Сколько судов проходит через панамский канал

Обновлено: 05.05.2024

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ, шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Атлантический и Тихий океаны. У атлантического входа в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского – Бальбоа и Панама.

Первым из европейцев Панамский перешеек пересек в 1513 испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа. В колониальную эпоху неоднократно возникали так и не реализованные планы строительства трансокеанского канала. Интерес США к идее строительства канала обозначился во время калифорнийской золотой лихорадки 1848. В 1850 США и Великобритания заключили договор Клейтона – Булвера, согласно которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет.

В 1878 Франция получила от Колумбии, куда до 1903 входила Панама, концессию на 99 лет для строительства канала. В 1879 была создана компания под руководством Фердинанда Лессепса, строителя Суэцкого канала, и спустя два года начались работы. Однако в 1887 компания обанкротилась из-за высоких цен, финансовых афер и высокой смертности рабочих. В то время США зондировали возможность прокладки трансокеанского канала через территорию Никарагуа, и специально созданная в 1899 комиссия через три года пришла к выводу, что этот вариант более рационален. Свободу действий США получили в 1901, когда заключили с Великобританией договор Хея – Паунсфорта, аннулировавший предыдущий договор. Французская компания опасалась потерять все капиталовложения в случае строительства канала через Никарагуа и предложила США все права и свою собственность в Панаме за 40 млн. долларов. Североамериканская комиссия рекомендовала принять эти условия, и в 1902 конгресс одобрил проект и начал переговоры с Колумбией.

В 1903 при президенте Рузвельте между США и Колумбией был подписан договор Хея – Эррана о строительстве канала. Однако сенат Колумбии отказался ратифицировать договор. Тогда США стали оказывать поддержку панамским сепаратистам и не позволили колумбийским войскам высадиться на перешейке, чтобы подавить восстание. В результате 3 ноября 1903 Панама провозгласила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного государства.

Уже 18 ноября 1903 США и правительство новообразованной республики подписали договор Хея – Бюно-Варильи, согласно которому североамериканцы получали полный контроль над зоной шириной в 10 миль, проходящей полосою через весь перешеек. США заплатили Панаме 10 млн. долларов и обязались выплачивать еще 250 000 долларов ежегодно. При этом Панама фактически становилась протекторатом США. В 1914 США подписали с Колумбией договор Томпсона – Уррутии, обеспечивший за определенную компенсацию признание Колумбией независимости Панамы. Сенат США отложил ратификацию договора, и только в 1921 Колумбия получила обещанные 25 млн. долларов.

В 1905 назначенный президентом Рузвельтом экспертный совет рекомендовал построить безшлюзовый канал, однако конгресс принял проект шлюзового канала. Вначале работы велись под руководством гражданских инженеров, но с 1907 строительство взяло на себя военное министерство. В его ведении находился и врачебный контроль над санитарными условиями и лечением тропических болезней. Французы, начинавшие строительство, осуществили выемку 23 млн. куб. м земли по маршруту канала; североамериканцам оставалось вынуть еще 208 млн. куб. м. Первое судно прошло через панамский перешеек 15 августа 1914, но фактически канал вступил в строй после официального открытия 12 июня 1920. По правительственным источникам, сооружение канала обошлось в 380 млн. долларов.

Зона Панамского канала.

Договор Хея – Бюно-Варильи 1903 отдавал во владение США в общей сложности 1432 кв. км панамской территории, включая озера Гатун и Алахуэла, позже переименованное в озеро Мадден. Вплоть до 1979 управление зоной канала было тесно связано с администрацией самого канала. Губернатором зоны был генерал инженерного корпуса армии США, а в зоне функционировали собственные полицейские и пожарные части, суд, почта, медицинские учреждения и школы с преподаванием на английском языке.

Панамский канал в международных отношениях.

В дипломатических отношениях Панамы и США на передний план всегда выходили проблемы, связанные с зоной канала. Панама стремилась расширить свое участие в управлении каналом, увеличить свою долю прибыли, протестовала против дискриминации работавших в зоне панамцев. По договору Хьюлла – Альфаро 1936 были отменены и пересмотрены некоторые кабальные положения договора 1903. В частности, США отказались от права военного вмешательства во внутренние дела Панамы и от монополии на коммуникации через перешеек, предоставляли панамцам право торговли в зоне канала и увеличили ежегодные выплаты до 430 тыс. долларов.

Договор Эйзенхауэра – Ремона 1955 передавал Панаме собственность США вне зоны канала стоимостью в 24 млн. долларов, увеличивал ежегодную арендную плату до 1 млн. 930 тыс. долларов, обязывал США построить мост через канал (завершен в 1962) и наладить водоснабжение городов Колон и Панама, лишал ряда льгот североамериканских предпринимателей, ограничил дискриминацию панамцев, занятых в зоне канала, предоставил правительству Панамы право взимать налоги со своих граждан, работающих в зоне, и с иностранцев (кроме американцев), работающих вне зоны.

В 1959 в зоне канала произошли стычки панамцев с полицией США. После переговоров 1960 США согласились вывесить на границе зоны флаги двух государств – США и Панамы. По дальнейшим договоренностям 1962 США позволили проносить панамский флаг через зону и согласились продолжить дискуссии по другим вопросам, в том числе о равной оплате труда в зоне канала для американцев и панамцев. В январе 1964, после того как американские студенты отказались нести панамский флаг вместе со своим флагом, произошли новые беспорядки, которые привели к разрыву дипломатических отношений. Панама вновь потребовала пересмотреть условия договора 1903. В апреле 1964 дипломатические отношения были восстановлены.

В 1967 был разработан проект договора о суверенитете Панамы над зоной канала и создании объединенного управления каналом, но в 1970 Панама отвергла этот проект. Переговоры, возобновившиеся в 1971, привели к подписанию в 1977 двух соглашений, согласно которым 1 октября 1979 зона канала переходила под юрисдикцию Панамы, а к 2000 США обязались передать Панаме сам канал. Впрочем, североамериканцы оставили за собой право военного вмешательства при необходимости защиты канала и сохранения его нейтралитета. Согласно договоренностям, для эксплуатации канала создана комиссия Панамского канала. До 1990 во главе Комиссии стоял гражданин США, назначаемый президентом США, после 1990 и вплоть до передачи канала в декабре 1999 ее возглавлял гражданин Панамы, также назначавшийся президентом США.

Гонионский С. Панама – панамцам. М., 1963
Кравец Н. Панама. М., 1968
Лазарев М., Лунин В. Договор Торрихоса-Картера: важный шаг на длинном пути. – Латинская Америка, 1978, № 2
Мерин Б. Панама борется. М., 1978
Латинская Америка. Энциклопедия, т. 1. М., 1982

Проход парохода “Анкон” по Панамскому каналу, 15 августа 1914 года EPA/EFE

Идея соединить между собой Тихий и Атлантический океаны через Панамский перешеек появилась еще в XVI в., однако технические возможности для этого появились лишь в конце XIX в. Первую попытку строительства канала предприняли французы в 1879 г., но она оказалась неудачной и завершилась многочисленными финансовыми скандалами.


В начале XX в. за реализацию проекта взялись американцы. В 1903 г. между США и Колумбией, в состав которой входила территория Панамского перешейка, был подписан договор (Хея-Эррана), предусматривавший передачу зоны канала на 99 лет в пользование американцам и их право на военное вмешательство в интересах защиты канала. Однако колумбийский парламент отказался ратифицировать этот документ. Тогда при поддержке американского военного флота в колумбийском департаменте Панама (занимает территорию Панамского перешейка) был установлен лояльный США режим, и 3 ноября 1903 г. здесь было объявлено о создании независимого государства. После этого Панама и США подписали договор (Хея-Бюно-Варильи), предоставивший США "на вечные времена" право пользования и контроля над территорией будущего Панамского канала. Панама получила $10 млн. Помимо этого, за пользование каналом для США была установлена арендная плата.

Строительство Панамского канала началось в 1904 г. Работы по его прокладке длились 10 лет. В них приняли участие свыше 70 тыс. Общая стоимость проекта составила $660 млн. 15 августа 1914 г. по каналу прошло первое судно. Им стал американский пароход "Анкон". Официальная церемония открытия состоялась 12 июня 1920 г.

В 1939 г. США приступили к расширению канала для прохода военных кораблей нового поколения, однако работы были остановлены в связи с началом Второй мировой войны.

Характеристики

Канал протянулся с северо-запада на юго-восток Панамского перешейка, от г. Колон на атлантическом побережье до г. Панама на тихоокеанском. Его длина - 80 км (из них около 65 км проложено по суше). Вся система состоит из искусственных водоемов, соединенных каналами, и трех групп шлюзов. Шлюзы необходимы в связи с тем, что из-за особенностей рельефа искусственное озеро Гатун находится на высоте 25,9 м над уровнем моря. Все шлюзы двусторонние, что позволяет осуществлять безопасное встречное движение судов. Ширина шлюзовых камер – 33,5 м, глубина – 12 м. Канал сократил водный путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско на 13 тыс км. Проход по нему занимает в среднем около 8 часов. Максимальная пропускная способность канала — около 17 тыс. судов и 300 млн тонн грузов в год.

Эксплуатация

В 1977 г. руководитель Панамы Омар Торрихос и президент США Джимми Картер подписали Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и управлении каналом (договоры Торрихоса-Картера), согласно которым 31 декабря 1999 г. Панамский канал перешел под юрисдикцию Панамы. Для управления им при правительстве страны была создана государственная компания - Администрация Панамского канала.

Канал имеет статус международного. Его акватория используется не только с учетом национального законодательства, но и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. За проход по нему взимаются официальные платежи. Согласно отчету Администрации Панамского канала, в 2015 финансовом году (с 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.) через канал были перевезены рекордные 340,8 млн т грузов, а доход от его эксплуатации составил почти 2% годового ВВП страны. На канале трудятся около 10 тыс. человек.

Модернизация

В начале XXI в. стала очевидна необходимость модернизации всей системы канала. Его пропускная способность достигла своего максимального уровня. Кроме того, канал рассчитан на проход судов определенных размеров - типа Panamax (допустимая длина – 294 м, ширина – 32,6 м, осадка – 12 м). Другие суда, с размерами, превосходящими заданный стандарт, - их принято называть Post-Panamax (длина - 400 м, ширина - 50 м, осадка - до 15 м) - не вписываются в его габариты.

В апреле 2006 г. правительство выступило с планом расширения и модернизации канала. На референдуме в октябре того же года его одобрили 76,3% панамцев. На его реализацию государство выделило $5,25 млрд. Работы начались 13 сентября 2007 г.

Проект включал строительство двух новых трехступенчатых шлюзовых каскадов — один при входе со стороны Атлантики, а второй — со стороны Тихого океана. Чтобы соединить уже существующие каналы с новыми шлюзами, прорыто 8 км новых судоходных каналов, а старые расширены и углублены, уровень озера Гатун поднят на 45 см (что позволит ежедневно расходовать дополнительные 2 млн тонн воды на работу шлюзов). Всего в ходе работ было перемещено 130 млн кубометров грунта и скальной породы. Ширина новых шлюзов достигает 55 м, а глубина - 15,2 м. Таким образом, Панамский канал сможет принимать современные крупнотоннажные суда. Ожидается, что в итоге пропускная способность этого водного пути возрастет в два раза.

Церемония открытия обновленного Панамского канала состоялась 26 июня 2016 г. Право открыть модернизированный канал было предоставлено китайскому судну Cosco Shipping Panama.


Панамский канал (исп. Canal de Panamá) – судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. Панамский канал официально открыт 12 июня 1920 года.

Что вы знаете о Панамском канале?

Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км. Таким образом, Панамский канал незаменим при следовании из Тихого в Атлантический океан (или в обратном направлении), иначе необходимо обходить Латинскую Америку вокруг мыса Горн.

Длина канала – 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде). Исторические шлюзы канала парные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении.

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу – 9 часов, минимальное – 4 часа 10 минут. Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала – государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна. Сегодня стоимость одного прохождения Панамского канала зависит от типа и размеров судна и составляет от 800 долл. для небольшой яхты до 500 тыс. долл. для самых больших судов.

Что вы знаете о Панамском канале? Прошло 4 года после расширения 1

Проход судна через старый (исторический) шлюз Панамского канала

Расширение Панамского канала 2016 года.

Ранее пройти через Панамский канал могли суда типа Panamax (длина – 294,1 м, ширина – 32,3 м, осадка – 12 м в пресной тропической воде), причем исторические шлюзы канала парные. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивалась специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами.

Что вы знаете о Панамском канале? Прошло 4 года после расширения 3

Новый и старый шлюз Панамского канала (слева на право)

После расширения Панамского канала в 2016 году, построена третья нитка канала с новыми шлюзами. Максимальный класс судов подняли с Panamax (294,1 м длины и 32,3 м ширины) до Neopanamax. Теперь Панамский канал пропускает суда длиной до 366 м и шириной до 49 м с потенциальной осадкой до 15,2 м. На новой нитке канала, электровозы уже не таскают суда, они их удерживают и центрируют, двигаются суда своими винтами.

Что вы знаете о Панамском канале? Прошло 4 года после расширения 5

Проход судна через новый шлюз Панамского канала, введенный в 2016 году

Работы по расширению Панамского канала завершены 26 июня 2016 года. Проект расширения Панамского канала длился более 9 лет и стоил 5,25 млрд долл. Максимальная пропускная способность Панамского канала выросла с 14 до 18 тыс. судов в год.

Новые шлюзы Панамского канала работают уже четыре года. 27% судопотока через канал – это суда типа Neopanamax, на них приходится 50% тоннажа всех судов, проходящих через Панамский канал. С момента открытия новых шлюзов Панамского канала через него прошло более 9 тыс. судов Neopanamax. Из них 46% приходится на долю контейнеровозов, 25% – на танкеры, перевозящие сжиженный нефтяной газ, 12% – на СПГ-газовозы и 9% – на сухогрузы.

Однако, даже после расширения не все суда смогут пройти Панамский канал. Например, контейнеровозы более 12 тыс. TEU не могут проходить Панамский канал в силу своих размеров, они превышают разрешенные размеры судов новой нитки Панамского канала (длина – 366 м, ширина – 49 м, осадка – 15,2 м). Такая же ситуация и с самыми крупными танкерами, который не могут проходить Панамский канал и вынуждены обходить Латинскую Америку вокруг мыса Горн.

Что вы знаете о Панамском канале? Прошло 4 года после расширения 7

Новый шлюз Панамского канала, введенный в эксплуатацию 26 июня 2016 года

Дополнительный налог за обеспечение пресной водой судов и covid-19.

Строительство новых шлюзов остро поставило проблему водоснабжения, так как для пропуска каждого судна их приходится заново наполнять пресной водой из уже сильно обмелевшего озера Гатун. Поэтому актуальным вопросом остается – поиск новых источников водоснабжения шлюзов канала, на что потребуется не менее чем 2 млрд долл. В связи с этим администрация канала приняла решение ввести дополнительный сбор на пресную воду.

Администрация Панамского канала с 15 февраля 2020 г. ввела дополнительную плату за обеспечение пресной водой судов, пересекающих канал, в рамках борьбы с последствиями засухи. Налог будет зависеть от доступности водных ресурсов во время транзита судов. Плата за пресную воду будет применяться ко всем судам длиной более 38 метров, которые проходят через канал, и составит 10 тыс. долл. за переход.

Пандемия covid-19 значительно сократила трафик судов через Панамский канал. В апреле 2020 года через канал прошли 1022 судна, в мае трафик сократился до 925 судов. Для сравнения, в январе 2020 года было 1283 транзита, в феврале – 1226, в марте – 1210. Больше всего пострадал сегмент круизного судоходства. Также значительно сократилось количество автомобилевозов и танкеров-газовозов.

Панамский канал

Панамский канал (исп. Canal de Panamá) - судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.

Длина - 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина - 150 метров (ширина исторических шлюзовых камер 33 метра), глубина - 12 метров.

Официально открыт 12 июня 1920 года.

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всём мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн т груза. (5 % мировых океанских грузоперевозок). Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах.

карта Панамский канал

История Панамского канала

В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века. В 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала. В 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств.

Тем не менее, первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом. Инициатива в разработке Панамского варианта была перехвачена французами. В то время внимание США привлекал, главным образом, никарагуанский вариант.

Международный конгресс, созванный перед сформированием компании Панамского канала, высказался за канал на уровне моря; стоимость работ намечалась в 658 млн франков и объём земляных работ предусматривался в 157 млн куб. ярдов.

В 1887 году пришлось отказаться от идеи бесшлюзового канала, чтобы сократить объём работ, так как средства компании (1,5 млрд франков) были растрачены, главным образом, на подкуп газет и членов парламента; лишь треть была израсходована на производство работ. В результате 14 декабря 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены.

В 1889 году компанию решено было распустить, и вокруг её деятельности возник знаменитый скандал во Франции в 1892-1893 гг. Дело было передано суду. В процессе расследования, начатого в результате финансового краха компании, обнаружилась грандиозная система подкупа парламентариев, членов правительства и прессы. Скомпрометированными оказались многие члены парламента и ряд руководящих деятелей из среды стоявших у власти умеренных республиканцев, как Фрейсине, Рувье, а также радикалов (Флоке и др.). Материалы расследования показали, что влиятельные политические деятели за крупные взятки давали разрешение на противозаконные действия явно шедшей к краху компании, что привело к разорению сотен тысяч мелких вкладчиков - владельцев акций. Ряд замешанных в Панамском скандале политических деятелей были преданы суду, но отделались чрезвычайно лёгкими наказаниями или были вовсе освобождены от них.

Испано-американская война 1898 года усилила намерение США построить канал на Панамском перешейке в целях усиления влияния в Западном полушарии. В 1899 году в США была создана комиссия по постройке канала через перешеек, и сенат ассигновал 115 млн долларов на осуществление никарагуанского варианта.

Одновременно США стали добиваться от Британии отказа от претензий на совместное управление каналом и начали для этого переговоры о пересмотре Клейтон-Бульверского договора, воспользовавшись затруднительным положением Великобритании во время Англо-бурской войны (1899-1902).

В 1901 году Соединённые Штаты заключили с Великобританией договор Хея - Паунсфота, согласно которому Штаты получили исключительное право на сооружение данного канала без участия Великобритании. Объявление канала нейтральным и гарантия свободного прохода через канал военных и торговых судов всех наций как в мирное время, так и в военное время уничтожалось американской оговоркой, что эти постановления не будут распространяться на те меры, которые США сочтут необходимым принять для защиты Панамы и поддержания порядка в канале. Фактически при войне, в которой участвовали бы США, их военные укрепления неизбежно лишали другую воюющую сторону возможности использовать канал на равных началах.

Ратификация Хей-Паунсефотского договора устранила помеху со стороны Англии. На очередь стал вопрос о перекупке у французской компании концессии на сооружение Панамского канала. С целью запугать французскую компанию, владевшую концессией, перспективой постройки конкурирующего канала и сбить цену, комиссия конгресса США высказалась сначала за никарагуанское направление, и в конгрессе 9 января 1902 года был принят соответствующий билль Хепберна. Под впечатлением этого французы согласились в июне 1902 года продать концессию, выполненные работы и значительное оборудование за 40 млн долларов; после этого американцы отменили билль Хепберна и решили вопрос в пользу Панамского канала.

28 июня 1902 года Конгресс США принял закон, обязывающий президента США приобрести имущество компании по строительству канала, акции железной дороги Панамской компании и полоску земли у Колумбии шириной 10 миль для сооружения, поддержания и управления каналом с правом юрисдикции на упомянутой территории.

22 января 1903 года посол Колумбии Томас Эрран и госсекретарь США Джон Хей подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала. За санкцию правительства Колумбии, которой принадлежала территория Панамы, на передачу концессии США соглашались уплатить единовременно 10 млн долларов и затем по истечении 9 лет - ежегодно по 250 тысяч долларов при сохранении суверенитета Колумбии над зоной Панамского канала. Условия эти и были оформлены в договоре Хэя-Эррана, но колумбийский сенат 12 августа 1903 года отказался его ратифицировать, поскольку концессионный договор с французской компанией истекал в 1904 году, а по условиям его, если канал к тому времени не начнет функционировать, а это было несомненно, - то все возведённые компанией сооружения переходили безвозмездно к Колумбии. Единственный выход заинтересованные лица во Франции и США видели теперь в том, чтобы штат Панама отделился от Колумбии и в качестве самостоятельного государства оформил юридически передачу концессии США.

Строительство началось под эгидой Министерства обороны США, а Панама фактически стала протекторатом США.

В 1900 году в Гаване Уолтером Ридом и Джеймсом Керролом было экспериментально доказано, что жёлтая лихорадка передается через укус комара, и был успешно применен метод снижения опасности жёлтой лихорадки путём уничтожения комариных личинок в местах их обитания. Помня о неудаче первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров Aedes aegypti и малярийных комаров - переносчиков жёлтой лихорадки и малярии, соответственно, - большую экспедицию, возглавляемую Уильямом Кроуфордом Горгасом - 1500 человек.

О масштабах их деятельности красноречиво говорят опубликованные данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и мелких деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить 80 га болот, вырыть 76 км водоотводных канав и восстановить 600 км старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (570 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения. Как и незадолго до этого в Гаване, это принесло свои плоды: распространённость жёлтой лихорадки и малярии сократилась настолько, что болезни перестали быть препятствующим фактором.

К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году. Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озера. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло.

Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме, направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона, на Панамском перешейке. Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, соединявший динамит в глубине перемычки у Гамбоа с Белым домом, послушно выполнил волю президента.

Первое судно (океанский пароход SS Ancon) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года, но большой оползень в октябре помешал открыть движение в том же 1914. Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова: от Панамы были получены тихоокеанские острова - Маргариты, Перке, Наос, Кулебра и Фламенко; у Дании были куплены в 1917 за 25 млн долларов острова Сент-Джон, Санта-Крус и Сент-Томас; у Никарагуа в 1928 - Кукурузные (Корн) острова и у Колумбии - острова Ронкадор и Китасуеньо. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.

В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала.

7 сентября 1977 года в Вашингтоне лидер Панамы О. Торрихос и президент США Д. Картер подписали договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 2000 года. 23 октября 1977 года соглашение было ратифицировано парламентом Панамы, а 18 апреля 1978 года - сенатом США.

Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.

Все шлюзы канала парные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов, ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для судов: длина - 294,1 м, ширина - 32,3 м, осадка - 12 м в пресной тропической воде, высота - 57,91 м (размер от ватерлинии до самой высокой точки судна). В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохода при высоте 62,5 м, при условии, что проход будет осуществлён с сильной осадкой.

На своём протяжении канал пересекается двумя мостами. Вдоль канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная и железная дороги.

Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала - государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна.

23 октября 2006 года в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79 % населения. Принятию этого плана способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом. К 2016 году канал был модернизирован и стал пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократило время доставки венесуэльской нефти в Китай. Как раз к этому времени Венесуэла обещала увеличить поставки нефти в Китай до 1 млн баррелей в сутки.

В ходе реконструкции были проведены дноуглубительные работы и построены новые, более широкие шлюзы. В результате к 2016 году через Панамский канал смогли проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возросла до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS. Реконструкция обошлась в $5,25 млрд.

26 июня 2016 года по обновленному и расширенному каналу прошло первое судно, которым стал китайский контейнеровоз.

В качестве альтернативной трассы для межокеанского канала рассматривалась территория Никарагуа. Первые предварительные планы Никарагуанского канала возникли ещё в XVII веке. В июне 2013 года национальное собрание Никарагуа одобрило проект строительства нового канала, который станет конкурентом Панамскому каналу.

Читайте также: