Сколько немцы потопили судов за войну

Обновлено: 04.05.2024

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.

Карл Дениц

Карл Денасуиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Строительство

Кригсмарине флаг

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

Требования

Кригсмарине субмарины

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Кригсмарине субмарины

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других судов, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Уничтожение Ройял Оук

Победа над Арк Ройял

Кригсмарине субмарины

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Отто Кречмер

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Кригсмарине субмарины

Победы

Конвой фюрера

конвой фюрера

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.


За годы Второй мировой подводные лодки потопили тысячи неприятельских судов. Какие субмарины наиболее отличились в истреблении торгового тоннажа своих противников — сейчас расскажем. И начнём с союзников.

За годы Второй мировой подводные лодки потопили тысячи неприятельских судов. Какие субмарины наиболее отличились в истреблении торгового тоннажа своих противников — сейчас расскажем. И начнём с союзников.

Советский Союз

Подлодка С-13. Художник Владимир Емышев

За месяц до начала войны С-13 перевели на Балтику для прохождения ходовых испытаний. А 14 августа 1941-го она вступила в строй Краснознамённого Балтийского флота.

Александр Маринеско

Весной 1943 года на подлодке сменился командир. 19 апреля им стал капитан 3-го ранга Александр Маринеско.

Это был последний успех лодки, который вывел её на вершину лидерства: пять потопленных судов на 44 138 брт и одно поврежденное на 563 брт.

Великобритания

Его Величества корабль Апхолдер

Всего подлодка потопила: десять судов на 84 000 брт, две субмарины, тральщик и эсминец. Повредила пять судов на 30 000 брт и лёгкий крейсер.

Американские подводные лодки прославились истреблением японских судов на Тихом океане. Подводники США заявляли о потоплении аж 4000 японских судов общим тоннажем в 10 млн. брт. Однако после войны Объединённый комитет армии и флота США по учёту потерь снизил успехи подплава до 1314 судов тоннажем 5.3 миллиона брт. ( в разных источниках можно встретить другие данные. — Прим. автора).

Любопытно, что янки оценивали успешность своих субмарин не по тоннажу потопленных кораблей и судов, а по количеству целей.

Поэтому в подплаве ВМС США лучшими стали две подлодки.

Тотог

Флэшер

Обе субмарины сумели уцелеть во время боевых действий. Они были списаны уже после окончания войны.

Норвегия

Для норвежских подводников падение их страны вовсе не означало конец войны. Они продолжили боевые действия в составе британского Королевского флота, когда англичане передали их экипажам несколько своих подлодок.

Эта лодка класса U совершила 14 походов в Северное и Норвежское море в 1943-44 годах. За время походов потопила три судна почти на 7000 брт и немецкую подлодку U 974. Кроме этого, подлодке удалось повредить три судна на 12 500 брт.

Этих успехов она достигла под командованием лейтенанта Сигурда Вальватне — лучшего норвежского подводника Второй мировой.

Ула в 1951 году

Польша

Подлодка относилась к классу U. Она вступила в строй 28 января 1941 года, и в этот же день над ней был поднят польский флаг.

Сокол в районе острова Мальта, предположительно, в 1943 году

Нидерланды

Подлодки Королевского голландского флота приняли активное участие в войне. Они добились неплохих успехов, действуя в Юго-Восточной Азии.

O-16

Лучшей голландской субмариной принято считать О-16 лейтенанта тер зее 1-го класса Антони Якобуса Буссемакера.

Лодка вступила в строй флота 26 октября 1936 года. Её боевая карьера была короткой, но яркой.

12 декабря 1941 года О-16 успешно атаковала японские транспорты у побережья Малайского полуострова. Торпеды лодки отправили на дно три судна общим тоннажем 27 000 брт.

А спустя три дня после этой атаки субмарина погибла на минах у острова Тиоман.

Греция

Однотипная Протеусу подлодка Главкос

29 декабря 1940 года она атаковала итальянский конвой в южной Адриатике. Её торпеды отправили на дно крупный транспорт тоннажем в 11 452 брт. Однако сразу после этого подлодка погибла — её протаранил и потопил итальянский миноносец.

Корабль-солнце







Немецкая открытка из собрания П. Каменченко

Но всякий тоталитарный строй остро нуждается в демонстрации своих достижений. Никто не должен сомневаться в том, что жить становится все лучше и веселее. Именно для этого проводятся грандиозные демонстрации воодушевленных трудящихся, открываются выставки достижений, проводятся фестивали, лучшие в истории спортивные олимпиады и спускаются на воду корабли-гиганты.





Изображение из собрания П. Каменченко

По задумке Роберта Лея гигантский и суперкомфортабельный круизный лайнер должен был стать важнейшим символом достижений Третьего рейха. С его спуском на воду любой немецкий рабочий мог рассчитывать на получение профсоюзной путевки на океанский круиз за весьма небольшую сумму денег. Недельное путешествие к берегам Италии стоило 150 рейхсмарок при средней заработной плате обычного немца в 180-200 марок. В других странах Европы подобный отдых могли позволить себе только представители зажиточных слоев населения и знати, что должно было наглядно продемонстрировать заботу немецкого государства о простом труженике и преимущество системы.



Изображение из собрания П. Каменченко

При этом ни о какой малобюджетности речь не шла и близко. Все было сделано на высшем уровне. На корабле не было разделения кают на классы, что должно было подчеркнуть всеобщее равенство. Все каюты были одинаково комфортабельные. Удобная деревянная мебель, тиковая палуба для прогулок 160 метров в длину, бассейн, кинотеатр, библиотека, тренажерные залы, игровые площадки для занятий спортом и площадки для детей, кружки по интересам. Вместе с рабочими в тех же условиях могли отдыхать известные немецкие артисты и спортсмены.

Как назовешь корабль, так он и поплывет

В результате свое имя новый лайнер получил в честь нацистского новомученика Вильгельма Густлоффа, убитого в Давосе (Швейцария) в феврале 1936 года еврейским студентом Давидом Франкфуртером.

Густлофф, финансист по образованию, был руководителем НСДАП в Швейцарии и яростным антисемитом. Считается, что именно через него, благодаря его связям среди банкиров, финансировалась деятельность отделений нацистской партии за рубежом.





Немецкая открытка из собрания П. Каменченко

Лайнер был рассчитан на 1463 пассажира. Экипаж, по штатному расписанию, состоял из 415 человек.

Под защитой Красного Креста




Изображение из собрания П. Каменченко

Теперь он был выкрашен в камуфляжный цвет, а на его палубах появились зенитные орудия. С этого момента корабль потерял статус госпитального судна и соответствующую защиту международного морского права.




Немецкая открытка из собрания П. Каменченко

Проект 21



1945 год. Немецкие беженцы в Восточной Пруссии

Изображение из собрания П. Каменченко

Результатом пропаганды стал рост числа добровольцев в Volkssturm (народное ополчение), а также паника среди немецкого населения Восточной Пруссии. Сотни тысяч людей покинули свои дома и, захватив все, что смогли унести, двинулись на запад, а после того как Восточная Пруссия оказалась отрезана от остальной Германии, направились к балтийскому побережью в надежде эвакуироваться морем.

Эвакуация проходила в условиях абсолютного господства советской авиации в воздухе, а вот на море… По неизвестной причине Балтийский флот решил в дело не вмешиваться, ограничившись лишь действием нескольких подводных лодок.

Изображение из собрания П. Каменченко

По современным оценкам на борту могло находиться более 10 тысяч пассажиров и 173 члена экипажа.

Последний поход корабля-солнца

Ситуацию усложнило то, что руководили переходом сразу четыре капитана. Формально главным считался Фридрих Петерсен (Friedrich Petersen), призванный из отставки. Кроме него на мостике находились два осторожных капитана торгового флота и самоуверенный командир дивизиона подводников Вильгельм Цан. Все решения принимались после жестких споров и резких пререканий.


На фото: немецкая подводные лодки во Второй мировой войне (Фото: Scherl/ Global Look Press)


Вот уже несколько лет продолжается очистка российского сектора Арктики от мусора, которого накопилось за целый век активного освоения полярных районов тысячи тонн. И в первую очередь, конечно же, замусоренную территорию освобождают от огромного количества пустых бочек из-под дизельного топлива и солярки.


Недавно очередной этап этой перманентно текущей операции преподнес небольшой сюрприз. В очередной раз прибывшими на остров Котельный, который расположен в море Лаптевых, бойцами экологического взвода Северного флота была найдена пустая бочка из-под топлива времен Третьего рейха. При ближайшем рассмотрении на торце двухсотлитровой емкости можно было увидеть четкую штампованную надпись, говорившую о дате ее изготовления, — 1944 год.

Хорошо сохранившуюся бочку решено передать в Военно-морской музей Северного флота, где она займет свое место в качестве экспоната времен Великой Отечественной войны. Однако музейщики и историки сразу же стали гадать — каким образом раритет из прошлого оказался на острове Котельный. По одному из предположений, использованная бочка, возможно, была выброшена за ненадобностью экипажем фашисткой подлодки. По другой версии ее могли оставить там советские полярники.

Но как немецкая субмарина могла оказаться так далеко от своей базы и что она там делала? Ведь от острова Котельный, который находится на меридиане Якутии, до линии фронта в 1944 году было более 5000 (!) километров. А Красная армия громила врага в Восточной Европе.


Сейчас уже многое известно о рейдах подводных лодок кригсмарине в наши северные моря, которые стали братской могилой для сотен наших моряков. Немецкие подлодки из-за преступной халатности советских капитанов потопили здесь в первые годы войны множество гражданских судов. Командование Северного флота многократно, но тщетно предупреждало руководство Главсевморпути о том, что северные моря буквально нашпигованы вражескими подводными лодками. Что советские летчики неоднократно замечали немецкие субмарины то тут, то там, что нужно непременно соблюдать режим радиомолчания или зашифровывать переговоры, чтобы не попасть под их удар. Однако главсевморпутейцы и капитаны судов просто отмахивались от таких советов. В нарушение инструкций моряки на свою беду открытым текстом сообщали в эфире о том, куда идут на этот раз, называли даты, курс судна и свои координаты. Результаты, как известно, были трагическими.


Для снабжения своих подлодок немцы построили на северном побережье и арктических островах несколько баз снабжения и стоянок для субмарин. Большинство из этих убежищ были обнаружены уже после войны. Но работа по обнаружению таких баз ведется до настоящего времени. Так, в этом году будет организована совместная исследовательская экспедиция на Землю Франца-Иосифа, в которой примут участие военные из Министерства обороны и ученые из Русского географического общества. Члены экспедиции намерены изучить те самые базы с остатками сохранившейся техники, оружия, предметов обихода, вещей и так далее. Также продолжается совместная работа по изучению мест на острове Средний (Северная Земля), мысе Шмидта, острове Врангеля, Новой Земле, Новосибирских островах.


Между прочим, остров Котельный — самый большой из Новосибирских островов. И находится он между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Кстати, на берегу моря Лаптевых в районе залива Неелова местные жители нашли в 1963 году разложившийся труп немецкого моряка. Возможно, он пролежал на берегу одной из неизвестных немецких баз лет 20 и хорошо сохранился в арктическом холоде. А может, был похоронен недалеко от берега. Потом волны могли смыть его в море и принести на побережье залива Неелова. Точно сказать нельзя. А через пять лет там же, близ поселка Тикси, морскими волнами на берег была выброшена неполная бочка керосина, на которой четко проступала маркировка кригсмарине. Ее тоже могло унести течением или волнами с берега заброшенной немцами базы.


Сегодня исследователи и историки хорошо знают, где располагались те самые базы или метеостанции фашистов. На Земле Александры, например, была и метеостанция, и спрятанная в прибрежной пещере база подводных лодок. Говорят, что места базирования были в устьях Енисея и других сибирских рек, в Обской губе, на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и многих других островах и побережье Белого, Баренцева, Карского морей. И некоторые базы или признаки их существования находят до сих пор, как нашли ту самую бочку 1944 года. Однако о том, чтобы они находились в море Лаптевых или еще дальше на востоке, известно мало. Но кое-что все-таки известно.


Да что там говорить, если в настоящее время уже хорошо известно, что на протяжении всей войны подводные лодки немцев неоднократно проходили по Северному морскому пути. Последняя из них, например, U-234, отплыла 16 апреля 1945 года из Норвегии и направлялась через Севморпуть в Тихий океан. На ее борту немцы пытались эвакуировать в Японию контейнеры с оксидом урана — все, что осталось от ядерной бомбы, которую фашисты так и не успели довести до ума и испытать. Новость о капитуляции Германии и приказ гросс-адмирала Дёница о возвращении в порт приписки или сдаче союзникам застала капитана подлодки в пути 10 мая. Что он и сделал, сдавшись 14 мая американцам. Узнав о том, что немцы намерены сдаться, высокопоставленные японские офицеры, находившиеся на борту подлодки, покончили с собой, приняв большую дозу снотворного.


Возможно, рано или поздно Север откроет нам все свои тайны. Но, скорей всего, секретные базы фашистов в Арктике так тщательно спрятаны и замаскированы от любопытных глаз, что ждать открытий придется еще очень и очень долго.

Читайте также: