Содержание и особенности подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей

Обновлено: 11.05.2024

2. Подготовительная часть судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей

Подготовительная часть судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей состоит из двух этапов.

Первый этап проводится в соответствии с общими требованиями гл. 36 УПК РФ и включает в себя разрешение судьей всего круга вопросов, связанных с обеспечением надлежащей процедуры предстоящего судебного следствия. Еще до того как стороны приступят к формированию коллегии присяжных заседателей, судья должен выполнить требования ст. 261—272 УПК: открыть судебное заседание, объявить, какое дело подлежит разбирательству, разрешить заявленные отводы, выяснить, кто явился по делу, установить личность подсудимого, разъяснить ему и всем участникам процесса их права и обязанности, разрешить заявленные ходатайства. Особое внимание должно быть уделено разъяснению сторонам принадлежащих им прав отвода присяжных заседателей, а также, тех дополнительных прав и обязанностей, которые вытекают из процедуры рассмотрения дела с участием присяжных заседателей.

Второй этап подготовительной части судебного разбирательства непосредственно связан с формированием коллегии присяжных заседателей. Собственно формирование названной коллегии начинается после доклада секретаря судебного разбирательства о явке в суд кандидатов в присяжные заседатели. Если в суд явилось менее 20 кандидатов, председательствующий, дает распоряжение о дополнительном вызове в суд присяжных заседателей.

Согласно требованиям ст. 4 указанного Закона общие и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели составляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года, включая в них необходимое для работы соответствующего суда количество граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Сотрудники суда, отвечающие за списки, должны строго следить за всеми изменениями в списках. Если не будут приняты во внимание внесенные и представленные своевременно суду изменения списков кандидатов в присяжные заседатели и в рассмотрении дела примут участие граждане, утратившие право быть присяжными заседателями, то приговор суда подлежит отмене в связи с незаконным составом суда.

Отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й. При этом проводится проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела в той степени, в которой это возможно на данном этапе.

Исходя из положений ст. ст. 2, 3, 7 указанного Закона, в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей имеют право участвовать граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели. В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются, а если были включены, то исключаются лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Процедура формирования коллегии осуществляется по правилам закрытого судебного заседания и включает в себя:

а) вступительное слово председательствующего, в котором он представляется кандидатам в присяжные заседатели, ставит их в известность о том, какое дело подлежит слушанию с их участием, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства, объясняет задачи и условия участия присяжных в отправлении правосудия по данному делу. Особо подчеркивается обязанность кандидатов правдиво ответить на задаваемые им сторонами или судом вопросы;

б) опрос кандидатов в присяжные заседатели и разрешение заявленных самоотводов, который преследует цель своевременно выяснить, нет ли обстоятельств, которые препятствуют кандидату участвовать в судебном заседании.

Ст. 3 указанного Закона определяет требования, предъявляемые к присяжным заседателям, которые должны быть доведены до сведения явившихся кандидатов, для того чтобы они знали, по каким основаниям им может быть заявлен отвод. Председательствующий должен сообщить присяжным, что в связи с процедурой отводов им будут заданы вопросы, на которые они обязаны отвечать правдиво, а также должны предоставлять необходимую информацию о себе и отношениях с другими лицами, участвующими в деле. Судья также должен поставить в известность присяжных об ответственности, предусмотренной законом за нарушение указанной обязанности. Каждый из явившихся кандидатов имеет право указать на уважительные причины, препятствующие ему исполнить обязанности присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. По заявленным самоотводам обязательно выслушивается мнение сторон. Решение принимается председательствующим путем исключения кандидата из предварительного списка;

в) мотивированные и немотивированные отводы кандидатов в присяжные сторонами. Каждому из явившихся в суд кандидатов в присяжные заседатели может быть заявлен мотивированный отвод сторонами.

Основания для такого отвода как общие, т.е. те же, что и для профессионального судьи (ст. 61 УПК РФ), так и особенные, специально предусмотренные для кандидатов в присяжные (неснятая судимость, признанная судом недееспособность и т.п.). Основанием для подобного отвода может быть и излишняя информированность кандидата об обстоятельствах рассматриваемого дела, благодаря которой у него уже могло сложиться определенное мнение по данному делу, а также иные жизненные обстоятельства, которые могут препятствовать присяжному быть объективным и беспристрастным в этом деле (например, он или его родственники уже были потерпевшими по аналогичному делу).

Закон не ограничивает число отводов (мотивированных) по предусмотренным в законе основаниям, поскольку они являются безусловными для отстранения кандидата от участия в деле. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и отводов в списке остается менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий дает указание о вызове в суд дополнительных кандидатов, также отобранных путем случайной выборки.

Если количество оставшихся кандидатов составляет 18 лиц и более, председатель предлагает сторонам воспользоваться правом на немотивированные отводы. Каждая из сторон может воспользоваться им дважды (п. 2 ч. 5 ст. 327 УПК РФ). Немотивированные отводы предусмотрены для того, чтобы стороны могли исключить из числа кандидатов в присяжные тех, которые их не устраивают, но в то же время раскрывать причины этого они не считают возможным.

Первым производит немотивированный отвод государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию с другими участниками на стороне обвинения. Затем право немотивированного отвода переходит к стороне защиты. Защитнику подсудимого не принадлежит самостоятельное право немотивированного отвода кандидата в присяжные, а потому он реализует таковое только тогда, когда это поручает ему подсудимый, о чем он должен сообщить суду.

Разрешив вопросы, связанные с отводом, судья дает указание секретарю судебного заседания или помощнику судьи составить список оставшихся кандидатов (которых должно быть не менее 14) в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Если количество кандидатов в присяжные превышает 14 человек, в список поочередно вносятся первые 14 по списку. При этом первые 12 отобранных лиц образуют (комплектную) коллегию присяжных заседателей, два последних — участвуют в судебном разбирательстве в качестве запасных. Председательствующий оглашает фамилии, имена, отчества присяжных заседателей, занесенных в протокол судебного заседания. Они занимают отведенное место на скамье присяжных заседателей, а запасные — располагаются отдельно.

Дополнительным основанием для (возможного) отвода всей коллегии присяжных заседателей является (возможное) заявление сторон о ее тенденциозности, связанной с тем, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Подобное заявление разрешается председательствующим, с учетом мнения сторон, в совещательной комнате. Признав указанное заявление обоснованным, председательствующий вправе распустить данную коллегию присяжных и возобновить подготовку к рассмотрению данного дела с момента случайной выборки нового состава кандидатов в присяжные заседатели (ст. 330 УПК);

г) выбор старшины присяжных производится составом комплектных присяжных заседателей в совещательной комнате открытым голосованием. Избранным считается присяжный, получивший большинство голосов. Старшина имеет равные процессуальные права с остальными присяжными заседателями. Вместе с тем именно он руководит ходом (возможных) совещаний присяжных, через него последние общаются с председательствующим, он оглашает в совещательной комнате вопросы вердикта, записывает ответы на них и подсчитывает голоса, удостоверяет сам вердикт.

После выбора старшины присяжные возвращаются в зал судебного заседания и председательствующий приводит их к присяге;

д) процесс формирования коллегии присяжных заседателей завершается подробным разъяснением присяжным их прав и обязанностей (ст. 333 УПК РФ).

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 5 часов назад


Рассмотрение уголовного дела с участием коллегии присяжных заседателей имеет ряд особенностей, закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Так, судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. Во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования доказательств, а защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и также мнение о порядке исследования представленных им доказательств.

Далее, каждая из сторон представляет доказательства согласно утвержденному судом порядку их исследования.

При этом, частью 7 статьи 335 УПК РФ определено, что в ходе судебного следствия в присутствии присяжных заседателей подлежат исследованию только те фактические обстоятельства дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ст. 334 УПК РФ.

Статьей 334 УПК РФ установлено, что в ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели решают вопросы о доказанности деяния, в совершении которого обвиняется подсудимый, совершении деяния подсудимым и его виновности в нем.

Присяжные заседатели в письменном виде через председательствующего могут излагать вопросы потерпевшему, подсудимому, свидетелям, эксперту.

Соответственно, с учетом особенностей рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, в силу положений ст. 335 УПК РФ, в их присутствии не подлежат исследованию вопросы о допустимости доказательств, неполноте предварительного следствия, причастности к преступлению иных лиц, обстоятельства прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, его вменяемости, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого.

Нарушение указанных требований может повлечь отмену вынесенного присяжными заседателями вердикта.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм, регулирующих особенности производства по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать судам следующие разъяснения:

5. Обратить внимание судов на необходимость выполнения ими требований пункта 6 части 1 статьи 51 УПК РФ об обязательном участии защитника по делам, подлежащим рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. Участие защитника обеспечивается каждому обвиняемому с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

12. Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном главой 36 , и с учетом требований статьи 327 УПК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 327 УПК РФ сторонам вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели без указания их домашнего адреса. В этих списках приводятся только такие сведения о кандидате, которые позволят сформировать коллегию присяжных заседателей: данные о возрасте, образовании и социальном статусе кандидата (роде его деятельности).

После вручения сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели судья должен разъяснить им не только права, предусмотренные частью 5 статьи 327 УПК РФ, и иные права, предусмотренные главой 42 УПК РФ, но и юридические последствия неиспользования таких прав.

28. С учетом положений части 1 статьи 339 УПК РФ по каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

Законодателем предусмотрена возможность постановки одного основного вопроса, который является соединением всех трех вопросов, указанных в части 1 статьи 339 УПК РФ.

При совокупности преступлений, когда одно действие (бездействие) содержит признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, перед присяжными заседателями может быть поставлен один вопрос, поскольку они в соответствии с полномочиями, определенными статьей 334 УПК РФ, устанавливают лишь фактическую сторону деяния, юридическая оценка которого дается судьей в приговоре.

Согласно части 7 статьи 339 УПК РФ, если уголовное дело рассматривается в отношении нескольких подсудимых, вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, ставятся в отношении каждого из них отдельно, за исключением вопроса о событии преступления.

29. В соответствии с частью 5 статьи 339 УПК РФ не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.

Исходя из этого недопустима постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, с использованием таких юридических терминов, как убийство, убийство с особой жестокостью, убийство из хулиганских или корыстных побуждений, убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, убийство при превышении пределов необходимой обороны, изнасилование, разбой и т.п.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 340 УПК РФ выводы присяжных заседателей не могут основываться на предположениях, перед ними не должны ставиться вопросы о вероятности доказанности и виновности подсудимого в совершении деяния.

30. В случае обвинения подсудимого в совершении неоконченного преступления председательствующий должен в понятной формулировке поставить перед присяжными заседателями вопросы, предусмотренные статьей 339 УПК РФ, в том числе о доказанности причин, в силу которых деяние не было доведено до конца. При этом данный вопрос должен содержать описание фактической причины, лишившей подсудимого возможности осуществить свои намерения (сломалось лезвие ножа при нанесении удара, потерпевшему удалось выбить из рук подсудимого оружие, потерпевшему была своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь и т.д.), а не просто ссылку на таковую.

При постановке частных вопросов об обстоятельствах, которые уменьшают степень виновности либо влекут освобождение подсудимого от ответственности, в вопросном листе недопустима постановка вопросов о виновности других лиц, не привлеченных к уголовной ответственности.

Судам следует иметь в виду, что при постановке частных вопросов, позволяющих установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, необходимо соблюдать два обязательных условия, предусмотренных частью 3 статьи 339 УПК РФ, - если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Кроме того, формулировки вопросов не должны допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, по которому обвинение ему не предъявлялось либо не было поддержано государственным обвинителем.

31. Согласно части 4 статьи 339 УПК РФ на случай признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, вопрос о снисхождении должен ставиться применительно к каждому деянию. При постановке одного основного вопроса о виновности подсудимого, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, ставится один вопрос о снисхождении.

34. Учитывая, что согласно части 6 статьи 340 УПК РФ стороны вправе заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности, содержание напутственного слова должно быть подробно изложено в протоколе судебного заседания.

Если напутственное слово изложено в письменном виде, то оно в полном объеме должно быть приобщено к делу. При этом в протоколе судебного заседания делается запись о произнесении председательствующим напутственного слова и о приобщении напутственного слова в письменном виде к делу.

Под нарушением председательствующим принципа объективности и беспристрастности при произнесении напутственного слова следует понимать, в частности, напоминание присяжным заседателям только уличающих или только оправдывающих подсудимого доказательств, исследованных в суде, их оценку, выражение в какой-либо форме своего мнения по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей, и т.п.

По смыслу части 6 статьи 340 УПК РФ возражения сторон заявляются в присутствии присяжных заседателей. В их же присутствии председательствующий дает свои разъяснения по заявленным сторонами возражениям. При отсутствии возражений сторон об этом делается отметка в протоколе судебного заседания.

39. При обвинительном вердикте председательствующий судья должен обеспечить сторонам возможность исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, высказаться о содержании состава преступления в деянии, признанном доказанным присяжными заседателями, о квалификации преступления, о признании в действиях подсудимого рецидива преступлений и по другим вопросам, разрешаемым судом при постановлении обвинительного приговора.

В прениях стороны могут затрагивать любые вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении приговора. При этом сторонам запрещается подвергать сомнению правильность вердикта, вынесенного присяжными заседателями.

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ

В 1993 году в России возрожден суд присяжных, ранее существовавший до октября 1922 года. Суды присяжных в качестве эксперимента стали действовать в 9 регионах России, а с 2003 года и в Свердловской области.

Суд присяжных рассматривает дела о преступлениях повышенной общественной опасности, подсудных верховным судам республик, краевым, областным судам и судам городов федерального значения. В их числе дела – об убийствах, изнасиловании, некоторых преступлений против общественной безопасности, государственной власти, правосудия. Характер преступлений, дела о которых отнесены к компетенции суда присяжных, свидетельствуют об особом значении участия присяжных заседателей в разрешении дел о преступлениях, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. При этом законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки.

Главное преимущество суда, рассматривающего дела с участием присяжных заседателей, перед иными судебными формами, состоит в том, что при ней обеспечивается независимость присяжных заседателей от профессиональных судей при решении основного вопроса правосудия по уголовным делам – о виновности. Под судом присяжных понимается соединение для судебного разбирательства двух равноправных, но раздельных, не сливающихся между собой коллегий – судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но в пределах возложенных на них законом полномочий. В суде присяжных достигается важное условие любой деятельности – каждый занимается своим делом в пределах своего опыта, знаний и умений. Участие присяжных заседателей в исследовании обстоятельств дела основано на том очевидном положении, что разобраться в фактах, происшедших событиях способен каждый человек в меру своих познаний и опыта. Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит в том, что им обеспечивается применение закона, как он понимается населением.

Суд присяжных не является какой-то совершенно исключительной формой судопроизводства. Он вписывается в существующую систему уголовного процесса, на него распространяется действие соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Уголовные дела рассматриваются в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей. По уголовно-процессуальному кодексу РФ производство в суде с участием присяжных заседателей имеет свои особенности.

Обвиняемый в совершении преступления, подсудного суду с участием присяжных, вправе выбрать, каким составом суда будет рассмотрено его уголовное дело, следователь обязан разъяснить обвиняемому право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Право выбора принадлежит обвиняемому. Он может заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, а также отказаться от этого ходатайства.

В суде присяжных реализуется принцип состязательности, предусматривающий обязательное участие защитника и государственного обвинителя в рассмотрении уголовного дела, вступительные заявления сторон в начале судебного следствия, независимость коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта, четкое разграничение процессуальных функций суда и сторон. Задача сторон (обвинения и защиты) – собрать доказательства для убеждения коллегии присяжных заседателей в верности своей позиции, председательствующего судьи – создать сторонам условия состязательности и правильного восприятия коллегией присяжных обстоятельств дела, обеспечить их участие в исследовании доказательств. Присяжные наделены полномочиями по участию в исследовании доказательств. При рассмотрении дела особое значение приобретает соблюдение требования непосредственного исследования доказательств, присяжные заседатели не знакомятся заранее ни с письменными материалами дела, ни обстоятельствами, характеризующими личность подсудимого. Закон запрещает присяжным собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания, председательствующий имеет право освободить присяжного заседателя от исполнения обязанностей, если его объективность вызывает обоснованные сомнения. Ответы на вопросы вопросного листа только на основании сведений, полученных в ходе судебного разбирательства, – безусловное требование при разрешении уголовного дела судом с участием присяжных.

В деятельности суда присяжных вправе принимать участие граждане России независимо от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания. В соответствии с законом присяжными заседателями признаются граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из него, если кандидат не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, не способен исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, достиг 65 лет, занимает государственные или выборные должности в органах местного самоуправления, является военнослужащим, судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, священнослужителем, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом или имеет специальное звание сотрудника полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, присяжными не могут быть подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; лица, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие их полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжному заседателю за время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия выплачивается судом из федерального бюджета вознаграждение пропорционально числу дней его участия, но не менее среднего заработка по месту основной работы за такой период.

Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается рядом гарантий: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в его судебную деятельность; неприкосновенностью. Одна из форм гарантии неприкосновенности- не указание фамилий присяжных в приговоре.

Закон закрепляет за присяжными заседателями, в том числе и запасными, права и обязанности непосредственно связанные с судебным разбирательством: участвовать в исследовании всех обстоятельств дела, осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий, задавать вопросы через председательствующего допрашиваемым лицам, получать от судьи необходимые разъяснения, вести записи и пользоваться ими во время совещания по поставленным перед ними вопросам. Именно они должны обеспечить вынесение присяжными вердикта по внутреннему убеждению, сложившемуся на основе исследованных в ходе судебного заседания доказательств. Присяжные заседатели не вправе: отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования по поставленным перед ними вопросам. За нарушение обязанностей присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела и заменен на запасного.

За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

После выступлений государственного обвинителя, защитника; подсудимого с последним словом; напутственного слова председательствующего коллегия присяжных заседателей удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Вердикт – решение коллегии присяжных заседателей, принятое по поставленным перед ней вопросам в виде подписанного старшиной вопросного листа с внесенными в него ответами на них.

Присяжные выносят вердикт не столько на основании буквы закона, сколько руководствуясь своим правосознанием, здравым смыслом и чувством справедливости.

При совещании и голосовании присяжных заседателей присутствие в совещательной комнате иных лиц не допускается; присяжные вправе прервать совещание для отдыха с наступлением ночного времени, они не могут разглашать суждения, высказанные во время совещания.

Вопросы на обсуждение ставятся в последовательности, установленной вопросным листом. Руководит голосованием и подсчитывает голоса старшина. Голосование открытое, никто из присяжных не вправе воздержаться от него.

Провозглашенный вердикт является обязательным для сторон и председательствующего.

2. Подготовительная часть судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей

Подготовительная часть судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей состоит из двух этапов.

Первый этап проводится в соответствии с общими требованиями гл. 36 УПК РФ и включает в себя разрешение судьей всего круга вопросов, связанных с обеспечением надлежащей процедуры предстоящего судебного следствия. Еще до того как стороны приступят к формированию коллегии присяжных заседателей, судья должен выполнить требования ст. 261—272 УПК: открыть судебное заседание, объявить, какое дело подлежит разбирательству, разрешить заявленные отводы, выяснить, кто явился по делу, установить личность подсудимого, разъяснить ему и всем участникам процесса их права и обязанности, разрешить заявленные ходатайства. Особое внимание должно быть уделено разъяснению сторонам принадлежащих им прав отвода присяжных заседателей, а также, тех дополнительных прав и обязанностей, которые вытекают из процедуры рассмотрения дела с участием присяжных заседателей.

Второй этап подготовительной части судебного разбирательства непосредственно связан с формированием коллегии присяжных заседателей. Собственно формирование названной коллегии начинается после доклада секретаря судебного разбирательства о явке в суд кандидатов в присяжные заседатели. Если в суд явилось менее 20 кандидатов, председательствующий, дает распоряжение о дополнительном вызове в суд присяжных заседателей.

Согласно требованиям ст. 4 указанного Закона общие и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели составляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года, включая в них необходимое для работы соответствующего суда количество граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Сотрудники суда, отвечающие за списки, должны строго следить за всеми изменениями в списках. Если не будут приняты во внимание внесенные и представленные своевременно суду изменения списков кандидатов в присяжные заседатели и в рассмотрении дела примут участие граждане, утратившие право быть присяжными заседателями, то приговор суда подлежит отмене в связи с незаконным составом суда.

Отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й. При этом проводится проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела в той степени, в которой это возможно на данном этапе.

Исходя из положений ст. ст. 2, 3, 7 указанного Закона, в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей имеют право участвовать граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели. В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются, а если были включены, то исключаются лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Процедура формирования коллегии осуществляется по правилам закрытого судебного заседания и включает в себя:

а) вступительное слово председательствующего, в котором он представляется кандидатам в присяжные заседатели, ставит их в известность о том, какое дело подлежит слушанию с их участием, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства, объясняет задачи и условия участия присяжных в отправлении правосудия по данному делу. Особо подчеркивается обязанность кандидатов правдиво ответить на задаваемые им сторонами или судом вопросы;

б) опрос кандидатов в присяжные заседатели и разрешение заявленных самоотводов, который преследует цель своевременно выяснить, нет ли обстоятельств, которые препятствуют кандидату участвовать в судебном заседании.

Ст. 3 указанного Закона определяет требования, предъявляемые к присяжным заседателям, которые должны быть доведены до сведения явившихся кандидатов, для того чтобы они знали, по каким основаниям им может быть заявлен отвод. Председательствующий должен сообщить присяжным, что в связи с процедурой отводов им будут заданы вопросы, на которые они обязаны отвечать правдиво, а также должны предоставлять необходимую информацию о себе и отношениях с другими лицами, участвующими в деле. Судья также должен поставить в известность присяжных об ответственности, предусмотренной законом за нарушение указанной обязанности. Каждый из явившихся кандидатов имеет право указать на уважительные причины, препятствующие ему исполнить обязанности присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. По заявленным самоотводам обязательно выслушивается мнение сторон. Решение принимается председательствующим путем исключения кандидата из предварительного списка;

в) мотивированные и немотивированные отводы кандидатов в присяжные сторонами. Каждому из явившихся в суд кандидатов в присяжные заседатели может быть заявлен мотивированный отвод сторонами.

Основания для такого отвода как общие, т.е. те же, что и для профессионального судьи (ст. 61 УПК РФ), так и особенные, специально предусмотренные для кандидатов в присяжные (неснятая судимость, признанная судом недееспособность и т.п.). Основанием для подобного отвода может быть и излишняя информированность кандидата об обстоятельствах рассматриваемого дела, благодаря которой у него уже могло сложиться определенное мнение по данному делу, а также иные жизненные обстоятельства, которые могут препятствовать присяжному быть объективным и беспристрастным в этом деле (например, он или его родственники уже были потерпевшими по аналогичному делу).

Закон не ограничивает число отводов (мотивированных) по предусмотренным в законе основаниям, поскольку они являются безусловными для отстранения кандидата от участия в деле. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и отводов в списке остается менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий дает указание о вызове в суд дополнительных кандидатов, также отобранных путем случайной выборки.

Если количество оставшихся кандидатов составляет 18 лиц и более, председатель предлагает сторонам воспользоваться правом на немотивированные отводы. Каждая из сторон может воспользоваться им дважды (п. 2 ч. 5 ст. 327 УПК РФ). Немотивированные отводы предусмотрены для того, чтобы стороны могли исключить из числа кандидатов в присяжные тех, которые их не устраивают, но в то же время раскрывать причины этого они не считают возможным.

Первым производит немотивированный отвод государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию с другими участниками на стороне обвинения. Затем право немотивированного отвода переходит к стороне защиты. Защитнику подсудимого не принадлежит самостоятельное право немотивированного отвода кандидата в присяжные, а потому он реализует таковое только тогда, когда это поручает ему подсудимый, о чем он должен сообщить суду.

Разрешив вопросы, связанные с отводом, судья дает указание секретарю судебного заседания или помощнику судьи составить список оставшихся кандидатов (которых должно быть не менее 14) в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Если количество кандидатов в присяжные превышает 14 человек, в список поочередно вносятся первые 14 по списку. При этом первые 12 отобранных лиц образуют (комплектную) коллегию присяжных заседателей, два последних — участвуют в судебном разбирательстве в качестве запасных. Председательствующий оглашает фамилии, имена, отчества присяжных заседателей, занесенных в протокол судебного заседания. Они занимают отведенное место на скамье присяжных заседателей, а запасные — располагаются отдельно.

Дополнительным основанием для (возможного) отвода всей коллегии присяжных заседателей является (возможное) заявление сторон о ее тенденциозности, связанной с тем, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Подобное заявление разрешается председательствующим, с учетом мнения сторон, в совещательной комнате. Признав указанное заявление обоснованным, председательствующий вправе распустить данную коллегию присяжных и возобновить подготовку к рассмотрению данного дела с момента случайной выборки нового состава кандидатов в присяжные заседатели (ст. 330 УПК);

г) выбор старшины присяжных производится составом комплектных присяжных заседателей в совещательной комнате открытым голосованием. Избранным считается присяжный, получивший большинство голосов. Старшина имеет равные процессуальные права с остальными присяжными заседателями. Вместе с тем именно он руководит ходом (возможных) совещаний присяжных, через него последние общаются с председательствующим, он оглашает в совещательной комнате вопросы вердикта, записывает ответы на них и подсчитывает голоса, удостоверяет сам вердикт.

После выбора старшины присяжные возвращаются в зал судебного заседания и председательствующий приводит их к присяге;

д) процесс формирования коллегии присяжных заседателей завершается подробным разъяснением присяжным их прав и обязанностей (ст. 333 УПК РФ).

Читайте также: