Кому подчиняются судебные органы в правовом государстве

Обновлено: 09.05.2024

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства.

1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

3) Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

2.

В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и идея английской политической экономии (прежде всего воззрения Адама Смита). Основные положения данной концепции:

- право частной собственности - это естественное право, оно абсолютно независимо от государства;

- экономика и государство являются отдельными сферами;

- личность первична по отношению к обществу;

- общество первично по отношению к государству.

Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно выполняет роль "ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает "правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются.

В реальности "чисто" либеральных государств не существует, однако его идеи присутствуют в политике либерально-демократических партий и проявляются в виде "неолиберализма" и "неоконсерватизма".

Неоконсерватизм проявился в политике М. Тэтчер в Англии и Р. Рейгана в США. Его суть состоит в разгосударствлении всех сфер жизни - ограничении роли государства в экономике, приватизации государственной собственности, соответствующих преобразованиях социальных программ в сферах просвещения, здравоохранения и др.

Политика либерализма проводится и в России - приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.

Данная идея стала популярной в середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

3.

Разделение властей — это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирова­ния государства в нем должны существовать относительно незави­симые друг от друга власти. Это — законодательная, исполнитель­ная и судебная власти. Законодательная власть должна принад­лежать парламенту, исполнительная — правительству. И судеб­ная — суду.

Законодательный орган должен принимать законодательные акты и определять нормативную базу для работы всех сфер государственной власти, при необходимости, оказывать воздействие парламентскими методами на деятельность органов исполнительной власти.

Исполнительный орган в государстве реализовывает исполнительную власть в стране. Правительство должно отвечать и нести ответственность за приведение к исполнению законодательства. Судебные органы в правовом государстве должны обладать законным правом ведения. Они рассматривают конкретные дела в рамках своей компетенции. Такое разделение государственной власти на сравнительно независимые и самостоятельные органы предупреждает вероятные злоупотребления властью и положением.

Законодательный орган должен принимать законодательные акты и определять нормативную базу для работы всех сфер государственной власти, при необходимости, оказывать воздействие парламентскими методами на деятельность органов исполнительной власти.

Исполнительный орган в государстве реализовывает исполнительную власть в стране. Правительство должно отвечать и нести ответственность за приведение к исполнению законодательства. Судебные органы в правовом государстве должны обладать законным правом ведения. Они рассматривают конкретные дела в рамках своей компетенции. Такое разделение государственной власти на сравнительно независимые и самостоятельные органы предупреждает вероятные злоупотребления властью и положением.

4.

Гражданское общество – это система связей между свободными и равноправными людьми их объединениями которые имеют реальную возможность принимать участие во всех сферах жизни общества.

структура
Экономическая сфера - это совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества. В нее входят:
- отношения собственности;
- отношения производства материальных и нематериальных благ;
- отношения распределения, обмена и потребления;
- частные, государственные, муниципальные предприятия и другие экономические институты.
Политическая сфера - это система институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть. К ней относятся:
- государство;
- политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.;
- политические отношения между элементами данной системы;
- политическое сознание;
- политические нормы, традиции;
- право.
Социальная сфера - это совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними. В нее входят:
- личность;
- семья - базовая ячейка общества;
- межличностные отношения;
- социальные общности людей, связанные общими интересами, - нации, классы, социальные группы;
- отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.).
Информационная сфера - это совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.
Духовно-культурная сфера - это система нематериальных (духовно-культурных) благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения:
- образование;
- образовательные институты;
- отношения, связанные с образованием;
- наука;
- культура;
- искусство;
- религия;
- и др

Читайте также: