Какие человеческие пороки и достоинства оно представляет на суд читателя горе от ума

Обновлено: 25.06.2024

Александр Чацкий – особенный герой, у него твёрдые взгляды и ценности. Он совсем другой, в Фамусовское общество совсем не вписывается. Его ценности гораздо выше. Несмотря на то, что Александр жил и рос в этой среде, его идеалы остались неизменны.

Мне нравится этот герой, он ни под кого не подстраивается, живёт своей жизнью. Он верен своей Отчизне, дружбе и любви. Несмотря на то, что он так долго был вне дома, его чувства сохранились. Он берёг их и рассчитывал на то, что его возлюбленная – Софья, будет делать тоже. Но, к сожалению, он ошибся. Его любовь, Софа, абсолютно остыла к нему. Для неё их отношения всего лишь ребячество. Теперь у неё другой молодой человек, её идеал – Молчалин.

Мне очень жаль Александра, он очень трепетно и бережно относился к любви, а в итоге что получил? Его отвергли, его чувства обесценены и растоптаны. Сможет ли он теперь любить? Что он теперь думает после своего окончательного отъезда? Может теперь для него любовь совсем умерла? Успокаивает только одно, что герой не принимает всё близко к сердцу, но я уверена, что ему всё равно очень больно.

Некоторые считают Александра гордым и заносчивым, я же не согласна с подобным утверждением. Наш герой имеет собственные взгляды и принципы, и не собирается ими поступаться. Он готов служить Отчизне, искренне готов, но людям Александр прислуживаться не станет. Чацкий говорит о том, что прислуживаться тошно. У него этот факт вызывает отвращение, и это одна из причин почему Александр постоянно высмеивает Молчалина. Ему совершенно не понятно, как можно быть таким. Таким мягким, бессловесным и глупым. Молчалин – корыстный лицемер. И Александр не понимает, как Софья этого не видит.

Он всячески пытается открыть ей глаза, но она упорно не хочет видеть правду. Помимо этого, она очень подло поступает со своим другом детства. Кто же её так испортил? Ведь когда-то Софья и Александр были вместе, придерживались одних и тех же взглядов. После отъезда Чацкого, Софья металась между принципами своего друга и Фамусовского общества, которое в итоге поглотило её.

Для людей этого общества важна только материальная часть, выгода. Они не думают о других, окружающих людях. Софью очень испортили, а ведь она могла быть совсем другой.

Мне нравится Чацкий, он твёрд и мужествен. Ставит цель и идёт к ней, несмотря ни на что. Он не остался в этом обществе, ни стал терпеть к себе такого отношения. Наш герой знает, когда ставить точку.

Немного о главном герое

Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.

Чацкий — это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей фамусовского общества лучше всего покажет его характер.

В своем монологе Чацкий задевает многие вопросы общества 19 века.

В начале монолога Чацкий говорит о старых суждениях, о том, что мировозрение людей все еще не поменялось” со времен Очаковских и покоренья Крыма”. Далее, он указывает на неправильные моральные ценности” фамусовского общества” , говоря, что богатые наживают себе богатство воровством и затыкают рот всем тем, кто мыслит по-другому:

“Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?”

Чацкий замечает, как люди забывают добро, когда-то сделанное для них:

” Усердствуя, они в часы вины и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки. ”

Все это указывает на то, что” фамусовское общество” постепенно гнилой изнутри.

Но после Чацкий задевает одну из самых главных тем произведения” Горе от ума”.

Он говорит, что если в обществе” века минувшего” вдруг появится человек, не требующий ни мест, ни повышения в чин, а вверивший свой ум науке, то общество:

“тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем опасным. ”

будто предчувствуя ситуацию, которая случилась с ним на балу. Я думаю, что именно эти строчки определяют название произведения -” Горе от ума”.

Я считаю, что Чацкий уверен в своих словах. Он настойчиво пытался убедить Фамусова, что общество должно меняться, просвещаться. Это подтверждается тем, что Чацкий использовал в монологе очень много восклицательных предложений.

В общем, я полностью согласен с Чацкий, потому что он задевал очень правильные вопросы и мысли уже как представитель нового времени,” века нынешнего”.

Другие работы по этой теме:

  1. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному…
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя…
  3. В “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – “нынешнего” и “минувшего”. Действующие лица вышедшей в 1961 году комедии, за исключением Чацкого,…
  4. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание…

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием — указать на недостатки:

«Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

«Заметно, что вы желчь на всех излить

Сравнение Александра Андреевича и Молчалина

Молчалин — это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни — это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства. Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе. А это для Фамусова и его знакомых было очень важно.

Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград. Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения. Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.

Чацкий победитель или побежденный

Рассуждение Мое отношение к Чацкому

Ключевым персонажем произведения признается Александр Андреевич Чацкий, представленный в образе дворянина, холостого помещика, имеющего несколько сотен крепостных крестьян.

Чацкий является сиротой, одиноким человеком, поскольку рано лишился родителей, после смерти которых молодой человек становится воспитанником одного из главных героев комедии Фамусова. Лишь, достигнув совершеннолетия, Чацкий начинает самостоятельную жизнь. С детских лет герой поддерживает дружбу с дочерью Фамусова Софьей, к которой испытывает страстные и давние чувства.

Александр Андреевич представляется в качестве члена Английского клуба, состоящего из богатых, знатных дворян.

Сюжетное повествование изображает возвращение Чацкого в Москву после трехлетнего путешествия по различным странам.

Чацкий изображается в комедии в качестве умного, остроумного мужчины, грамотно излагающего свои мысли и отличающегося красноречием. При этом зачастую герой в общении с окружающими использует насмешки, в особенности, по отношению к глупым и ограниченным людям, а также общается с собеседниками довольно резко.

Чацкий характеризуется автором в качестве гордого, свободомыслящего человека, отличающегося независимостью, бросившего воинскую службу, не принимая подчинения и придерживаясь мнения, что умный гражданин может реализовать себя не только на чиновничьей службе, а занимаясь творчеством либо наукой.

Герой является честным, искренним, правдивым, открытым мужчиной. При этом отличаясь особой чувствительностью, страстью, пылкостью, в особенности, выражая свое собственное мнение.

Чацкий отличается выражением патриотических чувств, не скрывая любовь к собственному народу и стране, за что высший свет приравнивает героя к сумасшедшим, считая его вольнодумцем и либералом. Поэтому, будучи не принятым светским обществом, герой покидает родной город и опостылевший фамусовский дом.

Таким образом, Чацкий в комедии является единственным положительным персонажем, самым благоразумным и порядочным человеком, смело выступающим за общественные изменения и провозглашающим гибель века минувшего, которому на смену приходит век нынешний с современными либеральными взглядами. Соответственно, автору удается изобразить новый социально-психологический тип персонажа, являющегося лишним человеком в обществе.

Другие темы: ← Характеристика Лизы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовРепетилов в комедии Горе от ума →

Чацкий и Софья

Он до последнего отказывался верить в то, что она предпочла ему Молчалина. Когда же Чацкому становится известно, что Софья пустила слух о его безумии, то последнее, что его удерживало в Москве, было утеряно. Ведь ради нее он и вернулся обратно, храня в сердце образ, который увез с собою. И разрушение этой иллюзии помогает Чацкому решиться уехать.

сравнительная характеристика Чацкого

Противопоставление обществу Фамусова

Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества. Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность.

мильон терзаний Чацкого

В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.

Грибоедов написал знаменитую комедию в 1824 году. Главный посыл автора выделить достаточно сложно. В произведении обсуждаются насущные проблемы общества того времени: лицемерие, невежество, чинопочитание, заискивание перед высшими по должности. Отдельное внимание автор уделяет особенностям жизни при крепостном праве, бюрократическому аппарату.

Сюжет построен на конфликте двух мировоззрений:

  1. Консервативное, старое общество аристократов, конформистов. Его представители привыкли к поклонению вышестоящим лицам. Главное для них – богатство. Аристократы Москвы не желают перемен в устоявшемся жизненном укладе.
  2. Новое поколение. Люди, жаждущие перемен. Они хотят улучшить качество жизни людей; патриотичные, активные, готовые к изменениям.

Горе от ума

Комедия строится на диалогах, рассказах героев. У каждого из них своя идея, представление о будущем, цель. Главные действующие лица – Чацкий и Фамусов.

  • Фамусов. Всячески старается сохранить старинный жизненный уклад. Является настоящим виртуозом в чинопочитании, раболепстве. Для героя большое значение имеет общественное мнение. Он представляет класс конформистов. Не согласен с мнением Чацкого, его мировоззрением;
  • Чацкий. Много лет прожил в доме Фамусовых. После восемнадцати лет съехал, начал самостоятельную жизнь. Будучи молодым дворянином, мужчина обладает благородной душой. Он проницательный, умный, истинный патриот. Любит Россию от гор до полей.

Персонажи полностью противоположны друг другу. Через них писатель раскрывает следующие темы:

  • Крепостничество, помещики, жестокое отношение к крепостным;
  • Бюрократическая машина;
  • Уровень образования, культуры дворянского общества;
  • Стремление к наградам, чинам, званиям;
  • Враждебное отношение ко всему новому;
  • Конфликт между старыми устоями и прогрессивным движением;
  • Проблема декабризма, либерализма;
  • Приверженность к иностранным традициям, вещам.

Идея произведения базируется на переплетении этих тем с общечеловеческими вопросами любви, брака, семьи, взаимоотношений.

Грибоедов завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

Горе от ума — это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Чацкий верит в собственные убеждения, жизнь не раз преподносит ему урок. Мужчина сталкивается с душевными страданиями, неудачами. Предложение отказаться от своих убеждений герой получал много раз. Чацкий продолжает обличать невежество, беспринципность аристократов. Ретрограды всячески стараются не допустить перемен. Они не хотят жить честно, справедливо.

Текст пьесы указывает на ее главную идею – нежелание власть имущих отказываться от привычной жизни, основанной на взяточничестве, чинопочитании, алчности. Их устраивает крепостничество, они угнетают простой народ, получают хороший доход. Чацкий ставит себе задание – освободить людей от постоянного гнета.

Через этого персонажа писатель передает свое собственное отношение к сложившейся обстановке в стране. Будучи патриотом, уважающим народ, его возмущает крепостничество, привычки, праздная жизнь чиновников, помещиков. Комедия до сих пор актуальна, многие образы можно применить к персонам из современного общества.

Идея, суть и смысл комедии Грибоедова Горе от ума

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Смысл, идея и суть комедии Грибоедова Горе от ума

Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию — показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения — старые консервативные конформисты-аристократы поклоняющиеся чинам, богатству, всеми силами старающиеся сохранить существующий привычный уклад жизни и передовые люди, стремящиеся к переменам, желающие о лучшей жизни, чем у них есть.

Что хотел сказать нам Грибоедов этим произведением? В чем же спрашивается смысл комедии? Он заключается в верности Чацкого своим убеждениям, несмотря на душевные терзания и множественные неудачи. В гнусном доме Фамусова он играет роль обличителя невежественных обывателей, ретроградов прилагающих все усилия свои на удержание существующего порядка, не стремящихся к более честной и справедливой жизни, думающих о себе. Такие субъекты тормозят наше время, развитие мира, а подобные Чацкому заставляют нашу планету вертеться и прогрессировать. Такие как он стараются освободить простой люд от непосильного гнёта.

В пьесе Горе от ума суть заключается в конфликте между одаренной, прогрессивной личностью (склонной к декабризму) и фамусовским обществом (почитание денег, чинов, тщеславие и лицемерие) который предстает как борьба за права и достоинства человека. Устами Чацкого была выражена позиция автора по отношению к современному ему социуму. Очень много образов из произведения стали нарицательными, а отдельные отрывки афоризмами.

Это главный герой комедии Грибоедова. Он потомственный дворянин, во владении которого находится 300 — 400 душ. Чацкий рано остался сиротой, а поскольку его отец был близким другом Фамусова, с детства он воспитывался вместе с Софьей в доме Фамусовых. Позже ему стало скучно у них, и вначале он поселился отдельно, а после и вовсе уехал странствовать по миру.

С детства Чацкий с Софьей дружили, но он испытывал к ней не только дружеские чувства.

Главный герой в комедии Грибоедова не глупый, остроумный, красноречивый. Любитель насмешек над глупыми, Чацкий был либералом, который не желает прогибаться перед начальством и прислуживать высшим чинам. Именно поэтому он не служил в армии и не являлся чиновником, что для эпохи того времени и его родословной — редкость.

Фамусов — мужчина в возрасте с сединой в висках, дворянин. Для своего возраста он очень бодр и свеж. Павел Афанасьевич вдовец, из детей у него единственная Софья, 17 лет от роду.

Чиновник состоит на государственной службе, он богатый, но при этом ветреный. Фамусов без стеснения пристает к собственным служанкам. Характер у него взрывной, неугомонный. Павел Афанасьевич брюзглив, но с нужными людьми, он умеет проявлять должную вежливость. Примером тому является его общение с полковником, за которого Фамусов желает выдать замуж дочь. Ради своей цели он готов на все. Подчинение, раболепие перед чинами и низкопоклонство для него характерны. Также он дорожит мнением общества о себе и своем семействе. Читать чиновник не любит и образование не считает чем-то очень важным.

Софья — дочь богатого чиновника. Симпатичная и образованная в лучших правилах московского дворянства. Оставшись рано без матери, но находясь на попечении гувернантки мадам Розье, она читает французские книги, танцует и играет на фортепиано. Софья девушка непостоянная, ветреная и легко увлекающаяся молодыми мужчинами. При этом она доверчивая и очень наивная.

В ходе пьесы видно, что она не замечает того, что Молчалин ее не любит и находится с ней рядом из-за собственных выгод. Отец называет ее срамницей и бесстыдницей, сама же Софья считает себя умной и не трусливой барышней.

Секретарь Фамусова, который проживает у них в доме — это холостой молодой мужчина родом из очень бедной семьи. Свой дворянский титул Молчалин получил лишь в ходе службы, что в те времена считалось допустимым. За это Фамусов периодически называет его безродным.

Фамилия героя, как нельзя лучше, соответствует его характеру и темпераменту. Он не любит разговаривать. Молчалин ограниченный и очень глупый человек. Он ведет себя скромно и тихо, почитает чины и старается угодить всем, кто находится в его окружении. Делает это исключительно из выгоды.

Свое мнение Алексей Степанович никогда не высказывает, за счет чего окружающие считают его вполне симпатичным молодым человеком. На самом деле, он подлый, беспринципный и трусливый. В конце комедии становится ясно, что Молчалин влюблен в служанку Лизу. Признавшись ей в этом он получает порцию праведного гнева от Софьи, но характерное для него лизоблюдство, позволяет ему остаться на службе у ее отца и дальше.

Скалозуб — второстепенный герой комедии, он безынициативный полковник, который хочет стать генералом.

Павел Афанасьевич относит Скалозуба к категории завидных московских женихов. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность.

Служанка Лиза

Лизанька — обычная служанка в фамусовском доме, но при этом занимает достаточно высокое место среди других литературных персонажей, и ей отведено достаточно много различных эпизодов и описаний. Автор подробно описывает, что делает Лиза и что и как она говорит. Она заставляет признаваться в своих чувствах других героев пьесы, провоцирует их на определенные поступки, подталкивает к различным решениям, важным для их жизни.

Господин Репетилов появляется в четвертом действии произведения. Это второстепенный, но яркий персонаж комедии, приглашенный на бал к Фамусову по случаю именин его дочери Софьи. Его образ — характеризует человека, который выбирает легкий путь в жизни.

Загорецкий

Мадам Хлестова — также один из второстепенных персонажей комедии, но всё же её роль весьма колоритна. Это женщина уже преклонных лет. Ей от роду 65. У неё есть собачка-шпиц и темнокожая служанка — арапка. Хлестова в курсе последних сплетен двора и охотно делится собственными историями из жизни, в которых легко рассказывает о других персонажах произведения.

Анализ произведения

Основной сюжет комедии

Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий — друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения — женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно. Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми. Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

Особенности сюжета, композиции произведения

За основу сюжета автор берет один день пребывания в доме Фамусова – московского помещика из дворянского сословия. Именно в этот респектабельный дом неожиданно утром приезжает Чацкий – молодой человек, пылко влюбленный в дочь Фамусова Софью. Он проводит весь день в доме Фамусова.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Жанром произведения считается комедия, причем, реалистическая: все действия происходят в конкретной обстановке. Присутствуют выраженные атрибуты тогдашнего времени: борьба карбонариев за свободу в Италии, ученый комитет, ланкастерское взаимное обучение. Прототипы героев взяты Грибоедовым из жизни.

Критика о комедии "Горе от ума" Грибоедова, отзывы современников

А. С. Пушкин:

". Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:

". Еще ни в одной русской комедии не находили мы таких острых, новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в комедии „Горе от ума". Загорецкий, Наталья Дмитриевна, князь Тугоухов, Хлёстова, Скалозуб списаны мастерскою кистью. Смеем надеяться, что читавшие и читавшия отрывок позволят нам от лица всех просить г. Грибоедова издать всю комедию: до того не можем сказать ни слова о завязке, развязке и роде комедии. Беспристрастно судя, надобно бы пожелать больше гармонии и чистоты в стихах г-на Грибоедова. Выражения: глазом мигом не прищуря — кто ж радуется эдак — черномазенький — дом зеленью раскрашен — нету дела — слыли за дураков — опротивит — к прикмахеру и т.п. дерут уши."
(Н. А. Полевой в журнале "Московский телеграф", 1825 г.)


Н. И. Греч:

". Из рукописных произведений все истинные знатоки и любители отечественного слова восхищаются комедиею А. С. Грибоедова: "Горе от ума". Ее читают даже в позлащенных гостиных. Из напечатанного отрывка в "Русской Талии" никак нельзя судить о прелести целого. Прекрасные стихи, верное изображение характеров и странностей общества, высокие чувствования любви к отечеству, занимательность комических положений, все соединяется в этой пьесе. Безо всякого сомнения после "Недоросля" у нас не было ничего подобного. "
(Н. И. Греч в журнале "Северная пчела", 1825 г.)

М. А. Дмитриев:

". Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных. Если бы комик исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица - смешны, а вся картина забавна и поучительна! Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблен и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над ее батюшкой, дядюшкой, тетушкой и знакомыми; потом на вопрос молодой графини, зачем он не женился в чужих краях, отвечает грубою дерзостию! Сама София говорит об нем: не человек, змея! Итак, мудрено ли, что от такого лица разбегутся и при­мут его за сумасшедшего.

Впрочем, идея сей комедии не но­вая Чацкий же, напротив, есть ничто иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное —- на стороне Чацкого! Он хочет отличиться то остроумием, то каким-то бранчивым патриотизмом перед людьми, которых презирает; он презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтоб они его уважали! Словом, Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен (по крайней мере, в сценах, мне известных) менее всех рассудительным!

Прием Чацкого как путешественника есть, по моему мнению, грубая ошибка против местных нравов! . У нас всякий возвратившийся из чужих краев принимается с восхищением! Короче, г-н Грибоедов изобразил очень удачно некоторые портреты, но не совсем попал на нравы того общества, которое вздумал описывать, и не дал главному характеру надлежащей с ними противуположности!

Не говорю уже о языке сего отрывка, жестком, неровном и неправильном! Во многих местах слог совсем не разговорный, а книжный; там между русскими стихами встречаются два целые стиха французские; тут к слову histoire рифма пожара лучше попросить автора не издавать ее [прим. - комедию], пока не переменит главного характера и не исправит слога.
(М. А. Дмитриев в журнале "Вестник Европы", 1825 г.)

Г. Грибоедов, желая соблюсти в картине своей всю верность красок местных, вставил в речи некоторых чудаков французские слова и фразы. Если подлинно в них видят смесь языков французского с областным русским — то цель его достигнута.

Что касается до стихосложения, то оно таково, какого должно было желать в русской комедии и какого мы доныне не имели. Это не тощий набор звонких или плавных слов и обточенных рифм, при изыскании которых часто жертвовали или словом сильным, или даже самою мыслью. Г. Грибоедов очень помнил, что пишет не элегию, не оду, не послание, а комедию: оттого он соблюл в стихах всю живость языка разговорного; самые рифмы у него нравятся своею новостью и в чтении заставляют забывать однозвучие ямбического метра и однообразие стихов рифмованных."
(О. М. Сомов в журнале "Сын Отечества", 1825 г.)

Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью; но никто из них не делает шагу для увенчания любви своей, и потому положение всех троих ничуть не переменяется в продолжение длинных четырёх действий. То же можно сказать и о прочих лицах. Фамусов оказывает явное предпочтение Скалозубу, но не предпринимает ничего в его пользу. Хлестова, которая могла бы вредить Чацкому своими сплетнями, занята только арапками. Загорецкий, представленный плутом в словах Платона Михайловича, вовсе ничего не делает, и он более легковерный глупец, нежели хитрый обманщик. Полномочная Наталья Дмитриевна и покорный муж её ни замедляют, ни ускоряют хода пьесы. Наконец, многоречивый Репетилов говорит о вещах, совсем посторонних делу. Можно выкинуть каждое из сих лиц, заменить другим, удвоить число их — и ход пьесы останется тот же. Ни одна сцена не истекает из предыдущей и не связывается с последующею. Перемените порядок явлений, переставьте нумера их, выбросьте любое, вставьте что хотите, и комедия не переменится. Во всей пьесе нет необходимости, стало быть, нет завязки, а потому не может быть и действия.

Помилуйте, неужели вы не шутя называете эти рифмы новыми? Эта новость современна нашей комедии. Рифмы — встречались — та ли-с! —конечно, новы; но, кажется, не стоило труда приискивать новую рифму на это окончание: их и без того слишком много и они слишком неприятны для слуха.


В. Ф. Одоевский:

". сочинение, делающее честь нашей словесности. "Горе от ума" г. Грибоедова. Не буду говорить о том, что все русские журналы (за выключением "В. Е."*) наполнены похвалами сей комедии. Это прекрасное произведение, конечно, не имеет нужды ни в похвалах, ни в защите от нападений г. Дмитриева*; оно, без сомнения, переживет все журнальные статейки и все возможные прологи и проч. . но не защищать его хочу; я желаю показать только предубеждение критика.
[* В. Е. - "Вестник Европы", см выше критику Дмитриева в журнале "Вестник Европы"]
. в Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость

. характер Чацкого он составляет совершенную противоположность с окружающими его лицами и что одна сторона оттеняет другую: что в одной видна сила характера, презрение предрассудков, благородство, возвышенность мыслей, обширность взгляда; в другой слабость духа, совершенная преданность предрассудкам, низость мыслей, тесный круг суждения

П. А. Катенин:

". Теперь в гору лезет на счету критиков Грибоедов за комедию „Горе от ума" в ней ума и соли тьма, но план далек от хорошего. Стихи вольные и разговорные, побочные лица, являющиеся на один миг, мастерски обрисованы; жаль только, что эта фантасмагория не театральна: хорошие актеры этих ролей не возьмут, а дурные их испортят. Смелых выходок много, и даже невероятно, что Грибоедов, сочиняя свою комедию, мог в самом деле надеяться, что ее русская цензура позволит играть и печатать". "Ума в ней [прим. - в комедии] точно палата, но план, по-моему, недостаточен, и характер главный сбивчив и сбит (manqué); слог часто прелестный, но сочинитель слишком доволен своими вольностями; так писать легче, но лучше ли, чем хорошими александрийскими стихами? вряд. "
(письмо П. А. Катенина к Н. И. Бахтину от 17 февраля 1825 г.)


Рецензия в журнале "Сын отечества":

". венец всего собрания есть акт и несколько сцен из новой комедии "Горе от ума", сочиненной Грибоедовым. Удачное изображение характеров, многие истинно комические черты, знание сердца человеческого и общежития, острые слова, прекрасные стихи — все соединяется в этой превосходной пьесе; можно смело сказать, что со времени Фон-Визина у нас не было подобной русской комедии. "
(Рецензия в журнале "Сын отечества", 1825 г.)

Это была избранная критика о комедии "Горе от ума" Грибоедова: отзывы современников о произведении.


Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой текста, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет в конце 2020 года.

Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ - ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(14)Грибоедов попал в нерв: черта умного человека – изначально и неизбежно присущая уму, –увы, именно в этом. (15)Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и в сущности мизинца твоего не стоит. (16)Может ли быть иначе? (17)Вряд ли. (18)Потому что иное положение дел свидетельствовало бы о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. (19)Снобизм – иное дело, но редкий сноб умён
в истинном смысле слова. (20)Чаще он демонстрирует репетиловские черты: нахватался фраз да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.

(21)Горькая и странная, эта пьеса – именно о том, как ум взыскивает диалога. (22)Он не живёт в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать. (23)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. (24)Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? (25)Это признак совсем другой души – расчётливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, самоцельный, занятый вечными вопросами. (26)Такому мудрецу и правда не понять, что у него под носом делается.

(27)Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви. (28)Не даётся ум холодным и самодостаточным существам. (29)И это – один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны, о, в какой ад они превратили бы захваченный ими мир!
(30)Но злодеи недалёки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. (31)А ум даётся таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. (32)Высчитывать, кому и что можно сказать, – молчалинская черта. (33)Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя всё равно неправильно поймут.

* Дмитрий Львович Быков (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, журналист, критик.

Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)
с предыдущим при помощи противительного союза, лексического повтора
и контекстных антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:
1)
антонимы

2)
вопросительные предложения

4)
ряды однородных членов предложения

5)
восклицательные предложения

9)
эмоционально-оценочная лексика

1)
По мнению В.Г. Белинского, первым признаком умного человека является умение видеть, с кем он имеет дело.

3)
С настоящим умом не сочетается презрение к людям: ум не даётся холодным и самодостаточным существам.

4)
Уязвимое место всякого большого ума – необходимость отклика, потребность в любви.

5)
Злодеи, как правило, очень умны.

1)
В предложениях 1, 2 содержится повествование.

2)
В предложениях 10–13 содержится рассуждение.

3)
Предложение 20 противопоставлено по содержанию предложению 21.

4)
В предложениях 23–25 содержится рассуждение.

5)
В предложении 31 содержится элемент описания.

Из предложений 27–28 выпишите один фразеологизм.


Посмотреть ответы на тесты ЕГЭ по Русскому языку 2020 года

Читайте также: