Агрегатный метод ремонта судов

Обновлено: 04.05.2024

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

18.05.2015 19:31
дата обновления страницы













Непрерывная система технического обслуживания

Исправное техническое состояние судна и его элементов обусловлено правильной организацией технической эксплуатации, что включает в себя: техническое использование, техническое обслуживание и ремонт. Судно и его технические средства должны использоваться в строгом соответствии с инструкциями и правилами технической эксплуатации. Отклонение от нормативных документов может быть допущено лишь в исключительных случаях

Вахтенная служба осуществляет управление всеми судовыми техническими средствами и контроль за их состоянием, обеспечивая безопасность плавания и требуемый режим работы. Контроль за состоянием и режимами работы судна и его технических средств производится по показаниям контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также по контрольным измерениям основных параметров и по анализам рабочих сред.
Ответственность за правильное техническое использование несет капитан, а непосредственными руководителями являются старший помощник капитана и старший механик. Перед выходом судна в рейс они проверяют готовность судна к плаванию и исправность его основных технических средств. Результаты проверки докладывают капитану и записывают в судовой и машинный журналы.

Техническое обслуживание обеспечивает исправное техническое состояние и его оборудования и длительное поддержание в заданных пределах их технико-эксплуатационных характеристик. В техническое обслуживание входят работы, выполнение которых предусмотрено правилами технической эксплуатации и инструкциями по уходу: осмотры, очистка, окраска, смазка, регулировка, проверка креплений, замена отдельных деталей и т. п. Основной задачей технического обслуживания является предупреждение интенсивных износов, поэтому работы по техническому обслуживанию должны выполняться постоянно и дифференцированно с учетом конструктивных особенностей судна и судовых технических средств, их надежности и условий использования.

Порядок и последовательность выполнения работ по техническому обслуживанию определяет старший механик. Под его руководством разрабатываются планы-графики технического обслуживания по заведованиям. При составлении планов графиков используют типовой план-график, разработанный Службой судового хозяйства для данной серии судов, а также инструкции по эксплуатации, технические формуляры, правила технической эксплуатации и другие нормативные документы по техническому обслуживанию. На основе разработанного плана-графика капитан представляет в Служб) судового хозяйства пароходства годовые заявки на техническое и материально-техническое обслуживание.

Работы по техническому обслуживанию выполняют члены судового экипажа, ремонтные бригады и береговые предприятия (базы технического обслуживания, судоремонтные заводы, электрорадионавигационные камеры). Для проведения работ по техническому обслуживанию из членов судового экипажа, не несущих вахту, создаются бригады, состав и численность которых зависит от объема и характера работ. Ремонтные бригады, которые периодически направляют в рейс, обычно выполняют наиболее сложные работы. В отдельных случаях членов ремонтной бригады включают в судовые рабочие бригады. Береговые предприятия выполняют техническое обслуживание судов по заявкам капитана. Работы, выполненные ремонтными бригадами и береговыми предприятиями, должны быть приняты судовой администрацией и оформлены соответствующей документацией.

Все работы по техническому обслуживанию выполняют без вывода судна из эксплуатации - в рейсе или при стоянках в порту под грузовыми или вспомогательными операциями. Отдельные работы, предусмотренные планами-графиками технического обслуживания, выполняют в периоды заводских ремонтов.

Ремонт. Он обеспечивает восстановление частично или полностью утраченных в процессе использования технико-эксплуатационных характеристик судов и судовых технических средств Для предупреждения интенсивного износа ремонт судов проводится по планово-предупредительной системе (ППС), которая представляет собой совокупность мероприятий, запланированных по уходу, надзору и ремонту, чем обеспечивается поддержание судна и его,тонических средств в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.

В зависимости от объема и характера ремонтных работ для судовых технических средств устанавливаются два вида планово-предупредительного ремонта - текущий и капитальный.

Текущий ремонт судовых технических средств заключается в выполнении работ по поддержанию судна в исправном техническом состоянии. При текущем ремонте выполняются в основном только такие работы, которые не требуют замены отдельных элементов или узлов. По корпусной части такие работы сводятся к очистке и окраске корпуса, устранению неплотностей и мелких повреждений, замене заклепок и т. п.

Капитальный ремонт судовых технических средств заключается в выполнении работ по восстановлению Их нормальных технико-эксплуатационных характеристик. К таким работам по корпусной части относятся замена листов обшивки и элементов набора, а также изготовление и замена отдельных участков или деталей судовых устройств и систем.

Современное судно является сложным комплексом инженерных сооружений, механизмов и устройств, значительно отличающихся между собой сроками износа деталей и узлов. Поэтому для всего судна в целом устанавливаются другие виды планово-предупредительного ремонта - заводской и доковый.

Заводской ремонт состоит в восстановлении исправного технического состояния судна после определенного периода эксплуатации. В зависимости от технического состояния судна при заводском ремонте выполняют работы по текущему и капитальному ремонту судовых конструкций и технических средств, чем обеспечивается восстановление прочности судна и его технико-эксплуатационных характеристик. Периодичность и объем заводского ремонта устанавливает Минморфлот. В настоящее время большинство судов транспортного флота работает по четырехлетнему ремонтному циклу между заводскими ремонтами. При хорошем техническом состоянии судна пароходство может увеличить установленный межремонтный период.

Доковый ремонт - восстановление исправного технического состояния подводной части судна. Для осмотра и ремонта подводной части применяют доки разных типов.

Плавучий док (рис. 148)-прямоугольный понтон, по краям которого имеются башни, идущие почти по всей длине дока. Понтон переборками разделен на ряд отсеков, большая часть из которых служит для приема забортной воды. На палубе понтона устанавливаются кильблоки высотой 1 - 1,5 м. При доковании судна в отсеки дока принимается вода, и он погружается до тех пор, пока глубина над кильблоками не превысит осадку судна. Это позволяет ввести между башнями судно и установить его на кильблоки. Когда принятая вода из отсеков дока удаляется, он всплывает и поднимает судно.

Сухой док (рис. 149) - гидротехническое сооружение, представляющее собой котлован, расположенный ниже уровня воды и отделенный от внешней акватории при помощи специального затвора. При вводе судна в док затвор закрывается, из дока откачивается вода и судно садится на кильблоки.

Наливной док - береговое сооружение, но его котлован расположен выше уровня воды. В котловане имеется спусковой канал, сообщающийся с внешней акваторией. При доковании судно вводится в канал, и ворота дока закрываются. Когда док заполняется водой, судно всплывает. Затем оно отводится на боковые площадки, где устанавливается на кильблоки. После этого вода из дока выпускается, а судно садится на кильблоки и осушается.

Рис. 148. Плавучий док

При доковании выполняют работы по очистке корпуса, ремонтируют движительно-рулевой комплекс и донно-бортовые устройства. В процессе докового ремонта выполняют также работы недокового характера, необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации судна до следующего планового ремонта. Можно производить и операции более серьезного характера, например замену листов обшивки или набора.

Для подъема малых судов при их ремонте используют слип (рис. 150), который имеет горизонтальные и наклонные площадки. Подъем и спуск судов производятся по рельсовому пути при помощи лебедок.

Межрейсовый ремонт, который не является плановым, производится для устранения неисправностей отдельных элементов судна. Время и объем межрейсового ремонта устанавливаются пароходством в пределах плановой продолжительности ремонтного времени.

Рис. 149. Сухой док

Планово-предупредительная система (ППС) применяется в течение всего нормативного срока службы судна, за которое принимают 20-24-летний период эксплуатации. По истечении этого срока судно в зависимости от его технического состояния может быть выведено из этой системы. Для судов, на которые не распространяется ППС, предусматриваются следующие виды ремонта: поддерживающий и восстановительный.

Поддерживающий ремонт применяют в том случае, когда в связи с значительным износом судна большие затраты на его ремонт не будут возмещены за время его дальнейшей эксплуатации. Поэтому при поддерживающем ремонте выполняются только минимально необходимые работы, обеспечивающие возможность рентабельной работы. После такого ремонта суда обычно получают ограничение в районе плавания и в дальнейшем эксплуатируются до предельного износа.

Рис. 150. Слип

Восстановительному ремонту подвергаются суда, которые по каким-то причинам были выведены из состава действующего флота. Цель такого ремонта - восстановление технического состояния, обеспечивающего пригодность судна к длительной эксплуатации. Для повышения технико-эксплуатационных качеств проводят все необходимые работы по модернизации и реконструкции. Из-за высокой стоимости восстановительный ремонт проводится только в исключительных случаях. После восстановительного ремонта судно подлежит вводу в планово-предупредительную систему ремонта.

Аварийный ремонт, который также не входит в ППС, производится для устранения повреждений, полученных в результате аварии. При аварийном ремонте обычно выполняются только неотложные работы, вызванные аварией. Выполнение других работ допускается в пределах срока, установленного для устранения аварийных повреждений.

Все виды ремонтов производятся с выводом судов из эксплуатации в основном на специализированных судоремонтных предприятиях. Для специализации судоремонтного производства суда закрепляются за заводами, где накапливается вся необходимая техническая и технологическая документация по данной серии судов. Такая специализация заводов позволяет применять агрегатный метод ремонта, выполнять ремонт по типовой технологической документации и производить ремонтные работы с применением специализированной оснастки, инструментов и средств механизации.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

2. Капитальный ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

8. Средний ремонт судна

D. Mittlere Reparatur des Schiffs

E. Average ship repair

F. Réparation moyenne du navire

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.

2. Средний ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

9. Текущий ремонт судна

D. Laufende Reparatur des Schiffs

E. Current ship repair

F. Réparation courante du navire

Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Примечание . Текущий ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

10. Заводской ремонт судна

D. Betriebsreparatur des Schiffs

E. Yard ship repair

F. Réparation du navire á 1´usine

Ремонт судна, выполняемый на предприятии

D. Schiffssaufzuge Reparatur

E. Dock-side ship repair

F. Réparation du navire en dock

Ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (слипе)

12. Межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна

D. Schiffsreparatur zwischen der Reisen

E. Inter-voyage ship repair

F. Réparations du navire entre les traversées

Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов

13. Поддерживающий ремонт судна

D. Unterstützungs-Reparatur des Schiffs

E. Support ship repair

F. Réparation supportée du navire

Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы

14. Гарантийный ремонт судна

D. Garantierte Reparatur des Schiffs

E. Warranty ship repair

F. Réparation de garantie du navire

Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации

15. Аварийный ремонт судна

D. Havarie-Reparatur des Schiffs

E. Damage ship repair

F. Réparation (du navire) d´avarie

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем

16. Восстановительный ремонт судна

D. Wiederherstellungs-Reparatur des Schiffs

E. Restoring ship repair

F. Réparation de retablissement

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием

17. Регламентированный ремонт

D. Reglementieste Reparatur

E. Reglemented repair

F. Réparation réglementée

Примечание . Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией

18. Ремонт по техническому состоянию

D. Reparatur nach technische Zustand

E. Repair according to technical condition

F. Réparation d´après la condition technique

19. Плановый ремонт

Е. Scheduled repair

F. Réparation planifiée

20. Неплановый ремонт

D. Planlos Reparatur

E. Unscheduled repair

F. Réparation non-planifiée

21. Обезличенный метод ремонта

D. Entpersönlichte Reparatur

E. Depersonalized repair

F. Réparation impersonnelle

22. Агрегатный метод ремонта

D. Aggregatorverfahren der Reparatur

E. Unit ship repair method

F. Methode de la réparatation en groupe

23. Поточный метод ремонта

D. Fliessverfahren der Reparatur

E. Running repair method

F. Méthode de la réparation á la chaine

24. Подготовка к ремонту судна

D. Vorbereitung zur Reparatur des Schiffs

E. Preparation for ship repair

F. Préparation pour la réparation du navire

Совокупность организационно-технических мероприятий судовладельца и предприятия, выполняемых для обеспечения своевременного начала и окончания ремонта судна с заданным качеством

25. Нулевой этап ремонта судна

D. Nulle Phase der Schiffsreparatur

E. Zero stage of ship repair

F. Phase de zéro de la réparation du navire

Комплекс операций при подготовке к ремонту судна, выполняемых предприятием по заказу судовладельца с целью сокращения продолжительности и улучшения качества ремонта судна

26. Начало ремонта судна

D. Anfang der Schiffsreparatur

E. Start of ship repair

F. Commencement de la réparation du navire

Момент окончания приемки судна на ремонт предприятием от судовладельца

27. Дефектация судна

Е. Ship defects discovering

F. Mise en évidence des défauts du navire

Определение вида технического состояния судна, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление после ремонта значений технико-эксплуатационных характеристик судна до заданных

28. Технологический этап ремонта судна

D. Technologische Phase der Schiffsreparatur

E. Technological stage of ship repair

F. Technologique phase de la réparation du navire

Законченная определенная часть ремонта судна, представляющая комплекс взаимосвязанных операций, установленный в технологической документации

29. Окончание ремонта судна

D. Ende der Schiffsreparatur

E. Ending of ship repair

F. Fin de la réparation du navire

Момент окончания приемки судна после ремонта судовладельцем от предприятия

30. Трудоемкость ремонта судна

D. Arbeitsaufwand der Schiffsreparatur

E. Ship repair labour capacite

F. Dépence de travail pour la réparation du navire

Трудовые затраты на проведение одного ремонта данного судна

31. Стоимость ремонта судна

D. Wert der Schiffsreparatur

E. Ship repair cost

F. Valeur de la réparation du navire

Стоимость проведения одного ремонта данного судна

32. Продолжительность ремонта судна

D. Dauer der Schiffsreparatur

E. Ship repair duration

F. Durée de la réparation du navire

Календарная продолжительность от начала до окончания ремонта данного судна

Дефектация судна 27

Качество отремонтированного судна 5

Качество ремонта судна 4

Метод ремонта агрегатный 22

Метод ремонта обезличенный 21

Метод ремонта поточный 23

Начало ремонта судна 26

Окончание ремонта судна 29

Подготовка к ремонту судна 24

Продолжительность ремонта судна 32

Ремонт неплановый 20

Ремонт плановый 19

Ремонт по техническому состоянию 18

Ремонт регламентированный 17

Ремонт судна 2

Ремонт судна аварийный 15

Ремонт судна восстановительный 16

Ремонт судна гарантийный 14

Ремонт судна доковый (слиповый) 11

Ремонт судна заводской 10

Ремонт судна капитальный 7

Ремонт судна межрейсовый (межпоходовый) 12

Ремонт судна поддерживающий 13

Ремонт судна средний 8

Ремонт судна текущий 9

Система технического обслуживания и ремонта судов 1

Состояние судна техническое 3

Стоимость ремонта судна 31

Трудоемкость ремонта судна 30

Фонд обменный 6

Фонд элементов судов обменный 6

Этап ремонта судна нулевой 25

Этап ремонта судна технологический 28

Anfang der Schiffsreparatur 26

Aggregatorverfahren der Reparatur 22

Arbeitsaufwand der Schiffsreparatur 30

Betriebsreparatur des Schiffs 10

Dauer der Schiffsreparatur 32

Ende der Schiffsreparatur 29

Fliessverfahren der Reparatur 23

Garantierte Reparatur des Schiffs 14

Generalreparatur des Schiffs 7

Havarie-Reparatur des Schiffs 15

L aufende Reparatur des Schiffs 9

M ittlere Reparatur des Schiffs 8

Nulle Phase der Schiffsreparatur 25

Qualität der Schiffsreparatur 4

Qualität des reparierten. Schiffs 5

Reparatur nach technische Zustand 18

Tauschfonds der Schiffselemente 6

Technologische Phase der Schiffsreparatur 28

Schiffsreparatur swischen der Reisen 12

System des technischen Schiffsunterhaltung und Reparatur 1

Unterstützungs-Reparatur des Schiffs 13

V orbereitung zur Reparatur des Schiffs 24

Wert der Schiffsreparatur 31

Wiederherstellungs-Reparatur des Schiffs 16

Average ship repair 8

C urrent ship repair 9

Damage ship repair 15

Dockside ship repair 11

Echange fund of ship components 6

Ending of ship repair 29

I nter-voyage ship repair 12

M ajor ship repair 7

Preparation for ship repair 24

Quality of repaired ship 5

Quality of ship repair 4

Repair according to technical condition 18

Restoring ship repair 16

Running repair method 23

Ship defect discovering 27

Ship repair cost 31

Ship repair duration 32

Ship repair labour capacite 30

Ship technical condition 3

Start of ship repair 26

Support ship repair 13

System of technical maintenance and repair of ships 1

Technological stage of ship repair 28

Unit ship repair method 22

Yard ship repair 10

Warranty ship repair 14

Zero stage of ship repair 25

C ommencement de la réparation du navire 26

Dèpence de travail pour la réparation du navire 30

Durée de la réparation du navire 32

Fin de la réparation du navire 29

Flat technique du navire 3

Fonds d´echange des éléments de navires 6

M éthode de la réparation á la chaine 23

M ethode de la réparation en groupe 22

M ise en évidence des défauts du navire 27

Phase de zéro de la réparation du navire 25

Préparation pour la réparation du navire 24

Qualité de la réparation du navire 4

Qualité du navire reparée 5

Réparation d´aprés la condition technique 18

Réparation (du navire) d´avarie 15

Réparation courante du navire 9

Réparation de garantie du navire 14

Réparation génerale du navire 7

Réparation moyenne du navire 8

Réparation de retablissement 16

Réparation du navire 2

Réparation du navire á 1´usine 10

Réparation du navire en dock 11

Réparations du navire entre les traversées 12

Réparation supportée du navire 13

Systéme de 1´entretien technique et de la réparation du navir 1

Technologique phase de la réparation du navire 28

V aleur de la réparation du navire 31

Рекомендуемое

1. Модернизация судна (элемента судна)

D. Schiffsmodernisierung (Schiffselement)

Е. Ship modernisation (ship ¢ s element)

F. Modernisation du navire (élement du navire)

Совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик, включая характеристики условий труда и быта экипажа

2. Переоборудование судна (элемента судна)

D. Schiffsneuausrüsting (Schiffselement)

Е. Ship requipment (ships element)

F. Reéquipement du navire (élement du navire)

Совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью изменения его функционального назначения

E. Ship component

F. Element du navire

Изделие или совокупность изделий, предусмотренные в конструкции судна и выполняющие определенные функции, установленные в нормативно-технической документации

По ГОСТ 13377-75

D. Guter Zustand

E. Good condition

По ГОСТ 13377-75

D. Schlechter Zustand

E. Bad condition

По ГОСТ 13377-75

E. Working ability

F. Capacité de travail

По ГОСТ 13377-75

E. Production cycle

F. Cycle de la production

E. Production process

F. Processers de la production

Совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта выпускаемых изделий

D. Technologischer Prozess

E. Technological process

F. Processers technologique

Рекомендуемое

Под судами понимаются плавучие инженерные сооружения для транспортирования грузов и пассажиров по воде, водного промысла, добычи полезных ископаемых и т.д.

Система технического обслуживания и ремонта судов является планово-предупредительной. Технические обслуживания и ремонты определенных видов выполняются с заданными последовательностью и периодичностью, включая подготовку к ним.

Затраты труда, средств, материалов и времени при ремонте связаны со степенью восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна или ресурсов его элементов.

Технико-эксплуатационными характеристиками судна называются его количественные характеристики, значения которых изменяются во времени и определяются конструкцией судна, выполняемыми функциями и условиями его использования по назначению (скорость судна, удельный расход топлива и т.д.).

Ремонт судна связан с восстановлением плавучести, ходкости, управляемости, остойчивости, прочности и других свойств. Отличительными признаками ремонта являются: степень восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна, место ремонта, время ремонта, устранение причин и последствий отказов, регламентация выполнения ремонта, планирование ремонта и т.д. Видом ремонта называется группировка ремонтов, выделяемая по одному отличительному признаку. Номенклатура видов ремонта, применяемых отдельными министерствами или ведомствами, устанавливается в их нормативно-технической документации. Термины и определения видов ремонта судов, применяемые в этой нормативно-технической документации, не должны противоречить ГОСТ 18322-78 и настоящему стандарту.

Капитальный ремонт судна может сопровождаться модернизацией, обеспечивающей улучшение технико-эксплуатационных характеристик судна с целью приближения к значениям характеристик однотипных судов, строящихся в этот период.

Капитальный ремонт может выполняться в несколько этапов.

При среднем ремонте судна выполняется контроль технического состояния его элементов в объеме, установленном в нормативно-технической документации, а также допускается проведение модернизации.

В процессе докового (слипового) ремонта судна восстанавливаются средства защиты корпуса от коррозии и обрастания, устраняются выявленные дефекты подводной части корпуса, движительно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов подводной части судна, ремонт которых на плаву невозможен, и т.д.

Доковый (слиповый) ремонт может представлять часть заводского ремонта или выполняться самостоятельно.

В зависимости от принятой системы технического обслуживания и ремонта межрейсовый ремонт судна может быть плановым или неплановым. Очередное техническое обслуживание может выполняться одновременно с межрейсовым ремонтом судна.

Поддерживающий ремонт, при необходимости, выполняется в конце нормативного срока службы в случае изменения условий эксплуатации, предусмотренных проектом судна.

К организационно-техническим мероприятиям судовладельца при подготовке судна к ремонту относят: обеспечение необходимой документацией, установление планового срока ремонта судна, обеспечение окончания рейса к установленному сроку, выполнение предремонтной дефектации в процессе эксплуатации, перегон судна к месту ремонта, очистку, мойку, дегазацию судовых помещений и т.д.

К организационно-техническим мероприятиям завода относят участие в предремонтной дефектации, подготовку документации, технических и материальных средств, используемых и потребляемых при ремонте, и т.д.

В процессе выполнения нулевого этапа ремонта судна завод приобретает и изготовляет определенные элементы судна и т.д.

Даты начала и окончания ремонта судна указываются в соответствующих актах на приемку судна предприятием на ремонт или судовладельцем после окончания ремонта.

Гарантией безопасности плавания морского судна, бесперебойной и эффективной работы, является его нормальное техническое состояние, обеспечиваемое правильным обслуживанием судна в целом и судовых механизмов, а также проведением планово-предупредительных ремонтов в соответствии с Правилами технической эксплуатации судов морского флота.

Подтверждением нормального технического состояния служат:

  • для судов, имеющих класс регистра – наличие классификационных сертификатов по корпусу и механизмам;
  • для судов, не имеющих такого класса – наличие удостоверения на годность к плаванию, выданного инспекцией Регистра сроком не менее чем на один год.

Задача судоремонта состоит в устранении износа и повреждений в корпусе судна и судовых устройствах, механизмах и системах, а также в предупреждении износа механизмов с целью сохранения эксплуатационных качеств судна.

В зависимости от характера работ и от целевого назначения, судоремонт делится на следующие категории:

  • планово-предупредительный;
  • восстановительный;
  • поддерживающий;
  • аварийный.

Планово-предупредительный ремонт в свою очередь подразделяется на три вида:

1) текущий, включающий осмотровый и междурейсовый;

3) капитальный.

Текущий и средний ремонты выполняются как судоремонтными предприятиями, так и силами команды;

  • капитальный же ремонт, как правило, производится судоремонтными предприятиями.

Категория планово-предупредительного ремонта определяется объёмом работ, подлежащих выполнению.

Так, например, у главных двигателей при капитальном ремонте заменяют цилиндровые блоки (полностью или частично), заменяют рабочие втулки, осуществляют подъём и укладку коленчатого вала с перезаливкой рамовых подшипников и т.д.

Со временем стали проводиться планово-предупредительные ремонты судов индустриальным методом. При таком методе механизмы или узлы и оборудование для судов поставляются на судоремонтные базы специализированными предприятиями.

Таким образом, ремонт непосредственно на судне сводится к замене изношенных механизмов и оборудования, на новое или заранее отремонтированное.

Такой метод ремонта называется агрегатным. При агрегатном способе на ремонтной базе должен быть организован обменный фонд механизмов, узлов и деталей.

Для проведения ремонта индустриальным методом, необходимы:

  • специализация судоремонтных предприятий и цехов по изготовлению и ремонту отдельных механизмов, узлов, деталей и оборудования для судов, а также широкое кооперирование предприятий ММФ как между собой, так и с промышленными предприятиями страны.

Система планово-предупредительных ремонтов предусматривает обязательное закрепление судов за судоремонтными базами с учётом их однотипности и района эксплуатации.

Восстановительный ремонт имеет своей целью введение в строй судов, поднятых со дна, после частичного затопления или аварии, либо вышедших из эксплуатации ввиду износа.

Целесообразность проведения восстановительного ремонта должна быть обоснована соответствующим технико-экономическим расчётом.

Поддерживающий ремонт заключается в проведении минимума неотложных работ для обеспечения нормальной эксплуатации судна в течение определённого периода времени.

Ремонт системы ДАУ (дистанционного автоматизированного управления) и топливной системы главного двигателя, на БТО (база технического обслуживания). Фото автора.

Ремонт системы ДАУ (дистанционного автоматизированного управления) и топливной системы главного двигателя, на БТО (база технического обслуживания). Фото автора.

Затраты на проведение поддерживающего ремонта не должны превышать ассигнований, предусматриваемых на текущий ремонт по однотипным судам.

Объём работ при поддерживающем ремонте соответствует текущему ремонту, а по отдельным узлам и механизмам могут выполняться работы, относящиеся к категориям капитального и среднего ремонтов. Поддерживающий ремонт выполняется как силами судовой команды, так и судоремонтными предприятиями.

Методы ремонта по характеру разделяются на две категории: необезличенный ремонт и обезличенный ремонт.

Необезличенный ремонт характеризуется сохранением принадлежности восстанавливаемой части объекту ремонта.

Обезличенный ремонт характеризуется несохранением принадлежности восстанавливаемой части объекту ремонта.

Разделение методов ремонта на категории распространяется на все объекты ремонтируемых судов: корпус, судовые механизмы, системы, электрооборудование и др.

5.1. Методы ремонта корпуса

1. Подетальный метод

Рекомендуемые файлы

Подетальный метод применяется при мелких видах ремонта. Заменяются только дефектные участки. Работы разбросаны по всему корпусу, преобладает ручной труд - отсюда низкая производительность. Новые детали изготавливают с подгонкой, непосредственно на судне, используя тепловую резку. Работы проводят на открытом воздухе. Преимущество - экономия металла по сравнению с другими методами.

2. Секционный метод

Секционный метод относится к индустриальным методам. При ремонте дефектного участка используются стандартные или построечные секции, которые заранее были изготовлены на заводе-строителе или в цехах ремонтного предприятия.

– замена дефектного участка вместе со всем оборудованием, хотя рамный набор изнашивается в 3–5 раз медленнее, чем обшивка;

– значительная масса секции, ее размеры, которые вызывают большие затруднения при ремонте днища;

– сложность подгонки секции при монтаже.

Метод используется при замене поврежденных оконечностей или при удлинении корпуса судна.

3. Панельный метод

Панель отличается от секции отсутствием рамного набора.

После удаления дефектной панели рамный набор восстанавливают различными способами.

4. Блочный метод

Блочный метод предусматривает замену целых функциональных блоков. Применяется при КР и реконструкции.

5. Поточный метод

Поточный метод применяется только для мелких судов. Метод заключается в установке судна на стапельные тележки и отправке в цех, где судно полностью ремонтируется на поточной линии с выполнением на каждой позиции определенного объема работ.

5.2. Методы ремонта механизмов

1. Подетальный метод

2. Агрегатно-узловой метод

Демонтируются только узлы механизмов. Сами механизмы остаются на судовом фундаменте. Ремонт заключается в демонтаже узла, отправке его в обменный фонд или ремонтный участок, получении отремонтированного узла, транспортировке его на судно и монтаже.

3. Агрегатный метод

Весь механизм демонтируется с судового фундамента, отправляется на специализированные участки ремонта, ремонтируется, транспортируется и вновь монтируется на судне. Применяется при КР механизмов и машин.

4. Поточный метод

Для него создаются механизированные поточные линии (МПЛ), в состав которых входит уникальное оборудование. МПЛ начинаются с наружной мойки механизма (если это не электрооборудование) или очистки. Далее осуществляется разборка на узлы, мойка или зачистка узлов, разборка на детали, зачистка деталей, дефектация, сборка узлов после комплектации, общая сборка, испытания.

5.3. Обменные и расходные фонды

Обменный фонд – отдельные механизмы, агрегаты, узлы, детали, предназначенные для заводского планового ремонта судна, и находится он на территории судоремонтного предприятия. Все механизмы фонда называются сменными частями.

Расходный фонд предназначен для ремонта судов во время навигации, и является принадлежностью предприятий по эксплуатации флота. В нем оборудование и детали имеют название запасные части. Некоторое количество этих частей находится на борту судна.

Обменный фонд характеризуется объемом и видом сменно-запасных узлов, деталей и механизмов для ремонта агрегатным и агрегатно-узловым методом.

Обменный фонд создается:

1. На судоремонтных предприятиях для ремонта приписного флота, а также для поставки смежным предприятиям по их заявкам.

2. На специализированных машиностроительных предприятиях, задействованных в системе обращения обменного фонда.

В лекции "Технологии фирмы QRACLE" также много полезной информации.

1. от уровня надежности техники;

2. от уровня технической эксплуатации;

3. от численности действующих судов;

4. от сложности техники и уровня её унификации.

Создание обменного фонда по номенклатуре и объему должно обосновываться экономически, так как создание обменного фонда замораживает капитал и вводит обезличивание.

Читайте также: