Судебный сбор понятие виды порядок уплаты освобождение от уплаты

Обновлено: 11.05.2024

Судебный сбор - это законодательно фиксированная денежная сумма, взимаемая с физических и юридических лиц в доход государства за совершение в их интересах действий при рассмотрение и разрешение дела в

Размер судебного сбора, порядок его уплаты и освобождения от уплаты

устанавливаются законом (ч.2 ст.

Различают два вида судебного сбора: простой и пропорциональный. Простой судебный сбор исчисляется в твердых ставках - в размерах частей официально установленного не облагаемого минимума доходов граждан, а пропорциональный - в процентном выражении к цене иска.

Цена иска - это денежное выражение имущественных претензий истца, которая определяется размером взыскиваемой денежной суммы или стоимости отыскиваемого имущества.

1) в исках о взыскании денежных средств - взыскиваемой суммой;

2) в исках о признании права собственности на имущество или его истребовании - стоимостью имущества;

3) в исках о взыскании алиментов - совокупностью всех выплат, но не более чем за шесть месяцев;

4) в исках о срочных платежах и выдачах - совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за три года;

5) в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах -совокупностью платежей или выдач за три года;

6) в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач -суммой, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи либо выдачи, но не более чем за один год;

7) в исках о прекращении платежей или выдач - совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год;

8) в исках о расторжении договора найма (аренды) или договора найма (аренды) жилья - совокупностью платежей за пользование имуществом или жилищем в течение срока, оставшегося до конца действия договора, но не более чем за три года;

9) в исках о праве собственности на недвижимое имущество, принадлежащее физическим лицам на праве частной собственности, -действительной стоимостью недвижимого имущества, а на недвижимое имущество, принадлежащее юридическим лицам, - не ниже его балансовой стоимости;

10) в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, -общей суммой всех требований.

Так, по делам о признании сделки недействительной без применения последствий недействительности судебный сбор платится как за неимущественнш спор. По делам о применении последствий недействительной (никчемной) сделки судебный сбор платится в зависимости от стоимости отыскиваемого имущества, относительно которого заявляются требования. По делам о признании сделки недействительным с применением последствий недействительности судебный сбор платится в соответствии с п. 10 ч.1 ст.80 ГПК из общей

суммы всех требований333.

Если определенная истцом цена иска явно не соответствует действительной стоимости спорного имущества или на момент предъявления иска установить точную его цену невозможно, размер судебного сбора предварительно определяется судом с последующим взысканием недоплаченного или с возвратом излишне уплаченного судебного сбора в соответствии с ценой иска, установленной судом при разрешении дела.

В случае увеличения размера исковых требований или предъявления новых требований неуплаченную сумму судебного сбора положено уплатить до обращения в суд с соответствующим заявлением. В случае уменьшения размера исковых требований вопрос о возврате суммы судебного сбора разрешается в соответствии с законом (ч.1 ст.83 ГПК).

В соответствии со ст.3 Декрета судебный сбор взимается в следующих размерах: с исковых заявлений - 1 процент цены иска, но не менее 3 необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан; с исковых заявлений о расторжении брака -0,5 необлагаемого минимума доходов граждан; с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилых помещений, о продолжении срока принятия наследства, об отмене ареста на имущество и с других исковых заявлений неимущественного характера (или таких, что не подлежат оценке) - 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан; с заявлений по делам особого производства - 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан; с апелляционных жалоб на решения судов и жалоб на решения, набравших законную силу - 50 процентов ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, иного заявления или жалобы, а по спорам имущественного характера - ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы;

Льготы по уплате судебного сбора можно разделить на два вида: 1) освобождение от уплаты судебного сбора; 2) отсрочка (рассрочка) уплаты судебного сбора.

Освобождение от уплаты судебного сбора производится на основании закона в зависимости от характера спора или от субъекта спора. Согласно ст 4 Декрета от уплаты судебного сбора освобождаются:

1) истцы - рабочие и служащие - по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений

2) истцы - по искам, вытекающим из авторского права, а также из права на открытие, изобретение, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топографии интегральных микросхем, сорта растений и рационализаторские предложения (п.2);

3) граждане - по апелляционным жалобвм и жалобам на решенич, набравшие законной силы, по делам о расторжении брака (п.3);

4) истцы - по искам о возмещении убытков, причиненных увечьем или другим повреждения здоровья, а также смертью кормильца (п.4);

5) истцы - по искам о взыскании алиментов (п.5);

7) истцы - по искам о возмещении материальных убытков, нанесенных преступлением (п.8);

8) государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, которые обратились в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд о защите прав и интересов других лиц, а также потребители - по искам, связанным с нарушением их прав (п.10);

9) граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов (партизан), которые погибли или пропали безвести, и приравненные к ним в установленном порядке лица; инвалиды I и II групп

10) Генеральная прокуратура Украины и ее органы - по искам, с которыми они обращаются в суд или хозяйственный суд в интересах граждан и государства (п.30);

11) граждане - по искам о возмещении убытков, причиненных невозвращением в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных и имущественных взносов, которые были внесены в акционерные общества, банки, кредитные учреждения, доверительные общества и другие юридические лица, которые привлекают средства и имущество граждан (п.37);

12) граждане - по искам, с которыми они обращаются в суд по делам, связанных с защитой прав и законных интересов при предоставлении психиатрической помощи (п.41).

Изменения льгот, предусмотренных в Декрете относительно уплаты судебного сбора, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

В юридической литературе различают две разносидности освобождения от уплаты судебного сбора: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается судебный сбор.

В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот: 1) льготы для органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления; 2) льготы для социально защищенных граждан; 3) льготы для других категорий граждан.

В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается судебный сбор, различают следующие льготы: при обращении в суды общей юрисдикции, при обращении в хозяйственный суд, и т.д.

Отсрочка и рассрочка судебного сбора. В соответствии со ст.82 ГПК суд, учитывая имущественное положение стороны, может своим определением отсрочить или рассрочить уплату судебного сбора и расходов на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела на определенный срок, но не более чем до принятия судом решения по делу.

Под отсрочкой уплаты судебного сбора понимается действие обязанного лица - плательщика по уплате соответствующих сумм по истечении определенного судом или судьей промежутка времени (срока), исчисляемого с момента совершения процессуального действия, подлежащего оплате.

Под рассрочкой уплаты судебного сбора понимаются действия обязанного лица - плательщика по уплате соответствующих сумм не сразу, а по частям через установленные судом или судьей промежутки времени (сроки).

Если в установленный судом срок судебные расходы не будут оплачены, заявление оставляется без рассмотрения или расходы взыскиваются по судебному решению по делу, когда оплата судебных расходов была отсрочена или рассрочена до принятия этого решения.

В случае подачи искового заявления после подачи заявления об обеспечении доказательств или иска размер судебного сбора уменьшается на размер судебного сбора, уплаченного за соответствующее заявление об обеспечении доказательств или иска.

Возврат судебного сбора. Уплаченная сумма судебного сбора возвращается по определению суда в случаях: 1) уменьшения размера исковых требований или внесения судебного сбора в большем размере, чем это установлено законом; 2) возвращение заявления или жалобы; 3) отказа в открытии производства по делу; 4) оставления заявления или жалобы без рассмотрения; 5) прекращения производства по делу.

Судебный сбор возвращается в иных случаях, установленных законом (ст.83 ГПК). Так, ст.8 Декрета гласит, что уплаченный судебный сбор также подлежит возврату полностью или частично в случаях: отмены в установленном порядке решения суда (п.4); в других случаях, предусмотренных законодательством Украины (п.5).

Судебный сбор возвращается финансовым органом того района или города, в бюджет которого она поступила.

Возврат судебного сбора проводится на основании заявления плательщика, поданного им в течение года со дня зачисления судебного сбора в бюджет, в соответствующий орган, взимающий судебный сбор.

К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возвращения судебного сбора, и оригиналы документов, подтверждающих уплату судебного сбора, если он подлежит возвращению в полном размере.

На основании указанных документов суд выносит определение о возвращении судебного сбора или указывает это в решении.

В случае когда такие процессуальные постановления не выносятся (например, судебный сбор был уплачен, но исковое заявление в суд не поступило), судебный сбор возвращается на основании соответствующей справки суда.

Карантин продолжается уже два месяца, и свежих информационных поводов для постов о судебных расходах пока не появляется. Это дает нам время обратиться к теоретическим и практическим вопросам, которые по каким-то причинам ранее оказались недостаточно освещены.

Как известно, согласно ст. 393 Трудового кодекса, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

При этом в юридической практике распространены иски об установлении факта трудовых отношений. Закономерно возникает вопрос - что делать в том случае, если суд признает, что никаких трудовых отношений между истцом и ответчиком не было. Следует ли и в этом случае отказать работодателю во взыскании судебных расходов с работника?

Это разъяснение может вызвать неоднозначную реакцию, особенно если подходить к нему формально юридически. Дело в том, что согласно ст. 393 ТК РФ основанием для освобождения от судебных расходов является предъявление требований, вытекающих из трудовых отношений, а вовсе не трудовой характер спора. Можно согласиться с тем, что характер спора определяется заявленными в суд притязаниями. Отношения, в свою очередь, являются трудовыми или не являются таковыми объективно. Когда суд выносит решение об отказе в иске о признании факта трудовых отношений, он в силу самого определения такого иска констатирует, что отношения между спорящими сторонами регулируются нормами иной отраслевой принадлежности.

Представим себе, что работник обратился в суд с иском о признании факта трудовых отношений и взыскании недовыплаченной заработной платы. Суд довольно скоро приходит к выводу, что отношения сторон носили гражданско-правовой характер: истец время от времени оказывал ответчику услуги. Истец начинает настаивать на том, что даже если и так, услуги не были ему оплачены, и в дальнейшем все разбирательство крутится вокруг этого обстоятельства. В конце концов суд приходит к выводу, что услуги были оплачены, и отказывает истцу в иске. Истец кругом не прав, но по логике ВС РФ взыскать с него судебные расходы невозможно - спор носил трудовой характер. Почему?

Сам Верховный Суд объясняет свою позицию следующим образом:

…законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, учитывая не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя, в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу, предоставил дополнительную гарантию гражданам при обращении их в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых трудовых прав, освободив их от уплаты судебных расходов.

Можно сказать, что суд тут вполне последователен. Действительно, если все перечисленные признаки характерны для спора об установлении факта трудовых отношений, и именно они обосновывают освобождение от несения судебных расходов, то почему бы не подменить характер правоотношений характером спора. Это будет соответствовать если не букве, то целям ст. 393 ТК РФ. Зададимся однако вопросом, насколько обоснованно ВС РФ акцентирует внимание на том, что работник находится в зависимости от работодателя, в нашем случае.

В типичных трудовых спорах (например, спорах об увольнении), это работодатель совершал действия, обоснованность которых проверяется судом. Закономерно, что на нем и лежит бремя доказывания. Но по искам об установлении факта трудовых отношений бремя доказывания наличия таковых должно лежать на истце - именно он утверждает, что имелись все признаки трудоустройства. Было бы несправедливо возлагать на ответчика бремя доказывания отрицательных фактов (непредоставление рабочего места и т.д.). Таким образом, едва ли в таких спорах можно говорить, что у ответчика имеется больше доказательств.

…Cудебные инстанции не учли, что спор по иску Ч. к обществу об установлении факта трудовых отношений относится к категории трудовых споров. При разрешении этого спора, в том числе при наличии трудового договора, оспариваемого работодателем, суд обязан определить, отвечают ли сложившиеся между сторонами спора отношения признакам трудовых отношений, исключив тем самым правовую неопределенность в характере отношений сторон такого договора, в связи с чем к этим отношениям с учетом предъявленных требований в защиту нарушенных трудовых прав подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе ст. 393 ТК РФ об освобождении истца от судебных расходов вне зависимости от результатов рассмотрения дела.

Как и предыдущий, его следует подвергнуть критике. Несколько обостряя, логика ВС РФ сводится к следующему: поскольку для разрешения спора суду нужно открыть норму ТК РФ о разграничении трудовых и гражданско-правовых отношений, это трудовой спор, а значит применимы также все остальные нормы ТК РФ, в том числе ст. 393. Кажется, дальнейшие комментарии по этому поводу излишни.

Все это возвращает нас к вопросу о том, почему же все-таки истец, заявивший иск об установлении факта трудовых отношений, освобождается от несения судебных расходов?

Думается, что ответ на этот вопрос лежит в большей степени в области правовой политики и касается вообще всей ст.393 ТК РФ. Сама по себе идея о том, что работник не возмещает судебные расходы, исключительна. Потребитель, проигравший иск о возмещении вреда здоровью, должен будет возместить медицинской организации судебные издержки, а топ-менеджер, проигравший многомиллионный иск к Газпрому, освобожден от этой обязанности. На мой взгляд, объяснить это, среди прочего, можно желанием государства сдерживать градус социальной напряженности. История знает многочисленные примеры социальных конфликтов из-за трудовых прав их участников. Чтобы снизить вероятность их возникновения, суд должен быть максимально доступен для работников. Работник не должен опасаться проиграть спор и быть принужденным к оплате судебных издержек работодателя. Заплатить за отсутствие этих опасений предлагается бизнесу.

Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой.

Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам.

Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение ее уплаты гражданин вместе с документами подает квитанцию.

В большинстве случаев в законе не указан точный размер суммы, а лишь говорится о том, какой процент и от чего она составляет.

Размеры сбора практически для всех видов юридически значимых действий указаны в ст. 333.19 НК РФ .

Как рассчитать размер государственной пошлины при обращении в суд?

Есть два способа:

У данных способов имеются недостатки. Так, к недостаткам первого способа можно отнести вероятность ошибки в расчетах. При втором методе вы рискуете сделать ошибку при выборе категории дела, для которого сбор рассчитывается. Кроме того, необходимо понимать, что калькулятор применяется только при обращении в суд. Для остальных случаев он не подходит.

При подаче иска в суд лучше всего пользоваться калькулятором пошлины, так как это позволит избежать ошибок.

При обращении в арбитражный суд

В подавляющем большинстве случаев иски в арбитражный суд носят имущественный характер и направлены на взыскание денег с нарушителя договора.

По такого рода заявлениям определение размера пошлины не представляет трудности.

Кроме того, на сайте любого арбитражного суда в сети интернет есть калькулятор пошлины, который позволяет очень точно определить ее размер.

К примеру, если физлицо подает иск с требованиями имущественного характера, цена которого составляет 1 млн. руб, величина сбора составит 23 тыс. руб.

Что такое госпошлина

При подаче иска в суд общей юрисдикции

Для начала необходимо понять, к какой категории относится иск. Это обусловлено тем, что суды общей юрисдикции рассматривают большое количество самых разнообразных дел.

Для исков о взыскании денежных суммы пошлина рассчитывается как процент от цены заявления. Для неимущественных исков, например, о расторжении брака она, как правило, установлена в твердой денежной сумме.

Кроме того, для так называемых административных исковых требований об оспаривании действий органов власти РФ сбор тоже устанавливается в твердой денежной сумме.

В некоторых случаях при подаче заявления гражданин освобождается от уплаты госпошлины. К таковым относятся иски о защите прав потребителей, о взыскании задолженности по заработной плате и об усыновлении ребенка.

При подаче документов в суд общей юрисдикции необходимо четко понимать, к какой категории дел относится ваш иск, так как это напрямую влияет на размер пошлины.

Определяем размер пошлины при обращении в мировой суд

Расчет размера при обращении в мировой суд аналогичен описанному выше. Никаких особенностей в этом плане законодательство не содержит.

Как определить размер государственной пошлины при обращении в районный суд?

Методика определения пошлины в районный суд ничем не отличается от вышеописанной. Вы также можете воспользоваться калькулятором (как правило, они есть на порталах судей того или иного региона) или подсчитать размер сбора самостоятельно.

Отсрочка при уплате госпошлины

В ряде случаев, например, когда у истца из-за его материального положения нет возможности уплатить государственную пошлину сразу, он может подать заявление о рассрочке или отсрочке ее уплаты.

Рассрочка представляет собой разделение суммы сбора на несколько частей, а отсрочка предоставляет возможность выплатить деньги позже.

Законодательство РФ не содержит четких критериев, когда изменяется порядок уплаты этой суммы, и целиком и полностью возлагает данный вопрос на усмотрение суда.

Возврат государственной пошлины

Основания для возврата сбора установлены в ст. 333.40 НК РФ и к ним, в частности, относятся:

  • уплата в большем размере, чем установлено законом;
  • исковое заявление или жалоба возвращены заявителю;
  • заявителю отказано в совершении нотариального либо иного действия, за которое установлена пошлина;
  • до обращения в государственный орган гражданин отказался от совершения действия;
  • заключения между сторонами мирового соглашения.

В ряде случаев госпошлина не может быть возвращена заявителю. Это расторжение брака, внесение исправления в актовую запись и т.д.

К последствиям неверного расчета данного сбора относится увеличение сроков рассмотрения дела. То есть если гражданин не полностью уплатил пошлину, суд оставляет иск без рассмотрения.

Резюме

Сам по себе расчет государственной пошлины несложен. Основной трудностью является правильно определить, к какой категории гражданских дел относится тот или иной иск. Квалифицированный юрист, проанализировав все обстоятельства дела, сможет правильно выбрать данную категорию.

Поэтому при подаче иска мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным юристом. Наши специалисты, имея большой опыт участия в различных судебных процессах, помогут вам избежать всех вышеописанных проблем.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

в каких случаях лицо, участвующее в деле, освобождается от уплаты государственной пошлины:

а) АО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления ФСС о взыскании страховых взносов от несчастных случаев на производстве и пени за счет имущества АО;

г) ИМНС РФ обжаловала решение арбитражного суда по иску АО о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного НДС в кассационном порядке;

д) ФГУП, должник по исполнительным документам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора;

е) управление Центрального банка РФ по республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа на нарушение валютного законодательства.

От уплаты государственной пошлины по делам, арбитражными судами, освобождаются (статья 333.37 НК РФ)

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
3) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

При подачи заявления в суд об обращении взыскания на заложенное имущество в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (в отношении должника введена процедура наблюдения) должен ли кредитор оплачивать государственную пошлину?

Готов предложить вам услуги по представлению ваших интересов в суде. Сам арбитражный управляющий.

В решении апелляционного суда сказано: " Взыскать с. Ф.И.О. в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 300 рублей." Я уплатила 150 руб (половина от суммы пошлины по иску по гражданскому делу), о чем имеется квитанция (я ее прилагала) в деле.(на сайте суда в калькуляторе гос. пошлины рассчитывается сумма 150 руб.) Возникает 2 вопроса. 1. Как я могу доказать, что пошлина уплачена и уплачена верно? 2. Могу ли данный факт использовать в кассационной жалобе как факт нарушения судом норм материального права?

Неправильное исчисление госпошлины, если оно имело место на самом деле, не влияет на разрешение предмета спора. Основание для отмены решения нижестоящего суда по такому основанию как неправильное применение норм материального права касается их применения при разрешении существа спора, т.е. это те нормы, на основании которых суд принимал решение не в Вашу пользу. Вы можете указать на неправильное исчисление госпошлины, если это на самом деле так, решение в этой части может быть изменено на правильную сумму

Вам может быть интересно

Быстро вернуть проблемный долг поможет упрощенная процедура. Иск рассматривается судьей без участия ответчика и истца, в течение 5 дней выпускается судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа. Причиной появления такого документа является заявление истца о взыскании денежных средств или имущества должника на основании: Приказное производство является упрощенной процедурой по сравнению с обычным.

Индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы нередко объединяются в СРО — саморегулируемые организации. Это позволяет бизнесменам утвердить свое положение на рынке и повысить доверие к себе со стороны потенциальных контрагентов. В ряде отраслей членство в таких объединениях — обязательное условие. Например, в строительной отрасли. Перед вступлением следует определиться, необходимо ли это в вашем.

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа. Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает. Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные.

Переуступка права требования — юридическое понятие, подразумевающее передачу полномочий кредитора или должника третьему лицу. Важно правильно составить договор цессии, чтобы не потерпеть финансовый крах и не нарушить закон. Она предполагает передачу прав кредитора или/и должника третьему лицу. В большинстве случаев цессию оформляют на договорной основе.В мировой юридической практике уже давно используют.

Несмотря на все усилия государства и местных властей, проблема с записью в детсады присутствует практически в каждом регионе. Для удобства граждан и обеспечения прозрачности при распределении мест в Москве предусмотрена не только стандартная запись ребенка в детский сад, но и возможность воспользоваться онлайн-сервисом на правительственном ресурсе. Новые правила регистрации в очереди на получение.

Прежде всего, следует упомянуть, что Закон разработан с учетом мнения представителей судебной власти Украины и устанавливает совершенно новую и более действенную систему финансирования судов. Так, согласно положениям Закона зачисление судебного сбора будет осуществляться прямо в специальный фонд Государственного бюджета Украины, который в первую очередь будет направлять средства на обеспечение осуществления правосудия и укрепление материально-технической базы судов. Данное нововведение позволит обеспечить более стабильную деятельность судов, в отличие от старой системы, по которой средства от оплаты пошлины и расходов на информационно-техническое обеспечение (далее – ИТО) направлялись в бюджеты разных уровней и редко возвращались для нужд судов.

Еще одним исключительно позитивным новшеством является исключение нормы об обязательной оплате трат на ИТО при подаче заявлений и жалоб в суды. Такая новация объясняется, прежде всего, объединением в один платеж затрат, связанных с уплатой судебного сбора и расходов, связанных с организацией процесса рассмотрения дела. Необходимость отмены трат на ИТО продиктована, прежде всего, здравым смыслом, потому как оплачивать два платежа по двум разным реквизитам и как доказательство прилагать два разных платежных документа, по сути предназначенных для одной цели, как минимум не логично.

Также Законом предусмотрена оплата судебного сбора за подачу в суд исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб на судебные решения, жалоб о пересмотре судебного решения в связи с исключительными обстоятельствами и заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, за выдачу судами копий документов.

Интересным является и положение Закона , согласно которому за подачу исков, цена которых определяется в иностранной валюте, судебный сбор уплачивается в гривне с учетом официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины на день оплаты. Исходя именно из такой формулы расчета цены иска в национальной валюте и определяется сумма судебного сбора, подлежащего уплате. Однако, если день подачи иска не совпадает с днем уплаты судебного сбора (например сбор был уплачен ранее), последний определяется с учетом официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины именно на день оплаты, а не на день подачи иска.

Также в новом Законе предусмотрена ситуация с намеренным занижением цены иска для уменьшения размера судебного сбора. Согласно Закону , в случае несоответствия заявленной истцом цены иска действительной стоимости спорного имущества или если на день подачи иска невозможно установить точную его цену, размер судебного сбора предварительно определяет суд с возложением дальнейшей обязанности по оплате дополнительной суммы сбора на заявителя в процессе рассмотрения дела.

В новом Законе не обошлось и без нововведений. Так, с 1 ноября 2011 года, если исковое заявление подано после подачи заявления о применении предупредительных мер или заявления об обеспечении доказательств или иска, размер судебного сбора уменьшается на размер судебного сбора, оплаченного за подачу заявления о применении предупредительных мер или заявления об обеспечении доказательств или иска.

Следующим новшеством является законодательное закрепление правила оплаты искового заявления с несколькими неоднородными требованиями. Со вступлением Закона в силу за подачу искового заявления, имеющего одновременно имущественный и неимущественный характер, судебный сбор будет оплачиваться по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного и неимущественного характера.

Также Законом урегулированы спорные вопросы подачи заявлений повторно. При подаче исковых заявлений, встречных исковых заявлений и заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями повторно применяются общие правила оплаты пошлины. Однако, если же исковое заявление было оставлено судом без рассмотрения по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством, а истец вновь обратился с иском в суд в общем порядке, он вправе использовать при этом первоначальный документ об уплате судебного сбора, но при условии, что сумма соответствующего сбора ему не была возвращена. Следует иметь в виду, что основанием для повторного использования платежного документа может являться справка органа Государственного казначейства Украины о том, что сумма судебного сбора истцу из Государственного бюджета Украины не возвращается.

Общие правила оплаты судебного сбора устанавливаются также при подаче иска одним истцом к нескольким ответчикам и в случае объединения судьей в одно производство нескольких однородных исковых требований.

Резюмируя изложенное выше, необходимо заметить, что идея нового Закона в большей степени направлена на обеспечение надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия, финансирование потребностей судов.

Читайте также: