Военные и специализированные суды это

Обновлено: 17.05.2024

Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

  1. Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
  2. Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
  3. Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
  4. Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.

Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Статус Конституционного Суда РФ подробнее , в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.

При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.

Сфера компетенции военных судов

Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:

  • Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
  • Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
  • Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).

Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.

Система и виды военных судов

Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих По данной теме мы уже выполнили решение задач Задачи по ГП РФ подробнее .

Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.

Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.

Военная коллегия Верховного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарий к Статье 25 ГПК РФ

Военные суды являются специализированными судами. Подсудность им гражданских дел установлена ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 названного Закона военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Иными словами, названные выше дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности ВС РФ, рассматриваются и разрешаются только военными судами. Другим судам общей юрисдикции, в том числе мировым судьям, названные выше дела неподсудны. ФЗ от 30.04.2010 N 3-ФКЗ к подсудности военных судов отнесены дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 06.02.2007) указано, что согласно ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 30.12.2012) и от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 21.03.2013) статус военнослужащих имеют военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной государственной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых принадлежит государству и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом. Статусом военнослужащих могут обладать с некоторыми ограничениями иностранные граждане.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и иных нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают.

Часть 2 ст. 7 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" относит к подсудности военных судов дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, уволенных с военной службы, и граждан, прошедших военные сборы, нарушенных органами военного управления, воинскими должностными лицами в период прохождения военной службы, военных сборов.

Военным судам подсудны дела искового производства - из гражданских правоотношений, в основном из жилищных. Стороной в исковых делах могут быть не только военнослужащие, но и члены их семей.

Согласно ч. 4 ст. 7 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" за пределами территории РФ все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, в том числе мировыми судьями, рассматриваются дислоцирующимися в данной местности военными судами, если иное не установлено международными договорами РФ.

Между звеньями системы военных судов компетенция по рассмотрению гражданских дел распределяется следующим образом.

Военная коллегия ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 1 ч. 3 ст. 9 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации").

Окружные (флотские) военные суды рассматривают гражданские дела, связанные с государственной тайной (ч. 1 ст. 14 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"). Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 08.11.2011)). Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 19.03.2013). В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ "О государственной тайне" органы судебной власти:

- рассматривают гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;

- обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

- обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

К подсудности окружных (флотских) военных судов отнесены также гражданские дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Гарнизонные военные суды, суды соединений, объединений и флотилий рассматривают гражданские дела, не отнесенные ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" к подсудности Военной коллегии ВС РФ и окружных (флотских) военных судов.

В ст. 25 ГПК РФ помимо военных судов названы иные специализированные суды. В настоящее время таких судов в системе судов общей юрисдикции не существует. Вводиться они могут только федеральными конституционными законами. Известна попытка создания системы специализированных административных судов по инициативе ВС РФ. Однако никакого отношения к гражданскому судопроизводству эти суды не имеют.

Другой комментарий к Ст. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела могут рассматриваться военными и иными специализированными судами. Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах в Российской Федерации" созданы военные суды. Других специализированных судов в России нет. Военному суду в порядке гражданского судопроизводства подсудны дела, вытекающие как из гражданских, так и из административных правоотношений по вопросам защиты нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Для правильного определения подсудности дела военному суду необходимо принимать во внимание субъектный состав спорного отношения, чтобы в споре участвовали военнослужащий и орган военного управления или должностное лицо, а спорные правоотношения были связаны с прохождением военной службы.

Если гражданин, уволенный с военной службы, а также гражданин, проходивший военные сборы, обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения военной службы, военных сборов, то такие дела подсудны военным судам. Это подчеркнуто в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" .
--------------------------------
БВС РФ. 2000. N 4.

Неподсудны военным судам дела по спорам между военнослужащими, так как обязательным субъектом должны быть орган военного управления или воинское должностное лицо.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено - Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС . Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка . Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

Российские военные суды осуществляют правосудие в вооруженных силах, других воинских формированиях и в организациях, в которых предусмотрена военная служба.

Первые трибуналы появились еще в Римской империи, но свой зловещий ореол они получили позже – в эпоху Святейшей инквизиции. В новое время такое название получили специализированные военные суды, действующие в вооруженных силах, на освобожденных или оккупированных территориях.

Общая информация

Боевые действия почти всегда делают невозможной нормальную работу судебной системы. Возникает серьезная проблема с содержанием задержанных и арестованных, еще сложнее выполнять привычные для мирного времени наказания – лишения свободы или исправительные работы.

Поэтому во время войны правосудие осуществляется особыми органами – военно-полевыми судами и трибуналами. Они действуют только в период боевых действий или сразу после их окончания. Нередко такие структуры создаются командирами армейских частей и подразделений или комендантами населенных пунктов.

В 2018 году военные суды России праздновали столетний юбилей с момента своего образования.

Война определяет специфику данных органов юстиции. В компетенцию трибуналов входят преступления, совершенные военнослужащими или лицами, которые приравнены к ним. В первую очередь это военные преступники и дезертиры.

Военно-полевые суды могут рассматривать дела гражданских лиц и некомбатантов. Подобные органы занимаются мародерами, саботажниками, паникерами, пособниками противника. Военно-полевой суд считается чрезвычайным органом, который нередко действует вне норм существующего законодательства.

Боевые действия накладывают серьезный отпечаток на деятельность органов юстиции. В этот период дела, как правило, рассматриваются по упрощенной процедуре, а наказания отличаются особой жестокостью. Широко практикуется смертная казнь, нередко ее осуществляют прилюдно.

Приговоры военно-полевых судов и трибуналов нельзя обжаловать в апелляционных инстанциях, в некоторых случаях их утверждает командующий подразделением.

История

Трибунал не всегда бывает военным. Это особый суд, осуществляющий свою деятельность в чрезвычайных ситуациях и по специальной процедуре. Поэтому во многих аспектах он является антагонистом обычным судам общей юрисдикции.

Сам термин пришел к нам из Древнего Рима. В то время так называли особое возвышение, на котором проходили судебные процессы. Нынешнее значение он получил в период Средневековья, когда были созданы особые трибуналы инквизиции. Им были подведомственны дела о богохульствах, ересях, колдовстве.

После французской революции врагов нового режима судил революционный трибунал – он стал главным двигателем террора. Трибунал отправил на гильотину королеву Марию-Антуанетту, герцога Орлеанского, Шарлотту Корде и тысячи других менее известных граждан. Подсудимым запрещалось пользоваться услугами адвокатов, а единственным наказанием в подобных судах была смертная казнь.

Дореволюционная Россия

В России военный трибунал появился в эпоху царствования Петра I. Это произошло в 1716 году, позже для них был разработан специальный уголовный кодекс.

Согласно петровскому положению, существовало три вида военных судов:

Трибуналы состояли из председателя, шести или двенадцати членов, секретаря, пристава и аудитора. На указанные должности в основном назначали офицеров и только аудитор должен был обладать юридическими познаниями. Поэтому качество принятых решений было крайне низким. Подобные суды имели право рассматривать дела не только военнослужащих, но и гражданских лиц.

Судебная реформа Александра II кардинально изменила систему военных судов Российской империи.

В 1867 году был принят новый военно-судебный устав, а структура органов армейской юстиции – реформирована. В ее состав вошли полковые и окружные суды, а также Главный военный суд. В состав двух последних органов входили профессиональные военные юристы, которых на должности утверждал лично император.

В СССР часто писали о жестокости царской военной юстиции, но с этим тяжело согласиться. В период с 1866 по 1905 год все суды империи вынесли всего 40 смертных приговоров. Исключением стал период революции 1905 года, во время которой власти решились на создание военно-полевых судов, подчинявшихся генерал-губернаторам. За восемь месяцев своего существования они вынесли более тысячи смертных приговоров. Существование подобных органов вызвало волну негодования в обществе, поэтому их работа была прекращена.

С началом Первой мировой войны в России были восстановлены военно-полевые суды, а в 1917 году Временное правительство вернуло смертную казнь.

Советский период

После прихода к власти большевиков в армии была развернута система революционных трибуналов. В феврале 1919 года появилось специальное положение, которое регламентировали их работу. Решения данных органов не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в кратчайшие сроки. Кроме воинских преступлений, они занимались делами о контрреволюционной деятельности.

Революционные трибуналы имели право назначать любую меру наказания. Они действовали до 1922 года и принимали активное участие в репрессиях периода Гражданской войны.

Революционные трибуналы отличались крайней жестокостью.

В СССР военные трибуналы действовали на основе специального положения Конституции, ряда законов СССР и актов союзных республик. Судей для данных органов избирал Президиум Верховного Совета из числа военнослужащих с соответствующим образованием. Заседатели выбирались прямо в частях открытым голосованием. Трибунал в армии занимался преступлениями, которые совершили военнослужащие. Надзор за данным органом осуществлял Верховный суд страны.

В первый же день войны был принят указ о работе военных трибуналов в районах боевых действий, а в также передачи им всех дел, в которых рассматривались преступления, совершенные против общественного порядка, обороноспособности страны и государственной безопасности.

Это было суровое время. За период Великой Отечественной войны трибуналами были осуждены более 2,5 млн советских граждан, из них 217 тыс. – были расстреляны. Большая часть из них – гражданские лица, которых судили за контрреволюционную деятельность, распространение слухов, уход с работы или мелкие кражи. Число казненных по приговорам трибуналов во время ВОВ сопоставимо с потерями союзников в Европе.

В 1943 году в СССР появились военно-полевые суды. Они рассматривали дела о преступлениях нацистов на советской территории, шпионаже и измене Родине. В подсудность к военным судам также попали дела о пособниках оккупантов.

Подобные органы образовывались при дивизиях действующей армии, приговоры утверждал командир подразделения, обычно они приводились в немедленное исполнение. Приговоренных к казни вешали, причем предписывалось снимать тела только через несколько дней.

Трибуналы рассматривали дела в упрощенном порядке, судьям часто приходилось выезжать прямо на передовую и проводить там процессы. Нередко они приговаривали военнослужащих к отправке в штрафные батальоны.

Военные трибуналы продолжили свою работу и после окончания войны. Например, именно по приговору такого органа был расстрелян генерал-изменник Власов и его ближайшие соратники. Аналогичная участь постигла и целый ряд других известных коллаборантов. Позже военный трибунал судил американского летчика-шпиона Френсиса Пауэрса .

Важные изменения в статусе военных судов и трибуналов произошли после смерти Сталина. В 1958 году было принято новое постановление, которое регулировало работу данных органов. Главной целью военных судов этот документ определял борьбу с посягательствами на обороноспособность ВС СССР.

В 1980 году система военных трибуналов была сформирована в частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане . Действуя в очень сложных условиях, их сотрудники много сделали для укрепления дисциплины и боеготовности войск, защиты прав военнослужащих и местных граждан. Многие из них впоследствии были награждены орденами и медалями.

Современная Россия

В апреле 1992 года все военные трибуналы страны были реорганизованы в военные суды. Подобное решение стало не просто переименованием, а коренной сменой парадигмы работы данных органов.

В 1999 году был принят конституционный закон, регламентирующий работу судов в армии. Сегодня они являются неотъемлемой частью единой судебной системы нашей страны.

Любой военный суд упраздняется и создается федеральным законом. Его нельзя ликвидировать, если дела, которыми он занимался, не переданы в юрисдикцию другого аналогичного органа.

Судьи неподотчетны и независимы в своей работе, любое вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность, которая предусмотрена российским законодательством.

Любой приговор или решение военного суда обязательны для исполнения всеми органами власти, самоуправления и военного управления, должностными лицами, коммерческими структурами и общественными организациями. Они имеют силу на всей территории страны.

Военные суды осуществляют правосудие в российской армии, а также в организациях, где есть военная служба. В их подсудность входят все дела о преступлениях, которые совершили сотрудники ВС, ФСБ , ФСО, СВР России , кроме того, они рассматривают жалобы военнослужащих на данные органы.

Юрисдикция окружных военных судов распространяется на один или несколько субъектов Российской Федерации .

Перед подобным органом могут предстать гражданские лица, если в момент преступления они находились в сговоре с военнослужащими, нарушившими закон. Кроме того, граждане, уже уволенные со службы, имеют право обжаловать в суде действия военного ведомства или отдельных должностных лиц, которые нарушили права указанных лиц во время прохождения службы или нахождения на сборах.

Делопроизводство в военных судах ведется на русском языке. Лица, которые не владеют им, имеют право выступать на родном или другом языке. Также они могут пригласить переводчика.

В настоящее время судейские должности могут занимать и гражданские лица, но предпочтение все-таки отдается офицерам с юридическим образованием.

Деятельность военных судов во время мобилизации регламентированы специальными законами.

Структура

Расположение военных судов определяется местами дислокации частей, формирований и учреждений ВС РФ . Они находятся в местах, которые открыты для граждан.

В структуру военных судов РФ входят:

  • Гарнизонные. Располагаются в месте дислокации одного или нескольких гарнизонов.
  • Окружные. Их юрисдикция распространяется на территорию одного или группы субъектов страны.
  • Коллегия Верховного суда РФ .

Военная коллегия – это высшая инстанция по отношению ко всем военным судам. В ее состав входит председатель, его заместитель и другие судьи. Данный орган рассматривает жалобы на решения судов низших инстанций. Также коллегия может пересматривать старые дела в связи с вновь появившимися обстоятельствами.

Военные суды расположены не только на российской территории. За пределами нашей страны они могут вести все дела, которые обычно рассматривают суды общей юрисдикции.

Наиболее известные трибуналы

Нюрнбергский процесс

Самым известным трибуналом в истории, несомненно, является Нюрнбергский процесс, на котором было осуждено руководство гитлеровской Германии .

Нюрнбергский трибунал судил верхушку Третьего Рейха.

Уже к середине войны стало очевидно, что ее нельзя окончить обычным мирным договором или капитуляцией. В 1943 году, во время Московской конференции, союзники приняли декларацию об ответственности гитлеровского режима за военные преступления. Летом 1945 года был создан Международный трибунал, перед которым предстали 24 лидера нацистского режима.

Создание такого органа – это прецедент, которого не знала история человечества. Поэтому участникам процесса пришлось с нуля разрабатывать практически все, от устава трибунала до процессуальных механизмов.

Вина подсудимых не вызывала сомнения еще до начала процесса. Его главной интригой была мера наказания, которую им присудят. В итоге, 12 человек были приговорены к смертной казни через повешение, остальные – получили пожизненные сроки или длительное тюремное заключение.

Нюрнбергский трибунал был не столько юридическим, сколько политическим процессом. С точки зрения права, гитлеровцы ничего нарушали – до этого момента развязывание войны не считалось преступлением.

Критики процесса отмечают, что организаторам суда в Нюрнберге самим можно было инкриминировать значительную часть обвинительного списка. Например, США и Англии – бомбежки Дрездена и других немецких городов, весьма сомнительные с военной точки зрения. А СССР в начале войны сам тесно сотрудничал с гитлеровской Германией .

Токийский процесс

Токийский процесс, по сути, стал продолжением Нюрнбергского трибунала. Когда союзникам понадобилось осудить руководство разгромленной Японии , то они использовали принципы, разработанные ранее для Нюрнберга . Правда, были между этими процессами и некоторые различия.

В Токио сторону обвинения уже представляло 11 государств, причем представители США руководили им. Суд начался в мае 1946 года и затянулся практически на полтора года. Перед ним предстало 25 обвиняемых, из которых семь – были приговорены в смертной казни, остальные – к пожизненному заключению или длительным тюремным срокам.

В тот момент уже начиналась Холодная война, поэтому Токийский трибунал проходил в атмосфере жесткого противостояния между СССР и Западом. После его окончания Советский Союз организовал свой собственный процесс над японцами.

Трибунал по Руанде

В середине 90-х годов в Руанде произошли массовые убийства, которые позже были признаны геноцидом. За несколько месяцев было убито от 500 тыс. до 1 млн человек. Страшная бойня стала продолжением многолетнего конфликта между тутси и хуту – двумя народностями, проживающими в стране. Особую роль в развязывании геноцида сыграли местные средства массовой информации.

Многие виновные в геноциде до сих скрываются от правосудия. В самой Руанде за участие в убийствах было арестовано более 120 тыс. человек.

Трибунал по Югославии

Распад социалистической системы в Восточной Европе привел к началу масштабного конфликта – войне в Югославии. Она продолжалась почти десять лет и сопровождалась массовыми убийствами и этническими чистками. В вооруженных конфликтах между сербами, боснийцами, хорватами и македонцами погибло около 100 тыс. человек.

Международный трибунал по бывшей Югославии работал более десяти лет.

Трибунал по событиям в Югославии заработал в 1993 году. Инициатором данного процесса стал Совбез ООН . Среди стран, поддержавших это решение, была и Россия . За время работы суда было рассмотрено более 160 дел, а количество осужденных за преступления против человечности превысило 90 человек.

Суд по бывшей Югославии часто и по разным поводам критикуют. Его обвиняют в ангажированности, плохой организации, дороговизне. Тем не менее, трибунал в Гааге стал первым процессом, когда преступников судил не победитель, а международное сообщество.

Изначально планировалось, что процесс расставит все точки в конфликте, поможет найти справедливость и примирит народы. Увы, этого не случилось. Подсудимые, получившие приговоры в трибунале, становились национальными героями в своих странах, что совсем не способствовало примирению сторон.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Читайте также: