Может ли капитан судна получить свидетельство об освобождении от лоцманской проводки

Обновлено: 02.05.2024

Согласно ст.87 КТМ лоцман может являться работником как государственной, так и негосударственной организации, которые оказывают услуги по лоцманской проводке на основании договора возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (в данном случае - государственная или негосударственная лоцманская организация) обязуется по заданию заказчика (в данном случае - судовладелец) оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (см. ст.779 ГК). Предметом договора являются услуги нематериального характера, т.е. предоставление информации и советов, необходимых капитану судна в процессе плавания в районе обязательной или необязательной лоцманской проводки (указание в качестве предмета договора цели лоцманской проводки - безопасности плавания судна является ошибочным).

Договор об оказании лоцманских услуг является консенсуальным, т.е. для его совершения достаточно достижения соглашения сторон. Договор заключается не между лоцманом и капитаном, действующими в личном качестве, а между соответствующей лоцманской организацией и судовладельцем. При необязательной лоцманской проводке офертой является направление заявки капитаном или агентом в адрес соответствующей лоцманской организации, а акцептом - получение подтверждения о принятии заявки к исполнению. Иначе решается вопрос при обязательной лоцманской проводке. Согласно ст.421 ГК законом может быть предусмотрена обязанность заключить договор и без согласия сторон. Обязательное оказание услуг по лоцманской проводке в определенном районе является исключением из принципа свободы договоров.

Моментом начала оказания лоцманских услуг является посадка лоцмана (прибытие) на борт судна, а моментом окончания - один из моментов, указанных в ст.100 КТМ (постановка судна на якорь; ошвартовка в безопасном месте; завершение вывода судна в море). Обычно проводка завершается подписанием лоцманской квитанции или направлением радиотелеграфного подтверждения.

Договор об оказании лоцманских услуг является публичным договором, т.е. лоцманская организация обязана оказывать услуги каждому, кто к ней обратится. Это правило относится и к автономной некоммерческой организации, которая вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

Ответственность лоцманской организации наступает за любые убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки, а не только за аварии судна, происшедшие по вине лоцмана. Согласно ст.401 ГК отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Ответственность лоцманской организации наступает независимо от вида лоцманской проводки (обязательная или факультативная).

По сравнению с КТМ 1968 г. размер ограничения ответственности лоцманской организации в новом КТМ значительно снижен. Если согласно КТМ 1968 г. размер ограничения ответственности не мог превышать аварийного фонда, образуемого из 10% отчислений от всех сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году, то согласно ст.104 действующего КТМ ответственность ограничивается суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку данного судна.

Лоцманская организация утрачивает право на ограничение ответственности, если ущерб причинен в результате действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности не самого лоцмана, а работника организации, занимающего достаточно высокое положение в ее руководстве и наделенного правом давать указания.

Ответственным за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки по вине лоцмана третьим лицам (при столкновении судов, повреждении груза, загрязнении морской среды и т.д.), является владелец проводимого судна, а не лоцманская организация, которая несет ответственность только перед судовладельцем в соответствии с договором об оказании лоцманских услуг.

Лоцманский сбор (ст. 106 КТМ).

Взимание лоцманского сбора производится в соответствии со Ставками сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации 1995 г. и Положением о портовых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах Российской Федерации 1995 г.




Лоцманский сбор в морских торговых портах взимается за 1 куб.м. условного объема судна. При внутрипортовой проводке лоцманский сбор взимается за операцию (ввод судна в порт с постановкой к причалу; отшвартовка от причала с постановкой на якорь; перешвартовка от причала к причалу и т.д.). При внепортовой проводке лоцманский сбор взимается за каждую милю проводки по фарватеру или каналу. В лоцманский сбор включается плата за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

Грузовым судам, работающим на линиях загранплавания и пассажирским судам в каботажном плавании, предоставляется скидка в размере 20%. При одновременной проводке нескольких судов лоцманский сбор взимается с каждого из них по полной ставке.

Капитан, сообщивший неверные сведения об осадке, длине, ширине и вместимости судна, подвергается штрафу в размере двукратной ставки причитающегося лоцманского сбора независимо от ответственности за последствия, которые могут произойти в результате объявления неверных сведений о судне.

При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно, оплачивается 100% лоцманского сбора, причитающегося за проводку судна.

Ст. 41 Кодекс внутреннего водного транспорта в последней действующей редакции от 24 июля 2015 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 41. Лоцманская проводка судов

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утверждённого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причинённый судовладельцу по вине лоцмана, несёт ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:

любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

2. Обязательная лоцманская проводка

Как правило, при обязательной лоцманской проводке лоцман принимается на судно не только по воле капитана, но и в силу предписаний законов прибрежного государства (включая местные правила плавания) и некоторых международных норм (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о международном режиме портов 1923 г. и т.д.).
Прибрежное государство устанавливает районы обязательной лоцманской проводки по следующим причинам:
1) Существуют сложные местные гидрографические, гидрометеорологические, навигационные и иные условия плавания, которыми не в состоянии быстро и комплексно овладеть капитан иностранного или национального судна, чтобы эффективно применить полученную информацию для проводки вверенного ему судна (например, сложные местные условия плавания, количество и интенсивность движения судов, особенности конструкции проводимого судна – большие размеры, осадка и т.д.);
2) Существуют опасные для мореплавания и окружающей среды эксплуатационные и иные характеристики судна, критерии которых определены в нормативных актах прибрежного государства, международных нормах или рекомендациях международных организаций (например, ядерная энергетическая установка; судно в аварийном состоянии; на борту судна имеются опасные грузы – нефть, газ, радиоактивные вещества и т.д.).
Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта.
В районах обязательной лоцманской проводки капитан морского порта устанавливает категории судов, освобожденных от обязательной лоцманской проводки. Эти категории судов доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах.
В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке. Капитан судна, нарушивший это правило, несет административную ответственность.

3. Необязательная лоцманская проводка

В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость. Судовладелец оставляет за капитаном право (по своему усмотрению) пользоваться услугами лоцмана, возлагая при этом ответственность за безопасное плавание судна на капитана.
Капитан приглашает морского лоцмана для получения недостающей информации, необходимой для безопасного управления судном в районе лоцманской проводки. Он получает точную информацию от лоцмана как до начала проводки, так и во время ее осуществления, поскольку возможно возникновение каких-либо новых навигационных и иных фактов, правильное истолкование которых способен лучше дать лоцман.
В районах необязательной лоцманской проводки капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые сами или перевозимые ими грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде, или судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в порту. Категории таких судов доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах, лоциях и "Извещениях мореплавателям".

4. Принудительная лоцманская проводка

При принудительной лоцманской проводке лоцман является лицом, самостоятельно управляющим судном и контролирующим его движение. На данной территории лоцманского обслуживания профессиональные действия лоцмана в отношении осуществления проводки судна заменяют действия капитана.
Принудительная лоцманская проводка установлена в Коринфском и Панамском каналах.

5. Правовое положение лоцмана

Прибрежное государство, не имея права устанавливать свои порядки на проводимом судне, правомочно в определенных пределах ограничивать свободу его плавания и обязать принять лоцмана на борт судна. Прибрежное государство не правомочно обязывать капитана передавать управление судном лоцману, так как такое действие прямо нарушало бы права иностранного государства, флаг которого носит судно, а также права судовладельца, который доверил управление судном только капитану и возложил на него за это ответственность.
Лоцман, прежде всего, при обязательной лоцманской проводке исполняет функции советника, т.е. обязан добросовестно, ясно и четко излагать необходимую капитану достоверную информацию обо всех опасностях на пути следования, а также местных правилах плавания. Лоцман обязан рекомендовать капитану использовать определенные судовые средства, а также вспомогательные средства – СУДС, буксиры и т.д. В некоторых случаях лоцман имеет право требовать от капитана использовать буксиры (при обязательной лоцманской проводке) или СУДС.
При обязательной лоцманской проводке лоцман не вправе подменять капитана, и их взаимоотношения строятся по схеме: капитан – лицо, управляющее судном, принимающее любые решения по судовождению (информационные, организационные, оперативные); лоцман – советник капитана, оказывающий советы капитану по поводу безопасного управления маневрами судна в районе лоцманской проводки.
Лоцман обязан сам прямо исполнять нормы международного национального права по обеспечению безопасности мореплавания и советовать (рекомендовать) капитану действия по эффективному исполнению данных норм. Более того, ему вменена обязанность контролировать исполнение данных норм капитаном. Если капитан не исполняет правомерные советы лоцмана, которые соответствуют содержанию норм прибрежного государства относительно безопасности плавания в районе проводки, то он является нарушителем. Он должен нести ответственность не только согласно международным нормам и нормам государства флага судна, но и согласно норм прибрежного государства, поскольку его действия противоречат безопасности не только проводимого судна, но и других судов в районе проводки. Лоцман имеет не только обязанность, но и полное право требовать от капитана исполнения норм прибрежного государства. Таким образом, лоцман, исполняя функцию советника, выполняет и некоторые функции должностного лица, осуществление которых не должно менять его правового статуса как советника капитана.

6. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта:
о любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
о любых происшествиях с судном, проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
о невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

7. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна

Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и высадку лоцмана и его стажера, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение и питание.
Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.
Лоцман вправе потребовать от капитана объявления маневренных характеристик и других необходимых ему данных о судне.
В целях безопасности плавания судна капитан следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.
Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования непосредственно рулевому, что не освобождает капитана от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.
В случае временного оставления мостика капитан должен указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана.
В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществлять его безопасное плавание.
Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.
Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.
В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан должен обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.
Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка не была вызвана действием непреодолимой силы.

8. Ответственность лоцмана и капитана судна

Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственности капитана за управление судном.
При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна в целях безопасного плавания судна вправе отказаться от данного лоцмана. В случае если лоцманская проводка обязательна, капитан должен потребовать заменить лоцмана.
Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки по вине лоцмана. Ответственность может быть ограничена суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.

Лоцманская организация утрачивает право на ограничение ответственности, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки, явились результатом собственного действия лоцмана или его бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

9. Ледокольная проводка

Требование о проводке судна через лед должно быть направлено в порту капитану морского порта, а в море – капитану ледокола.
Судно, нуждающееся в проводке ледоколом, должно ожидать его прибытия; без ледокола идти через лед запрещается. Время и порядок следования судов через лед, а также число проводимых одновременно судов определяется в порту капитаном порта, а в море – капитаном ледокола.
Капитаны судов, следующих во льдах за ледоколами, обязаны подчиняться приказаниям капитана ледокола, касающимся движения во льдах, и действовать, сообразуясь с ними.
Ледокол и морская администрация порта не несут материальной ответственности за убытки проводимого судна, возникшие во время и вследствие проводки через лед.

ЗОЛОЧЕНИЕ в Мурманске.

Покрытие золотом любых металических покрытий. Восстановление позолоты на часах и ювелирных изделиях. Позолота серебряных вещей. Золочение автомобильных эмблемм и хромированных частей.

Возлагая на лоцмана обязанность предъявлять капитану судна лоцманское удостоверение, закон исходит из того, что до начала лоцманской проводки капитан должен убедиться в том, что проводка будет осуществляться лицом, не только обладающим соответствующей общей квалификацией, но и допущенным в установленном порядке к проводке именно в данном районе.

В отличие от законодательств некоторых государств, которые допускают при необязательной лоцманской проводке использовать лиц, не являющихся лоцманами, КТМ запрещает капитану брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Статьей 94 КТМ установлена обязанностью капитана по обеспечению безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана. Наряду с требованием данной статьи существует ряд специальных норм, направленных на выполнение этой задачи. Так, СОЛАС 74/78 содержит правило 17 главы V "Устройство для передачи лоцмана". Согласно этому правилу суда, совершающие рейсы, во время которых вероятна приемка на борт лоцмана, должны отвечать определенным требованиям. В частности, штормтрапы должны обеспечить безопасную посадку и высадку лоцмана; механические лоцманские подъемники должны иметь конструкцию, одобренную администрацией, и т.д. Если погодные условия или какие-либо иные обстоятельства не позволяют лоцману подняться на борт судна, он должен по согласованию с капитаном осуществлять свои обязанности с борта лоцманского катера, с которым необходимо поддерживать надежную связь.

Одновременно с предъявлением лоцманского удостоверения предъявляется лоцманская квитанция, которая должна быть заполнена и подписана капитаном судна. В квитанции, наряду с наименованием судна и судовладельца, указываются данные об осадке судна и его основных размерениях (длина, ширина, вместимость). Эти данные необходимы лоцману для получения правильного представления о судне и непосредственно влияют на характер советов, которые лоцман будет давать капитану при проводке. Если предстоящая лоцманская проводка этого требует, лоцман может уточнить и другие данные о судне, в первую очередь его маневренные характеристики.

Данные о вместимости судна служат также для определения размера лоцманского сбора.

Неправильное объявление данных о судне может повлечь за собой серьезные последствия, поэтому в п.2 статьи 95 КТМ упоминается об административной ответственности капитана за указанное нарушение..

Перед осуществлением лоцманской проводки лоцман обязан предупредить капитана судна об имеющихся на пути следования гидрографических, метеорологических, навигационных и иных опасностях для судна, особенностях плавания в районе лоцманской проводки. Совместно с капитаном лоцман должен обсудить план предстоящей проводки и рекомендовать наиболее безопасный способ ее осуществления, в том числе варианты использования технических средств (лоцман имеет право, а в случаях, указанных в обязательных постановлениях, - обязан пользоваться информацией и рекомендациями оператора СУДС).

Как при обязательной, так и при факультативной лоцманской проводке капитан должен следовать разумным рекомендациям лоцмана и не вмешиваться в его работу без достаточных на то оснований. Если капитан сомневается в правильности рекомендаций лоцмана, он вправе отказаться от его услуг.

В связи с тем, что капитан судна остается ответственным за управление судном, в том числе за судовождение, и при осуществлении лоцманской проводки, все распоряжения, в том числе и распоряжения рулевому, отдаются капитаном после оценки соответствующих рекомендаций лоцмана.

В целях ускорения маневра капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения непосредственно рулевому, который обязан их выполнять. Решение капитана должно быть четко согласовано до начала лоцманской проводки и доведено до сведения рулевого. Принимая такое решение, капитан как бы заранее соглашается с рекомендациями лоцмана относительно плавания и маневрирования судна и принимает на себя ответственность за последствия, которые могут наступить в результате рекомендаций лоцмана, трансформированных на основании решения капитана в непосредственные распоряжения рулевому.




Принимая во внимание характер и цели лоцманских услуг, закон устанавливает, что лоцман может оставить судно без согласия капитана лишь после того, как лоцманская проводка будет завершена. В статье 100 КТМ приводятся наиболее характерные случаи, когда проводка считается завершенной (постановка на якорь, завершение швартовки в безопасном месте, достижение судном определенного места при выводе судна в море).

В тех случаях, когда по каким-либо причинам лоцман не может завершить проводку, он вправе покинуть судно лишь после того, как будет сменен другим лоцманом.

С согласия капитана лоцман может оставить судно и до завершения лоцманской проводки. В частности, при необязательной лоцманской проводке капитан может разрешить лоцману покинуть судно до ее завершения, если потребность в рекомендациях лоцмана отпала. Что касается обязательной лоцманской проводки, то лоцман (или заменивший его лоцман) должен находиться на судне до ее полного завершения независимо от согласия капитана продолжить плавание без лоцмана.

Ответственность капитана судна не устраняется наличием лоцмана на борту. Это правило соответствует нормам национального законодательства подавляющего числа государств и косвенно определяет правовое положение самого лоцмана как советника капитана. Прямо об этом говорится в п.39 Положения о государственных морских лоцманах: лоцман является только советником капитана. Последний использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Вопросы ответственности сторон при лоцманской проводке регулируются национальным законодательством, а в ряде международных соглашений лишь подчеркивается ответственность капитана за управление судном независимо от того, находился ли лоцман на судне, и от характера лоцманской проводки (обязательная или факультативная). Так, согласно ст.5 Международной конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. ответственность наступает и в том случае, если столкновение произошло по вине лоцмана, даже если лоцманская проводка была обязательной. Перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, повреждение или просрочка в доставке груза произошли вследствие навигационной ошибки, допущенной в том числе и лоцманом (подп."а" п.2 ст.4 Гаагско-Висбийских правил). Согласно Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Приложение 1 к Конвенции ПДНВ-78/95, Раздел А-VIII/1, п.49) присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих обязанностей не освобождает капитана от обязанностей по обеспечению безопасности судна.

При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе не пользоваться его рекомендациями или отказаться от его услуг. Однако для принятия такого решения необходимо, чтобы:

а) основания были достаточными, например, капитан должен убедиться в низкой квалификации лоцмана или в том, что состояние лоцмана не позволяет ему давать правильные рекомендации;

б) дальнейшая лоцманская проводка представляла угрозу для безопасного плавания судна.

В том случае, если по вине лоцмана лоцманская проводка осуществляется ненадлежащим образом, он может быть лишен лоцманского удостоверения. В зависимости от обстоятельств и последствий ненадлежащей проводки может быть назначена досрочная аттестация лоцмана. Лишение лоцманского удостоверения производится по решению квалификационной комиссии под председательством капитана порта или начальника гидробазы. Это решение может быть обжаловано в Минтранс России.

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию .

Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

Читайте также: