Как в поэме реквием реализуется тема суда памяти

Обновлено: 17.05.2024

История создания

О создании поэмы известны интересные факты:

Вариант 2

Их жизнь никогда уже не будет прежней, как до ареста, за ними всегда будет тянуться шлейф арестантов, политически ненадежных людей. Рухнут семьи, карьеры, здоровье, многие – многие не смогут этого пережить.

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

Смысл названия

Композиция и конфликт

Краткий анализ поэмы Реквием

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Толчком к написанию поэмы послужили трагические события из жизни А. А. Ахматовой: расстрел первого мужа, Н. Гумилёва, в 1921 г., арест второго мужа, Н, Пунина, и сына Л. Гумилёва в 1935 г., высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест сына в 1938 г. и ссылка его в Сибирь на 10 лет.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

10 глав-стихотворений Третье, четвёртое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. А. А. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

1. Реальная женщина

⦁ поэма автобиографична: А. А. Ахматова переживает личные трагедии (смерть Н. С. Гумилёва, аресты Н. Н. Пунина и сына); ⦁ женщина с достоинством и силой воли; ⦁ эмоциональна, не скрывает своего ужаса; ⦁ то охваченная безумием, призывающая смерть, то отстранённая и окаменелая от горя.

2. Собирательный образ русской женщины

⦁ разговор в очереди показывает, что трагедия поэтессы не только личная, но и общая для всех женщин эпохи сталинского террора; ⦁ женщины сильные, терпеливые, самоотверженные, но в то же время измученные тревогой за судьбу близких; ⦁ все подруги по несчастью; ⦁ стоят и в холод, и в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных, готовы последовать за ними в ссылку

3. Обобщающий образ Богоматери

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: память, родина, страдания матери и всего народа. ⦁ Идея: память о том, что было сделано с народом во время сталинского террора, должна жить всегда; в поэме звучит призыв к будущим поколениям построить памятник народному страданию и не позволить этой страшной трагедии повториться.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Метафоры: лица опадают, летят недели, перед этим горем гнутся горы.

⦁ Антитеза: зверь — человек, каменное слово — живая грудь, горячая слеза — новогодний лёд.

⦁ Сравнения: выла старуха, как раненый зверь; подкрадись, как опытный бандит.

⦁ Оксюморон: звёзды смерти.

• Образы-символы: звезда, крест.

Суть: о чем произведение?

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Основная тема поэмы Реквием

Сквозь призму личных трагических обстоятельств, автор раскрывает тему переживания за свою родину, которая вынуждена беспомощно смотреть на то, как жестоко поступают с ее сыновьями. Анализ поэмы Реквием позволяет понять, что Ахматова проводит аналогии между собой и сотнями тысяч других женщин из разных времен, отправляющих на плахи своих детей. Тема материнской, сестринской, дочерней, женской любви раскрывается в поэме за счет описания отчаяния и душевных терзаний, которые испытывает такой слабый, и такой сильный пол за своих близких. Эмоции настолько сильны, что, кажется, не всегда помещаются в одном теле.

стих

реквием смысл

В этом и заключается основная тема и смысл поэмы Реквием, своеобразный призыв Ахматовой для потомков.

Главные герои и их характеристика

Композиция

Проблемы

  • Проблема исторической памяти
    — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия
    стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Основная идея

Краткий анализ стихотворения

Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.

Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.

Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.

Поэма “Реквием” - самое удивительное и лучшее произведение великой русской поэтессы Анны Ахматовой. В него вылилась вся мощь ее слога, все мастерство и талант. Поэма была написана на основе личных переживаний Анны, трагедии ее семьи, которая затронула многих женщин в то время. Речь идет о расстреле ее мужа и аресте сына Льва Гумилева.

  • История написания
  • Название и композиция
  • Тема
  • Проблематика
  • Жанр, художественные приемы, направление
  • Содержание

История написания

Важно! Поэма “Реквием” была окончена, но публиковать ее было нельзя. Более того, автор долго не записывала строки и держала их в памяти, зачитывая только самым близким друзьям. Еще около 11-ти человек знали это произведение наизусть, но никто не предал поэтессу. Ахматова записала его на бумаге лишь в 1950-м году.

Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922 год

Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922 год В 60-х гг., когда началась “оттепель”, некоторые части печатали в самиздате.

Название и композиция

  • “Посвящение”
  • “Вступление”
  • 10 глав - некоторые с названием (7 - “Приговор”, 8 - “К смерти”, 10 - “Распятие”)
  • Эпилог

Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет работы художника Ю. П. Анненкова. 1921 год

  • Страдания народа - показаны через призму собственной драмы. При этом поэтесса проводит сравнение с матерями любых эпох, которые были вынуждены отправлять своих сыновей на смерть, даже если они ни в чем не виноваты. Она показывает, что их боль лишает рассудка, она существует вне времени, никуда не исчезая. Также Ахматова чувствует боль всего своего народа, который любит всей душой, и который теперь вынужден переживать столь страшное время.
  • Безграничная любовь - женщины не в силах помочь своим родным, но их любовь не имеет границ, стремится согреть и защитить близких, которые попали в беду.
  • Память - Ахматова говорит, что мы обязаны всегда помнить об этих людях, павших жертвами эпохи, о горе всей нации и каждой отдельной женщины. Наша задача не забыть об этих ужасах и не допустить их повторения.
  • Время - в произведении объединяются несколько совершенно разных эпох. Время в произведении как будто бы стерто, оно построено как наплывы воспоминаний. Время в разных частях меняется, для героини оно стало серым и бесцветным ожиданием, она измеряет его лишь важными событиями, а промежутки заполняются тоской.

Проблематика

  • несправедливости - большая часть людей в тюрьме были обвинены огульно, ни за что;
  • исторической памяти - автор боится, что следующие поколения забудут об этих ужасах и этих людях, которые пережили столько горя;
  • бесправия и беспомощности - матери не в силах изменить судьбы своих детей, они могут только ждать.

Жанр, художественные приемы, направление

“Реквием”, безусловно, относится к литературному жанру “поэма”, но в ней отмечают и некоторые черты эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении под названием акмеизм. Это одно из ответвлений модернизма. Ему присущи такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямота изложения, которые мы видим в строках поэмы.

Все времена имеют своих летописцев. Хорошо, если их много - тогда у читателей их произведений возникает возможность взглянуть на события с разных сторон. А еще лучше, когда эти летописцы (пусть они даже не носят это название, а считаются поэтами, прозаиками или драматургами) имеют великий талант, способен передать не только фактографию, а внутренние пласты того, что происходит: философский, этический, психологический, эмоциональный и т.п. Именно таким поэтом - летописцем была Анна Ахматова. Не легкой была ее жизнь. На судьбу “музы плача” выпала революция и гражданская война, репрессии сталинских времен и потеря мужа (которого расстреляли), голод, замалчивание, попытки дискредитации ее как поэта. Но она не сдалась, не убежала, не эмигрировала, а продолжала оставаться со своим народом.

В самом начале ее творчества ничто не свидетельствовало о том, что когда-нибудь Анна Ахматова будет в состоянии написать поэму “Реквием”. Ничто, кроме великого таланта. Не случайно она (как и М. Гумилев) была признана одним из лидеров акмеизма, одного из модернистских течений “Серебряного века” русской поэзии, одним из принципов которого было (по мнению Огородного) брать в искусство те мгновения, которые могут быть вечными. Совершенная поэтическая техника, что культивировалась в среде акмеистов, и типичная для них склонность к широкому обобщению дополняла все в Ахматовой, которая сначала ограничивалась традиционной для поэтесс темой любви и тонкой психологией.

Но жизнь вносила свои коррективы в тематику, не давала исчерпываться личными проблемами, тем более, что причины трагедий Анны Ахматовой были и причинами трагедий всего народа. И личное сплеталось с общим, а поэтический талант разрешал превращать страдание в несравненные строки стихов.

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, в беде был, -
пишет Ахматова.

Так, она всегда была там, где тысячи обычных советских женщин, и отличалась от их лишь тем, что имела возможность поэтически срисовать то, что видела.

Поэма “Реквием”, одно из центральных произведений всего творчества Анны Ахматовой. Была написана после того, как поэтесса “провела семнадцать месяцев в тюремных очередь в Ленинграде”. Поэма состоит, будто из отдельных стихотворений, не имеет внешне построенного сюжета, но на самом деле композиция ее довольно четкая, а переход от одного эпизода-мгновения создает даже определенное сквозное действие. Прозаичный отрывок “Вместо предисловия” объясняет, откуда возник замысел, “Посвящение” декларирует авторское отношение к теме и собственно то, о чем будет идти речь в основной части, но уже в “Посвящении” вместо местоимения “я” стоит “мы”:

Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

Итак, Анна Ахматова рассказывает не только о себе, ее лирическая героиня - это, кроме нее, еще и все “невольные подруги”, что прошли кругами ада от ареста близких людей до ожидания приговора. “Нет, это не я, это кто-то другой страдает”, - не только отстраняется от собственного состояния души, а снова намек на обобщение.

Разве можно определить, о ком именно речь идет в строках:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною, -
пишет она уже в эпилоге, где подводится своеобразный итог темы. Эпилог поэмы частично тоже посвящение, в нем выражается желание назвать всех страдалиц поименно, но так как это невозможно, Анна Ахматова призывает отдать им (и не только им) честь другим способом - запомнить в страшные времена, когда

… Безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных “Маруся”. - так, как поклялась помнить она. Даже памятник себе она просила поставить там, “где стояла я триста часов”, Чтобы не забыть обо всем и после смерти.


Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.


Анна Андреевна Ахматова (1889 1966)

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Жанр, направление и размер


Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения


Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

  • памяти,
  • матери,
  • Родины,
  • страдания народа,
  • времени,
  • любви.

Краткое содержание произведения раскрывает перед нами картину жизни отдельного периода жизни поэтессы, полного трагизма, отчаяния и мытарств.

А это вы можете описать?

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Далее следует Вступление, в котором с большой поэтической силой изображается сердечная боль, осатанелые годы и город, как безучастный свидетель происходящего:

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Автор вглядывается в себя со стороны, вспоминая радости прошедшей жизни:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.

Читайте также: