Какая международная конвенция регулирует преступления совершаемые на борту воздушных судов

Обновлено: 30.06.2024


Современное национальное законодательство, регулирующее вопросы противодействия преступлениям на воздушном транспорте, как правило, сформулировано с учетом заключенных в 1970 – 1980-е г.г. под эгидой ИКАО конвенций по авиационной безопасности. Данные конвенции закрепляют следующие составы противоправных деяний:

Нормы внутренних законов не всегда соответствуют текстам международных договоров, и законодательство разных государств далеко от единообразия. Состояние национального законодательства отражает уровень имплементации международных договоров, то есть, демонстрирует их реальное признание государствами.

Австралийский союз

Уголовное законодательство Австралийского союза (Австралия) состоит из Уголовного кодекса 1995 г. [5] (УК Австралии), а также, согласно п. 1.1 ст. 1 гл. 1 УК Австралии, иных Законов, принятых Парламентом Австралии.

В Законе о преступлениях криминализирован незаконный захват воздушного судна (“hijacking”). Под ним понимается захват или осуществление контроля над воздушным судном в полете лицом, находящимся на борту, путем насилия, или угрозы применения насилия, или любой другой формы запугивания (ч. 1 раздел 2 п. 9). Данное определение идентично предусмотренному в Гаагской конвенции 1970 г.

Кроме того, в соответствии с п.п. “а” и “b” ст. 1 Токийской конвенции 1963 г. в Законе о преступлениях закреплены составы преступлений, совершаемых на борту воздушного судна (раздел 2 ч. 2), а также преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, влияющих на воздушное судно или безопасность воздушного судна (раздел 3 ч. 2), к которым относятся следующие деяния:
• получение или осуществление контроля над воздушным судном;
• намеренное разрушение воздушного судна;
• разрушение воздушного судна с намерением причинения кому-либо смерти либо небрежное отношение к созданию деянием угрозы чьей-либо жизни;
• совершение каких-либо действий, влияющих на безопасность воздушного судна с целью создания угрозы безопасности данного воздушного судна, а также с целью причинения смерти или небрежным отношением к созданию угрозы чьей-либо жизни;
• нападение, высказывание угрозы применения насилия или запугивание члена экипажа воздушного судна;
• такие нападение, угрозы применения насилия или запугивание члена экипажа воздушного судна, которые приводят к вмешательству в выполнение им своих функций, связанных с управлением воздушного судна;
• совершение любого деяния на борту воздушного судна, могущего поставить под угрозу его безопасность;
• перевозка или помещение опасных предметов на борт воздушного судна или передача опасных предметов кому-либо с целью помещения на борт воздушного судна, или пронос опасных предметов на борт воздушного судна;
• высказывание угроз разрушения, повреждения или воздействия на безопасность воздушного судна, или причинения смерти кому-либо на борту;
• высказывание ложных утверждений относительно получения контроля над воздушным судном, или его разрушения, или убийства находящихся на его борту лиц.

Также в разделах 4–5 ч. 2 Закона о преступлениях криминализированы деяния, указанные в ст. 1 Монреальской конвенции 1971 г. и ст. II Монреальского протокола 1988 г.

Законодательство Австралии в сфере противодействия преступлениям на воздушном транспорте можно назвать образцово-показательным в том смысле, что положения международных конвенций закреплены в нем наиболее полно и точно.

Канада

Уголовное законодательство Канады представлено Уголовным кодексом 1985 г. [7] (УК Канады), а также иными Законами, принятыми Парламентом (п. 2 ст. 6 ч. 1 УК Канады).

Соединенные Штаты Америки

Федеративная Республика Германия

Основным источником уголовного права Федеративной Республики Германия (ФРГ) является Уголовный кодекс 1998 г. [10] (УК ФРГ). Кроме этого, отдельные нормы уголовного права ФРГ содержатся в иных законах, в частности – Законе о реорганизации работы по обеспечению авиационной безопасности 2005 г. [11].

К преступлениям на воздушном транспорте УК ФРГ, в частности, относит:
• опасное вмешательство в деятельность воздушного транспорта, под которым понимается разрушение, повреждение или уничтожение воздушного судна или его оборудования, создание препятствий, подача ложных знаков и сигналов и другие аналогичные акты (ст. 315);
• создание опасности для воздушного транспорта, под которым понимается управление воздушным судном в состоянии алкогольного, наркотического и другого опьянения, а также при наличии физических или психических нарушений, исключающих способность безопасного управления воздушным судном, а также нарушение правил безопасности, могущее повлечь серьезные последствия, лицом, ответственным за соблюдение таких правил (ст. 315с);
• нападение на воздушный транспорт, под которым понимается применение насилия или воздействие на принимаемые решения, или осуществление других действий для получения контроля или воздействия на управление воздушным судном, используемым в гражданской авиации и находящимся в полете, а также использование огнестрельного оружия или взрывчатых веществ для повреждения или разрушения такого воздушного судна или имущества, находящегося на его борту (ст. 316с).

В Законе о реорганизации работы по обеспечению авиационной безопасности 2005 г. предусмотрен такой состав, как пронос на борт воздушного судна предметов, запрещенных данным Законом, в том числе, оружие, взрывчатые вещества, огнеопасные жидкости.

Объединенные Арабские Эмираты

Уголовное законодательство ОАЭ состоит из Уголовного кодекса ОАЭ 1987 г. [12] (УК ОАЭ), а также иных федеральных законов (ст. 1 УК ОАЭ).

Южно-Африканская Республика

В Южно-Африканской Республике (ЮАР) отсутствует единый Уголовный кодекс, уголовное законодательство данного государства представлено отдельными законами, содержащими уголовно-правовые нормы. Вопросам противодействия неправомерным деяниям на воздушном транспорте посвящены Закон о гражданской авиации 2009 г. [13], а также Закон о защите конституционной демократии от террористической и связанной с ней деятельности 2004 г. [14].

В ст. 137 Закона о гражданской авиации 2009 г. закреплены составы следующих неправомерных деяний:
• курение на борту воздушного судна, если это запрещено;
• использование электронного устройства, в момент, когда пользование такими устройствами запрещено;
• отказ от выполнения законного требования командира воздушного судна или членом экипажа от имени командира воздушного судна, имеющего целью обеспечение безопасности воздушного судна или любого лица или имущества на борту либо в целях поддержания порядка и дисциплины на борту.

Таким образом, Закон о гражданской авиации 2009 г. во многом совпадает с положениями международных конвенций по авиационной безопасности. Можно указать лишь на одно существенное отличие – в отношении актов, связанных с захватом воздушного судна и применением насилия на борту воздушного судна, отсутствует требование нахождения воздушного судна в полете.

В Законе о защите конституционной демократии от террористической и связанной с ней деятельности 2004 г. сформулирован состав преступления незаконного захвата воздушного судна, под которым, согласно ст. 9 указанного Закона, понимается намеренный, с применением насилия, или соответствующих угроз, или любой другой формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля в целях (а) насильственного удержания любого лица на борту или (b) его перемещения в какое-либо место, отличное от следующего запланированного места посадки воздушного судна; (с) насильственного удержания лица на борту с целью получения выкупа; (d) отклонения воздушного судна от плана полета.

Следует отметить, что здесь также отсутствует требование, предусмотренное Гаагской конвенцией 1970 г., о нахождении воздушного судна в полете в момент совершения деяния.

Китайская Народная Республика

Уголовно-правовые нормы КНР закреплены в Уголовном кодексе КНР 1979 г. [15] (УК КНР).

В Особенной части УК КНР закреплены следующие составы:
• опасная диверсия в отношении воздушного судна или аэропорта, угрожающая его опрокидыванием или разрушением, не повлекшая серьезных последствий (ст. 116–117);
• диверсия в отношении любого средства транспорта, повлекшая серьезные последствия (ст. 119);
• захват воздушного судна с применением насилия, принуждения или любых других средств (ст. 121);
• применение насилия в отношении любого лица на борту воздушного судна, если это угрожает безопасности воздушного судна (ст. 123);
• нарушение членом экипажа воздушного судна правил и регламентов, если, приведшему к авиационному происшествию, если это привело к серьезным последствиям (ст. 131);
• нарушение правил движения и деятельности транспорта, следствием чего стало происшествие, если это привело к причинению телесных повреждений или смерти одного или более человек либо существенного материального ущерба общественной или частной собственности (ст. 133).

Кроме этого, в ст. 9 УК КНР предусмотрено, что юрисдикция КНР распространяется также на преступления, закрепленные в международных договорах, в которых участвует КНР, в объеме, предусмотренном данными международными договорами.

Республика Корея

Уголовное законодательство Республики Корея (Корея) состоит из Уголовного кодекса 1998 г. [16] (УК РК). Кроме этого, отдельные составы преступлений сформулированы в иных законах (ст. 8 УК РК), в частности составы преступлений на воздушном транспорте закреплены в Законе об авиационной безопасности и безопасности полетов 2009 г. [16].

Детально составы правонарушений именно на воздушном транспорте закреплены в Законе об авиационной безопасности и безопасности полетов 2009 г. [17]

В ст. 3 Закона об авиационной безопасности и безопасности полетов 2009 г. указано, что в случаях, не предусмотренных данным Законом, в целях обеспечения авиационной безопасности следует руководствоваться положениями Токийской, Гаагской и Монреальской Конвенций.

Кроме этого, в указанном Законе запрещено совершение следующих деяний на борту воздушного судна (ст. 23):
• нарушение порядка на борту, в частности, брань и громкое пение;
• курение (кроме курения в специально отведенных местах);
• причинение вреда пассажирам после употребления алкогольных напитков или наркотических веществ;
• сексуальные домогательства;
• использование электронных устройств в момент, когда это запрещено;
• попытка проникновения в кабину пилотов без разрешения командира воздушного судна.

Очевидно, что закрепление составов данных правонарушений является имплементацией положений Токийской конвенции 1963 г. в законодательство Кореи, при этом, однако, в рассматриваемом Законе отсутствует уточнение, что воздушное судно должно находиться в полете в момент совершения преступления. Данное уточнение присутствовало в Законе ранее, однако было исключено в 2008 г. после серии инцидентов, связанных с нарушением пассажирами порядка на борту воздушного судна после окончания посадки, но до закрытия внешних дверей воздушного судна. Поскольку при таких обстоятельствах воздушное судно не считалось находящимся в полете, в отношении лиц, виновных в совершении указанных правонарушений, были применены общие правила, предусмотренные в УК РК, которые не учитывают специфику воздушного транспорта и являются более мягкими по сравнению с предусмотренными в Законе об авиационной безопасности и безопасности полетов 2009 г.

Федеративная Республика Бразилия

Уголовное право Федеративной Республики Бразилия (Бразилия) представлено в основном Уголовным кодексом 1940 г. [18] (УК Бразилии). Помимо УК Бразилии, составы преступлений закреплены в отдельных законах, в частности, составы преступлений на воздушном транспорте – в Законе о национальной безопасности 1983 г. [19].

УК Бразилии предусматривает следующие виды преступлений на воздушном транспорте:
• создание опасности для воздушного судна или совершение любого акта, имеющего целью воспрепятствование деятельности воздушного транспорта (ст. 261);
• нападение на воздушный транспорт (ч. 1 ст. 261);
• метание снаряда в воздушное судно, находящееся в движении (ст. 264).

Закон о национальной безопасности 1983 г. предусматривает также такие преступления, как:
• саботаж в отношении любых средств коммуникации, транспорта, аэропорта (ст. 15);
• незаконный захват или осуществление контроля за воздушным судном (ст. 19).

Кроме этого, согласно ст. 7 УК Бразилии данное государство может установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, предусмотренных международными договорами или конвенциями, в которых участвует Бразилия.

Таким образом, в целом государства так или иначе закрепили в законодательстве составы, предусмотренные Гаагской и Монреальской конвенциями, как посредством инкорпорации (Австралия, ЮАР), так и посредством отсылки (КНР, Корея, Бразилия).

В связи с этим выражаем надежду, что государства будут активнее присоединяться к принятым под эгидой ИКАО международным договорам.

Литература

1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.) [Текст] // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. 44. – М.: Междунар. отношения, 1990. – С. 218–225.

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) [Текст] // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. 27. – М.: Междунар. отношения, 1974. – С. 292–296.

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.) [Текст] // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. 29. – М.: Междунар. отношения, 1975. – С. 90–95.

4. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль, 24 февраля 1988 г.) [Текст] // Действующее международное право: в 2 т. / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – Т. 2. – М.: Междунар. отношения, 2007. – С. 431–435.

Читайте также: