Лицо командного состава компании отвечающее за подготовку на судах

Обновлено: 20.05.2024

1. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным положением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Перечень морских портов, в которых осуществляется выдача дипломов и квалификационных свидетельств членам экипажей судов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава судов, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для рыболовства, считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

4. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено капитаном морского порта, выдавшим диплом или квалификационное свидетельство, в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

5. Подтверждения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

6. Порядок выдачи дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов, подтверждений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, в форме электронных документов, а также порядок их централизованного учета в электронном виде, информирования заинтересованных лиц по их запросам о статусе дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Комментарий к Ст. 54 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Система дипломирования членов экипажей судов (за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов) основана на Конвенции ПДНВ-78/95. В КТМ РФ Россия отказывается от принципа, согласно которому к занятию должностей на судне допускаются лица, имеющие специальные звания, а присвоение званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств.

§ 2. В соответствии с Конвенцией ПДНВ-78/95, а также СОЛАС 74/78, Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900 (СЗ РФ. 1999. N 33. Ст. 4119), предусматриваются следующие виды дипломов, квалификационных свидетельств и специальных свидетельств специалиста для членов экипажей морских судов:

а) дипломы судоводителей (капитана, старшего помощника капитана, вахтенного помощника капитана, капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн, вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 тонн);

б) дипломы судовых механиков (первого разряда, второго разряда, третьего разряда);

в) дипломы судовых электромехаников (первого разряда, второго разряда, третьего разряда);

г) дипломы судовых радиоспециалистов (радиоэлектроника первого класса ГМССБ, радиоэлектроника второго класса ГМССБ, оператора ГМССБ, оператора ограниченного района ГМССБ, радиооператора первого класса, радиооператора второго класса, оператора - радиотелеграфиста);

д) диплом судового врача;

е) квалификационные свидетельства лиц рядового состава (матроса, моториста, токаря - моториста, электрика);

ж) специальные свидетельства специалиста для командного и рядового состава.

§ 3. Дипломы, квалификационные свидетельства и специальные свидетельства выдаются капитанами морских торговых портов, перечень которых утверждается Минтрансом. Кандидат на получение диплома или соответствующего свидетельства должен быть не моложе 18 лет, иметь соответствующее морское образование, стаж работы на морских судах, быть годным по состоянию здоровья и пройти испытания в квалификационных комиссиях по программам, утвержденным Минтрансом. Порядок образования квалификационных комиссий, выдачи дипломов, соответствующих свидетельств, а также требования для получения дипломов устанавливаются Минтрансом.

ДИПЛОМ, ВЫДАННЫЙ НА ОСНОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ

МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ

МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ 1978 ГОДА,

С ПОПРАВКАМИ 1995 ГОДА

Правительство _____________ удостоверяет, что ________ (фамилия владельца), как установлено, имеет надлежащую квалификацию в соответствии с положениями правила ____________ вышеуказанной Конвенции, с поправками, и способен выполнять нижеследующие функции на указанных уровнях, с учетом любых указанных ограничений до ___________ или до даты истечения любого продления срока действия данного диплома, как может быть указано на обороте:

Функция Уровень Ограничения (если имеются)

Законный владелец данного диплома может работать в следующей должности или должностях, указанных в применимых требованиях Администрации относительно безопасного укомплектования судов экипажами:

Должность Ограничения (если имеются)

Диплом N _________ выдан ______________

Подпись надлежащим образом

уполномоченного должностного лица

Фамилия надлежащим образом

уполномоченного должностного лица)

§ 4. Согласно п. 5 Положения дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалиста выдаются:

а) гражданам Российской Федерации;

б) иностранным гражданам, окончившим морские учебные заведения Российской Федерации;

в) иностранным гражданам, работающим или работавшим на судах под Государственным флагом Российской Федерации;

г) иностранным гражданам в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации с другими государствами - участниками Конвенции ПДНВ-78/95.

§ 5. Требования к членам экипажей судов для получения дипломов и соответствующих свидетельств по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке и т.п. основаны на конвенции ПДНВ-78/95. Они усложняются по мере продвижения моряка по службе.

Например, для получения диплома вахтенного помощника капитана необходимо иметь стаж плавания на самоходных судах в составе палубной команды в течение 12 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике самоходных судов валовой вместимостью 500 тонн и более под руководством капитана, дипломированного специалиста или руководителя практики, иметь диплом судового радиоспециалиста и свидетельство, выданное учебным заведением или сертифицированным учебным центром, о прохождении соответствующей тренажерной подготовки.

Для получения диплома старшего помощника капитана необходимо иметь диплом вахтенного помощника капитана, диплом судового радиоспециалиста, стаж работы на самоходных судах в течение 18 месяцев в качестве вахтенного помощника, в том числе в течение 12 месяцев на самоходных судах валовой вместимостью не менее 500 тонн.

Для получения диплома капитана необходимо иметь диплом старшего помощника капитана, диплом судового радиоспециалиста и стаж работы в течение 18 месяцев в должности старшего помощника капитана на самоходных судах валовой вместимостью 500 и более тонн. Лица, имеющие диплом судоводителей, могут занимать различные должности на судах: диплом вахтенного помощника капитана - должность вахтенного помощника на любых судах или должность старшего помощника капитана судна прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 тонн (прибрежным считается плавание в одном направлении вдоль побережья Российской Федерации по кратчайшему пути менее 250 морских миль от пункта отхода и удалением от берега до 50 морских миль); диплом старшего помощника - должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах; диплом капитана - должность до капитана включительно на любых судах.

§ 6. Для получения диплома судового механика третьего разряда необходимо иметь стаж плавания не менее 8 месяцев на самоходных судах в составе машинной команды с выполнением обязанностей по обслуживанию судовых технических средств и свидетельство о прохождении производственной практики по судоремонту. Для получения диплома судового механика второго разряда необходимо иметь стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с дипломом судового механика третьего разряда и выполнением обязанностей вахтенного механика, в том числе не менее 12 месяцев на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 750 кВт. Наконец, для получения диплома судового механика первого разряда необходимо иметь стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с дипломом судового механика второго разряда и выполнением обязанностей старшего механика на судах с главными двигателями общей мощностью 750 кВт и более (или второго механика на судах с главными двигателями общей мощностью 3000 кВт и более).

В зависимости от диплома эти лица могут занимать должности:

судовой механик третьего разряда - до старшего механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью менее 750 кВт, второго механика - на судах с главными двигателями мощностью менее 3000 кВт (с учетом дополнительных требований); до третьего механика включительно - на любых судах;

судовой механик второго разряда - старшего механика на судах с мощностью главного двигателя менее 3000 кВт (с учетом дополнительных требований) и до второго механика включительно на любых судах.

Судовой механик первого разряда может занимать любую должность по специальности на любых судах.

Положением установлены требования для получения дипломов судовых электромехаников и должности, которые они могут занимать.

§ 7. Для получения диплома судового оператора - радиотелефониста необходимо пройти подготовку в морском учебном заведении или учебном центре по этой специальности, а для получения диплома судового радиооператора второго класса - иметь высшее или среднее морское специальное образование и стаж работы на судах не менее 6 месяцев с выполнением работы по специальности. Для получения диплома судового радиооператора первого класса необходимо иметь диплом судового радиооператора второго класса и соответствующий стаж работы на судах (для лиц со средним образованием - не менее 18 месяцев, с высшим образованием - не менее 12 месяцев).

Особые требования предусмотрены Положением для получения дипломов радиоспециалистов ГМССБ; им же определены должности, которые могут занимать соответствующие специалисты.

§ 8. Согласно ст. VI Конвенции ПДНВ-78/95 (п. 8 Положения) дипломы капитана и других членов экипажа подтверждаются выдающей их Администрацией, т.е. капитаном соответствующего морского торгового порта. Подтверждение выдается только в том случае, если все требования Конвенции были соблюдены. Если подтверждение включается в форму диплома, то отдельный документ по указанной форме не выдается (п. 4 Правила 1/2).

ВЫДАЧУ ДИПЛОМА НА ОСНОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ

МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ

МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ 1978 ГОДА,

С ПОПРАВКАМИ 1995 Г.

Правительство ____________ удостоверяет, что диплом N ________ выдан ________ (фамилия владельца), который, как установлено, имеет квалификацию в соответствии с положениями правила _______ вышеупомянутой Конвенции, с поправками, и способен выполнять нижеследующие функции на указанных уровнях, с учетом любых указанных ограничений до _____ или до даты истечения любого продления срока действия данного подтверждения, как может быть указано на обороте:

Функция Уровень Ограничения (если имеются)

Законный владелец данного подтверждения может работать в следующей должности или должностях, указанных в применимых требованиях Администрации относительно безопасного укомплектования судов экипажами:

Должность Ограничения (если имеются)

Подтверждение N _________ выдано ______________

Подпись надлежащим образом

уполномоченного должностного лица

Фамилия надлежащим образом

уполномоченного должностного лица

§ 9. В исключительных случаях может быть выдано льготное разрешение, позволяющее моряку работать в течение определенного срока (но не более 6 месяцев) в должности, на занятие которой он не имеет соответствующего диплома, при условии, что моряк имеет диплом для занятия должности одной ступенью ниже. Капитану или старшему механику льготное разрешение выдается лишь при чрезвычайных обстоятельствах и только на возможно короткий срок. Льготное разрешение выдается капитаном морского торгового порта по мотивированному представлению судовладельца при условии, что это не создает опасности для людей, имущества или окружающей среды.

§ 10. В соответствии с положениями переходного периода Конвенции ПДНВ-78/95 лица, имеющие дипломы капитана, помощника капитана, судового механика, судового электромеханика и судового радиоспециалиста (кроме подпадающих под требования ГМССБ), могут продолжать работать на судах до истечения срока действия подтверждения, но не позднее чем до 1 февраля 2002 г. Лица, исполняющие обязанности судовых радиоспециалистов и подпадающие под действие ГМССБ, должны иметь диплом, относящийся к ГМССБ, уже после 31 января 1999 г.

§ 11. Дипломированию персонала рыболовных судов посвящены соответствующие положения Конвенции ПДПРС-95, которая применяется к персоналу, работающему на морских рыболовных судах. Конвенцией предусмотрены следующие дипломы:

капитана рыболовных судов длиной 24 м и более, эксплуатируемых в неограниченных водах (то же - для капитана судов, эксплуатируемых в ограниченных водах);

вахтенного помощника капитана рыболовных судов длиной 24 м и более, эксплуатируемых в неограниченных водах (то же - для вахтенных помощников капитана судов, эксплуатируемых в ограниченных водах);

старшего механика, второго механика судов с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более;

персонала, отвечающего за радиосвязь или осуществляющего ее на рыболовных судах.

§ 12. Дипломы для персонала рыболовных судов выдаются капитанами морских рыбных портов лишь в случае выполнения требований в отношении стажа работы, возраста, состояния здоровья, подготовки, квалификации и сдачи соответствующих экзаменов. Принимая во внимание незначительные различия в условиях работы, любой диплом, выданный его владельцу согласно положениям Конвенции ПДНВ-78/95 для работы в качестве старшего механика, механика или радиооператора, считается соответствующим диплому, дающему право занятия должностей на рыболовных судах.

Для получения диплома вахтенного помощника капитана рыболовного судна длиной 24 м и более, эксплуатируемого в неограниченных водах, кандидат должен быть не моложе 18 лет; отвечать требованиям в отношении здоровья, особенно зрения и слуха; иметь стаж работы не менее двух лет в составе палубной команды на рыболовных судах длиной не менее 12 м; сдать соответствующий экзамен для оценки компетенции; отвечать требованиям для выполнения установленных обязанностей по радиослужбе в соответствии с Регламентом радиосвязи.

Для получения диплома капитана рыболовного судна длиной 24 м и более, эксплуатируемого в неограниченных водах, кандидат должен отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированию вахтенного помощника капитана на таком же судне, иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев в качестве вахтенного помощника или капитана рыболовных судов длиной не менее 12 м; сдать соответствующий экзамен для оценки компетенции. Форма диплома приводится ниже.

ДИПЛОМ, ВЫДАННЫЙ НА ОСНОВАНИИ

ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ

О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛА

РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ

Правительство ______ удостоверяет, что владелец настоящего диплома ______________ (фамилия владельца), как установлено, имеет надлежащую квалификацию в соответствии с положениями правила _____ вышеуказанной Конвенции и способен выполнять нижеуказанную работу с учетом любых указанных ограничений до _______ или до даты истечения продления срока действия настоящего диплома, которая может быть указана на обороте.

Законный владелец настоящего диплома может работать в следующей должности или должностях:

Должность Ограничения (если имеются)

Диплом N ______ выдан _______

Подпись надлежащим образом

уполномоченного должностного лица

Фамилия надлежащим образом

уполномоченного должностного лица

Дата рождения владельца диплома ___________________

Подпись владельца диплома _________________________

Фотография владельца диплома ┌──────────┐

§ 13. Согласно Правилу 3 Конвенции ПДПРС-95 дипломы подтверждаются выдавшей их стороной (капитаном морского рыбного порта). Срок действия подтверждения истекает, как только истекает срок действия подтвержденного диплома или он изымается, его действие приостанавливается или он аннулируется, и в любом случае не позднее чем через пять лет после даты выдачи.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ, УДОСТОВЕРЯЮЩЕЕ ВЫДАЧУ

ДИПЛОМА НА ОСНОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ

О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛА РЫБОЛОВНЫХ

СУДОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ 1995 ГОДА

Правительство ______ удостоверяет, что диплом N _______ выдан (фамилия владельца) ________, который, как установлено, имеет надлежащую квалификацию в соответствии с положениями правила _____ вышеуказанной Конвенции и способен выполнять нижеуказанную работу, с учетом любых указанных ограничений до _______ или до даты истечения продления срока действия настоящего диплома, которая может быть указана на обороте.

Законный владелец настоящего подтверждения может работать в следующей должности или должностях, указанных в применимых требованиях Администрации относительно безопасного укомплектования судов экипажами:

Должность Ограничения (если имеются)

Подтверждение N ______ выдано ______

Подпись надлежащим образом

уполномоченного должностного лица

Фамилия надлежащим образом

уполномоченного должностного лица

Конвенция предусматривает возможность выдачи льготных разрешений. Условия их выдачи аналогичны тем, которые изложены в § 6 комментария к настоящей статье. Она также содержит положения, относящиеся к переходному периоду. Профессиональный стандартный диплом, выданный до ее вступления в силу, признается действительным для работы на соответствующей должности и после вступления Конвенции в силу.

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

6. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Комментарии к ст. 26 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепил, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

В отечественном законодательстве на уровне законов отсутствует легальная дефиниция понятия "экипаж судна". Комментируемая статья рассматривает состав экипажа судна, не давая его определение.

Специалисты под экипажем судна предлагают понимать экипаж морского и речного транспорта как коллектив лиц, обеспечивающих управление, движение и безопасность эксплуатации судна, включая лиц, обслуживающих пассажиров, заключивших с судовладельцем трудовой договор в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и включенных в судовую роль .

См.: Большакова В.Н. Понятие экипажа судна морского и речного транспорта в соответствии с нормативными актами Российской Федерации // Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума "Великие реки". Нижний Новгород, 16 - 19 мая 2017 г.

Судовая роль - основной судовой документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна (Правила ведения судовой роли, утв. Приказом Минтранса от 2 мая 2012 г. N 122).

Нормативное определение понятия "экипаж судна" дано в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.5.2-703-98 "Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 года N 16. Данная дефиниция сформулирована следующим образом: экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

Данное определение экипажа судна используется и в судебной практике.

Пример: в ходе рассмотрения дела об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию суд сослался на СанПиН 2.5.2-703-98, дополнительно указав, что истец в периоды работы матросом-мотористом относился к членам экипажа судна, занимал штатную должность матроса-моториста, а потому суд правомерно учел периоды работы истца в данной должности в специальный стаж. При этом ссылки УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга на неправомерность включения судом периода работы истца с 26 июня 1985 г. по 16 марта 1987 г. в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого и иных членов судовой команды Ленинградского Западного Порта СЗРП в его специальный стаж в связи с отсутствием в указанный период документального подтверждения постоянной занятости М. в качестве плавсостава на судах, были отклонены судебной коллегией. В п. 31 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801, который утратил силу в связи с принятием КВВТ, но действовал на момент работы М. на судах, было установлено, что экипаж самоходных судов состоит из капитана, прочих старших лиц судового экипажа и судовой команды (см. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 мая 2017 г. N 33-8341/2017).

Понятие "плавсостав", встречающееся на практике, в КВВТ не содержится. В связи с этим интересно, что же оно под собой подразумевает.

В Отраслевом соглашении по речному транспорту на 2012 - 2014 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, саморегулируемой организацией "Ассоциация судоходных компаний", Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта от 6 марта 2012 г. (утратил силу), отмечалось: ввиду отсутствия в российском законодательстве термина "плавающий состав" стороны согласились с тем, что термин "плавающий состав" применительно к Соглашению означает лиц, работающих на борту судна в любом качестве по трудовому договору и включенных в судовую роль.

В Федеральном отраслевом соглашении по внутреннему водному транспорту на 2018 - 2021 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Российская палата судоходства" от 16 марта 2018 г., плавающий состав (плавсостав) определен как круг лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна внутреннего плавания в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателем, и внесенных в судовую роль.

Таким образом, понятие "плавсостав", как мы видим, означает то же, что и "состав экипажа судна".

Обращаем внимание, что КТМ также не содержит определения "экипаж морского судна". Согласно п. 1 ст. 52 КТМ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. По нашему мнению, законодателю все же следует дать определение понятия экипаж судна в комментируемой статье с целью унификации понятийного аппарата как речного, так и морского права.

Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются трудовым правом (подробнее см. комментарий к ст. 28).

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждено Приказом Минтранса от 16 мая 2003 г. N 133. Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем. Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания, утв. Приказом Минтранса от 20 сентября 2016 г. N 268, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна смешанного плавания, плавающих под Государственным флагом РФ.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен перечень лиц, относящихся к командному составу судна:

- командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- помощник капитана судна;

- помощник командира дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- механики и электромеханики;

- помощники механиков и электромехаников;

Уставом службы на судах Минречфлота РСФСР устанавливаются требования к командному составу, а также раскрывается перечень возложенных на них обязанностей.

На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации. В частности, командный состав обязан:

- правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне;

- своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину;

- всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт;

- заботиться о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;

- при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;

- знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;

- требовать от подчиненных точного выполнения законодательства, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся, и контролировать это выполнение;

- информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;

- проводить техническую учебу с членами экипажа;

- составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение;

- изучать, обобщать опыт работы передовых экипажей и внедрять его на своем судне.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи состав судовой команды состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и работникам, обслуживающим пассажиров судна.

Следует отметить, что если лиц, относящихся к командному составу, можно считать должностными лицами, то лица, входящие в состав судовой команды, не относятся к таковым.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время действует Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2002 г. N 138.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.

При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается. Статья 11.13 КоАП устанавливает, что выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. рублей до 2 тыс. рублей.

Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:

- безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

- проведение безопасных и надежных швартовых операций;

- грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

- управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

- поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

- эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

- выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

- безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.

Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.

На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.

В соответствии с Правилами ведения судовой роли на судах внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса от 26 февраля 2018 г. N 72, судовая роль должна содержать следующие сведения о судне:

- идентификационный номер судна, присвоенный ему при регистрации;

- название судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (для граждан РФ);

- государство флага судна;

В судовую роль должны вноситься сведения о членах экипажа судна, а также лицах, фактически находящихся на борту судна на момент его выхода в рейс, в том числе:

- об учащихся учебных заведений, направленных на данное судно для прохождения плавательной практики;

- о работниках федеральных органов исполнительной власти и работниках организаций, находящихся в ведении этих органов, а также о представителях судовладельца, командируемых для работы на судах.

К таким сведениям относятся:

- фамилия, имя, отчество (при наличии);

- вид и номер документа, удостоверяющего личность;

- номер квалификационного документа (при наличии).

Указываемые в судовой роли должности на судне учащихся учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем, комплектующим экипаж судна.

Судовая роль должна заполняться на русском языке при прибытии судна в порт или убытии судна из порта.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Задайте вопрос юристу:

33. На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в деятельности судна.

Командный состав судна обязан правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде, правила охраны труда и техники безопасности, внимательно относиться к нуждам и запросам подчиненных, создавать условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне, улучшать условия их труда и быта.

Лица командного состава должны служить примером для остальных членов экипажа судна, умело сочетать высокую требовательность с повседневной заботой о подчиненных, всемерно способствовать повышению их квалификации, прививать им чувство ответственности за порученную работу, воспитывать у них чувство патриотизма и любви к своему судну.

34. Каждое лицо командного состава обязано:

(01) всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных;

(02) знать устройство, производственные и технические данные судна, организацию борьбы за живучесть, технические средства своего заведования и правила эксплуатации этих средств;

(03) знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;

(04) контролировать прием и сдачу дел подчиненными;

(05) хранить и вести установленную документацию и отчетность по своему заведованию;

(06) обеспечивать подготовку подчиненных и готовность технических средств своего заведования к борьбе за живучесть судна;

(07) обеспечивать исправное состояние, правильную техническую эксплуатацию и бесперебойную работу технических средств своего заведования;

(08) распределять подчиненных по рабочим местам и проводить с ними инструктаж на рабочем месте;

(09) руководить работой подчиненных;

(10) постоянно обучать подчиненных правильным действиям на рабочих местах, по судовым тревогам и по борьбе за живучесть;

(11) требовать от подчиненных безусловного выполнения требований настоящего Устава, действующих правил, инструкций, приказов и распоряжений в части, их касающейся;

(12) по кругу своих обязанностей следить за соблюдением правил техники безопасности, технической эксплуатации, противопожарных и санитарных правил;

(13) контролировать несение подчиненными вахтенной службы;

(14) составлять планы работ по своему заведованию и обеспечивать их выполнение;

(15) систематически проверять состояние технических средств и служебных помещений своего заведования; принимать немедленные меры к ликвидации обнаруженных недостатков;

(16) информировать подчиненных о предстоящем плавании и ставить перед ними конкретные задачи по подготовке к рейсу;

(17) обеспечивать подготовку подчиненных и готовить технические средства своего заведования к выходу судна в рейс, докладывать о состоянии готовности своему начальнику; при подготовке судна к рейсу обеспечивать крепление по-походному запасных деталей и предметов материально-технического снабжения по своей части, обеспечивать подготовку своего заведования к штормовому плаванию;

(18) составлять и представлять на проверку и утверждение своему начальнику графики планово-предупредительных осмотров и ремонтов по своему заведованию; организовывать их выполнение;

(19) составлять и представлять своему начальнику заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, организовывать получение снабжения, его хранение, рациональное расходование и учет;

(20) своевременно составлять и представлять своему начальнику ремонтные ведомости (материалы для составления ремонтных ведомостей) по своему заведованию; обеспечивать сдачу в ремонт технических средств своего заведования и принимать их из ремонта, контролировать ход и качество ремонта.

35. При назначении на судно или при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить последних в части, их касающейся, с судном и расположением судовых помещений, обязанностями по тревогам и другим судовым расписаниям, назначением и размещением аварийно-спасательного и противопожарного имущества, оборудования и инвентаря, с правилами обслуживания заведования и другими служебными обязанностями, с правилами техники безопасности, противопожарной безопасности и внутреннего распорядка.

36. Лицо командного состава, назначенное на должность, обязано:

(01) принять от сдающего дела документацию и отчетность по заведованию, технические средства, оборудование, инвентарь, сменные детали и запасные части, инструменты, расходные материалы и другое имущество;

(02) ознакомиться с подчиненными;

(03) ознакомиться с расположением помещений, особенностями механизмов, приборов, систем, устройств и аппаратуры своего заведования и их состоянием;

(04) составить акт о сдаче-приеме дел; экземпляр акта, подписанный обеими сторонами, совместно с письменными рапортами сдавшего и принявшего дела представить непосредственному начальнику.

37. Лица командного состава имеют право применять к подчиненным меры поощрения и накладывать на них дисциплинарные взыскания в соответствии с Уставом о дисциплине работников флота рыбной промышленности СССР.

38. Начальники судовых служб, кроме обязанностей, перечисленных в ст. 34 настоящего Устава, должны:

(01) разрабатывать должностные инструкции подчиненных в соответствии с настоящим Уставом;

(02) организовывать и контролировать несение вахты в своей службе; составлять и вести графики вахт по службе;

(03) вести учет списочного состава службы, учет рабочего времени, должностных перемещений, графики отпусков, выходных и отгульных дней подчиненных; представлять сведения по учету четвертому помощнику капитана, а на судах, где его нет, - старшему помощнику капитана;

(04) организовывать техническую учебу, внедрять технические усовершенствования и передовые методы работы в своей службе;

(05) составлять расписание по заведованиям и другие судовые расписания по указанию старшего помощника капитана для всех лиц службы и представлять их на утверждение в установленном порядке; совместно со старшим помощником капитана составлять расписания по тревогам и распределять подчиненных по жилым помещениям в строгом соответствии с порядком заселения, установленным проектом судна;

(06) определять подчиненность лиц службы;

(07) контролировать ведение вахтенных журналов службы; ежесуточно проверять и подписывать суточные записи в журналах;

(08) систематически лично проверять состояние технических средств, служебных и жилых помещений службы;

(09) планировать и согласовывать с капитаном порядок и сроки проведения профилактических ремонтов в предстоящем рейсе,

(10) организовывать ремонтные работы силами и средствами службы, обеспечивать их выполнение;

(11) следить за сроками освидетельствования Регистром СССР и другими органами надзора технических средств службы; готовить и с ведома капитана своевременно, правильно и в надлежащем объеме предъявлять их к освидетельствованию;

(12) по требованию старшего помощника капитана выделять из состава службы лиц на общесудовые работы и для несения вахт. Выделение для этих целей лиц из состава судомеханической службы производится по указанию капитана; лица из состава медико-санитарной службы и радиооператоры для этих целей не выделяются;

(13) не позднее чем за два часа до назначенного времени отхода судна докладывать капитану о состоянии готовности службы к рейсу и не позднее чем за полчаса - старшему помощнику капитана о состоянии готовности службы к отходу, наличии на борту подчиненных и отсутствии посторонних лиц,

(14) составлять установленные отчеты и направлять их соответствующим должностным лицам.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

6. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Комментарий к Статье 26 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Юридически экипаж судна рассматривается, в зависимости от предмета регулирования, в двух основных аспектах - как человеческая составляющая, в которой выражается деятельность судовладельца по отношению ко всем иным лицам, а также как работники судовладельца, правоотношения с которыми регулируются нормами трудового законодательства. Комментируемая глава синтезирует оба данных подхода к сущности экипажа.

Комментируемая статья в общих чертах определяет состав экипажа, функциональную его структуру (командный состав и лица, не относящиеся к нему), а также несколько указывает на подзаконные акты, регулирующие вопросы состава экипажа. Экипаж судна в зависимости от функциональных характеристик подразделяется на командный состав судна и судовую команду. В состав экипажа пассажирского судна входят работники по обслуге пассажиров. При этом при некоторых видах пассажирских перевозок лица, обслуживающие пассажиров, не состоят в трудовых отношениях с судовладельцем и не являются его представителями. Это может иметь место, в частности, при фрахтовании пассажирского судна туристическими организациями, когда на судне специализированные виды туристических услуг оказываются работниками туристической организации.

2. К командному составу экипажа относятся капитан судна (и его помощники, хотя об этом в п. 2 комментируемой статьи не сказано), командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и судовые врачи. В своей деятельности лица, входящие в командный состав, руководствуются положениями КВВТ РФ, Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утв. Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 N 30 (далее - Устав службы на судах ВВТ), Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР, утв. Постановлением СМ СССР от 26.08.1985 N 812 (далее - Устав о дисциплине работников ВВТ), а также разрабатываемых на их основании должностных инструкций. На лиц командного состава возлагается руководство работой подчиненного состава (судовой команды), а также и личное участие в управлении судном и его технической эксплуатации. В Уставе службы на судах ВВТ устанавливаются обязанности лиц командного состава. Это, как правило, такие обязанности, как обеспечение безопасности плавания судна и его технической эксплуатации; обеспечение исправности и должного уровня работы технических средств и оборудования на ответственном участке или в ответственной сфере; руководство и организация труда судовой команды, проведение установленных инструктажей; подготовка судна к рейсу в рамках обязанностей и ответственного участка работы и управления. Лица командного состава обязаны требовать от подчиненных соблюдения соответствующих правил и требований, содержащихся как в законах, так и в подзаконных нормативных актах, а также требовать знания подчиненными своих обязанностей. Лица командного состава обязаны владеть навыками оказания первой медицинской помощи, что, конечно, не относится к врачам, так как они в силу образования и самой их функции на судах обязаны владеть не только такими навыками, но и всеми знаниями и навыками согласно требованиям к своей профессии. Лица командного состава несут в установленных законом случаях соответствующую ответственность при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей. Тот факт, что такие лица относятся к командному составу, позволяет рассматривать их именно как должностных лиц.

3. Судовая команда состоит из работников экипажа, которые не относятся ни к командному составу, ни к лицам, обслуживающим пассажиров. Они не обладают властно-распорядительными полномочиями и не являются должностными лицами. Их назначение состоит в выполнении необходимых для эксплуатации судна трудовых операций. Все лица, входящие в состав экипажа, как относящиеся к командному составу, так и относящиеся к судовой команде, должны быть в обязательном порядке занесены капитаном судна в список членов экипажа (п. 5 комментируемой статьи), в котором указываются данные, должность или трудовая функция каждого члена экипажа. Некоторые обязанности членов экипажа судна будут рассмотрены в комментарии к ст. 28 КВВТ РФ.

Минимальный состав экипажа должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

В процессе эксплуатации судна минимальный численный и квалификационный состав экипажей должен обеспечивать:

- безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

- проведение безопасных и надежных швартовых операций;

- грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

- управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

- поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

- эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

- выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

- безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния оборудования и систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне. На борту судна должно быть достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта. Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме. При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.

Что касается уровня автоматизации, технических характеристик судна и иных технических показателей, то в Положении тоже содержатся требования относительно минимального состава по отношению к таким факторам. Например, если судно длиной более 75 метров, то численность минимального состава должна обеспечивать одновременную швартовку на носу и корме судна. На судах без символа "А", не соответствующих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) - моториста, а на судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одному или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного специалиста соответствующей специальности.

Таким образом, значение минимального состава экипажа состоит в том, что его наличие (в которое включается единство необходимого количества лиц соответствующих должностей и специальностей и необходимого уровня и вида квалификации таких лиц) является одним из условий допуска судна к эксплуатации. Следовало бы отдельной нормой установить обязательное наличие в минимальном составе врача.

Читайте также: