Каким был порядок формирования народных судов непосредственно верховным судом ссср

Обновлено: 02.05.2024

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года [1] .

Содержание

Создание

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Верховного Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [3]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [4] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [2] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; ;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [5]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного Суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД [9] .

В связи с образованием СССР (декабрь 1922 г.) был создан Верховный Суд ССС. Глава 7 Конституции СССР 1924 г. посвящалась именно ему. К компетенции Верховного Суда СССР относилось разрешение судебных споров между союзные республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

На территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский суд (или соответствующий ему суд) и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик и особенностей их административно-хозяйственного деления допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики. При ЦИК СССР состоял Верховный Суд СССР. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.




Неудачная попытка большевиков ликвидировать, сломать старые конструкции организации судебной власти сменяется политикой синтеза идеологических принципов большевиков и частичного восстановления правовых принципов в ее организации. Восстанавливается прокуратура, адвокатура, но сохраняется и принцип зависимости судебной власти от распорядительной, от Советов. Не имея четкого представления об образе суда в период социализма, большевики делали попытки нащупать оптимальную для диктатуры пролетариата форму организации суда.

По Конституции СССР 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании срок на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельно судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законе открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрен исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим язык полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Согласно ст. 5 Закона правосудие в СССР осуществлялось на началах единого и равного для всех граждан суда независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности. В Законе нашли отражения принципы выборности судей, вовлечение широких масс трудящихся в отправление правосудия, рассмотрение дел в судах с участием народных заседателей. Система судов была построена применительно к существовавшему политико-административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный суд автономной республики. Последние избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов. Верховный суд союзной республики являлся ее высшим судебным органом и избирался Верховным Советом союзной республики сроком на 5 лет. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, имел право принять к своему производству любое дело, отнесенное к компетенции любого суда на территории данной республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных и соответствующих им судов. Верховный суд мог пересматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора.

В начале Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранять председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.

После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. В местностях, где ранее существовало военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были также восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией и Законом о судоустройстве выборы в народные суды, которые не успели провести до войны, были проведены теперь, притом непосредственно населением. Учитывая, что осуществление правосудия требовало определенного жизненного опыта Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 сентября 1948 г. установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

Большую роль в улучшении работы суда сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г., установивший ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и в приравненных к ним специальных судов.

В 1945-1947 гг. военные, трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые вершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и других злодеяния. В 1946-1947 гг. Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дела атамана Семенова, атамана Краснова, генерала Шкуро и других лиц, которые активно боролись против Советской власти после Великой Российской революции и в годы Великой Отечествен войны.

Установление монополи государства во всех сферах экономической деятельности, ликвидация политической оппозиции и создание авторитарного режима вождя ВКП (б) И.В. Сталина создает условия для злоупотребления в использовании императивных норм права. Открывается эпоха двойной формальности и правового нигилизма. Политическая целесообразность полностью стала подменять законность и любые представления о справедливости. Мощь государства стала высшей ценностью. Органы правосудия превратились в органы террора. Широко практиковалась деятельность внесудебных органов по вынесению приговоров обвиняемым.

В феврале 1957 г. в связи с тем, что в работе транспортных судов не содержалось таких специфических признаков, которые давали бы основания выделять эти суды в особую судебную систему, а также в силу сокращения объема их деятельности транспортные суды были упразднены. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия, принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия, объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик. Верховный Суд СССР мог истребовать дела, приговоры и решения по которым вступили в силу, только в том случае, если они 6ыли рассмотрены в порядке надзора в Верховном суде союзной республики. Пересмотр дела в Верховном Суде СССР мог иметь место лишь случае противоречия постановлений Верховных судов союзных республик общесоюзному законодательству или при нарушении этими постановлениями интересов других республик.

Сокращение надзорных функций давало возможность Верховному Суду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, более тщательно разрабатывать руководящие разъяснения судебным органам, заниматься вопросами совершенствования законодательства и судопроизводства. Верховному Суду СССР принадлежало право законодательной инициативы, а также право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежавшим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР. Верховный Суд СССР действовал в составе: Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

Верховный Суд состоял из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя Верховного Суда СССР, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей, избиравшихся Верховным Советом СССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являвшихся членами Верховного Суда СССР по должности.

В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о су­доустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличен с 3 до 5 лет. Это преследовало цели обеспечения возможности народному судье лучше изучить условия района, способствовать стабилизации судебной практики, повышению качества судебной работы. Согласно Основам народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих - по воинским частям.

Основы установили подотчетность народных судов непосредственно перед избирателями, всех других судов - перед Советами, их избравшими. Основы предусмотрели также образование Пленумов Верховных судов союзных республик, что было направлено на обеспечение более квалифицированного руководства с их стороны деятельностью судебных органов, учет специфических условий республик при осуществлении правосудия.

В 70-е годы происходит дальнейшее развитие правовых норм их организации и деятельности. Это было осуществлено в Конституции СССР 1977 г. и в новых законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре, о государственном арбитраже, адвакатуре. При этом в названных законах первостепенное значение в деятельности вышеперечисленных органов придавалось обеспечению охраны социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, строгому соблюдению законности.

В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из вышеперечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Всей своей деятельностью он был призван обеспечить правильность применения законов, при осуществлении правосудия на высший судебный орган возлагалась обязанность изучать и обобщать судебную практику, осуществлять анализ судебной статистики и давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР был обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применявших закон, по которому давалось разъяснение.

В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР (ст. 163) Конституции СССР. Основной задачей органов государственного арбитража являлось разрешение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом государственном арбитраже в СССР.

Система органов государственного арбитража состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных ре публик, государственных арбитражей краев, областей. Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи город автономной области, автономного округа.

Провозглашение совершенствования советской модели социализма и курса Перестройки предполагало ряд преобразований. Изменениями к Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд - Комитет конституционного надзора. И хотя этот орган не входил в систему судебных, его целесообразно упомянуть в этом разделе. Меняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. Это, по мнению инициаторов новшества, должно было способствовать большей независимости судей. Впоследствии принимается целый ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти.

Таким образом,неудачная попытка большевиков ликвидировать, сломать старые конструкции организации судебной власти сменяется политикой синтеза идеологических принципов большевиков и частичного восстановления прежних правовых принципов в организации судебной системы. Восстанавливается прокуратура, адвокатура, но сохраняется и принцип зависимости судебной власти от распорядительной, от Советов. Не имея четкого представления об образе суда в период социализма, большевики делали попытки нащупать оптимальную для диктатуры пролетариата форму организации суда.

Читайте также: