Пересказ сцен троекуров и шабашкин суд чего хотел добиться троекуров отняв кистеневку у дубровского

Обновлено: 17.05.2024

Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.

Методы: проблемный, исследовательский.

Цели урока:

Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового.

Воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Реквизиты: шесть шляп.

Опережающее домашнее задание: всем участникам подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию, все необходимые факты.

Используемая технология: шесть шляп мышления

Эпиграф к уроку:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Ход урока:

I. 1. Розыгрыш шляп (пояснение в презентации).

2. Вступительное слово учителя.

II. Индуктор. Начало, мотивирующее творческую деятельность.

– Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?

– Черный цвет – враги.

Учитель: Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?. . Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…

III. Самоконструкция и социоконструкция.

Учитель: Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы.

Учитель: Какие чувства вызывают у вас Троекуров и Дубровский?

Троекуров вызывает негодование, возмущение, неприязнь. Он хотел доказать всем, что никому нельзя идти против него. Богатство, знатный род и связи давали Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное.

Жизненные принципы Дубровского вызывают уважение, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним.

Учитель: Теперь давайте переключимся с красной шляпы на белую. Новое обстоятельство уничтожило последнюю надежду на примирение.

Дубровский поймал в своей роще мужиков Троекурова, ворующих лес. До этого троекуровские мужики не позволяли себе “шалить в пределах его владений”, зная о дружеских отношениях между господами. Теперь же они воспользовались размолвкой приятелей. Дубровский отнял у них лошадей, а крестьян велел высечь. Узнав об этом, Троекуров пришел в бешенство. «В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.

Учитель: Новое столкновение Дубровского и Троекурова произошло в суде. Какие об этом известны факты?

Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу – Троекурову. Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”.

Неожиданное и неправильное решение суда нанесло страшный удар старому Дубровскому. Он лишился дома, земли, скромного имущества. Бедный старик помешался.

Но внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество. Судьи, надеявшиеся на благодарность Троекурова, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова.

В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение.

Учитель: Теперь перейдем к зеленой шляпе.

Анализируя этот эпизод, мы обратили внимание на то, что Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера. Мы объясняем это тем, что гордый Кирилла Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги.

Примирение не состоялось. Когда стоящий у окна Дубровский увидел подъезжающего Троекурова, он пришел в сильное волнение, упал без чувств, с ним сделался паралич. Дубровский скончался.

Учитель: А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет.

В результате получится схема:

Дубровский:

собой независимый, горячий,

Что он о себе гордый, честный

Троекуров:

независимый, гостеприимный, богатый, сильный,

Что он думает о себе? строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,

Учитель: Из математики вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная.

Так кто же победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?

Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь.

Учитель: Давайте поищем новые подходы к этой проблеме?

Учитель: Давайте оценим плюсы и минусы этой победы.

Троекуров приобрел имение Кистеневку.

4. Разрыв.

В ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.

5. Рефлексия.

Учитель: Как вы поступите, если придется поссориться с другом?

6. Итоги урока.

И мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше слово отзовется.

Читайте также: