Какие изменения произошли в судебной системе и системе судопроизводства

Обновлено: 26.05.2024

Судебная система возглавля­лась монархом, который мог единолично по своему усмотрению решать любое дело, не опираясь ни на какие законы. Ему принад­лежало последнее слово в решении наиболее важных дел, которые поступали к нему на утверждение. От имени императора за судеб­ными учреждениями надзирали фискалы и прокуроры.

Второй по значимости судебной инстанцией был Сенат. В его юрисдикцию входили дела по обвинению высших должностных лиц, он рассматривал апелляции на решения Юстиц-коллегии. Ре­шения Сената являлись окончательными и могли быть отменены только монархом. Судебная деятельность Сената была сосредоточена в Расправной палате, которая являлась его судебным департаментом.

В ведении Юстиц-коллегии находилось судопроизводство по уголовным, гражданским и фискальным делам. Кроме того, она ру­ководила деятельностью губернских надворных судов, всей систе­мой провинциальных нижних и городских судов, т.е. основной ча­стью всей судебной системы. Юстиц-коллегия была одновременно судебной инстанцией и административным органом, а также апел­ляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам для подведомственных ей судов. Юстиц-коллегия осуществляла следст­венные и розыскные действия, осуществляла надзор за пенитенци­арной системой[30].

В судебных округах, на которые долилась страна, действовали надворные суды в составе президента, вице-президента, нескольких (от двух до шести) членов суда. Они создавались для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также дел, возбуждаемых по доно­сам фискалов, касавшихся разного рода финансовых, государствен­ных, должностных и иных тяжких преступлений. Надворные суды являлись апелляционной инстанцией на решения провинциальных и городовых судов, а также земских судов в дистриктах (уездах). С 1720 г. при надворных судах учреждалась должность прокурора, на котором лежала обязанность осуществлять надзор за правильно­стью судопроизводства. С 1722 г. есть судебных учреждений посте­пенно начинает сворачиваться, нижние судебные инстанции были упразднены и заменены провинциальными судами в составе воево­ды и нескольких асессоров[31].

В качестве надзорной инстанции выступали губернаторы и вое­воды, к которым постепенно переходили все большие судебные полномочия. Воеводы н земские комиссары рассматривали дела о беглых крестьянах, комиссары — дела о нанесении ущерба государ­ственной казне.

Попытка создания новой судебной системы потерпела неудачу: отсутствовала целостная иерархическая структура; в целом судебная система строилась по сословному принципу; не была отделена от администрации. Так, коллегии были наделены судебными функ­циями и рассматривали дела по принадлежности [32] .

В петровский период в России создается профессиональная полиция[33], которая приходит на смену нескольким приказам: Разбойному, Земскому, Преображенскому и Приказу тайных дел. В 1718 г. была учреждена Тайная канцелярия, которая положила начало после­дующей системе полицейских органов. Полиция создавалась для охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, проведе­ния дознания. Кроме того, в ее компетенцию входили противопо­жарная служба и городское благоустройство.




Первая четверть XVIII столетия ознаменовалась активизацией правотворческой деятельности, возрастанием роли нормативного регулирования общественных отношений.

Правотворческой деятельности Петр I уделял огромное внимание. За период его царствования было принято около 4 тыс. правовых актов (в среднем свыше 160 в год), из которых наиболее значимые несут печать его личного участия, выражающегося в образности стиля изложения [34] . Петр уделял большое внимание действенности законов и их эффективности.

Петр I предпринял попытку глобальной систематизации россий­ского законодательства[35]. В основу легли Соборное Уложение 1649 г. и последующие нормативные акты. С этой целью в 1700 г. была об­разована специальная Палата об уложении (Уложенная палата). Петр рассчитывал на быстрый успех, но работа оказалась чрезвы­чайно сложной. В 1718 г. Петр решил создать новое уложение на основе иностранных источников (шведских, датских, эстляндских, лифляндских). Однако отсутствие необходимой теоретической базы, нестыковка иностранных и национальных правовых систем, различие и несовместимость правовой культуры, отсутствие квалифициро­ванных кадров обрекли и этот проект на неудачу.

Судебное процессуальное законодательство первой четверти XVIII в. характеризуется поисками наиболее оптимальных форм судопроизводства Этому способствовал создание первых ко­дексов [36] .

Основные черты розыскного процесса:

1) начиналось в большинстве случаев по инициативе государства;

2) судьи сами вели следствие и сами же решали дело;

3) обвиняемый бесправен;

4) характерна система формальных доказательств;

Хотя деления судебного процесса па уголовный и гражданский еще не существовало, рассмотрение гражданских дел имело свою специфику [39] . Если применение инквизиционного принципа к уго­ловному судопроизводству осуществлялось довольно успешно, то в гражданском судопроизводстве оно сталкивалось с серьезными труд­ностями. прежде всего в силу громоздкости.

Итак, особенностью судебной реформы Петра I, является то что она пересматривает прежние положения ведения судебного процесса, организована новая судебная система, утверждена система пыток как один из методов получения свидетельских показаний, а также одним из важных достижений того времени было отделение процессуального права от материального. Важнейшим в сфере реформ центральных органов государственной власти стало создание Сената и святейшего Синода. А также, положено начало формированию новой системы права в различных сферах общественных отношений.

Вывод: подводя итог сделанной курсовой работы, можно сказать что рассматриваемый нами период конца XVII века – начала XVIII века, является периодом существенных преобразований России, как в реформировании центральных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в военной и судебной сферах, результатом которых Россия получила статус империи.

Заключение

Рассматриваемый в данной работе период конца XVII – начала XVIII века сыграл важную роль в развитии государства. Благодаря Петровским преобразованиям Россия заняла лидирующие позиции на мировой арене. Достаточное влияние на развитие российского законодательства оказали западноевропейские страны. Это повлияло не только на законодательство, но и на культурное воспитание населения. Наконец, в нашей стране появляются такие важные образовательные учреждения как академия, школы для военнослужащих. Заимствуются правила этикета и используются как образец поведения.

Изучив необходимую литературу и нормативно-правовую базу рассматриваемой проблемы, мы пришли к выводу о наличии определенных закономерностей в развитии государственного строя России.

Становление абсолютной монархии в начале XVIII века было необходимо, прежде всего для обеспечения обороноспособности страны, а также для решения внутригосударственных вопросов, довольно долго нуждающихся в преобразованиях, которыми и занялся Петр I.

Итак, реформирование центральных органов государственной власти и органов местного самоуправления привело к значительному прогрессу в развитии государственного строя, в результате чего был создан Правительствующий Сенат как главный орган государственный власти имеющий исключительные полномочия в отсутствие монарха и святейшего Синода, ведающего церковными вопросами, проведено новое административно-территориальное деление страны, а также пересмотрена система управления.

Судебная реформа Петра I пересматривает прежние положения ведения судебного процесса, организована новая судебная система, утверждена система пыток как один из методов получения свидетельских показаний, а также одним из важных достижений того времени было отделение процессуального права от материального. Важнейшим в сфере реформ центральных органов государственной власти стало создание Сената и святейшего Синода.

Совершенствования в военной сфере, положительно сыграли на его развитии, благодаря которым в стране появилась регулярная армия, а также практически с нуля был создан морской флот.

Но при всей противоречивости попыток петровских преобразова­ний нельзя не признать, что его реформы оказали колоссальное влияние на все сферы жизни страны и, конечно, на развитие рос­сийской правовой системы.

Таким образом, поставленные перед нами цели и задачи можно считать выполненными.

Комитет Госдумы по законодательству и госстроительству обобщил материалы, посвященные глобальной судебной реформе, стартующей в России. С 1 октября 2019 года вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства. Ранее об этом подробно рассказал глава комитета Павел Крашенинников.

Чтобы не было искушений

Комитет обращает внимание на три ключевых закона:

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2019 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. (Об учреждении новых судов L.R рассказывал, например, здесь.)

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции. А также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Кассационные полномочия областных и равных им судов передаются в полной мере кассационным судам. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Подобная реформа проводилась ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.

Судам подобрали место

Законом № 1-ФКЗ определено место постоянного пребывания новых судов. Этот вопрос отдельно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры регионов, наличия юридических вузов для подготовки кадров. В итоге была определена следующая схема размещения судов.

Кассационные суды общей юрисдикции:

Первый кассационный суд — город Саратов;

Второй кассационный суд — город Москва;

Третий кассационный суд — город Санкт-Петербург;

Четвертый кассационный суд — город Краснодар;

Пятый кассационный суд — город Пятигорск;

Шестой кассационный суд — город Самара;

Седьмой кассационный суд — город Челябинск;

Восьмой кассационный суд — город Кемерово;

Девятый кассационный суд — город Владивосток;

кассационный военный суд — город Новосибирск.


Апелляционные суды общей юрисдикции:

Первый апелляционный суд — город Москва;

Второй апелляционный суд — город Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд — город Сочи;

Четвертый апелляционный суд — город Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд — город Новосибирск;

апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.


Вместе с тем законом № 1-ФКЗ предусмотрена возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это позволит повысить доступность правосудия для лиц, которые находятся или проживают в отдаленных местностях.

Отдельно комитет Госдумы рассказал о реорганизации в системе военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции. С 1 октября 2019 года начнут работу апелляционный военный суд и кассационный военный суд, в связи с чем были внесены изменения в структуру, территориальную юрисдикцию и названия военных судов. Система военных судов приведена в соответствие с существующим военно-административным делением Российской Федерации.

Два окружных военных суда — Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге — объединены в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре.

Меняются правила судопроизводства

Структурные изменения судебной системы, как констатируют депутаты, ведут к необходимости изменения правил судопроизводства. Соответствующие поправки были введены вторым масштабным законом реформы № 451-ФЗ — судопроизводственным.

(О процессуальной реформе можно прочитать здесь.)

В числе наиболее важных судопроизводственных изменений:

1) С 1 октября 2019 года представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. За исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами.

При этом требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные. Такие категории лиц могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Правило о наличии высшего юридического образования уже действует в отношении представителей сторон по административным делам. КАС РФ также дополняется новым альтернативным критерием — это наличие у представителей ученой степени по юридической специальности.

2) С этой же даты вводится сплошная кассация. Теперь каждая кассационная жалоба будет рассматриваться кассационным судом коллегиально, что позволит обеспечить качественную проверку кассационных жалоб по существу, в отличие от выборочной кассации.

3) Расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства — в размере 100 тыс. рублей.

В арбитражном процессе устанавливается для индивидуальных предпринимателей — 400 тыс. рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство в АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей.

5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

Групповые иски

Еще одно важное изменение — законом № 191-ФЗ вводится возможность граждан с 1 октября 2019 года обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

(О групповых исках L.R рассказывал, например, здесь.)

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, утверждает глава комитета. Присутствовать всем участникам в суде не нужно, их представляет определенное лицо.

Казалось бы, все нюансы учтены, по всем разногласиям найдены компромиссы. Но жизнь не стоит на месте. За прошедшие двадцать с лишним лет в закон было внесено более 10 поправок. Это сравнительно немного, что свидетельствует о том, что ФКЗ действительно был хорошо проработан. Тем не менее по ряду позиций он изменился, в некоторых случаях — достаточно существенно.

К первой группе отнесем наиболее существенный пакет поправок, касающихся структуры судебной системы, и рассмотрим их в хронологическом порядке.

В 2003 году в судебной системе РФ были образованы арбитражные апелляционные суды — для рассмотрения дел в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом апелляционная инстанция отделялась от первой судебной инстанции. Это исключало положение, при котором в арбитражном суде субъекта РФ не только решение принималось, но и его проверка осуществлялась.

Некоторые положения федеральных конституционных законов об арбитражных судах и о судебной системе были скорректированы в 2009 году в связи с созданием Дисциплинарного судебного присутствия — специализированного органа, принимающего окончательные решения по жалобам на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное присутствие являлось федеральным судом и входило в судебную систему России. Однако в 2014 году оно было упразднено, а вопросы, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.

Изменения, внесенные в 2011 году, были обусловлены созданием в системе арбитражных судов специализированного Суда по интеллектуальным правам. Он занимался делами об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К его подсудности также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны. При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане. Для изучения специальных вопросов, возникающих по конкретным делам, в аппарате суда формируются группы советников, обладающих соответствующей квалификацией.

А 5 февраля закон был скорректирован наиболее существенным образом — в связи с внесением в Конституцию РФ поправки, упраздняющей Высший арбитражный суд с передачей его функций заново создаваемому Верховному суду РФ.

Обновленный ВС РФ стал высшим судебным органом не только по гражданским, уголовным, административным делам, но по разрешению экономических споров. При этом арбитражные суды сохранены: окружные, апелляционные, региональные, специализированные.

И, наконец, в 2018 году было решено создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды, отнесенные к федеральным судам общей юрисдикции и действующие в пределах территории соответствующих судебных округов. На основании этих изменений создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов. Установлено также, на территории каких регионов они действуют и каковы места их постоянного пребывания.

Кроме того, в систему военных судов, помимо окружных (флотских) и гарнизонных, решено включить кассационный и апелляционный военные суды. Прописаны их полномочия и порядок организации работы.

Принципиальное отличие установленного порядка от прежнего — четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.

Самые первые изменения и дополнения в закон были приняты в 2001 году и касались именно этих вопросов. В частности, требования к кандидатам на должность судьи были дополнены требованием об отсутствии у них заболеваний, препятствующих исполнению полномочий. В связи с этим введено предварительное медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи. Предусматривалась также возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

В 2009 году из закона исключили норму, предусматривающую возможность присвоения работникам аппарата суда в военных судах воинских званий.

Корректировкой условий работы судей ознаменован 2012 год. Были внесены изменения в законы о статусе судей, о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о дополнительных гарантиях соцзащиты судей и работников аппаратов судов, о мировых судьях. Соответствующие поправки были внесены и в рассматриваемый ФКЗ.

Так, вместо норм о зарплате судей, введены положения о ежемесячном денежном вознаграждении, состоящем из месячных окладов, доплат за выслугу лет, ученую степень, звание доцента, профессора, почетное звание "Заслуженный юрист РФ", а также из неких ежемесячных денежных поощрений. В отдельных случаях возможна также ежемесячная доплата за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.

Закреплено, что размер должностного оклада Председателя Конституционного суда РФ утверждается указом Президента РФ. Размеры должностных окладов судей КС РФ при этом устанавливаются в предусмотренном законом процентном отношении к этой сумме.

Размер должностного оклада Председателя Верховного суда РФ — 98% от должностного оклада Председателя КС РФ. Оклады судей — также в процентном отношении к этой сумме, предусмотренной законом.

Закреплено, что размеры должностных окладов судей ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции. Решение об индексации принимает Президент РФ.

Оклады за квалификационный класс составляют от 30 до 150 процентов должностных окладов, доплата за выслугу лет — от 15 до 50 процентов тех же сумм.

Классов при этом стало больше: высший и классы с 1 по 9 (ранее — высший и с 1 по 5).

В 2018 году законодатель решил разграничить правила наделения полномочиями Председателя ВС РФ, его заместителей, судей ВС РФ и председателей, заместителей председателей и судей других судов.

Дело в том, что ВС РФ не входит в систему судов общей юрисдикции. Согласно поправкам порядок наделения полномочиями его сотрудников устанавливается законами о ВС РФ и о статусе судей. Для остальных судов — соответствующим федеральным конституционным законом и также законом о статусе судей.

Кроме того, изменениями этого года определен механизм признания судьи ВС РФ нуждающимся в жилье и постановки его на учет для предоставления выплаты на приобретение и строительство.

И, наконец, третья группа поправок, регулирующих возрастные критерии и сроки пребываний судей в должности.

В 2001 году было установлено, что Председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели верховных судов республик, краев, областей, судов городов федерального значения, автономных округов, военных судов и т. д. по нисходящей назначаются на должность сроком на шесть лет, но не более двух сроков подряд.

Предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда РФ, — 65 лет.

Спустя четыре года этот критерий был изменен, и предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда повышен с 65 до 70 лет. Поправки в ФКЗ 2005 года также гласили, что полномочия судьи прекращаются в связи с истечением их срока или по достижении им предельного возраста пребывания в должности. Ранее полномочия прекращались или приостанавливались только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Некоторые ограничения с высших лиц Верховного суда РФ было решено снять в 2012 году. Теперь Председатель ВС РФ и его заместители могут назначаться на данные должности неограниченное количество раз подряд (ранее — не более 2 раз подряд). Также с Председателя ВС РФ снято ограничение по предельному возрасту пребывания в должности.

А в 2018 году поправкой в ФКЗ был установлен предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ — 76 лет.

23 января в Верховном Суде РФ прошло торжественное собрание, посвящённое 95-летию образования главного суда страны, на котором выступили Президент РФ В.В. Путин и Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев.


Какие изменения уже произошли в судебной системе, а каких стоит только ждать, с какими требованиями наиболее часто граждане обращаются в суд? Об этом и не только мы беседуем с председателем Орловского областного суда Ф.В. Телегиным, который присутствовал на торжественном собрании, посвящённом 95-летию образования Верховного Суда.

- Фёдор Викторович, в последние годы в судебной системе страны, и Орловщины в частности, произошли большие изменения. Расскажите о самых значимых нововведениях и о том, что ждёт судебную систему в ближайшем будущем?

- Судебная система Орловской области является частью судебной системы страны, поэтому и изменения, о которых на торжественном собрании говорили выступающие, во многом касаются и нас. Все они направлены на повышение эффективности, открытости и доступности правосудия, обеспечение гарантий судебной защиты граждан и юридических лиц.

В 2012 и 2013 годах было введено апелляционное производство по гражданским и уголовным делам. В 2014 году произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, это позволило сформировать единую правовую позицию по важнейшим вопросам и избежать разночтений в толковании норм права. В 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства. Развивается электронное правосудие, с 2017 года у граждан появилась возможность подать процессуальные документы в электронном виде. Были декриминализированы составы преступлений небольшой тяжести и переведены из уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. Суды стали более открытыми и доступными.

Из новаций, о которых говорили на торжественном собрании, - это создание окружных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, что позволит повысить независимость судов. Планируется наделить дополнительными полномочиями помощников судей, в частности, правом подготовки проекта судебного решения; ввести в судах автоматизированное распределение дел между судьями. Предлагается расширить применение примирительных процедур в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве.

В.М. Лебедев отметил, что Верховным Судом в Госдуму внесён проект федерального закона, направленного на введение в УК РФ понятия уголовного проступка, что позволит дифференцировать уголовную ответственность и исключить негативные для личности последствия судимости за совершение деяний, не наказуемых лишением свободы.

- Одним из последних нововведений, как Вы заметили, стало вступление в силу в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ. Выступая арбитром в спорных ситуациях между гражданином и органами власти, суд при этом осуществляет не только правосудие в широком смысле этого слова, но и судебный контроль за законностью действий и решений органов публичной власти и их должностных лиц. Расскажите об этом направлении работы областного суда.

- Данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также других административных дел, возникающих из публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных властных публичных полномочий.

Большая часть дел, которые рассматриваются Орловским областным судом в качестве суда первой инстанции - дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В 2017 году всего было рассмотрено 64 дела указанной категории, по всем административным исковым заявлениям требования были удовлетворены полностью или частично.

В суде орловцы оспаривали нормативные правовые актов органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований области. В 2017 году Орловским областным судом рассмотрено 10 дел данной категории. В шести случаях суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречил нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и принял решение о признании его недействующим (полностью или в части). То есть требования по шести искам были удовлетворены.

В 2016-2017 годах судами области рассмотрено 18 дел о защите избирательных прав граждан. В основном это дела об отмене регистрации кандидатов в депутаты советов народных депутатов различных уровней, об оспаривании решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов, об оспаривании итогов голосования. При этом судами удовлетворено полностью или в части 12 исков.

Отдельного внимания заслуживают полномочия суда по проверке соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления прав граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

За 2017 год в суды Орловской области поступило 28 административных исков об оспаривании решений органов местного самоуправления, не согласовавших проведение различных массовых мероприятий, из которых исковые требования по 12 административным делам удовлетворены судами.

- Судебный контроль осуществляется не только в рамках административного, но и уголовного судопроизводства. В чём он заключается?

- Значимым направлением деятельности судов в сфере уголовного судопроизводства, помимо рассмотрения уголовных дел по существу, является осуществление судебного контроля на стадии следствия.

Он включает в себя рассмотрение ходатайств органов предварительного расследования об избрании (продлении) мер пресечения, связанных с ограничением свободы, а именно заключения под стражу и домашнего ареста. Такие меры пресечения применяются только по судебному решению и только в том случае, когда применение более мягких мер пресечения невозможно. Кстати, на это неоднократно в своих выступлениях указывал Президент Российской Федерации.

Ещё одним направлением осуществления судебного контроля является рассмотрение судами жалоб участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. В 2017 году было удовлетворено 45 таких жалоб.

Не менее значимая составляющая судебного контроля - это рассмотрение ходатайств о разрешении проведения оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров и соединений, обследование жилища и пр.) и следственных действий (обыск и выемка в жилище, наложение ареста на имущество, временное отстранение обвиняемого от должности и др.), ограничивающих конституционные права граждан.

Осуществление действенного судебного контроля на досудебной стадии позволяет не допустить необоснованное ограничение прав граждан, либо восстановить уже нарушенные их права и обеспечить доступ к правосудию.

- Каковы основные задачи суда при рассмотрении дел?

- Основная задача суда - это вынесение по делу законного, обоснованного и справедливого решения.

Так, при рассмотрении уголовных дел судьи руководствуются принципами презумпции невиновности, охраны прав и свобод личности, состязательности и равноправия сторон, идеей верховенства права.

Каждое уголовное дело индивидуально. Рассмотрение одного дела заканчивается вынесением обвинительного приговора с назначением большого срока лишения свободы, а рассмотрение другого дела - вынесением оправдательного приговора с признанием права на реабилитацию в связи с необоснованным уголовным преследованием гражданина.

Судьями области выносятся объективные и справедливые решения, в том числе и оправдательные приговоры, так, в 2017 году оправдано 21 лицо.

При рассмотрении уголовных дел судьи руководствуются принципами презумпции невиновности, охраны прав и свобод личности, состязательности и равноправия сторон, идеей верховенства права.

- Среди оправданных были и те, кто действовал в рамках необходимой обороны…

- Это, действительно, так. При рассмотрении таких дел важна каждая деталь произошедшего: причины конфликта и его инициатор, количество участников конфликта и взаимоотношения между ними, пол, возраст, физические кондиции нападавшего и обороняющегося, наличие у них оружия.

В области сложилась устойчивая судебная практика при рассмотрении дел по необходимой обороне. Суды тщательно проверяют доводы сторон. Если суд устанавливает, что человек причинил вред другому, обороняясь от противоправного посягательства, то в этом случае выносится оправдательный приговор. Причём человек может обороняться от посягательства не только на свои жизнь и здоровье, но и жизнь и здоровье близких ему людей, а также других граждан.

В качестве примера можно рассказать об уголовном деле в отношении жителя Урицкого района. Ночью к нему в дом ворвалась группа агрессивно настроенных молодых людей, мужчину избили, и, защищая себя и свою семью, он нанёс удар ножом одному из нападавших, причинив тяжкий вред здоровью. Областным судом обороняющийся был оправдан по предъявленному обвинению с признанием права на реабилитацию.

Подобные решения выносились не раз. Так, областным судом был оправдан житель г. Орла, к которому в квартиру ворвался вооружённый пистолетом мужчина и, приставив оружие к голове собственника жилья, потребовал деньги, при этом обороняющийся оказал активное сопротивление нападавшему и в процессе завязавшейся борьбы, пытаясь отобрать у последнего оружие, причинил ему смерть.

Выносились оправдательные приговоры, когда суды обоснованно приходили к выводу о наличие гражданско-правового спора между участниками предпринимательской деятельности, а не мошеннических действий.

- А в порядке гражданского судопроизводства орловцы часто обращаются за защитой своих прав в суд?

- За последние два года (2016-2017 гг.) судами области рассмотрено с вынесением решения более 154 тысяч гражданских дел, из них удовлетворены требования 97,4% обращений.

Эти данные говорят о том, что большинство наших граждан, выбрав судебную защиту гражданских прав, реально восстановили свои нарушенные права.

Особо следует выделить такие категории социальных споров, связанные с предоставлением государственных гарантий, как бесплатное предоставление лекарственных препаратов нуждающимся в них лицам и обеспечение специализированным жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подавляющее большинство таких исков судами удовлетворялось (обеспечение лекарствами - 95%, предоставление специализированного жилья - 79%).

- Каким образом в Орловской области формируется судебная практика, и что делается для повышения квалификации судей?

- Судебная практика в Орловской области соответствует практике Верховного Суда Российской Федерации, причём судьи области активно участвуют в её формировании. В последние годы судьи Орловского областного суда неоднократно выступали со своими предложениями на заседаниях Пленума Верховного Суда РФ.

Для создания единообразной судебной практики и повышения квалификации судей на плановой основе осуществляется стажировка судей Орловского областного суда в Верховном Суде Российской Федерации, а судей районных судов и мировых судей - соответственно в областном суде.

Судами области постоянно обобщается судебная практика по различным категориям дел.

В областном суде ежеквартально проводятся семинары-совещания с участием всех судей области, на которых изучаются постановления Пленума и обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, обсуждаются актуальные вопросы правоприменения.

В целях оптимизации судопроизводства и единообразия судебной практики в последние годы на базе Орловского областного суда регулярно проводятся межведомственные конференции с приглашением сотрудников правоохранительных органов, а также представителей научного сообщества. Обсуждаются наиболее сложные вопросы применения уголовного, гражданского и административного законодательства. Такая, можно сказать, профилактика направлена на минимизацию ошибок на досудебной стадии производства по делу.

- Вернёмся к изменениям в судебной системе. Уже летом этого года районные суды начнут слушать уголовные дела с участием присяжных заседателей. Всё ли готово для этого в Орловской области?

- Действительно, в соответствии с изменениями, внесёнными в уголовно-процессуальное законодательство, в районных судах с 1 июня 2018 года вводится порядок рассмотрения уголовных дел с участием коллегии присяжных заседателей по отдельным наиболее тяжким преступлениям (в частности, по делам об убийстве).

В связи с этим в Орловской области проведён комплекс подготовительных мероприятий. Соответствующим образом усовершенствована материально-техническая база районных судов (реконструированы здания, произведено доукомплектование мебелью и техническими средствами), для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. На базе областного суда в 2016-2017 годах проведена стажировка указанных судей и работников аппарата. Занятия проводили судьи областного суда, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей и имеющие в этой области богатый практический опыт, поскольку в Орловском областном суде институт суда присяжных функционирует с 2003 года.

К рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей районные суды области готовы.

- Фёдор Викторович, как мы уже сказали, в ближайшие годы судебную систему страны ждут большие изменения. Реализовывать нововведения в Орловской области предстоит и судейскому корпусу региона под Вашим руководством. Желаем Вам успешной работы.

Указом Президента РФ от 23.10.2017 №506 Телегин Ф.В. назначен председателем Орловского областного суда на новый шестилетний срок полномочий.

Общий юридический стаж Телегина Ф.В. составляет более 35 лет, из них более четверти века - в должности судьи.

Читайте также: