Какие реформы были проведены за время созыва долгого парламента закрытие королевского суда открытие

Обновлено: 27.04.2024

Деятельность открывшегося 3 ноября 1640 г. Долгого парламента (1640-1653 гг.)* стала главной политической формой государственных преобразований в стране. За этой деятельностью стояло широкое общественное движение противостояния монархии и, напротив, в ее поддержку, религиозные споры и межнациональные конфликты, вылившиеся в итоге в две последовательные гражданские войны в стране.

* Долгим парламент называли уже в XVII в. из-за необычной длительности работы – 13 лет и в сравнение с предыдущим – Коротким (1640).

В состав Долгого парламента входило 516 членов Палаты общин и 150 – Палаты лордов. Самую значительную часть – более 250 депутатов – составляло новое рыцарство, главным образом представлявшие города и – во вторую очередь – графства. Немало было депутатов, бывших членами памятного парламента 1628 г., в том числе увеличившие свое политическое влияние лидеры оппозиции Гримстон, Пим, Бэппоу. В подавляющем большинстве в Палату общин вошли пресвитериане и другие противники государственной церкви.

И что еще важнее – епископы были изгнаны из Палаты лордов. Это существенно изменило политический вес палат в пользу Общин.

Были сокращены судебные полномочия короны. Парламент ликвидировал суды королевской прерогативы (чрезвычайные судебные палаты). Советы по делам Севера и Уэльса, ограничил юрисдикцию Тайного совета. Все суды справедливости (кроме канцлерского) были аннулированы, и взамен подтверждены исключительные полномочия судов общего права, которые исторически находились в сфере влияния статутного права парламента. Тем самым парламент обеспечил за собой главенство в сфере юстиции.

Парламент декларировал свою независимость от короны. Специальным биллем (от 15 февраля 1641 г.) было постановлено, что беспарламентское правление короля не может длиться долее трех лет и что если корона не приняла бы мер к созыву парламента в законоустановленные сроки, лорд-канцлер и лорд-хранитель печати обязаны самостоятельно предпринять меры к созыву депутатов под угрозой импичмента. Тогда же было записано, что парламент нельзя распустить ранее 50 дней от созыва. Тем самым парламент из королевского превращался в национальный. Летом 1641 г. были приняты важные постановления об исключительных правах парламента в налогообложении.

Парламент принял Ремонстрацию ничтожным большинством (159 против 148 голосов). Вернувшийся из Шотландии король был вынужден ее утвердить. Ремонстрация означала признание определенного политического равновесия в стране. Поэтому корона решила перехватить инициативу политики в свои руки, и Карл I издал декларацию о защите короны от парламента и о сборе армии.

4 января 1642 г. король прибыл в парламент в сопровождении войск, чтобы лично арестовать пятерых наиболее деятельных оппозиционеров. Это было воспринято как нарушение привилегий парламента. Преследуемые укрылись под защитой лорда-мэра Лондона и горожан. После обмена декларациями об обоюдном нарушении прав. Карл I вынужденно покинул столицу. В стране наступило двоевластие. Вокруг короля собралась часть местного рыцарства, образовавшего т.н. кавалерскую армию. Небольшая часть членов Палаты общин и лордов (около 100) также отъехали в Оксфорд, образовав там роялистский парламент. Началась война приказов, рассылаемых на места и короной, и парламентом. Объективным выходом могла быть и стала первая гражданская война в стране (1642-1646 гг.).

В период гражданской войны парламент предпринял меры к организации новой государственной администрации. Ее началом был организованный еще в сентябре 1641 г. исполнительный Комитет парламента (из 7 лордов и 48 членов Палаты общин). Ему поручалось контролировать ход дел в государственном аппарате, финансах, управление Ирландией и Шотландией, надзор за судами. Тем самым парламент вставал во главе и исполнительной власти. Верховенство парламента в делах управления было заявлено в особом постановлении Палаты общин, поддержанном частью лордов, о подчинении Тайного совета (2 июня 1642 г.). Согласно постановлению, Тайный совет должен был назначаться с согласия парламента, депутаты должны контролировать воспитание в королевской семье, давать согласие на династические браки. Предполагалось сделать парламент главенствующим в юстиции, при том что суд считался как бы полностью независимым. Существенно должны были сократиться полномочия исполнительной власти вообще, в том числе и короны.

Наконец, парламент принял резолюцию о собственном законодательном верховенстве и о признании изменой неподчинения парламенту.

Фактически с 1642 года в Англии установилась республика, основанная на (1) законодательном и судебном верховенстве парламента и (2) подчинении парламенту исполнительной власти. Реально также сложилось несомненное преобладание нижней палаты – Общин, основанной на выборном представительстве.

В начале XVII в. Англия вступила в историческую полосу кризиса прежнего государственного уклада. Кризис был во многом исторически объективным; в результате значительных сдвигов в хозяйственной жизни и в аграрном строе страны за предыдущее столетие сложилась новая социально-политическая ситуация, а английский абсолютизм не обнаруживал стремлений модернизировать ни своей системы, ни проводимой правовой политики.

В правление первых королей из династии Стюартов (1603-1649) кризис приобрел открытую форму политического противостояния абсолютной монархии (и поддерживавших всецело старые порядки аристократии, части дворянства, особенно северо-западных областей, англиканского духовенства) и модернизирующихся слоев общества. Этому способствовала неудачная внутренняя политика монархии, которая, помимо прочего, нарушала традиционные представления о задачах государства и целях его деятельности.

Государственный аппарат абсолютизма, несмотря на численный рост и усложнение структуры, оказывался все менее способным управлять страной в интересах общества и согласно сложившемуся праву. Вошла в практику покупка административных должностей. включая дворянские титулы. Администрация абсолютизма прибегала к принудительным займам для предотвращения хронического дефицита финансов. Неизмеримо возросшая коррупция вызывала общее недовольство. Традиционное британское самоуправление, особенно городское, понемногу отмежевывалось от абсолютистской администрации.

Важнейшей предпосылкой общественно-политического конфликта стали религиозные противоречия. Политика абсолютистского правительства была направлена на укрепление позиций англиканской церкви и практически на принуждение общества участвовать в культе государственной церкви. Были расширены состав и полномочия Высокой комиссии (см. § 26.3), она получила право рассмотрения вообще любых религиозных дел, цензурных вопросов, с 1613 г. – даже жалоб жен на неверность мужей. Принудительность религиозной политики распространялась и на иностранцев, что влекло разрыв финансовых и торговых отношений с Голландией, столь важных для Англии той поры. В то же время с XVI в. в Англии, особенно на севере, в Шотландии укрепилось течение протестантизма, кальвинизма. Сложилась особая идеология – религиозная и политическая одновременно – пуританизма, приверженцы которой не принимали государственно подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправлении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобождение гражданина из-под власти государства (хотя и подчиняли его власти общины и новой морали, что на деле иногда оказывалось хуже). Ряд неудачных политических решений Якова I и Карла I, попытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о послаблениях при английском дворе католическим священникам, – все это вызвало небывалый рост общественной оппозиции.

Кризис отношений абсолютистской государственности и общества обрел конкретный вид противостояния короны и парламента.

Конфликт короны и парламента

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти политическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики правительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парламент предложил королю особый акт – Петицию о праве. В петиции в основном декларировались основы исторической конституции королевства, подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов, осуждались действия королевской администрации в нарушение сложившихся законов королевства. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субсидий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Англии.

Долгий парламент и политические реформы

Деятельность открывшегося 3 ноября 1640 г. Долгого парламента (1640-1653 гг.)* стала главной политической формой государственных преобразований в стране. За этой деятельностью стояло широкое общественное движение противостояния монархии и, напротив, в ее поддержку, религиозные споры и межнациональные конфликты, вылившиеся в итоге в две последовательные гражданские войны в стране.

* Долгим парламент называли уже в XVII в. из-за необычной длительности работы – 13 лет и в сравнение с предыдущим – Коротким (1640).

В состав Долгого парламента входило 516 членов Палаты общин и 150 – Палаты лордов. Самую значительную часть – более 250 депутатов – составляло новое рыцарство, главным образом представлявшие города и – во вторую очередь – графства. Немало было депутатов, бывших членами памятного парламента 1628 г., в том числе увеличившие свое политическое влияние лидеры оппозиции Гримстон, Пим, Бэппоу. В подавляющем большинстве в Палату общин вошли пресвитериане и другие противники государственной церкви.

Были сокращены судебные полномочия короны. Парламент ликвидировал суды королевской прерогативы (чрезвычайные судебные палаты). Советы по делам Севера и Уэльса, ограничил юрисдикцию Тайного совета. Все суды справедливости (кроме канцлерского) были аннулированы, и взамен подтверждены исключительные полномочия судов общего права, которые исторически находились в сфере влияния статутного права парламента. Тем самым парламент обеспечил за собой главенство в сфере юстиции.

Парламент декларировал свою независимость от короны. Специальным биллем (от 15 февраля 1641 г.) было постановлено, что беспарламентское правление короля не может длиться долее трех лет и что если корона не приняла бы мер к созыву парламента в законоустановленные сроки, лорд-канцлер и лорд-хранитель печати обязаны самостоятельно предпринять меры к созыву депутатов под угрозой импичмента. Тогда же было записано, что парламент нельзя распустить ранее 50 дней от созыва. Тем самым парламент из королевского превращался в национальный. Летом 1641 г. были приняты важные постановления об исключительных правах парламента в налогообложении.

Парламент принял Ремонстрацию ничтожным большинством (159 против 148 голосов). Вернувшийся из Шотландии король был вынужден ее утвердить. Ремонстрация означала признание определенного политического равновесия в стране. Поэтому корона решила перехватить инициативу политики в свои руки, и Карл I издал декларацию о защите короны от парламента и о сборе армии.

4 января 1642 г. король прибыл в парламент в сопровождении войск, чтобы лично арестовать пятерых наиболее деятельных оппозиционеров. Это было воспринято как нарушение привилегий парламента. Преследуемые укрылись под защитой лорда-мэра Лондона и горожан. После обмена декларациями об обоюдном нарушении прав. Карл I вынужденно покинул столицу. В стране наступило двоевластие. Вокруг короля собралась часть местного рыцарства, образовавшего т.н. кавалерскую армию. Небольшая часть членов Палаты общин и лордов (около 100) также отъехали в Оксфорд, образовав там роялистский парламент. Началась война приказов, рассылаемых на места и короной, и парламентом. Объективным выходом могла быть и стала первая гражданская война в стране (1642-1646 гг.).

В период гражданской войны парламент предпринял меры к организации новой государственной администрации. Ее началом был организованный еще в сентябре 1641 г. исполнительный Комитет парламента (из 7 лордов и 48 членов Палаты общин). Ему поручалось контролировать ход дел в государственном аппарате, финансах, управление Ирландией и Шотландией, надзор за судами. Тем самым парламент вставал во главе и исполнительной власти. Верховенство парламента в делах управления было заявлено в особом постановлении Палаты общин, поддержанном частью лордов, о подчинении Тайного совета (2 июня 1642 г.). Согласно постановлению, Тайный совет должен был назначаться с согласия парламента, депутаты должны контролировать воспитание в королевской семье, давать согласие на династические браки. Предполагалось сделать парламент главенствующим в юстиции, при том что суд считался как бы полностью независимым. Существенно должны были сократиться полномочия исполнительной власти вообще, в том числе и короны.

Наконец, парламент принял резолюцию о собственном законодательном верховенстве и о признании изменой неподчинения парламенту.

Фактически с 1642 года в Англии установилась республика, основанная на (1) законодательном и судебном верховенстве парламента и (2) подчинении парламенту исполнительной власти. Реально также сложилось несомненное преобладание нижней палаты – Общин, основанной на выборном представительстве.

Это стало объективным лозунгом завершающего этапа революции.

Крах монархии и установление Республики

Первая гражданская война (1642-1646 гг.) завершилась поражением короля и его политической группировки. После нескольких военных неудач королевской армии Карл I бежал к союзным шотландцам, которые, опираясь на соглашение с новой властью, выдали короля парламенту за значительный денежный выкуп.

Поворотное значение в ходе гражданской войны имело создание новой парламентской армии – т. н. армии Нового образца (New Model). По парламентскому биллю 1645 г. вместо традиционной милиции (ополчения графств) создавалась постоянная армия численностью в 21,5 тыс. солдат (в т.ч. 1/3 конницы, бывшей основной военной силой) на твердом финансовом бюджетном обеспечении с единым командованием. В армии вводились единое обмундирование, строгий дисциплинарный устав. Рекрутировалась она на основе принудительного набора, но большинство вступило в армию сознательно; она отличалась единым духом и в главном – радикальными пресвитерианскими настроениями.

В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых генералов. Одним из наиболее видных стал Оливер Кромвель (1599-1658) – командующий конницей и лидер умеренно-республиканского протестантского крыла в армии и парламенте.

Другим важным актом стало упразднение Палаты по делам опеки, а вместе с этим и феодальных основ землевладения (24 февраля 1646 г.). Все феодальные повинности и обязанности землевладельцев в пользу короля отменялись. Однако сохранены были обязанности и подчиненный статус мелких свободных держателей и арендаторов. В определенной степени отмена способствовала продвижению аграрного строя к принципам частной собственности.

Победа в первой гражданской войне и поражение монархии стимулировали обособление разных идейных и политических течений в кругах парламентских сторонников. Пресвитерианское большинство парламента (отражавшее позиции знати и финансово-торгового патрициата городов) стремилось к достижению соглашения с королем на основе исторической конституции и подтверждения Великой ремонстрации. Индепенденты, независимцы, составлявшие меньшинство в парламенте (и отражавшие позиции имущего большинства населения страны) стремились закрепить верховенство парламента, включая даже возможность установить республику. Согласно индепендентской идеологии, свобода совести считалась естественным правом человека, таким же, как вообще свобода мысли; парламент же должен был только возглавлять систему независимых и свободных общин, которые решали бы дела представительным образом. В годы подъема революции в армии и среди городских низов обозначилось и новое течение – левеллеров (уравнителей), лидером которых стал публицист Д. Лилльберн. Левеллеры ориентировались на признание народного верховенства и свободного управления народа на основе всеобщего избирательного права. Особое место заняли и идеи армейской революционной стихии, которая требовала полного переустройства власти на основе разумных законов, отрицая даже незыблемость исторического конституционного порядка.

Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. разразилась Вторая гражданская война. На защиту монархии поднялись главным образом шотландские аристократы-пресвитериане, их поддержал флот, роялистские мятежи прошли по всей Центральной Англии. Армия Кромвеля подавила выступления и, еще раз вступив в Лондон, поддержала организованный Советом офицеров разгон монархически настроенных членов парламента (таких оказалось около 140). После этого парламент, численно сократившийся и мало представительный, стал, по существу, орудием ивдепендентской диктатуры.

Верховным органом власти в Английской республике стал парламент, составленный из одной Палаты общин. Его полномочия были заново определены еще до официального объявления республики. В Постановлении об объявлении себя высшей властью в государстве (4 января 1649 г.) Палата общин провозгласила (1) признание народного суверенитета как основы всякой власти, (2) представительную и избирательную от общин организацию высшей власти, (3) законодательные неограниченные полномочия представителей общин.

Парламент сосредоточил у себя практически всю полноту государственной власти, включая организацию правительственной власти, администрацию, руководство армией и высший судебный контроль. Принцип парламентского абсолютизма (в развитие и в нарушение начала народного суверенитета) был в наибольшей степени реализован в ходе английской революции.

Высшая исполнительная власть передавалась Государственному совету (образован 7 ноября 1649 г.) из 41 члена. Советники избирались парламентом на 1 год из числа компетентных людей – военных, юристов, ученых. В первый состав Совета вошли Кромвель, Ферфакс, Пим, Д. Мильтон. Бессменным председателем был Брэдшоу, глава суда над королем. Формально Совету принадлежали только полномочия по исполнению решений парламента. Фактически же в нем и в подчиненных ему комитетах (образованных в 1642–1644 гг.), сосредоточилась правительственная власть. Такое перераспределение полномочий от парламента к правительственным институтам также было своеобразной чертой новой республики.

Режим военной диктатуры. Протекторат

Идея писаной конституции была новой для Англии. Вышла она из армейской среды. Еще в июне 1647 г. Совет армии предложил парламенту особую Декларацию с предложениями зафиксировать в письменном законе права и полномочия парламента, а также новую организацию исполнительной власти. Предложения, зафиксированные в протоколах совета были возрождены и послужили основой для конструкции нового государственного порядка.

Особой статьей конституции полномочия лорда-протектора пожизненно закреплялись за О. Кромвелем.

Кризис республиканской диктатуры

Издание конституции и переустройство верхов политической системы далеко не устранили противоречий между обществом и индепендентским руководством. Режим протектората по-прежнему означал контроль армии за всей администрацией и только смену генеральского мундира на бархатный камзол (что и сделал Кромвель, ознаменовав так вступление в звание протектора).

Режим протектората при всем этом был тесно связан с личностью и авторитетом Кромвеля. Как только он скончался (3 сентября 1658 г.), режим попал в тяжелое кризисное состояние безвластия. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть и стал политической игрушкой в руках генералитета. В 1659 г. его вынудили отречься от звания и восстановить условную республику. Общественное недовольство и режимом индепендентов, и безвластной республикой одновременно стало настолько значительным, что вопрос о восстановлении монархии и исторической конституции в стране стал в область практической политики. Революция исчерпала себя.

Долгий парламент и его деятельность – важная составляющая истории Английской буржуазной революции XVII века. Принятые им решения сыграли большую роль как в ее начале, так и в завершении. Но власть и авторитет парламента никогда не были непререкаемыми – выборный орган соперничал сперва с традиционной властью монарха, а затем с влиянием армии.

Созыв парламента и его роль в начале революции

Долгий парламент был созван королем Карлом I с целью, далекой от революционных преобразований. Монарх поиздержался в результате конфликта в Шотландии и желал введения нового налога для пополнения казны (в соответствии с законом, сам он дать соответствующе распоряжение не мог).

Заседание английского парламента

Однако многочисленные просчеты Карла I как правителя и неприкрытое мздоимство и злоупотребления его ближайших приближенных давно уже провоцировали рост оппозиционных настроений в Англии. Многим (особенно протестантам) не нравились и тесные связи королевского семейства с католическими дворами Европы, в первую очередь Францией (королева была французской принцессой). Поэтому парламент изначально оказался оппозиционным, большинство в нем досталось представителям буржуазии и нового дворянства, вполне разделявшим массовое недовольство королем.

Парламент начал работу 3 ноября 1640 года. В его составе было 511 человек, причем только 95 были посланцами графств и университетов, прочие же – городов. Некоторые историки полагают первое заседание новоизбранных депутатов началом Английской революции, хотя большинство все же придерживается того мнения, что она началась более чем годом позже. Король, хотя и рассчитывал на принятие парламентом удобных для него решений, с самого начала стал проявлять недоброжелательность и пренебрежение по отношению к парламентариям.

Парламент также сразу начал демонстрировать оппозиционность по отношению к монарху. Наибольшим авторитетом в нем пользовались оппозиционный политик Дж. Пим и группа близких к нему депутатов. В состав парламента был избран и будущий диктатор О. Кромвель – также человек последовательных оппозиционных убеждений.

О. Кромвель - депутат Долгого парламента (картина Д. Винтерфилда)

Долгий парламент в 1642-1653 годах

Заседание Долгого парламента

Однако Долгий парламент состоял из многочисленных фракций, далеко не всегда способных прийти к согласию. Самые умеренные боялись войны с королем и неоднократно пробовали договориться с ним. Сказывались и противоречия между разными течениями в протестантизме, представители которых заседали в парламенте. Не было подлинного единства мнений по поводу желательной для Англии формы правления (монархия или республика). Руководство армией тоже осуществлялось неумело, из-за чего на начальном этапе гражданской войны парламент был недалек от поражения.

Реформа армии и победа при Нейсби в июне 1645 года укрепили военное положение парламента, но одновременно превратили армию в самостоятельную политическую силу (выдвижение Кромвеля произошло именно за этот счет) и дали ей возможность оказывать давление на законодателей. Приходилось также бороться с радикальными течениями вроде левеллеров, желавшими значительного углубления революции.

Не было единства и по вопросу о желательной форме правления в Англии. Значительную часть парламентариев составляли умеренные, желавшие сохранения монархии, пусть и в ограниченном варианте. Эти силы продолжали переговоры с Карлом I и соглашались (на определенных условиях) на его возвращение на престол даже после битвы при Престоне (август 1848 года), приведшей к разгрому роялистов. Более радикальные политические группы неоднократно прибегали к силе с целью добиться от депутатов нужного постановления. В результате важнейшие решения Долгого парламента могут считаться незаконными по меркам современного парламентаризма – они были приняты под давлением и не полным составом депутатов.

Военные победы очень усилили авторитет армии и ее командующих. В парламенте с ними была связана так называемая группа индепендантов, согласная на уничтожение королевской власти. Воспользовавшись ситуацией с переговорами с королем, военные 7 декабря 1648 года устроили так называемую Прайдову чистку в парламенте – из него были изгнаны все противники индепендантов. Оставшуюся часть в исторической литературе принято именовать Охвостьем.

Прайдова чистка

Именно Охвостье Длинного парламента судило Карла I и вынесло ему смертный приговор (король был казнен 30 января 1649 года). Оно же объявило об отмене с 7 февраля того же года в Англии монархии а в мае – об установлении республики.

Далее парламент продолжал считаться высшим органом законодательной власти, но действовал под контролем и по указке военных, в первую очередь Кромвеля. В 1653 году Кромвель просто разогнал парламент, опасаясь того, что даже послушное ему Охвостье не обеспечит финансирования слишком увеличившейся армии.

Завершающий период революции и конец Долгого парламента

Но важным юридическим нюансом действий Кромвеля в 1653 году было то, что он не получил формального согласия депутатов на роспуск Охвостья. Поэтому согласно принятого ранее постановления о правилах роспуска парламента он официально продолжал оставаться дееспособным.

Разгон Долгого парламента Кромвелем

Этим воспользовалась группа офицеров, свергнувших в апреле 1659 года наследника Кромвеля, его сына Ричарда, с поста лорда-протектора. Заговорщики вновь собрали Охвостье – им необходимо было иметь в стране законодательную власть. Эта сессия продолжалась недолго – в октябре того же года парламент снова был разогнан из-за разногласий с армией, и снова без согласия депутатов на роспуск.

Новый созыв произошел в конце декабря – в качестве реакции на противостояние генералов Ламберта и Монка. Одержавший победу Монк склонялся в пользу реставрации монархии, и для этого ему требовались новые парламентские выборы. Однако Охвостье не желало принять решение о самороспуске, необходимое по закону для назначения новых выборов. Поэтому Монк вернул в состав парламента депутатов-монархистов, изгнанных в ходе Прайдовой чистки (они ведь формально тоже сохранили свои полномочия!).

Восстановление состава Долгого парламента произошло в феврале 1660 года. А 16 марта депутаты уже объявили о сложении с себя полномочий. Таким образом Долгий парламент официально, в соответствии с законом, прекратил существование. В Англии состоялись новые выборы и произошла реставрация монархии.

Генерал Дж. монк, положивший конец истории Долгого парламента

Долгий парламент сыграл важную историческую роль на первом этапе английской буржуазной революции. Он собрал в своем составе главных идеологов будущих преобразований и практиков, претворивших эти идеи в жизнь.

Однако с развитием революции роль парламента стала стремительно уменьшаться. Причинами этого стали внутренние разногласия и страх парламентариев перед углублением революции, принятием радикальных политических решений и проведением социальных преобразований. В результате даже важнейшее решение об установлении республики парламент принимал не в полном составе, урезанный в ходе Прайдовой чистки. Далее же его роль и вовсе сошла на нет; действия депутатов по прекращению революции и самороспуску в 1660 году также носили вынужденный характер.

Бесславный конец Долгого парламента не способствовал укреплению британского парламентаризма. Этот процесс осуществился позже, в результате Славной революции конца XVII века и появления в Англии зачатков политических партий в современном понимании этого термина.

Реформы Долгого парламента в Англии - интересный и важный период в истории Великобритании. Именно его деятельность привела ко множеству изменений в стране, среди которых была смена формы правления и создание республики. Поэтому знать этот период необходимо. Наиболее простой формой запоминания будет составление таблицы "Реформы Долгого парламента".

Предпосылки появления нового органа власти

Долгий парламент начал свою работу в ноябре 1640 года. Он просуществовал 13 лет, за что и получил свое название. Парламент был созван для решения нескольких важных государственных проблем:

  • Религиозных споров.
  • Межнациональных конфликтов.
  • Противостояния антимонархистов и монархистов.

Кодекс этики работников социальной защиты населения

Вам будет интересно: Кодекс этики работников социальной защиты населения


Реформы Долгого парламента, старавшегося нивелировать конфликты и найти компромисс, не смогли остановить начавшиеся процессы. Период его правления в Англии закончился гражданской войной.

Кто принимал участие в работе парламента

Реформы Долгого парламента проводились силами 516 членов палаты общин и 150 членов палаты лордов. Депутаты обеих палат большей частью были выбраны из нового рыцарства, в основном представлявшего интересы городов и лишь в небольшой степени графств.

Немалая часть депутатов, принимавших участие в работе Долгого парламента, были членами и предыдущего, в том числе оппозиционеры Пим и Бэгшоу, представлявшие угрозу интересам монархии. Часть мест в парламенте достались противникам государственной церкви, в том числе пресвитерианам.

Атака на церковь

Формы договора в гражданском праве: понятие, виды и содержание

Вам будет интересно: Формы договора в гражданском праве: понятие, виды и содержание

Англиканская церковь играла слишком большую роль в жизни государства. Парламент был не согласен с подобным положением вещей. По его предложению был рассмотрен список нарушений прав и свобод граждан со стороны церкви (например, жестокие наказания людей, обвинявших епископов в злоупотреблении полномочиями). Парламент обязал иерархов выплатить компенсации всем пострадавшим от несправедливого суда, а также отменить приговоры.


Создание администрации и городского самоуправления

Парламент взялся за создание администрации, контролируемой правительством. Отстранены от власти были все сторонники церкви. Был казнен граф Страффорд, выступавший против реформ парламента. Часть административных должностей была упразднена, а на другие назначались сторонники преобразований в стране.

Изменения судебных полномочий

Теряли власть не только епископы, но и корона. Ликвидировались королевские суды, Совет по делам Севера и Уэльса, значительно сокращались полномочия Тайного совета. Больше полномочий получили суды общего права, которые исторически входили в сферу влияния парламента.

Ремонстрация


Осенью 1641 внутриполитическая обстановка в стране обострилась. В связи с восстанием в Ирландии парламент спешно закрепил в конституции все преобразования. Власть монархии признавалась незыблемой, но король терял самостоятельность в сфере налогов, суда, распоряжения бюджетом. Закреплялась ликвидация епископата и церковных судов.

Гражданская война

Действия парламента постепенно привели к гражданской войне.

Январь 1642 года начался с прибытия короля в парламент в сопровождении войск с целью арестовать пятерых наиболее активных оппозиционеров. Им удалось бежать, скрыться у сочувствующих горожан и заручиться поддержкой мэра. Поступок короля вызвал широкий резонанс, страна разделилась: с одной стороны был парламент и его сторонники, с другой – монархисты-консерваторы. Наступил период раскола и двоевластия. Началась гражданская война, которая продлилась долгих 4 года.


Парламент спешно пытался организовать новую административную систему. Был создан исполнительный комитет, в сферу которого попал контроль над судами, государственным аппаратом и управление Шотландией и Ирландией. Было также создано множество других комитетов, ведавших разными сферами государственного устройства. Наконец, парламент издал закон о собственном верховенстве. Теперь неподчинение ему считалось изменой государству и жестоко каралось.


Так завершился первый этап революции и закончились реформы Долгого парламента.

Какими способами можно изложить материал на уроке?

Зарубежную историю этого периода проходят в средней школе. Заинтересовать учеников 7-го класса реформами Долгого парламента бывает непросто. Чтобы это сделать, можно прибегнуть к следующим способам:

Таблицы являются самым частым и простым способом краткого изложения материала. Чтобы ученик смог заполнить таблицу по реформам Долгого парламента, он должен прочитать материал, сократить и изложить его в новой форме. При этом задействуются несколько способов запоминания, что, конечно, способствует усвоению материала. Составить таблицу по реформам Долгого парламента ученики могут и в классе, и дома. Такой метод работы с материалом можно применять как для закрепления, так и для изучения новой темы.


Например, разделить деятельность парламента на временные периоды и охарактеризовать каждый из них.

Ограничение власти монарха, снятие с государственных должностей его приверженцев.

Ограничение королевских привилегий в суде.

Принятие закона о созыве парламента с периодичностью раз в три года.

Власть короля и его сторонников была сильно ограничена.

Начало Ирландского восстания.

Указ о переходе права контроля над армией под власть парламента.

Ограничение власти церкви.

Парламент начинает вводить налоги без согласия короля.

Парламент провозглашает свою независимость от королевской власти, начинает действовать без одобрения монарха.

Конфискация имущества у графов и лордов – сторонников короля.

Организация местного самоуправления.

Активные действия парламента приводят к первой гражданской войне.

Карл пленен парламентом.

(парламент действует до 1648 года)

Вторая гражданская война и восстановление королевской власти.

Казнь Карла I и создание республиканской формы правления.

Изменение политической системы Англии и окончательный роспуск парламента.

Другим способом заполнить таблицу по реформам Долгого парламента может стать разделение преобразований по сферам: политические реформы, налоговые, церковные и т. д. Еще можно разделить таблицу на две части: реформы парламента и реакция короля и его сторонников.

Читайте также: