № 1 ТС310С04Б переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

Модификации

Транспортные

  • Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
  • Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для Многоцелевые

Aviamix2015-25.jpg

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ — аббр. от "Транспортный, вооружённый". Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M "Малютка", пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
  • Ми-8МТВ-2
  • Ми-8МТВ-3
  • Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части ("дельфиний нос"). С конца 2013 года оснащается изделием БУР "Тест-1" взамен САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).
  • Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.

  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р.
  • Воздушные командные пункты

  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
  • Ми-9Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Медицинские

  • Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА "Амбулатория" — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.

Ударные

  • Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование "Терминатор". С конца 2011 года оснащается бортовым устройством регистрации "Тест-1" взамен САРПП-12. С конца 2013 года оснащается изделием БУР "Тест-1" с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых). Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищенные топливные баки. Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера. Вооружение: С-8 ракеты в блоках, Атака (ПТУР).
  • Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

Операторы


Страны пользователи вертолёта Ми-8.

    Азербайджан — 13 Ми-8 и более 70 единиц Ми-17-1В , по состоянию на 2016 год. Алжир — 75 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год. Ангола — 27 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год. Аргентина — 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год. Армения — 10 Ми-8МТ и 2 Ми-9, по состоянию на 2016 год. Афганистан — 82 Ми-17 (30 из них использует воздушный спецназ), по состоянию на 2016 год. Бангладеш — 12 Ми-17, 2 Ми-17-1В и 2 Ми-171Ш по состоянию на 2016 год. В 2015 году заказаны 6 Ми-171Ш и 1 Ми-171Е. Беларусь — 8 Ми-8, 18 Ми-8МТВ-5, по состоянию на 2016 год. Болгария — 6 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Босния и Герцеговина — 8 Ми-8, 4 Ми-8МТВ и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Буркина-Фасо — 1 Ми-8 и 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Бурунди — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год. Венесуэла:
      — 21 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год.
    • Национальная гвардия Венесуэлы — 5 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год.
      Джибути — 1 Ми-8Т и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Демократическая Республика Конго — 2 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Замбия — 4 Ми-17, по состоянию на 2016 год. В 2015 году заключен контракт на поставку 5 Ми-17 для полиции. Египет — 40 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Индия — 30 Ми-8, 80 Ми-17/Ми-17-1В и 151 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год. Индонезия — 17 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год. Ирак — не менее 20 Ми-17/Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год. Иран — 25 Ми-171, по состоянию на 2016 год. Йемен — некоторое количество Ми-17, по состоянию на 2016 год. Казахстан — 20 Ми-17В5, 1 Ми-171 и некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2016 год. Камбоджа — 4 Ми-8 и 3 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Камерун — 2 Ми-17 по состоянию на 2016 год в 2013 году подписан договор на поставку партии Ми-17. Кения — 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год. Киргизия — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год.

    Ми-8Т в Кабуле во время Афганской войны

      Нагорно-Карабахская Республика — 5 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Намибия — 1 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Непал — 3 Ми-17-1В и 2 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год. Нигер — 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Нигерия — в 2012 году заключен контракт на поставку более 6 Ми-171Ш, в 2014 году заключен контракт на поставку 6 Ми-8/Ми-17, первые поставки должны были начаться в 2015 году[54] Никарагуа — 7 Ми-17 в небоеспособном состоянии и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год. Пакистан:
        — более 39 Ми-17, 4 Ми-171 и 1 Ми-172, по состоянию на 2016 год.
      • Перу — 2 Ми-8, 17 Ми-17 и 11 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год. Выполняются поставки по контракту от 2013 года на 56 единиц Ми-171Ш, поставки начались в 2014 году. В 2010 закуплено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш. Польша:
        • Сухопутные войска Польши — 7 Ми-8МТ, 3 Ми-17, 1 Ми-17АЕ, 5 Ми-17-1В и 7 Ми-8Т, по состоянию на 2016 год.
        • Воздушные силы Польши — 8 Ми-17 и 9 Ми-8, по состоянию на 2016 год.
        • Россия:
            — 304 Ми-8/Ми-8МТ/Ми-8МТШ/Ми-8МТВ-5, 20 Ми-8ППА и 7 Ми-8МТРП-1 по состоянию на 2016 год.
          • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 8 Ми-8, 4 Ми-8Т и 4 Ми-8МТ,1 Ми-8АМТШ-ВА по состоянию на 2016 год.
          • Войска национальной гвардии России — 60 единиц Ми-8, по состоянию на 2016 год.

            Таджикистан — 11 Ми-8/Ми-17ТМ, по состоянию на 2016 год. Таиланд — 3 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год. Туркмения — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Турция — 19 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Уганда — 3 Ми-17 из них 1 в нерабочем состоянии и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год. Узбекистан — 52 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Украина:
              — 30 Ми-8, по состоянию на 2016 год. — 30 Ми-8 и 4 Ми-9, по состоянию на 2016 год. — 7 Ми-8, по состоянию на 2016 год.
            • Южный Судан — 9 Ми-17 и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год.

            Бывшие

              Румыния — в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году — ещё 3 шт. Ми-17; в 1990-е годы для полиции закуплены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД). Россия (СССР) США — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2013 год. 21 поставлено и 12 шт Ми-17В5 заказано для миссий в Афганистане. Черногория — 1 Ми-8Т в нерабочем состоянии, по состоянию на 2013 год. Эстония — последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом. Сербия (Югославия) — 120 Ми-8Т поставлено в 1968—1982 годы.

            Боевое применение

            • Шестидневная война (1967) — по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
            • Эфиопо-сомалийская война (1977 - 1978)
            • Афганская война (1979 - 1989) — только советская 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны. В ходе войны был зафиксирован случай сбития Ми-8 из старой английской винтовки Ли-Энфилд ("бур").
            • Грузино-абхазская война (1992 - 1993)
            • Ирано-иракская война (1980 - 1988) — в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
            • Война Пакиша (1981) — потерян один перуанский Ми-8 (сбит огнём из винтовок FAL).
            • Карабахский конфликт
            • Первая чеченская война (1994 - 1996)
            • Эфиопо-эритрейская война (1998 - 2000)
            • Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) — российская армия потеряла не менее трёх Ми-8.
            • Каргильская война (1999)
            • Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 одержал воздушную победу, сбив из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл аналогичный случай.
            • Вторая чеченская война (1999)
            • Война в Афганистане (с 2001)
            • Иракская война
            • Операция Бутана против ассамского сопротивления (2003)
            • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
            • Гражданская война в Сирии (с 2011)
            • Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

            Происшествия

            В общей сложности изготовлено более 12 000 вертолётов Ми-8, некоторое число которых было потеряно в ходе военных конфликтов. В частности, с начала конфликта в Чечне российские вооружённые силы потеряли по меньшей мере 31 машину.

            Многие вертолетные полки и отдельные эскадрильи ВВС, армейской авиации, авиации внутренних и пограничных войск Российской Федерации укомплектованы транспортно-десантными вертолетами Ми-8 различных модификаций.

            Работы по созданию этого вертолета были начата в ОКБ Миля в мае 1960 г. Первый опытный образец в однодвигательном варианте (с двигателем АИ-24В — модификацией, устанавливаемой на самолетах Ан-24) был поднят в воздух 24 июня 1961 г. В ходе испытаний было принято решение сделать силовую установку двухдвигательной и спроектировать специально для этого вертолета новый пятилопастный несущий винт. 17 сентября 1962 г. новый вариант вертолета совершил свой первый полет и в 1965 г., после летных испытаний, был запущен в серийное производство. Первоначально вертолет эксплуатировался в двух основных модификациях: пассажирский вертолет Ми-8П и транспортный Ми-8Т.

            12498s-960

            Пассажирский вариант предназначен для межобластных и местных перевозок пассажиров и малогабаритных грузов и рассчитан на 28 пассажиров. Транспортная модификация предусматривает перевозку грузов массой до 4000 кг или 24 десантников с оружием.

            Фюзеляж вертолета включает носовую и центральную части, хвостовую и концевую балки. В носовой части находится кабина экипажа, здесь установлены два кресла летчиков, приборные доски, электропульты, органы управления вертолетом. Кабина экипажа отделена от грузовой или пассажирской кабины перегородкой с дверным проемом.

            В транспортном варианте в центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина, для входа в которую с левой стороны предусмотрена сдвижная дверь, снабженная механизмом аварийного сброса. Благодаря значительным размерам грузовой кабины (5,34×2, 25×1,8 м) в ней можно перевозить крупногабаритные грузы массой до 4 т. Для упрощения погрузочно-разгрузочных работ в задней части фюзеляжа оборудован грузовой люк, закрывающийся двумя створками. По обе стороны грузовой кабины установлены 24 откидные сиденья для размещения десантников, на полу смонтированы швартовочные узлы для крепления грузов.

            К фюзеляжу снаружи крепятся амортизаторы и подкосы основных и передней стоек не убирающегося в полете трехстоечного колесного шасси. Каждая стойка снабжена жидкостно-газовыми амортизаторами, колеса передней стойки самоориентирующиеся.

            В ходе серийного производства вертолет неоднократно подвергался модернизации. На его базе было разработано множество модификаций, основными из которых являются:

            • Ми-8С, ПС — варианты Ми-8П с повышенным уровнем комфорта пассажирской кабины, рассчитанной на 7—11 пассажиров;
            • Ми-8ТВ — появившаяся в 1968 г. вооруженная модификация, оборудованная пилонами для подвески четырех пусковых установок УБ-16-57УД с 16 неуправляемыми 57-мм ракетами каждая;
            • Ми-8ТБ — дальнейшее развитие Ми-8ТВ с пилонами для подвески шести пусковых установок УБ-32-57 с 32 неуправляемыми 57-мм ракетами каждая, а также с четырьмя пусковыми установками ПТУР 9М17П; в носовой части фюзеляжа смонтирована подвижная установка с 12,7-мм пулеметом, возможна также подвеска авиабомб калибром 50—250 кг;
            • Ми-8ТБК — экспортный вариант Ми-8ТБ, вместо четырех пусковых установок ПТУР 9М17П смонтировано шесть пусковых установок ПТУР 9М14М;
            • Ми-9, МИ-8БЗПУ — вертолеты-ретрансляторы для повышения дальности радиосвязи, оборудованы дополнительными антеннами на хвостовой балке;
            • Ми-18 — изготовленная в двух экземплярах модификация с удлиненным на 1 м фюзеляжем и лопастями несущего винта из стеклопластика.

            Выпускались также вертолеты —постановщики помех Ми-8ПП и Ми-8ППА, топливозаправщики Ми-8ТЗ, тральщики Ми-8БТ, разведывательные вертолеты Ми-8Р, вертолеты — воздушные командные пункты Ми-8ВКП и Ми-8ВПУ и другие специальные модификации.

            С появлением в начале 1970-х гг. новых движителей ТВЗ-117 со взлетной мощностью 1950 л.с. была проведена глубокая модернизация вертолета Ми-8Т, в результате которой появилась модификация Ми-8МТ, а также Ми-8МТВ. Кроме новых двигателей ТВЗ-117МТ с пылезащитными устройствами на воздухозаборниках, на вертолете была смонтирована вспомогательная силовая установка АИ-9В, рулевой винт перенесен на левую сторону концевой балки. В конструкцию вертолета внесены также другие изменения, направленные на улучшение его эксплуатационных характеристик, модернизировано радиоэлектронное оборудование. Планами Министерства обороны Российской Федерации предусмотрена закупка до 2012 г. 50 новых вертолетов модификации Ми-8МТВ. Экспортный вариант этого вертолета получил обозначение Ми-17.

            Читайте также: