Что является лишним в ряду выборные органы в городах уездах имели право вершить суд

Обновлено: 03.05.2024

Какой сын Владимира Святого основал династию полоцких князей?

Задание 2

В каком году произошло описанное А.А. Зиминым событие?

  1. 1430 г.
  2. 1440 г.
  3. 1453 г.
  4. 1462 г.

Задание 3

В 1572 г. русские войска одержали победу:

  1. под Чашниками
  2. при Молодях
  3. на Шелони
  4. на Угре

Ответ :

1 2 3
1 3 2

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

Задание 4

Укажите, кто из перечисленных людей участвовал в подавлении стрелецкого бунта 1698 г.

  1. Ф.Л. Шакловитый
  2. А.С. Шеин
  3. Б.И. Морозов
  4. П. Гордон
  5. Ф.Ю. Ромодановский
  6. В.В. Голицын

Задание 5

Какие из указанных понятий появились в правление Анны Иоанновны?

  1. Кабинет министров
  2. Жалованная грамота городам
  3. Канцелярия тайных розыскных дел
  4. Сухопутный шляхетский кадетский корпус
  5. Предпарламент
  6. Непременный совет

Задание 6

Какие из предложенных событий всеобщей истории произошли во время правления Николая I?

  1. Февральская революция во Франции
  2. начало правления королевы Виктории в Англии
  3. завершение объединения Италии
  4. провозглашение независимости Греции
  5. создание Тройственного союза
  6. Гражданская война в США

Ответ :

4 5 6
245 134 124

Критерии оценивания

2 балла за полностью верный ответ.

Всего за задания 6 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. 860 г., 907 г., 944 г., 1043 г.

7.2. Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Мария Нагая.

Ответ :

7.1. Даты походов руси на Константинополь.

7.2. Жёны Ивана Грозного.

Критерии оценивания

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Уезды, губернии, волостели, провинции.

8.2. Петрашевцы, ишутинцы, чайковцы, нечаевцы.

Ответ :

8.1. Административно-территориальные единицы XVI–XVIII вв. Лишнее – волостели – наименование должностного лица в XV–XVI вв.

8.2. Народнические кружки. Лишнее – петрашевцы.

Критерии оценивания

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)

Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Расположите в хронологической последовательности (от наиболее ранних к наиболее поздним) должности, существовавшие в России:

  1. А) земский староста
  2. Б) капитан-исправник
  3. В) обер-фискал
  4. Г) шеф жандармов
  5. Д) тиун
  6. Е) Государственный секретарь Государственного совета

Ответ :

1 2 3 4 5 6
Д А В Б Е Г

Критерии оценивания

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Расположите в хронологической последовательности глав военного ведомства Российской империи и СССР:

  • А) Д.А. Милютин
  • Б) Г.К. Жуков
  • В) М.Б. Барклай де Толли
  • Г) К.Е. Ворошилов
  • Д) А.А. Гречко
  • Е) В.А. Сухомлинов

Ответ :

1 2 3 4 5 6
В А Е Г Б А

Критерии оценивания

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 11

Установите соответствия между публицистом и созданным им произведением. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) Иосиф Волоцкий

В) Симеон Полоцкий

Г) Иван Тимофеев

Е) Иван Пересветов

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж
4 3 2 7 1 5 8

Критерии оценивания

7 верных соответствий – 5 баллов;

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 12

Установите соответствия между классами Табели о рангах и статскими чинами, им соответствующими. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2) коллежский регистратор

3) титулярный советник

4) статский советник

5) действительный тайный советник

6) коллежский асессор

Ответ :

А Б В Г Д Е
5 1 4 6 3 2

Критерии оценивания

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 4 балла.

Задание 13

Установите соответствия между наркомами/министрами иностранных дел СССР и событиями, произошедшими во время их руководства ведомством. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2) заключение Рапалльского договора

3) вывод войск из Афганистана

4) начало советско-финской войны

5) Карибский кризис

6) Сан-Стефанский договор

7) вхождение СССР в Лигу Наций

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж
6 2 7 4 1 5 3

Критерии оценивания

7 верных соответствий – 5 баллов;

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 14

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ответ :

1 секуляризации 10 регулярной
2 1701 11 1712
3 Навигацких/навигационных 12 коллегий
4 1725 13 Трезини
5 Кунсткамера 14 ассамблеи
6 гражданским 15 1700
7 Феофан Прокопович 16 Рождества Христова
8 регламента 17 Нового
9 скудости

Критерии оценивания

17 верных вставок – 10 баллов;

15‒16 верных вставок – 9 баллов;

13‒14 верных вставок – 8 баллов;

11‒12 верных вставок – 7 баллов;

9‒10 верных вставок – 6 баллов;

7‒8 верных вставок – 5 баллов;

5‒6 верных вставок – 4 балла;

3‒4 верные вставки – 3 балла;

2 верные вставки – 2 балла;

1 верная вставка – 1 балл.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания.

  1. Назовите правителя, предпринявшего поход, обозначенный на схеме.

Ответ: Иван IV (Иван Грозный). (1 балл) (Просто Иван не принимается).

  1. Укажите год, когда был совершён обозначенный на схеме поход.

Ответ: 1552 г. (1 балл)

  1. Укажите римскую цифру, обозначающую город, который первым на Руси подвергся нападению войск хана Батыя.

Ответ: II. (1 балл)

  1. Назовите город-крепость, основанный как база русских войск в ходе событий, обозначенных на схеме.

Ответ: Свияжск. (1 балл)

  1. Укажите название обозначенной на карте реки, на которой находились так называемые Верховские княжества.

Ответ: Ока. (1 балл)

  1. Запишите название христианского праздника, в дни которого русское войско одержало победу в ходе похода, изображённого на схеме, и в честь которого в Москве был воздвигнут храм в память об этой победе.

Ответ: Покров Пресвятой Богородицы. (1 балл)

На момент похода, показанного на схеме, центром русской митрополии был город, обозначенный римской цифрой I.

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7 8
да нет да нет нет нет да нет

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 8 баллов. Всего за задание 14 баллов.

Задание 16

Перед Вами юбилейные марки, выпущенные в СССР. Расположите их в хронологическом порядке выпуска и объясните Ваше решение, произведя
необходимый расчёт.

Ответ:

Номер марки Объяснение
8 1940 + 10 = 1950
4 1940 + 20 = 1960
7 1917 + 50 = 1967
5 1944 + 25 = 1969
2 1949 + 25 = 1974
9 1919 + 60 = 1979
1 1922 + 60 = 1982
3 1918 + 65 = 1983
6 1949 + 40 = 1989

Критерии оценивания

По 2 балла за верный ответ с приведённым расчётом. Ответ без расчёта не оценивается.

Всего за задание 18 баллов.

Задание 17

Прочтите приведённый ниже источник и ответьте на вопросы.

  1. О каком времени идёт речь в тексте (с точностью до года и месяца)? По каким признакам это можно определить? Назовите два признака.
  1. Какое название закрепилось за событием отечественной истории, отразившимся в документе?

Ответ : Кронштадтское восстание/Кронштадтский мятеж. (1 балл)

  1. Каковы причины данного события, по мнению авторов документа? Какая сила играет основную роль в происходящем событии? Что участники события полагают своей основной целью? Проведение какой основной меры с целью её достижения они предполагают?

Ответ : 1) неприятие и критика восставшими курса РКП(б), обвинение её в отрыве от рабочих масс; 2) основную роль в восстании играет флот, морские делегаты названы раньше солдатских и даже рабочих; 3) обновление социализма и советской власти, строительство его без коммунистической партии; 4) создание ВРК для руководства восстанием. По 2 балла за ответ на каждый вопрос. Всего 8 баллов.

  1. Можно ли, опираясь на текст источника, сделать вывод о том, верят ли восставшие в успех предприятия? Аргументируйте свой ответ. Приведите три аргумента.

Ответ : восставшие верят в успех. (1 балл)

Аргументы:

  • ВРК заявляет, что стремится не допустить кровопролития, то есть руководство восстания, вероятно, полагает, что большевистское руководство в Петрограде не пойдёт на вооружённое подавление восстания.
  • Призывают не допускать паники и не оставлять рабочих мест, то есть не видят необходимости мобилизовывать население на вооружённую борьбу с большевиками.
  • Говорят о том, что цель восстания ‒ это организация справедливых и честных выборов в новый Совет, то есть верят, что демократическим, бескровным путём им удастся подорвать власть большевиков.

Критерии оценивания

По 2 балла за каждый приведённый аргумент.

Всего 7 баллов.

  1. К какому виду письменных источников можно отнести представленный текст? Свой ответ поясните.

Ответ : данный источник следует отнести к актовым источникам, т. к. он издан от имени органа управления (пусть и самопровозглашённого). При этом в нём фиксируются только распоряжения, без утверждения правовых норм.

Критерии оценивания

Также можно принять вариант ответа, что источник относится к документам политических организаций, которой являлся самопровозглашённый ВРК. 2 балла за указание типа источника. 2 балла за пояснение. Всего 4 балла.

Всего за задание 26 баллов.

Задание 18

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  2. можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:


Выберите правильный ответ 1. По численности населения Россия в начале XX в. уступала: 1. Англии, Индии 2. Великобритании, Китаю 3. Индии, Китаю 4. Канаде, Индии 2. В состав российских губерний и областей не входил регион: 5. Прибалтика 3) Финляндия 6. Казахстан 4) Северный Кавказ 3. Переход к индустриальному обществу называется: 7. индустриализацией 8. промышленным переворотом 9. модернизацией 10. монополизацией 4. Основная цель денежной реформы 1897 г.: 11. улучшение материального положения рабочих 12. привлечение иностранного капитала 13. создание монополистических союзов 14. введение винной монополии Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4

1 — 2; 2 — 3; 3 — 3; 4 — 2; 5 — монополии; 6 — сословия; 7 — Николаю II; 8 — 1—Б, 2—Г, 3—А, 4—Д; 9 — В, П, В, П, П, В; 10 — интеллигенция.


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9

Выберите правильный ответ 1. П. Д. Святополк­Мирский провозгласил курс на: 1. 2. 3. 4. сотрудничество власти с земствами подъем промышленного производства уничтожение частной собственности на землю разрушение крестьянской общины 5. 6. 7. 8. в I Государственной думе во II Государственной думе в III Государственной думе в IV Государственной думе 2. Деление на фракции: октябристы — 154, монархисты — 147, кадеты — 54, социал­демократы — 19 и др. существовало: Выберите правильные ответы 3. Положительными итогами первой революции в России были: 9. сокращение инвестиций в отечественную экономику 10. отмена выкупных платежей, снижение арендной пла­ты за землю 11. ослабление активности предпринимателей 12. сокращение продолжительности рабочего дня 13. создание представительного органа власти


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Выберите правильный ответ 1. Событие первой российской революции, относящееся к 1906 г.: 1. 2. 3. 4. Всероссийская октябрьская политическая стачка восстание на флоте в Севастополе новая редакция Основных законов Российской империи роспуск II Государственной думы 2. Согласно Основным законам 1906 г. законодательная власть принадлежала: 5. 6. 7. 8. императору Государственной думе, Государственному совету, Синоду императору и Государственной думе императору, Государственной думе, Государственному совету 3. Российская модернизация имела особенности: 1. 2. 3. 4. 5. частично охватывала сферы жизнедеятельности общества городское население преобладало над сельским проходила под контролем верховной власти преобладала доля промышленной продукции формировались монополистические объединения


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16

12.Что (кто) является лишним в ряду: Мастера балетной сцены: А. П. Павлова, А. В. Нежданова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина


Слайд 17

1 — 3; 2 — 4; 3 — 1 и 3; 4 — 2, 4, 5; 5 — монархические (правые, традиционалистские, консервативные, черносотенные) организации; 6 — русские художники-авангардисты; 7 — г, б, в, а; 8 — 1—Г, 2—В, 3—А, 4—Б, Д; 9 — петиция рабочих и жителей Петербурга Николаю II (9 января 1905 г.); 10 — декаданс; 11 — Григорий Распутин; 12 — А. В. Нежданова.


Полный текст материала Тесты (нач. ХХ века) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Для эффективного управления Петр I меняет Земскую Думу на команду своих сторонников, сам изучает политическую ситуацию, ставит государственные интересы выше личных, при неограниченной власти. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 году был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов

В 1721 году он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 года надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.


  1. Укажите чертыуголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.

первый – царствование Петра I до 1740-х гг- это самый репрессивный и жестокий период в истории России

второй – с 1740-х гг. по середину XIX в. - смягчение уголовно-карательной политики

В XVIII веке уголовное законодательство было открыто сословным. Хотя ответственность за преступления несли все слои , законы закрепляли преступления, связанные с неповиновением частновладельческих крестьян помещикам.


  1. В 1740-х гг., Елизавета приостановила применение смертной казни, ограничила пытки.

  1. Во второй половине XVIII в. началось постепенное ограничение телесных наказаний и уже определялось наказание по возрасту наказуемого.

  1. начался возврат к исправительным целям и средствам в уголовной политике, но последняя всё ещё оставалась жестокой в XVIII в.;

  2. с момента правления Екатерины II основным признаком преступления стала противоправность, преступлением прямо признавалось нарушение закона; активно развивались теоретические уголовные положения.

  1. К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?

Это официальные уверения, что власть перешла к рабочему населению страны. Или что существует свобода собраний, шествий и митингов.
Для всех трудящихся Конституция закрепляла право участвовать в выборах, отменить их или настоять на отзыве депутата. Кроме тех, кто пользовался трудами наемных рабочих или имел нетрудовые доходы, церковные служители, бывшие работники жандармерии, люди, принадлежавшие царской семье. Они не имели права голосовать или быть избранными в Советы депутатов. (очень хочется вставить сарказм к настоящей ситуации, просматривая биографию современных депутатов- большинство привлекались к уголовной ответственности, но это не мешает им решать административно-правовые вопросы)
У рабочих было преимущество перед крестьянами: в городе депутат мог быть избран меньшим количеством избирателей.

власть принадлежит только Советам, рабочему классу, а общедемократическая концепция, утверждающая, что народ является основой государства, даже не упоминается. Выделяя из всех рабочий класс, конституция лишала другие социальные слои их интересов.


  1. В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?

Создание правовых основ для существование семьи в новом обществе было необходимым, так как в дореволюционном периоде и начале советского периода институт семьи и записи церковных актов были ликвидированы. Необходимо было создавать новую модель семьи. И по мнению исследователей, необходимо было для решения задачи социального обеспечения. Т.е. нуждающийся супруг имел право на содержание от другого супруга, согласно ст. 107 Кодекса

Поэтому ввелись положения:

- юридическое значение имел только гражданский брак, заключенный в спец. гос. органах

-развод по согласию сторон/стороны

-заключение брака не порождало общности имущества

-усыновление/удочерение запрещалось (почему интересно, ведь бездомных детей было много)

А. приказы;

Б. органы сословного представительства;

В. органы наместников и волостелей.
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III:

А. гражданско-правовая;

Б. гражданско-правовая и судопроизводство;

В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам:

А. сильное влияние римского права;

Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;

В. многочисленность судебников.
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:

А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;

Б. Соборное Уложение 1649 г.;

В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I:

А. она получила международное признание;

Б. была ограничена Сенатом;

В. самодержавие было подменено самовластием.
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:

А. зарубежный фактор;

Б. Указ о престолонаследии 1722 г.;

В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.:

Б. три; (местных, общих, коммерческих (военных, духовных)

В. четыре.
8. Манифест от 17 октября 1905 г.:

А. учреждал Государственную думу;

Б. предоставлял политические права подданным;

В. вводил ограничения в избирательной системе.
9. В России после учреждения парламента:

А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный совет – верхней;

Б. Государственный совет являлся нижней палатой, а Государственная дума – верхней;

В. лишь Государственная дума составляла отечественный парламент.
10. В какой форме проходила февральская революция:

А. в форме политического переворота;

Б. в форме национальных столкновений;

В. в форме военного переворота.


  1. Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение:

Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа?

Расширить волю монарха и дать возможность проявить себя окружению, т.е. создавая конкуренцию в борьбе за власть (хотя он этого и добился, но уже не управлял социальным процессом)

Раскройте его основные положения.

Указ отменял передачу престола прямым потомкам по мужской линии и предусматривал наследника по воле монарха.

Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?

Дальнейшая борьба за престол и дворцовые перевороты и бюрократизм. Т.к. Петр не успел воспользоваться указом и оставить преемника.


  1. Смерд Иван купил косу. Однако его сосед заявил, что эта коса является его собственностью, и была у него украдена, в подтверждение этого сосед представил свидетелей. Как можно решить дело по Русской Правде?

Записью оформлялись договоры купли-продажи. Документ нельзя было оспорить. В данном случае оформление договора на незначительную сумму осуществлялось при помощи доски. Доска была доказательством, которое можно было оспорить. Договор предположительно заключился в устной форме. Вероятно, наиболее распространенной она была в сельской местности (коса в городе не нужна).

В случае устного оформления договора требовалось 4-5 свидетелей. Сколько представил истец свидетелей, на сколько они имеют вес в обществе. Но это было важным обстоятельством.

Учитывая, что Судебный процесс по Русской Правде был только состязательным. Это означает относительное равенство сторон в суде и их активность в сборе материалов по делу. Доказательствами по Русской Правде выступали: показания свидетелей (видоков и послухов), улики (поличное), присяга (рота), ордалии (испытания водой и железом). Послух, должен был защищать свои показания против ответчика в поединке. Его неявка на суд вела к проигрышу дела стороной, опиравшейся в доказательстве своей правоты на его показания. На практике существовали также судебные поединки.

Но, если истец заявляет о краже (своей, то должен доказать, что она его).

Ответчик (непонятно, у кого купил, у соседа или у другого лица) тоже должен предоставить доказательства.

Доказательством служило также собственное признание.

Остается нерешенная проблема, если одна сторона доказала о краже личного имущества, то хоть и конкретные виды смертной казни в законе не определялись. Но из летописи известно, что воров обычно вешали (этот вид смертной казни был традиционным для таких преступников, пришел на Русь из Византии. Одновременно с уплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб.
По делам о воровстве в качестве доказательства выступало "полишное", т.е. краденая вещь, найденная у лица, заподозренного в совершении кражи. Поличное обнаруживалось во время обыска, проводимого должностным лицом-приставом (здесь же присутствовал и истец). Судебный поединок ("поле"), а также присяга использовались тогда, когда иных, более веских доказательств не было. Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде. При его выдаче взимались судебные пошлины.


  1. Почему Новгородская и Псковская республики, в отличие от других русских земель, избежали дробления в период политической раздробленности?

Новгород заключил договор с Псковом (о военной помощи).

Бояре, как в Московской Руси, не превращались в чистых землевладельцев, которые развивали только свои владения


  1. Какая ответственность предусматривалась согласно Псковской судебной грамоте для судей, выносивших неправосудные решения? Соответствовали ли санкции характеру правонарушения?

  1. Плотник Кузьма нанялся на работу к боярину Всеславу на полтора года. В течение года он исправно выполнял свои обязанности, а затем решил уйти к другому боярину, предложившему Кузьме более выгодные условия. Узнав об этом, Всеслав отказался выплачивать Кузьме заработанные деньги, так как тот не отработал у него положенный срок. Более того, по мнению боярина, Кузьма должен был вернуть ему деньги за проживание и питание.

Согласно анализу ст. 39-41ПСГ, условия договора был: срок выполнения работы или объем работы. Принимая во внимание, что с плотниками заключался письменный договор (но мог и в устной форме). Претензия возникла со стороны нанимателя- спор решался в судебном порядке.

Если работник покидал раньше установленного срока, то получал плату только за проделанную работу. Деньги за проживание и питание не возвращал.

Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Андреев, Клоков, Симонова Дрофа

Реформы Ивана IV и Избранной рады существенно изменили русское государство и общество. Все они решили наиболее актуальные проблемы (как светские, так и церковные) того времени, и способствовали обновлению всей России.

Стр. 38. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Докажите, что старые удельные порядки тормозили развитие государства.

Объединенное вокруг Москвы Российское государство быстро развивалось экономически и политически. Но на их пути стояли устаревшие порядки, а также не соответствующее требованиям времени государственное и общественное устройства страны.

2. Какие задачи предстояло решить на новом этапе развития страны?

Для создания централизованного государства следовало было принять новые законы, реформировать судебную и налоговую системы, модернизировать аппарат управления, сформировать регулярное боеспособное войско.

Стр. 39. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какое преступление по новому Судебнику не только осуждалось, но и наказывалось?

Согласно положениям Судебника 1550 г. взяточничество теперь не просто осуждалось, а наказывалось.

2. Чем законодательство Ивана IV отличалось от правовых норм, принятых в конце XV в.?

Судебник 1550 г., на отличие от предыдущего, принятого в 1497 г., сделал русское право доступным и придал ему публичный характер. В свою очередь, это предотвращало существующие беззакония и злоупотребления.

Стр. 40. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему власть упразднила должности наместников и систему кормлений?

Иван Грозный упразднил должности наместников и систему кормлений для того, чтобы прекратить злоупотребления и нарушения закона на местах.

2. Кто избирал губных и земских старост? Какими делами ведали губные старосты? Каковы были функции земских старост?

Земских старост избирали посадские люди и черносошные крестьяне. Губных старост избирали дворяне, проживающие в уезде. Губные старосты ведали большей частью уголовных дел, которыми раньше занимались наместники. Земские старосты следили за тем, чтобы выполнялись государственные повинности, ведали сбором податей, занимались разрешением различных споров на местах, проводили мирские выборы.

Стр. 41. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Расскажите о функциях органов государственной власти при Иване IV.

Царь был главой Российского государства, самодержавным монархом, чья власть передавалась по наследству. Во время правления он опирался на Земский собор, который представлял интересы различных сословий русского общества, и на Боярскую думу, куда входили потомки наиболее знатных родов. Они выполняли совещательные функции. Царь мог прислушаться к ним, а мог проигнорировать и поступить по-своему. Также определенное влияние на царя имел глава Русской православной церкви – митрополит, который в свою очередь советовался с Освященным собором. Однако основная государственная работа возлагалась на приказы. Они являлись органами центральной исполнительной власти. Каждый приказ занимался определенной сферой деятельности. К примеру, Посольский приказ – внешней политикой России, Разбойный – борьбой с преступниками, Челобитный – прием жалоб от населения, Поместный – занимался наделением служилых людей землей и учётом их владений.

Стр. 42. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие приказы возглавили члены Избранной рады Иван Висковатый, и Алексей Адашев? Почему?

2. Докажите, что система приказов укрепила централизованное государство.

Благодаря системы приказов многие государственные вопросы начали решаться в центре, а не на местном уровне. Тем более, многие проблемы, которыми ранее занимались наместники, стали решаться именно в приказах. Кроме того, приказы напрямую подчинялись царю и были исполнителями исключительно его воли. Тем более их возглавляли только те члены Боярской думы, которым лично доверял царь, а не зависимо от степени их знатности.

Стр. 43. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Опишите оружие стрельцов. К какому разряду служилых людей они принадлежали?

Стр. 44. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие внутренние и внешние задачи выполняли стрельцы?

Поскольку стрельцы стали основой постоянного полевого войска, их внешней задачей стало участие в военных походах. А среди внутренних задач можно выделить полицейские функции, а также охрану царя и его резиденции.

2. Как военная реформа изменила положение дворян?

Военная реформа Ивана Грозного, в частности, принятие в 1556 г. Уложения о службе, установила единый порядок несения воинской повинности для землевладельцев. Теперь основу поместного войска составляли служилые люди – дворяне. Дворянская служба объявлялась пожизненной и передавалась по наследству. За свою службу дворяне получали земельное и денежное жалованье. Получавшие большой земельный надел обязаны были также содержать вооруженных слуг. По первому зову служилые люди были обязаны явиться на смотр или выступить в поход. Тем самым увеличивалась численность и боеспособность русского войска.

Стр. 45. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Для чего был созван Церковный собор? Какие вопросы на нём обсуждались?

2. Почему перемены в церкви были связаны с единством страны и укреплением верховной власти?

Внедрение единообразия в церковных службах и обрядах способствовало единению православной церкви. А поскольку в Российском государстве государство и церковь были неотделимы один от друга, то укрепление церковной власти прямо влияло на укрепление верховной власти царя.

Стр. 46. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Можно ли назвать реформы Ивана IV результативными? Свой ответ объясните.

Все реформы, проведенные Иваном IV и членами Избранной рады, принесли свой положительный результат. Благодаря им были упразднены остатки существовавшей ранее удельной системы, а Российское государство стало более централизованным.

2. Докажите, что в середине XVІ в. Россия развивалась как сословно-представительная монархия.

Российское государство середины XVI в. являлось сословно-представительной монархией потому, что среди органов государственной власти существовал Земский собор, в состав которого входили представители всех сословий (кроме крестьянства). Благодаря Земскому собору, дворяне, духовенство или посадские люди могли сообщить царю о своих проблемах и в случае необходимости – дать ему нужный совет.

Стр. 36. Вопросы и задания в конце параграфа

1. Прочитайте эпиграф:

1) О каких реформах говорится в тексте Стоглава? Почему Иван IV назван миротворцем?

В тексте Стоглава упоминается о реформе органов местного самоуправления, а также о необходимости реформ в православной церкви. Миротворцем Иван IV назван, потому, что на то время он не участвовал ни в одной крупной войне, не провел ни одного похода.

2) Можно ли называть царя самодержцем в период проведения реформ? Аргументируйте свой ответ.

Несмотря на то, что в период реформ были сильными позиции сословно-представительного органа Российского государства – Земского собора, царя всё равно можно с уверенностью назвать самодержцем. Это объясняется тем, что Земский собор никак не ограничивал власть монарха, а всего лишь советовал ему. Соответственно Иван Грозный не был обязан выполнять эти советы и прочие решения сословно-представительного органа.

Реформы Избранной рады
№ п/п Название реформы Год проведения реформы Суть реформы
1 Судебная 1550 Принятие нового свода законов – Судебника, который заменил Судебник 1497 г.
2 Местного управления 1556 Упразднение наместничества, кормлений и создание органов местного самоуправления: губных и земских изб.
3 Центрального управления 1550-е Формирование системы приказов в качестве органов центральной исполнительной власти.
4 Военная 1550 – 1556 Создание стрелецкого войска. Принятие Уложения о службе, которое установило единый порядок несения дворянами военной повинности.
5 Церковная 1551 Введение единства в обрядах и службах, повышения уровня дисциплины среди духовенства, возложение на духовенство обязанности создавать училища для просвещения населения, канонизация некоторых духовных деятелей.

Речь идет о короле Англии Генрихе VIII с династии Тюдоров, который правил в 1509 – 1547 гг. Он прославился, прежде всего, тем, что инициировал Реформацию в своем государстве, отказался подчиняться римскому папе и фактически создав новую христианскую церковь – англиканскую. Именно этим его реформы принципиально отличаются от реформ Ивана IV. Русский царь не отважился прямо подчинить себе церковь, разорвав при этом любые связи с другими центрами православиями (например, с Константинополем). Хотя влияние светской власти на церковь все же усилилось.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

1) принятие нового Судебника;

2) первые стрелецкие полки в Москве;

3) Стоглавый собор;

4) принятие Уложения о службе;

5) отмена кормлений

Стр. 47. Вопросы и задания к документу

1. Реформы какого правителя Иван Пересветов считал справедливыми?

Иван Пересветов приводил в качестве примера первого турецкого султана Магомета, который благодаря мудрым реформам сумел существенно укрепить государство и передать его своим потомках.

2. Какие идеи хотел донести до царя автор документа?

По всей видимости, автор документа хотел донести до царя мысль о том, что правитель должен быть справедливым и вершить суд над своими подданными исходя из существующих законов.

Стр. 47. Главный вопрос урока

Как изменилось государство и общество после реформ Ивана IV и Избранной рады?

Б. Государство и общество изменились коренным образом. Важнейшая особенность реформ Ивана IV и Избранной рады — в их широте: они затронули все стороны российской действительности, царь взялся за обновление и светской, и духовной жизни, привлекая к реформаторской деятельности разные сословия.

Глава І

Россия в XVI в.

Рис. 1. ГДЗ история России 7 класс Андреев, Данилевский Дрофа 2019-2020 Задание: §5-6 Реформы Избранной рады


Собственный князь, отстаивающий интересы населения городов.

В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования престола.

Упадок Киева из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

Появление новых экономических центров.

Оседание княжеской дружины на землю.

2. Соотнесите имена князей и прозвища.

4. Большое Гнездо

3. Запишите названия известных вам средневековых городов-республик:

________________________________________________________________________________

4. Дайте определения понятиям:

5. Соотнесите название сооружения и город, где оно было возведено.

А. Георгиевский собор

Б. Успенский собор

В. Церковь Иоанна Предтечи

Г. Золотые ворота из красного кирпича

6. Верховная власть во Владимиро-Суздальской земле принадлежала

1) вече 2) князю 3) посаднику 4) князю и боярам.

7. Князь не имел право вмешиваться в дела городской общины

1) Владимира-Волынского 2) Суздаля 3) Новогорода 4) Владимира на Клязьме

8. Первое летописное упоминание о Москве состоялось в

1) 1097 г. 2) 1185 г. 3) 1147 г. 4) 1157 г.

9. Верховная власть в Новгороде принадлежала

1) тысяцкому 2) посаднику 3) вече 4) владыке

10. Высшее должностное лицо Новгорода

1) тысяцкий 2) посадник 3) князь 4) владыка(архиепископ)

11. Вставьте правильные буквы в слова вместо пропусков:

Р_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ь (понятие)

П _ _ _ _ _ _ к (должностное лицо)

Я _ _ _ _ _ _ _ ь (город)

12. Перечислить основные категории населения в Новгороде:

____________________________________________________________________

13. Соотнесите имена князей и даты их правления:

А. Андрей Боголюбский

Б. Даниил Галицкий

В. Юрий Долгорукий

Г. Всеволод Большое Гнездо

14. Запишите события, которые произошли в:

1132 г. – _____________________________________________________________________

1157 г. – _____________________________________________________________________

1185 г. – _____________________________________________________________________

1212 г. – _____________________________________________________________________

15. Текст с ошибками. Прочитайте текст, найдите в нем 5 ошибок. Подчеркните и исправьте их.

В XI веке государство Русь распадается на ряд фактически зависимых государственных образований – земель, в большинстве из которых правили представители разросшегося рода Романовых. Несмотря на фактическую зависимость земель, у многих жителей продолжало существовать представление о раздробленности Руси.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

1.Выпишите в два столбика политические и экономические причины раздробленности.

Усобицы между князьями.

Нечеткий порядок наследования престола.

Укрепление власти удельных князей.

Военные столкновения князей за территорию.

Призыв кочевников в борьбе за власть.

Господство натурального хозяйства.

Появление новых торговых путей.

2. Соотнесите имена князей и прозвища.

4. Большое Гнездо

3. Запишите названия известных вам средневековых городов-республик:

_____________________________________________________________________________

4. Дайте определения понятиям:

5. Соотнесите название сооружения и город, где оно было возведено.

А. Церковь Святого Георгия

1. под Новгородом

Б. Дмитриевский собор

В. Церковь Покрова на Нерли

Г. Церковь Спаса на Нередице

4. под Владимиром

6. Верховная власть в Новгородской земле принадлежала

1) вече 2) князю 3) посаднику 4) князю и боярам.

7. Князь не имел право вмешиваться в дела городской общины

1) Владимира на Клязьме 2) Новогорода 3) Смоленска 4) Киева

1) 1097 г. 2) 1185 г. 3) 1147 г. 4) 1157 г.

9. Символом народовластия Новгорода являлся(лось)

1) вечевой колокол 2) народное собрание 3) городской совет 4) летописание

10. Должностное лицо Новгорода, возглавлявшее городское ополчение

1) тысяцкий 2) посадник 3) князь 4) владыка(архиепископ)

11. Вставьте правильные буквы в слова вместо пропусков:

Л _ _ _ _ _ _ _ _ _ е (понятие)

В _ _ _ _ _ а (должностное лицо)

В _ _ _ _ _ _ р (город)

12. Перечислить занятия людей Владимиро-Суздальского княжества:

________________________________________________________________________

13. Соотнесите имена князей и даты их правления:

А. Всеволод Большое Гнездо

Б. Юрий Долгорукий

В. Андрей Боголюбский

Г. Даниил Галицкий

14. Запишите события, которые произошли в:

1132 г. – _____________________________________________________________________

1147 г. – _____________________________________________________________________

1174 г. – _____________________________________________________________________

1212 г. –______________________________________________________________________

15. Текст с ошибками. Прочитайте текст, найдите в нем 5 ошибок. Подчеркните и исправьте их.

Новгород ничем не отличался от остальных земель Руси. Здесь сложилась такая же форма политического строя. Высшим органом власти постепенно становилось городское собрание – народное ополчение, которое могло приглашать князей на новгородский престол и подчинялось их власти и не могло самостоятельно избирать важнейших должностных лиц.

2.А - 4, Б – 3, В – 1, Г – 2, Д - 5

2. А – 3, Б – 4, В – 5, Г – 2, Д - 1

3. Новгород, Псков, Генуя, Венеция, Пиза, Флоренция, Милан, Любек, Гамбург, Бремен, Аугсбург, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.

4. Вече - городское (народное) собрание с верховной властью.

Артель – объединение людей (купцов) для совместной работы.

Эксплуатация – присвоение результатов труда населения вотчин

4. Удел – владение младших членов княжеского рода.

Республика – форма государственного правления, при которой государственная власть принадлежит выборным лицам.

5. А – 2, Б – 3, В – 1, Г – 4.

5. А – 2, Б – 3, В – 4, Г – 1.

12. ремесленники, купцы, бояре

12. земледелие, скотоводство, рыболовство, бортничество, ремесло, бобровый промысел

13. А -2, Б – 4, В – 1, Г -3.

13. А – 3, Б – 4, В – 2, Г -1.

14. 1132 – начало раздробленности на Руси

1157 г.- смерть Юрия Долгорукого

1212 г. – начало правления Юрия Всеволодовича (смерть Всеволода Большое Гнездо)

14.1132 – начало раздробленности на Руси

1147 г.- первое летописное упоминание о Москве

1174 г. – убийство Андрея Боголюбского братьями Кучковичами.

1212 г. – начало правления Юрия Всеволодовича (смерть Всеволода Большое Гнездо)

15. Ошибки: В XII веке государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований – земель, в большинстве из которых правили представители разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую самостоятельность земель, у многих жителей продолжало существовать представление о единстве Руси.

15. Ошибки: Новгород во многом отличался от остальных земель Руси. Здесь сложилась особая форма политического строя. Высшим органом власти постепенно становилось городское собрание – вече, которое могло приглашать князей на новгородский престол и лишать их власти и избирало важнейших должностных лиц.

Читайте также: