Когда нужно включать ходовые огни на судах

Обновлено: 03.05.2024

ГОСТ Р 41.87-99
(Правила ЕЭК ООН N 87)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ДНЕВНЫХ ХОДОВЫХ ОГНЕЙ
МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Uniform provisions concerning the approval of daytime
running lamps for power-driven vehicles

Дата введения 2000-07-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 87*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 87, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.86, дата вступления в силу 01.11.90) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств" и включает в себя:

- Исправление 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add-86/Corr.1, дата вступления в силу 01.07.92);

- Поправку 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.86/Amend.1, дата вступления в силу 15.02.96);

- Поправку 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.86/Amend.2, дата вступления в силу 18.01.98)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 87 (далее - Правила).

1 Область применения

Настоящие Правила применяются к официальному утверждению огней, предназначенных для повышения различимости транспортного средства в дневное время.

2 Определения

В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 дневной ходовой огонь: Огонь, направленный вперед и используемый для повышения видимости транспортного средства при движении в дневное время.

2.2 В настоящих Правилах используются определения, которые приводятся в Правилах ЕЭК ООН N 48 и в тех сериях поправок к ним, которые применялись на дату подачи заявки на официальное утверждение типа.

2.3 дневные ходовые огни различных типов: Дневные ходовые огни, которые различаются:

2.3.1 фабричной или торговой маркой,

2.3.2 параметрами оптической системы,

2.3.3 категорией лампы накаливания.

3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение подается владельцем фабричной или торговой марки или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2 К заявке на официальное утверждение каждого типа дневных ходовых огней должны быть приложены:

3.2.1 чертежи (три экземпляра), достаточно подробные для того, чтобы определить тип дневного ходового огня, на которых указаны геометрическое положение места установки фонаря на транспортном средстве, ось наблюдения, которую следует принимать в качестве исходной оси при проведении испытаний (горизонтальный угол 0°, вертикальный угол 0°), и точка, которую следует принимать за исходный центр для проведения указанных испытаний, и освещающая поверхность;

3.2.2 краткая техническая спецификация, в которой, за исключением огней с несменными источниками света, указаны, в частности, категории используемых ламп накаливания. Эти категории ламп накаливания должны входить в число категорий, предусмотренных в Правилах ЕЭК ООН N 37;

3.2.3 два образца огня.

4 Маркировка

На дневных ходовых огнях, представляемых для официального утверждения, должны иметься:

4.1 фабричная или торговая марка подателя заявки, проставляемая на рассеивателе; эта марка должна быть четкой и нестираемой;

4.2 четкая и нестираемая маркировка, указывающая категорию используемой лампы (ламп) накаливания; это положение не применяется к огням с несменными источниками света;

4.3 маркировка, указывающая номинальное напряжение и силу тока (в случае дневного ходового огня с несменными источниками света);

4.4 место, достаточное для знака официального утверждения и дополнительных обозначений, предусмотренных в 5.2; это место должно быть указано на чертежах, упомянутых в 3.2.1.

5 Официальное утверждение

5.1 Общие положения

5.1.1 Официальное утверждение предоставляется в том случае, если два образца огней, представленные в соответствии с 3.2.3, удовлетворяют требованиям настоящих Правил.

5.1.2 Если сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни отвечают требованиям нескольких Правил, прилагаемых к Соглашению 1958 г., то может использоваться единый международный знак официального утверждения при условии, что такие огни не являются сгруппированными, комбинированными или совмещенными с огнем или огнями, не отвечающими требованиям каких-либо из этих Правил.

5.1.3 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 00, что соответствует настоящим Правилам в их первоначальном варианте) представляют собой номер серии поправок, включающих самые последние значительные технические изменения, внесенные в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу устройства, на которое распространяются настоящие Правила.

5.1.4 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения, окончательном прекращении производства типа огня на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

5.1.5 На каждом огне, соответствующем типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, в месте, указанном в 4.4, проставляется знак официального утверждения, предписанный в 5.2 и 5.3.

5.1.6 Маркировка и обозначения, наносимые в соответствии с 5.2, должны быть четкими и нестираемыми даже в том случае, когда огонь установлен на транспортном средстве.

5.2 Состав знака официального утверждения

Знак официального утверждения состоит из:

5.2.1 международного знака официального утверждения, состоящего из:

5.2.1.1 круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

5.2.1.2 номера официального утверждения;

5.2.2 дополнительного обозначения "RL".

5.2.3 Рядом с вышеуказанными дополнительными обозначениями могут быть проставлены две цифры номера официального утверждения, которые указывают на серию поправок, действовавших во время предоставления официального утверждения.

5.3 Схема знака официального утверждения

5.3.1 Независимые огни

Пример схемы знака официального утверждения и вышеупомянутых дополнительных обозначений приведен на рисунке 2.1.

5.3.2 Сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни

5.3.2.1 Если сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни отвечают положениям нескольких правил, то может наноситься единый международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором проставлена буква "Е" и за которым следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения. Данный знак официального утверждения может проставляться в любом месте сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней при условии, что:

5.3.2.1.1 он хорошо различим после их установки;

5.3.2.1.2 ни одна из светоиспускающих частей сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней не может быть снята без удаления знака официального утверждения.

5.3.2.2 Отличительный знак для каждого огня, соответствующего Правилам, на основании которых было выдано официальное утверждение, вместе с соответствующей серией поправок, включающих последние основные технические изменения, внесенные в данные Правила к моменту выдачи официального утверждения, и, при необходимости, стрелка должны наноситься:

5.3.2.2.1 либо на соответствующей освещающей поверхности;

5.3.2.2.2 либо на всем устройстве таким образом, чтобы каждый из сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней мог быть легко идентифицирован.

5.3.2.3 Размеры элементов единого знака официального утверждения должны быть не меньше минимального размера, предписываемого Правилами, на основании которых было представлено официальное утверждение, для самых маленьких отдельных знаков.

5.3.2.4 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присваивать один и тот же номер другому типу сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней, подпадающих под действие настоящих Правил.

5.3.2.5 Примеры схем знаков официального утверждения сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней со всеми вышеупомянутыми дополнительными обозначениями приведены на рисунке 2.2.

5.3.3 Огни, совмещенные с другими огнями, рассеиватели которых могут также использоваться для устройств других типов

Применяются положения, приведенные в 5.3.2.

5.3.3.1 Кроме того, в случае использования одного и того же рассеивателя на него могут наноситься различные знаки официального утверждения, относящиеся к различным типам или группам фар, при условии, что на корпусе устройства, даже если его невозможно отделить от рассеивателя, также имеется место, указанное в 4.4, и нанесены знаки официального утверждения для реальных функций.

Если рассеиватель идентичен для нескольких типов устройств, то на нем могут проставляться различные знаки официального утверждения.

5.3.3.2 Примеры схем знаков официального утверждения для вышеупомянутого случая приведены на рисунке 2.3.

6 Общие спецификации

6.1 Каждый огонь должен соответствовать спецификациям, приведенным в нижеследующих пунктах.

6.2 Дневные ходовые огни должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации, несмотря на вибрацию, которой они могут подвергаться, они продолжали нормально работать и сохраняли характеристики, предписанные настоящими Правилами.

7 Сила излучаемого света

7.1 На исходной оси сила света, излучаемого каждым огнем, не должна быть ниже 400 кд.

7.2 Вне исходной оси сила света, излучаемого каждым из огней, должна быть в каждом направлении, соответствующем точкам таблицы 3.1 распределения силы света, приведенной в приложении 3, по крайней мере, равной произведению минимального значения, указанного в 7.1, на значение в процентах, указанное в таблице 3.1 для данного направления.

7.3 Сила излучаемого света в любом направлении не должна превышать 800 кд.

7.4 В случае огня, имеющего более одного источника света, огонь должен отвечать требованиям в отношении минимальной силы света при выходе из строя любого из источников света, при этом, когда все источники света включены, значение максимальной силы света не должно превышаться.

Так и не нашёл ответ на вопрос по теме:Навигационные огни. Как правильно: катер 8.5 м длиной, бортовые-зелёный.красный и1) топовый и гакабортный 2) круговой. Как правильно?

http://s3.uploads.ru/t/ptdq0.jpg

Ночная сигнализация
Судно с механическим двигателем длиной менее 50 метров должно нести от захода до восхода солнца
ходовые огни, как указано на схеме, регистровые суда, согласно выполняемых задач могут дополнительно
нести другие огни. Из данной схемы нужно исключить буксировочный огонь. Кормовой и гакобортный это синоним.

1 – топовый огонь - 225°,
2 – бортовые огни – 112,5°,
4 – кормовые огни - 135°.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП,
в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Спасибо! Мне этот катер достался в потрёпаном виде, видны места крепления бортовых и кормового. Топовый скорее располагался ближе к носовой части судна. А в представленном на картинке-топовый над кормовым-это правильно будет?

Отредактировано 13-й (15-05-2013 07:40:36)

В Правилах плавания по внутренним водным путям есть требования по размещению на судах знаков визуальной. И, конечно, надо руководствоваться Правилами, а не случайными рисунками. Вот некоторые из них применимые к вашему катеру:
1. Конструкция сигнальных огней, их технические характеристики и установка на судах должны соответствовать техническим правилам Российского Речного Регистра.
2. Бортовые огни должны быть расположены на одинаковой высоте и на линии, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, и симметрично ее следующим образом:
- на судах с одноярусной надстройкой - в ее верхней части;
- на судах с надстройкой в два и более ярусов - не ниже палубы ходового мостика;
- на беспалубных судах - не менее чем на 0,5 м выше планширя (на маломерных судах допускается установка на уровне планширя).
Если бортовые огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен в диаметральной плоскости в передней части судна.
3. Топовый огонь на самоходном судне (а если на одной мачте два и более огней, то нижний из них) должен быть расположен в диаметральной плоскости судна выше бортовых огней не менее чем на 1 м и, как правило, впереди их.
4. Если самоходное судно несет два топовых огня на разных мачтах, то горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее 20 м, а задний огонь должен быть выше переднего не менее чем на 1 м при любом эксплуатационном дифференте судна.

Да, можно подзапутаться. Александр, а как бы Вы расставили ходовые на этом типе катера, посоветуйте. А то ближайший центр Гимс в Ю.-Сахалинске, я сам на острове, и со связью проблемно.

а как бы Вы расставили ходовые на этом типе катера, посоветуйте.

На Вашем катере бортовые отличительные огни должны располагаться в верхней, задней части рубки(примерно, как на рисунке Вашего судна).
Топовый располагается на мачте выше бортовых огней не менее чем на 1 метр, а кормовой на уровне бортовых сзади рубки. Ради любопытства напишите что это за катер?

http://s3.uploads.ru/t/6aqtD.jpg


Мачта с топовым должна располагаься в передней части крыши рулевой рубки ?

Мачта с топовым должна располагаься в передней части крыши рулевой рубки ?

Я так понимаю, у Вас морское судно? Значит Правила плавания по ВВП здесь ни при чем, смотреть нужно МППСС-72. А согласно Правила 23 (с) (i) МППСС, Ваше судно длиной менее 12 м вместо топового впереди, бортовых и кормового огней может выставлять белый круговой огонь и бортовые огни.

Отредактировано RaNav (16-05-2013 13:10:18)

Вот именно по этому я и поднял вопрос. Хотелось бы услышать подтверждение официальных лиц.

Да Правило 23. МППСС для судов с механическим двигателем предписывает следующее расположение огней:
а.
i. топовый огонь впереди;
ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
Нужно учесть только то, чтобы работа топового огня не создавала помех ночному визуальному наблюдению.
В пункте с. МППСС
iii. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

Спасибо! Теперь всё ясно и я спокоен.

Да Правило 23. МППСС для судов с механическим двигателем предписывает следующее расположение огней:
а.
i. топовый огонь впереди;
ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
Нужно учесть только то, чтобы работа топового огня не создавала помех ночному визуальному наблюдению.
В пункте с. МППСС
iii. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

Подпись автора

С уважением Тихомиров Александр Владимирович.

В связи с этим 3 вопроса:
1. Есть ли ограничения по высоте расположения белого кругового огня над бортовыми?
2. Можно ли катер с таким расположением огней зарегистрировать в городе расположенном не непосредственно на море (к примеру - в Ярославле или Москве)?
3. Можно ли катер с таким расположением огней перегнать по ВВП - до моря (пусть даже в светлое время суток)?

В связи с этим 3 вопроса:1. Есть ли ограничения по высоте расположения белого кругового огня над бортовыми?

Согласно ППВВП бортовые огни должны быть расположены на одинаковой высоте
• на судах с одноярусной надстройкой - в ее верхней части;
• на судах с надстройкой в два и более ярусов - не ниже палубы ходового мостика;
• на беспалубных судах - не менее чем на 0,5 м выше планширя (на маломерных судах допускается установка на уровне планширя).
Топовый огонь на самоходном судне (а если на одной мачте два и более огней, то нижний из них) должен быть расположен в диаметральной плоскости судна выше бортовых огней не менее чем на 1 м и, как правило, впереди их.
При расположении на мачте двух и более топовых огней расстояния между ними должны быть одинаковыми и не менее 1 м, а на судах длиной менее 20 м - не менее 0,5 м.
Если на парусном судне бортовые и кормовой огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен на топе или около топа мачты.
Красный и зеленый круговые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем их видимость со всех сторон, при этом они не должны находиться на одной вертикали со стояночными огнями.
Все сигнальные круговые огни должны быть расположены так, чтобы расстояние между ними и ходовыми или стояночными огнями было не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м - на судах длиной менее 20 м.
Согласно МППСС на судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:
топовый огонь впереди;
Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;
судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни;
топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна.
На парусном судне длиной менее 12 м огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.
Парусное судно на ходу может в дополнение к огням выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем.
Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила, но если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

2. Можно ли катер с таким расположением огней зарегистрировать в городе расположенном не непосредственно на море (к примеру - в Ярославле или Москве)?

Правила регистрации маломерных судов и освидетельствования не предъявляют особых требований по размещению белого кругового огня относительно бортовых отличительных, если под белым круговым огнем вы имеете ввиду совмещенный топовый и кормовой. И поэтому повода для отказа в регистрации быть не может.

3. Можно ли катер с таким расположением огней перегнать по ВВП - до моря (пусть даже в светлое время суток)?

Принципиальных отличий в размещении ходовых огней согласно ППВВП и МППСС нет, поэтому препятствий быть не может.

Читайте также: