Межамериканский суд по правам человека процедура разрешения споров

Обновлено: 08.05.2024

  • Межамериканский суд по правам человека (сокр. МАСПЧ, исп. Corte Interamericana de Derechos Humanos, порт. Corte Interamericana de Direitos Humanos, фр. Cour interaméricaine des droits de l'homme, англ. Inter-American Court of Human Rights) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Организации американских государств (ОАГ), ратифицировавшие Американскую конвенцию о правах человека (АКПЧ).

Вместе с Межамериканской комиссией по правам человека составляет систему защиты прав человека в Южной и Северной Америке.

Резиденция суда находится в Сан-Хосе в Коста-Рике.

Суд был создан в 1969 году, но начал функционировать только в 1979 году, после того как Конвенция вступила в силу.

В состав суда входят семь судей, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ на шестилетний срок. Один судья может переизбираться только один раз. Председатель суда и его заместитель избирается судьями. Государство ОАГ может иметь только одного своего судью в составе Суда. Если государство не имеет своего судью в составе Суда при рассмотрении касающегося данной страны дела, то оно имеет право выдвинуть дополнительного судью. Заседание суда проходят раз в полгода, но возможны и внеочередные заседания.

Суд компетентен толковать Американскую конвенцию о правах человека и любой другой американский документ, относящийся к области правам человека. Суд выполняет две основные функции: судебную и консультативную. В первом случае он рассматривает конкретные случаи нарушения прав человека в государствах, ратифицировавших АКПЧ. Во втором он консультирует государства ОАГ по поводу соответствия тех или иных законов и законопроектов АКПЧ и другим правозащитным документам.

В отличие от Европейского суда по правам человека физические лица не могут обращаться непосредственно в суд. Передача дел на рассмотрения осуществляется Межамериканской комиссией по правам человека и государствами, подписавшими АКПЧ. Физические лица могут обращаться в Комиссию.

Связанные понятия

Межамериканская комиссия по правам человека — орган ОАГ, действует с 1959 года. Рассматривает жалобы на нарушения АКПЧ участвующими в конвенции государствами и может передавать эти жалобы в Межамериканский суд по правам человека, если государство-ответчик согласно на рассмотрение дела судом. Вправе также рассматривать соблюдение положений Американской декларации прав и обязанностей человека, во всех странах ОАГ. Состоит из 7 экспертов, избираемых сроком на 4 года Генеральной Ассамблеей ОАГ из кандидатов.

Американская конвенция о правах человека или Пакт Сан-Хосе — региональная конвенция о защите прав человека (главным образом гражданских и политических), принятая в 1969 году и вступившая в силу в 1978 году. Участниками могут являться страны-члены ОАГ; на сентябрь 2012 года в конвенции участвуют 23 из 34 членов ОАГ; ещё две страны ранее были участницами конвенции, но денонсировали её (Венесуэла, Тринидад и Тобаго).

Процедура ампаро (исп. recurso de amparo, juicio de amparo) — средство для защиты конституционных прав, характерное для ряда правовых систем. В некоторых правовых системах, преимущественно испаноязычного мира, ампаро является эффективным и недорогим инструментом защиты индивидуальных прав.

Междунаро́дное пра́во в о́бласти прав челове́ка — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отраслью международного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное.

Комитет против пыток (англ. Committee Against Torture, CAT) — исполнительный орган Организации Объединённых Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток. Создан 1 января 1987 года, спустя шесть месяцев после вступления Конвенции в силу. Наряду с Комитетом существует Подкомитет по предотвращению пыток (состоящий из 25 экспертов), имеющий право наносить визиты в государства-участники Факультативного протокола к Конвенции.

Упоминания в литературе

Индивиду предоставлен доступ в универсальные комитеты по правам человека, а также в региональные международные судебные учреждения. Среди судебных органов это Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека , Африканский суд по правам человека и народов, Суд ЕС.

Связанные понятия (продолжение)

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) — объединение экономического сотрудничества 13 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа Ассоциации — Договор Монтевидео, подписанный 12 августа 1980 года. Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Союз южноамериканских наций (исп. Unión de Naciones Suramericanas (UNASUR), порт. União de Nações Sul-Americanas (UNASUL), англ. Union of South American Nations, нидерл. Unie van Zuid-Amerikaanse Naties, другое название — Декларация Ку́ско) — региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года.

Суд пе́рвой инста́нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Суд апелляционной инстанции, апелляционный суд (от англ. appeal - призыв, обращение) — суд второй инстанции. В уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми и федеральными судьями. В судах общей юрисдикции апелляционной инстанцией выступают вышестоящие суды по отношению к судам первой инстанции. В арбитражном судопроизводстве в апелляционном порядке проверяются все решения арбитражных судов, вынесенных в первой.

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Представительство в суде — процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Статья содержит перечень стран мира, в современном законодательстве которых разрешен вопрос юридического признания или непризнания однополого брака, а также сведения о ходе и результатах рассмотрения законопроектов, направленных на легализацию или запрет однополых браков и других форм однополых союзов. В завершение приводится краткий обзор места однополых союзов в истории человечества.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Междунаро́дно-правовы́е са́нкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права.

Коми́ссия междунаро́дного пра́ва — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, состоящий из тридцати четырех юристов-международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном качестве, а не как представители соответствующих правительств, имеющий целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не может объяснить или они получены с нарушением закона. Это понятие государствам предлагается ввести в уголовный кодекс в 20-й статье Конвенции ООН против коррупции. Документ был принят на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 год и вступил в силу 14 декабря 2005 года.

Европейская социальная хартия — конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека (в отличие от ЕКПЧ, закрепляющей главным образом гражданские и политические права). Принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Страны-участницы обязуются признать обязательными для себя как минимум 10 статей или 45 частей статей части II хартии, в том числе как минимум 5 из следующих статей: 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19. Доклады об исполнении Хартии предоставляются раз в два года. Всего часть II.

Преюди́ция (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.

Закон о защите брака (англ. Defense of Marriage Act, кратко DOMA, официально Public Law No. 104—199, 110 Stat. 2419) — принятый 21 сентября 1996 года федеральный закон США, который описывает брак как правовой союз между мужчиной и женщиной и провозглашает супругами лиц разного пола. Кроме того, согласно закону, ни одна административная единица не обязана признавать союз двух людей одного пола браком и не обязана соблюдать их брачные права, даже если их брак официально признан в другом государстве.

Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.

Комиссия ООН по праву международной торговли, ЮНСИТРАЛ (англ. United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.

Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.

Комиссар по правам человека — независимое должностное лицо в рамках Совета Европы, задача которого — способствовать образованию в области прав человека, вниманию к правам человека и их соблюдению в странах СЕ.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Судебная система Испании — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Испании.

Заочное решение суда — документ судебной инстанции, составленный и выдаваемый судом по результатам заочного рассмотрения дела.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Следственный судья (также именуемый судья-следователь, расследующий магистрат, допрашивающий судья) — должностное и процессуальное лицо в правовой системе ряда европейских и южноамериканских стран (как правило, тех из них, где указанный правовой институт исторически произрастает из светского инквизиционного процесса), отвечающее за единоличное проведение судебного расследования по административным и уголовным делам, совмещающее функции судьи и следователя, занимающееся разбором дела самостоятельно.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

С момента патриации Конституции Канады в 1982 было произведено лишь десять небольших поправок. Однако было и несколько неуда́вшихся прое́ктов попра́вок к Конститу́ции согласно новой процедуре внесения поправок.

Суды по делам о банкротстве США (англ. United States bankruptcy courts) — система судебных органов, созданная в соответствии с первой статьёй Конституции США. Действующая система судов образована решением Конгресса США в 1978 году, начала функционировать с 1 апреля 1984 года. Суды по делам о банкротстве являются структурными подразделениями федеральных окружных судов, к исключительной компетенции которых относится рассмотрение дел о банкротстве. Рассмотрение таких дел является юрисдикцией только.

Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге — документ, являющийся приложением к Соглашению об уголовном преследовании и наказании главных военных преступников Европейской оси (обычно именуемое Нюрнбергским или Лондонским уставом), принятый решением Лондонской конференции от 8 августа 1945 года, устанавливавший правила и процедуры проведения Нюрнбергского процесса.

Бразильское агентство разведки (порт. Agência Brasileira de Inteligência; ABIN) — ведущая спецслужба Бразилии, осуществляющая координацию разведывательной и контрразведывательной деятельности; является центральным органом бразильской системы разведки (Sistema Brasileiro de Inteligência, SISBIN).

В апреле 2020 года Африканский суд по правам человека и народов (далее – Африканский суд) убедительно доказал, что решение о применении обеспечительных мер, а точнее – избранная судом мера, может не только спровоцировать государство-ответчика на их неисполнение, но и нанести непоправимый вред самому суду. В ответ на принятые Африканским судом обеспечительные меры по жалобам частных заявителей два государства Западной Африки – Бенин и Кот-д’Ивуар – известили Суд о том, что они отзывают свои декларации о признании компетенции Суда напрямую принимать и рассматривать жалобы частных лиц, лишив тем самым своих граждан прямого доступа в региональный суд по правам человека.

Африканский суд по правам человека и народов, начавший свою деятельность в 2006 году, имеет право рассматривать дела, переданные ему Африканской комиссией по правам человека (по аналогии с Межамериканским судом по правам человека), а также жалобы частных лиц или неправительственных организаций, но только в отношении государств, признавших отдельной односторонней декларацией компетенцию Суда получать и рассматривать такие жалобы. В феврале 2016 года число таких государств достигло 10, но как оказалось, это был исторический пик, после чего начался обратный отсчет. После серии жалоб, поданных частными заявителями и принятых Судом к рассмотрению, свою Декларацию отозвала Руанда, а за ней в ноябре 2019 года последовала Танзания, на территории которой в г. Аруша располагается Африканский суд. После отзыва своих деклараций Бенином и Кот-д’Ивуаром число государств, признавших компетенцию Суда получать жалобы частных лиц, сократилось до 6, и вполне возможно, что этот процесс остановить уже не удастся. При этом рассмотрение жалоб частных лиц составляет явно преобладающую часть дел, переданных на рассмотрение Суда (за все время деятельности Суда от частных лиц получено 256 жалоб, от неправительственных организаций – 12, всего 3 дела от Африканской комиссии и 13 запросов на консультативные заключения).

Принятое в 2011 году решение Суда о применении обеспечительных мер в отношении Ливии стало первым за 5 лет его деятельности. Однако после этого произошел своего рода прорыв – на сегодня такие меры приняты в 42 делах (по этому параметру Африканский суд даже обошел Межамериканский суд по правам человека).

В прошлом месяце Суд принял обеспечительные меры в делах с очень высокими ставками, оказавшись тем самым в эпицентре ожесточенной политической борьбы в двух странах и при этом открыто сыграв прямо накануне выборов в пользу политических оппонентов действующей власти.

В случае с Кот-д’Ивуаром Африканский суд 22 апреля 2020 года распорядился немедленно приостановить действие ордера на арест бывшего премьер-министра Гийома Соро (Guillaume Soro), который до этого заявил о своих планах участвовать в президентских выборах. Правительство Кот-д’Ивуара проигнорировало предписание Африканского суда, приговорив заявителя 28 апреля 2020 года к 20 годам тюрьмы за растрату, исключив его тем самым из президентской гонки.

В ноябре 2019 года Себастьян Айавон, создавший к тому времени свою собственную политическую партию, обратился в Африканский суд c новой жалобой на многочисленные нарушения своих прав в виде принятия нового избирательного законодательства и попросил Суд отменить назначенные на май 2020 года муниципальные выборы. Несмотря на возражения ответчика, Суд заявил, что срочность и серьезность ситуации, а также очевидный риск нанесения лично заявителю непоправимого ущерба диктуют необходимость отмены выборов до вынесения Cудом решения по существу жалобы. Это стало последней каплей для Бенина.

Комментируя эти события, стоит отметить, что было бы чрезмерным упрощением представлять все в черно-белом свете – суд, стоящий на страже прав человека, с одной стороны, и авторитарный режим, с другой. Помимо крайне спорного и вызывающего двоякое чувство решения о компенсации одному из богатейших людей Бенина практика Суда давно вызывает вопросы и обеспокоенность всех заинтересованных сторон.

В обобщенном виде претензии в этой части сформулировал судья Дж. Ньюнгеко (Gerard Niyungeko) в своем особом мнении к решению Суда о компенсации г-ну Айавону: в ряде случае Суд вообще не объясняет (“the Court did not at all explain”) выводы, к которым он приходит; находит нарушение там, где его нет (“the Court finds a violation which does not exist”); Суд включает в резолютивную часть меру, которая не обсуждалась в мотивировочной части (“the Court included a measure in the operative part which was not discussed in the body of the judgement”).

Кроме того, вызывает сомнение безоглядная решимость, с которой Суд бросился отменять намеченные выборы, при этом совсем не постаравшись убедительно и аргументировано объяснить, в чем именно он видит срочность и серьезность ситуации, а также риски непоправимого ущерба непосредственно для заявителя при том, что в выборах участвует не он лично, а его партия. Поэтому далеко не случайно Бенин в своем уведомлении об отзыве Декларации заявил, что Суд вышел за пределы своей компетенции и стал источником правовой и судебной неопределенности.

Помимо этого, запретив выборы, сам Суд лишился куда большего – своей компетенции получать напрямую жалобы частных лиц, оставив тем самым всех жителей Бенина без права на прямой доступ к региональному суду по правам человека. Возникает вопрос о явной недооценке Судом последствий своего решения, о недостаточном просчете рисков для самого Суда, отсутствии умения избегать втягивания Суда в политические конфликты, которые грозят репутации и существованию самого Суда, и о некорректном поиске баланса между интересами заявителя в конкретном деле и миссией Суда в целом.


С 2014 года в Европейский суд по правам человека может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывается намерение подать жалобу и ее суть. Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

После поступления жалобы в Суд член секретариата производит ее первичный анализ. Он решает следующие вопросы. Есть ли в тексте поступившего документа (жалобы, заявления, письма) данные, дающие основания полагать, что в рассматриваемом деле действительно могут быть нарушения прав и свобод, защищаемых Конвенцией. Например, утверждения в жалобе о нарушении прав должны быть аргументированы. Речь идет о наличии аргументации как таковой, а не ее об обоснованности. Второй вопрос – это приложены ли к жалобе (заявлению, письму) необходимые документы. И третий вопрос – отвечает ли жалоба формальным требованиям Конвенции. Если она не отвечает перечисленным требования, и недочеты не были устранены заявителем, то жалоба практически незамедлительно направляется в секцию Суда, Единоличному судье или Комитету для принятия решения (скорее утверждения решения) о признании жалобы неприемлемой. Решение оформляется официальным письмом Суда. На практике все эти действия Суда после поступления соответствующего документа в Суд занимает от одного месяца до года.

В случае если жалоба отвечает этим минимальным и необходимым требованиям, то она закрепляется за секцией Суда и включается в список подлежащих рассмотрению. Об этом решении заявитель информируется письмом Суда, в котором говорится, что жалоба будет рассмотрена в соответствии с очередностью.

С момента принятия решения о том, что жалоба будет рассмотрена на предмет приемлемости, Единоличный судья, Комитет, Палата или ее Председатель вправе уведомить о жалобе Высокую Договаривающуюся Сторону-ответчика и предложить ей представить письменные замечания по жалобе, а после получения таких замечаний, предложить заявителю представить свои ответные возражения. Следовательно, находясь в производстве именно Палаты, а не Комитета, данная стадия ведется на официальном языке Суда – английском или французском, если Председатель Палаты не примет иного решения.

Раньше, до вынесения решения о приемлемости, все общение с Судом (в том числе любые состязательные бумаги) от имени заявителя могли вестись на любом из официальных языков одного из государств-участников (Правило 34, п.2). После вынесения решения о приемлемости стороны должны были получить разрешение Председателя Палаты продолжать пользоваться одним из официальных языков одного из государств-участников; в противном случае следовало использовать английский или французский язык (Правило 34, п. 3 Регламента Европейского суда). С 1 июля 2006 года всякое общение с заявителями или их представителями, а также устные и письменные обращения заявителей или их представителей в связи с каким-либо слушанием или после того, как Высокая Договаривающаяся Сторона была уведомлена о рассмотрении жало-бы, должны быть на одном из официальных языков Суда, если только Председатель Палаты не предоставит разрешения на продолжение использования государственного языка Высокой Договаривающейся Стороны (Правило 34, п. 3(а)). Думается, подобное правило Регламента объясняется загруженностью Суда. Вместе с тем, на практике это правило не всегда реализуется. Применительно к России, речь идет о том, что если заявитель направит свои замечания на замечания Правительства на русском языке, то никаких последствий это иметь не будет.

Проблемы перевода состязательных документов существенно затрудняют реализацию права на жалобу в Европейский суд. С учетом того обстоятельства, что членам секретариата Суда приходиться корректировать перевод, следовало бы по индивидуальным жалобам закрепить правило, что все документы, представляемые заявителем должны быть на одном из официальных языков Совета Европы.

В случае если рассмотрение жалобы представляется обоснованным, Председатель Секции, в которую направлено дело, назначает судью-докладчика, обязанного изучить жалобу или внесудебного докладчика. Судья-докладчик назначается, когда в производстве находится жалоба, поданная в соответствии со статьей 33 Конвенции, то есть по межгосударственным жалобам. В случае, когда жалоба подается в соответствии со статьей 34 Конвенции, то есть индивидуальная жалоба - назначается внесудебный докладчик.

В процессе изучения жалобы судья-докладчик (внесудебный доклад-чик) вправе предложить сторонам представить в определенный срок любые фактические данные, документы или иные материалы, которые они сочтут имеющими отношение к делу; определяет, с учетом того, что Председатель Секции сам может дать распоряжение о рассмотрении дела Пала-той, будет ли жалоба рассматриваться Единоличным судьей, Комитетом или Палатой; готовит такие заключения, проекты и другие документы, которые могут помочь Палате или ее Председателю при выполнении их функций . Судья-докладчик, в том числе, делает заключение о том, может ли она быть рассмотрена Судом.

Получив жалобу на формуляре, судья-докладчик (внесудебный докладчик) может потребовать от сторон спора представить любые материалы по делу и именно он определяет, кем будет рассматриваться дело по существу: Комитетом из трех судей или Палатой Суда из семи судей (может быть пять судей).

В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Суда может предложить или дать разрешение любому государству - участнику Конвенции, которое не является стороной в деле, или иному заинтересованному лицу, которое не является заявителем, представить письменные замечания или, в исключительных случаях, принять участие в слушаниях - вступление в процесс третьей стороны (статья 36 п.2 Конвенции). В соответствии с п. 1 ст. 36 государство имеет право вступить в дело с целью подачи письменных комментариев и/или участия в слушании, если заявителем является один из его граждан.

Третья сторона, желающая вступить в дело, должна письменно обратиться к Председателю секции Суда за разрешением в течение 12 недель с момента уведомления государства-ответчика о жалобе (Правило 44, п. 2 Регламента).

Комиссар Совета Европы по правам человека может подавать письменные комментарии в Суд и принимать участие в слушаниях (ст. 13 Протокола 14, вносящая поправки в ст. 36 Конвенции).

Будучи окончательным документом, подаваемым в Суд, меморандум должен кратко излагать дело заявителя и следовать порядку первоначальной жалобы: факты, за которыми следуют имеющие отношение к делу вопросы права, затем аргументы, доказывающие нарушение Конвенции. Как и остальные состязательные бумаги, формат Меморандума должен соответствовать правилам, изложенным в Распоряжении по практическим вопросам производства о подаче состязательных бумаг.

Меморандум в некоторых отношениях может отличаться от первоначальной жалобы. Признанные неприемлемыми вопросы в нем, как представляется, не поднимаются.

Правило 60 Регламента (с учетом поправок, принятых Европейским судом 13 декабря 2004 г.) говорит о том, что если заявитель желает, чтобы ему была присуждена справедливая компенсация в соответствии со статьей 41 Конвенции в случае, если Суд придет к выводу о наличии нарушения его прав, гарантируемых Конвенцией, он должен заявить конкретные требования в связи с этим. Заявитель должен представить подробный перечень всех своих требований по пунктам с приложением любых соответствующих подтверждающих документов в срок, установленный для представления заявителем доводов по существу дела, если иное не будет установлено Председателем Палаты. Если заявитель не выполняет указанные требования, Палата вправе отказать в удовлетворении требования полностью или частично. Требования заявителя по данному вопросу представляются государству-ответчику для комментариев.

Секретарь Суда обычно издает пресс-релиз о деле до слушания, а второй пресс-релиз, как правило, публикуется в день слушания. Расписание предстоящих слушаний имеется на сайте Европейского суда. Если Суд решит провести слушание по существу жалобы, то в письме, информирующем стороны о своем решении, он может перечислить ряд вопросов, на которые сторонам нужно будет ответить на слушании. Суд может также назначить дату перед слушанием, к которой в Суд должны быть представлены любые дополнительные документы. Перед слушанием представитель заявителя должен представить копию речи на устных прениях в Суде для переводчиков Суда. Это делать необязательно, но по возможности рекомендуется, поскольку это облегчит синхронный перевод устных выступлений. Если текст предполагаемого выступления невозможно послать заранее, то, по крайней мере, следует послать краткое изложение основных пунктов. Разумеется, адвокаты не связаны никаким направленным заранее текстом, они вольны изменять свои выступления как считают нужным.

Также Суд просит стороны представить до слушания имена всех, кто будет присутствовать на слушании, включая представителей, консультантов и заявителей. Регламент Суда требует, чтобы заявителя представлял на слушании адвокат, имеющий разрешение практиковать в любой из стран участниц Конвенции, или другой представитель, утвержденный Судом (Правило 36, п. 3 Регламента). Председатель может разрешить заявителям самим представлять свое дело, но на практике это бывает чрезвычайно редко. Если заявителя на слушании представляет адвокат, Суд может также позволить заявителю самому выступить в устных прениях. Суд может позволить нескольким представителям выступить от имени заявителя (в рамках общего лимита времени).

Слушания обычно проводятся на одном из официальных языков ЕСПЧ (английском или французском), однако Председатель может разрешить использование официального языка одного из государств-участников. Суд необходимо уведомить заранее, если сторона желает обращаться к Суду на ином языке, нежели английский или французский.

Ходом заседания руководит Председатель соответствующего Комитета или Палаты (Правило 64 Регламента). Однако слушания обычно занимают в целом не более двух часов. Лишь в исключительных случаях сторонам дается дополнительное время. Обычно заявителям предоставляется 30 минут для изложения первичных устных доводов. Затем правительству ответчику дается 30 минут на ответ (в слушаниях о приемлемости открывает прения обычно правительство, а отвечает заявитель). Эти временные рамки необходимо строго соблюдать, и важно, чтобы адвокаты придерживались отведенного им максимума в 30 минут, иначе их может остановить Председатель (независимо от, того, завершили ли они свое выступление), или время для ответа другой стороне будет сокращено. Председатель обычно проводит короткую неформальную встречу перед слушанием, чтобы напомнить сторонам о необходимости придерживаться отведенного времени и обсудить любые другие конкретные вопросы в связи со слушанием - например, в связи с приемом Судом документов, представленных поздно сторонами.

Слушания Суда проходят публично, если не имеется исключительных обстоятельств для проведения закрытого слушания (ст. 40 и Правило 63 Регламента). Любая из сторон или любое другое заинтересованное лицо может попросить о проведении закрытого заседания. Такую просьбу необходимо обосновать, уточнив, следует ли закрыть слушание целиком или только его часть (Правило 63, п. 3 Регламента). Суд может закрыть слушание или его часть для прессы и посетителей по одной из следующих причин (Правило 63, п. 2 Регламента): а) в интересах нравственности; b) в интересах общественного порядка; c) государственной безопасности в демократическом обществе; d) когда этого требуют интересы несовершенно-летних или e) для защиты частной жизни сторон; или f) в той мере, в какой это, по мнению Палаты, строго необходимо при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Если сторона не является на слушание без достаточного основания, Суд, тем не менее, может провести слушание в ее отсутствие, если он уверен, что это не будет противоречить надлежащему отправлению правосудия (Правило 65 Регламента).

Суд может сделать стенографический отчет о слушании (Правило 70 Регламента). Разбирательство записывается на пленку, однако стенографический отчет готовится только по решению Суда. Стенографический отчет содержит: а) состав Суда; b) список выступивших перед Судом (включая представителей, адвокатов, консультантов и третьи стороны); c) текст сделанных заявлений, поставленные вопросы и данные на них ответы; d) текст любых постановлений, вынесенных в ходе слушаний.

Если стенографический отчет подготовлен, то он направляется сторонам для исправлений в течение установленного срока (исправления, однако, не должны влиять на смысл сказанного). Суд совещается за закрытыми дверьми и содержание совещаний сохраняется в тайне (Правило 22 Регламента). Любые решения Суда принимаются большинством судей. В случае разделения голосов поровну, проводится повторное голосование и, если разделение сохраняется, то голос Председателя является решающим (Правило 23, п. Регламента). Голосование осуществляется поднятием руки, и Председатель может провести поименное голосование в порядке, обратном старшинству (Правило 23, п. 3 Регламента).

Комитет, Палаты и Большая Палата выносят решение по существу дела в форме постановления, принимаемого большинством голосов. Проект постановления готовится судьей-докладчиком, а затем принимается, в случае необходимости с некоторыми изменениями Комитетом или Палатой .

Решения Большой Палаты оглашаются в сокращенном виде на открытом заседании Председателем Большой Палаты или судьей, делегированным Председателем. Открытое заседание для оглашения решений Палат проводится редко и их решения направляются непосредственно сторонам. По вынесении решения Суд обнародует пресс-релиз с кратким изложением решения, который немедленно публикуется на сайте Суда. Само решение тоже публикуется на сайте в день его вынесения. Секретарь Суда направляет сторонам заверенные копии решения почтой. Копии также высылаются Комитету министров, Генеральному Секретарю Совета Европы, любым третьим сторонам или другим непосредственно заинтересованным лицам (Правило 77 Регламента). Решения исполняются на одном из двух официальных языков Суда (английском или французском), хотя наиболее важные решения выносятся на обоих языках (Правило 76 Регламента). Что касается использования конкретного языка, то, по всей видимости, это зависит от предпочтений конкретного юриста Секретариата, занимающегося данным делом. Решения пишутся в стандартном формате, в соответствии с Правилом 74, п. Регламента. Во всех решениях содержится следующее: (а) имена Председателя и других судей в составе соответствующей Палаты и имя Секретаря или заместителя Секретаря; (b) дата вынесения и оглашения; (с) данные о сторонах; (d) имена представителей, адвокатов или советников сторон; (e) порядок рассмотрения дела; (f) обстоятельства дела; (g) краткое изложение доводов сторон; (h) мотивировка по вопросам права; (i) резолютивные положения; (j) если имеется, решение относительно расходов и издержек; (k) число судей, составивших большинство; (l) при необходимости, заявление о том, какой текст является аутентичным.

Судьи могут приложить свое особое мнение, расходящееся или совпадающее с решением большинства (ст. 45, п. 2 и Правило 74, п. 2 Регламента) или просто заявление о несогласии (наличии особого мнения). Практика показывает, что судьи Европейского суда довольно часто используют свое право на особое мнение.

Компенсация может включать возмещение материального и нематериального ущерба, а также судебные расходы и издержки. Суд может постановить и обычно так и делает то, что на любые суммы, не выплаченные в определенное время (обычно в течение трех месяцев), должны начисляться проценты по установленной ставке. Конвенция не содержит положения о присуждении выплаты издержек против заявителя.

Если требования по ст. 41 не готовы для решения, назначение справедливой компенсации может быть отложено для получения Судом дополнительных замечаний (Правило 75 Регламента). В таких обстоятельствах Суд в дальнейшем устанавливает процедуру для разрешения вопроса о требовании справедливой компенсации. В состав Суда для рассмотрения требований по ст. 41 обычно, хотя и не обязательно, входят те же судьи (Правило 75, п. 2 Регламента). Если стороны впоследствии достигают соглашения относительно требований по ст. 41, Суд исключает дело из списка, удостоверившись в справедливом характере соглашения (Правило 75, п. 4 Регламента).

Решение не является непосредственно окончательным, поскольку существует положение о передаче его на пересмотр в Большую Палату. Решение становится окончательным, только когда удовлетворено одно из трех условий (ст. 44): (а) когда стороны объявляют, что они не будут требовать пересмотра дела Большой Палатой; или (b) спустя три месяца после даты вынесения решения, если не было просьбы о пересмотре дела Большой Палатой; или (с) если коллегия Большой Палаты отклоняет просьбу о пересмотре дела.

Решение Большой Палаты является окончательным (ст. 44, п. 1).

Таким образом, содержание основного производства представляет собой сложную процедуру, имеющую различные варианты реализации.

Особенности рассмотрения жалоб Единолично судьей

Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения (статья 27 Конвенции).

Данное положение направленно на реализацию статьи 24 Конвенции, согласно которой если Суд заседает в составе Единоличного судьи, Суд пользуется услугами докладчиков, которые осуществляют свои функции под руководством Председателя Суда.

Таким образом, практически полностью все действия по предварительному изучению жалобы поступившей в Суд, и подготовка по нему решения совершаются теперь членом секретариата – внесудебным докладчиком. Единоличный судья будет лишь принимать окончательное решение относительно приемлемости индивидуальной жалобы.

Особенности рассмотрения жалоб Комитетом

Во всех остальных случаях Комитет передает жалобу на рассмотрение Палате. Думается, что основная масса дел будет рассматривать именно Комитетами, как по вопросу приемлемости, так и по существу дела.

Палата же рассматривает наиболее сложные дела как с точки зрения достаточности материалов по делу, так и с точки зрения права .

Если Комитет не может прийти к единогласному решению, то жалоба передается на рассмотрение Палаты.

После рассмотрения Комитет выносит одно из четырех окончательных решений:

1. Объявляет жалобу неприемлемой и исключает её из списка подлежащих рассмотрению в Суде дел;

2. О направлении для дальнейшего изучения в Палату;

3. Выносит одновременно решение о приемлемости и, по существу.

Таким образом, производство в Комитете является наиболее типичным для рассмотрения дела.

Межамериканский суд по правам человека является независимым судебным учреждением , базирующейся в Сан - Хосе , Коста - Рика .

В сотрудничестве с Межамериканской комиссией по правам человека , Суд является частью человека права системы защиты от Организации американских государств (ОАГ), которая служит для защиты и продвижения основных прав и свобод. Лиц , в Северной и Южной Америке .

Резюме

Назначение и функции

Суд был учрежден в 1979 году с целью обеспечения соблюдения и толкования положений Американской конвенции о правах человека . Таким образом, его две основные функции - арбитраж и консультирование. В первом случае он заслушивает и урегулирует представленные ему конкретные дела о нарушениях прав человека. Во втором случае он дает заключения по вопросам юридического толкования, которые были доведены до его сведения другими органами ОАГ или государствами-членами.

Арбитражная функция

Функция арбитража позволяет Суду выносить решения по переданным ему делам, в которых государство - участник Конвенции, которое, следовательно, признало юрисдикцию Суда по спорам, обвиняется в нарушении прав человека.

Помимо ратификации Конвенции, государство-участник должно добровольно подчиниться юрисдикции Суда, чтобы он был компетентен рассматривать дела с участием этого государства. Признание юрисдикции по спорам может быть оформлено на основании документа - на сегодняшний день Аргентина , Барбадос , Боливия , Бразилия , Чили , Колумбия , Коста-Рика , Доминиканская Республика , Эквадор , Сальвадор , Гватемала , Гаити , Гондурас , Мексика , Никарагуа , Панама , Парагвай. , Перу , Суринам , Уругвай и Венесуэла сделали это [1] - или, по умолчанию, государство может согласиться соблюдать юрисдикцию Суда в определенных обстоятельствах или в одном деле.

Тринидад и Тобаго первым подписал Конвенцию о 28 мая 1991 г. , но приостановила ратификацию 26 мая 1998 г. (действует на 26 мая 1999 г. ) вокруг вопроса о смертной казни . В 1999 году в соответствии с объявлением президента Альберто Фухимори , то перуанский объявил , что отзывает свое согласие на юрисдикцию Суда, но это решение было отменено переходным правительством Паниагуа в 2001 году.

В соответствии с Конвенцией дела могут передаваться в Суд либо в Межамериканскую комиссию по правам человека, либо в государство-участник. В отличие от Европейского суда по правам человека , гражданам государств-членов ОАГ не разрешается подавать апелляцию напрямую в Суд: лица, считающие, что их права были нарушены, должны сначала подать жалобу в Суд. Комиссия и она принимают решение о приемлемости жалоба. Если дело признается приемлемым и виновным является государство, Комиссия обычно представляет список рекомендаций и штраф за нарушение соответствующему государству. Дело будет передано в Суд только в том случае, если государство не следует этим рекомендациям или если Комиссия решит, что дело имеет особую важность или правовой интерес. Таким образом, представление дела в Суд можно рассматривать как крайнюю меру, применяемую только после того, как Комиссия не смогла разрешить вопрос без споров.

Судопроизводство в Суде делится на письменную и устную фазы.

Письменная фаза

На письменной стадии дело регистрируется с указанием фактов дела, потерпевших, доказательств и свидетелей, которых заявитель планирует представить в суде, а также требований о возмещении ущерба и издержек. Если секретарь Суда считает запрос приемлемым, мнение Суда передается судьям, государству или Комиссии (в зависимости от того, кто подал запрос), потерпевшим или их родственникам, другим государствам-членам, а также по адресу: Штаб-квартира ОАГ.

В течение 30 дней с момента уведомления любая из сторон судебного процесса может подать ходатайство, содержащее предварительные возражения против запроса. Если сочтет это необходимым, Суд может назначить слушание для рассмотрения предварительных возражений. В противном случае, в интересах процессуальной экономии, он может рассматривать стороны, подавшие предварительные возражения, и существо дела на одном слушании.

В течение 60 дней с момента уведомления ответчик должен предоставить письменный ответ на запрос, указав, принимает ли он или оспаривает факты и утверждения, содержащиеся в нем.

После представления такого ответа одна из сторон судебного разбирательства может запросить у Председателя Суда разрешение на подачу дополнительных доказательств до начала устной фазы.

Оральная фаза

Президент устанавливает дату начала устных слушаний, для которых кворум Суда составляет пять судей.

Во время устной фазы судьи могут задавать любые вопросы, которые они сочтут нужными, от любого предстающего перед ними человека. Свидетели, эксперты и другие лица, допущенные к разбирательству, могут, по усмотрению Президента, быть допрошены представителями Комиссии или государства, либо потерпевшими, их родственниками или их родственниками или агентами, если применимо. Президент уполномочен вынести решение об уместности заданных вопросов и предоставить допрошенному лицу право хранить молчание, если это не препятствует Суд.

Заслушав свидетелей и экспертов и проанализировав представленные доказательства, суд выносит решение. Его обсуждение проводится при закрытых дверях, и после принятия решения оно доводится до сведения всех заинтересованных сторон. Если существо решения не является средством правовой защиты по делу, оно должно быть определено на слушании или другой процедуре, установленной Судом.

Установленное судом возмещение может быть как денежным, так и неденежным. Самая прямая форма возмещения - это денежные выплаты жертвам или их родственникам. Однако государство также может быть вынуждено предоставлять льготы в натуральной форме, чтобы обеспечить общественное признание своей ответственности, принять меры для предотвращения повторения подобных нарушений в будущем и других форм злоупотреблений.

Например, в Ноябрь 2001 г. в своем решении по делу о резне в Барриос-Альтос [2] - в отношении убийства 15 человек отрядом смерти от рук спонсируемой государством Colina Group в Ноябрь 1991 в Лиме , Перу, суд постановил выплатить 175 000 долларов четверым оставшимся в живых и родственникам убитых жертв и выплату 250 000 долларов семье одной из жертв. Государство Перу также было вынуждено:

  • предоставить семьям жертв бесплатное медицинское обслуживание и различные формы образовательной поддержки, включая стипендии и поставки школьной формы, оборудования и книг;
  • отменить два спорных закона об амнистии;
  • признать в своем внутреннем законодательстве преступлением внесудебной казни;
  • ратифицировать Международную конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности];
  • опубликовать решение Суда в национальных средствах массовой информации;
  • принести публичные извинения за произошедшее и взять на себя обязательство не допустить повторения подобных событий в будущем;
  • установить памятник жертвам резни.

Хотя решения Суда являются окончательными, стороны могут подавать запросы о толковании решений Суда Секретарю в течение 90 дней с момента публикации решения. По возможности, запросы о переводе рассматриваются той же судейской коллегией, которая выносила решение по существу.

Консультативная функция

Консультативная функция Суда позволяет ему отвечать на консультации, представленные агентствами ОАГ и государствами-членами относительно толкования Конвенции или других документов, регулирующих права человека в Северной и Южной Америке, но также уполномочивает его давать советы по национальным законам и законопроектам, уточнить, соответствует ли национальное законодательство положениям Конвенции. Эта консультативная компетенция доступна всем государствам-членам Организации, а не только тем, которые ратифицировали Конвенцию и приняли на себя функции Суда. Ответы суда на эти консультации публикуются отдельно от других спорных решений - Заключений.

Состав

Как предусмотрено главой VIII Конвенции , Суд состоит из семи судей, обладающих высшим моральным авторитетом в Организации государств-членов. Они избираются на шесть лет Генеральной ассамблеей ОАГ и могут быть переизбраны еще на шесть лет.

Ни один штат не может иметь двух судей, заседающих в Суде одновременно, хотя, в отличие от членов Межамериканской комиссии, от судей не требуется отводиться от слушания, если в суде участвует страна их происхождения. В действительности государство-член, выступающее в качестве ответчика, не являющегося одним из его граждан среди судей Суда, наделено полномочиями в силу ст. 55 Конвенции о назначении судьи ad hoc для рассмотрения дела.

После вступления Конвенции в силу 18 июля 1978 г. , первые выборы судей состоялись 22 мая 1979 г. , и новый Суд впервые был созван 29 июня 1979 г. в штаб-квартире ОАГ в Вашингтоне, округ Колумбия , США .

Принимаю Наш сайт сохранит анонимные идентификаторы (cookie-файлы) на ваше устройство. Это способствует персонализации контента, а также используется в статистических целях. Вы можете отключить использование cookie-файлов, изменив настройки Вашего браузера. Пользуясь этим сайтом при настройках браузера по умолчанию, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и сохранение информации на Вашем устройстве.

Категории

Указатель

Другое

Американская конвенция о правах человека была принята 22 ноября 1969 года под эгидой Организации американских государств (ОАГ). Она вступила в силу 18 июля 1978 года. На ее основе была создана система защиты прав человека, опирающаяся на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека, предусмотренные в статье 33. Работа этого механизма включает два этапа: жалобы, подаваемые в Суд, сначала рассматриваются Комиссией.

Компетенция Комиссии распространяется на все государства-члены Американской конвенции о правах человека. Из тридцати пяти государств-членов ОАГ только двадцать пять ратифицировали эту Конвенцию. Тринидад и Тобаго, а также Венесуэла вышли из Конвенции в 1998 и 2012 годах соответственно. Осталось, таким образом, 23 действительных участника.

Юрисдикция Суда распространяется только на государства, заявившие о ее признании, т. е. на 22 страны (см. перечень в конце раздела).

Комиссия состоит из семи независимых членов, избираемых на Генеральной Ассамблее ОАГ из списка, представляемого государствами-членами этой организации. Срок их полномочий составляет четыре года, с возможностью разового продления. Комиссия собирается на три сессии в году, проходящие обычно в ее штаб-квартире в Вашингтоне, однако она может собираться и в каком-либо другом месте. Комиссия представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ОАГ.

Межамериканская комиссия не была образована в рамках Американской конвенции о правах человека. Она была создана в 1959 году посредством Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой в Боготе (Колумбия) в 1948 году. Тем не менее Американская конвенция возлагает на нее миссию защиты и поощрения прав человека (ст. 34 по 51).

1. Приемлемость

2. Урегулирование споров

Целью процедуры рассмотрения по существу не является вынесение приговора. Комиссия является несудебным органом и предоставляет себя в распоряжение сторон с целью достижения мирного урегулирования в свете письменной и устной информации, предоставленной заинтересованными государствами. В серьезных и неотложных случаях собственно процедуре может предшествовать расследование, проводимое с согласия государства, на чьей территории было совершено предполагаемое нарушение. В других случаях расследование остается средством, которым располагает Комиссия, но оно начинается в ходе рассмотрения вопроса (ст. 48 Американской конвенции о правах человека).

В случае достижения мирного соглашения Комиссия составляет доклад, который направляется автору петиции и заинтересованным государствам, а затем направляется Генеральному секретарю ОАГ для опубликования. В таком докладе содержится краткое изложение фактов и достигнутое решение (ст. 49).

Если урегулирование не было достигнуто, Комиссия передает заинтересованным государствам доклад с изложением фактов и своих заключений, иногда сопровождаемый предложениями и рекомендациями. Такой доклад не подлежит опубликованию. Если в трехмесячный срок дело не было передано в Суд, Комиссия может продолжить изучение вопроса. Она излагает свое мнение и выводы, формулирует рекомендации и определяет срок, в который привлекаемое к ответственности государство должно принять меры, необходимые для урегулирования ситуации. По истечении этого срока Комиссия решает вопрос о том, приняло ли государство указанные меры и следует ли опубликовать ее доклад.

Вместо подготовки второго доклада Комиссия может также, в трехмесячный срок, считая с даты передачи первого доклада заинтересованному государству, принять решение о передаче вопроса на рассмотрение Межамериканского суда.

3. Прочие функции Комиссии

Помимо мандата, заключающегося в обеспечении уважения и защиты прав человека, Комиссия выполняет также следующие функции:

— она наблюдает за общей ситуацией прав человека в государствах-участниках и публикует в случае необходимости специальные доклады;

— она привлекает внимание общественного мнения к соблюдению прав человека в Америке, в частности, путем опубликования исследований по таким вопросам, как независимость правосудия, деятельность военизированных группировок, положение детей, женщин и меньшинств;

— она рекомендует странам-членам ОАГ принимать меры, благоприятствующие защите прав человека;

— она отвечает на заявления государств в области прав человека;

— она запрашивает мнение Суда относительно толкования Американской конвенции о правах человека (статья 41).

Это судебный орган Организации американских государств, расположенный в Сан-Хосе (Коста-Рика), был создан в 1969 году на основе Американской конвенции о правах человека, но начал свое функционирование только в 1979 году, после вступления в силу Конвенции. Суд состоит из семи независимых судей, избираемых государствами-членами Конвенции на шестилетний срок с возможностью разового переизбрания.

Обычно Суд проводит два заседания в году (раз в полугодие); возможно также проведение внеочередных заседаний. Он назначает своего председателя и заместителя председателя на двухлетний срок с возможностью разового продления, а также секретаря. Генеральный секретарь ОАГ обращается к последнему за консультацией для назначения других членов секретариата. Суд принял свой регламент в 1980 году, изменения в последний раз были внесены в 2009 году.

1. Компетенция

Компетенция Суда распространяется на толкование Американской конвенции о правах человека, любого иного американского документа, относящегося к правам человека, а также на любые вопросы, относящиеся к компетенции органов ОАГ, по запросу государств-членов ОАГ. В частности, Суд сообщает государствам, подавшим соответствующий запрос, свое мнение относительно совместимости национальных законодательств с инструментами защиты прав человека.

  • Юрисдикция Суда при принятии к производству дел, связанных с нарушением прав человека, является факультативной (ст. 62). Государства имеют возможность принять ее раз и навсегда (на сегодняшний день это сделали 22 страны) (ст. 62.1). Они могут также признавать эту юрисдикцию только в отношении определенных дел (ст. 62.2).
  • Передача дела на рассмотрение Суда осуществляется Комиссией и государствами-участниками (ст. 61). Физические лица не могут обращаться непосредственно в Суд, но имеют право подать Комиссии петицию.
  • Таким образом, жалобы, подаваемые в Межамериканский суд, относятся к делам, по которым Комиссия не смогла достичь полюбовного решения и для которых заинтересованные государства приняли юрисдикцию данного Суда. Одним из условий приемлемости дела является исчерпание Комиссией всех предусмотренных процедур (ст. 61.2). Решения, принятые Межамериканским судом по правам человека, могут включать возмещение ущерба жертвам нарушений этих прав. Следует отметить, что международные механизмы соблюдения прав человека редко предусматривают такую возможность.

Суд компетентен также следить за применением Американской конвенции о правах человека и выносить решения при рассмотрении жалоб о нарушении прав человека. Тем не менее юрисдикция Суда не является обязательной для всех государств, за исключением восемнадцати стран, заявивших о ее принятии (см. ниже). Они могут принять ее раз и навсегда, либо для каких-то конкретных случаев.

2 Решения

Если Суд приходит к выводу, что нарушение прав или свобод, охраняемых Американской конвенцией о правах человека, имело место, он может распорядиться об обеспечении потерпевшей стороне возможности пользоваться нарушенным правом или попранной свободой. Он может также отдать распоряжение о возмещении ущерба, связанного с последствиями меры или ситуации, повлекшей за собой нарушение этих прав, и о выплате справедливой компенсации пострадавшей стороне (ст. 63). Суд выносит решения, обязательные для исполнения и не подлежащие обжалованию, и Генеральная Ассамблея ОАГ следит за их исполнением (ст. 67).

В крайне серьезных или экстренных случаях Суд может также отдать распоряжение о принятии временных мер — либо по своей инициативе, если жалоба уже была им принята, либо по ходатайству Комиссии, если речь идет о случаях, которые еще не были ему представлены (ст. 63).

Суд представляет годовой доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ОАГ, в котором он может, при необходимости, отметить государства, не подчинившиеся его решениям (ст. 65). В свою очередь ОАГ может указать на государства, которым не удалось надлежащим образом выполнить решения Суда.

Перечень государств, признавших юрисдикцию Суда: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Сальвадор.

перечень государств-участников международных конвенции по гуманитарному праву и правам человека (№ 11); права человека ▸ индивидуальные жалобы (средства правовой защиты)

Контакты

Межамериканская комиссия по правам человека: Inter-American Commission for Human Rights

1889 F Street, NW, Washington DC — USA 20006.

Тел.: (00 1) 202 458 60 02 / Факс: (00 1) 202 458 39 92

Межамериканский суд по правам человека: Inter-American Court of Human Rights

PO Box 6906–1000

San José, Costa-Rica

Тел.: (00 506) 234 05 81 / Факс: (00 506) 234 05 84.

Читайте также: