Привлечение аудиторов к уголовной ответственности судебная практика

Обновлено: 18.05.2024

Внести в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г. (протокол N 6), следующие изменения:

а) в разделе 2 части I подраздел "Продолжающееся взаимодействие старшего персонала аудита с аудируемым лицом (включая вопросы ротации руководителей заданий по аудиту)" заменить подразделом следующего содержания:

"Длительное взаимодействие персонала аудита

с аудируемым лицом (включая вопросы ротации руководителей

заданий по аудиту)

2.47.1. Угрозы близкого знакомства и личной заинтересованности, потенциально влияющие на объективность и профессиональный скептицизм лица, могут возникнуть, а их значимость может возрасти в случае привлечения лица к выполнению задания по аудиту для одного и того же аудируемого лица на протяжении длительного периода времени.

Несмотря на то, что понимание аудируемого лица и его окружения является фундаментальным условием для обеспечения качества аудита, угроза близкого знакомства может возникнуть в результате длительного взаимодействия лица в качестве участника аудиторской группы с:

а) аудируемым лицом и его деятельностью;

б) руководством аудируемого лица; или

в) бухгалтерской (финансовой) отчетностью, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение, либо бухгалтерской информацией, формирующей основу указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Угроза личной заинтересованности может возникнуть в связи с опасением лица потерять долгосрочного клиента или заинтересованностью данного лица в поддержании тесных личных взаимоотношений с членами руководства аудируемого лица или лицами, отвечающими за его корпоративное управление, что может оказать неприемлемое влияние на суждение данного лица.

2.47.2. Значимость угроз зависит от факторов, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, касающихся как лица, привлеченного к выполнению задания по аудиту, так и соответствующего аудируемого лица:

Факторы, касающиеся лица, привлеченного к заданию по аудиту, включают следующие:

а) общая продолжительность взаимоотношения с аудируемым лицом, включая наличие такого взаимоотношения в период предыдущего трудоустройства данного лица в другой аудиторской организации;

б) период времени, в течение которого данное лицо являлось участником аудиторской группы, а также характер функций данного лица в аудиторской группе;

в) степень руководства, проверки и надзора за работой данного лица со стороны более старшего персонала;

г) возможность данного лица, в зависимости от его старшинства, оказывать влияние на результат аудита, например, путем принятия ключевых решений или руководства работой других участников аудиторской группы;

д) близость личных взаимоотношений между данным лицом и руководством аудируемого лица или лицами, отвечающими за его корпоративное управление;

е) характер, частота и масштаб взаимодействия данного лица с руководством аудируемого лица или лицами, отвечающими за его корпоративное управление.

Факторы, касающиеся аудируемого лица, включают следующие:

а) характер и сложность вопросов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также изменения в таких вопросах;

б) недавние изменения в составе руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление;

в) недавние структурные изменения в организации аудируемого лица, которые влияют на характер, частоту и масштаб возможного взаимодействия между лицом, привлеченным к заданию по аудиту, и руководством аудируемого лица или лицами, отвечающими за его корпоративное управление.

2.47.3. Сочетание двух или более факторов может повысить или понизить значимость угроз. Например, угрозы близкого знакомства, возникшие с течением времени в связи с усиливающимися тесными взаимоотношениями между лицом, привлеченным к заданию по аудиту, и членом руководства клиента, будут ниже в случае ухода с должности соответствующего члена руководства и возникновения нового взаимоотношения.

2.47.4. Значимость угроз должна быть оценена и при необходимости должны быть приняты меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Примерами таких мер предосторожности являются, в частности:

а) ротация лица из состава аудиторской группы;

б) изменение функции лица в составе аудиторской группы либо характера и масштаба задач, выполняемых данным лицом;

в) проведение третьим лицом, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, проверки работы данного лица;

г) регулярные независимые внутренние или внешние проверки качества выполнения задания;

д) проверка качества выполнения задания в рамках проведения аудита.

2.47.5. В случае, если аудиторская организация приходит к выводу, что угрозы являются настолько значимыми, что в качестве меры предосторожности должна быть произведена ротация лица, то аудиторская организация должна установить надлежащий период времени, в течение которого данное лицо не будет являться членом аудиторской группы, не будет осуществлять проверку качества выполнения задания по аудиту, а также не будет оказывать прямое влияние на результат задания по аудиту. Данный период времени должен быть достаточным по продолжительности, чтобы позволить устранить угрозы независимости в связи с близким знакомством или личной заинтересованностью или свести их до приемлемого уровня. Если аудируемое лицо является общественно значимым хозяйствующим субъектом, также применяются требования пунктов 2.48.1 - 2.51 Правил независимости.

Аудируемые лица, являющиеся общественно значимыми

2.48.1. В случае, когда аудируемое лицо является общественно значимым хозяйствующим субъектом, лицо не должно выполнять любую из следующих функций, в том числе если несколько таких функций выполняются последовательно, в течение периода, превышающего суммарно семь лет ("период вовлечения"):

а) руководителя задания;

б) лица, назначенного ответственным за проверку качества выполнения задания;

в) другого ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту.

После истечения периода вовлечения данное лицо не должно вовлекаться в аудит в течение периода, определенного в соответствии с пунктами 2.48.3 - 2.48.10 Правил независимости ("период невовлечения").

2.48.2. За исключением случаев, когда выполнение лицом функций, перечисленных в пункте 2.48.1 Правил независимости, было прекращено и не возобновлялось в течение срока, равного как минимум периоду невовлечения, определенному в соответствии с применимыми (в зависимости от функции, которую данное лицо выполняло в год, непосредственно предшествующий году прекращения вовлечения в соответствующем качестве) требованиями в пунктах 2.48.3 - 2.48.5 Правил независимости, изменения начала периода отсчета количества лет вовлечения не допускается. Например, лицо, которое выступало в качестве руководителя задания в течение четырех лет с последующим невовлечением в аудит в течение трех лет, может впоследствии являться для того же самого аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, только три дополнительных года, что суммарно составит период вовлечения в семь лет. После этого данное лицо не должно вовлекаться в аудит в соответствии с пунктом 2.48.6 Правил независимости.

2.48.3. Если лицо выступало в качестве руководителя задания семь лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять пять последовательных лет.

2.48.4. Если лицо выступало в качестве лица, ответственного за проверку качества выполнения задания, семь лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять три последовательных года.

2.48.5. Если лицо выступало в качестве другого ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, семь лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять два последовательных года.

Выполнение нескольких функций ключевого лица,

осуществляющего руководство заданием по аудиту

2.48.6. Если лицо выполняло последовательно несколько функций ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, и выступало в качестве руководителя задания четыре или более лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять пять последовательных лет.

2.48.8. Если в течение периода вовлечения лицо выполняло функции лица, ответственного за проверку качества выполнения задания, и руководителя задания четыре или более лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять:

а) пять последовательных лет в случае вовлечения указанного лица в аудит в качестве руководителя задания в течение трех или более лет;

б) три последовательных года в любом ином случае.

2.48.9. Если лицо выполняло функции ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, в любом ином, отличном от указанных в пунктах 2.48.6 - 2.48.8 Правил независимости, сочетании, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять два последовательных года.

Предыдущая деятельность в другой аудиторской организации

2.48.10. При определении количества лет вовлечения лица в качестве ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, согласно пунктам 2.48.1 - 2.48.2 Правил независимости, продолжительность взаимоотношения с аудируемым лицом должна включать период, в течение которого данное лицо являлось для того же самого аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, в период предыдущей деятельности данного лица в другой аудиторской организации.

Ограничения на деятельность в период невовлечения

2.48.11. В течение периода невовлечения в аудит лицо не должно:

а) быть участником аудиторской группы или лицом, ответственным за проверку качества задания;

б) осуществлять консультирование аудиторской группы или аудируемого лица по техническим или отраслевым вопросам, хозяйственным операциям или событиям, оказывающим влияние на задание по аудиту, за исключением проведения обсуждений с аудиторской группой по вопросам проделанной работы или сформированных выводов в последнем году вовлечения данного лица в аудит, когда такие вопросы являются релевантными для аудита текущего года;

в) отвечать за руководство или координирование профессиональных услуг, оказываемых аудиторской организацией соответствующему аудируемому лицу, а также за надзор за взаимоотношениями аудиторской организации с данным аудируемым лицом;

г) осуществлять любую иную функцию или деятельность, не указанную в пунктах 2.48.11 а) - в) выше, в отношении соответствующего аудируемого лица, включая предоставление услуг по заданиям, не обеспечивающим уверенность, в результате которых данное лицо могло бы:

1) осуществлять значительное или частое взаимодействие с руководством аулируемого лица или лицами, отвечающим за его корпоративное управление;

2) оказывать прямое влияние на результат задания по аудиту.

Требования настоящего пункта не запрещают лицу выполнять руководящие функции в аудиторской организации, например, руководителя аудиторской организации.

2.49. В некоторых случаях аудиторская организация, исходя из оценки угроз в соответствии с "Общими положениями" настоящей части Правил независимости, может сделать вывод о том, что продолжение выполнения лицом функций лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, не является уместным несмотря на то, что период вовлечения данного лица в аудит составляет менее семи лет. При оценке угроз особое внимание необходимо уделить функциям, выполняемым данным лицом, и продолжительности его взаимодействия с аудируемым лицом до начала выполнения данным лицом функций ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту.

2.50. В редких случаях и вследствие непредвиденных внешних обстоятельств ключевые лица, осуществляющие руководство заданием по аудиту, чье продолжающееся участие в аудиторских заданиях может быть особенно важным для качества аудита, могут с согласия лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, продолжить выполнять функции лиц, осуществляющих руководство заданием по аудиту, один дополнительный год, при условии, что угрозы независимости могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня путем принятия мер предосторожности. Например, ключевое лицо, осуществляющее руководство заданием по аудиту, может продолжить выполнять свои функции в составе аудиторской группы в течение дополнительного года, если вследствие непредвиденных событий требуемая ротация становится невозможной (в результате серьезного заболевания нового руководителя задания по аудиту, назначение которого планировалось в аудиторской организации, др.). Аудиторская организация должна обсудить с лицами, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, причины, по которым запланированная ротация является невозможной, а также меры предосторожности, необходимые для снижения возникающих угроз независимости.

2.51. В случае, когда аудируемое лицо становится общественно значимым хозяйствующим субъектом, период времени, в течение которого работник являлся для аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, до того как аудируемое лицо стало общественно значимым хозяйствующим субъектом, должно быть принято во внимание для определения надлежащего момента ротации. Если данный работник являлся для аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, в течение периода в пять лет суммарно или менее до того момента, как аудируемое лицо стало общественно значимым хозяйствующим субъектом, то период времени, в течение которого данное лицо может продолжать являться ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, до ротации, составляет семь лет за вычетом количества лет, в течение которых данное лицо ранее являлось ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту. Если данное лицо являлось для аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, в течение периода в шесть лет суммарно или более до того момента, как аудируемое лицо стало общественно значимым хозяйствующим субъектом, то данное лицо может с согласия лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, оставаться в этом прежнем качестве не более двух лет.";

б) в разделе 5 части II подраздел "Продолжающееся взаимодействие старшего персонала аудита с клиентом по заданию, обеспечивающему уверенность" заменить подразделом следующего содержания:

"Длительное взаимодействие персонала с клиентом по заданию,

5.33.1. Угрозы близкого знакомства и личной заинтересованности, потенциально влияющие на объективность и профессиональный скептицизм лица, могут возникнуть, а их значимость может возрасти в случае привлечения одного и того же лица к выполнению задания, обеспечивающего уверенность, для одного и того же клиента на протяжении длительного периода времени.

Угроза близкого знакомства может возникнуть в результате длительного взаимодействия лица с:

а) клиентом по заданию, обеспечивающему уверенность;

б) предметом или информацией о предмете задания, обеспечивающего уверенность.

Угроза личной заинтересованности может возникнуть в связи с опасением лица потерять долгосрочного клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, или заинтересованностью данного лица в поддержании тесных личных взаимоотношений с данным клиентом или с членами его руководства, что может оказать неприемлемое влияние на суждение данного лица.

5.33.2. Значимость угроз зависит от факторов, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, включая:

а) характер задания, обеспечивающего уверенность;

б) период времени, в течение которого данное лицо являлось участником рабочей группы, уровень старшинства и функции данного лица в рабочей группе, включая наличие такого взаимоотношения в период предыдущего трудоустройства данного лица в другой аудиторской организации;

в) степень руководства, проверки и надзора за работой данного лица со стороны более старшего персонала;

г) возможность данного лица, в зависимости от его старшинства, оказывать влияние на результат задания, обеспечивающего уверенность, например, путем принятия ключевых решений или руководства работой других участников рабочей группы;

д) близость личных взаимоотношений между данным лицом и клиентом по заданию, обеспечивающему уверенность, или, если применимо, его руководством;

е) характер, частота и масштаб взаимодействия данного лица с клиентом по заданию, обеспечивающему уверенность;

ж) изменения в характере предмета задания или информации о предмете задания или сложность связанных вопросов;

з) недавние изменения лица или состава лиц, являющихся ответственной стороной, или, если применимо, руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность.

5.33.3. Сочетание двух или более факторов может повысить или понизить значимость угроз. Например, угрозы близкого знакомства, возникшие с течением времени в связи с усиливающимися тесными взаимоотношениями между лицом, привлеченным к заданию, обеспечивающему уверенность, и клиентом по такому заданию, будут ниже в случае ухода с должности лица, которое являлось ответственной стороной, и возникновения нового взаимоотношения.

5.33.4. Значимость угроз должна быть оценена и при необходимости должны быть приняты меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Примерами таких мер предосторожности являются, в частности:

а) ротация лица из состава рабочей группы;

б) изменение функции лица в составе рабочей группы либо характера и масштаба задач, выполняемых данным лицом;

в) проведение третьим лицом, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией и не являвшимся участником рабочей группы, проверки работы данного лица в составе рабочей группы;

г) регулярные независимые внутренние или внешние проверки качества выполнения задания;

д) проверка качества выполнения задания в рамках проведения задания, обеспечивающего уверенность.

5.33.5. В случае, если аудиторская организация проходит к выводу, что угрозы являются настолько значимыми, что в качестве меры предосторожности должна быть произведена ротация лица, то аудиторская организация должна установить надлежащий период времени, в течение которого данное лицо не будет являться членом рабочей группы, не будет осуществлять проверку качества выполнения задания, обеспечивающего уверенность, а также не будет оказывать прямое влияние на результат задания, обеспечивающего уверенность. Данный период времени должен быть достаточным по продолжительности, чтобы позволить устранить угрозы независимости в связи с близким знакомством или личной заинтересованностью или свести их до приемлемого уровня.".


Авдеев и компания


Какой вес аудиторского заключения в суде? Имеет ли оно доказательную силу? Печальные выводы из судебной практики.

Судья оглядел непонимающим взглядом листы дела с аудиторским заключением, перевернул и больше к ним не возвращался. Аудиторское заключение в решении суда не упоминалось и правовой оценки как доказательства по делу не получило, спорные показатели бухгалтерской отчетности были признаны судом недостоверными по формальным основаниям.

Такую картину я недавно наблюдал в арбитражном суде и неожиданно поймал себя на мысли, что не могу припомнить ни одного решения суда, в котором бы аудиторское заключение было признано доказательством в пользу достоверности бухгалтерской отчетности. Проанализировав десятки судебных актов, я нашел лишь несколько решений судов в которых аудиторское заключение было признано надлежащим доказательством, при этом в большинстве случаев они служили дополнительными доказательствами.

В судебных актах часто фигурирует такая формулировка: в соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащее выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, то есть предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, является мнением аудитора, которое не имеет самостоятельного доказательственного значения. Согласно пункту 5 статьи 1 указанного закона аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Вот вам и суть аудиторского заключения - является мнением аудитора, которое не имеет самостоятельного доказательственного значения. То бишь организации, в силу закона, должны платить немалые деньги за аудит исключительно ради любопытства.

Так какие же права удостоверяет аудиторское заключение? Как мы выяснили, данный документ не свидетельствует о достоверности отчетности, а лишь выражает субъективное мнение частного лица по этому поводу. Заметьте - не официальное, а субъективное, и не организации, а частного лица, поскольку у юридического лица не может быть мнения по определению. Поэтому, наверное, до сих пор и не могут определиться, кто же должен подписывать аудиторское заключение – директор, руководитель проверки или аудитор.

Неудивительно, что суды не обращают внимание на аудиторские заключения, банки и другие пользователи содержат свои дублирующие службы или предпочитают получать информацию о финансовом состоянии клиентов из иных более надежных источников, а немотивированных предпринимателей приходится чуть ли не силой заставлять проводить аудит.

За пределы существующего порочного круга аудиторам не выйти, если не будут внесены в закон об аудиторской деятельности или в закон о бухгалтерском учете нормы, согласно которым бухгалтерская отчетность считается соответствующей аудиторскому заключению, пока выданное заключение не будет признано недействительным в установленном порядке. Хотите оспорить отчетность или ее отдельные показатели - будьте добры, оспорьте сначала аудиторское заключение.

При таком подходе аудитор вынужден будет отстаивать свое заключение в суде или в СРО и, как следствие, будет более осмотрителен при выдаче заключения, ведь появится и совершенно иная ответственность. После посещения суда у аудиторов появится живой интерес к подготовке рабочих документов. СРО же должны не столько надзирать, сколько оказывать помощь своим членам в этом вопросе. Наверное, тогда и появится мотивированный заказчик, а государство перестанет проявлять безразличие к подготовке и полномочиям аудиторов, поскольку само же и будет нести убытки от неквалифицированных заключений. И никакими пряниками и кнутами государство не изменит отношение к аудиту, пока не придаст аудиторскому заключению действительный юридический статус.

1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 202 УК РФ

Основным объектом преступления является нормальное осуществление частной нотариальной и аудиторской деятельности, поскольку злоупотребление полномочиями в указанной сфере ведет к искажению ее сущности, подрывает доверие и авторитет к нотариату и аудиту.

Дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан (здоровье, неприкосновенность личности) или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Нотариальная деятельность в Российской Федерации регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 .

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

Согласно ст. 1 данного Закона нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации указанными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В полномочия нотариуса входит совершение в установленном законом порядке определенных нотариальных действий. Всего ст. 35 вышеуказанного Закона предусматривается восемнадцать видов нотариальных действий. Кроме того, нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 35 Основ, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав. Таким образом, при отсутствии в нотариальном округе государственного нотариуса частный нотариус может совершать двадцать различных видов нотариальных действий.

Порядок исполнения нотариусами своих полномочий определяется Основами законодательства о нотариате, а также приказами и инструкциями Министерства юстиции РФ и не утратившими силу приказами Министерства юстиции РСФСР (в частности, приказом об утверждении инструкции по делопроизводству). При совершении нотариальных действий частный нотариус должен руководствоваться законодательством РФ и ее субъектов.

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" .

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422.

Согласно ч. 1 ст. 1 данного Закона аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Часть 3 этой же статьи определяет цель аудита, которой является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью же понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Таким образом, аудиторская деятельность имеет целью осуществление независимой проверки аудируемых лиц, их кредиторов, инвесторов, государственных и общественных интересов.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами включает в себя:

1) деяние, т.е. использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности;

2) последствие, т.е. существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

3) причинно-следственную связь между деянием и последствием.

Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности заключается в совершении им правомерных действий в рамках предоставленных прав (ст. 15 Основ) или выходящих за их пределы, а также действий, совершенных в нарушение обязанностей (ст. 16 Основ). Согласно положениям данных статей нотариус обязан:

1) оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

2) выполнять свои обязанности в соответствии с вышеуказанными Основами, законодательством республик в составе Российской Федерации и присягой;

3) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия;

4) отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам;

5) в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (за невыполнение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ).

Под использованием частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности понимается совершение правомерного или неправомерного действия в нарушение аудитором своих обязанностей, указанных в ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Данная норма предусматривает следующие обязанности:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В отдельных случаях на практике возникают затруднения в квалификации действий частных нотариусов и аудиторов в тех случаях, когда они выполняют так называемые сопутствующие функции, извлекая доход от деятельности, которая не может быть в полном смысле этих понятий признана нотариальной или аудиторской. Так, в соответствии со ст. 15 Основ нотариус вправе составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Аудитор же в соответствии со ст. 1 Закона "Об аудиторской деятельности" может оказывать сопутствующие аудиту услуги, например постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; проведение маркетинговых исследований и др.

Подобного рода действия трудно отнести к действиям, непосредственно составляющим нотариальную и аудиторскую деятельность. Перечисленные выше услуги не являются исключительной прерогативой частных нотариусов и частных аудиторов. Такой же деятельностью могут заниматься и иные лица, как физические, так юридические. Однако эти "сопутствующие услуги" входят в соответствии с законодательством в полномочия частных нотариусов и частных аудиторов, за оказанием таких услуг к ним обращаются именно как к нотариусам и аудиторам, т.е. лицам, облеченным доверием со стороны общества и государства. Поэтому, на наш взгляд, трудно согласиться с позицией о том, что злоупотребление полномочиями при оказании "сопутствующих услуг" не должно квалифицироваться по ст. 202 УК РФ.

Состав злоупотребления полномочиями сконструирован как материальный, поэтому преступление будет является оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, выражающихся в существенном вреде правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Понятие существенного вреда, как и применительно к составу злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), является оценочным, и вопрос о его наличии решается аналогичным образом.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. При прямом умысле лицо, злоупотребляя полномочиями, осознает общественно опасный характер своего действия (бездействия), предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления. Так, например, частный аудитор, имея с банком долгосрочные связи, дает фиктивное позитивное заключение о его финансовом положении, предвидит, что это заключение привлечет в банк новых вкладчиков и сохранит старых, и желает этого. Таким образом, нарушаются права и законные интересы граждан и организаций, которые на основе недостоверных данных принимают неверные финансовые решения.

Обязательным элементом субъективной стороны состава преступления является цель - извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам (см. комментарий к ст. 201 УК РФ).

Субъект преступления специальный - частный нотариус либо частный аудитор. Согласно ст. 2 Основ законодательства о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Согласно же ст. 3 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Государственные нотариусы и государственные аудиторы являются должностными лицами и подлежат ответственности за злоупотребление полномочиями по ст. 285 УК РФ.

Часть 2 ст. 202 УК РФ устанавливает ответственность за квалифицированный состав преступления - совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица.

Злоупотребление частным нотариусом или аудитором своими полномочиями в целях совершения иных преступлений может при наличии к тому оснований потребовать квалификации по совокупности преступлений. В частности, как отмечено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем", использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК РФ и соответственно по ст. ст. 174 или 174.1 УК РФ, а при наличии к тому оснований - по ст. 202 УК РФ .

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

Судебная практика по статье 202 УК РФ

- по ч. 2 ст. 202 УК РФ на 2 года лишения свободы с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок 2 года 6 месяцев.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно на 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 400 000 рублей, с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на 2 года 6 месяцев, с ограничением свободы на 9 месяцев, с установлением ограничений в виде запрета изменять место своего жительства без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также выезжать за пределы муниципального образования, в котором расположено место постоянного жительства, без согласия уголовно-исполнительной инспекции, с возложением обязанности один раз в месяц являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства.

осуждена по ч. 1 ст. 202 УК РФ к штрафу в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей в доход государства, с освобождением от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Постановлено взыскать с Радякиной О.И. в пользу П. в счет компенсации морального вреда 30 000 (тридцать тысяч рублей) и признать за П. как за гражданским истцом, право удовлетворения гражданского иска о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением, в порядке гражданского судопроизводства.

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренные статьями 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать судам следующие разъяснения:


Аудит и обязательный аудит

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Когда аудит становится обязательным

Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:

— акционерные общества (в том числе ЗАО);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);

— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;

— негосударственным пенсионным или иным фондом;

Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.

Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:

— выручка превышает 400 млн. рублей;

— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.

Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.

В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

То есть аудиторское заключение за 2019 год должно быть составлено не позднее 31.12.2020 г.

Публикация бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

В отдельных случаях организация обязана опубликовать свою отчетность, например:

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ);

В случае наличия обязанностей по опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней с момента составления аудиторского заключения (п.10 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П (далее по тексту — Положение). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Ответственность

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;

— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;

— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

2. Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 30.000 до 50.000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 700.000 до 1.000.000 рублей. (п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

3. Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

— от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

— от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен (ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ; ст. 408 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 г. № 558).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Перспектива

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Читайте также: