Являются ли понятия сравнимыми совместимыми адвокат прокурор

Обновлено: 13.05.2024

Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятию:

Методы работы,

Ответ: методы работы – общее, составное, непустое, утвердительное, регистрирующее, абстрактное, соотносительное понятие.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Юрист, следователь, прокурор, адвокат.

Ответ: данные понятия являются сравнимыми, каждый следователь(Б), прокурор (В), адвокат(С) является юристом(А).

Понятие А подчиняет понятие Б, В, С (А является подчиняющим, а Б,В,С- подчиненными), т.е. каждый следователь, прокурор, адвокат является юристом, но не каждый юрист является адвокатом, прокурором, следователем.. Это означает, что понятие А является родовым по отношению к Б,В,С а понятия Б,В,С – видовыми по отношению к А.

Понятия Б, В, С находятся в отношении соподчинения, они не являются ни противоречащими, ни противоположными, находясь в то же время в подчинении у одного и того же родового понятия А.


Задание 3. Обобщите понятие:

Уголовный кодекс.

Ответ: Обобщить понятие значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Уголовный кодекс – кодекс – свод законов –правила.

Задание 4. Ограничьте следующее понятие:

Общественное признание.

Ответ: Ограничить понятие значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Общественное признание – признание всем обществом – признание всем обществом достоинств писателя А.С. Пушкина.

Задание 5. Укажите правильность следующего определения (если оно неправильное укажите, какое правило нарушено):

Проступок – противоправное деяние.

Ответ: Данное определение является неправильны, нарушено правило соразмерности, понятие противоправное деяние шире чем понятие проступок.

Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые.

Ответ: Нарушено 2 правило деления: Деление должно производиться только по одному основанию.

Закон предусматривает два вида приговоров (ст. 302 УПК РФ):

Классификация приговоров на справедливые и несправедливые приговоры, идет уже по другому основанию.

Задание 7. Определите вид суждения (атрибутивное, суждение с отношением), приведите схему суждения:

Ответ: Атрибутивное суждение (Все S есть Р).

Предикат – слова одного корня.

Связка – есть (в явном виде не выражена).

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления.

Ответ: утвердительное, частное суждение.

Некоторые S есть Р.

S-

Субъект не распределён, предикат тоже не распределен.

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:


Ответ: по логическому квадрату:

Благоразумие – не есть лучшая черта храбрости (Е) - ложное, т. к. А и Е (контрарные) не могут быть истинными одновременно; Некоторое благоразумие – лучшая черта храбрости (I) –частно утвердительное - истинное, т. к. Е и I - конрадикторные (противоречие) - из них всегда одно истинно, другое ложно. Некоторое благоразумие – не лучшая черта храбрости (О) – частно отрицательное суждение - ложно, т. к. по отношению к Е является подчинённым суждением, если Е - истинно, то О - истинно, если Е - ложно, то О – ложно.

AI и ЕО наглядно представляют отношения подчинения

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

В коллективе возникает хороший психологический климат только и только тогда, когда будут однозначно определены задачи, ответственность и компетенция каждого сотрудника. (Р. Шмидт).

Ответ: В коллективе возникает хороший психологический климат (p) только и только тогда, когда будут однозначно определены задачи, ответственность (q) и компетенция каждого сотрудника. (r)


p q ^ r

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:


(p ^ q) (p ^ q).


Ответ: Данная формула(p ^ q) (p ^ q) является эквиваленцией.

Построим истинностную таблицу:

Определим количество строк:

на входе два простых высказывания: p, q, поэтому n=2 и количество строк = 2 2 = 4.

Определим количество столбцов:

простые выражения (переменные): p, q, ;

промежуточные результаты (логические операции): (p ^ q) - конъюкция

(p ^ q) - конъюкция а также искомое окончательное значение арифметического выражения:


(p ^ q) (p ^ q) эквиваленция


(p ^ q) (p ^ q)

Установите объем и содержание понятия: Юридическое лицо.

Определите вид данных понятий по объему: Окружность, единичная окружность, квадратная окружность.

Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему).

Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Компьютер.

Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми? Волейбол, баскетбол.

Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера*: Юрист, прокурор, судья, благородный человек, нечестный человек

Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов - одинаковые задачи):

1. Ограничьте и обобщите понятие: Вуз.

Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены: Климат - это совокупность факторов, наблюдаемых в определенном месте в течение многих лет.

Попробуйте дать определение данным понятиям: Понятие, трамвай.

Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены? Деревья бывают хвойные, низкие, строевые, плодовые.

Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

Московский университет делится на ректорат, 16 факультетов, 12 институтов и хозяйственную службу.

Определите тип суждения по характеру предиката:

Кант родился 22 апреля 1724 г. четвертым ребенком в семье потомственного шорника.

Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Существование рудиментарных органов трудно объяснить вне связи с процессом эволюции.

Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О.

Компьютеры нужны в учебе.

Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Только часть ископаемых остатков была обнаружена.

Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): Все комплектующие компьютера работают безупречно.

Переведите на символический язык сложное суждение:

Король лакея своего назначит генералом, но он не может никого назначить честным малым. (Р. Бернс).

Постройте таблицу истинности формулы: ((-АлВлСМ-А^В))^С);

Установите, является ли выражение логическим законом? (Ал^С)МАлВМАлС);

Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания: Если студент сдает экзамены на отлично, то ему дают повышенную стипендию.

* Правильно ли построено рассуждение?

Джон или переутомился, или болен. Если он переутомился, то он раздражается. Он не раздражается. Следовательно, он болен.

Какой из основных законов мышления нарушен?

Знаешь, - говорит один мальчик другому, - я умею говорить по-немецки, по английски и по- французски.

Если не веришь, давай поспорим.

Давай! Ну, говори по-французски.

Пожалуйста: по-французски, по-французски, по-французски. Хватит или еще?

Ничего не понимаю.

Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Ни один красный мухомор не является съедобным.

Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение - истинным суждением.

Все кинозалы нуждаются в проветривании.

Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Дача взятки - должностное преступление, а должностные преступления наказуемы.

Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Вулканические извержения, землетрясения и эпидемии нельзя истолковывать как предупреждения порочным людям, так как они одинаково поражают и невиновного и виновного.

По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его. Воробьи зимой не улетают на юг.

Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. к такому лицу по назначению суда могут быть применены меры медицинского характера.

Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам. Если через проводник проходит электрический ток, то проводник нагревается.

Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Иванов может постоянно проживать в Улан-Удэ или в Чите.

Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный). Рекламная ложь о продуктах питания бывает двух видов - явная, беззастенчивая (когда говорится, что никакого вреда продукт не несет) и ложь скрытая (восхваливающая достоинства и умалчивающая о вреде продукта).

Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если я оставлю взрывчатку в этом здании, то может пострадать множество людей, если я вынесу, то могу пострадать сам. Я могу оставить взрывчатку в здании или вынести ее.

Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

Вместе с посевом растений в почву внесли удобрение. Урожай оказался низким. На следующий год количество этого же удобрения увеличили. Урожай повысился. Вновь увеличили количество этого удобрения. Урожай повысился. Сделали заключение, что урожай находится в прямой зависимости от применения этого удобрения.

Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

* Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

Агрессия вредна для здоровья.

* Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса. В Улан-Удэ нет опасностей для жизни и имущества граждан.

* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений). Воспитание.

2. “Высшее учебное заведение" - общее (не регистрирующее) понятие.

3. “Северный флот России" единичное (собирательное) понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.2. Установите, в каком смысле - собирательном или разделительном - употребляются выделенные понятия.

1. “Граждане Российской Федерации имеют право на образование" — понятие употребляется в разделительном смысле.

2. “Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле.

Человек имеет право на гражданство

Искусство принадлежит народу

Ничто не возвышает человека больше, чем знания

В странах Азии проживает более половины всего человечества

Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются
только закону

Закон составляет основу системы права государства

Примеры студента:

Упражнение № 2.3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1. “Юридический закон" — конкретное понятие.

2. “Невменяемость" — абстрактное понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.4. Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. “Законный" - положительное понятие.

2. “Незаконный" - отрицательное понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.5. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

1. “Народный суд" — безотносительное.

2. “Начало" — соотносительное понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.6. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример: “Юрист” — понятие общее (не регистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

Примеры студента:

2. Отношения между понятиями

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.


  • равно объемность

  • пересечение (перекрещивание),

  • подчинение (субординация)

  • соподчинение (координация),

  • противоположность (контрарность),

  • противоречие (контрадикторность).

Упражнение № 2.7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равно объемность.

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).

3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).

Юрист, депутат парламента

Орган государственного управления, министерство

Премьер-министр, глава правительства

Республика, форма правления

Президент, президент России, глава государства

Художественная литература, литература, драматургия

Офицер, спортсмен, орденоносец

Литератор, прозаик, поэт

Студент, москвич, спортсмен, отличник

Мать, дочь, родители

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.8. Подберите понятия, равнозначные данным.

Первая общественно-экономическая формация

Высшая стадия развития

Верховный суд России

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.

Образное выражение, поговорка

Система права, гражданское право

Драматическое произведение, комедия

Преступление, умышленное преступление

Государственная власть, парламент

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.12. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

П
ример: Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой. информации (С). Соподчинение (координация).

Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление

Юрист, прокурор, следователь, адвокат

Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание

Обвинительный приговор, оправдательный приговор

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.13. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

Примеры студента:

Упражнение № 2.14. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

Примеры студента:

Упражнение № 2.15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

Ученый, юрист, общественный деятель

Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка

Должностное преступление, халатность, взяточничество

Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие

Примеры студента:

3. Обобщение и ограничение понятий

Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.

^ Ограничить понятие — значит перейти от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Указанные операции основаны на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

^ Упражнение № 2.16. Обобщите понятия.

Пример: Журнал — периодическое издание.

Теория государства и права

Верховный суд автономной республики

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.17. Ограничьте понятия.

Пример: Периодическое издание — газета.

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.18. Проверьте правильность обобщения понятий.

Кабинет министров — правительство

Районный прокурор — областной прокурор

Конституция России — источник права

Халатность — должностное преступление

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.19. Проверьте правильность ограничения понятий.

Организм — живая клетка

Республика — федеративная республика

Примеры студента:

4. Определение понятий

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим (дефиниенсом).

^ Различают явные и неявные, номинальные и реальные определения. Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие, которое состоит из определяемого понятия (А) и определяющего понятия; в последнем различают родовое понятие, или род (В), и видовой признак (с). Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение.

Определение подчиняется следующим правилам:

1. Определение должно быть соразмерным (А = Вс). Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) слишком широкое определение (А Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.

3. Определение должно быть ясным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется определением неизвестного через неизвестное, (х через у).

4. Определение не должно быть отрицательным.

Упражнение № 2.20. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.

1. Термин “консенсус” заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение. Номинальное определение.

2. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Реальное, явное определение — через род и видовое отличие.

3. Это — схема (S—Р) любого атрибутивного суждения. Остенсивное определение.

Логика — это наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Газета — печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

^ Примеры студента:

Замечания преподавателя:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Установите объем и содержание понятия: Кража.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Конституция; Действующая Конституция РФ; Конституция Красноярского края.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Созвездие Большой Медведицы.

4. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Треугольник, геометрическая фигура, тетраэдр, плоская геометрическая фигура.

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:


7. Ограничьте и обобщите понятие: Закон физики.

8. Попробуйте дать определение данным понятиям:

9. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Науки делятся на гуманитарные и естественные.

10. Определите тип суждения по характеру предиката:

Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Не все продукты являются высококалорийными.

12. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Любая преграда является препятствием.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Некоторые справедливые действия выгодны.

14. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Некоторые студенты нашей группы знают какой-нибудь древний язык.

15. Переведите на символический язык сложное суждение:

Пока мы боль чужую чувствуем, пока живет в нас сострадание, есть нашей жизни оправдание.

Логика. Контрольная работа

Вариант 9 (первая буква фамилии И)

1. Установите объем и содержание понятия: Война.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Шахматный турнир, Г.Каспаров, победитель межгалактических соревнований по шахматам.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Действия.

4. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Преступление, изъятие вещи.

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:


7. Ограничьте и обобщите понятие: Конституция РФ.

8. Попробуйте дать определение данным понятиям:

9. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

10. Определите тип суждения по характеру предиката:

Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).

12. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Птицы каждый год меняют свое оперенье.

14. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Ни один свидетель не дает правдивых показаний.

15. Переведите на символический язык сложное суждение:

Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Читайте также: