Коллегия судебного департамента это

Обновлено: 02.05.2024

Целью исследования является комплексное изучение общих положений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
изучить исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов;
рассмотреть вопросы правового статуса данного Судебного департамента;
выявить полномочия органов и должностных лиц Судебного департамента;
раскрыть структуру Судебного департамента.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения Судебного департамента в РФ 5
1.1. Исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов 5
1.2. Правовой статус и система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 11
2. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента 16
2.1. Полномочия Судебного департамента 16
2.2. Структура и организация деятельности Судебного департамента 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Садыков Артур. Курсовая теория. Судебный департамент в РФ..doc

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе 29 :

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента;
  • проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента 30 .

2.2. Структура и организация деятельности Судебного департамента

Структура Судебного департамента включает следующие подразделения: 3 главных управления, 4 управления и 2 отдела. Положения о подразделениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона разрабатываются под руководством Генерального директора и представляются им на утверждение в Судебный департамент 31 .

Судебный департамент состоит из ряда подразделений, в т.ч.: 32

- главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов;

- главного управления обеспечения деятельности военных судов;

- главного финансово- экономического управления;

- управления государственной службы и кадрового обеспечения;

- управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений и др.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения 33 .

Помимо общего полномочия осуществлять руководство деятельностью Судебного департамента на руководителя ч. 2 ст. 10 Закона возлагается и персональная ответственность за результаты работы.

К числу внутренних полномочий (по организации собственной жизнедеятельности Судебного департамента) относятся полномочия, предусмотренные п. п. 1, 3, 5, 6, 7, 9 ч. 1 ст. 10 Закона, к числу внешних полномочий (по выполнению публичных функций) - полномочия, перечисленные п. п. 2, 4, 8, 10 ч. 1 ст. 10 Закона.

Срок (месяц) представления ежегодного отчета о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Совету судей Российской Федерации не оговорен.

Что касается полномочий, оговоренных п. 11 ч. 1 ст. 10 Закона, к их числу относится принятие правовых актов: приказов, распоряжений и инструкций. Данные акты обязательны для судей и работников судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности.

Кроме того, Генеральный директор представляет в государственных и иных органах и организациях как собственно Судебный департамент (п. 10 ст. 10 Закона), так и суды при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента.

Коллегия Судебного департамента состоит только из штатных работников Судебного департамента. Положение о коллегии утверждено Председателем Верховного Суда РФ от 15 февраля 1999 г. Решения коллегии могут служить основанием для принятия решений Генеральным директором. Основными задачами коллегии являются: коллегиальное обсуждение и выработка принципиальных решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментам и его учреждениями; определение направлений и форм взаимодействия Судебного департамента с органами государственной власти и общественными объединениями в решении вопросов, связанных с развитием и совершенствованием судебной системы, проведением судебной реформы, а также сотрудничества с международными организациями, исследующими проблемы правосудия; разработка мер по укреплению кадрового потенциала судебной системы, усилению дисциплины и ответственности государственных служащих в системе Судебного департамента 34 .

По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений. Так, Приказом Генерального директора Судебного департамента от 17 мая 1999 года № 48 создан Научно-экспертный совет при Судебном департаменте и утверждено Положение о нем. Научно-экспертный совет является совещательным органом, призванным обеспечивать экспертную оценку проектов решений, подготавливаемых Судебным департаментом, по основополагающим вопросам организационно-правового, финансового, кадрового обеспечения судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.

В субъектах РФ действуют управления и отделы Судебного департамента, являющиеся его органами. Они подчиняются Генеральному директору Судебного департамента и подотчетны совету судей соответствующего субъекта РФ. Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и советом судей субъекта РФ 35 .

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ: разрабатывает и утверждает структуру и штатное расписание управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ; распределяет и утверждает в соответствии с приказом Судебного департамента лимиты численности судей, работников аппаратов и персонала по охране и обслуживанию зданий районных (городских) судов соответствующего субъекта РФ (лимиты численности гарнизонных военных судов устанавливаются приказом Судебного департамента); ведет учет штатной и фактической численности работников управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ, районных (городских) судов и гарнизонных военных судов соответствующего субъекта РФ; осуществляет контроль за соблюдением государственной штатной дисциплины в районных (городских) судах и гарнизонных военных судах.

Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации - федеральный государственный орган , осуществляющий организационное обеспечение деятельности всей системы общих судов, подчиненных Верховному Суду РФ (верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов), а также органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.

В соответствии с этим Законом Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и в этой связи: разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов; разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по их совершенствованию; вносит в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов; определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; и т.д.

В структуру Судебного департамента входят: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное финансово-экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управление делами; управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел международно-правового сотрудничества. Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор , который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель коллегии ), его заместителей и других работников Департамента.

Однако до сих пор в научной среде и среди юристов-практиков продолжаются споры о месте, полномочиях, функциях и перспективах развития данного государственного органа. Бесспорно одно: Судебный департамент при ВС РФ состоялся как звено властной системы, способствуя успешной реализации судебной реформы в интересах населения страны, защиты прав и свобод россиян на основе норм Конституции РФ и в соответствии с международными принципами защиты прав человека.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган. В его задачи входит организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент в соответствии со своей компетенцией осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент, не вмешиваясь в осуществления правосудия, призван способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ - генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваивают классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

Финансирование судов общей юрисдикции, мировых судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета; финансирование как судов, так и департамента указывается отдельной строкой в федеральном бюджете.

Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, а также принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.

При наличии разногласий Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

В деятельности по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное. Они составляют компетенцию департамента.

Судебный департамент в сфере кадрового обеспечения деятельности судов определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический и персональный учет судей и работников аппарата судов.

В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Судебный департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.




Судебный департамент в сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппарата судов, аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

В субъектах РФ образуются управления (отделы) Судебного департамента, возглавляемые соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Судебного департаменту по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного суда РФ и Советом судей РФ, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте место Верховного Суда в системе судов общей юрисдикции

2. Перечислите основные полномочия Президиума Верховного Суда РФ

3. Назовите основные функции и полномочия Председателя Верховного Суда РФ

Основные понятия

Военные суды являются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно, как и общие территориальные суды, замыкаются на Верховный Суд РФ.

Военные суды, как и суды общей юрисдикции, в своей деятельности руководствуются уголовным, гражданским и соответствующим процессуальным законодательством, обязательным для этих судов. В соответствии со ст.126 Конституции высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, который реализует свои функции в отношении военных судов через свою Военную коллегию.

Военные суды подразделяются на:

Ø основное (первое) звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов. В военных судах первого звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе одного судьи единолично;

Ø среднее (второе) звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск. В военных судах второго звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе трех (профессиональных) судей, один из которых председательствует в судебном процессе. По второй (кассационной) инстанции дела рассматриваются в составе трех судей, а в порядке надзора в составе членов президиума, куда входят председатель этого суда, его заместители, а также наиболее квалифицированные и опытные судьи;

Ø высшее (третье) звено – военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему военному суду.

Военным судам подсудны дела:

· обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения сборов (ст. 31 УПК РФ);

· о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицом начальствующего состава исправительных учреждений;

· о преступлениях, совершенных лицами, состоящими на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел, а также в некоторых других ведомствах, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Российской Федерации.

При обвинении лица (группы лиц) в совершении нескольких преступлений, одно из которых отнесено к подсудности военных судов, дело рассматривается в военном суде.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Судьи Военной коллегии, как члены Верховного Суда, назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.

На должность военных судей могут назначаться граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж юридической деятельности не менее пяти лет, находящиеся на действительной военной службе в воинском звании не ниже офицера, достигшие 25-летнего возраста.

В соответствии с Законом "О Судебном департаменте" Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных судов (в перспективе и военных судов) и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со ст. 6 Закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующие основные полномочия: организационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всероссийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учреждениями Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осуществлять подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей и работников аппарата судов; вести судебную статистику, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; принимать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывать материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в соответствии с законодательством.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Структура Судебного департамента. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

– главных управлений: организационно-правового обеспечения деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;

– управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

– отделов: учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор издает приказы и распоряжения.

В субъектах Российской Федерации создаются управления (отделы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов РФ.

Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они: осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответствии с Законом "О статусе судей"; организуют и обеспечивают работу экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры по ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.

Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов или районных судов организационно обеспечиваетадминистраторсоответствующего суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа назначается на должность и освобождается от нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

На этот департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функций по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах РФ.

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами.

В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять, в частности:

  • разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;
  • изучение организации деятельности судов и разработку предложений о ее совершенствовании;
  • внесение в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
  • определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  • организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  • принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организация материального и социального обеспечения, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем;
  • взаимодействие с адвокатурой и государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • организация и обеспечение работы экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • возбуждение по согласованию с председателями соответствующих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.

Для реального выполнения этих и многих других полномочий Судебный департамент и его местные органы наделены правами:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например, главного управления организационно- правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов, главного „финансово-экономического управления, управления государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионного управления, управления делами и др.

Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитывается перед Всероссийским съездом судей.

Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.

Читайте также: