Особенности заключения договора аренды лесного участка примеры из судебной практики

Обновлено: 19.05.2024

Потенциально доступные рентабельные участки леса для аренды становятся все большей редкостью и имеются всего на 20% земельных угодий Российской Федерации. Аренда лесного участка для заготовки древесины становится проблемой. Причина – фактическая разница между прогнозируемым и реальным запасом материалов лесоустройства, которая может достигать 50 % . Полученные участки зачастую состоят из молодых насаждений, болот, не восстановившихся от предыдущей вырубки пустырей. В результате чего лесопользователи не получают значительной доли тех доходов, которые планировали.

Кто участвует в аукционе

Можно ли и как взять в аренду лесной участок без участия в аукционе (ст.39.6 Земельного Кодекса РФ)? Таким правом обладает льготная категория граждан:

  • многодетные семьи, кому необходим земельный участок для покоса сена и выпаса собственного домашнего скота,
  • ветераны труда,
  • другие.

Для всех остальных процедура оформления определена ст.73.1 Лесного Кодекса РФ (далее ЛК РФ): первый этап – победа в конкурсных торгах, затем оформление сделки.

Аукцмон по аренде леса

Этапы оформления аренды лесного участка

Рассмотрим порядок действий для получения участка в аренду:

  1. Выбор желаемого участка. Лесной участок – это земельный надел, принадлежащий государственному природоохранному фонду (ст.ст.7,8 ЛК РФ).
  2. Определение подведомственности объекта. Для этого подается заявка в учреждение ЕГРН.
  3. Подача заявления в соответствующую государственную администрацию.
  4. Представление пакета документов для участия в конкурсных торгах.
  5. За пять дней до начала аукциона кандидат получает уведомление о времени и месте проведения.
  6. После внесения аукционного задатка участник прикладывает к заявке чек. Непоступление задатка является отказом в участии.
  7. В назначенное время будущий арендатор участвует в проведении конкурса.

Протокол, пакет документов, которые сдавались для участия в конкурсе ранее, заявление на разрешение аренды желаемого участка необходимо подать в отдел по земле соответствующей администрации.

Арендодателем всегда будет выступать то учреждение, в ведомстве которого находится избранный надел. Если это федеральный орган, то стороной соглашения будет непосредственно Российская Федерация.
Протокол аукциона является основанием для заключения соглашения.

Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующую информацию:

  • данные налогового учета,
  • документы, подтверждающие право собственности построенных объектов на лесном участке (если такие имеются).

Образец заявления о предоставлении права аренды лесного участка можно скачать здесь.

После рассмотрения соответствия документов требованиям правовых норм, арендатора приглашают на оформление договора.

Оформление договора на аренду леса

Необходимые документы для оформления договора

В Минюст России на регистрацию поступил нормативный документ Минприроды России от 20.12.2017 №693 Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков (вместо утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 №1003). Согласно приказу соглашения аренды для любых видов использования лесных хозяйств теперь будет утверждать Минприроды России.

Арендаторы лесных участков должны представить следующие документы:

  • заявление,
  • идентифицирующий личность документ (для физ. лиц и ИП),
  • свидетельство о регистрации юридического лица,
  • документы, подтверждающие целевое использование земельного лесного надела (например, бизнес-план).

В заявлении обязательно указываются идентифицирующие данные заявителя, если организация – юридические реквизиты, место регистрации, контактные сведения, банковские реквизиты для совершения расчетов.

Также в заявлении сразу описывается местонахождение объекта, кадастровый номер и его целевое назначение. Максимальный срок рассмотрения – 30 дней.

Как взять лес в аренду под вырубку

В случае, если вырубка леса происходит как реализация инвестиционного проекта, являющегося ключевым по значимости для государства, договор заключается сразу.

При аренде земель лесного хозяйства, предполагается вывоз части зеленых насаждений. В такой сделке заключаются два договора:

  • один на вырубку деревьев,
  • второй – на вывоз.

Цели использования леса в таком случае не имеют значения.

Особенности аренды по заготовке древесины

Не проводятся конкурсные торги, если цель аренды – заготовка древесины. Согласно лесосечным картам, с обладателями которых договоры аренды заключаются в первую очередь, работы проводятся по вырубке прогнивших, засохших деревьев. По окончанию работ составляется акт осмотра территории.

Составление договора аренды леса

Договор аренды участка лесного фонда, его особенности

Основные положения:

  1. Полное и четкое определение сторон сделки с идентифицирующей информацией.
  2. Предмет договора – передача во временную эксплуатацию земельного участка, находящегося на учете в лесном фонде региона РФ.
  3. Детальное описание объекта соглашения – какова его площадь, особенности, наличие строений, коммуникации, прочее.
  4. Длительность аренды.
  5. Сумма регулярного платежа (ч.5 ст.73 ЛК РФ) – рассчитывается по методике расчета арендной платы лесных угодий, утвержденной Постановлением Правительства РФ 01.02.2016 №53.
  6. Права, обязанности контрагентов, включая третьих лиц, если предусмотрена переуступка аренды участка лесной зоны: например, письменное уведомление арендодателя. Возможность передачи арендатором участка третьему лицу возникает при заключении договора сроком на пять лет (ч.9 ст.22 Земельного Кодекса России).
  7. Внесение изменений регулируется ст. 74.1 ЛК РФ: договорные обязательства не подлежат изменению или отмене в том случае, если были заключены в результате торгов.
  8. Исключения: изменение целевого назначения либо изменение основных предписаний его ведения. Например, арендатором производилась вырубка деревьев, возраст которых не оговорен в контракте. Также изменения вносятся при форс мажоре.
  9. Для внесения правок подается исковое заявление. Решение суда основываться на изменении качественных и количественных характеристиках арендованных лесонасаждениях. По этим причинам может осуществляться и расторжение правоотношений аренды лесного хозяйства.
  10. Ответственность сторон.
  11. Решение споров, судебная инстанция для их решения.
  12. Причины досрочного расторжения правоотношений, с детальным описанием возможных нарушений.

Приведем примеры:

  • нарушение регламента защиты участка от вредоносного воздействия микроорганизмов (ч.5 ст.60.1 ЛК РФ),
  • нарушение противопожарной дисциплины (ч.8 ст.51 ЛК РФ),
  • загрязнение отходами лесного участка (ч.5 ст.60.12 ЛК РФ),
  • отказ от восстановления эксплуатируемой природной зоны (ч.4 ст.61 ЛК РФ),
  • несвоевременного внесения оплаты по договору (ст.619 ГК РФ) и прочее.
  1. Реквизиты и подписи сторон.

Образец типового договора о праве аренды лесного участка можно скачать здесь.

К соглашению прилагаются:

  • акт приема-передачи участка,
  • регламент начисления арендной платы и ее расчет,
  • план с подробным описанием участка.

При заключении соглашения, где берется лес в аренду на 49 лет, или не менее десяти лет необходима его регистрация в ЕГРН (Едином государственном Реестре недвижимого имущества).

Перечень документов для регистрации

Список документов включает:

  • подтверждение оплаты госпошлины,
  • документ, подтверждающий полномочия арендатора заключать и подписывать подобные соглашения,
  • копия договора аренды, по которому право пользования переходит к заявителю, заверенная нотариально,
  • план участка с указанием площади.

Вместе с заверенными копиями документов представляются и подлинники.

После проверки и принятия решения о расторжении соглашения Госучреждение уведомляет об этом Росреестр для снятия с регистрации договора (срок три рабочих дня).

В случае добросовестной эксплуатации выбранного лесного участка у арендатора появляется возможность заключения последующего договора без проведения аукциона.

1. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

2. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

3. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок, не превышающий срока действия соответствующего охотхозяйственного соглашения, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.

4. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

5. Утратил силу с 1 октября 2015 года. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ.

Комментарии к ст. 72 ЛК РФ

См. комментарий к ст. 71 настоящего Кодекса.

Комментируемая статья регламентирует режим арендных отношений лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Аренда в соответствии с Лесным кодексом РФ является одним из видов прав на лесные участки. Однако в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" аренда является ограничением (обременением) права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (ст. 1).

Лесной участок, будучи земельным участком, относится к недвижимому имуществу, все требования по заключению договора аренды, его форме и содержанию должны соответствовать требованиям заключения договоров по недвижимости. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Правительством РФ 24 марта 1998 г. Постановлением N 345 было утверждено Положение об аренде участков лесного фонда. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ.

В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, данное агентство организует предоставление участков лесного фонда в аренду и заключение соответствующих договоров. Однако в связи с принятием настоящего Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков осуществляется не только федеральными органами. Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, - полномочие органов государственной власти субъектов РФ. Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, - полномочие органов местного самоуправления. Сами же федеральные полномочия в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, ЛК РФ передает органам государственной власти субъектов РФ.

Пункт 5 ст. 72 настоящего Кодекса устанавливает преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок для арендатора, надлежащим образом исполнившего договор аренды лесного участка по истечении его срока. Однако арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до 10 лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом РФ по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 72 Лесного кодекса РФ (ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Разъяснение прав граждан и юридических лиц

на заключение договоров аренды лесных участков в Республике Саха (Якутия)

Полномочия Минэкологии РС (Я).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденным Указом Главы РС (Я) от 03.10.2018 №39, предусмотрено, что Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает основными функциями в области лесных отношений, в том числе, правом предоставления лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Права граждан и юридических лиц на определенные виды использования лесов.

На сегодняшний день физические и юридические лица проявляют большую заинтересованность в освоении земель лесного фонда, которые находятся исключительно в федеральной собственности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков, и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, а лесные участки, входящие в состав земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно Лесному Кодексу Российской Федерации, правами на пользование лесными ресурсами обладают все граждане Российской Федерации, включая предпринимателей, юридических и физических лиц (гл. 1 ст. 4 Лесной Кодекс РФ).

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ (п.п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.

При этом, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Статья 25 Лесного кодекса РФ предусматривает следующие виды использования лесов:

1) заготовка древесины (граждане, ЮЛ – ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);

2) заготовка живицы (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 3ст. 32 ЛК РФ);

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (граждане – ст. 35 ЛК РФ);

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ИП, ЮЛ - ч. 3 ст. 36 ЛК РФ);

6) ведение сельского хозяйства (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие научные организации, образовательные организации – ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);

8) осуществление рекреационной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие – ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация (граждане, ЮЛ – ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (государственные и муниципальные учреждения, и другие - ч. 3 ст. 39.1 ЛК РФ);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (граждане, ЮЛ, - п. 4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. N 515);

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 44 ЛК РФ);

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 45 ЛК РФ);

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 2 ст. 46 ЛК РФ);

15) осуществление религиозной деятельности (религиозные организации – ч. 3 ст. 47 ЛК РФ);

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа ст. 25 Лесного кодекса РФ следует, что граждане имеют столько же прав на определенные виды использования лесов, сколько и юридические лица.

Заготовка древесины.

Как указывалось выше, виды использования лесов определены в статье 25 Лесного кодекса РФ, к их числу отнесена заготовка древесины.

Согласно ст.ст. 25, 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Кроме этого, Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 (далее – Правила) предусмотрен ряд ограничений при заготовке древесины.

Согласно п. 12 Правил при заготовке древесины:

а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;

в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;

е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;

ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;

з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;

и) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;

к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;

л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

При заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ильма, ольхи черной, каштана посевного), произрастающих на границе их естественного ареала (в случаях, когда доля площади насаждений с долей соответствующей древесной породы в составе лесов не превышает одного процента от площади лесничества, лесопарка).

При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 3 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений.

Это основные ограничения, предусмотренные Правилами.

Также Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 513 утвержден Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Права граждан и юридических лиц.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Учитывая, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, заготовка древесины в порядке осуществления предпринимательской деятельности может осуществляться только гражданами, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, заготовка древесины гражданами может осуществляться для собственных нужд для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Заготовка древесины гражданами для собственных нужд регулируется ст. 30 ЛК РФ.

При этом согласно ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае осуществления гражданами предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в целях заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, гражданин (индивидуальный предприниматель) имеет на равных правах с юридическими лицами принять участие в аукционе.

Правила аукциона одни для всех участников.

Порядок подготовки, организации и проведения на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 79 Лесного Кодекса РФ.

При этом, законодательство предусматривает, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причинам, указанным в пунктах 2 и 3 части 6 ст. 79 Лесного кодекса РФ, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе (далее - единственный заявитель), или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Проект освоения лесов.

Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Лесоустройство.

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда, порядок использования и охраны которых согласно статье 101 ЗК РФ регулируется названным кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

При этом, придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Лесоустройство представляет собой инвентаризацию лесного фонда с обоснованием отнесения лесов к группам и категориям защитности в результате выполнения топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что лесные участки, которые по итогам аукционов передаются в аренду, пригодны для ведения лесного хозяйства, в том числе заготовки древесины.

Ответственность лиц при аренде лесных участков.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу пунктов 2, 3 и 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принципам лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Кроме привлечения виновных лиц к ответственности, законодательство предусматривает обязательство возмещения виновными лицами вреда, причиненного лесам.

Так, согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таким образом, чтобы не допустить нарушение норм права лица обязаны в обязательном порядке соблюдать требования природоохранного законодательства.

В случае заключения договоров аренды лесного участка, все мероприятия, связанные с использованием лесов, в первую очередь, осуществляются лицами, которым данные леса предоставлены, с соблюдением и законодательства, и установленных договором условий.

Ранее на территории действовал договорно-разрешительный порядок эксплуатации лесов на основе соглашений и лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов для снятия административных преград. На сегодняшний день ЛК РФ предусматривает договорный порядок эксплуатации лесных массивов через заключение соглашения на аренду.

Большая часть видов эксплуатации леса проводится после заключения договора на аренду лесного участка, который находится в ведении государства или муниципалитета, что значительно увеличивает позицию соглашения по аренде лесного участка.

После заключения соглашения относительно аренды участка леса, который расположен в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса для достижения одной или нескольких целей, приведенных в статьях 25 и 72 ЛК РФ.

Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, соглашение об аренде является предметом положений об аренде, приведенных в ГК РФ, если это не противоречит ЛК РФ.

Таким образом, ЛК РФ является приоритетом для исполнения обязательств и регулировании норм в сфере арендных отношений.

Аукцион на заключение договора аренды

Договор аренды лесного участка может быть подписан после проведения аукциона по продаже прав на подписание подобного соглашения, что приводится в ЛК РФ в виде одного из основных правил.

Поводом для создания правоотношений арендного характера является протокол об аукционе и заключенный договор аренды лесного участка, которое соответствует протоколу аукциона. При заключении договора аренды лесного участка, необходима государственная регистрация.

Существует список случаев, в которых проведение аукциона перед заключением соглашения не является обязательным для лесных участков, которые находятся в ведении государства или муниципальной собственности:

  1. Случай эксплуатации лесных массивов для видов деятельности, которые связаны с развитием охотничьего хозяйства;
  2. Случай эксплуатации лесов для проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  3. Случай эксплуатации лесов для застройки и использования водохранилищ и прочих искусственных водных объектов, включая гидротехнические сооружения и специализированных портов;
  4. Случай эксплуатации лесов для строительства, реконструкции и использования линейных объектов;
  5. Случай внедрения инвестиционных проектов для изучения и освоения лесов;
  6. Случай заготовки древесины на лесных участках, которые находятся в ведении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для использования лесных массивов исходя из статей 43-46 ЛК РФ.

Важной особенностью договоров подобного рода являются цели его заключения, что и должно быть прописано в заключаемом договоре.

Стороной арендодателя является государственный орган или орган административно-территориальной единицы; ограничения в отношении субъектного состава лиц, которые могут быть арендаторами, ЛК РФ не приводит.

Исходя из статьи 72 ЛК РФ, объектом соглашения могут быть только лесные участки, принадлежащие государству или муниципальной собственности, и которые состоят в кадастровом учете, кроме случаев, предусмотренных часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Лесной участок, который предназначен для передачи арендатору, должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка происходит в виде описания в соглашении информации об этом лесном участке, куда входит площадь участка, его местоположения и границы, и кадастровый номер. Более того, обязательной частью договора является кадастровая карта, которая должна быть приложена к соглашению.

Срок заключения договора аренды

Одной из характеристик соглашения на аренду лесного участка является временный характер. В сравнении с ГК РФ, который предусматривает заключение соглашения без конкретного срока действия (статья 610), ЛК РФ требует наличие определенного срока в договоре. Этот срок устанавливается исходя из лесохозяйственного регламента (72 статья ЛК РФ) и имеет максимальный срок, допустимый к аренде леса.

Актуальный ЛК РФ определяет минимальный (10 лет) и максимальный срок (49 лет) действия арендного соглашения для предпринимательских целей. В этом случае тоже есть свои исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 ЛК РФ; в случае, если договор заключается для возведения и использования водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, для переработки древесины или прочих лесных ресурсов, то минимальным сроком действия является 1 год.

Аналогичный договор может быть заключен на срок действия до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и использовании линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

ГК РФ предусматривает признание соглашения об аренде, которое было заключено без срока действия аренды (статья 610) и без арендной платы (статья 614); следовательно, единственным основным условием договора является цель аренды лесного участка. В то же время, существует значительное количество положений соглашения об аренде лесного участка. Однако, если эти положения ранее были предусмотрены ЛК РФ от 1997 года, то сейчас они приводятся в Правилах подготовки и заключения договора аренды лесного участка. Среди основных положений, которые должны быть приведены в соглашении:

  1. Подробная информация о лесном участке;
  2. Срок действия договора;
  3. Цель использования лесного массива;
  4. Размер арендной платы, условия арендной платы и сроки выплаты;
  5. Объемы рубок лесных насаждений изъятия других лесных ресурсов.

Оплата аренды лесного участка

В сравнении с другими видами арендуемой собственности, арендной платой при заключении соглашения об аренде лесного участка может быть только денежная форма. Статья 73 ЛК РФ подразумевает разные процессы по определению размера арендной платы при эксплуатации лесного участка с изъятием лесных ресурсов или без изъятия лесных ресурсов. И в том и в другом случае основой определения уплаты аренды служит минимальная ставка. Минимальный оплаты за аренду за использование лесного массива и последующее изъятие лесов определяется через произведение ставки за единицу объема лесных ресурсов и единицы объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

В случае с арендой леса без изъятия его ресурсов минимальный размер оплаты рассчитывается как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления устанавливают ставки платы, которые учитываются при определении арендной платы. Сами ставки зависят от формы собственности земельных участков. Например, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, который находится в ведении федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310.

Существенным является вопрос о наличии права передачи уже арендованных участков в субаренду. ЛК РФ от 1997 года запрещал подобную деятельность, а ЛК РФ, действующий сегодня, не регулирует этот вопрос. Вместо этого, регулирование вопроса осуществляется ГК РФ, где некоторыми положениями приводится, что существует возможность субаренды, но исключительно с согласия арендодателя.

В литературе отмечается, что соответствующие регулирующие права арендатора, с одной стороны, сочетаются с поставленной законодателем задачей либерализации лесопользования, а с другой стороны реализация этих полномочий может выразиться в массовой аренде участков организациями/лицами с высокой платежной способностью, и последующее распоряжение по субаренде исходя из личных интересов. Это, согласно литературным источникам, может повлечь за собой негативные последствия как для социума, так и для экологии.

Субаренда в значительной мере затрагивает интересы арендодателя, и подобная эксплуатация может нанести вред условиям использования лесов. Поэтому, для того, чтобы сохранить интересы арендодателя, законодательным органам необходимо предусмотреть возможные инциденты и запретить использование лесов для целей, которые противоречат целям, обозначенным в первичном договоре.

Немаловажен тот факт, что, в связи с актуальным на сегодняшний день ЛК РФ, у арендаторов лесных участков увеличились обязательства. Арендаторы должны в оговоренном порядке разработать и предоставить арендодателю проект разработки лесных массивов с подтверждением со стороны государственной или муниципальной экспертизы (согласно статьям 88 и 89 ЛК РФ).

Среди обязанностей также можно отметить необходимость в ежегодном представлении лесной декларации (заявления об эксплуатации лесов в соответствии с проектом освоения лесов) согласно установленному порядку и статье 26 ЛК РФ.

Актуальный Лесной кодекс Российской Федерации подразумевает обязательства по применению противопожарных мер на лесных участках со стороны арендатора, согласно статье 53 ЛК РФ. Среди этих обязательств необходимо выделить строительство, реконструкцию, содержание дорог противопожарного назначения, создание систем, средств оповещения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств в должном порядке и виде, формирование запасов горюче-смазочных материалов на время высокой пожарной опасности.

Более того, арендаторы несут обязательства по организации санитарно-оздоровительных мероприятий, среди которых: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, согласно статье 55 ЛК РФ.

Арендаторы, которые занимаются предпринимательской деятельностью по подготовке древесины, обязаны заниматься лесовосстановительными мероприятиями, что предусмотрено ЛК РФ (затраты на подобные мероприятия также лежат на арендаторе). Те арендаторы, которые не ведут подобной предпринимательской деятельности, не несут обязанности по восстановлению лесов.

Несмотря на то, что вышеописанные обязанности несут в себе публично-правовой характер, точные сроки их исполнения и соответствующие процессы приводятся в положениях заключенных соглашений.

Получается, что вышеописанные условия по заключению соглашения по аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, говорят о значительности и важности подобного вида договора;это соглашение включает в себя элементы частноправного и публично-правового характера, что позволяет принимать его как сторонний вид договора об аренде.

Увеличенная значимость этого вида соглашений создает необходимость в четком и отдельном определении этого вида в Лесном кодексе Российской Федерации, где необходимо выделить его особые характеристики. Исходя из соглашения об аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса во владение на определенное время в обмен за уплату в денежном виде, а арендатор берет на себя обязательства по эксплуатации участка в соответствии с целями, установленными в договоре, вносить оплату своевременно в сроки, указанные в соглашении, и соблюдать требования, которые представлены законодательством. Условия, которые имеют важность при заключении договора аренды лесного участка, должны быть установлены в Лесном кодексе РФ, и никак не в подзаконных актах.

Составление договора аренды на лесную землю

Аренда лесного надела, имеющегося на балансе муниципалитета, происходит в последовательности, утвержденной действующим законодательством РФ (статья 39.6 Земельного кодекса РФ). Участки леса, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, продаже не подлежат, но их можно арендовать, срок действия аренды составляет от 1 года до 49 лет (ст. 72 ЛК РФ).

Важные моменты при документальном оформлении арендных взаимоотношений

Соглашение максимально подробно описывает надел и условия заключения сделки. В нем обязательны следующие пункты:

  • технические и визуальные характеристики надела с установлением границ;
  • срок действия;
  • виды землепользования;
  • арендная ставка;
  • обязанности сторон по защите лесных территорий;
  • различные неустойки (определяются арендодателем) за нарушение ключевых моментов договора;
  • основания и порядок возможного расторжения в одностороннем порядке;
  • данные об обременениях (узнайте, что такое обременение земельного участка)

В законодательстве имеется типовая форма договоре аренды лесного участка со всеми необходимыми приложениями.

Далее более подробно разберем некоторые пункты из договора аренды.

Доходы от аренды лесных участков

Сроки и цели аренды

Порядок предоставления участка лесного фонда установлен Земельным кодексом РФ, если иное не регламентируется Лесным кодексом РФ.

Так, возможные арендные сроки и цели установлены в ч. 8 ст. 39.8. ЗК РФ:

договор аренды участка

продолжение договора аренды участка
продолжение договора аренды участка

Указание целей – один из ключевых пунктов договора

Фундаментальное условие заключения договора – это указание целей сделки. Существует несколько видов лесопользования, которые указаны в ЛК РФ:

  • древесная заготовка (самое популярное направление освоения ресурсов леса, регулируется ст. 29 ЛК);
  • выработка живицы (описывается ст. 31 ЛК);
  • заготовление прочих ресурсов недревесного плана (регулируется ст. 32 ЛК);
  • частное выращивание растительных культур (описывается ст. 39 ЛК);
  • ведение охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК);
  • эксплуатация леса в интересах сельского хозяйства (регулируется ст. 38 ЛК, в качестве примера можно привести оленеводство на Крайнем Севере, пчеловодство и кошение сена);
  • научная и техническая деятельность;
  • разработка охранных зон под заповедники;
  • проведение электролиний, трасс и трубопроводов (ст. 45 ЛК);
  • инновационная разработка подземных ресурсов (ст. 43 ЛК).

Если содержание документа будет противоречить фактическому использованию надела, муниципалитет или Министерство лесного хозяйства имеют право расторгнуть сделку или отказать в пролонгации.

Арендные ставки

По ст. 94 ЛК платность признается важным принципом использования лесных ресурсов в России. Договорная оплата аренды устанавливается в результате проведения аукциона (ст. 79 ЛК). Она подлежит изменению в зависимости от субъекта, вида использования надела, а также от проведения выборочных вырубок при лесозаготовках и различных рекреационных мероприятиях. При ценообразовании лучше ориентироваться на региональное, а не на федеральное законодательство.

Обязанности нанимателя в рамках действующего договора

Лес – важная экосистема, поэтому его невозможно сдать в аренду, не указав определенные обязанности нанимателя. К ним относятся:

  • соблюдение правил регламента лесного хозяйства и разработка надела только в соответствии с разрешенным видом использования;
  • противопожарное обустройство леса и подготовка необходимой техники и материалов во время периодов высокой пожарной активности (ст. 53 ЛК);
  • санитарно-оздоровительная рубка поврежденных деревьев (она влияет на стоимость аренды, ставка может быть снижена за счет высокой активности нанимателя в этом сегменте).

Досрочное расторжение взаимоотношений

Даже длительная аренда может быть расторгнута раньше срока в одностороннем порядке, статья 74.1 ЛК РФ описывает изменение и расторжение договора аренды лесного участка, имеющегося в собственности федерации. Основными причинами прекращения действия договора могут послужить следующие установленные собственником нарушения:

  • несоблюдение вида пользования земель;
  • невнесение арендатором месячной платы (сроки устанавливаются индивидуально);
  • невыполнение нанимателем своих обязанностей по охране и рекреации лесных угодий.

Расторжение договора происходит путем направления собственником надела письменного извещения нанимателю. В случае отказа арендатора расторгнуть сделку наймодатель обращается в суд. При удовлетворении иска наниматель обязуется вернуть объект с прежними техническими характеристиками и в состоянии, пригодном для ведения хозяйства.

Вместе с договором аренды земельного участка оформляется передаточный акт. Аналогичный акт передачи подписывается при возвращении надела собственнику в судебном и обычном порядке. Если участники хотят продлить договор, они могут указать новые даты или условия в дополнительном соглашении.

Особенности подписания соглашения об аренде участка в лесу

В соответствии с ЛК основанием для оформления договора аренды надела в лесу становится победа на аукционе. До введения системы торгов во многих лесхозах допускалось оформление угодий по ценам ниже рыночных, по коррупционным схемам. Введение открытых аукционов и форумов помогло решить эту проблему.

Минусом проведения торгов можно назвать отсутствие каких-либо специальных требований к арендаторам. Организаторы аукциона не смотрят на специализацию компании, но она может выиграть лот, не имея никакого отношения ни к заготовке древесины, ни к ведению охотничьего хозяйства. При этом фирма просто сдаст надел в субаренду заинтересованным организациям по завышенной цене, ведь она может переуступить наем земли по закону (не относится к цессии).

На торгах подчас сталкиваются инновационные и денежные вопросы, но побеждает тот, кто может предложить не лучший проект по рекреации или освоению наделов, а тот, у кого больше денег.

Сам аукцион проходит в стандартной форме. Физические и юридические лица передают задаток в качестве обеспечения серьезности своих намерений, согласно основным положениям торгов, что и считается заявкой на участие. Его размер устанавливается индивидуально. Эти деньги вернутся участникам, не победившим в аукционе, и включатся в стоимость лота для победителя.

Организатор торгов называет минимальную цену выкупа права аренды, а участники попеременно повышают ее. Если на каком-то этапе торгов никто не назовет большую сумму, то лесной участок достается последнему участнику, назвавшему наибольшую стоимость. При проведении аукциона обязательно осуществляются аудио- и видеозапись во избежание фальсификации данных.

В течение 10 дней после завершения аукциона выигравший участник должен составить с муниципальными властями договор долгосрочной аренды лесного участка и соглашение о продаже лесных насаждений.

Случаи оформление договора без аукциона

Не всегда арендный договор заключается на основании конкурса. Муниципальные и государственные объекты лесного хозяйства могут сдаваться без аукциона, если:

Заготовка древесины

Если же аукцион не состоялся по закону (например, на нем присутствовало не более двух человек, остальные решили не являться), то надел может арендовать единственный участник торгов, муниципалитет не может отказать ему в предоставлении объекта на заявленных условиях.

Порядок оформления документации

Договор аренды леса заключается в ППФ. Он подлежит обязательной государственной регистрации вне зависимости от сроков найма, но не требует нотариального удостоверения. Регистрировать документ следует сразу же после его подписания. Подать документы можно в территориальном отделении Росреестра, Регистрационной палате или любом офисе МФЦ.

При себе, помимо подписанного договора, стороны должны иметь следующие документы (краткий перечень):

  • заявления участников сделки (заполнение бумаги возможно прямо в МФЦ с помощью консультанта);
  • протокол результатов проведенных торгов;
  • извещение об аукционе; ;
  • платежный документ о госпошлине;
  • учредительные и налоговые документы – для юрлиц;
  • паспорт гражданина РФ.

Правовое регулирование

Лесной участок признается объектом имущественных прав, а его аренда регулируется различными законодательными актами. К основным из них можно отнести:

  • Лесной Кодекс (ст. 9, ст. 20, ст. 24, ст. 29, ст. 61, ст. 64, ст. 72-74, ст. 88 со всеми поправками);
  • Земельный Кодекс (ст. 101 и пр.);
  • ГК (ст. 606 и пр.);
  • некоторые ФЗ (например, ФЗ № 201);
  • региональные акты об утверждении порядка оформления договора и дальнейшего использования объектов.

Перед составлением договора следует еще раз все перепроверить и утвердиться в необходимости землепользования, ведь управление участком предполагает не только права нанимателя, но и обязанности.

Читайте также: