Как соотносятся понятия правосудие и судебная власть

Обновлено: 29.04.2024

Судебная власть является разновидностью государственной власти, поскольку государственная власть (статья 10 Конституции РФ) осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть обладает рядом отличительных признаков:

1. Полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной власти.

2. Подзаконность, в силу которой судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции, руководствуются только законом. Подзаконность судебной власти проявляется не только во взаимоотношениях с теми, кто попадает в сферу ее деятельности, но и в самой судебной системе, т.е. во взаимоотношениях судов и судей между собой.

3. Независимость судебной власти (судов и судей) от кого бы то ни было, включая граждан и должностных лиц, органы государства и общественные объединения.

4. Правоприменительный характер: суд не издает законов и иных нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам.

5. Полнота власти, выраженная в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей, как в разрешении самых разнообразных правовых способов и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения, вплоть до самых строгих и исключительных.

6. Исключительность, устраняющая возможность пользоваться судебной властью кем бы то ни было, кроме судей и судов, и закрепляющая способы осуществления судебной власти.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Правосудие, в прямом смысле, есть суждение суда о правах и обязанностях каких-либо лиц на основе применения судом закона к конкретным фактам, случаям жизни, поступкам людей.

Термин “суд” употребляется в различных смыслах:

а) конкретный суд (районный, областной, арбитражный и т.д.) как правоохранительный орган государства;

б) как судебная система государства;

в) как осуществление правосудия по конкретному делу.

Под понятие “судья” попадают председатели, их заместители и судьи всех судов страны. Существо судебной деятельности, правосудия, можно раскрыть лишь с учетом того, что суд есть орган власти, а судебная деятельность является одной из форм государственной деятельности. Но правосудие отличается от других форм государственной деятельности (законодательной, исполнительной, контрольной, прокурорского надзора). Суд обеспечивает законность своими, только ему присущими методами и действует в особом порядке. Правовые конфликты и правонарушения рассматриваются различными государственными органами, среди которых особая роль отводится суду. Правонарушения по характеру и общественной опасности подразделяются на административные проступки, уголовно наказуемые деяния (преступления) и гражданские правонарушения. Административными правонарушениями считаются посягающие на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. Административные проступки рассматривают исполнительные (административные) органы государства: местная администрация, милиция, ведомственная инспекция.

Преступление - это общественно опасное действие (бездействие), посягающее на государственный строй, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законодательством.

К лицам, совершившим преступление, применяются меры государственного принуждения в форме уголовных наказаний. Только здесь суд может признать лицо виновным и применить уголовные наказания. Суды общей юрисдикции занимаются разбирательством гражданских дел, а также и уголовных.

Таким образом, правосудие - это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел, и правовых вопросов, и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

От других форм государственной деятельности правосудие отличается по следующим признакам:

а) правосудие осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ);

б) правосудие осуществляется только способом, указанным в законе (путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства);

в) правосудие осуществляется независимым судом на основе закона и в точном соответствии с ним;

г) правосудие осуществляется в процессуальной форме (исследование фактических данных, материалов, доказательств; допрос лиц в определенном законопорядке);

д) в результате осуществления правосудия суд решает конкретные дела и при наличии основания применяет государственное принуждение.

По закону, только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление, осуждая подсудимого по уголовному делу. Суд применяет к нему определенную меру государственного принудительного воздействия в пределах санкции уголовного закона. Принудительный характер судебной деятельности проявляется в гражданском судопроизводстве. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает ответчика либо истца к должностному поведению в рамках гражданского правоотношения. В соответствии с Российским законодательством о судоустройстве, деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемирное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяческих посягательств.

Итак, следует прежде всего отметить, что правосудие – это самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.

Судебная власть осуществляется только судом. Поэтому как нет суда без правосудия, так не может быть правосудия без суда.

Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами, путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Способы отправления правосудия зафиксированы в ст.4 Закона о судоустройстве и статусе судей в общей форме.

Традиционно методами правосудия являются: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс.

Действующее законодательство и практика его применения знает еще три способа отправления правосудия: 1) рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство; 2) рассмотрение в судебных заседаниях экономических споров между субъектами хозяйствования, так называемое хозяйственное судопроизводство; 3) наконец, конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным судом при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов.

Конституционные основы (принципы) судебной власти.

Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти

Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия. Они образуют своего рода фундамент, который служит опорой для всех конкретных законодательных положений.

Осуществление судебной власти только судами

В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Применительно к уголовным делам это положение конкретизировано в ст. 26 Конституции, которая устанавливает, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.

Независимость судей и подчинение их только закону. Принцип независимости судей и подчинения их только закону нашел закрепление во многих законодательных актах: Конституции РБ (ст. 110), Законе о судоустройстве и статусе судей (ст. 9), Законе о Конституционном Суде (ст. 2), процессуальных кодексах (ст. 22 УПК, ст. 11 ГПК, ст. 7 ХПК).

Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов. Подзаконность является одним из свойств судебной власти. Статья 112 Конституции устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”.

Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде. Правосудие как вид государственной деятельности требует особой осмотрительности, взвешенности и осторожности при принятии решений. Одним из условий этого является обсуждение судьями вопросов рассматриваемого дела и принятие по нему большинством голосов законного и обоснованного решения. Вместе с тем, повышение статуса и качественного состава судей, усиление требований к кандидатам на эти должности, учет опыта зарубежных стран позволили законодателю наделить судей правом единоличного рассмотрения дел. Ст. 113 Конституции предусматривает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. Из смысла данной статьи следует, что коллегиальное рассмотрение дел необходимо рассматривать как правило судопроизводства, а единоличное – как исключение из этого правила. Составы судов при рассмотрении тех или иных категорий дел конкретизируются в отраслевом законодательстве.

Состязательность и равенство сторон в процессе. Статья 115 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что “правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе”. Это положение продублировано в процессуальных кодексах (ч.1 ст.24 УПК, ст.19 ГПК, ст. 9 ХПК) и суть его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Состязательность и равенство сторон в процессе являются неразрывными понятиями, ведь, естественно, ни о каком состязании не может быть речи, если состязающиеся стороны не наделены равными правами и возможностями для отстаивания собственных позиций.

Открытое разбирательство дел во всех судах. Конституцией Республики Беларусь установлено: “Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства” (ст.114). Из данной статьи Конституции нетрудно сделать вывод о том, что гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство – как исключение из этого правила.

Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов). Право сторон, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, закрепленное в ст. 115 Конституции, является одной из форм осуществления гражданами права направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (ст. 40 Конституции).

Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь. Конституция Республики Беларусь отражает качественные изменения в правовой политике государства. Впервые в истории нашего конституционного законодательства права и свободы, честь и достоинство человека объявлены высшей ценностью.

Принцип презумпции невиновности. Принцип презумпции (от лат. praesumptio – предположение) невиновности сформулирован в ст.26 Конституции Республики Беларусь, где указано, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Иными словами, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Выборность и назначение судей. Поиск оптимальных способов формирования судейского корпуса – проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинения их только закону. Поэтому, с одной стороны, подходы к наделению судейскими полномочиями могут изменяться на протяжении развития того или иного государства, с другой, в современных государствах все три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) их назначение; 3) комбинированный – используется в различных вариантах.

Судебная власть – это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно-властные отношения суда и субъектов процесса, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых конфликтов или иных вопросов, отнесенных к его компетенции, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного, обеспечивающие самоограничение государства правом.

Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).

4. Принципы правосудия: понятие, система, значение

Принципы правосудия - это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации

принципы определяют основные черты правосудия, по϶ᴛᴏму все другие нормы о правосудии должны им ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать. Принципы имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истинной направленности конкретного правового акта.

Система принципов правосудия - это совокупность элементов определяющих основополагающие начала деятельности судебной власти и судебной системы в РФ.

К основным принципам правосудия в РФ относятся:

- Принцип осуществления правосудия только судом.

- Принцип равенства граждан перед законом и судом.

- Принцип независимости судов и судей.

- Принцип презумпции невиновности.

- Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

- Принцип состязательности и равноправия сторон.

- Принцип открытости и гласности судопроизводства.

- Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- Принцип обязательности судебных решений.

- Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

5. Законность как принцип правосудия. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

1 подвопрос

Законность – это принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона.

Во-первых, правосудие осуществляется на основе Конституции и законов, т. е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов.

Во-вторых, при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени.

Принцип законности подразумевает то, что на каждое решение суда должна иметься ссылка на соответствующий закон

2 подвопрос

6. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Гарантии обеспечения независимости судей.

1 подвопрос

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти

Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело

2 подвопрос

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3 подвопрос


  1. предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

  2. установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

  3. правом судьи на отставку;

  4. неприкосновенностью судьи;

  5. системой органов судейского сообщества;

  6. предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Несменяемость судьи. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Материальное обеспечение судей. Заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей – и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50 %-ной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Законами и другими нормативными правовыми актами предусматриваются также иные выплаты судье. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее 50 % их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующего суда.

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома или в виде отдельной комнаты с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарствами, которое оплачивается из средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается из средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

Меры социальной защиты судьи и членов его семьи. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму, равную его заработной плате за 15 лет.

7. Участие граждан в отправлении правосудия. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

1 подвопрос

2 подвопрос

Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов.

8. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

1 подвопрос

Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Местоимение "каждому" означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу. Это право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены. Сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер, оно не знает никаких исключений.

Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны.

2 подвопрос

Смысл этого принципа выражен в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах: "Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему. на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании Закона".

В ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

Потерпевший должен иметь право обжаловать в суде отказ в возбуждении уголовного дела, если этот отказ лишает его возможности защищать свои права и свободы в суде.

Не согласные с прекращением дела по основаниям, которые затрагивают его доброе имя, нарушают его права, могут требовать судебного разбирательства дела для полной реабилитации.

3 подвопрос

Статья 1. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 190-ФЗ, от 19.12.2016 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

3. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

4. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.

5. При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством о налогах и сборах.

6. Органы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномочены от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на исполнение решений суда, арбитражного суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, имеют право предъявить регрессное требование к органу или должностному лицу, по вине которого допущено такое нарушение.


В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Ключевые слова: принцип разделения властей, судебная власть, функция, правосудие, Российская Федерация.

Конституция Российской Федерации устанавливает принцип разделения властей, на основе которого судебная власть в Российской Федерации является одной из ветвей государственной власти наравне с законодательной и исполнительной. В системе сдержек и противовесов судебная власть самостоятельна, независима и взаимно уравновешивает пределы полномочий как судебных органов, так и законодательных и исполнительных органов государственной власти для того, чтобы не допускать узурпации одной ветвью власти всей полноты власти в государстве.

Самостоятельность и обособленность судебной власти основывается на государственно-властных функциях, которые присущи только ей. Последняя реализуется посредством определённых функций, которые в свою очередь образуют компетенцию системы судебных органов. Правосудие и судебный контроль и надзор являются главными функциями судебной власти в Российской Федерации, так как особая роль судебной власти состоит в том, что через призму основ конституционного строя она осуществляет судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов.

  1. Правосудие как судебная власть в целом, осуществляемая судебными органами;
  2. Правосудие как функция судебной власти и деятельность судебных органов;
  3. Правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Автор согласен с данным высказыванием, делая вывод о том, что между функциями судебной власти и деятельностью судебных органов существует правовая взаимосвязь. Это означает, что функция определяет и порождает деятельность, а деятельность является отражением и результатом осуществления функции [3]. Например, правосудие, как функция судебной власти, определяет и является отражением деятельности судебной органов, а именно рассмотрение и разрешение дел в порядке конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.

Если рассматривать правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, то в данном случае это непосредственная деятельность судов конституционной, уголовной, гражданской, арбитражной, административной и военной юстиции. Автор хочет заметить, что существуют синонимы данного словосочетания такие, как судопроизводство, судебное разбирательство, судебное состязание, судебное заседание, отправление правосудия. Данные категории похожи между собой, но имеют определённые отличия, в частности, если говорить о судебном процессе, то это общее понятие, обозначающее деятельность органов судебной власти в целом в соответствии с АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ. Судопроизводство — это деятельность по рассмотрению и разрешению споров на разных стадиях судебного процесса, начиная с искового, заканчивая исполнительным производством по судебному делу. Судебное разбирательство — это стадия судебного процесса, на которой происходит рассмотрение спора по существу. Судебное состязание — это принцип судопроизводства, основанный на состязании и доказывании сторонами своего права и предоставленных ими фактов, а также обосновании применения тех или иных правовых положений законодательства Российской Федерации. Судебное заседание — это, в частности, форма судебного разбирательства, которое проводится по правилам и в порядке, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации. Отправление правосудия — это осуществление правосудия, как функции судебной власти и деятельность судебных органов. Последнее понятие объединяет все предшествующие ему словосочетания.

Как говорилось ранее, основной формой реализации судебной функции является правосудие, осуществляемое посредством конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Правосудие как функция судебной власти в Российской Федерации проводит сдерживание и уравновешивание законодательной и исполнительной ветвей власти, применяет в необходимых случаях меры предупредительного воздействия и меры государственного принуждения, обеспечивает судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов, результатом которого является судебный акт как акт правосудия и результат рассмотрения и разрешения спора.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, Российская Федерация, судебный процесс, орган, правосудие, функция, деятельность, процессуальное законодательство, судебное разбирательство, административное судопроизводство.


В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Ключевые слова: принцип разделения властей, судебная власть, функция, правосудие, Российская Федерация.

Конституция Российской Федерации устанавливает принцип разделения властей, на основе которого судебная власть в Российской Федерации является одной из ветвей государственной власти наравне с законодательной и исполнительной. В системе сдержек и противовесов судебная власть самостоятельна, независима и взаимно уравновешивает пределы полномочий как судебных органов, так и законодательных и исполнительных органов государственной власти для того, чтобы не допускать узурпации одной ветвью власти всей полноты власти в государстве.

Самостоятельность и обособленность судебной власти основывается на государственно-властных функциях, которые присущи только ей. Последняя реализуется посредством определённых функций, которые в свою очередь образуют компетенцию системы судебных органов. Правосудие и судебный контроль и надзор являются главными функциями судебной власти в Российской Федерации, так как особая роль судебной власти состоит в том, что через призму основ конституционного строя она осуществляет судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов.

  1. Правосудие как судебная власть в целом, осуществляемая судебными органами;
  2. Правосудие как функция судебной власти и деятельность судебных органов;
  3. Правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Автор согласен с данным высказыванием, делая вывод о том, что между функциями судебной власти и деятельностью судебных органов существует правовая взаимосвязь. Это означает, что функция определяет и порождает деятельность, а деятельность является отражением и результатом осуществления функции [3]. Например, правосудие, как функция судебной власти, определяет и является отражением деятельности судебной органов, а именно рассмотрение и разрешение дел в порядке конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.

Если рассматривать правосудие как судебный процесс в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, то в данном случае это непосредственная деятельность судов конституционной, уголовной, гражданской, арбитражной, административной и военной юстиции. Автор хочет заметить, что существуют синонимы данного словосочетания такие, как судопроизводство, судебное разбирательство, судебное состязание, судебное заседание, отправление правосудия. Данные категории похожи между собой, но имеют определённые отличия, в частности, если говорить о судебном процессе, то это общее понятие, обозначающее деятельность органов судебной власти в целом в соответствии с АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ. Судопроизводство — это деятельность по рассмотрению и разрешению споров на разных стадиях судебного процесса, начиная с искового, заканчивая исполнительным производством по судебному делу. Судебное разбирательство — это стадия судебного процесса, на которой происходит рассмотрение спора по существу. Судебное состязание — это принцип судопроизводства, основанный на состязании и доказывании сторонами своего права и предоставленных ими фактов, а также обосновании применения тех или иных правовых положений законодательства Российской Федерации. Судебное заседание — это, в частности, форма судебного разбирательства, которое проводится по правилам и в порядке, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации. Отправление правосудия — это осуществление правосудия, как функции судебной власти и деятельность судебных органов. Последнее понятие объединяет все предшествующие ему словосочетания.

Как говорилось ранее, основной формой реализации судебной функции является правосудие, осуществляемое посредством конституционного уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Правосудие как функция судебной власти в Российской Федерации проводит сдерживание и уравновешивание законодательной и исполнительной ветвей власти, применяет в необходимых случаях меры предупредительного воздействия и меры государственного принуждения, обеспечивает судебную защиту по охране и восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, а также судебный контроль и надзор за законностью и обоснованностью принимаемых нормативно-правовых актов, решений и действий должностных лиц и государственных органов, результатом которого является судебный акт как акт правосудия и результат рассмотрения и разрешения спора.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, Российская Федерация, судебный процесс, орган, правосудие, функция, деятельность, процессуальное законодательство, судебное разбирательство, административное судопроизводство.

Читайте также: