Как задать вопрос суду онлайн

Обновлено: 17.05.2024

Кратко о работе сервиса:
С недавнего времени в карточке любого дела на сайте "Электронное правосудие" (kad.arbitr.ru) появилась вкладка "онлайн-заседание", содержащая краткую инструкцию по использованию сервиса и гиперссылку на сайт "Мой Арбитр" для теста оборудования перед заседанием и подробного изучения порядка функционирования нововведения (требования к ходатайству и его заявителю, инструкция по обращению с сервисом). Не буду заострять на этом внимание, думаю многие уже ознакомились или сделают это в ближайшее время.
Хотел бы заострить внимание только на двух интересных моментах:
во-первых, многие коллеги, в том числе и я, скептически отнеслись к нововведению "онлайн-заседание" как к чему-то "сырому" и непригодному для использования;
во-вторых, многих испугали требования к прилагаемым к ходатайству приложениям, в том числе, подпись их с помощью УКЭП (в начальной редакции инструкции, любезно предоставленной коллегами из аппарата Арбитражного суда, указывалось на необходимость подписи УКЭП доверенности доверителем(!), в актуальной редакции такого указания нет).

Почему онлайн-заседание?
Спор, об участии в котором идет речь, рассматривается в 16ААС (г. Ессентуки, Ставропольский край). Учитывая распространение вируса COVID-19, лететь в Ставропольский край с пересадкой в Москве, из понятных всем соображений, совсем не хотелось.
Стоит упомянуть, что перед началом майских праздников, по тем же соображениям было подано ходатайство о ВКС, которое в связи с продлением режима нерабочих дней, не рассматривалось.
В очередной раз зайдя на kad.arbitr.ru, обнаружил приятную новость, что в 16ААС с "08" мая 2020 г. добавлена возможность проведения онлайн-заседания (до сих пор не во всех Арбитражных судах система такая возможность есть, хотя список ежедневно пополняется). Недолго думая, направил через "Мой Арбитр" (без УКЭП) ходатайство с приложением сканов диплома, паспорта (как требует инструкция) и доверенности.

Назначение онлайн-заседания
Вечером дня, предшествующего дню судебного заседания, 16ААС удовлетворил упомянутое ходатайство, о чем было вынесено соответствутствующее определение. Честно говоря, неожиданно. В карточке дела на сайте kad.arbitr.ru во вкладке "онлайн-заседание" появилась краткая отметка, аналогичная таковой во вкладке "карточки", с отметкой "запланировано", вместо привычных даты и времени с/з.

Теперь о самом онлайн-заседании

Во вкладке "онлайн-заседание" до начала заседания нет абсолютно никаких кнопок! Только лаконичная надпись "Запланировано". Ожидание обновления страницы браузера и появления хотя бы какого-то интерфейса для начала веб-конференции вплоть до начала судебного заседания, честно говоря, напрягает.
К веб-конференции нельзя подключиться заранее (как в здании суда, заранее заняв место у зала судебеных заседаний) и просто ждать появления судьи. Веб-конференцию начинает судья самостоятельно.
В моем случае онлайн-заседание, неприемлимо для привычного судебного заседания, началось на несколько минут раньше. О начале судебного заседания мы узнаем по отметке "онлайн-заседание идет", заменившей отметку "запланировано" (такая отметка одновременно является и кнопкой, перенаправляющей нас на сайт "МойАрбитр", в котором и работает сервис веб-конференции онлайн-заседания). Председательствующий судья, дождавшись времени начала судебного заседания, проверил явку сторон. С этого момента мы видим первое отличие от привычного судебного заседания: не удостоверяются полномочия сторон, привычной передачей председательствующему паспортов, удостоверений, доверенностей и дипломов. Все это было удостоверено предварительно. Тем не менее, судья попутно проверяя работоспособность микрофонов и видеокамер просит представителей представиться (в моем случае, кстати, представитель другой стороны так и не присоединился к онлайн-заседанию). Далее, все продолжается в известном порядке, начиная с оглашения состава суда. Стоит сказать, что в моем случае камера была установлена в неудачном месте на потолке зала судебных заседаний, председательствующего судью видно было довольно плохо и совершенно не было видно половину зала, в том числе помощника, что, конечно, непринципиально. Далее судебное заседание проходило аналогично тому как судебное заседание проходит в привычном порядке или по ВКС.

Некоторые особенности функционала веб-конференции
В интерфейсе сервиса есть интересная кнопка "хочу говорить", сохраняющаяся на экране до начала выступления (несмотря на возможность включать и выключать микрофон самостоятельно), а также возможность просмотра статистики времени выступлений участников заседания. В остальном сервис мало чем отличается от skype или zoom, и не представляет никакой сложности в работе с ним.

Вывод
Онлайн-заседание превзошло все ожидания. Перед началом заседания я ожидал, что программа не заработает, зависнет, кого-то не будет слышно или видно, в общем, чего угодно, но не комфортного участия в судебном заседании. Но это оказалось ошибкой.
Система действительно работает и действительно позволяет "не выходя из дома" полноценно слушать пояснения другой стороны и давать свои собственные пояснения, участвовать во всех стадиях судебного разбирательства. Конечно, в таких условиях невозможно прямо в судебном заседании приобщить стопку дополнительных доказательств или передать другой стороне не направленное заблаговременно ходатайство и т.д.)
Конечно, остается много вопросов о возможности, а вернее, невозможности совершения тех или иных процессуальных действий с использованием сервиса онлайн-заседания. Но концептуально нововведение действительно позволяет принять участие в судебном заседании из любой точки земного шара, в которой есть доступ к интернету.
Возможно, беспроблемное функционирования нового сервиса связано с отсутствием какой-то минимальной нагрузки, а со временем большое количество проводимых онлайн-заседаний выявит неуказанные мной недостатки.
Но сейчас все работает хорошо и есть ощущение, что будущее наступило.

Ежегодно появляются новые онлайн-сервисы, через которые можно подать документы в государственные и муниципальные ведомства. Также там можно получать электронные услуги. Такие сервисы есть и для участников судебных дел. Через интернет можно подать исковое заявление, документы по гражданскому или арбитражному делу.

Можно ли подать документы в суд онлайн

Стандартным вариантом подачи иска является обращение непосредственно в суд, либо направление документов по почте. Затем, после подачи основного заявления, можно подавать дополнительные документы по делу, вручать их судье или второй стороне в заседании.

Можно ли подать документы в суд через
Госуслуги? Закажите звонок юриста

Через Госуслуги

Госуслуги — это портал для получения государственных и муниципальных услуг. Учетную запись госуслуг — единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) — можно использовать для регистрации и подтверждения личности на множестве других сайтов.

Но, несмотря на огромное количество онлайн-сервисов, которые доступны на госуслугах, подать документы в суд через этот портал нельзя. Скорее всего, такая возможность обязательно появится в ближайшем будущем, так как список сервисов на сайте постоянно растет.

Для подачи онлайн-обращения нужно соблюсти требований к формату, размеру и качеству файлов, заверить документы ЭЦП или через учетную запись Госуслуг. Через сами Госуслуги заявления, иск и ходатайства в суд не подать.

Для подачи и подписания документов нужно подтвердить свою личность. Это можно сделать по ЭЦП или по учетной записи с Госуслуг. Учтите, что учетная запись должна быть подтверждена надлежащим образом. Это можно сделать через МФЦ, в отделениях банков, на почте, рядом других способов.

ГАС Правосудие

ГАС Правосудие — это единая информационная система, через которую можно найти судебный орган, подать документы онлайн, знакомиться с материалами дела. Общие сведения в системе доступны без регистрации, без подтверждения личности по ЭЦП или учетке госуслуг. Например, без регистрации можно искать суды и их сайты.

Непосредственно в ГАС Правосудие можно воспользоваться следующими разделами:

  • Обращения — в этом разделе можно подавать обращения (иски, заявления, жалобы, ходатайства и т.д.), отслеживать результаты их получения и рассмотрения;
  • Дела — в этом разделе можно знакомиться с карточками дел, участниками которых вы являетесь, со всеми его материалами;
  • Справочная информация — содержит правила работы с системой, требования к формату и размеру файлов, ответы на часто возникающие вопросы.

На сайте каждого суда тоже есть возможность подать документы в электронном виде, работать с карточкой дела. Найти нужный вам суд можно через форму поиска или на графической карте в системе ГАС Правосудие.

Через систему могут работать истцы и ответчики, их представители по доверенности. Если к участию в деле привлечены третьи лица, они также вправе подавать документы, знакомиться с карточкой дела.

Через систему Мой арбитр можно обращаться в арбитраж. Там рассматриваются экономические и некоторые другие споры с участием государственных и коммерческих организаций, предпринимателей.

Рядовые граждане могут обращаться в арбитраж при прохождении судебного банкротства.

Алгоритм подачи документов в электронном виде через систему Мой арбитр практически не отличается от работы с ГАС Правосудие. В некоторых моментах пользоваться арбитражной системой даже проще.

Также в системе есть картотека арбитражных дел, где можно быстро найти любое решение, определение или постановление суда.

Как подать иск онлайн: пошаговая инструкция

Если вы раньше не работали с электронными сервисами при обращении в суды, рекомендуем изучить правила подготовки и подачи документов. Их можно найти непосредственно в форме обращения.

Несоответствие по форме, содержанию, качеству, размеру и формату электронных файлов может стать причиной для отказа в приеме документов и возбуждении дела.

Также вы можете воспользоваться услугами наших юристов, которые помогут оформить и подать в суд любые виды обращений.

Ниже расскажем пошагово, как правильно подготовить и заверить документы, что нужно учесть при работе с онлайн-сервисами. Алгоритм действий мы раскроем на примере работы с ГАС Правосудие. Если вы планируете обращаться в арбитраж, правила работы с системой Мой арбитр будут почти одинаковы.

Как найти сайт суда

Одним из важных условий для подачи иска, заявления или жалобы является точное определение подсудности. В большинстве случаев нужно обращаться в суд по адресу проживания ответчика. Для некоторых категорий дел (алименты, защита прав потребителя и т.д.) можно обращаться в суд по своему месту проживания.

В иске, заявлении или жалобе всегда указывается судебный орган, в который вы обращаетесь. Для подачи электронных документов нужно найти сайт этого суда в интернете или через ГАС Правосудие.

В форме поиска можно указать точное название суда или выбрать его из списка. Также в системе есть графическая карта, на которой отражены все судебные органы России.

Если вы будете заполнять форму обращения не на сайте суда, а через ГАС Правосудие, там тоже можно выбрать судебные орган в выпадающем списке.

Что нужно сделать для того, чтобы
получить ЭЦП? Закажите звонок юриста

Что нужно для подачи документов в электронном виде

Любой документ, поступающий в суд, должен быть подписан заявителем. Это может быть физическое лицо, руководитель организации, представитель по доверенности.

Для подписания и направления электронного заявления можно использовать один из двух вариантов:

  • ЭЦП — подпись оформляется через удостоверяющие центры, позволяет подписать электронный документ или заверить его скан-копию;
  • учетная запись Госуслуг (ЕСИА) — позволяет только заверить скан-копии документов, но этого обычно достаточно для обращения в суд.

ЭЦП оформляется в виде сертификата ключа, выдается на цифровом носителе (например, на usb-флешке).

Срок действия ЭЦП составляет только 12 месяцев, поэтому ее нужно периодически продлевать.

Для физических лиц ЭЦП оформляется за 1-2 дня, а ее ориентировочная стоимость составляет от 2 до 5 тыс. руб.

Есть ли общие правила того, в каком
формате подаются документы в суд через
удаленные сервисы?

Как подготовить документы

Обращаясь в суд электронно, нужно обязательно выполнить требования по качеству, размеру и формату файлов.

Вот основные требования:

Обязательно проверьте, чтобы на отсканированных документах были видны все обязательные реквизиты (подпись, печать). При их отсутствии заявление не примут.

Намного больше возможностей при заверении документов по ЭЦП. В этом случае можно использовать множество форматов файлов, в том числе самые распространенные расширения: .doc и .xls. По ЭЦП можно заверить не только скан-копию, но и документ, созданный сразу в электронном виде.

Если вы впервые подаете обращение электронно, наверняка возникнут сложности. Рекомендуем обращаться внимание на подсказки, которые есть для каждой строки в форме обращения.

Во многих случаях система вообще не даст загрузить файл, не соответствующий обязательным требованиям, но сразу выдаст подсказки или рекомендации.

Когда гражданское дело будет возбуждено, можно будет досылать дополнительные документы. В этом случае придерживайтесь тех же правил, что и при обращении с иском.

Заполняем форму на сайте

Чтобы обращение ушло в судебный орган, нужно правильно заполнить форму, прикрепить все документы и скан-копии. При входе в форме по ЭЦП или учетной записи Госуслуг все основные личные данные будут подставлены автоматически.

Также в форме онлайн-обращения нужно заполнить следующие разделы и строки:

Это общие правила заполнения формы обращения. Специальные нюансы могут возникнуть по разным категориям дел.

Например, если у вас в иске указаны третьи лица, их данные тоже нужно заполнить в форме обращения.

Все непонятные и сложные моменты помогут разъяснить наши юристы.

Как я пойму, что мое заявление дошло
до суда? Закажите звонок юриста

Как узнать о получении документов и возбуждении дела

До того, как документы поступят на стол судьи, их проверит система. В данном случае проверяются только технические параметры файлов, заполнение всех обязательных реквизитов и строк.

Если будут выявлены нарушения, система сформирует технический отказ в приеме обращения. Это означает, что вам придется заново заполнять форму, чтобы добиться возбуждения гражданского дела.

Когда документы зарегистрируют в суде, соответствующий статус тоже появится в истории.

После регистрации документов судья будет проверять их для принятия решения о возбуждении дела. Если все в порядке, выносится определение о возбуждении дела. В онлайн-системе будет открыта карточка дела, с которой стороны могут работать на протяжении процесса.

Когда могут отказать в регистрации иска

Технический отказ не означает, что ваш иск отклонен. Система выявила нарушения, после устранения которых судья рассмотрит документы и возбудит дело. Причины технического отказа можно посмотреть в истории обращений.

Если вам непонятна суть претензий со стороны системы, можно написать в службу онлайн-поддержки, уточнить причины отказа у специалистов суда.

Как избежать нарушений при подаче документов
в суд через Интернет? Спросите юриста

Что еще можно подать в суд через интернет

В суд можно подавать не только иски и заявления. После возбуждения дела можно работать с карточкой на сайте суда, проверять дату и время следующего заседания. Также специалисты судебного органа прикрепляют все поступившие материалы к карточке дела. С ними могут знакомиться участники процесса.

В зависимости от предмета и сути спора, в электронной форме можно подавать:

  • дополнения к иску, возражения, отзывы, расчеты суммы требования и контррасчеты, ходатайства;
  • жалобы на судебные акты в вышестоящие инстанции;
  • жалобы на судебных приставов, допустивших нарушение в ходе исполнительного производства;
  • заявление о выдаче исполнительного листа или о его направлении напрямую в ФССП.

Когда рассмотрение иска будет завершено, с решением можно ознакомиться в карточке дела. Лица, которые не являлись участниками дела, тоже смогут ознакомиться с решением, но в нем не будет персональных данных.

Как подать ходатайство в суд через Госуслуги, если дело уже возбуждено? Увы, это тоже невозможно. На этом портале сейчас можно запросить данные об исполнительном производстве. Но доступ к судебным делам на портале Госуслуг до сих не открыт.

По всем вопросам, связанным с подачей заявлений в суд онлайн, помощь окажут наши юристы. Рекомендуем обращаться на консультации на этапе подготовки документов, чтобы не столкнуться с отказом в возбуждении дела.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Что делать дальше:

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

Процессуальные и непроцессуальные проблемы рассмотрения арбитражных дел в онлайн-формате.

Речкин Роман Валерьевич

Системная проблема применительно к онлайн-заседаниям заключается в том, что такая форма судопроизводства в принципе не предусмотрена российским процессуальным законодательством. Оно не только не устанавливает никаких правил проведения онлайн-заседаний, но даже не упоминает о таком способе рассмотрения дел. Для сравнения: проведение заседаний с использованием видео-конференц-связи (ВКС) прямо предусмотрено ст. 153.1 АПК РФ.

Еще ряд судов (в частности, Арбитражный суд Республики Адыгея, Арбитражный суд Республики Калмыкия), которые проводили онлайн-заседания летом, в сентябре 2020 года начали отказывать в их проведении, указывая, что АПК РФ не содержит положений о возможности проведения судебных заседаний в режиме онлайн, а срок действия совместного постановления Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей от 08.04.2020 №821, который устанавливал возможность проведения онлайн-заседаний, уже истек. Таким образом, у них отсутствует возможность проведения онлайн-заседаний и можно проводить только ВКС.

Отдельно необходимо отметить позицию Арбитражного суда г. Москвы, который не проводил и не проводит онлайн-заседания, ссылаясь на то, что они не предусмотрены в АПК РФ, а постановление ВС РФ от 08.04.2020, которым было рекомендовано их проводить, не действует с 12.05.2020. При этом в своих определениях он указывает, что на сайте суда размещена информация о проведении работ по тестированию и внедрению в эксплуатацию системы дистанционного участия в судебных заседаниях по примеру ВС РФ. Но до завершения данных работ техническая возможность их проведения в суде отсутствует (определения от 10.08.2020 по делу №А40-33717/16, от 21.09.2020 по делу №А40-192998/18 и др.).

Добавим, что срок для подачи ходатайства об участии в онлайн-заседании официально каким-либо судом не установлен. Однако суды на практике такие сроки устанавливают, отказывая в проведении онлайн-заседания в случае подачи ходатайства с его нарушением. Например, Арбитражный суд Удмуртской Республики считает, что ходатайство об участии в онлайн-заседании подается не позднее чем за 5 рабочих дней до судебного заседания (определение от 08.10.2020 по делу №А71-3578/2015). С ним солидарен Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Часть судов исходит из того, что такое ходатайство подается не менее чем за 10 дней. При этом мы сталкивались с тем, что в некоторых судах ходатайство о проведении онлайн-заседания удовлетворялось практически за час до судебного заседания, особых технических проблем при этом суд не испытывал.

Отдельный вопрос связан с объявлением перерыва в судебном заседании, рассматриваемом онлайн. Неясно, нужно ли подавать новое ходатайство об онлайн-заседании, если объявлен перерыв, или после перерыва оно продолжается онлайн по умолчанию.

У Арбитражного суда Волго-Вятского округа своя позиция по вопросу о том, как должно быть подписано ходатайство о проведении онлайн-заседания. Кассационный суд округа считает, что оно должно быть подписано только усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) (приказ председателя Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2020 №02-17). Настаивает именно на УКЭП и отказывает в удовлетворении ходатайства в случае ее отсутствия и Арбитражный суд Краснодарского края (определение от 08.10.2020 по делу №А32-20367/2018).

Особо необходимо отметить, что ВС РФ и Совет судей, введя такую форму участия в процессе, очевидно, рассматривают ее в качестве исключительно технической меры, которая не требует какого-либо совершенствования процессуального законодательства. А это, на наш взгляд, неправильно.

Отсутствие законодательного регулирования такого способа рассмотрения дел порождает самые различные вопросы, вплоть до курьезных. Например, должно ли лицо, участвующее в заседании онлайн, вставать, когда оно обращается к суду? С точки зрения ч. 2 ст. 154 АПК РФ, очевидно, должно, если суд прямо не установит обратное.

Не менее курьезный случай произошел в Сибири, когда представитель участвовал в онлайн-заседании из автомобиля, причем управляя им параллельно с участием в онлайн-заседании. Это было расценено Арбитражным судом Новосибирской области как неуважение к суду, за что представитель был привлечен к ответственности.

Вообще из того, что введение этой формы участия в процессе в принципе не сопровождается каким-либо совершенствованием процесса, и вытекает, на наш взгляд, большинство правовых и иных проблем, связанных с онлайн-заседаниями.

Например, ходатайство об участии в онлайн-заседании подается конкретным представителем лица, участвующего в деле, и только он, при удовлетворении соответствующего ходатайства, вправе участвовать в онлайн-заседании. Сравните, скажем, с видео-конференц-связью, где ходатайство подает лицо, участвующее в деле (через любого из своих представителей), а участвовать в судебном заседании вправе как иной представитель этого лица, так и несколько представителей. При сложившемся же подходе к участию в онлайн-заседании (участвовать вправе только тот представитель, ходатайство которого удовлетворено) суд:

  • во-первых, необоснованно ограничивает лицо, участвующее в деле, в праве на судебную защиту (ограничивая состав и количество представителей),
  • во-вторых, представитель, который в процессе не имеет и не может иметь самостоятельного индивидуального статуса (в процессе есть только лицо, участвующее в деле, в лице любого из представителей), вдруг этот статус получает, становясь участником процесса индивидуально.

Вряд ли такой подход соответствует доктрине гражданского процесса.

Еще одна существенная проблема онлайн-заседаний, до разрешения которой, по нашему мнению, такая форма участия в процессе не может стать массовой и/или преобладающей – ​это неурегулированность порядка предоставления лицами, участвующими в деле, доказательств суду. Это в целом неактуально для апелляции и кассации, но для первой инстанции – ​крайне важно.

Следующая проблема. Очевидно, необходимы правила на случай сочетания форм участия в процессе, поскольку на практике уже проводятся заседания одновременно в двух или даже трех формах: часть лиц, участвующих в деле, участвует онлайн, часть – ​через ВКС, еще часть – ​очно, физически находясь в суде. Первый, более общий, вопрос заключается в том, допустимо ли сочетание двух или трех форм участия в процессе? Частный вопрос сводится к тому, может ли лицо возражать против проведения заседания в онлайн-формате.

Если такое сочетание форм участия в процессе допустимо, каким образом должны обеспечиваться права всех лиц, в том числе право слышать позиции всех сторон, возможность задать вопросы (как может лицо, участвующее в заседании очно, задать вопрос лицу, участвующему онлайн?), знать о предоставлении доказательств и видеть доказательства, представленные суду всеми лицами.

Практическая проблема сводится к тому, что участвующим в онлайн-заседании (через ноутбук, стоящий перед председательствующим) не видно и практически не слышно лиц, участвующих в процессе очно.

Однажды при задержке начала судебного заседания суд подключился, сообщил лицу о задержке начала онлайн-заседания по делу и отключился на время других судебных заседаний, проводимых офлайн. И только после окончания этих заседаний включил камеру и звук.

Онлайн-заседания, конечно, дают возможность говорить, но психологически убедительность выступающего, по нашему впечатлению, снижается. А при плохом качестве связи она снижается сильно. Фактически это некое ограничение права лица на судебную защиту (в части права быть непосредственно выслушанным судом).

Учитывая эти обстоятельства, по нашему мнению, институт онлайн-заседаний в целом может достаточно широко использоваться в апелляции и в кассации (где нет проблемы предоставления новых доказательств), но в суде первой инстанции такой способ участия в процессе может применяться ограниченно, с осторожностью (по относительно простым делам, где доказательств немного и они известны сторонам). Очевидно, у лиц, участвующих в деле, должно быть право возражать против рассмотрения дела онлайн, если они считают дело сложным и/или предполагают множественность доказательств.

Читайте также: