Специализированный суд рб это

Обновлено: 16.05.2024

Экономические суды –. Эти суды появились в 1991 году. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей стране действовали органы государственного и ведомственного арбитража[3]. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями, выполнявшие одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера.

В настоящее время экономические суды (с 1 января 2014 года) входят в систему судов общей юрисдикции.

В соответствии со ст.59 КоСиСС в каждой области Республики Беларусь действует экономический суд соответствующей области, а в городе Минске – экономический суд города Минска.

В каждой области Республики Беларусь действует экономический суд соответствующей области, а в городе Минске – экономический суд города Минска.

Экономический суд области (города Минска), специализированный экономический суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

23. В экономическом суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в экономическом суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Экономический суд области (города Минска) (компетенция):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда назначается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда является судьей соответствующего экономического суда.

Председатель экономического суда области (города Минска) (компетенция):

формирует судебные составы соответствующего суда;

вносит Председателю Верховного Суда Республики Беларусь представления для назначения составов судебных коллегий;вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий.

24. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Любой граж. РБ достиг. Возраста 25 лет имее выс. Юр. Образование не совершав. Порочавших поступков, имеющий стаж работы по юр. Спец. Не менее 2х лет или прошедший в установленном порядке стажировку не менее 2х лет и здавший квалиф. Экзамен может стать судьёй. Судьёй по одминистр. Делам и исполнительным произв. Может быть гражданин РБ достигший возраста 23 лет и имею. Юр. Образ, и не сов. Пороч. Поступков. Требование к кандидату на должность судьи касающиеся наличия юр. Образования стажа работы по юр. Специальности или прохож. Стажировки и здачи квал. Экзамена не распростроняется на судей, судебной коллегии по потентным делам ВС, которые имеют высш. Технич. Или естественно научное образование. Кондидаты на должность: 1.судьи областного, Минского городс, Белорус. Военного судов должны иметь стаж работы в качестве судии не менее 3х лет. 2.судьи верховного суда и высшего. Хоз. Суда должны иметь стаж работы в качестве судии не менее 5 лет за исключением судей судебной коллегии по потентным делам ВС не имеющих высш юр. Образования, которые долж. Иметь стаж работы в области патентноведенья не менее 3 лет. 3.судьи военных судов и военной коллегии РБ назначаются на должность из числа военно. Служащих имеющих воинское звание офицерского состава. Кондидаты на должность судей здают квал. Экзамен экзаменационной комиссии состав которой утверждается коллегией судей. После здачи экзаменов кондитат на должность судьи обращается в соответствующую квал. Коллегию судей с просьбой выдачи ему рекомендации для занятия судебной должности. Квал. Коллегия с учетом результатов экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи, либо отказывает в такой рекоменд. Данные результаты экзамена и другие материалы характ. Кандидата судьи направляются президенту через одминистрацию президента.Судьёй конституционного суда может быть назначен или избран гражд. РБ имеющий высшее образование являю. Высоко квалифицированным специа. В области права и имеющий как правило ученую степень обладающими высокими моральными качествами. Судьи назначенные на должность приносят присягу в торжественной обстановке.




Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и отбор кандидатов на должности судей. Назначение и исполнение обязанностей судьи суда общей юрисдикции

Лица, претендующее на то, чтобы занять важную и ответственную должность судьи, должны соответствовать ряду общих и специальных требований.

- лицо не должно быть недееспособным или ограниченно дееспособным, достигнуть восемнадцатилетнего возраста;

- лицо не должно быль лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

- отсутствие заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

- обязанность в прохождении процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты;

- отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- гражданство Республики Беларусь;

- исключение факта представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

- представление декларации о доходах и имуществе, недопущения умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

- отсутствия факта увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин,

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков,

употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

Специальные требования к кандидатам на должность судьи сформулированы в ст. 91, 94 и 95 КОСиСС.

26. Верховный Суд Республики Беларусь, его состав и компетенция.

Порядок проведения квалифик-ой аттестации регулируется положением по квалиф-ой аттестации и квалиф-ых классов судей, судов РБ утвержденной указом президента 4 дек. 97 года. Цель квалф-ой аттестации: 1.К ним относится улучшение качества состава судей. 2.Установление соотв. Судьи занимаемой должности. 3.Стимулир-е профис-ого роста судей, 4.определение необходимости их переподготовки. 5.Повышение в с ответст-ти судей за соба-ие закон-ти при осуществлении правосудия. Очередная аттестация судей проводится в отношении судей впервые назначенные на должность и не имеющих квалиф-ых классов.При освоении им очередного квалиф-ого класса проводится переодически 1 раз в 5 лет. Внеочередная аттестация прово-ся при назначении судьи бессрочно, при назначении судьи на должность председ-ия суда, при назн. Судьи в выше стоящий суд.При досрочном присвоении квалиф-ого класса или понижения в квалиф-ом классе.По рез-ом аттестации могут быть приняты решения:1.О присвоении судьи очередного квалиф-ого класса. 2. О присвоении судье более высокого квалиф-ого класса. 3. Об установлении судьи ранее приговор-ого квалиф-ого класса. 4. Об понижении судьи в квалиф-ого класса. 5. Об отсрочки аттестации на срок не более 6 месяцев. 6. О несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от должности. Для судей судов РБ устанав-ся квалиф-ые классы: высший, 1-ый и 2-ой присваиваются председателю верхо-ого суда, председателю высшего хоз-ого суда, их заместителям и судьям этих судов. 1,2,3 и 4 – председателям, заместителям председателя, судьям областных, Минн. Гор., Бел. Военного , Межгарниз-х Военных судов, судьям областных и Минского городского хоз-го судов. 1, 2, 3, 4 и 5-ый – судьям рай-ых (гор-их) и межгарниз-ых военных судов. Сроки пребывания в квалиф-х классах: В 5-ом квал-ом классе – 2 года, 2 4-ом – 3 года, в 3-ем – 4 года, во 2 – 5 лет. Срок пребывания в 1 высшем квал-ом классе не устанав-ся. Присвоение и лишение квал-ых классов произв-ся президентом.

27.Статус судьиСудьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают

года и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

В ст. 109 Конституции Республики Беларусь сказано, что система судов строится на принципах территориальности (областные, районные, городские суды) и специализации (суды общей и специальной юрисдикции).

- Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

- общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

- хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Систему общих судов составляют:

- районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;

- областные (Минский городской), Белорусский военный суды;

- Верховный Суд Республики Беларусь.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

Систему хозяйственных судов составляют:

- хозяйственные суды областей (города Минска);

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Каждый суд рассматривает определенный круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность.

Различают вышестоящие и нижестоящие суды. Так вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который в свою очередь будет нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют суды первой и второй инстанции. Суды первой инстанции рассматривают дело в первый раз. Суд первой инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его изменить или отменить. По общему правилу, решения суда вступают в силу через 10 дней. В течение этого времени стороны могут обжаловать (подать жалобу), а прокурор опротестовать (подать протест) в вышестоящий суд. Если подана жалоба или протест, то решение суда не вступает в силу до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит дело и не вынесет по нему судебный акт – определение. Судами первой инстанции могут быть все суды общей юрисдикции. Судами второй инстанции могут быть все суды общей юрисдикции, за исключением районных (городских) судов.

Органы внутренних дел

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами органов внутренних дел являются:

- защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

- профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

- розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

- участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;

- оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах законности, уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, гуманизма, единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Систему органов внутренних дел образуют организационно:

- Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

- территориальные органы внутренних дел – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, – органы внутренних дел на транспорте);

- учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел.

Функционально систему органов внутренних дел образует:

- подразделения предварительного расследования;

- подразделения по гражданству и миграции;

- подразделения финансов и тыла;

- органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

В систему органов внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

2.4 Органы предварительного следствия и дознания

Под предварительным расследованием преступлений понимается деятельность специальных государственных органов государства по сбору, проверке и оценке доказательств, установлению обстоятельств преступления.

Материалы предварительного расследования исследуются в судебном заседании, что дает возможность суду разобраться во всех деталях преступления, окончательно решить вопрос о виновности или невиновности обвиняемого, а также вынести обвинительный или оправдательный приговор.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает две формы предварительного расследования преступления: предварительное следствие и дознание. Основное различие между ними состоит в том, что дознание производится по сравнительно несложным уголовным делам о преступлениях, перечисленных в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь. Предварительное следствие осуществляется по преступлениям, представляющим значительную общественную опасность.

Предварительное расследование (дознание и следствие) создает предпосылки для рассмотрения дела в суде. Судебное следствие производится судом с учетом материалов предварительного расследования.

К органам предварительного расследования относят органы предварительного следствия и дознания соответственно. К органам предварительного следствия относят следственные аппараты органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 36 УПК). К органам дознания относят милицию, органы государственной безопасности, командиров воинских частей, начальников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, начальников следственных изоляторов, таможенные органы, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, глав дипломатических представительств и консульств и др. (ст. 37 УПК).

Предварительное расследование называется предварительным потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства. В процессе судебного слушания решается вопрос о виновности или невиновности лица, назначается наказание за совершенное преступление. В судебном заседании исследуются материалы, собранные в процессе предварительного расследования.

Дела частного обвинения возбуждаются и рассматриваются судом по жалобе потерпевшего, поданной в суд. Эти дела суд может прекратить в случае примирения сторон. Если стороны не примирятся, то выносится приговор. По этим делам предварительное расследование не производится.

Экономические суды –. Эти суды появились в 1991 году. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей стране действовали органы государственного и ведомственного арбитража[3]. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями, выполнявшие одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера.

В настоящее время экономические суды (с 1 января 2014 года) входят в систему судов общей юрисдикции.

В соответствии со ст.59 КоСиСС в каждой области Республики Беларусь действует экономический суд соответствующей области, а в городе Минске – экономический суд города Минска.

В каждой области Республики Беларусь действует экономический суд соответствующей области, а в городе Минске – экономический суд города Минска.

Экономический суд области (города Минска), специализированный экономический суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

23. В экономическом суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в экономическом суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Экономический суд области (города Минска) (компетенция):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда назначается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда является судьей соответствующего экономического суда.

Председатель экономического суда области (города Минска) (компетенция):

формирует судебные составы соответствующего суда;

вносит Председателю Верховного Суда Республики Беларусь представления для назначения составов судебных коллегий;вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий.

24. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Любой граж. РБ достиг. Возраста 25 лет имее выс. Юр. Образование не совершав. Порочавших поступков, имеющий стаж работы по юр. Спец. Не менее 2х лет или прошедший в установленном порядке стажировку не менее 2х лет и здавший квалиф. Экзамен может стать судьёй. Судьёй по одминистр. Делам и исполнительным произв. Может быть гражданин РБ достигший возраста 23 лет и имею. Юр. Образ, и не сов. Пороч. Поступков. Требование к кандидату на должность судьи касающиеся наличия юр. Образования стажа работы по юр. Специальности или прохож. Стажировки и здачи квал. Экзамена не распростроняется на судей, судебной коллегии по потентным делам ВС, которые имеют высш. Технич. Или естественно научное образование. Кондидаты на должность: 1.судьи областного, Минского городс, Белорус. Военного судов должны иметь стаж работы в качестве судии не менее 3х лет. 2.судьи верховного суда и высшего. Хоз. Суда должны иметь стаж работы в качестве судии не менее 5 лет за исключением судей судебной коллегии по потентным делам ВС не имеющих высш юр. Образования, которые долж. Иметь стаж работы в области патентноведенья не менее 3 лет. 3.судьи военных судов и военной коллегии РБ назначаются на должность из числа военно. Служащих имеющих воинское звание офицерского состава. Кондидаты на должность судей здают квал. Экзамен экзаменационной комиссии состав которой утверждается коллегией судей. После здачи экзаменов кондитат на должность судьи обращается в соответствующую квал. Коллегию судей с просьбой выдачи ему рекомендации для занятия судебной должности. Квал. Коллегия с учетом результатов экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи, либо отказывает в такой рекоменд. Данные результаты экзамена и другие материалы характ. Кандидата судьи направляются президенту через одминистрацию президента.Судьёй конституционного суда может быть назначен или избран гражд. РБ имеющий высшее образование являю. Высоко квалифицированным специа. В области права и имеющий как правило ученую степень обладающими высокими моральными качествами. Судьи назначенные на должность приносят присягу в торжественной обстановке.




Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и отбор кандидатов на должности судей. Назначение и исполнение обязанностей судьи суда общей юрисдикции

Лица, претендующее на то, чтобы занять важную и ответственную должность судьи, должны соответствовать ряду общих и специальных требований.

- лицо не должно быть недееспособным или ограниченно дееспособным, достигнуть восемнадцатилетнего возраста;

- лицо не должно быль лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

- отсутствие заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

- обязанность в прохождении процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты;

- отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- гражданство Республики Беларусь;

- исключение факта представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

- представление декларации о доходах и имуществе, недопущения умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

- отсутствия факта увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин,

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков,

употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

Специальные требования к кандидатам на должность судьи сформулированы в ст. 91, 94 и 95 КОСиСС.

26. Верховный Суд Республики Беларусь, его состав и компетенция.

Порядок проведения квалифик-ой аттестации регулируется положением по квалиф-ой аттестации и квалиф-ых классов судей, судов РБ утвержденной указом президента 4 дек. 97 года. Цель квалф-ой аттестации: 1.К ним относится улучшение качества состава судей. 2.Установление соотв. Судьи занимаемой должности. 3.Стимулир-е профис-ого роста судей, 4.определение необходимости их переподготовки. 5.Повышение в с ответст-ти судей за соба-ие закон-ти при осуществлении правосудия. Очередная аттестация судей проводится в отношении судей впервые назначенные на должность и не имеющих квалиф-ых классов.При освоении им очередного квалиф-ого класса проводится переодически 1 раз в 5 лет. Внеочередная аттестация прово-ся при назначении судьи бессрочно, при назначении судьи на должность председ-ия суда, при назн. Судьи в выше стоящий суд.При досрочном присвоении квалиф-ого класса или понижения в квалиф-ом классе.По рез-ом аттестации могут быть приняты решения:1.О присвоении судьи очередного квалиф-ого класса. 2. О присвоении судье более высокого квалиф-ого класса. 3. Об установлении судьи ранее приговор-ого квалиф-ого класса. 4. Об понижении судьи в квалиф-ого класса. 5. Об отсрочки аттестации на срок не более 6 месяцев. 6. О несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от должности. Для судей судов РБ устанав-ся квалиф-ые классы: высший, 1-ый и 2-ой присваиваются председателю верхо-ого суда, председателю высшего хоз-ого суда, их заместителям и судьям этих судов. 1,2,3 и 4 – председателям, заместителям председателя, судьям областных, Минн. Гор., Бел. Военного , Межгарниз-х Военных судов, судьям областных и Минского городского хоз-го судов. 1, 2, 3, 4 и 5-ый – судьям рай-ых (гор-их) и межгарниз-ых военных судов. Сроки пребывания в квалиф-х классах: В 5-ом квал-ом классе – 2 года, 2 4-ом – 3 года, в 3-ем – 4 года, во 2 – 5 лет. Срок пребывания в 1 высшем квал-ом классе не устанав-ся. Присвоение и лишение квал-ых классов произв-ся президентом.

27.Статус судьиСудьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают

года и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Судебная система – это совокупность всех действующих в Республике Беларусь судов, установленных на основе Конституции Республики Беларусь Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь, система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Согласно ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судебная система Республики Беларусь включает следующие элементы: 1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Республики Беларусь (входит в судебную систему согласно положениям Конституции Республики Беларусь); 2) суды общей юрисдикции: общие суды, к которым Кодекс относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; 3) хозяйственные суды: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный суд[54] (создан 12 апреля 1994 г. при Белорусской торгово-промышленной палате) и Экономический Суд СНГ[55], не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Судебная система Республики Беларусь представлена на схеме 5.

Необходимость существования в государстве системы судов, различных по специализации, объему компетенции, объясняется рядом причин, которые можно свести к следующим:

Совокупность судов способствует обеспечению их общедоступности для населения. В Республике Беларусь организация системы судов соответствует административно-территориальному устройству государства, что позволяет охватить своей юрисдикцией каждый регион государства, обеспечив гражданам возможность обращаться в суд.

2. Система судов позволяет распределять между ними компетенцию рассмотрения дел различных категорий в зависимости от отрасли правового регулирования (например, юридические конфликты в области хозяйственной деятельности и проблемы конституционности нормативного правого акта), субъектов, участвующих в деле (юридические лица, военнослужащие), степени сложности разрешения возникшего конфликта и др.

3. Наличие системы судов создает правовой режим, позволяющий свести к минимуму возможность судебной ошибки, поскольку решения нижестоящих судов являются предметом пересмотра для судов вышестоящих инстанций (основания и порядок подобной деятельности урегулированы соответствующим процессуальным законодательством).

Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности. Несмотря на то, что только общих судов в целом в республике насчитывается более 150 (Верховный Суд Республики Беларусь, 6 областных и 145 районных (городских) судов), характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство.

Как отмечается в ст. 4 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем: установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей; соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.

Тем самым принципу единства судебной системы придается особая важность и значимость.

На основе вышесказанного, обобщив положения Конституции Республики Беларусь и законодательных актов о судоустройстве, можно утверждать, что основополагающими принципами построения судебной системы белорусского государства являются: 1) единство; 2) территориальность; 3) специализация.

2. Звено судебной системы и судебные инстанции

Несмотря на отмеченное выше единство судебной системы республики, суды, входящие в названую систему, различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы.

Таким образом, звено судебной системы – это совокупность организационно обособленных однотипных судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями, занимающих одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы:

1. Первое, или, как чаще его называют в литературе, основное звено, в которое входят все районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды.

2. Второе (среднее) звено включает областные суды и Минский городской суд.

3. Высшим звеном судебной системы является Верховный Суд Республики Беларусь.

Система военных судов, которые также отнесены законодательством к общим судам, выглядит несколько иначе и включает следующие звенья:

1. Основное звено – межгарнизонные военные суды.

2. Среднее звено – Белорусский военный суд.

3. Высшим звеном в системе военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственные суды объединяются в два звена:

1. Областные суды и хозяйственный суд г. Минска.

2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Более подробно структура каждого из судов соответствующего звена, а также их компетенция будут рассмотрены ниже. Все звенья судебной системы, являясь организационно обособленными, осуществляют свою деятельность согласованно, находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия.

Как отмечается в литературе, они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями судопроизводства[57].

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений и т.п.).

В судебной системе судов общей юрисдикции, исходя из процессуальной компетенции, действуют:

I. Суды первой инстанции.

II. Суды второй (кассационной) инстанции.

III. Суды надзорной инстанции.

Концепция судебно-правовой реформы предложила ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию[59]. В настоящее время в Республике Беларусь апелляционные инстанции созданы в системе хозяйственных судов, где действуют:

I. Суды первой инстанции.

II. Суды апелляционной инстанции.

III. Суды второй (кассационной) инстанции.

IV. Суды надзорной инстанции.

Кроме того, принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предопределило введение апелляционной инстанции и в системе общих судов. Так, ст.ст. 36, 46 Кодекса, определяя компетенцию областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Верховного Суда Республики Беларусь, закрепляют правомочие названных судов рассматривать в апелляционном порядке в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела. В связи с этим при необходимости Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском), Белорусском военном судах, в Верховном Суде Республики Беларусь может образовываться апелляционная судебная коллегия.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

Судом первой инстанции обычно называют суд, наделенный компетенцией принимать решение по существу данного дела.

По уголовным делам это вопросы о наличии состава преступления, о виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба и др. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть суды всех звеньев в пределах предоставленных им законом полномочий. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Республики Беларусь. Содержание компетенции судов первой инстанции определено в соответствующем процессуальном законодательстве.

По смыслу закона под апелляционной инстанцией понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу (приговор либо решение суда вступают в законную силу в течение 10 дней соответственно как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве). Исключение составляет хозяйственное судопроизводство, поскольку согласно ст. 282 ХПК, кассационная жалоба (протест) может быть подана на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. Судами кассационной инстанции судов общей юрисдикции в Республике Беларусь являются: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда, в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов; судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда соответственно.

Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте понятие и общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

2. Назовите принципы построения судебной системы.

3. Дайте краткую характеристику звеньев судебной системы нашей республики.

4. Назовите и охарактеризуйте судебные инстанции.

Читайте также: