Кто является главой судебной власти в великобритании

Обновлено: 28.04.2024

В Соединенном королевстве существуют три автономные судебные системы:

Общая для Англии и Уэльса;

Отдельная для Шотландии;

Отдельная для Северной Ирландии.

В Англии и Уэльсе имеются система общих судов и система административных судов. Иерархию общих судов образуют :

Низшие суды - магистратские суды и суды графств;

Высшие суды - Верховный суд и Палата лордов.

Магистратские суды - фактически это мировые судьи - их около 20 тыс. по стране, причем большинство из них - не юристы по профессии, выполняющие свои функции на общественных началах. Эти суды рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела.

Суды графств (их около 350 по стране) рассматривают гражданские и уголовные дела средней тяжести.

Магистратские суды (мировые судьи) и суды графств рассматривают около 90% всех дел, остальные (особо сложные) - рассматриваются высшие суды, главным образом Верховный суд, и незначительную часть (30-40 дел в год) - Палата лордов.

Особенностью Верховного суда Англии и Уэльса является то, что он состоит из трех судов:

Высокий суд имеет гражданско-правовую направленность, Суд Короны - уголовно-правовую, а Апелляционный суд рассматривает жалобы на их решения.

В составе Высокого суда имеется три отделения:

Отделение королевской скамьи;

Отделение королевской скамьи рассматривает сложные гражданские дела, в том числе связанные с морскими перевозками (их решает входящий в состав отделения Суд Адмиралтейства) и торговлей (подсудны Коммерческому суду в составе отделения).

Канцлерское отделение решает дела, касающиеся интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), а также о доверительном управлении и банкротстве. Помимо этого отделения решает дела, не урегулированные правом (то есть те, аналогов которых еще не было, - заполняет пробелы в праве).

Семейное отделение рассматривает сложные семейные споры.

Суд Короны имеет уголовно-правовую направленность (в отличие от гражданско-правовой направленности Высокого суда). Суд Короны создан сравнительно недавно (в 1971 г.) взамен судов присяжных. Если ранее, до 1971 г. сложные уголовные дела рассматривались судами присяжных (судами ассизов), разбросанными по всей стране, то теперь суды присяжных "собраны" при одном высшем судебном органе - Суде Короны. Дела рассматриваются судьей- профессионалом и 10 или 12 присяжными.

Для обвинительного приговора необходимы голоса 9 из 10 либо 10 из 12 присяжных.

Апелляционный суд рассматривает жалобы на решения Высокого суда и Суда Короны.

Судьи в Англии и Уэльсе назначаются пожизненно до достижения пенсионного возраста (65, 70, 72 и 75 лет в зависимости от уровня суда).

Судебная система Северной Ирландии копирует судебную систему Англии и Уэльса.

Уникальную, не похожую на английскую и североирландскую, судебную систему имеет Шотландия. В иерархию шотландских судов входят:

Районные суды, которые рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела в составе либо профессиональных судей, либо 2 и более мировых судей;

Шерифские суды - рассматривают основную массу гражданских дел и уголовные дела средней тяжести;

Сессионный суд в Эдинбурге - высшая судебная инстанция для рассмотрения гражданских дел;

Высокий суд юстициариев - высшая судебная инстанция для рассмотрения уголовных дел (ее решения окончательны).

Острова Пролива и остров Мэн имеют собственные судебные системы.

Высшей судебной инстанцией для всей Великобритании является Палата лордов во главе с лордом-канцлером. Дела в Палате лордов рассматриваются не всеми лордами, а лишь небольшой коллегией лордов-юристов. Палата лордов может пересмотреть решение (но прибегает к этому крайне редко) любого суда Великобритании, кроме Высокого суда юстициариев Шотландии.

Решения высших судов островов Пролива и острова Мэн могут быть пересмотрены Судебным комитетом Тайного совета при королеве.

(Более подробно):

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению, но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной и в представлениях иностранцев даже запутанной.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники судей в графствах. Они могут рассматривать малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф.ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют магистраты — граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя они могут иметь и часто имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей. Вознаграждения за свою деятельность они не получают. Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.)

рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различных формах:

дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (бар-ристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи. Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей — председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения (например, канцлерский суд рассматривает дела с применением права справедливости, дела, не регулируемые общим правом, — вопросы авторского, изобретательского права).

Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда — высшими судами. Они вправе создавать судебные прецеденты.

Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию по гражданским делам — Апелляционный комитет палаты лордов, состоящий из 20 назначенных короной (на деле — правительством) судебных лордов (при рассмотрении конкретного дела коллегия включает далеко не всех их). Эти же судьи (иногда совместно с судьями заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет Тайного совета. Он рассматривает, в частности, жалобы на решения судов членов Содружества, если они допускают обращение в Судебный комитет (государства с республиканской формой правления этого теперь, как правило, не допускают, хотя многие годы после завоевания независимости британскими колониями такая практика существовала).

  • Политическая структура Великобритании основана на принципе квази-унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия.

Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, ныне — Королева Елизавета II. Британский монарх назначает лидера победившей на мажоритарных выборах партии, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского подданного. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать. Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, включая назначение министров кабинета, объявление войны и т. п., входящие в компетенцию исполнительной власти, осуществляются от имени Короны (The Crown) или Верховной государственной власти Премьер-министром. Роль Британского монарха в публичной политике, в основном, ограничена церемониальными функциями, однако монарх сохраняет некоторые исключительные королевские прерогативы.

В отличие от монархов некоторых стран Европы, королева Великобритании имеет достаточно большие полномочия.

Связанные понятия

Суде́бная систе́ма Шотла́ндии существенно отличается от английской и сохраняет по отношению к ней значительную самостоятельность.

Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления.

Короле́вская са́нкция в конституционных монархиях — акт, которым монарх или его представитель одобряет принятые парламентом законы. Обычно монарх по традиции или закону обязан одобрять все законы, принятые парламентом, а королевская санкция является простой формальностью.

Стату́тное право (англ. Statutory law или statute law, от слова стату́т) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (законы). В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем.

Королевская прерогатива — совокупность полномочий, прав и обязанностей, привилегий и иммунитета монарха как суверена по общему праву и, иногда, по гражданскому праву. Она является средством, с помощью которого осуществляются некоторые полномочия исполнительной власти, которыми обладает монарх в отношении процесса управления государством. Отдельные прерогативы могут быть отменены парламентом, в Соединенном Королевстве существует особый порядок применения Королевских прерогатив.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Политическое устройство Словакии базируется на принципах парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Словакии еще часто называют партийной демократией.

Отка́з и резерви́рование в канадском конституционном праве — конституционные полномочия, позволяющие отклонить любой закон, принятый федеральным Парламентом или провинциальными законодательными собраниями. Этими полномочиями наделён генерал-губернатор Канады. Однако, как и в случае с рядом других полномочий, которыми наделён генерал-губернатор, исполняются они премьер-министром.

Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.

О́бщее пра́во (англ. common law) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, наряду с правом справедливости (англ. law of equity) является одной из составных частей прецедентного права, которое имеет главенствующее значение в странах англо-американской правовой системы.

Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Попра́вки к Конститу́ции Кана́ды — изменения Конституции Канады по инициативе правительства. Официальные правила внесения поправок к Конституции были приняты лишь в 1982 г.

Кана́дский федерали́зм — одна из трёх основ канадского конституционного правопорядка наряду с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод. В Канаде существует две различные ступени политической власти: центральный (федеральный) канадский парламент и десять провинциальных законодательных собраний. Каждая ступень законодательных органов независима в рамках своих определённых полномочий, а некоторые полномочия относятся к обеим ступеням (напр. сельское хозяйство и иммиграция). В этом.

Парламентский пристав — должностное лицо парламента, не являющееся его депутатом, присутствующее на его заседаниях и выполняющее решения собрания или его председателя по поддержанию порядка, задержанию или удалению нарушителей, обеспечению кворума. Помимо дисциплинарных, может быть наделён и иными, в том числе церемониальными, функциями.

Кана́дское конституцио́нное пра́во — часть канадского права, относящаяся к интерпретации и применению Конституции Канады трибуналами. Все законы Канады, как провинциальные, так и федеральные, должны сообразовываться с Конституцией, и всякий закон, не соответствующий ей, недействителен.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Комитет по стандартам публичной сферы (англ. Committee on Standards in Public Life) — независимый консультативный орган при правительстве Великобритании. Комитет был учрежден в 1994 г. премьер-министром Джоном Мейджором и является органом, действующим на постоянной основе (англ. standing committee). Комитет известен также под названием Комитет Нолана (англ. Nolan Committee) — по имени своего первого председателя.

Билль (англ. bill; от среднев. лат. libellus) — слово, означавшее первоначально рукопись, грамоту и получившее впоследствии в английском юридическом языке весьма разнообразное значение: под ним стали понимать разные бумаги, относящиеся к администрации, торговле, судопроизводству и т. п. Главным образом под Б. разумеют предложение об издании нового закона или постановления, вносимое в одну из палат, или же, в наиболее обширном смысле — сам закон или постановление.

Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.

Хабе́ас ко́рпус акт (англ. Habeas Corpus Act) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).

Парла́ментская процеду́ра — это комплекс процедурных, этических и традиционных правил, используемых при проведении митингов и в повседневной работе общественных организаций, политических партий, клубов, религиозных общин, законодательных собраний и других общественных собраний. Парламентская процедура — это отрасль обычного права, берущая начало в практиках работы Палаты общин Парламента Соединённого королевства.

Канцлерский суд (англ. Court of Chancery) — высший судебный орган, который был создан в раннюю эпоху феодализма в Англии как дополнение к системе судов, руководствовавшихся при осуществлении правосудия указами и другими источниками права. Второе название Суд справедливости (англ. court of equity).

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

Адвокат Её Величества или Лорд-адвокат (англ. Lord Advocate) — главный советник Короны в Шотландии по правовым вопросам. Аналогичный пост существует в Англии и Уэльсе — должность Генерального Атторнея. Должность лорда-адвоката появилась в Шотландии в 1483 году. Первым деятелем, занимавшим данную должность, был некий Джон Росс. До 1999 года лорд-адвокат входил в британское правительство. После деволюции в Великобритании лорд-адвокат стал членом шотландского кабинета. Он также является одним из высших.

Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).

Судебная система Испании — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Испании.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Коро́нные зе́мли, или коро́нные владе́ния (англ. Crown Dependencies) — расположенные в Западной Европе островные владения британской короны, которые формально не входят в состав Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, но не являются при этом его заморскими территориями. Коронные земли никогда не имели статуса колоний. В их число входят: бейливики Джерси и Гернси (Нормандские острова в проливе Ла-Манш у северного побережья Франции), а также остров Мэн в Ирландском море. Общая.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Адвокатская палата — некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов (например, Адвокатская палата Московской области) или палат адвокатов (Федеральная палата адвокатов Российской Федерации).

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное.

Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Закреплено (наряду с активным избирательным правом) статьёй 25 МПГПП, статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также.

Тро́нная речь, также называемая коронной речью,— обычная для ряда монархий мира процедура, во время которой монарх (или его представитель) произносит подготовленное обращение перед собравшимся в полном составе парламентом, чтобы представить программу правительства на предстоящий год. Речь пишется не самим главой государства, а партией, преобладающей в нижней палате парламента.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Правительство Малайзии в настоящее время состоит из 10 министров. Малайзия представляет собой Федерацию из 13 штатов, действующих в рамках конституционной монархии под Вестминстерской парламентской системы и относится к категории представительной демократии.

Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 года, установивший правовое положение доминионов (государств в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).

Кана́дская мона́рхия — это парламентская система, в которой монархическая власть имеет наследственный порядок передачи. Монарх является главой государства, в настоящее время этот пост занимает Елизавета II, королева Канады. Её официальный титул — Елизавета II, Божьей милостью Королева Соединённого королевства, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры. Она царствует над страной с 6 февраля 1952. Наследником Короны является Чарльз, принц Уэльский, хотя королева — единственный.

Власть английских судей в Англии проявляется в том объеме влияния на развитие английской правовой системы, который они фактически имеют.

Во-первых, судьи высших судов (судебный комитет палаты лордов, Апелляционный суд, Высокий суд, суд Короны) фактически являются нормотворцами, формируют (в случае пробела в праве) и развивают судебный прецедент – через ограничительное или расширительное толкование ratio decidendi.

Во-вторых, английские судьи влияют на фактическое содержание статутной нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле – через презумпции и каноны судебного толкования статутов.

Теоретически, исходя из принципа верховенства Парламента, законодательный орган имеет возможность учредить новые суды или изъять ту или иную категорию дел из юрисдикции судов, тем не менее на практике законодательная власть не вмешивается в те правила, в соответствии с которыми судьи разрешают уголовные и гражданские дела: процессуальные правила рассмотрения дел принимаются самими судьями.

Так, например, правила судопроизводства в Верховном суде были приняты Комитетом по правилам (Rule Committee), который состоял из Лорд-канцлера, судей высших судов, барристеров и солиситоров.

Также следует отметить, что в Англии существует конституционное соглашение о том, что исполнительные органы не вправе критиковать те или иные судебные решения.

В отношении законодательного органа действует несколько иное правило: в парламентских дебатах могут быть представлены обоснования той или иной критики в адрес судебной власти, но не разрешается обсуждать личностные качества того или иного судьи и гипотетические мотивы принятого судебного решения (за исключением случаев импичмента судьи). Как общее правило, в Парламенте не могут обсуждаться вопросы, которые составляют предмет настоящего или будущего судебного разбирательства, так как в противном случае будет оказано влияние на осуществление правосудия.

Независимость английских судей также предполагает политический нейтралитет при принятии решений. Английские судьи не принадлежат ни к одной политической партии, не высказывают мнений политического характера.

Тем не менее судебная власть не является абсолютно независимой от политики.

Среди гарантий независимости (safeguards) английских судей следует назвать: гражданско-правовой иммунитет; принцип ответственности за неуважение к суду (contempt of court); возможность проверки со стороны вышестоящих судов; принцип гласности судебного процесса (rule of public hearing/principle of open justice); материальные и неправовые факторы.

Судьи высших судов обладают, по общему праву Англии, абсолютным иммунитетом от гражданской ответственности, если действуют не превышая своих полномочий. Такой иммунитет распространяется на все мнения, выраженные судьей в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Однако гражданско-правовой иммунитет не распространяется на случаи действия судьи в личном, а не профессиональном качестве. Судьи низших судов, согласно ст. 108 Акта о судах и юридических услугах (1990), обладают иммунитетом от гражданско-правовой ответственности, если действуют не превышая своих полномочий; однако даже при превышении полномочий гражданско-правовая ответственность возникает лишь в случае доказанности недобросовестности в их действиях.

Принцип ответственности за неуважения к суду был выработан судебной властью как средство, которое предотвращает любые формы неуважения к суду и наказывает тех лиц, чье поведение наносит ущерб отправлению правосудия. Выделяют наказуемое в гражданско-правовом и уголовно-правовом порядке неуважение к суду.

К первому виду относят неисполнение предписаний высших английских судов, которые касаются поведения тяжущейся стороны в гражданском процессе. Мерами ответственности за гражданско-правовое неуважение к суду являются тюремное заключение, конфискация собственности нарушителя и штраф.

Существует несколько форм неуважения к суду, наказуемых в уголовно-правовом порядке.

Во-вторых, это ”неуважение перед лицом суда” (contempt in the face of the court), которое выражается в насилии, направленном против любого лица, находящегося в зале суда, или угрозе применения такого насилия. Данная форма неуважения к суду охватывает собой неисполнение предписаний судьи, любые формы оскорбительного поведения, отказ свидетеля отвечать на вопросы, на которые он обязан дать ответ.

К третьей форме относят публикации, которые создают существенный риск того, что осуществлению правосудия в конкретном деле будет воспрепятствовано или нанесен непоправимый вред ввиду того, что результатом таких публикаций будет изменение общественного мнения в пользу той или иной стороны процесса, которое может повлиять на восприятие дела присяжными заседателями. В отношении таких публикаций Актом об ответственности за неуважение к суду (1981) установлена абсолютная (строгая) ответственность – ответственность без вины: тот факт, что обвиняемый не имел умысла или неосторожности в опубликовании таких заметок, не является относящимся к существу рассматриваемого дела и не влияет на результат судебного рассмотрения. Максимальный срок лишения свободы за уголовно-наказуемое неуважение к суду составляет в отношении высших судов Англии 2 года, низших – 1 месяц; штрафы могут достигать размеров ?100,000.

Возможность проверки вышестоящими судами того или иного судебного решения также повышает вероятность беспристрастности и независимости судьи при вынесении решения. Так, например, отделение Королевской Скамьи Высокого суда выполняет надзорную функцию за деятельностью нижестоящих судов и может вынести приказ мандамус, в соответствии с которым нижестоящий суд обязан выполнить те обязанности, которые определяются положениями общего права (например, рассмотреть жалобу, в рассмотрении которой было необосновано отказано); также может быть издано судебное запрещение, которое запрещает совершение нижестоящим судом действий, которые выходят за пределы его юрисдикции; через выдачу ордера сертиорари то или иное судебное дело может быть истребовано из нижестоящего суда в тех случаях, когда тот действует за пределами своих полномочий – Высокий суд может своим решением отменить решение нижестоящего суда или даже прекратить дело.

Принцип гласности судебного процесса также является гарантией независимости судей, так как существует возможность фактически правильного и беспристрастного осведомления общественности о ходе судебного разбирательства, а также возможность для представителей английского общества присутствовать в зале суда.

Поддержанию реальной независимости судебных органов способствуют материальные факторы: высокая техническая оснащенность, благоустроенные здания и отдельные помещения, высокая оплата труда судей – от ?57.000 в год для оплачиваемых магистратов до ?118.000 для председателя отделения по уголовным делам Апелляционного суда.

Судьи пользуются большим уважением в английском обществе – этому способствуют не только правовые, но и неправовые факторы – средства морали и традиции.

Великобритания — парламента рная монархия во главе с королевой .

Законодательный орган — двухпалатный парламент ( Монарх + Палата общин + Палата лордов — так называемая система (King-) Queen-in-Parliament ). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх , непосредственное управление осуществляется премьер- министром , назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.

Отличительной характеристикой конституционно го строя Великобритании является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны: не существует письменной (кодифицированной) Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, конституционными конвенциями и неписаными законами и соглашениями.

4.Британский парламент.

Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой конституции.

Парламент Британии представляет собой две палаты:

Возглавляет Парламент британский монарх, ему подчиняются обе палаты. Члены Палаты общин действуют на выборной основе, Палата лордов формируется по наследственному признаку, т. е. членство передается по наследству. Только владелец дворянского титула имеет право претендовать на то, чтобы считаться представителем палаты лордов британского парламента.

Представителями палаты общин являются депутаты, избираемые на общих основаниях в единственный выборный орган государственного аппарата. В Палату общин имеет право избираться каждый британский подданный. Члены палаты общин выбираются простым голосованием большинством голосов.

К полномочиям палаты общин относятся:

  1. право одобрения или неодобрения бюджета;
  2. распределение финансовых потоков;
  3. контроль и надзор над деятельностью правительства, эта палата обладает правом выражения недоверия правительству.
  • члены палаты лордов,
  • заключенные,
  • содержащиеся в психиатрических лечебницах,
  • лица, уличенные в нарушении процедуры голосования и лишенные избирательного права по суду на 5 лет.

Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

Высшей инстанцией Правительства является Кабинет , назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов.

Премьеры председательствуют на заседаниях кабинета, они контролируют повестки дня, назначают и смещают членов кабинета. Они возглавляют партию большинства в палате общин и в провинции и представляют Великобританию за рубежом. Премьер-министры также обладают правом назначать чиновников на различные государственные должности, а также влияют на разного рода другие назначения и непосредственно контролируют систему привилегий и почетных званий.

Судебная власть.

В состав верховных судов входят:

  • Высокий суд,
  • Суд короны,
  • Апелляционный суд.
  • Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения:
  • королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья ),
  • канцлерского (возглавляется вице-канцлером),
  • по семейным делам (возглавляет председатель отделения).

Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда . Судьи назначаются из числа барристеров . Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья . Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Апелляционный суд

Апелляционный суд, в буржуазных государствах судебный орган по пересмотру дел, решения и приговоры по которым ещё не вступили в законную силу (см. Апелляция). Апелляционный суд повторяет исследование доказательств и вправе либо утвердить ранее вынесенное решение, либо вынести новое решение по делу.

Суд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья ( судья специаль ного судебного округа в графстве или группе графств );

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда );

3. адвокат , имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи .

Барристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов , дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

Суды графств

Помимо высоких судов в Англии действу ют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы)

5.Монарх и его статус.

Монарх является определенной частью ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной. Он также является символом британской нации и стабильности британской государственности главой государственной церкви.

Монарх по праву рождения и наследственности обладает особыми государственными регалиями и привилегиями. Монарх имеет корону, мантию, скипетр. Также его семья освобождена от налогов, он обязан соблюдать особый церемониал. У него должны быть королевский двор и дворцы. Монарх обладает исключительными правами:

  1. созывать и распускать Парламент;
  2. ставить личную подпись на законопроектах, заранее принятых Парламентом;
  3. накладывать абсолютное вето на любые решения Парламента;
  4. назначать и увольнять министров и главу государственного кабинета;
  5. руководить вооруженными силами;
  6. распоряжаться собственностью Короны;
  7. награждать почетными званиями и дворянскими титулами.

Высшим политическим исполнительным органом Великобритании является Правительство Великобритании. Правительство – это государственная администрация.

Формирование Правительства проводится только при участии парламента, большинством голосов. Большая часть законопроектов издается правительством, меньшая часть – палатами парламента. В Великобритании правительство имеет право издавать только акты делегированного законодательства и подзаконные акты. Премьер-министром становится представитель лидирующей политической партии.

Читайте также: