Суды над противниками католицизма с кем связано

Обновлено: 17.05.2024

На протяжении всей ее долгой истории Католическую церковь не раз сотрясали скандалы, начиная с роспуска ордена тамплиеров, суда над Галилеем и заканчивая развенчиванием мифа о матери Терезе. В течение 20 века было еще немало скандалов, как бы ни старалась Церковь охранять свои секреты.

10. Сироты Дюплесси

Приблизительно 20000 детей были поставлены неверные диагнозы. Причем далеко не все дети были сиротами. Многие были рождены незамужними матерьми и насильно переданы под опеку Церкви, которая категорически осуждала появление детей вне брака.

При таком статусе жизнь детей превращалась в кошмар. Они подвергались сексуальному насилию, к ним применялась терапия электрошоком, им даже делали лоботомию. Некоторых детей использовали при проведении медицинских экспериментов. Многие умерли в результате такого лечения.

К началу 90-х гг. в живых осталось около 3000 сирот Дюплесси. Они объединились, чтобы обнародовать свою историю и добиться справедливости от правительства. В конечном итоге они получили денежную компенсацию от властей, но вот Католическая церковь извинений так и не принесла.

9. Переселение детей

В течение 19 и 20 веков приблизительно 150000 детей из детских домов были отправлены в Австралию, Канаду, Новую Зеландию и Родезию. Такая система, возможно, практиковалась и до 17 века, но что удивительно, так это ее длительность. Только в период с 1947 по 1967 10000 детей были отправлены из Соединенного Королевства в Австралию.

А соперничающие религиозные течения использовали подобную схему для увеличения числа своих последователей на континентах. С конца 30-х и до начала 60-х годов Католическая церковь отправила как минимум 1000 британских и 310 мальтийских детей в католические школы Австралии, где многие из них вынуждены были заниматься тяжелым физическим трудом, в том числе и строительными работами.

Последующие исследования выявили, что, в дополнение к принудительным каторжным работам, многие дети были жестоко избиты, изнасилованы, они голодали – некоторых заставляли драться за еду, брошенную на пол. Многих из них лишили имени, данного при рождении. Несколько десятилетий спустя, в 2001, Католическая церковь признала совершенные преступления и принесла извинения жертвам.

8. Похищенные дети Испании

После того как Франко пришел к власти, назвав себя защитником католической Испании, Церковь стала управлять большей частью социальных учреждений страны: от школ до больниц и детских домов. Это позволило врачам, священникам, монахиням выкрасть тысячи детей.

Во многих случаях медсестры в больницах просто забирали новорожденных детей у матери, якобы для обследования. А потом возвращались и говорили, что младенец умер. Зачастую дети просто продавались приемным родителям.

После смерти Франко в 1975 году Церковь сохранила свою хватку и продолжила проект. Похищения детей продолжались вплоть до 1987 года, пока испанское правительство не ужесточило правила усыновления. Было подсчитано, что около 15 % усыновленных детей в период между 1960 и 1989 были украдены у настоящих родителей.

7. Возвращение крещеных еврейских детей

В то время как Папу Пия XII обвиняли в том, что он публично не протестовал против Холокоста, под его руководством Католическая церковь приняла меры, чтобы спасти несколько тысяч евреев от нацистов. Некоторым итальянским и венгерским евреям выдавались поддельные свидетельства о крещении и другие документы, подтверждавшие, что они католики. Во Франции многие еврейские дети были крещены и спрятаны в католических школах и детских домах от репрессий нацистов.

Многие из них лишились в Холокосте своих родителей, и им специально не сообщалось об их еврейском происхождении. Проблема привлекла общественное внимание во Франции, когда Роберта и Джеральда Финэли, их выжившие еврейские родственники, пытались вернуть на родину. Этот случай вызвал многочисленные судебные тяжбы. Впрочем, некоторые французские католики добровольно нарушили директиву и вернули крещеных детей их семьям. В числе таких французов был и будущий Папа Иоанн XXIII, а тогда представитель Ватикана в Париже.
По сей день точно не известно, скольких детей спасла Католическая церковь и скольких позже вернула.

6. Золото НСДАП в банке Ватикана

Письмо Бигелоу также содержит информацию, что часть этого золота была впоследствии переправлена через так называемый ватиканский трубопровод в Испанию и Южную Америку для помощи нацистам.

Письмо увидело свет в 1997, после того как были рассекречены архивы Ватикана. Представители банка Ватикана опровергли эти обвинения, но Католическая церковь оказалась втянута в судебные процессы, связанные с отмыванием нацистского золота.

В 2000 году был подан коллективный иск 2000 выжившими в Холокосте евреями и их родственниками, которые стремились получить от Ватикана реституцию размером до 200 млн. долларов. Используя письмо Бигелоу и другие документы, они утверждали, что Ватикан украл золото у евреев. Правда, процесс зашел в тупик в связи с тем, что неясно, может ли подобный иск рассматриваться в США.

5. Альянс с фашизмом

В 1922 году к власти пришел Бенито Муссолини и его Национальная фашистская партия, в конечном счете отменив демократию и сформировав жестокую диктатуру. В 1929 Муссолини и Католическая церковь подписали Латеранское соглашение, урегулировав кризис путем предоставления церкви суверенных территорий в Италии. Чтобы подсластить соглашение, Муссолини выплатил Святому Престолу значительную сумму денег. Церковь, в свою очередь, использовала эти деньги, чтобы создать прибыльный международный инвестиционный портфель, который сейчас оценивается в пределах 500 миллионов фунтов стерлингов (781 млн. $).

4. Сокрытие жестокого обращения с детьми и защита педофилов

Широко распространенное жестокое обращение с детьми в Католической церкви было проблемой в течение долгого времени, но она действительно не привлекала внимание общественности до конца 1980-х. Издевательства сами по себе способны вызвать грандиозный скандал, но тот факт, что они длились так долго, и о них ничего не было известно миру, говорит о еще больших преступлениях: Католическая церковь намеренно стремилась скрыть факты жестокого обращения с детьми и систематически защищала священников-педофилов.

Скандал вышел на поверхность в 2002 году, когда пятерых католических священников судили в Бостоне за издевательства над детьми. Один из осужденных – отец Джон Джоган – домогался до 130 мальчиков, прежде чем был пойман. Но вышестоящие священники знали о его преступлениях задолго до обвинений суда. Мало того что Церковь не выдала его властям, его даже не лишили сана. Вместо этого его просто перевели в другой приход, где он продолжил беспрепятственно насиловать детей.

В Висконсине католический священник Лоуренс Мерфи изнасиловал 200 глухих детей и детей с ограниченными возможностями в школе, подчиненной Церкви. Это происходило в период с 1950 по 1974 гг. Когда начальство Мерфи узнало об этом, его даже не сняли с педагогической работы. Вместо этого ему дали отпуск. Только в 1996 году Церковь провела внутреннее расследование. Однако было решено не наказывать насильника, ибо он уже был старым и немощным. Несколько месяцев спустя Мерфи умер и был похоронен со всеми почестями, которые полагаются священнику, добросовестно исполнявшему свои обязанности.

Нынешний Папа, Франциск, недавно заявил, что у него были достоверные данные, указывающие, что около 2% католических священников – педофилы. Всего в мире сейчас приблизительно 414 000 католических священников. Так, по данным самого Папы в настоящий момент в Католической церкви служит около 8000 священников-педофилов.

3. Приюты Магдалины

Опираясь на ультраконсервативные понятия о сексуальности, Католическая церковь заключала женщин, подозреваемых в проституции или распущенности, в специальные учреждения, называемые приютами Магдалины. Изначально женщины в этих заведениях вынуждены были проходить псевдопсихиатрическое лечение, дабы избавиться от предполагаемой греховности и распущенности. Многих женщин отправляли в эти приюты их собственные семьи.

Подобное имело место в основном в Ирландии, арестованные женщины были вынуждены выполнять рабский труд, связанный преимущественно с ежедневной стиркой одежды по семь дней в неделю. Церковь же получала за стирку деньги, ведь прачечные были коммерческими учреждениями. А заключенные переносили жестокие избиения, получали скудное количество еды и постоянно подвергались сексуальному насилию. Было подсчитано, что более 30000 женщин были вынуждены работать в ирландских прачечных.

Приюты работали в Ирландии с 18 до конца 20 века, но они не привлекали внимание общественности вплоть до 1993 года, когда в братской могиле в Северном Дублине были обнаружены 155 тел. Руководство приюта похоронило женщин тайно, не сообщив ни их семьям, ни даже властям об их кончине – ни у одной из несчастных не было свидетельства о смерти.

В 2013 году ирландские власти согласились выплатить по крайней мере 45 млн. $ компенсации выжившим. Такое решение было принято после того как на ситуацию обратил внимание комитет ООН против пыток. Однако Католической церкви еще предстоит принести извинения.

2. Крысиные тропы нацистов

Одним из нацистов, которым Худал помпог бежать, был Франц Штангль, который оставался на свободе до 1967 года, пока не был арестован в Бразилии. Тогда Штангль был выдан Западной Германии и осужден за массовое убийство 900000 евреев.

Между тем, группа хорватских священников, служившая в римском семинарском колледже, создала самый главный путь к отступлению, теперь известный как крысиная тропа Сан Жироламо. Под руководством отца Крунослава Драгановича, организация изначально была создана, чтобы помочь членам хорватского террористического движения усташей убежать из Европы, но вскоре ее функции расширились, и в число беглецов были включены и немецкие нацисты, например Клаус Барби.
По крайней мере 9000 нацистов бежали в Южную Америку после войны. Участие Церкви в этом остается спорным вопросом. Официальная позиция такова, что Худал и Драганович действовали самостоятельно, без одобрения Ватикана. Но ряд историков утверждает, что роль Церкви в организации побегов могла быть и значительно большей.

1. Хорватский Холокост

Такое направление геноцида вскоре стало ужасающей реальностью. Концентрационные лагеря были созданы по всей стране, в том числе один из самых страшных в Европе – Ясеновац, где было убито 800000 сербов, евреев, цыган, политических диссидентов. Хорватские католические священники служили охранниками в лагерях и даже палачами. В лагере Ясеновац бывший студент права, член католической организации Петар Брзица выиграл конкурс, убив за одну ночь 1350 человек.

Убийства не ограничивались только лагерями. Усташи шли по деревням с ножами и топорами. Один такой поход в 1942 году был под руководством священника и унес жизни 2300 сербов. Оставшиеся в живых после нападения описывали, как усташи казнили маленьких детей, бросали их отрезанные головы матерям, разрезали животы беременным женщинам, насиловали молоденьких девушек, заставляя их семьи наблюдать за этим.

Пока все это продолжалось, Павелич обменивался душевными телеграммами с Папой Пием XII. Католическая пресса в Хорватии пропагандировала фашистский режим. Ватикан ни разу не выступил против убийств.

После окончания войны и освобождения Югославии коммунистами архиепископ Степинац был признан виновным в военных преступлениях и отправлен в тюрьму Лепоглавы. Однако новое Югославское правительство вскоре отпустило его под давлением Ватикана. Пий XII позже назначил его кардиналом. В 1998 его беатифицировал (причислил к лику блаженных) Папа Иоанн Павел II.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Планируемые результаты: познакомиться с основными поло­жениями учения Мартина Лютера, оценить его роль в истории; сформировать представление о начальном этапе Реформации; сравнивать цели различных слоев населения, участвовавших в борьбе за реформу церкви; давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои сужде­ния; давать определения понятий; объяснять изученные положе­ния на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку дея­тельности исторических личностей периода начала Реформации, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к изменениям в сфере сознания, про­изошедшим в XVI в. в Европе.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Актуализация опорных знаний

Величайшим авторитетом для географов и астрономов в Средние века был:

Аристотель 3) Гиппократ

Птолемей 4) Архимед

Закон всемирного тяготения открыл:

Ньютон 3) Бруно

Кеплер 4) Галилей

Николай Коперник был родом из:

Польши 3) Германии

Чехии 4) Австрии

Поворот Декарта в разработке философских проблем был связан с особым вниманием к:

строению мира 3) этике

процессу познания 4) эстетике

В конце жизни на суде инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов:

Ньютон У) Галилей

Бруно 4) Коперник

Величайшим авторитетом для средневековой европейской медицины был:

Аристотель 3) Гиппократ

Птолемей 4) Архимед

На костре инквизиции был сожжен:

Бруно 3) Коперник

Галилей 4) Ньютон

Ньютон 3) Декарт

Ламарк 4) Гарвей

1543 г. 3) 1545 г.

1544 г. 4) 1546 г.

Новый метод изучения природы — рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных, предложил:

Бэкон 3) Паскаль

Декарт 4) Кампанелла

(Проверка выполнения заданий.)

Готовясь к научному диспуту в Виттенбергском университете, Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви 95 тезисов против ин­дульгенции. Эти положения всколыхнули всю Германию, а вслед за ней и всю Европу. Почему тезисы, написанные для научного диспута, послужили толчком к Реформации? Каковы были по­следствия Реформации для Германии? Выясним это в ходе нашего урока.

Причины религиозной революции.

Начало борьбы за реформацию церкви.

Учение Мартина Лютера.

Работа по теме урока

Причины религиозной революции

(По ходу выполнения задания составляется перечень и запол­няется таблица.)

Причины религиозной революции:

развитие и распространение гуманистических идей и науч­ных знаний привели к обмирщению сознания, стремлению к земной, мирской жизни;

невежество и безграмотность духовенства, противоречия между проповедями и образом жизни священнослужителей подрывали авторитет церкви;

недовольство населения Германии ростом церковных поборов, вмешательством церкви в повседневную жизнь и управление государством;

взяточничество, продажа церковных должностей и особен­но торговля индульгенциями (папская грамота об отпуще­нии грехов) вызывали протест и недовольство населения.

Чем недовольны

К чему стремились

Вмешательством духовных лиц в их дела

Присвоить себе часть цер­ковных земель

Поборами монастырей и церквей, расположенных в их округе

Ростом церковных владе­ний, огромными поборами

Вывод. В Германии сложились предпосылки для начала борь­бы с влиянием церкви в обществе и существовали слои населения, готовые поддержать процесс реформации церкви.

Начало борьбы за реформацию церкви

Несмотря на имеющиеся предпосылки для реформации цер­кви, для запуска этого процесса необходим был лидер, который смог бы повести за собой людей. Таким человеком стал Мартин Лютер.

Под влиянием идей Лютера бродячие проповедники ста­ли призывать людей сбросить власть не только папы римского, но и светских князей. Лютер резко выступил против таких идей и призвал князей установить над церковью свою власть. Борьба в стране из теоретических споров переходила в вооруженное про­тивостояние сторонников и противников католической церкви.

Вопросы для дискуссии

Почему идеи Мартина Лютера получили широкую под­держку различных слоев населения Германии?

Почему Лютер получил поддержку немецких князей?

Почему он выступил против призывов бродячих проповед­ников?

Возможен ли был запуск процесса Реформации, если бы не идеи Мартина Лютера?

Учение Мартина Лютера

Фрагмент исторического документа

Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение - иметь впредь право и силу всею общинною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя.

Статья вторая Во-вторых, хотя справедливая десятина, установленная в Ветхом за­вете, с Новым заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное со­держание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким по приговору общины. А что останется лишку — отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того — беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу во имя страны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати.

Малой же десятины мы не хотим давать вовсе, потому что Господь Бог создал скот для человека беспошлинным. Ее мы считаем неподобающею, придуманною людьми десятиною и потому не хотим больше давать ее.

Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по Евангелию, что мы должны быть крепостными.

В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем не подобающим и не братским, а своекорыстным и несоот­ветственным слову Божию. Также в некоторых местностях власть со­держит дичь нам во зло и в большой вред, а мы должны сносить, чтобы неразумные звери бесполезно пожирали наше достояние, чему Бог пре­доставил расти на пользу человеку, и, сверх того, молчать, что тоже есть против Бога и против ближнего.

В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса. И когда деревенский человек в чем-либо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение: леса, освоенные, но не купленные мирянами или кли­риками, должны снова перейти в руки всей общины.

В-шестых, мы терпим большое отягощение от барщин, которые рас­тут и умножаются изо дня в день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно, но милостиво рассмотрели бы, как служили наши отцы, однако все по точному смыслу слова Божьего.

В-седьмых, впредь мы не хотим позволять господину отягощать нас дальше, но как господин подобающим образом сдает крестьянину [землю], так последний и должен владеть ею на основании соглашения господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему при­нуждать, ни к каким дворовым или иным службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землею. Однако если господину необходимо потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату Статья восьмая

В-восьмых, мы — все те, у кого есть земля, — отягощены тем, что эта самая земля не может окупить оброка и что на такой земле крестьяне те­ряют и губят свое собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самый земли людям почтенным и установят оброк по справедливости так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работ­ник достоин платы своей.

В-девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами, ибо постоянно вводят новые постановления и наказывают нас, не сообра­жаясь с делом, а по вражде или угодливости. Наше мнение таково: на­казывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу.

В-десятых, мы отягощены тем, что некоторые присвоили себе при­надлежащие общине луга, а также и пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в наше общее пользование, разве что они были куплены честно. Если же это приобретено нечестно, то нужно войти в братское соглаше­ние, по обстоятельствам дела.

В-одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором, мы хотим отменить совершенно. Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их до­стояние так постыдно, как это происходило во многих местах и во многих видах. И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обди­рали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и все остальное.

В-двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение. Если здесь дана одна статья или больше статей, несогласных со словом Божь­им, чего мы не думаем, и нам укажут их несоответствие слову Божьему, мы отступимся от них, если нам объяснят это на основании Писания. Если даже теперь признают некоторые наши статьи, а после окажет­ся, что они были неправильны, то пусть они сейчас же будут мертвы и устранены, пусть не имеют больше силы. Точно так же, если по Пи­санию окажется у нас еще ряд статей о делах, которые идут против Бога и отягощают ближнего, то мы твердо настоим на них, вводя их в наши постановления, пользуясь христианским учением и обычаем. Потому мы просим Господа Бога, который может нам дать это, а больше никто. Мир Христов да будет со всеми нами.

Вывод. Лютер призывал князей взять церковь под свою власть и навести порядок в стране. Учение Лютера было связано с рас­падом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом. Лютер полагал, что человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание является авторитетом в делах веры.

После разгрома Крестьянской войны вся Германия оказалась расколотой на два лагеря — католический и лютеранский (проте­станты). Начался период религиозных войн, который закончился в 1555 г. подписанием Аугсбургского мира.

Работая с § 11 учебника (с. 104—106), запишите итоги Аугс­бургского мира.

Запись в тетради

Итоги Аугсбургского мира:

равенство в правах католиков и протестантов;

Закрепление изученного материала

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Объясните значения понятий: Реформация ( движение за переустройство церкви), индульгенция ( папская грамота об отпущении грехов), лютеранская церковь ( церковь, осно­ванная на учении Лютера), протестанты ( сторонники Рефор­мации).

Что объединяло противников католической церкви? ( Рост церковных поборов, вмешательство церкви в повседневную жизнь и управление государством; взяточничество, продажа церковных должностей, торговля индульгенциями.)

Почему Карл V пытался защитить католическую церковь? (Император боялся, что вслед за борьбой с папой начнется борьба против светских правителей, т. е. если не станут пла­тить десятину папе, то перестанут платить налоги князьям и императору.)

Подведение итогов урока

Князья в немецких землях признавались главами церкви. Пасторы (протестантские проповедники) находились на госу­дарственной службе. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам.

Ослабление власти императора надолго закрепило политиче­скую раздробленность Германии и затормозило процесс создания единого национального государства.



Наверняка многие помнят истории из школьной программы, где речь шла про ту самую инквизицию, сожжение Жанны д'Арк и суд над Галилеем. Как бы прискорбно это не звучало, но большинство столь отвратительных поступков исходили от Понтификов. Некоторые из них были одобрены церковью, а некоторые и вовсе были обычной церковной практикой. И совсем неудивительно, что тёмная церковная история содержит скандал за скандалом, изобилующий всеми пороками и табу, какие только можно себе представить.

1. Папа Пий XII

2. Растление

Папа Франциск. \ Фото: google.com.

Многие наверняка слышали про то время, когда было систематическое сокрытие злоупотреблений, растления и изнасилования со стороны священников, которые шли до самого верха церкви. По самым скромным подсчётам, только в США было более семнадцати тысяч жертв, и этот тип жестокого обращения был замечен во всём мире. Когда поступали жалобы, священников и других правонарушителей отпускали, а не наказывали.

3. Угнетение евреев

Папа Урбан II — Вдохновитель крестовых походов. \ Фото: reddit.com.

В 1095 году, когда Папа Урбан II выступил с призывом к войне с мусульманами, армии христиан в Западной Европе взяли на себя ответственность. Папа обещал крепостным свободу, если они уедут, и это многих воодушевляло. В первом Крестовом походе армия крестьян во главе с Петром Отшельником была убита турками. Когда армия рыцарей пошла за ними и захватила Иерусалим, говорили, что они убивали мусульман до тех пор, пока улицы не залила кровь.

Это было только начало. Волны Крестовых походов продолжались до 1396 года, ознаменовав три столетия войн и неисчислимых человеческих страданий. Католики определённо были не единственной религией, вовлечённой в это массовое насилие, но папа Урбан II прославился больше всех.

Отрезание голов убитых врагов и насаживание их на пики, по-видимому, было любимым занятием крестоносцев. Хроники повествуют о крестоносце-епископе, который называл насаженные на кол головы убитых мусульман радостным зрелищем для народа Божьего. Когда мусульманские города были захвачены христианскими крестоносцами, независимо от возраста, они были убитыми без суда и следствия - это была стандартная процедура для всех жителей. Не будет преувеличением сказать, что улицы были залиты кровью, когда христиане наслаждались санкционированными церковью ужасами. Евреи, укрывшиеся в своих синагогах, были сожжены заживо, что мало чем отличалось от обращения с ними в Европе.

4. Папа Бонифаций VIII

Папа Бонифаций VIII. \ Фото: pinterest.com.

Бонифаций VIII (1230-1303) был виновен во многих ужасных преступлениях, которые в совокупности делают его похожим на садиста римского императора. Помимо всего прочего, он наблюдал за полным уничтожением Палестрины, коммуны, которая мирно сдалась. Палестрина была полностью разрушена, и Бонифаций приказал проехать по ней плугом, чтобы доказать, что от неё остались только земля и щебень.

Многие наверняка знают о том, что священники дают обет безбрачия. Но, очевидно, Бонифаций VIII не воспринимал его слишком серьёзно. Однажды он вступил в интимные отношения с замужней женщиной и её дочерью, но ещё больше он был известен своими разговорами о том, что совокупляться с маленькими мальчиками так же естественно, как потирать одну руку о другую. Так что, очевидно, он насиловал (или, по крайней мере, блудил) детей. Стоит также отметить тот факт, что Бонифаций VIII просто обожал воздвигать статуи самому себе, обладая при этом чрезмерной гордыней.

5. Жанна д'Арк - жертва церкви

Жанна д

В своё время Жанна д'Арк была в значительной степени общественным врагом Католической Церкви номер один. В 1429 году семнадцатилетняя Жанна, веря, что Бог говорил с ней, спровоцировала восстание, чтобы изгнать англичан из Франции, но некоторые влиятельные католики, которые сочувствовали англичанам, были недовольны. Французский король Карл VII мудро принял помощь Жанны в борьбе с англичанами, и вместе они выиграли несколько крупных сражений.

Когда Жанна была схвачена, Карл VII, не уверенный в том, что он доверяет ей как посланнице Бога, передал её церкви, которая сделала то, что католики делают лучше всего - предала её суду за ересь без доказательств. Чтобы сделать ситуацию ещё более нелепой, Жанне было отказано в совете, что противоречило церковным правилам.

Поскольку не было никаких доказательств ереси, Жанна была признана виновной в одном из более чем семидесяти других обвинений, выдвинутых против неё - ношении мужской одежды, собственно говоря, за это она была сожжена на костре в 1431 году перед многотысячной толпой. В 1456 году Карл VII приказал провести расследование по делу Жанны. В итоге, её признали невиновной и сделали мученицей. Церковь последовала её примеру и в 1920 году канонизировала её.

6. Сожжение Уильяма Тиндейла

Уильям Тиндейл. \ Фото: livejournal.com.

Можно было бы предположить, что Церковь сделает массовое распространение Библии главным приоритетом. Как оказалось, в XVI веке это было последнее, чего хотели могущественные католики.

Но учёный Уильям Тиндейл пошёл против церкви. Он скрылся, чтобы перевести Библию на английский язык, тем самым подарив возможность мирянам самостоятельно читать её. Церковь была не в восторге от этого, и когда копии были контрабандой вывезены по Европе, католические власти потребовали их сжечь.

А как же Тиндейл? Его схватили, судили за ересь и за дерзкий перевод Библии, а после сожгли на костре. Когда церковные власти решили, что печатать Библии на английском языке — это нормально, они многое позаимствовали из перевода Тиндейла, так и не признав его правым и не виновным.

7. Молот ведьм

Молот ведьм. \ Фото: wikiwand.com.

Католическая церковь была не единственной группой, вовлечённой в охоту на ведьм, но она начала всё с Malleus Maleficarum (Молот ведьм), дурацкой книги, написанной в 1487 году после того, как папа Иннокентий VIII объявил, что ведьмы реальны и представляют угрозу (из-за их связи с Сатаной). Он хотел, чтобы это всё исследовалось, поэтому священнослужители Яков Шпренгер и Генрих Крамер написали книгу о ведьмах и сатанистах, и охоте на них. И стоит отдать им должное, ибо это был колоссальный успех. Книга была настолько популярна, что в течение двухсот лет занимала второе место после Библии в чартах продаж.

8. Папа Лев X и продажа индульгенций

Папа Лев X организовал продажу индульгенций. \ Фото: yandex.ua.

Многие наверняка слышали об индульгенциях. Однако в XVI веке они вышли из-под контроля. Папа Лев X обладал дорогим вкусом и не гнушался использовать сомнительные средства для его удовлетворения. В итоге, он решил продавать индульгенции, назначив на эту должность Великого комиссара индульгенций в Германии доминиканского монаха Джона Тезтеля, который продавал отпущение будущих грехов.

9. Организация падения Ордена Тамплиеров

Тамплиеры. \ Фото: vk.com.

То, что церковь сделала дальше, не было великим открытием. В 1307 году Папа Климент V арестовал и пытал членов церкви, добиваясь ложных признаний в ереси. На самом деле он получил достаточно таких признаний, чтобы оправдать роспуск ордена в 1312 году. Архиепископ Филипп де Мариньи, который вёл расследование в отношении тамплиеров, приказал сжечь на костре десятки человек. Прекрасная расплата за все эти сражения в Крестовых походах.

В 2007 году был опубликован секретный документ, свидетельствующий о том, что папа Климент V отпустил тамплиерам грехи, а затем принял решение о их роспуске. Историки считают, что этот документ является существенным доказательством того, что церковь сдалась под давлением короля Филиппа. Хорошая новость для честности рыцарей, плохая - для церкви.

10. Сожжение Джона Уиклифа

Джон Уиклиф. \ Фото: infinitearttournament.com.

Джон Уиклиф (1320-1384), известный английский богослов и критик церкви, был предтечей Реформации. Среди его многочисленных критических замечаний было убеждение, что церковь должна отказаться от своих мирских владений. Как вы можете себе представить, это была не та идея, которую церковь была рада распространить. Он также продвигал и работал над первым английским переводом Библии, надеясь дать людям прямой доступ к слову Божьему.

Уильям Кортни, архиепископ Кентерберийский, предпринял шаги против Уиклифа после ухода в отставку. Сочинения Уиклифа были запрещены в некоторых областях, но на этом дело не кончилось. Оно даже не закончилось, когда Уиклиф умер от инсульта в 1384 году. Вместо этого в 1415 году (через тридцать один год после его кончины) Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком. Они не только приказали сжечь его книги, но и эксгумировать и сжечь его тело. И на это у них ушло двенадцать лет. Итак, через сорок три года после смерти Уиклифа его труп был сожжён, а пепел выброшен в реку Свифт.

11. Казнь Яна Гуса

Ян Гус – проповедник-реформатор. \ Фото: kudyznudy.cz.

Церковь, как правило, довольно жестока со своими критиками. Казнь Яна Гуса, родившегося в 1372 году, является одним из лучших (или худших) примеров, положившим начало Гиситским войнам. Чешский священник Гус чувствовал, что церковь, управляемая людьми, которые по своей природе ущербны, обязательно должна быть ущербной, в то время как Библия, прямое слово Божье, не имела недостатков. Поэтому он открыто критиковал церковную практику, особенно папский раскол и продажу индульгенций.

Поэтому, не очень довольная Гусом, церковь созвала Констанцский собор и пригласила его присоединиться к ним, якобы просто немного поболтать.

Вместо того, чтобы поболтать, Совет арестовал Гуса и отдал его под суд (а затем в тюрьму) за ересь. Его держали в темнице и, когда он отказался отречься от своего учения, приговорили к смертной казни. Церковь даже отказала ему в его последних правах, прежде чем сжечь на костре вместе со всеми его трудами.

12. Папа Александр VI

Папа Александр VI (Родриго Борджиа). \ Фото: discover.hubpages.com.

В 1501 году папа Александр VI (Борджиа), который, как известно, имел некоторые довольно изощрённые увлечения, такие как наблюдение за блудом лошадей, превзошёл сам себя. По словам историка Тони Перротте, он пригласил пятьдесят женщин раздеться за папским столом.

13. Папа Иннокентий IV

Испытание Джордано Бруно римской инквизицией. \ Фото: google.com.

Об уровне участия церкви в различных инквизициях можно спорить. Важно помнить, что Папа Иннокентий IV явно потворствовал пыткам как методу допроса инквизиции в своей папской булле Ad extirpanda в 1252 году (которая, вероятно, заслуживает своего собственного места в этом списке). Испанская инквизиция, самый известный из этих трибуналов, осуществлялась испанскими королевскими особами и монахами, которые были католиками, но не работали непосредственно на Ватикан или под его руководством.

14. Суд над Галилеем

Судебный процесс в живописи. \ Фото: cnnturk.com.

У церкви и науки, мягко говоря, сложные отношения. В 1633 году Галилео Галилей, отец всей науки, был предан суду церкви за утверждение, что Солнце является центром вселенной и Земля движется вокруг него, а не наоборот. Но это не имело значения.

Папа Урбан VIII видимо считал иначе, видя в заявлении Галилея ужасающую ересь. Итак, десять кардиналов сидели на суде над Галилеем, которому угрожали пытками, тюремным заключением и даже сожжением на костре. Галилей в жалком состоянии телесного недомогания в конце концов отказался от своих убеждений. Из-за этого церковь отнеслась к нему снисходительно и вместо пыток его подвергли домашнему аресту до тех пор, пока он не скончался.

15. Католическая церковь и нетрадиционная ориентация

Католическая церковь и нетрадиционная ориентация. \ Фото: google.com.

В течение многих лет церковь давала тысячи долларов Compañeros, некоммерческой организации, помогающей латиноамериканским иммигрантам получить доступ к медицинскому обслуживанию, понять законы и удовлетворить другие основные потребности. То есть до тех пор, пока церковь не узнала, что Compañeros объединилась с группой по защите прав людей с нетрадиционной ориентацией, и тогда Николь Мошер, исполнительный директор Compañeros, была проинформирована, что их финансирование находится под угрозой.

Compañeros — это лишь один из примеров организаций, которым церковь угрожала за то, что они не подчиняются самым резким требованиям католицизма.

P.S. Согласно некоторым сводкам, на сегодняшний день Католическая церковь поменяла своё отношение к ЛГБТ сообществам и более лояльно стала относиться к людям с нетрадиционной ориентацией.

На тему религии можно говорить бесконечно долго, выискивая все плюсы и минусы таких одновременно достоверных и противоречивых фактов, которые на протяжении веков оспариваются, то и дело подкрепляясь новыми догадками и версиями. Впрочем, чтобы удостовериться в этом, достаточно прочитать статью о том, что же было написано в Евангелие детства и Иисуса - том самом писании, вокруг которого никак не утихнут споры.

Папа Римский Франциск (слева) и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Такая возможность обсуждалась около 25 лет. Желание приехать в Россию не раз высказывали предшественники нынешнего папы Франциска Иоанн-Павел II и Бенедикт XVI.

РПЦ никогда не отвергала идею в принципе, но каждый раз находила причину сказать: надо обождать, пока условия не созрели.

Историк-религиовед Андрей Зубов в интервью Русской службе Би-би-си в декабре 2014 года назвал основными причинами этого общероссийское антизападничество и внутрицерковное сопротивление. По его мнению, значительная часть священников и прихожан еще консервативнее, чем государство и верхушка РПЦ.

"Массовое сознание церковных людей продолжает видеть в католицизме монструозного врага православия. Для них католик хуже чекиста, преследовавшего церковь, хуже неверующего, который просто равнодушен к Богу", - заявил он.

Некоторые аналитики связывают нынешнее решение, ставшее, по словам известного православного деятеля протоиерея Всеволода Чаплина, полной неожиданностью для церковной общественности, с обстановкой на Ближнем Востоке и российской военной операцией в Сирии.

Вероятно, папа и патриарх будут говорить об угрозе восточным христианам со стороны "Исламского государства" (радикальная группировка, запрещенная в России и ряде других стран) и необходимости объединения усилий для борьбы с ним.

Место встречи, указывают наблюдатели, выбрано дипломатично. Куба - католическая страна, одновременно вызывающая теплые воспоминания у людей, ностальгирующих по советской сверхдержаве.

Великая схизма

Спор между православными и католиками насчитывает более тысячи лет: в 1054 году папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил взаимно предали друг друга анафеме, а острые конфликты случались и раньше.

Дело было, прежде всего, в политике: римские первосвященники претендовали на руководство христианским миром, византийцы признавать их главенство не хотели.

Кроме того, западные христиане уже в раннем средневековье допускали возможность развития и обновления доктрины, а их восточные собратья считали грехом малейшее отклонение от догматов первых вселенских соборов. Не случайно в католическом богословии позднее такую роль играли публичные диспуты.

В 1437 году константинопольский патриархат под угрозой османского нашествия согласился на унию с Ватиканом. Московский митрополит Исидор вернулся с Флорентийского собора в сане католического кардинала. Великий князь Василий II прогнал "злого прелестника". А спустя 16 лет Византия пала под ударом турок.

На русских это произвело колоссальное впечатление: Константинополь уступил "латинцам" и понес Божью кару, а Москва осталась тверда - и стоит "яко Третий Рим, четвертому же не бывать!" Именно отсюда пошло представление об исключительности "Святой Руси".

Две церкви в цифрах

Оценить количество православных и католиков можно лишь условно. И в той, и в другой конфессии имеется немало людей, понимающих под принадлежностью к ним цивилизационную идентичность и культурную традицию, глубоко не воцерковленных, или вообще скептиков.

Специалисты обычно отталкиваются от самоидентификации людей, выраженной в ходе опросов.

Католицизм - крупнейшая христианская конфессия мира с числом приверженцев 1,254 млрд человек (данные за 2013 год).

Православных примерно в восемь раз меньше - 172,4 миллиона (данные издания "Религии мира" за 2010 год). Более двух третей из них, около 120 миллионов, относятся к Русской православной церкви Московского патриархата, включая прихожан в Украине, Белоруссии, Молдавии и по всему миру.

Еще порядка 17 миллионов верующих принадлежат к направлениям, не признанным каноническим православием (древние восточные церкви, русские старообрядцы, последователи Украинской православной церкви Киевского патриархата).

Число приходов можно определить более точно: около 275 тысяч у католиков и чуть более 30 тысяч у канонических православных.

Преимущественно католических стран в мире - 47 (21 в Европе, 24 в Латинской Америке, плюс Филиппины и Восточный Тимор). В Германии, Швейцарии и Нидерландах католиков и протестантов примерно поровну. Православных стран насчитывается 14. Все они компактно расположились в Восточной и Южной Европе.

Вероучительные отличия

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя "единой святой, соборной и апостольской Церковью".

Современное отношение католицизма к православию выражено в декрете Второго Ватиканского собора 1962-1965 годов "О Восточных церквах":

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Они по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

РПЦ определила официальное отношение к католицизму в документе "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию" от 2000 года:

"Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви".

Источники называют 49 догматических и богослужебных отличий между православием и католицизмом.

В частности, католики, в отличие от православных, полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, верят в непорочное зачатие не только Христа, но и Девы Марии, и в существование чистилища.

Православные признают лишь тех католических святых, которые были канонизированы до Великой схизмы и считают боговдохновенными решения только первых семи церковных соборов, а католики - 22.

Смысл многих отличий трудно уловить человеку, не искушенному в теологии, другие носят внешний характер и бросаются в глаза и неверующим.

Духовенство по-разному одевается. Католические священники соблюдают обет безбрачия и бреют бороды, а православные нет.

Католики крестятся не тремя пальцами, а всей щепотью, и слева направо, во время службы сидят на скамейках, а православные стоят на ногах.

В католических храмах отсутствует иконостас, больше распространены статуи, а в православных двухмерные изображения. У католиков во время службы играет орган, а у православных поет хор.

В православии отсутствует образ конфирмации ("утверждения" крещения по достижении сознательного возраста).

Основы мировоззрения

Едва ли не главным и непреодолимым камнем преткновения является отношение к Римскому папе. Для католиков подчинение ему - необходимое условие спасения души, для православных такой подход категорически неприемлем. Православие вообще не имеет единого непогрешимого главы.

Еще одна ключевая разница, не артикулируемая церквями официально, но единодушно отмечаемая экспертами, - исторически сложившееся отношение к светской власти.

На руинах Римской империи церковь являлась единственным носителем исторической преемственности, политического опыта, да и простой грамотности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.

В Византии продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, которая получила от государства официальный статус, защиту и поддержку. Россия 400 лет являлась единственной в мире православной державой.

В результате на Западе сложился более или менее равноправный союз креста и короны, на Востоке государь почитался наместником Бога, а церковь была при нем, выражаясь лапидарно, отделом воспитательной работы.

При этом нельзя сказать, что православные иерархи, как в прошлом, так и теперь, вовсе не понимали и не понимают невыгодности такого положения.

Одновременно взгляды католиков и православных по большинству социальных и нравственных проблем современности совпадают или близки.

"Святейший патриарх Кирилл высоко ценит взвешенную и действительно христианскую позицию папы Франциска по различным проблемам современного общества. И в этом смысле наши церкви являются стратегическими партнерами в деле свидетельства миру о христианских ценностях", - говорил пресс-секретарь главы РПЦ Александр Волков.

Речь идет об увлечении материальной стороной жизни, отношении к секс-меньшинствам, абортам и вообще либеральным ценностям, в которых и православные, и католики видят бездуховность и вседозволенность.

"Католикам и православным надо вместе анализировать процессы в современном мире, вырабатывать оценки и реакцию. Многие наши позиции совпадают с позициями католиков", - заявил Русской службе Би-би-си еще три года назад диакон Андрей Кураев.

По оценке известного православного богослова, серьезных помех для диалога нет.

"В частности, тема прозелитизма [переманивания верующих, прежде всего, на Украине] не обсуждается последние лет семь-восемь", - отметил он.

К числу общих вызовов Кураев отнес секуляризацию общества, нарастание агностицизма и либеральных моделей поведения в вопросах семьи и пола.

"Бывая в Европе, я задумываюсь о том, что, случись пришествие Антихриста, никто там не окажет сопротивления", - заявил Русской службе Би-би-си православный историк Владимир Лавров. В этом вопросе представители двух ветвей христианства находят общий язык друг с другом.

Папа Франциск осудил расправу над журналистами Charlie Hebdo, одновременно подчеркнув, что свобода слова, по его мнению, не безгранична.

Все религии выступают за наличие в обществе всеобщих истин, нерушимых традиций, бесспорных авторитетов, святынь, над которыми непозволительно шутить, что совпадает с повесткой дня российского руководства, активно ищущего в мире единомышленников.

Читайте также: