Каков порядок обращения с жалобой на решение таможни в арбитражный суд

Обновлено: 17.05.2024

Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела.

Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается.

Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В случае, если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Антимонопольный орган при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган.

Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.

В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме.

При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает:
- документы, представленные заявителем;
- материалы объяснения, представленные должностным лицом;
- результаты исследований, проверок.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

Граждане имеют право получать информацию по следующим вопросам:

- о нормативных правовых актах, на основании которых ФАС России исполняет государственную
функцию;

- о требованиях к заверению документов и сведений;

- о месте размещения на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" справочных материалов по вопросам исполнения государственной функции.

Граждане имеют право отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе.


Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

На нарушения антимонопольным органом, должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России.

На нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа ФАС России может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган.

Жалоба, с подтверждающими документами направляется получившим ее антимонопольным органом в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы.

Срок рассмотрения жалобы

Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение тридцати дней со дня регистрации.

Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа. Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений:
- признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица
соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы;
- признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не
соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью
или в части. В этом случае ответственным исполнителем по жалобе в целях установления факта
нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской
Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах
ответственности, представляется руководителю антимонопольного органа служебная записка с
изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о
проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме.

Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме.

Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.

Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения.

Обжалование решений территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции

Контакты для досудебного обжалования в ФАС России здесь

Контакты для досудебного обжалования в территориальные органы можете найти здесь

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) единый вне зависимости от места подачи жалобы.

  1. Татарстанская таможня рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных постов (Альметьевского, Аэропорт Казань, Елабужского, Казанского, Казанского почтового, Набережночелнинского, Нижнекамского) и их должностных лиц, а также должностных лиц Татарстанской таможни.
  2. Жалобу на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных постов подается непосредственно в Татарстанскую таможню по адресу: ул. Короленко, д.56, г. Казань, 420094.
  3. Обжаловать решения, действия, бездействие таможенных органов и их должностных лиц может любое лицо (юридическое, физическое), которое полагает, что таким решением, действием, бездействием нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
  4. От имени юридического лица жалобу может подписать руководитель либо его представитель.
  5. В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
    1. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:

    1)Жалоба на решение или действие - со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

    1. Жалоба на бездействие - со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

    В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.

    1. Пропущенный срок для подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если Татарстанская таможня признает причину такого пропуска уважительной.

    Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

    Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии таможенным органом к рассмотрению по существу жалобы заявителя.

    1. В жалобе (образец в приложении) необходимо указать:
      1. наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
      2. фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;
      3. существо обжалуемого решения, действия (бездействия);
      4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

      Однако если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, в таможенных органах отсутствуют, и, в последствии, не будут представлены заявителем по дополнительному запросу таможенного органа, рассматривающего жалобу, решение по жалобе будет принято без учета доводов, которые не могут быть документально подтверждены.

      1. По письменному ходатайству заявителя таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.
      2. Татарстанская таможня отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично при наличии любого из следующих оснований:
      1. имеется решение по жалобе, принятое этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;
      2. не соблюдены сроки обжалования и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;
      3. решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;
      4. жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
      5. отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);
      6. несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы.
      7. заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

      Решение об отказе в рассмотрении жалобы должно быть принято не позднее пяти рабочих дней после дня поступления жалобы или документов, свидетельствующих о наличии вышеуказанных оснований.

      Решение об отказе в рассмотрении жалобы направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом.

      1. Заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия решения по существу таможенным органом, рассматривающим жалобу. Отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете.
      2. Жалоба рассматривается Татарстанской таможней в течение одного месяца со дня ее поступления в Татарстанскую таможню. Однако если жалоба подана не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, тогда она рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

      Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц.

      1. По результатам рассмотрения жалобы Татарстанская таможня принимает одно из следующих решений:
      2. признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа и отказывает в удовлетворении жалобы;
      3. признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

      В случае удовлетворения жалобы полностью или частично таможенный орган:

      1) отменяет полностью или частично принятое таможенным органом решение;

      2) отменяет принятое таможенным органом решение и обязывает этот таможенный орган принять новое решение в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) меры, направленные на устранение допущенных нарушений;

      3) признает действие (бездействие) таможенного органа неправомерным и обязывает принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

      Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого признаны неправомерными, не позднее пятнадцати рабочих дней после дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании или указанным решением не установлен иной срок для их совершения.

      Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения.

      14) Решение Татарстанской таможни по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд.

      Решения таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы, об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа могут быть обжалованы в суд (физическими лицами - в Ново-Савиновский районный суд г. Казани по адресу: ул. Короленко, д. 58А, г. Казань, 420094 либо в суд, находящийся по месту жительства гражданина; юридическими лицами - в Арбитражный суд Республики Татарстан по адресу: ул. Ново-Песочная, д. 40, г. Казань, 420107

      Решение Татарстанской таможни по жалобе в области таможенного дела может быть обжаловано:

      в Приволжское таможенное управление

      по адресу: ул. Пушкина, д.8, г. Нижний Новгород, 603022

      в Ново-Савиновский районный суд г. Казани по адресу: ул.Короленко, д. 58А,

      г. Казань, 420094 либо в суд, находящийся по месту жительства

      юридическими лицами -

      в Арбитражный суд Республики Татарстан по адресу: ул. Ново-Песочная, д. 40, г. Казань, 420107

      Как подать жалобу в арбитражный суд? Апелляционная, кассационная, надзорная жалобы: порядок подачи жалоб и составления, сроки, основания, когда лучше подавать жалобу. Рассказываем в нашей статье.

      Апелляционная жалоба

      Основания

      Арбитражным судом в первой инстанции могут приниматься три вида судебных актов: решения, определения и судебные приказы. В апелляционном порядке можно обжаловать только решения и некоторые определения, обжалование которых предусмотрено действующим законодательством. Судебные приказы могут быть обжалованы только в кассационную инстанцию.

      Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что по первой инстанции в определенных случаях дела могут рассматривать не только арбитражные суды субъектов РФ, но и арбитражные суды других уровней. Так, например, заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве суда первой инстанции рассматривают арбитражные суды округов. Большой спектр дел по первой инстанции рассматривает Суд по интеллектуальным правам. Такие решения вступают в силу в момент их принятия и потому обжалуются лишь в кассационном порядке.

      На какой стадии

      Подача жалобы в арбитражный суд осуществляется любым лицом, участвующим в деле, а также иными лицами в случаях, когда судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности.

      Система подачи жалоб в арбитражный суд предусматривает сроки, установленные действующим законодательством. Общий срок составляет один месяц с момента изготовления решения суда в полном объеме. Наряду с общим, АПК РФ и иные федеральные законы предусматривают для отдельных категорий дел специальные (сокращенные) сроки подачи жалобы.

      Сроки

      Подача апелляционной жалобы в арбитражный суд может быть осуществлена на:

      • решения о привлечении к административной ответственности − в течение 10 дней со дня принятия решения;
      • решения об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности − в течение 10 дней со дня принятия решения;
      • определения о наложении судебного штрафа − в течение 10 дней со дня получения определения;
      • определения о передаче дела по подсудности или об отказе в передаче дела по подсудности − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
      • определения об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело соистца, об отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении соответчика; об отказе во вступлении в дело третьего лица − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
      • об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении требований в отдельное производство − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
      • определения по делам о несостоятельности (банкротстве), обжалование которых предусмотрено АПК РФ и другими федеральными законами − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
      • определения по делам о несостоятельности (банкротстве), которые не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию − в течение 14 дней со дня их вынесения.
      • решения, принятые в порядке упрощенного производства − в течение 15 дней со дня принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

      При исчислении специальных (сокращенных) сроков в расчет принимаются только рабочие (а не календарные) дни. Апелляционная жалоба может быть подана в любой момент установленного для обжалования срока. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи апелляционной жалобы в арбитражном суде может быть восстановлен по ходатайству заявителя при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения.

      Куда подавать

      Порядок подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд следующий: она направляется в апелляционный суд через суд первой инстанции, вынесший судебный акт, который в течение трех дней направляет апелляционную жалобу вместе с делом в апелляционный суд. Если заявитель сам направит жалобу непосредственно в апелляционный суд, то жалоба ему будет возвращена.

      Порядок составления

      В отношении содержания апелляционной жалобы законом установлены определенные ограничения. Так, в жалобе не могут быть:

      • заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции;
      • уменьшены или увеличены исковые требования;
      • изменены основания или предмет иска;
      • сделаны заявления о признании иска полностью или в части.

      В апелляционной жалобе в обязательном порядке должны быть указаны:

      1) наименование апелляционного арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;

      2) наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;

      3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

      4) требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

      5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

      К апелляционной жалобе прилагаются:

      2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

      3) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

      4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.

      Консультация юриста в Москве

      Нужно составить жалобу в арбитражный суд?

      Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

      Кассационная жалоба

      Куда подавать и на какой стадии

      Большинство кассационных жалоб на принятые судебные акты рассматриваются в арбитражных судах округов. В арбитражный суд округа могут быть обжалованы:

      1) судебные приказы, решения, определения арбитражного суда первой инстанции;

      2) постановления, определения арбитражного суда апелляционной инстанции;

      3) решения, определения арбитражного суда округа по делам о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

      4) определения арбитражного суда округа.

      В Суд по интеллектуальным правам подаются кассационные жалобы на:

      1) решения, определения арбитражного суда первой инстанции и постановления, определения арбитражного суда апелляционной инстанции по делам о защите интеллектуальных прав;

      2) решения, определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в качестве суда первой инстанции.

      Российским законодательством помимо указанных случаев обжалования предусмотрен еще один вид кассационного обжалования − в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ (вторая кассация). Такие кассационные жалобы подаются на

      1) вступившие в законную силу судебные акты, если они ранее были обжалованы в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа, а также постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы); 2) судебные акты арбитражных судов, в отношении которых возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа не предусмотрена, если они были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.

      Основания

      С кассационной жалобой могут обратиться лица, участвующие в деле, а также лица, права которых нарушаются обжалуемыми судебными актами. Кассационная жалоба, как и апелляционная, подается в бумажном или электронном виде через арбитражный суд первой инстанции.

      Порядок составления

      Порядок подачи кассационной жалобы в арбитражный суд и требования к оформлению такие же, как и к апелляционной. Особенности затрагивают лишь содержание кассационной жалобы, что непосредственно связано с установленными законодателем пределами рассмотрения дела в кассационной инстанции.

      Основная задача кассационной инстанции – это проверка правильности применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта. Принимать дополнительные доказательства, давать самостоятельную оценку доказательствам или устанавливать обстоятельства дела кассационный суд не вправе. Поэтому в кассационной жалобе главный акцент должен быть сделан на неправильное применение закона, а не на пересмотр доказательств.

      Сроки

      Срок подачи кассационной жалобы в арбитраж по общему правилу не должен превышать двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебных актов (судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда).

      Для обжалования определений суда установлены сокращенные сроки обжалования. По общему правилу жалоба на определение, которая в соответствии с АПК РФ может быть обжалована в кассационной инстанции, подается в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения. В отношении некоторых видов определений апелляционной инстанции применяется специальный срок − 10 дней с момента вынесения определения в случаях, когда суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции (ч. 6.1 ст. 268 АПК).

      Что касается Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, то по общему правилу судебные акты могут обжаловаться во вторую кассацию после исчерпания первой кассации (рассмотрения кассационной жалобы в суде округа). Исключением являются случаи, когда возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа не предусмотрена, если при этом судебные акты были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.

      Основанием для обращения в Коллегию является допущение в принятых судебных актах, по мнению заявителя, существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства и приведших к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие в жалобе таких доводов, либо признание судом отсутствия существенных нарушений является основанием для отказа в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании

      Кассационная жалоба подается в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу. При этом, данная кассационная жалоба, в отличие от первой кассации подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

      Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

      Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

      Надзорная жалоба

      Основания и на какой стадии подавать

      Проверку судебных актов в порядке надзора осуществляет Президиум Верховного Суда РФ. В Президиум Верховного Суда РФ могут быть обжалованы вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные Судебной коллегией ВС РФ.

      Сроки

      Надзорные жалобы подаются в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых актов.

      Порядок составления и куда подавать

      Требования к содержанию надзорных жалоб аналогичны требованиям, предъявляемым к кассационным жалобам. Жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ.

      Надзорное производство состоит из трех этапов:

      1) решение вопроса о соответствии надзорной жалобы с точки зрения предъявляемых законом требований к форме и содержанию;

      2) решение вопроса о приемлемости надзорной жалобы с точки зрения наличия оснований для пересмотра в порядке надзора;

      3) рассмотрение надзорной жалобы в судебном заседании Президиума ВС РФ и принятие соответствующего постановления.

      В случае признания жалобы неприемлемой, она возвращается заявителю без рассмотрения.

      Рекомендуем обращаться за помощью только к квалифицированным адвокатам по арбитражным делам для качественной и своевременной подачи необходимой жалобы.

      У кого есть право на обжалование

      • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
      • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
      • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

      Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

      Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

      Общие правила и требования

      Способ подачи жалобы

      Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

      Какая нужна электронная подпись

      СИТУАЦИЯ

      РЕШЕНИЕ

      Срок подачи жалобы

      Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

      ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

      КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

      В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

      Отзыв жалобы

      До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

      Приостановление спорного решения

      Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

      • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
      • об отказе в этом.

      Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

      Требования к жалобе

      • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
      • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
      • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
      • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
      • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
      • требования подавшего жалобу;
      • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

      Жалоба не должна содержать:

      • нецензурные либо оскорбительные выражения;
      • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

      К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

      • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
      • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

      Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

      Когда откажут в рассмотрении жалобы

      • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
      • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
      • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
      • есть решение суда по вопросам в жалобе;
      • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
      • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
      • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
      • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
      • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

      Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

      Как рассматривают жалобу и сроки

      Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

      ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

      КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

      Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

      Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

      Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

      В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

      Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

      У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

      Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

      Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

      Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

      До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

      Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

      По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

      • оставляет жалобу без удовлетворения;
      • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
      • отменяет решение полностью и принимает новое;
      • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

      Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

      В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

      С какими жалобами обращаются в ФАС

      00003.jpg

      Внесудебный порядок обжалования

      Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.

      Когда ответ на жалобу не дается

      Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:

      • отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
      • текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
      • используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
      • текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.

      Если письменное обращение содержит доводы и аргументы, по которым уже неоднократно был дан ответ, и подтверждением служит банк решений ФАС, при этом новых обоснований сути требований нет, компетентный орган может прийти к выводу о прекращении переписки. Однако в этом случае жалобщик обязательно уведомляется. Если в антимонопольный орган обжалуется судебное решение, заявителю в течение 7 дней направляется ответ с разъяснением правильного порядка действий. Устранение причин позволяет обратиться повторно.

      00004.jpg

      Содержание жалобы

      Порядок обжалования решений ФАС позволяет подать жалобу в письменной или электронной форме. Содержание документа включает:

      • идентифицирующие данные лица, которое обращается;
      • полное название антимонопольного органа, в которое подается жалоба;
      • идентифицирующие данные и должность субъекта, чьи действия или бездействие обжалуются;
      • почтовый и электронный адреса для направления ответа, уведомления о переадресации;
      • содержание жалобы, описание, какие права и интересы нарушены, в чем противоправность;
      • подпись и дата.

      Права заинтересованных лиц

      Каждый субъект, который отстаивает свои права с помощью подачи жалобы в ФАС и размещения ее в реестре, может беспрепятственно:

      • уточнять входящий номер регистрации жалобы;
      • узнавать, есть ли требования для заверения определенных документов, и каков порядок;
      • получать ответ на вопрос о нормативно-правовой базе, которая служит основой выполнения функций антимонопольным органом, в том числе ссылки на конкретные акты;
      • узнавать, отражена ли информация в базе решений ФАС.

      Сроки рассмотрения

      Итоги внесудебного обжалования

      Итоговое решение антимонопольного органа выносит руководитель территориального органа или непосредственно руководитель ФАС России. Результаты рассмотрения следующие:

      • признание действий/бездействия должностного лица соответствующим Регламенту и законным, что означает отказ в удовлетворении жалобы;
      • признание действий/бездействия должностного лица несоответствующим Регламенту и удовлетворение жалобы полностью или частично.

      Во втором случае подготавливается служебная записка на имя руководителя для привлечения виновного лица к дисциплинарной или иной ответственности. Форма решения – всегда письменная. Заявителю и заинтересованным лицам направляется экземпляр не позднее трех рабочих дней с момента составления полного текста. Служебная записка направляется в ФАС в течение одного рабочего дня. Если не установлен иной срок, действия руководителя, которому поступила такая служебная записка, должны быть совершены в течение десяти дней. Прохождение внесудебного алгоритма не лишает заявителя права отстаивать свои интересы в суде.

      Судебный порядок обжалования

      Сроки рассмотрения и принятия судом решений

      С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.

      Читайте также: