Кто отвечает за вентиляцию в многоквартирном доме судебная практика

Обновлено: 01.05.2024

Суть гражданского дела № 2-392/2018 была такова:

В ходе судебного разбирательства истцом были представлены видеофайлы, фотографии в подтверждение фактов неисправностей в подъезде, тамбуре подъезда, в отмостке вокруг здания, в подвальном и чердачном помещении, на наружных стенах дома. Компенсацию морального вреда он указал в размере 10 000 рублей.

Ответчик в судебное заседание не явился.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Губкинский поддержал исковые требования в полном объёме, направив в суд письменное заключение по делу в целях защиты нарушенных прав потребителя В.

Изучив материалы дела№ 2-392/2018, суд пришел к следующему:

Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 3 апреля 2018 года №59-ФЗ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанными положениями разработаны Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290).

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Указанные нормы ответчиком не были соблюдены в полной мере, что подтверждалось материалами дела, в том числе результатами проверки Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО. В итоге суд решил :

В остальной части исковые требованияпотребителя В. суд оставил без удовлетворения.

Решение Губкинского районного суда ЯНАО по гражданскому делу № 2-392/2018 вступило в законную силу.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2022 г.

Гарантийные обязательства застройщика на общедомовое имущество

Последние несколько лет в России активно растет объем жилого и нежилого строительства. Однако рост объемов строительства неизбежно влечет и массу самых разных проблем, возникающих при оформлении и исполнении договоров участия в долевом строительстве (далее – ДДУ), либо договоров купли-продажи недвижимости (далее – ДКП), а также дальнейшей эксплуатации полученных по ним жилых и нежилых помещений.

Нередко возникает ситуация, когда по прошествии длительного времени обнаруживаются существенные недостатки общедомового имущества или же отдельных помещений, препятствующие их нормальной эксплуатации.

В этом случае у собственников часто возникают вопросы: какой гарантийный срок на качество работ установлен на дом в целом и как заставить застройщика устранить недостатки общего имущества многоквартирного дома?
Итак, обо всем по порядку.

Кто может потребовать устранения недостатков в общем имуществе многоквартирного дома?

На общедомовое имущество распространяются общие гарантийные условия, если иное не указано в договоре.

Право на обращение в суд любого собственника жилья, в том числе приобретенного в рамках участия в договоре участия долевом строительстве, подтверждено достаточно обширной судебной практикой (см. апелляционные определения коллегий по гражданским делам: Оренбургского облсуда от 19 декабря 2017 г. по делу N 33-9130/2017; Хабаровского краевого суда от 9 января 2017 г. по делу N 33-75/2017; Московского городского суда от 22 июня 2015 г. N 33-17523/15 и др.).

Примечание: в качестве исключения, пожалуй, можно привести пример, когда собственник или управляющая организация (ТСЖ/ТСН) обращаются с иском в суд о взыскании убытков (ст. 15 ГК РФ) с застройщика, возникших в связи с самостоятельным устранением, либо необходимостью устранения недостатков общего имущества. Если именно такой способ защиты решили выбрать собственники, то важно помнить, что по правилам ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения как о капитальном, так и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому для начала необходимо провести общее собрание собственников МКД, на котором:

  • выбрать способ устранения недостатков (ремонт своими силами либо заключение договора с подрядной организацией);
  • определить порядок финансирования устранения недостатков (аккумулирование денежных средств на едином счете, финансирование собственниками ремонта в зависимости от стоимости сметы и т.д.);
  • принять решение по вопросу довнесения денежных средств в случае отказа в удовлетворении требований или нехватки реально взысканной с застройщика суммы на устранение таких недостатков;
  • наделить полномочиями для обращения в суд от имени всех собственников управляющую организацию либо конкретного собственника (например, старшего по дому или члена совета дома).

Важно также помнить, что такие убытки могут быть взысканы только в пользу всех собственников многоквартирного дома (например, на единый счет), но не конкретного собственника. Невыполнение перечисленных требований может повлечь отказ в удовлетворении иска судом. Пример – Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2018 по делу № 33-17962/2018. В этом деле суд указал, что если общее собрание не приняло решение по ряду вопросов, то у истца нет полномочий требовать с застройщика убытки за допущенные недостатки. Решение было основано на положениях ст. ст. 12, 15, п. 1 ст. 247 ГК РФ, ч. 2 ст. 44, ч. 2 ст. 46 ЖК РФ.

Гарантия застройщика на общее имущество дома

Необходимо отметить следующее:

  • ТСЖ (ТСН) не обязано подтверждать свои полномочия общим собранием жильцов дома, поскольку изначально создано для защиты прав и интересов собственников МКД. К такому выводу, например, пришел Арбитражный суд Свердловской области по делу № А60-49834/2014 от 06.06.2015 года.
  • Управляющая компания для обращения в суд в интересах собственников МКД должна иметь соответствующие полномочия, оформление по итогам общего собрания собственников квартир МКД (см. Постановление по делу № А56-6036/2014 АС Северо-Западного округа от 09.02.15 года; постановление 9 ААС от 16 января 2015 г. № 09АП-54844/14).

Если управляющая компания или ТСЖ (ТСН) отказывается принимать меры по защите интересов жильцов, любой собственник вправе обратиться в суд с иском к застройщику об устранении недостатков общего имущества дома по гарантии.

Что делать собственнику, если обнаружены недостатки общедомового имущества?

При обнаружении недостатков в имуществе, не относящемся к отдельным квартирам (подъезды, отмостка, фасад, кровля и пр.), необходимо:

  1. Зафиксировать выявленные недостатки актом, составленным по инициативе любого жильца совместно с управляющей компанией или ТСЖ (ТСН).
  2. Подготовить претензию к застройщику с требованием об устранении недостатков в досудебном порядке и в рамках исполнения гарантийных обязательств (хотя досудебный претензионный порядок в данном случае не является обязательным).
  3. В случае оставления вашей претензии без внимания либо отказа в ее удовлетворении подготовить исковое заявление в суд с учетом всех обстоятельств дела. Вы можете подготовить иск самостоятельно, привлечь на помощь юриста либо доверить это вашей управляющей компании или ТСЖ (ТСН).

Нормативная база: чем закреплены гарантийные обязательства застройщика

Итак, помещение может быть приобретено как по договору купли-продажи, так и по договору участия в долевом строительстве. Давайте разберемся, какая нормативная база применяется к тем или иным правоотношениям.

Если помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве:

Данная статья гласит, что передаваемый участнику долевого строительства объект должен соответствовать по своему качеству не только условиям договора, но и иным нормам: градостроительным, техническим документам, проектной документации и т.д.

Застройщик, передавая объект, обязан представить участнику ДДУ документацию по эксплуатации объекта, включая сведения о сроке службы всего объекта и отдельных его элементов.

Если помещение приобретено по договору купли-продажи:

В данном случае к отношениям сторон по договору купли-продажи недвижимости (§ 7 ГК РФ), в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ, должны применяться общие положения о гарантийных сроках и сроках обнаружения покупателем недостатков, предусмотренные ст. ст. 470-471 и ст. ст. 476-477 ГК РФ, а если помещение приобреталось гражданином у организации или индивидуального предпринимателя исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то положения ст. 5 и ст. 19 ЗоЗПП.

Сроки гарантии застройщика на общедомовое имущество

Забегая немного вперед, отмечу, что вне зависимости от того, приобреталось помещение по ДДУ или ДКП, срок гарантии на объект долевого строительства* не может быть менее 5 лет на и не менее 3 лет на инженерное и прочее технологическое оборудование.

Однако при разрешении споров с застройщиками по гарантии на общедомовое имущество суды руководствуются разной нормативной базой. Подробнее об этом ниже.

Если помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве:

Гарантийный срок на общедомовое имущество исчисляется с момента передачи объекта участнику ДДУ, что должно быть зафиксировано соответствующим актом.

Ранее упомянутая статья 7 Закона № ФЗ-214 гласит следующее:

  • Срок гарантии на объект долевого строительства не может быть менее 5 лет (п. 5 указанной статьи), но этот срок не касается технологического и инженерного оборудования;
  • Гарантия на инженерное и прочее технологическое оборудование (лифты, отопление, вентиляция и так далее) не может быть менее 3 лет.

Во всех случаях гарантийный срок может быть увеличен договором, но уменьшен быть не может. Договором могут быть предусмотрены разные сроки гарантии на различные элементы многоквартирного дома. Например, один срок – на кладку или межпанельные швы, а другой срок – на кровлю. Также могут быть разделены гарантийные обязательства на каждую квартиру в отдельности и на весь дом целиком.

Примечание: некоторые застройщики, устанавливают в договорах условие о том, что гарантийный срок начинает исчисляться с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Как известно, почти во всех случаях срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и срок передачи помещений будущим собственникам не совпадают. Разница во времени между этими событиями может составлять шесть месяцев, соответственно указанные условия договора искусственно уменьшают установленный законом гарантийный срок, который не может быть менее пяти лет. Таким образом, такие условия договора не соответствуют букве закона и ущемляют права собственников помещений, указанная позиция была изложена Верховным Судом РФ в постановлении от 18.12.2014 № 303-АД14-7399 (см. также Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.01.2020 по делу № Ф07-16546/2019).

Точно так будут ничтожными условия, которыми застройщик освобождается от исполнения своих гарантийных обязательств полностью или частично

Гарантия застройщика на общедомовое имущество

Если помещение приобретено по договору купли-продажи:

Гарантийный срок на общедомовое имущество в данном случае исчисляется аналогичным образом, т.е. с момента передачи помещения покупателю (пункт 1 статья 471 ГК РФ).

В качестве дополнительной нормативной базы можно отметить, что исходя из положений ст. ст. 130, 133, 134, 135, 289, 290 ГК РФ и ст. ст. 36-40 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме представляет собой сложную и неделимую вещь, одновременно является принадлежностью главной вещи — совокупности всех квартир и отдельных нежилых помещений многоквартирного дома (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2016 N Ф05-5844/12, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2016 N Ф07-4443/16), следовательно, гарантийные сроки на общедомовое имущество не могут быть меньше, чем гарантийный срок на продаваемую квартиру (т.е. 5 лет), если иной срок, (больший), не установлен договором.

В одних случаях суды приходят к выводу о том, что застройщик, установив гарантию качества объекта долевого строительства по ДДУ, по сути гарантирует надлежащее качество данного имущества в целом, поэтому собственники, приобретшие помещения в таком доме договору купли-продажи, также могут воспользоваться правами, предоставленными участникам долевого строительства в части предъявления претензий по качеству общего имущества в пределах указанных выше гарантийных сроков, установленных п. 5 и п. 5.1 ст. 7 Закона N 214-ФЗ (см. решение Ленинского районного суда г. Владимира Владимирской области от 01.11.2016 по делу № 2-2227/2016).

Кроме того, суды, обосновывая применение ст. 7 Закона № 214-ФЗ к отношениям сторон договора купли-продажи, отмечают особый статус продавца, который является лицом, осуществившим постройку многоквартирного дома, в котором покупателем было приобретено помещение, и впервые выпустившим данное помещение в гражданский оборот (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Тюменского областного суда от 21.06.2017 по делу № 33-3389/2017, решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17.05.2017 по делу № 2-679/2017).

В других случаях суды применяют к отношениям сторон по договорам купли-продажи в части сроков предъявления требований к качеству этих помещений и общего имущества в соответствующем доме положения ст. 756 ГК РФ и п. 3 ст. 29 Закона № 2300-I о пятилетнем сроке предъявления претензий к качеству работ, выполненных в отношении строения или иного недвижимого имущества (см. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 № 12АП-2230/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16.02.2017 по делу № 33-2028/2017).

Что входит в гарантийные обязательства застройщика?

В случае выявления существенных недостатков, препятствующих нормальной эксплуатации объекта, обязанности застройщика прописаны в ч. 2 ст. 7 214-ФЗ:

  • Безвозмездно устранить все выявленные недостатки в разумный срок с момента их обнаружения и предоставления ему информации по ним;
  • Соразмерно снизить цену объекта по договору;
  • Возместить собственнику объекта все расходы, понесенные им на устранение недостатков.

ВАЖНО: обращаться с претензиями касаемо качества объекта можно лишь к застройщику, но не к подрядчику. Последний отвечает за исполнение обязательств только перед застройщиком, о чем сделан вывод, например, в Постановлении по делу № А03-6458/2009 ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2010 года.

Когда гарантия на общее имущество дома не действует?

Застройщик освобождается от обязанности устранить выявленные недостатки, если недостатки:
• вызваны неправильной эксплуатацией объекта, нарушениями правил установки того или иного оборудования или ввиду самовольных действий владельцев объектов или третьих лиц;
• возникли вследствие естественного износа оборудования или элементов объекта (например, стирание краски на ступенях или перегорание светового оборудования);
• обусловлены возникновением аварийной ситуации, связанной с нарушением работы технологических систем.

Указанные положения прописаны в ч. 7 ст. 7 закона 214-ФЗ и, по сути, законом установлена презумпция вины застройщика. Обязанность по доказыванию того факта, что недостатки возникли не по вине застройщика, возлагается на него же.

Гарантия застройщика на общедомовое имущество — судебная практика

остановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.10.2019 N Ф01-5169/2019 по делу № А43-43983/2018

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.10.2019 N Ф01-5169/2019 по делу № А43-43983/2018
Карточка дела

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.12.2019 N Ф04-5570/2019 по делу N А70-15034/2017

Помощь юриста

В любой из ситуаций формирование доказательной базы и аргументация претензий к застройщику невозможны без квалифицированной юридической помощи и в каждом конкретном случае разумно обратиться к адвокату за получением консультации именно по вашей проблеме.

Для составления искового заявления или требования в адрес застройщика рекомендуется воспользоваться помощью опытного юриста, поскольку от убедительности собранной доказательной базы и правовой аргументации будет зависеть успешность спора с застройщиком.

Больше интересных статей в моем блоге.

Share the post "Гарантийные обязательства застройщика на общедомовое имущество"


За состоянием вентиляционных каналов должна следить управляющая организация, обслуживающая дом. Это ее прямая обязанность, поскольку законом четко определено, что входит в состав общедомового имущества – в том числе санитарно-техническое оборудование, включающее систему вентиляции.

Жильцы ежемесячно оплачивают содержание и текущий ремонт общего имущества, поэтому управкомпания обязана регулярно проверять работу вентиляции и дымоходов.

Как правило, жилконтора занимается этим не сама, а нанимает специальные лицензированные бригады, которые имеют необходимые приборы и обученных специалистов.

Минимальный перечень работ утвержден законодательно. УК обязана регулярно направлять специалистов для проверки работоспособности вентиляционных каналов и устранения неполадок.

Согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилого фонда, если в квартире имеется газовое оборудование, мастер должен осматривать вентиляцию как минимум два раза в год. При кирпичных вентиляционных каналах – не реже одного раза в три месяца.

В случае, когда вентканалы или дымоходы ремонтировались, после окончания всех работ проверка должна быть обязательно проведена внепланово. Для верхних этажей зимой особый режим осмотра – не реже одного раза в месяц, так как может образовываться наледь, которую необходимо устранять.

Существуют нормы – они у каждого жилого помещения свои, в зависимости от кратности воздухообмена, наличия избыточных тепловыделений, влаговыделений, вредных веществ

Минимальные цифры для вентиляции – 3 м3 / час на 1 кв. метр жилой площади, для санузлов – 25 м3 / час, если в кухне электрическая плита с четырьям конфорками – 60 м3 / час, при газовой – 90 м3 / час.

Самое главное, что естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех помещений при температуре 5 градусов и ниже.

Почему выбран именно этот параметр? Наиболее точно работу системы воздухообмена можно определить с разницей температуры минимум в 13 градусов. То есть когда на улице ниже 5 градусов, а в квартире около 18.

Летом система работает практически незаметно, так как температура воздуха в помещении и за окном примерно одинаковая.

Расхождение объема притока и вытяжки от той величины, которая предусмотрена проектом при строительстве дома более чем на 10 %, не допускается. Так же, как и снижение температуры приточного воздуха более чем на 2 градуса.

Если вентиляция действительно работает плохо, то специалист обязан выявить нарушение и устранить его. Плановые осмотры также предусматривают:

– замену сломанных вытяжных решеток и их крепление;

– устранение неплотности в вентиляционных каналах и шахтах;

– устранение засоров в каналах;

– устранение неисправностей в вытяжных шахтах.

Очищать дымоходы и вентиляционные каналы необходимо при засорении, плохой тяге, наличии слоя загрязнений более 2 мм.

Оценить правильность выполнения осмотра непросто, но можно посмотреть акт, который мастер обязан составить после проверки дымоходов и вентканалов.

В нем должны быть отражены следующие моменты:

– длина канала, размер, его расположение, материал, из которого он изготовлен;

– сужения, переходы, другие конструктивные особенности, нарушающие его работу;

– герметичность и плотность конструкции;

– состояние внутренних стенок, отсутствие завалов, засоров;

– наличие и величина тяги;

– состояние колпаков, защитных решеток и других устройств.

По требованию жильца может быть проведен лабораторный анализ воздуха для определения уровня углекислого газа.

Многое зависит и от самих жителей. Специалисты говорят, что помочь вытяжке обеспечивать должный воздухообмен во всей квартире можно с помощью проветривания. Особенно это касается старых домов, в которых установлены герметичные пластиковые окна.

Стоит посмотреть, имеется ли отверстие в дверном проходе ванны и туалета. Если дверь стоит плотно, нет щели между полом и полотном, тогда нужно стараться держать ее в приоткрытом состоянии или просверлить внизу отверстия.

Кроме того, ни в коем случае нельзя заклеивать вентиляционные решетки, закрывать их предметами домашнего обихода и использовать в качестве крепления веревок для просушивания белья.

– На работу естественной вентиляции влияет масса факторов – это и высота здания, планировка квартиры, ее положение на лестничной площадке и многое другое. Но если тяга плохая, то в первую очередь необходимо проверять дымоходную шахту, – поясняет мастер Дмитрий Красман , – она может быть забита, и ее нужно обязательно чистить. Причин масса.

Бывает, что на крыше какие‑то ремонтные работы проводились и попали стройматериалы, поясняет мастер. или ветки нападали с высоких деревьев. В домах, которым больше 30 лет, проходы могут забиваться сами по себе, если есть в квартирах колонки, то сажей. Здесь тогда еще и дополнительный контроль от газовиков будет, сейчас с этим строго.

Таким образом, Надежда, если вы считаете, что вентиляция неисправна, не ждите очередного рейда, направьте заявку с просьбой о проверке в управляющую компанию. Пусть специалисты определят причину и устранят ее.

Есть дома с общим вентилляционным каналом в санузле. Когда такой канал неисправен, в квартиры начинают попадать запахи из соседних. Управляющие организации должны следить за состоянием вентиляционных каналов и не допускать таких поломок. Об этом ещё раз напомнил Верховный Суд РФ.

В чём проблема

В отношении управляющей домом организации была ГЖИ провела внеплановую проверку соблюдения лицензионных требований. В ходе проверки было установлено, что в помещениях санузла нескольких квартир не работает вытяжная вентиляция.

В итоге ГЖИ составила акты и выдала управляющей организации предписания об устранении нарушений – о восстановлении системы естественной вытяжной вентиляции в помещениях санузла квартир. При этом было поставлено условие – соблюсти требования п. 4.7 СанПин 2.1.2.2645-10.

Управляющая организация посчитала, что вентиляции в спорных помещениях нет и на неё хотят возложить строительство новой. Строительство новой вентиляции относится к работам капитального ремонта, а для них нужно решение общего собрание собственников помещений в МКД. Поэтому управляющая организация обратилась в суд за тем, чтобы предписания признали недействительными.

Разный подход судов к решению вопроса

Суд первой инстанции поддержал управляющую организацию и признал работы по восстановлению системы вытяжной вентиляции относящимися к работам по капитальному ремонту. Суд подтвердил, что они проводятся по решению собственников помещений в МКД.

Апелляция отменила решение суда первой инстанции, сославшись на

  • статьи 198, 200, 201 АПК РФ;
  • статьи 161, 162, 193 ЖК РФ;
  • статьи 7, 8, 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ;
  • Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утверждённое постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110;
  • Правилами содержания общего имущества в МКД, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;
  • Правила, утверждёнными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170;
  • постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47;
  • СанПин 2.1.2.2645-10.

Решение апелляционного суда оставил в силе Верховный Суд РФ. Предписания ГЖИ признали законными, и теперь управляющей организации придётся восстановить систему вытяжной вентиляции. Почему, читайте дальше.

Восстановление системы вентиляции относится к текущему ремонту

Апелляционный и Верховный Суд РФ отказали управляющей организации в удовлетворении жалобы и обязали все-таки выполнить предписания по определённым причинам.

УО посчитала, что систему вентиляции ей придётся делать с нуля. На самом доме, система вентиляции в доме была, просто находилась в неисправном состоянии. Восстановление работоспособности вентиляции относятся к работам по текущему ремонту, о капитальном ремонте речи не шло.

Текущий ремонт управляющая организация провести должна, потому что по условиям заключённого между ею и собственниками МКД договора управления УО приняла на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества.

Суды отметили, что управляющая организация обязана поддерживать общее имущество в МКД в надлежащем состоянии, независимо от того, приняли или нет собственники решение о проведении тех или иных ремонтных работ и зафиксировано ли это в тексте договора управления.

Поэтому замечание управляющей организации о том, что у неё нет решения собственников на проведение ремонтных работ, суды не приняли во внимание. Дело касалось неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества МКД.

Учитывая всё вышеизложенное, суды не удовлетворили жалобу управляющей организации.

Запомнить

Восстановление работоспособности вентиляционных каналов в МКД относится к работам по текущему ремонту многоквартирного дома. Капитальным ремонт будет, если речь идёт о строительстве вентиляционного канала с нуля.

Обязанность по содержанию жилфонда в пригодном для проживания состоянии не зависит от принятия или непринятия собственниками имущества в МКД решения о проведении ремонтных работ и фиксации их в тексте договора.

Если такое решение не принято, это не считается препятствием для выполнения текущих работ, направленных на поддержание установленного уровня содержания общего имущества МКД. Такие работы управляющая организация выполняет независимо от решения общего собрания.

Читайте также: