Какой из этих судов не является промысловым рыболовным дрифтер тендер сейнер траулер

Обновлено: 28.05.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СУДА ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Термины и определения

Fishing industry vessels. Terms and definitions

Срок действия с 01.07.75
до 01.07.94*
__________________________
* Ограничение срока действия
отменено (ИУС N 9, 1980 год). -
Примечание изготовителя базы данных.

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 июля 1974 г. N 1825 срок действия установлен с 01.07.75 до 01.07.80

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 1975 г.

Стандарт устанавливает термины и определения на виды судов промыслового флота с главными двигателями 300 л.с. и более.

Установленные настоящим стандартом термины и определения судов промыслового флота обязательны для применения в используемой в народном хозяйстве документации всех видов (включая унифицированные системы документации, общесоюзные классификаторы технико-экономической информации, тезаурусы и дескрипторные словари), научно-технической, учебной и справочной литературе. Приведенные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены пометой "Ндп".

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и соответственно в графе "Определение" поставлен прочерк.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте указаны в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

Для ряда стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных эквиваленты на английском языке (Е).

В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском и английском языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым, недопустимые к применению термины-синонимы - курсивом.

1. Добывающее судно

Е. Catching vessel

Судно промыслового флота для ведения водного промысла и обработки объектов водного промысла

Примечание. Под объектами водного промысла следует понимать рыбу, китов, морского зверя, морепродукты

2. Зверобойное судно

3. Рыболовное судно

Ндп. Рыболовецкое судно

Е. Fishing vessel

4. Зверобойно-рыболовное судно

5. Креветколовное судно

Ндп. Креветочное судно

6. Кальмароловное судно

7. Тунцеловное судно

8. Китобойное судно

Е. Whale catcher

Добывающее судно для кошелькового лова

10. Траулер

Добывающее судно для тралового лова

11. Сейнер-траулер

Добывающее судно для кошелькового или тралового лова

12. Дрифтер-траулер

Добывающее судно для дрифтерного и тралового лова

13. Ярусник

Ндп. Тунцеловное судно

Добывающее судно для ярусного лова

14. Обрабатывающее судно

Судно промыслового флота для обработки объектов водного промысла

15. Рыбообрабатывающее судно

Е. Fish processing vessel

16. Краборыбообрабатывающее судно

17. Китообрабатывающее судно

Е. Whale factory ship

18. Производственный рефрижератор

Ндп. Морозильное судно

Е. Refrigerating factory ship

Обрабатывающее судно для замораживания объектов водного промысла

19. Плавбаза

Ндп. Плавзавод

Обрабатывающее судно для одновременного снабжения и обслуживания добывающих судов и их экипажей

20. Консервная плавбаза

Ндп. Консервный плавзавод

Плавбаза для выработки консервов из объектов водного промысла

21. Мучная плавбаза

Ндп. Рыбомучная плавбаза

Плавбаза для выработки муки из объектов водного промысла

22. Универсальная плавбаза

Плавбаза для нескольких видов обработки объектов водного промысла

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

23. Вспомогательное судно промыслового флота

Судно промыслового флота для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания

24. Научно-исследовательское судно промыслового флота

25. Судно перспективной разведки

26. Судно оперативной разведки

27. Учебно-производственное судно промыслового флота

Вспомогательное судно промыслового флота для обучения кадров

28. Инспекционное судно промыслового флота

Вспомогательное судно промыслового флота для охраны запасов объектов водного промысла и патрулирования в районах водного промысла с целью контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания

29. Рыбоохранное судно

Инспекционное судно промыслового флота для охраны запасов объектов водного промысла

30. Патрульное судно промыслового флота

Е. Patrol vessel

Инспекционное судно промыслового флота для патрулирования в районах водного промысла с целью контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания

ПРИЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

31. Приемно-транспортное судно промыслового флота

Транспортное судно для приема грузов от добывающих и обрабатывающих судов непосредственно в море

32. Приемно-транспортный рефрижератор промыслового флота

Приемо-транспортное судно промыслового флота, оборудованное установкой для охлаждения грузовых помещений

33. Приемно-транспортный рефрижератор-снабженец

Приемно-транспортный рефрижератор промыслового флота, оборудованный дополнительными емкостями для топлива, воды и смазочных масел с целью снабжения судов в море

Рыболовные суда - это лодки, катера или корабли, при помощи которых люди осуществляют промысел рыбы, китов, тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

рыболовные суда матрос

История развития ловли рыбы довольно длительная. На сегодняшний же день это занятие переросло в полноценную промышленную отрасль. Такое развитие привело к тому, что людьми были изобретены разные типы рыболовных судов. Существуют такие виды, как траулер, плавучая база, дрифтер, сейнер, тунцелов и другие промысловые суда. Стоит отметить, что именно коммерческие рыболовные суда первыми стали снабжаться такой техникой, как радионавигационные приборы, помогающие определить местонахождение косяка рыбы.

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным типам судна. Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

суда рыболовные

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных типов кораблей. Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети - тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

работа на рыболовных судах вакансии

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда - это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

морские рыболовные суда

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые морские рыболовные суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры - это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер - это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

типы рыболовных судов

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, что такие корабли довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

рыболовные суда фото

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля - это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.


Промысловые суда служат для добычи, переработки и транспортировки рыбы, крабов, морских растений. По назначению промысловые суда подразделяются на:

  • добывающие
  • добывающе-перерабатывающие
  • перерабатывающие
  • обслуживающие

Характеристики и особенности промысловых судов разного назначения определяются формой организации промысла: автономная и экспедиционная. При автономной организации морские суда вылавливают рыбу и по заполнении трюмов транспортируют ее в порт в обработанном виде или в виде сырца или в виде полуфабрикатов. При экспедиционной форме промысла рыболовные суда уходят на промысел на длительное время и заняты только добычей рыбы. Обработка и транспортировка улова в порт осуществляется специальными производственно-транспортными судами. Некоторые добывающие суда не только вылавливают, но и обрабатывают улов, однако при экспедиционной форме промысла они также сдают продукцию транспортным рефрижераторам, перевозящим ее в порт.

Добывающие суда

Добывающими считаются все промысловые суда, предназначенные для добычи рыбы, морских млекопитающих, беспозвоночных и морских водорослей. Добывающие и добывающе-перерабатывающие суда составляют основное ядро промыслового флота. К добывающим судам относятся рыболовные суда:

Добывающе-перерабатывающие суда

К добывающе-перерабатывающим судам относятся:

  • большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ)
  • среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением (РТ, СРТР, СРТМ)
  • малые рыболовные траулеры (МРТ)
  • траловые боты

Траулеры являются наиболее распространенным типом рыболовного судна. В зависимости от размеров различают большие (РТ), средние (СРТ), и малые (МРТ) траулеры. По способу траления различают траулеры бортового и кормового траления. Все большие рыболовные траулеры строят только с кормовым тралением. Траулеры различают также по степени переработки улова. Траулеры-ловцы ежесуточно передают непереработанный улов на другие суда или береговую базу. Траулеры с частичной переработкой улова обеспечивают потрошение, пересыпку льдом и сбор отходов и сдают полуфабрикат на базы раз в несколько суток. Траулеры-рыбозаводы осуществляют полную переработку рыбы и сдают готовую к реализации продукцию. Малые и средние траулеры обычно однопалубные, большие траулеры-рыбозаводы — двухпалубные, со слипом в корме. Траулеры-рыбозаводы имеют в зависимости от назначения несколько специально оборудованных цехов: рыбоперерабатывающий, морозильный, консервный, утилизированный. Для хранения готовой продукции предусмотрены рефрижераторные и обычны трюмы. Траулеры обладают большой автономностью плавания — до 4 месяцев, поэтому на них созданы хорошие бытовые условия для экипажа судна.

Перерабатывающие суда

Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда и обеспечивают их экипажи медицинским и бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла. К перерабатывающим судам относятся: китобойные, сельдяные, краболовные, рыбоконсервные плавучие базы и морозильные суда. Перерабатывающие суда подразделяются на:

  • плавучие базы
  • производственные рефрижераторы

Плавучие базы

Плавучие базы являются крупнейшими промысловыми судами водоизмещением в среднем от 10 000 до 15 000 тонн. Эти суда имеют несколько палуб и развитые надстройки. Внутренние помещения их делятся на служебные, жилые, общественные, производственные и грузовые. В производственных помещениях размещают цеха по обработке улова.

Плавучие базы имеют развитые цистерны для топлива и масел, кладовые для провизии и других запасов для снабжения судов в районе промысла. Большие площади отводятся под жилые помещения команды и производственного персонала, достигающего на судне до 400 человек. Многочисленные общественные, бытовые и медицинские помещения.

Производственные рефрижераторы

Еще одним типом перерабатывающих промысловых судов являются производственные рефрижераторы, которые служат для приема и обработки рыбы, передаваемой с судов-ловцов, не имеющих технологического и морозильного оборудования. Обслуживая удаленные районы промысла, производственные рефрижераторы передают готовую продукцию на транспортные рефрижераторы или транспортируют ее на береговую базу самостоятельно.

Обслуживающие суда

К обслуживающим судам относятся приемо-транспортные, живорыбные, поисковые, научно-промысловые и другие аналогичные суда, предназначенные для обслуживания промысловых экспедиций.

К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие — промысловые суда, любительские или браконьерские.
В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.
На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.Чрезвычайно большое разнообразие размеров, внешних архитектурных форм, состава, расположения и назначения помещений судов флота рыбной промышленности обусловлено прежде всего их назначением и преимущест-венной специализацией, т.е. видами и количеством выполняемых функций.
Помимо этого, технические характеристики и особенности производст-венно-технологического оборудования определяются формой организации промысла: автономной или экспедиционной.
При автономной организации добыча морских биообъектов, их перера-ботка в полуфабрикаты или в готовую продукцию и транспортировка в порты производится одним и тем же судном.
При экспедиционной организации операции добычи, переработки улова, временного его хранения, перегрузки и транспортировки в порты для после-дующей реализации продукции производятся судами разного назначения с разными составами промыслового и технологического оборудования.
С учетом сказанного выше флот рыбной промышленности можно под-разделить на следующие пять классов:
— добывающие и добывающе-обрабатывающие суда; — обрабатывающие суда;
— приемо-транспортные суда;
— научно-исследовательские суда; — учебно-производственные суда.
I. Добывающие и добывающе-обрабатывающие суда
Это класс судов, предназначенных для добычи всевозможных пород и видов рыб, беспозвоночных, головоногих и брюхоногих моллюсков (крабов, креветок, осьминогов, кальмара, трубача, трепанга, морского гребешка), мор-ских млекопитающих животных (моржей, тюленей, котиков), а также мор-ских водорослей.
В зависимости от непосредственного назначения эти суда подразделяются на следующие группы:
— рыболовные;
— креветколовные; — кальмароловные; — зверобойные;
— водороследобывающие.

Рыболовные суда предназначены для добычи разнообразных рыб теми или иными орудиями лова (донные и пелагические тралы, снюрреводы, ко-шельковые неводы, дрифтерные сети, крючковые ярусы — донные, придон-ные, подвесные, вертикальные, кольцевые).
В зависимости от специализации все рыболовные суда подразделяются на следующие группы (отряды):
— траулеры; — сейнеры;
— тунцеловы;
— ярусные суда.
Траулеры. Это наиболее распространенный отряд рыболовных судов, основным орудием лова которых являются тралы. Однако многие из них, особенно средние и малые, имеют промысловое оборудование, часто съем-ное, позволяющее применять и другие орудия лова, такие как дрифтерные сети, снюрреводы и крючковые ярусы. Это позволяет использовать такие су-да в любое время года в зависимости от миграций, скоплений и поведения тех или иных пород рыб.
В зависимости от размеров, способа траления (бортового или кормово-го) и степени переработки улова траулеры подразделяются на крупные су-пертраулеры — БАТМ, большие морозильные — БМРТ, РТМ, рефрижератор-ные — РТР, нерефрижераторные — РТ, средние — СРТМ, СРТР, СРТ, малые -МРТР, МРТ, СТБ.
Супертраулеры — БАТМ (большие автономные траулеры морозильные). Это суда неограниченного района плавания с дальностью плавания 12000…15000 миль и автономностью около 130 суток, при численности лич-ного состава до 150 чел. Их назначение — лов рыбы разноглубинными и дон-ными тралами в отдаленных районах Мирового океана как автономно, так и в составе экспедиций. Объемы грузовых помещений, их тепловая изоляция, холодопроизводительность морозильной установки, имеющееся на борту технологическое оборудование позволяют принимать в море улов от других добывающих судов, производить его замораживание в неразделанном виде и переработку в целый ряд готовых продуктов:
— выработка рыбных консервов;
— выработка рыбьего и полуфабриката медицинского жира;
— переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на рыбную муку.
Изготовленная продукция может храниться на борту судна с последую-щей ее доставкой в порты, или перегружаться на приемно-транспортные рефрижераторные суда.
Рыболовные суда этого типа имеют следующие значения элементов и технических характеристик:
— главные размерения: L = 100…130 м; В = 17… 19 м; d— 6,5…7 м; — водоизмещение А = 7500… 10000 т;
— мощность главного двигателя ,Nе- 3000…3500 кВт; — скоростьхода Vs = 13,5…15 уз.
Большие траулеры подразделяются на БМРТ, РТМ, РТР, РТ и имеют неограниченный район плавания.
БМРТ — большие морозильные рыболовные траулеры в зависимости от предполагаемого района их эксплуатации и конкретного состава технологи-ческого оборудования имеют дальность плавания 10000… 17000 миль с рей-совойавтономностью60…80сутокпричисленностиэкипажа95…15человек.
Все суда снабжены в качестве орудия лова разноглубинными и донными траламиимогутэксплуатироватьсякакавтономно,такивсоставеэкспедиций.
Объемы грузовых рефрижераторных трюмов и твиндеков, кладовых и цистерн, установленное технологическое оборудование позволяют использовать БМРТ для приема в море от добывающих судов улов и последующую его переработку на обезглавленную и потрошеную рыбу, изготовление филе, консервов из печени трески и минтая, выработку рыбной муки и жира, изго-товление икры.
Переработанная рыба может храниться на судах в количествах, которые определяются вместимостью грузовых помещений.
Компрессорные рефрижераторные установки в качестве хладагента со-держат аммиак, а рассольная система охлаждения трюмов, твиндеков и кла-довых консервов обеспечивает поддержание в них требуемой температуры от
— 8 °С до — 25 °С.
На некоторых судах установлены дистанционные гидрометеорологические станции и промышленные телевизионные установки, а в качестве поисковой аппаратуры используются гидролокаторы и эхолоты.
Линейные размеры и основные характеристики этих судов:
— главные размерения:L = 75…95 м; В = 14… 16 м;d= 5,5…6,5 м; — водоизмещение А = 3500.. .6500 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 1400…2800 кВт; — скоростьхода Vs = 12,5…14 уз.
РТМ — рыболовные траулеры морозильные. Эти суда по своему назна-чению, дальности плавания, установленному технологическому оборудованию и рефрижераторным установкам практически не отличаются от БМРТ, но имеют несколько меньшие размеры и мощность энергетической установки, а именно:
-главные размерения: L = 65…75 м; В= 13…13,5 м;d~ 5,3 м;

— водоизмещение А = 2500.. .3400 т;
-мощностьглавногодвигателяNе =950…1700кВт; -скоростьхода Vs= 11,5… 13,5 уз.
РТР — рыболовные траулеры рефрижераторные. Дальность их плавания вдвое меньше, чем БМРТ и РТМ и составляет 5000…6000 миль при автоном-ности около 30 суток, с экипажем 25…45 человек.
Отсутствие мощных морозильных установок нередко обусловливает ис-пользование этих судов в составе экспедиционного лова с передачей уловов, добываемых тралом, на рыбообрабатывающие плавбазы.
В автономном режиме работы они могут вырабатывать соленую и све-жеохлажденную рыбопродукцию, жир, муку и консервы из печени.
Рефрижераторные установки РТР способны обеспечивать температуру в охлаждаемых помещениях лишь в пределах от — 5 °С до + 2 °С, которую вы-рабатывают холодильные компрессорные агрегаты с хладагентом фреоном-12 и системой охлаждения непосредственного испарения.
Для поиска рыбы используются эхолоты.
Линейные размеры и технические характеристики судов этого типа: — главные размерения:L = 50…55 м; В = 9,0… 11 м; d= 4,0…4,5 м;
— водоизмещение А = 1100… 1600 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 600…1300 кВт; — скорость хода Vs = 12… 13,5 уз.
РТ — рыболовные траулеры могут совершать переходы без пополнения запасов в пределах 3000…4500 миль при продолжительности рейса до 20 суток, имея на борту 40…55 человек.
Так как рефрижераторная установка на этих судах не предусмотрена, то работая в траловом лове автономно, они могут производить соленую рыбо-продукцию, рыбий жир и рыбную муку.
В качестве поисковой аппаратуры используются эхолоты. Основные элементы и характеристики судов этого типа:
— главные размерения:L~ 55 м; В ~ 9,3 м; d ~ 4,5 м; — водоизмещение А = 1200… 1800 т;
— мощность главного двигателя ,Nе = 600…800 кВт; — скорость хода Vs= 12.. .12,5 уз.
Средние траулеры подразделяются на СРТМ, СРТР и СРТ. Как и боль-шие, все эти суда имеют неограниченный район плавания. При дальности плавания 7500…9500 миль и автономности 30…35 суток, экипаж составляет около 30 человек.
СРТМ — морозильные и СРТР — рефрижераторные суда, с практически одинаковыми элементами корпуса и главного двигателя. Одинаковы у них и орудия лова: тралы, кошельковые неводы, дрифтерные сети, бортовые сайровые ловушки,анекоторыеснабженысъемнымоборудованиемдляярусноголова.
Стационарно установленное промысловое оборудование состоит из тра-ловых лебедок, силовых блоков, электрических дрифтерных шпилей.
Съемное промоборудование обычно включает в себя бортовые дрифтерные ролы с механизмами для выбирания поводцов, электроприводные сете-выборочные и сететрясные машины, а также устройства для лова сайры бор-товыми ловушками.
Поисковая аппаратура состоит из гидролокаторов и эхолотов.
Различия рассматриваемых двух типов средних рыболовных траулеров обусловлены установленными на них рефрежираторными установками, тех-нологическим оборудованием и изоляцией грузовых помещений.
СРТМ — суда, предназначенные для замораживания улова, выработки охлажденной и малосоленой продукции, изготовления пресервов.
Для этих целей устанавливается следующее технологическое оборудо-вание:
— бункеры для охлаждения и кратковременного хранения улова; — льдогенераторы;
— линии ручной разделки рыбы;
— линии производства пресервов с закаточными машинами.
Компрессорные рефустановки с хладагентом аммиаком и воздушной системой охлаждения поддерживают в трюмах температуру — 18 °С, а в мо-розильных аппаратах — 28 °С. В качестве теплоизоляционного материала ис-пользуется полиуретан, штапельное стекловолокно с толщиной изоляционного слоя по бортам и подволоку 250…400 мм.
СРТР — суда, предназначенные для выработки малосоленой и охлажденной продукции. Обычно устанавливаемое оборудование включает в себя:
— линии обработки посолом;
— линии приема рыбы и охлаждения ее льдом; — линии ручной разделки рыбы;
— линии с рыборезками для производства охлажденной продукции; — льдогенераторы.
Рефустановки с хладагентом фреоном-12 и воздушной или рассольной системой охлаждения трюмов обеспечивают поддержание в них температуры от — 2 до -5 °С. Изоляцией трюмов служат пакеты винидура, минерального войлока, пеностекла с толщиной изоляции 250 мм.
Элементы и характеристики судов СРТМ и СРТР:
— главные размерения: L = 40…50 м; В — 7,5…9,5 м; d— 3…4 м; — водоизмещение A = 700… 1100 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 400…700 кВт; — скорость хода Vs = 10… 12,5 уз.
СРТ — нерефрижераторные суда, осуществляющие лов рыбы тралами и дрифтерными сетями с последующей выработкой соленой продукции и жира из печени.
Их промысловое оборудование состоит из траловых лебедок и дрифтер-ных шпилей. Для дрифтерного лова на борту имеется съемное оборудование, состоящее из бортового рола с механизмом для выборки поводцов, электро-приводных сетевыборочной и сететрясной машин.
Технологическое оборудование включает в себя ручную обработку рыбы посолом и установку для выработки жира из печени.
Главные размерения и технические элементы этих судов:
— главные линейные параметры: L — 30…35 м; В = 7,0…7,5 м; d=3,0…3,5 м; -водоизмещениеА=450…470т;
-мощностьглавногодвигателяNе =220…300кВт; -скорость хода Vs = 9… 11 уз.
Дляпоискарыбыиспользуютсягидролокаторыиэхолоты.
Запасы топлива и пресной воды обеспечивают дальность плавания 6000…7500 миль при автономномности 25…30 суток с экипажем на борту около25человек.
Малые траулеры. Эти небольшие суда, осуществляющие лов рыбы тра-лами преимущественно для ее сдачи на обрабатывающие суда или на береговые рыбоперерабатывающие предприятия, делятся на три типа: МРТР, МРТ и СТБ. МРТР — малые рыболовные траулеры рефрежираторные. Эти суда, по-мимо передачи улова на обработку, могут также вырабатывать малосоленую и охлажденную продукцию, а также изготавливать пресервы. Устанавливаемое для этих целей технологическое оборудование включает льдогенераторы и
полуавтоматическиезакаточныемашины.
Рефрижераторная установка, имеющая в качестве хладагента фреон-12 и использующая рассольную или воздушную системы охлаждения, обеспечивает поддержаниетемпературы втрюмеот-2до-4°С.
Промысловое оборудование этих судов ограничено лишь траловой ле-бедкой для работы с разноглубинными или донными тралами, а для поиска рыбыустановленыэхолоты.
Район плавания МРТР ограничен максимальным удалением от порта-убежища 50 милями. Автономность пребывания на промысле ограничена 8…20 сутками. Экипаж на промыслесоставляет 7… 15 человек.
Основныеданныеэтихсудов:
— главные размерения: L = 25…30 м; В = 5,5…7,5 м; d = 2…3 м;

— водоизмещение A = 150…350 т;
-мощностьглавного двигателя Ne =110…225 кВт; -скорость хода Vs = 9…9,5 уз.
МРТ — малые рыболовные траулеры. Как и малые рефрижераторные траулеры, эти суда ограничены районом плавания до 50 миль удаления от порта-убежища. При экипаже 5…6 человек их автономность не превышает 10 суток.
Установка на этих судах каких-либо технологических механизмов и уст-ройствнепредусмотрена.
Изпромысловыхустройствимеетсялишь траловаялебедка. Техническиеданныеэтихсудов:
-главныеразмерения:L

Суда рыболовные: типы

Рыболовные суда — это лодки, катера или корабли, при помощи которых люди осуществляют промысел рыбы, китов, тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д

Общие сведения В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.


История развития ловли рыбы довольно длительная. На сегодняшний же день это занятие переросло в полноценную промышленную отрасль. Такое развитие привело к тому, что людьми были изобретены разные типы рыболовных судов. Существуют такие виды, как траулер, плавучая база, дрифтер, сейнер, тунцелов и другие промысловые суда. Стоит отметить, что именно коммерческие рыболовные суда первыми стали снабжаться такой техникой, как радионавигационные приборы, помогающие определить местонахождение косяка рыбы.

Разделение на классы

Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным типам судна. Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует.

Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.


Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных типов кораблей. Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети — тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи.

В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.



Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы. Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда — это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.


В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые морские рыболовные суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры — это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер — это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.


Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, что такие корабли довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.


Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах. Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии.

Рыбная ловля — это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

Читайте также: